Советские клоуны: список, биография, творческий путь, фото. Юрии Никулин и Олег Попов: Война клоунов "он у вас что, припадочный?"

В колонках играет — Александр Рыбак.

Настроение сейчас — спокойное

Среди клоунов немало известных, популярных и любимых публикой. Но есть такие, чьи имена олицетворяют то искусство, которому они себя посвятили. Среди них и Олег Попов.

«Солнечный клоун» — так его называют во всем мире. Один из самых известных цирковых артистов СССР вот уже почти 20 лет работает за границей и не собирается возвращаться в Россию. Что стало причиной эмиграции и как ему живется на чужбине, выяснил корреспондент «Труда».

— Вы почти всю жизнь проработали в российском цирке и, только выйдя на пенсию, решили переехать. Наверное, тяжело в таком возрасте что-то кардинально менять, должна быть очень веская причина для подобного шага.

— И люди в Германии, и приезжающие из Москвы меня спрашивают, почему я не вернулся домой. Ответ многоэтажен. Я дитя войны. Начал работать в 11 лет, чтобы мы с мамой не умерли с голоду. Окончив в 1950 году цирковое училище, я ровно 40 лет отработал в Союзгосцирке, который потом стал Росгосцирком. В 60 лет я вышел на пенсию, отметив свой юбилей в цирке на проспекте Вернадского. В это же время я потерял жену, с которой прожил около 40 лет и очень тяжело переживал одиночество. Тогда, в начале 90-х, в стране начинались реформы, и меня, уже свободного пенсионера, пригласили в турне по Германии. Через год в Германии я встретил женщину, которая вскоре стала моей женой. Мы вместе почти 18 лет.

Не скрою, я был очень обижен, когда мне, народному артисту СССР, награжденному орденом Ленина и высшими наградами страны, была назначена минимальная пенсия. Речь идет не о деньгах — об оценке моего труда. На протяжении 40 лет я привозил в страну немалые деньги: из одной поездки до 5 миллионов долларов, хотя все мы, артисты советского цирка, получали 5-7 долларов за представление. Ни для кого не секрет, что мое имя составляло основополагающую часть этого успеха. Мы скрывали наши гонорары от иностранных коллег. Нам говорили, что на деньги, которые мы привозим, закупается зерно для страны в тяжелые годы.

— Ситуация в то время была непростая. Почти все учреждения переживали системный кризис, и, конечно, учреждениям культуры досталось особенно.

— Однажды мне приснилось, что я, уже абсолютно старый и седой, стою в переходе метро «Площадь Революции» и жонглирую колечками, чтобы заработать на кусок хлеба. То есть начал нищим во время войны в Салтыковке, нищим и закончил. Тогда мне предложили большое европейское турне и деньги, которых я не получил бы за год работы, хотя по европейским меркам это была средняя зарплата для обычного клоуна. Я согласился и в турне до сих пор.

Кое-кто говорит, что я уехал за деньгами. Но я никогда не был ханжой и как человек, реально голодавший в 40-х и начале 50-х, высшей ценностью в жизни ставлю хлеб.

— В прессе не раз обсуждалась ситуация вокруг капитального ремонта цирка на Цветном бульваре и конфликта, который якобы произошел между вами и Юрием Никулиным. Полагали, что причина отъезда заключается именно в этом. Так ли это?

— В конце 80-х цирки по всей стране сильно обветшали. Государство выжимало из них все, миллионы зрителей прошли через них, оставляя казне астрономические деньги и одновременно разрушая их. Но ремонтом тогда никто не занимался. В жутком аварийном состоянии находился и главный цирк Росгосцирка на Цветном бульваре.

Собрались все наши ведущие артисты и решили, что надо идти в правительство с просьбой о капремонте. С этой миссией делегировали меня, Юрия Никулина и Ирину Бугримову. Мы были у председателя Совета министров Н.И. Рыжкова. Он с пониманием отнесся к нашим чаяниям и тут же распорядился выделить на нужды цирка 26 миллионов долларов. И если бы ремонтом главного цирка страны не занялся лично премьер-министр, возможно, он так и простоял бы, как остальные цирки России, без капремонта. Тогда-то и назначили Юрия Никулина директором. Правда, мне он пообещал следующее: раз я участвовал в спасении цирка, то мне и работать на его открытии. Но на открытии работал какой-то малоизвестный клоун, а меня даже на премьеру не пригласили. Впрочем, это понятно: мы с Юрой всегда были конкурентами. Мое имя до сих пор широко известно на Западе, а Никулина там почти не знают. Но, отдавая уважение таланту и успеху Юрия Владимировича, я могу понять, почему он стал директором главного государственного цирка страны. Но есть вещи, которые я отказываюсь принимать.

— Что вы имеете в виду?

— Цирк на Цветном бульваре — это не просто здание, это национальное достояние России. Здесь столетиями выковывалась слава отечественного циркового искусства. Его до революции регулярно посещали члены императорской фамилии. В 20-е и 30-е годы завсегдатаями были Мейерхольд, Таиров, Луначарский, Горький, Булгаков, Оле-ша, Толстой. С удовольствием посещали его все руководители государства — Сталин, Хрущев, Брежнев, Андропов, Горбачев. В цирке выпускались все лучшие номера Советского Союза. Раньше сложно было уехать за границу, и главной мечтой любого артиста цирка было работать на этом манеже.

Здесь начинал и дошел до своей высшей славы Карандаш, начинали братья Запашные, Ирина Бугримова, Маргарита Назарова, Валентин Филатов, Владимир Волжанский — для всех этот манеж был высшим пьедесталом, цирковым Олимпом. Я тоже приобрел мировую славу на этом манеже. И у меня в голове не укладывается, что этот цирк стал частным! Тем более я не понимаю, почему им руководит сын Никулина. По какому праву? У нас до сих пор еще есть в цирке имена, которые могут стать его символом.

Цирковые артисты живут очень тесной жизнью, и поэтому все всегда были в курсе личной жизни каждого. Скажу откровенно: все близкие люди сочувствовали Юрию Никулину, который жаловался, что сын с большим трудом поступил на журфак, у него были проблемы с учебой, да и с работой в дальнейшем неладилось. И только участие Юрия Владимировича помогло ему избежать массы неприятностей. Кроме того, артистам было известно о чрезмерном увлечении Максима алкоголем. В общем, чего только не вынес отец из-за него. И вот этого человека, который имел отдаленное представление о нашей работе, назначают директором цирка.

— По-вашему, передать цирк в частные руки было опрометчивым решением?

— Когда мне говорят, что цирк на Цветном бульваре, цирк Соломонского со 130-летней историей, стал частным, меня дрожь пробирает. Ведь его славу и престиж создавали целые поколения цирковых артистов. Здесь они разбивались, ломались, становились инвалидами или всемирно известными звездами.

Если уж таковы реалии и от этого никуда не деться, пусть на краю Москвы купят пустырь, построят на свои средства цирк и докажут всем, что они могут сделать. А то, прибрав государственный цирк с историей и именем, еще и учат нас работать.

Но истинное негодование у меня вызывают эти новые русские, которые большой ложкой поедают труд и доблесть артистов, включая и сегодняшних, — мне рассказали, какие копейки получают артисты на вынужденном простое. Они требуют налоговых льгот — просят льготы, которые даются лишь государственным предприятиям. Боюсь, что сэкономленные деньги пойдут не на зарплаты, а на личное обогащение.

Видеть эти безобразия и понимать, что ничего не можешь изменить, — вот моя главная боль. Кроме того, сейчас в цирке хотят инициировать новую волну приватизации и разорвать единую цепочку всех цирков страны. Я давно работаю на Западе и знаю, как эта система опасна для самих артистов: они становятся бесправными перед своими хозяевами. Пока это происходит только в Москве, а им хочется, чтобы уникальная цирковая система рухнула от Владивостока до Калининграда и во главе цирков стояли бы ловкие новоиспеченные псевдоуправленцы. Вот здесь-то и наступит конец великому русскому цирковому искусству. Доказательство этому, по-моему, цирк на Цветном бульваре.

— То есть частное управление в цирковом искусстве недопустимо?

— Поймите меня правильно: я не против частного цирка. Я и сейчас работаю в частном голландском цирке. Но он построен и передвигается по странам на деньги этих людей. А когда ты от папы получил наследство, сделал его частным и построил свое благополучие на крови, слезах и поте поколений русских артистов, это возмутительно. Я считаю, что цирк на Цветном бульваре должен быть государственным и возглавлять его должен выдающийся деятель цирка. Как в театре: есть менеджеры, но есть и его руководители — Табаков, Соломин, Доронина, Волчек. А заслуги Максима Никулина начинаются и заканчиваются только тем, что он сын Юрия Никулина.

— Следите ли вы за работой артистов цирка и программами, которые создаются в цирке на Цветном?

— Раньше здесь создавались лучшие номера и программы страны. А что сейчас? Друзья периодически привозят мне записи программ этого цирка. Одна хуже другой… Хотел сказать, куда смотрят Росгосцирк и Министерство культуры, да вспомнил: цирк-то частный. Вот к чему приводит руководство дилетантов. Они пытаются привлечь посторонних артистов, заманивают предложениями работать в Москве, а тем, конечно, охота показаться в столице: здесь и потенциальные импресарио, и газеты, и телевидение.

— Олег Константинович, вы уже долгое время живете за границей. Скажите, как вы себя там ощущаете?

— За все годы моих странствий я так и не изменил российскому гражданству. Горжусь тем, что я русский, и останусь им навсегда. Горжусь моей землей, культурой: нашими музеями, заповедниками, церквями, памятниками, театрами — всем, что составляет национальное достояние России. Убежден, что неотъемлемой частью этого является великое цирковое искусство и его большой бриллиант — цирк на Цветном бульваре. И справедливость когда-нибудь победит.

Олег Попов. НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР, КЛОУН

Родился 31 июля 1930 года в д. Вырубово Московской области. Получил образование в Государственном училище циркового искусства. В1951 году дебютировал в качестве коверного клоуна. Создал артистический образ «Солнечного клоуна» — неунывающего паренька в полосатых штанах и клетчатой кепке. Среди лучших реприз- «Повар», «Свисток», «Луч». Артист принимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы.

Призы и награды: кавалер ордена Трудового Красного Знамени, лауреат Международного фестиваля цирков в Варшаве, премии Оскара, завоевал почетный приз «Золотой клоун».

На днях в Киеве завершились гастроли Театра кошек Юрия Куклачева

В 1988 году артист «Союзгосцирка» Юрий Куклачев заключил с Израилем контракт на проведение своих гастролей. Тогда за поездку в сионистскую страну клоуна пытались исключить из рядов КПСС, но ему удалось отстоять свой партбилет. А вот увольнения Юрий Дмитриевич избежать не смог -- ему дали понять, что советский цирк обойдется без Куклачева.

Как говорится, нет худа без добра. Вскоре после развода с «Союзгосцирком» вы открыли первый в мире частный Театр кошек…

Да, времечко было еще то, -- улыбается кавалер ордена «Надежда нации» Юрий Куклачев. -- Начало 90-х! Я вынужден был выходить в зрительный зал и говорить: «Товарищи, вы заплатили за билет пять рублей. Столько стоил килограмм мяса вчера, а сегодня оно стоит 100! (Мы же билеты продавали за месяц вперед.) Поймите, за эти деньги мясо не купишь». Люди открывали свои кошельки и несли деньги в «кассу взаимопомощи», складывая их кучкой возле сцены.

Я рассуждал так: если я нужен народу, не уеду в Лаг-Вегас, куда меня приглашали. И вы знаете, на наших представлениях всегда аншлаг. Правительству, конечно, я безразличен, а народ меня не отпустил.

А вот мой коллега Олег Попов не выдержал перестроечных веяний. В былые времена он, как и большинство выездных артистов, привозил из-за рубежа натуральные шубы, японские магнитофоны, другой дефицит… Копил всю жизнь и собрал на сберкнижке 300 тысяч рублей, которые со временем превратились в три рубля. Можете себе представить, сколько Олег Константинович потерял, если тогда «Жигули» стоили пять тысяч! Народный артист СССР обиделся и уехал лет 15 назад на ПМЖ в Германию.

Как ваши подопечные доехали в Киев? Бытует мнение, что эти животные привыкают к дому и переезды у них вызывают стресс.

Это домашние кошки, когда их везут на дачу, волнуются и переживают, а наши-то профессионалы! Спят себе спокойно всю дорогу. Я сам люблю поезд -- ура! -- наконец-то можно отоспаться… Даю проводникам свою фотографию и прошу: «Ребята, Куклачева не будите!» И нет проблем. А на эти гастроли в Украину мы приехали автобусом. Правда, на границе нас продержали восемь часов -- выясняли, почему на документах не хватает какой-то голограммы. А мы откуда знаем? Нам в Министерстве сельского хозяйства России выдали такое разрешение…

На Украину из-за этого не обиделись?

Нет, что вы! В Украине я нашел своего первого котенка. В 1971 году мы работали в черкасском шапито. После выступления я шел по парку и услышал в кустах жалобный писк. Маленький рыжий котенок пищал от голода. Принес его в гостиницу, постирал в умывальнике, промыл чаем глаза, накормил… Кутька у меня прижился. Но когда я таким же образом подобрал Стрелку, Кутька, не выдержав моего «предательства», исчез.

В 1981 году мы с женой (Елена и их старший сын Дмитрий сегодня работают в Театре кошек. Младший Владимир -- танцовщик, звезда израильского балета, дочь Екатерина -- студентка Московского текстильного университета. -- Авт.) были в Израиле. Во время одной из экскурсий вдруг словил на себе внимательный взгляд такого же рыженького и худого, как мой Кутька, кота. Вижу, знакомое лицо: «Кутя?» -- «Мя-яу… » Я дал звук, который мы знаем, кот подошел. Я его погладил: «Поехали домой?» «Мя-яу, -- ответил Кутька. -- Здесь останусь».

«Защищая свое потомство, кошка загнала медведя на башенный кран»

А в Харькове у меня был вообще уникальный случай, -- продолжает Юрий Дмитриевич. -- Ночью цирковой медведь Гоша вышел из клетки. Это очень внимательные животные, вот Гоша и заметил, что клетка закрывается ключом. Взял и открыл замочек своим коготком. Прогуливаясь по цирку, медведь услышал в моей гримерке попискивание. Отломал дверную ручку, зашел в комнату и добродушно засунул морду в коробку, откуда раздавался интересовавший его звук. А там как раз окотилась моя кошка Белка…

Защищая свое потомство, Белка с воем вцепилась Гоше в физиономию. Не поняв, в чем дело, медведь (между прочим, ростом 3,5 метра и весом около полутонны) только глаза зажмурил. Когда же кошка разорвала ему нос, рванул из комнаты, проломил выходные двери, цирковые ворота и выскочил на улицу. А кошка -- за ним, да еще завывает и кусает за задние лапы.

Гоша забежал на соседнюю стройку, на которой стоял башенный кран. Забрался по лестнице наверх и сидит. Собрались люди, милиция у них спрашивает: «В чем дело?» -- «Да кошка медведя загнала на кран». Только дрессировщику, которого тут же вызвали, удалось снять Гошу.

Кстати, с этим же Гошей интересная история приключилась в Японии. Увидев, как медведь ездит по арене на мотоцикле, представители «Хонды» решили сделать рекламный трюк и привезли на следующее выступление свой мотоцикл: «Садитесь!»

Гошка сел и поехал -- медведи хорошо рулят, но останавливаться не умеют. Японский оператор, ведущий съемку в цирке, попросил ассистентов дрессировщика: «Отойдите немного, а то в кадр попадаете!» Ребята отошли от прохода, а медведь, откатав положенные три круга, мимо них и проехал. А дальше через открытые ворота -- как раз в цирк мороженое завозили -- выехал на улицу. Гуляющие в парке обмерли: огромный медведь едет на мотицикле. Кто на своем велосипеде заехал в воду, кто -- забрался на дерево.

Гоша, не обращая внимания на переполох, въехал против движения на хайвэй -- скоростную трассу. Обалдевшие японцы тормозят, а медведь их, как горнолыжник, объезжает. Вот была умора! Рядом ехали киношники и все это снимали. До тех пор, пока у «Хонды» бензин не кончился. До Йокогамы доехал, между прочим, а это 50 километров…

Значит, кошка даже перед медведем не спасует. А вас защитить может?

Когда у меня были «Жигули», кошка Стрелка ездила в них и никого, кроме домашних, в машину не пускала. И вот однажды на даче перепутала чужую машину с нашей, залезла в нее и сидит. Хозяева собрались ехать, а кошка на них бросается: «Мя-яу! Жулики пришли воровать!» Люди привели дога: «Фас!» А Стрелка как бросится!.. Кошки собак не очень-то боятся… В общем, до моего прихода владельцы так и не смогли сесть в свою машину.

«Мне кажется, Юрий Никулин не любил клоунов»

Об особой энергетике кошек ходят легенды…

Одна моя кошка терпеть не могла моего друга, -- отвечает Юрий Куклачев. -- Когда он приходил, шипела, а однажды даже пописала ему в ботинок… Потом жизнь показала, что этот человек действительно бессердечный. У него вместо сердца мышца, качающая кровь.

Почему кошку первой пускают в новую квартиру? Потому что она все обнюхает и поглотит энергетический негатив. Не зря, по православной религии, жилье надо освятить -- пройти по нему со свечой и кадилом. Ладан-то имеет полезную силу. И кошка тоже безошибочно определит неблагоприятные точки…

Между прочим, кошки чувствуют энергетику церкви. Они никогда не нагадят в храме. Не то что собака -- забежала и сразу лапу подняла. Оскверненный храм надо переосвящать. Кошка такого никогда не сделает. Мне рассказывал один батюшка: «Представляешь, сплю и в три часа ночи слышу кошачий крик -- я случайно закрыл кошку в церкви. Выхожу, открываю. Животное выбежало, ямку выкопало, присело и успокоилось».

Один из мусульманских священников настолько обожал кошек, что однажды во время богослужения, когда кошка заснула на его мантии, попросил отрезать кусок ткани, чтобы ее не беспокоить.

Почему у фотомодели, с которой все фотографируются, совсем не кошачья кличка Банан?

Кот бананы обожает. Кошка Морковка морковки жрет, хрумает прямо… Кот Шнурок -- со шнурками играет. Простокваша так любит простоквашу, что отличит ее от кефира. Кота, который любит катать монетки, мы назвали Бакс.

А чем примечателен Наполеон?

Расцветкой. Как у шапки Бонапарта. К тому же он очистил один французский ресторан от крыс. Когда директор этого заведения узнал, что наш кот -- крысолов, попросил оставить его на ночь: «Что мы ни делаем, на нашем складе просто катастрофа!» Утром в ресторане показал нам четыре тушки, уложенные крысоловом в ряд.

С крысами вообще бороться очень сложно. Сейчас в Москве появились устройства, отпугивающие крыс ультразвуком. И все стали их покупать. В нашем районе старые брежневские дома. Когда хозяева включили эти приборы, все крысы побежали к нам в театр. Конец света! Прямо по зрительному залу бегали. Мы выпустили своих кошек, но они разбежались -- большинство из них боятся крыс. Только одна Дуська отчаянно дралась с ними и всех уложила. Теперь у нас в театре крысы не появляются, потому что их племя передает друг другу информацию о ждущей здесь опасности.

Вы долгое время работали со знаменитым Карандашом. Говорят, он был большим занудой?

Михаил Николаевич Румянцев был огромной души человек! Мы с ним сначала на ножах были -- он молодежи не очень-то доверял. Вам про Карандаша что-то говорили? -- обращается Юрий Куклачев к группе учащихся Киевского циркового училища, пришедших на его выступление. -- И про меня тоже скажут: за-ну-да! Уж если Михаил Николаевич начинал говорить, все думали: «Когда же он прекратит?» А я понял болезнь старых творческих людей, которые волнуются, переживают, что, по их мнению, молодежь делает все не так.

Однажды Карандаш мне сказал: «Смотри, ты делаешь репризу (за шариком я лез. Этого я сейчас уже не сделаю!), но ты врешь, обманываешь» -- и сделал по моей работе 24 замечания. Когда я их учел, после обновленного номера зрители не отпускали меня с манежа в течение 15 минут.

С Юрием Никулиным встречаться не приходилось?

Будучи очень добрым человеком, Юрий Владимирович всем помогал. Придешь к нему, попросишь -- он и тебе поможет. Пенсионерам всегда большие пенсии пробивал, о старичках заботился, всех обеспечивал квартирами. Но мне кажется, Никулин не любил клоунов. Когда Юрий Владимирович стал директором, только два клоуна работали в его цирке или программа шла вообще без клоунов. Толик Марчевский, Юрий Куклачев никогда не работали в цирке Никулина. Даже если бы Леня Енгибаров был жив, тоже, наверное, не работал бы. А с Олегом Поповым вообще получился конфликт.

Олег Попов и Юрий Никулин вместе сидели в ресторане, вместе пришли к министру выбивать 12 миллионов рублей на новый цирк. Юрий Владимирович пообещал коллеге: «Ты у меня открываешь цирк». Когда здание построили, Никулин сказал: «Олег, у меня сейчас другие планы… » Это тоже сыграло определенную роль в отъезде Олега Попова.

Имя Олега Попова в Советском Союзе было синонимом - доброты и улыбок. Его называли «солнечным клоуном», он превращал любое цирковое представление в настоящую сказку и заставлял всех поверить, что волшебство существует.

Наша съёмочная группа нашла Олега Попова в маленьком немецком городке Ландау, где раскинул свой шатёр самый известный в Германии цирк - шапито «Боссерт». Интереснейшая программа - знаменитые артисты из разных стран. Но на афишах наш великий клоун Олег Попов!

В это трудно поверить, что Олег Попов, которого в Советском Союзе знал каждый, народный артист СССР, в свои 6о лет, которые выпали на непростой 1990-ый год, стал ненужным в своей стране. Мизерная пенсия, безденежье (огромная сумма сгорела на сберкнижке), тяжелобольная жена и безработица.

Ему предлагалась единственная работа - развлекать детей «малиновых пиджаков». Для него это было немыслимо! Чтобы элементарно выжить, уже далеко немолодой артист вынужден был подписать контракт на работу в Германию. Он даже не предполагал, что он подписывает контракт на новую жизнь.

Гастроли цирка Олега Попова по городам Германии проходили, как всегда, с огромным успехом и аншлагами. Но вскоре оборвалась последняя нить, которая связывала его с родиной. В Москве умерла его любимая жена Александра, с которой он прожил 30 лет. О том, как он был вынужден прощаться с женой, в нашем фильме Олег Попов расскажет впервые.

От горя и одиночества его спасала работа. Он никого не впускал в свое личное пространство, пока одна случайная встреча с молодой немкой не перевернула всю его жизнь.

Очень скоро романтические отношения с немкой Габриэль переросли в семейные. Этому не помешала ни 30-тилетняя разница в возрасте ни языковой барьер. Олег Попов очень трогательно в своем интервью вспоминает, как они общались на разных языках с помощью словаря.

Но нам Габи призналась, как трудно на самом деле ей пришлось привыкать к кочевой жизни, неустроенному цирковому быту, к новой профессии - клоунессы. Она не один раз бросала все, но как заколдованная снова и снова возвращалась в цирковой вагончик Попова.

Сегодня Олег Попов счастлив во втором браке и безумно привязан к своей жене. Габи стала не только ассистенткой в репризах, но и его незаменимым продюсером - занимается контрактами, организацией гастролей, общением с прессой, договорами.

Олег Попов не приезжал в Россию 25 лет. Со стороны это кажется какой-то странностью или капризом. Причины этого в фильме выясняют известные артисты и друзья знаменитого клоуна. Все они сходятся на том, что всему мешает большая обида на свою Родину, которая стала для клоуна настоящей болезнью.

Эдгард Запашный решил сломать стереотип невозвращенца, который так прочно закрепился за «солнечным клоуном» и организовать гастроли Олега Попова в России с программой «Долгожданное возвращение великого клоуна на Родину». Условия контракта были просто фантастическими. - огромный гонорар и новая собственная квартира в Москве. Но Запашный потерпел неудачу.

Так кто же сегодня Олег Константинович Попов - русский «солнечный клоун» или немецкий «счастливый Ганс», как называют его в Германии?..

Мы уже подготовили фильм к эфиру с ответом на этот вопрос. Но тут Попов внёс свои коррективы. Через полгода после съёмок в Германии, вдруг как гром среди ясного неба - клоун приезжает в Сочи на международный цирковой фестиваль «Мастер». Наша съёмочная группа встречала его в аэропорту. Мы видели как трудно дался первый шаг на российский манеж легендарному мастеру. Слёзы бежали по лицу Попова, эмоции буквально разрывали его. Казалось, что вместе со слезами тает и его обида, которая четверть века преследовала маэстро. В нашем фильме зрители узнают связывает ли теперь знаменитый клоун свою дальнейшую жизнь с Россией.

В фильме принимают участие:

Олег Попов - народный артист СССР,

Габриэль Попова - жена Олега Попова,

Евгений Беляуэр - народный артист России, жонглёр, зять Олега Попова,

Евгений Беляуэр (мл.) - внук Олега Попова,

Якель Боссерт - директор цирка-шапито, где работает Олег Попов,

Иосиф Кобзон - народный артист СССР,

Максим Никулин - генеральный директор Московского цирка Никулина на Цветном бульваре,

Вадим Гаглоев - генеральный директор компании «Росгосцирк»,

Эдгард Запашный - народный артист России, генеральный директор Большого Московского государственного цирка,

Юрий Куклачёв - народный артист РСФСР, клоун, создатель и руководитель театра кошек «Кошкин дом»,

Вячеслав Полунин - народный артист России,

Энгелина Рогальская - заслуженная артистка России, дрессировщица, однокурсница Олега Попова по цирковому училищу,

Александр Калмыков - народный артист России, режиссёр, 1990-1995 гг. - директор коллектива Олега Попова, друг семьи,

Александр Фриш - заслуженный артист России,

Екатерина Можаева - клоунесса («Антошка»).

Владимир Кравченко - клоун.

В 1970-е появление Олега Попова в телевизоре неизменно приковывало зрителей к экрану, и реакция была однозначной: веселый жизнерадостный смех.

Более 20 лет назад он остался жить в Германии, превратившись из Солнечного клоуна в Счастливого Ганса. И до сих пор не появилось никого, кто бы смог заменить его на арене и... в наших сердцах.

ИЗ СЛЕСАРЕЙ В ЦИРКАЧИ
Ни в детстве, ни в юности Олег Попов не помышлял о цирке - работал учеником слесаря на комбинате «Правда», увлекался спортом, но особых успехов не снискал. А в 1943 году за компанию с приятелем посетил экзамен в цирковое училище и... поступил на отделение акробатики. По окончании курса был зачислен в цирковой штат - эквилибристом. Но публика, несмотря на серьезность жанра, почему-то заливалась смехом, едва он появлялся на арене.

Однажды, во время гастролей в Саратове, ему предложили заменить заболевшего клоуна. Пришлось разучивать чужие репризы, примерять чужой костюм. За 20 дней, что он работал за другого артиста, он решил стать клоуном, но... особым, создать ни на кого не похожий образ. Так и появился на свет Солнечный клоун.

ЗВЕЗДНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ
Основой клоунады Олега Попова стал эквилибр: он «спал» на проволоке, жонглировал предметами - от тарелок, вилок и ножей до картофелин, которые ловил ртом на манеже. Любимейшим стал у публики номер, в котором клоун, испугавшись ведущего представления, проглатывал свистульку, после чего все эмоции и мысли вынужден был «высвистывать».

В 1956 году состоялось первое зарубежное турне, принесшее ему мировую славу. В 1969 году он получил звание народного артиста, а через несколько лет в Монте-Карло ему присудили высшую цирковую награду «Золотой клоун».

50-летний юбилей (в 1980 году) он отметил праздничной программой в цирке на Цветном бульваре.

60 ЛЕТ - ТОЛЬКО НАЧАЛО
После конфликта с Никулиным Попову пришлось выйти на пенсию. Он покинул цирк, и денег стало катастрофически не хватать... В поисках заработка он принял сомнительное предложение о гастролях в Германии, и в самый разгар турне оказался брошен своим продюсером. Попов впал в тяжелую депрессию, из которой его вывела... влюбленная в него немка Габриэла. В 1991 году он принял решение остаться в Германии навсегда и стал мужем Габриэлы.

Начинать жизнь с нуля, когда тебе за 60, да еще и в чужой стране, очень сложно, но Попов не опустил рук. Вместе с Габриэлой он создал Великий Русский Государственный Цирк и начал ездить по городам Германии с репризами из репертуара цирка на Цветном.

Его цирк - небольшое шапито, шатер, который разбивается в поле, недалеко от окрестных поселков. Попов быстро набрал популярность и даже получил прозвище Счастливый Ганс...

«Я ДАЖЕ БОЛЬНОЙ ДАРИЛ ЛЮДЯМ СЧАСТЬЕ»
Успех за границей длился недолго. Сегодня шапито Олега Попова представляет собой жалкое зрелище. В грязи возле потрепанного шатра - убогий вагончик, в котором гримируется и живет сам клоун. Когда он выходит на пыльный ковер манежа, на какое-то время кажется, что это - тот же самый Солнечный клоун: огромные ботинки, клетчатая кепка, добрая улыбка... Но в зале полно пустых мест, немногочисленные посетители - в основном наши бывшие соотечественники. В конце представления у артиста уже нет сил передвигаться самостоятельно, его под руки выводят гимнасты. В 2010 году ему исполнилось 80 лет, и здоровье начало подводить: за последний год он перенес 2 серьезные операции. 26 июля, во время юбилейного турне, находясь в Берлине, впервые в жизни не смог выступать.

«Много раз мне приходилось работать с высокой температурой или воспалением легких, - рассказал он после этого, - иногда по окончании представления меня бездне клинику. Но главное, что зрителе об этом даже не догадывался. А я даже больной дарил людям счастье и сам был рад...»

Теперь все изменилось. У него постоянно болит сердце, подкашиваются ноги, кружится голова. Жена Габриэла - единственный близкий человек - ни на шаг не отходит от артиста. Денег на лечение у них нет. Правда, Российский благотворительный фонд предложил Попову свою помощь, но Солнечный клоун категорически отказался от нее, сочтя запоздалой и неуместной подачкой...