Сюжетная игра школа в детском саду. Сюжетно-ролевые игры в детском саду

СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕТАТИВОМ для 1 - 4 класса

Грачёва Марина Сергеевна, учитель физической культуры МБОУ «СОШ №3», г. Братск, Иркутской области.
Назначение: подвижные игры являются универсальным средством физического воспитания в дошкольных учреждениях и начальной школе, кроме того, они являются ведущим типом деятельности детей дошкольного возраста. Применение подвижных игр позволяет усилить возможности педагогических воздействий, способствуя успешному формированию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, системы знаний, психических и нравственных качеств личности. «Подвижная игра – это вид деятельности, для которой характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные её сюжетом» (В.Е. Гриженя). Игра может проводиться в самых различных условиях: в зале, на спортивной площадке, в рекреации как во время уроков по физической культуре, так и во время внеклассных мероприятий, использоваться как средство активного отдыха в оздоровительном лагере. При этом возраст и количество участников могут быть совершенно различными и ничем не регламентироваться.
Данное мероприятие может быть интересно учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, работникам летних лагерей, организаторам в детских садах.
Описание: игры активизируют познавательную деятельность, развивая наблюдательность, внимание, двигательную память, воображение, сообразительность. Социальное значение игры связано с тем, что игры носят коллективный характер и приучают взаимодействию, которое строится на чувстве товарищества, солидарности и ответственности. методически правильно построенные и систематически используемые подвижные игры оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, опорно-двигательную, дыхательную и другие системы организма. В процессе игры повышается функциональная деятельность, вовлекаются в работу крупные и мелкие мышцы, увеличивается подвижность в суставах, совершенствуются двигательный и зрительный анализаторы.
Цель: формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков, системы знаний, психических и нравственных качеств личности в процессе применения подвижных игр,
Задачи:
1. Воспитание потребности к подвижным играм;
2. Воспитание коллективизма, взаимодействия и взаимопонимания; потребности в движении, общении, самостоятельности, получении положительных эмоций, новизне, самоутверждении;
3. Раскрытие потенциала каждого ребенка;
4. Комплексное развитие физических качеств;
5. Удовлетворение биологических и социальных потребностей занимающихся.

Здоровье подрастающего поколения вызывает сегодня серьезную обеспокоенность и является предметом заботы государства и общества. Для решения данной проблемы большое значение имеет формирование физической культуры личности школьника, в содействии развитию которой большое значение имеют подвижные игры, позволяющие прививать устойчивый интерес и формировать ценностные ориентации подрастающего поколения в контексте ведения здорового образа жизни.
Эффективность процесса физического воспитания напрямую связана с повышением творческой инициативы, самостоятельности, расширением средств физического воспитания, удовлетворением актуальных потребностей личности ребенка в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Все эти задачи с успехом могут решать подвижные игры.
Н. К. Крупская называла игру «естественной потребностью растущего детского организма». Подвижная игра имеет неограниченные возможности по той простой причине, что она способствует удовлетворению многих потребностей одновременно: в движении, самоутверждении, получении положительных эмоций, разрядке, общении, самостоятельности, новых впечатлениях и т.д.
Большое количество подвижных игр по своей сути являются очень похожими, различаются отдельными нюансами правил, но имеют одинаковое основное содержание: один или несколько водящих, догоняют и ловят других игроков, после чего пойманные игроки меняются с ними местами.
Вашему вниманию предлагается несколько вариантов подвижных игр, которые имеют словесное сопровождение (речитатив), что делает их более эмоциональными и выразительными, способствуя развитию творческого воображения. Данные игры используются в основном с детьми, обучающимися в начальной школе.

1. «Два мороза»

Место проведения:
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на противоположных концах зала или площадки, на расстоянии 10-15 метров отмечаются параллельными линиями «дом» и «школа». Из числа играющих выбираются два «мороза» - «мороз синий нос», и «мороз красный нос», все остальные «ребята», которые располагаются за линией дома. Посредине между «домом» и «школой» стоят два «мороза».
Содержание и ход игры: морозы обращаются к ребятам со словами:
«Мы два брата молодые, два мороза удалые!»
Один из них, указывая на себя, говорит:
«Я мороз – красный нос!»,
другой: «А я мороз – синий нос!»,
и вместе: «Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?»
Ребята все вместе отвечают:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»
После этих слов играющие бегут из дома в школу. Морозы ловят, «замораживают» пробегающих, и те тут же останавливаются на том месте, где их «заморозили» морозы. Затем морозы опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в дом, по дороге выручая «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них рукой, и они присоединяются к остальным игрокам. После нескольких перебежек выбирают новых морозов из числа непойманных игроков, а пойманных подсчитывают и отпускают, после чего они присоединяются к остальным игрокам, после чего игра начинается сначала.
Правила:
Играющие должны выбегать из дома только после произнесения слов, при этом нельзя бежать обратно в дом или останавливаться на месте.
Если играющий не соблюдает данные правила, он считается пойманным.
Пойманный должен оставаться на том месте, где его «заморозили».
ускорения в чередовании с паузами.
Педагогическое значение: игра приучает к коллективным действиям и взаимовыручке, учит организованно бегать, одновременно и по сигналу включаться в игру, при этом, развивая самостоятельность и инициативу, творческое воображение. Игра развивает быстроту, скоростную выносливость, ловкость.
Методические рекомендации:
Поскольку игра носит тематический характер, её целесообразно проводить осенью или зимой.
Если игра проводится на воздухе, то речитатив можно сократить до слов: «Кто из вас решиться в путь-дороженьку пуститься?».
Пойманные игроки, чтобы не замерзнуть от длительного стояния могут выполнять двигательные действия, например прыжки.
В конце игры отмечаются лучшие ребята, ни разу не попавшиеся морозам, а также лучшая пара водящих.
Если позволяет время, желательно, чтобы все играющие побывали в роли морозов.
Если игра проводится в смешанном составе (мальчики и девочки вместе), то можно выбрать в качестве водящих мальчики и девочку, при этом девочка «морозит» девочек, а мальчик мальчиков.
Игру можно проводить, начиная с 1 класса.


3. Выбор неподготовленных водящих.
4. Проведение игры не соответствует сезону.

2. «Гуси - лебеди»

Место проведения: площадка, спортзал, коридор, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: по сторонам зала или площадки длинной линией отмечают «дома» «гусей», между ними «волчье логово». Одного или нескольких играющих выбирают «волками», другого «хозяйкой гусей»; остальные участники – «гуси» и «лебеди». Волк становится в логово, гуси – лебеди в своем доме, хозяйка в стороне от гусей.
Содержание и ход игры: хозяйка гусей подходит к дому и громко говорит:
«Гуси – гуси!»
Гуси отвечают: «Га-га-га!»
Хозяйка спрашивает: «Есть хотите?»
Гуси отвечают: «Да, да, да!»
Хозяйка предлагает: «Так летите же домой!»
Гуси отвечают: «Серый волк под горой, не пускает нас домой, зубы точит, съесть нас хочет!» Хозяйка говорит: «Так летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси летят к себе в дом, а волк их ловит. Пойманные гуси идут в логово к волку, а игра продолжается.
Правила:
Гуси вылетают в поле, и волк начинает их ловить только после слов хозяйки.
Ловить можно только до границ дома.
Когда волк поймает несколько гусей, игра заканчивается, выбирается новый волк и хозяйка гусей и игра начинается сначала.
Преимущественный вид движений: ускорения со сменой направления движения в сочетании с паузами.
Педагогическое значение: игра приучает организованно действовать в коллективе, одновременно и быстро включаться в игру, развивает навыки выразительной речи, творческое воображение, инициативу, ловкость, смелость.
Методические рекомендации:
Разучить текст нужно до начала игры.
Когда в игре принимает участие небольшое количество играющих, то можно продолжать игру до тех пор, пока волк не переловит всех гусей.
Если игра проводится впервые, то роль «хозяйки» может выполнять сам преподаватель, который может правильно воспроизвести речитатив.
На роль хозяйки лучше выбирать кого-либо из детей, освобожденных от занятий физической культурой.
Детям, которые находятся в логове волка, можно давать какое – либо простое задание (приседания, прыжки на месте и т.п.).
Организационно-методические ошибки:
1. Играющие не ознакомлены с речитативом до начала игры и поэтому путают слова.
2. Слишком большие размеры площадки.
3. Редкая смена ролей в процессе игры.

3. «Мы веселые ребята»

Место проведения: площадка, спортзал, коридор, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на площадке чертится квадрат, размеры которого зависят от количества играющих. Из числа играющих выбирается водящий.
Содержание и ход игры: играющие берутся за руки, образуя круг, в центре которого находится водящий. Игра начинается с того, что играющие идут по кругу в заранее обозначенную сторону, произнося речитатив:
«Мы веселые ребята, любим прыгать и скакать,
Но попробуй нас догнать!
Раз, два, три – беги!»

После произнесения этих слов играющие размыкают руки, и стараются выбежать за пределы размеченного квадрата. Водящий старается осалить любого из игроков, после чего пойманный игрок становится помощником водящего.
Варианты игры: все они проводятся по правилам основного варианта игры, но сюжетно-ролевая основа у них разная.
Совушка – сова.
Из числа играющих (мелких зверушек) выбирается Совушка – сова, которая сидит в середине круга, играющие ходят по кругу и произносят речитатив:
В лесу темно, все спят давно,
Но лишь одна сова не спит,
На суку сидит, головой вертит,
Но вдруг, как полетит!

После произнесения речитатива сова старается догнать и осалить детей.
Усатый сом.
На земле чертят линию, это «берег», с одной стороны суша, с другой вода. Выбирается водящий «сом», который стоит в «воде» на расстоянии 4-5 метров от берега. Все остальные стоят там же, но на расстоянии 1,5 -2 метров, лицом к берегу и произносят речитатив:
Под камнями сом не спит,
Он усами шевелит,
Рыбки, рыбки, не зевайте,
Все на берег выплывайте!

После этих слов сом старается догнать и осалить рыбок.
Кот Васька.
На площадке на колышки натягивается шнур на высоте 50-70 сантиметров от земли. Выбирается водящий – «кот Васька», который сидит на полу или на стуле на расстоянии 3-4 метра от шнура.
Кот Васька произносит слова:
На скамейке, у ворот
Отдыхает Васька кот.
Васька мышек сторожит,
Притворился, будто спит.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите!

Дети осторожно, не задевая шнур, проползают и подходят к коту.
После слов последней строчки кот говорит мяу, - и начинает ловить мышей, которые убегают от него, не пролезая под шнуром, а оббегая его с любой стороны. Осаленные котом мыши идут в плен к коту. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают последнего мышонка, который затем становится водящим.
Правила:
Играющие не имеют права убегать раньше, чем будет произнесен весь речитатив.
Водящий не имеет права осаливать игроков, которые находятся за пределами квадрата.
Игра продолжается, пока количество водящих и образующих круг не будет примерно одинаково.
Педагогическое значение: игра способствует воспитанию выдержанности, решительности, сообразительности, воспитывает ориентацию в пространстве и умение быстро бегать.
Методические рекомендации:
Нужно следить за строгим соблюдением правил, чтобы игроки не выбегали до тех пор, пока не произнесут последнего слова.
Необходимо следить за тем, чтобы водящий находился в центре круга и не покидал его раньше времени.
Для обеспечения безопасности занимающихся нужно, чтобы свободная зона за пределами квадрата была не менее 3 метров.
Для того, чтобы игра проходила интересно, можно сделать так, чтобы игроки образовывали круг, стоя спиной к водящему.
Организационно-методические ошибки:
1. Играющие не ознакомлены с речитативом до начала игры и поэтому путают слова.
2. Играющие всегда идут в одну сторону, а не чередуют направление движения при очередном повторе игры.
3. Игрокам всегда предлагается один и тот же вариант игры.

4. «Слепой медведь»

Место проведения:
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на площадке чертится большой круг – «берлога», в котором располагаются играющие «медвежата», из числа играющих выбирается водящий, которому завязывают глаза - это «слепой медведь».
Содержание и ход игры: играющие становятся вокруг медведя на расстоянии 2-3 метров и по сигналу руководителя начинают хлопать в ладоши. Медведь идет на звук хлопков и по сигналу руководителя начинают хлопать в ладоши. Медведь идет на звук хлопков и старается поймать кого – либо из играющих, которые от него убегают.
Правила:
Того, кого поймает медведь, становится слепым медведем.
Если медведь выходит за пределы игровой площадки (берлоги), играющие громко говорят:
«А куда поставил ногу?
Ты иди медведь в берлогу!».

Медвежата должны непрерывно хлопать в ладоши.
Речитатив: игра может начинаться словами:
Мы зверята, медвежата,
Ловит нас медведь лохматый,
Нас поймать совсем непросто,
Хоть мы маленького роста!

Преимущественный вид движений: ходьба, бег, со сменой направления движения и остановками.
Педагогическое значение: игра воспитывает умение ориентироваться в пространстве без использования зрительного анализатора.
Методические рекомендации:
Если играющих много, можно выбрать несколько слепых медведей.
Можно давать возможность медведю приподнимать повязку стоя на месте, для того чтобы сориентироваться, после чего надеть повязку и продолжить игру.
Речитатив лучше разучить до начала игры.
Если медведь не справляется, то его можно поменять до окончания игры.
Организационно-методические ошибки:
1. Слишком большой размер площадки для игры.
2. Неоптимальное для игры количество медведей.
3. Редкая смена водящих.

5. «Маляр и краски»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: на расстоянии 10-20 метров чертят две параллельные линии и на одной из них устанавливают гимнастическую скамейку. Сбоку между линиями чертят дом «маляра», который выбирается из числа играющих, выбирается водящий, остальные игроки становятся «красками».
Содержание и ход игры: краски садятся на гимнастическую скамейку или на землю за линией. Водящий распределяет между играющими цвета красок: красная, синяя, желтая, черная и т.д. Маляр при этом занимает место в доме. По сигналу к водящему подходит маляр и спрашивает у него:
Я пришел к тебе за краской
Занимаюсь я раскраской,
Разреши мне краску взять?

Водящий отвечает:
«А какую тебе дать?"
Маляр называет любой цвет краски. Участник игры с названием этой краски быстро встает со скамейки и бежит до второй линии.
Правила:
Маляр должен догнать краску и отвести её в свой дом.
Если маляр не поймает краску, то она возвращается в свой дом и меняет цвет, после чего игра повторяется.
Побеждает маляр, поймавший наибольшее количество красок, или краски, которые ни разу не были пойманы.
Преимущественный вид движений: ускорения со сменой направления движения в чередовании с паузами.
Педагогическое значение: игра развивает воображение, навыки выразительной речи, ловкость, быстроту реакции.
Методические рекомендации:
Если играющих много, то можно одновременно называть несколько красок.
Так же можно выбирать нескольких маляров.
Если маляров несколько, то 2-3 игрока могут быть красками одного цвета.
Организационно-методические ошибки:
1. Слишком большое количество цветов красок, что приведёт к тому, что многие цвета не будут названы.
2. Редкая смена маляра, что приводит к его перегрузке.

6. «Воробышки - попрыгунчики»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук, перед их ногами чертится круг, из числа играющих выбирается водящий - «кошка», остальные играющие «воробьи».
Содержание и ход игры: играющие - «воробьи» запрыгивают и выпрыгивают за пределы круга, а водящий - «кошка», стоящий в кругу, старается их осалить.
Правила:
Водящий имеет право пятнать игроков только в пределах круга.
Побеждают игроки, которые сделали наибольшее количество прыжков в круг и обратно до окончания игры.
Пойманные игроки могут становиться помощниками кошки.
Игра заканчивается, когда «кошки» переловят всех «воробьёв».
Речитатив: перед началом игры играющие, стоящие за кругом - «воробышки» произносят слова:
Мы воробышки, мы крошки
Дразним, дразним злую кошку
Кошка ловит нас давно,
Не поймает все равно!

Педагогическое значение: игра содействует развитию ловкости и внимания, у водящего развивается наблюдательность, сообразительность и расторопность.
Преимущественный вид движений: прыжки.
Методические рекомендации:
Если присутствует большое количество ребят, то можно разделить их на несколько команд или по половому признаку.
Если уровень подготовленности игроков достаточно высокий, можно дать задание прыгать на одной ноге, произвольно меняя ногу.
В качестве кошки нужно выбрать наиболее ловкого водящего.
Чтобы нагрузка между играющими была распределена равномерно, можно просто давать штрафные очки тем игрокам, которых поймала «кошка».
Если играющие достаточно хорошо подготовлены, можно расположить их спиной к кругу и выполнять прыжки спиной вперёд.
Организационно-методические ошибки:
1. Размеры круга слишком велики.
2. Играющим не даётся задание подсчитать количество прыжков.
3. Руководитель не поощряет игроков к проявлению активности и те просто стоят, не выполняя прыжков.

7. «Птица в клетке»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: в зависимости от количества участников игры чертится круг, играющие располагаются вокруг круга. В центре круга стоит один из играющих – это «птица в клетке», возле которого располагается водящий («птицелов»), все остальные играющие располагаются за пределами круга.
Содержание и ход игры: играющие стараются выручить «птицу в клетке», забежав в круг и коснувшись её рукой, а водящий старается запятнать выручающих игроков.
Правила игры:
Водящий может ловить только игроков, находящихся в пределах круга.
Если ему это удается, то пойманные игроки становятся «пойманными птицами» и занимают место в центре круга.
Если им удается выручить пойманную «птицу», то игрок, который это сделал, становится водящим или пойманной «птицей».
Речитатив: игра может начинаться словами, произносимыми водящим:
Птицелов я очень ловкий!
Клетка есть и есть сноровка
Я поймаю много птиц,
Дятлов, воробьев, синиц.

Играющие, стоящие за «клеткой» «птицы» отвечают:
В клетке мы не бросим птицу
Дятла, воробья, синицу.
Хоть мы на тебя глядим
Птицу мы освободим!

Преимущественный вид движений: короткие ускорения со сменой направления движения.
Педагогическое значение: игра развивает чувство товарищества и взаимовыручки, навыки выразительной речи.
Методические рекомендации:
Если «птицелов» поймал «птицу», она должна всем рассказать о себе (например, сказать название, где живет, чем питается).
В качестве птицелова нужно выбирать наиболее ловкого водящего.
Организационно-методические ошибки:
1. Недостаточная мотивировка игроков на оказание выручки.
2. Отсутствие в игре межпредметных связей (отсутствие рассказа о пойманной птицы)

8. «Зайцы в огороде»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: мел, вырезанные из картона морковки, кочаны капусты.
Подготовка к игре: на полу (площадке) чертят два концентрических круга: наружный диаметром 7-9 метров, и внутренний 3-4 метра. Из числа играющих выбирают водящего «сторожа», который находится в середине малого круга, в «огороде». Играющие изображают «зайцев» и располагаются вне большого круга. В пространстве внутри малого круга разбрасывается морковка и капуста, таким образом, чем ближе к центру круга, тем её больше.
Содержание и ход игры: игра начинается с произнесения зайцами речитатива, после чего зайцы стараются, прыгая на двух ногах, проникнуть в огород, взять одну морковку или капусту и вернуться за черту большого круга, а сторож пытается их догнать и осалить.
Правила:
Сторож имеет право ловить зайцев только в огороде.
Зайцы, которых поймали, могут вернуться в игру, если они положат унесенную морковку или капусту на место.
Заяц имеет право брать за один раз не более одного кочана капусты или морковки.
Заяц, которого запятнали, и у которого нет морковки, и капусты выбывает из игры.
Игра заканчивается, когда в огороде не останется морковки и капусты.
Побеждает заяц, который сумел вынести из огорода самое большое количество овощей.
Варианты игры:
Зайцы должны прыгать только на левой или только на правой ноге.
Зайцы должны прыгать в приседе - «заячьими прыжками».
Пойманные зайцы выбывают из игры.
В игре можно использовать диалог между сторожем и зайцами:
Сторож: «Зайки, вы куда пропали?»
Зайки: «Мы в капусте отдыхали!»
Сторож: «А листочки не поели?»
Зайки: «Только хвостиком задели!»
Сторож: (грозит пальцем) «Вас бы надо наказать!»
Зайки: «Так попробуй нас догнать!»
Речитатив: игра начинается со слов, произносимых зайцами:
В огороде растет густо,
И морковка, и капуста!
Проберемся мы туда,
Пусть там сторож,
Не беда!

Преимущественный вид движений: прыжки - ускорения со сменой направления движения.
Педагогическое значение: игра развивает воображение, навыки выразительной речи, прыгучесть, ловкость, сообразительность, умение рисковать.
Методические рекомендации:
При проведении игры нужно внимательно следить за тем, чтобы играющие не уносили более одной морковки или капусты.
Нужно следить за тем, чтобы зайцы прыгали, а не бегали.
При проведении игры осенью на воздухе, можно использовать настоящую морковку.
Организационно-методические ошибки:
1. Недостаточное для нормального проведения игры количество «овощей» на площадке.
2. Слишком большой или маленький размер «огорода».

9.«Через кочки и пенёчки»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: гимнастическая стойка.
Подготовка к игре: на одной стороне площадки проводится черта, за которой располагаются играющие. В 10-20 метрах от неё ставится стойка для прыжков – «ёлка». Около стойки становятся три – четыре водящих «пчёлки».
Содержание и ход игры: по сигналу руководителя ребята выходят из- за черты и идут, высоко поднимая ноги, к стойке (ёлке), произнося речитатив:
Мы к лесной лужайке вышли, поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветки и пенёчки,
Кто высоко так шагал, не споткнулся, не упал!

С этими словами дети останавливаются вблизи елки и продолжают говорить:
Глянь, дупло высокой ёлки, вылетают злые пчёлки!
Пчелки начинают кружиться вокруг ёлки и жужжать:
Жи-Жи-Жи – хотим кусать!
Играющие отвечают:
Нам не страшен пчёлок рой – убежим скорей домой!
– и убегают за черту, высоко поднимая колени, имитируя бег по лесу.
Пчелки стараются догнать убегающих, коснуться их рукой – «ужалить».
Правила:
Убегать можно только после слов: «Убежим скорей домой!», убежавшие преждевременно, считаются пойманными.
Игроки, которых ужалили пчёлки, выбывают из игры.
Пчёлки могут ловить игроков только после слов: «Вылетают злые пчёлки». Пойманные раньше не засчитываются.
Преимущественный вид движений: бег с высоким подниманием бедра со сменой направления движения.
Педагогическое значение игры: игра развивает воображение, навыки выразительной речи, ловкость, сообразительность, умение рисковать.
Методические рекомендации:
Текст необходимо разучить до начала проведения игры.
Можно специально выбрать одного из освобожденных игроков для того, чтобы он произносил речитатив.
Организационно-методические ошибки:
1. Игра проводится с детьми, незнающими речитатива.
2. Дистанция не соответствует подготовленности детей.
3. Перед началом игры не рассказывается о том, что за насекомые пчелы и их значении в природе.

10. «Волшебная трава»

Место проведения: площадка, спортивный зал, рекреация.
Инвентарь: пучок травы, фант, мелкий предмет.
Подготовка к игре: выбирается водящий – «волк», дети произвольно располагаются на площадке.
Содержание и ход игры: участники игры вместе произносят слова:
Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк,
Глупый волк, зубами щелк, зубами щелк, зубами щелк,
Не поймает волк меня, ведь есть волшебная трава!

После этих слов, водящий начинает ловить детей, которые, видя, что их неминуемо поймают, могут бросить свой пучок травы со словами:
Ты не ешь меня, вот волшебная трава!
Волк обязательно должен сначала поднять траву, и пока он это делает, у играющего есть возможность убежать подальше.
Правила:
Бросать траву можно только один раз.
Игроки, пойманные волком, выходят из игры, или становятся помощниками волка.
Педагогическое значение:
Методические рекомендации:
При большом количестве играющих выбирайте несколько волков.
Если вместе играют девочки и мальчики пусть один волк (мальчик) догоняет мальчиков, а волчица (девочка) догоняет девочек.
Можно выбрать несколько волков, которые будут принимать участие в игре по очереди.
Организационно-методические ошибки:
1. Выбирается один водящий при большом количестве играющих.
2. Игра проводится на слишком большой площадке, что увеличивает нагрузку на водящего и уменьшает на остальных играющих.
3. Не учитывается мнение самих играющих (водящие назначаются сами руководителем).

11. «Самовар»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: выбирается водящий – это «самовар», все остальные дети- это разные «сладости» становятся в широкий полукруг.
Содержание и ход игры: водящий (самовар) начинает игру со словами:
Самовар кипит, просит чай он пить!
Ведущий спрашивает: С чем же будет чай?
Самовар отвечает, например:
«С малиновым вареньем и хорошим настроением!»
Ведущий отвечает:
«Есть такая сладость!»
После этого игрок «малиновое варенье» должен оббежать вокруг полукруга, как указано на схеме, а самовар старается его запятнать.
Если такой сладости, которую назвал водящий, нет, то ведущий говорит:
Нет сладости такой, ты попей – ка, чай с другой!
После этого игра повторяется, и самовар называет другую сладость.
Правила:
Если водящий запятнал игрока, то тот становится новым водящим.
В конце игры отмечаются наиболее успешные игроки.
Игроки не имеют права оббегать полукруг, пока не произнесены слова речитатива.
Педагогическое значение: игра развивает внимание, воображение, находчивость.
Методические рекомендации:
Можно называть две сладости сразу.
Если дети не могут сами придумать себе название сладости, то им можно это подсказать.
Организационно-методические ошибки:
Дети не ознакомлены с сюжетом игры и не знают слов речитатива.

12. «Теремок»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети становятся в круг это «теремок».
Считалкой выбираются звери: «мышка - норушка», «лягушка квакушка», «лисичка -сестричка», «зайка – зазнайка» и «мишка-ловишка», которые становятся за кругом.
Содержание и ход игры: игроки, образующие теремок, ходят, взявшись за руки по кругу, произнося речитатив:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок не высок, не высок,

Бежит мышка – норушка, останавливается напротив «дверей» и стучит в неё со словами:
«Я мышка – норушка, пустите меня в теремок»,
после чего проходит внутрь круга. Далее, бежит лягушка и спрашивает:
«Кто, кто в теремочке живет? »
«Кто, кто в невысоком живет?»

Мышка отвечает: «Я, мышка норушка. А ты кто?»
Я лягушка – квакушка
Мышка приглашает лягушку:
«Иди ко мне жить»
И таким образом в круг входят все остальные звери, а последним появляется мишка и произносит:
«Я мишка - ловишка»,
после чего все звери выбегают из круга, а мишка старается их поймать.
Правила:
Игра продолжается, пока мишка не поймает двух – трех зверей (по договоренности), после чего игроки меняются ролями.
Звери, спасаясь от мишки, могут пробегать через теремок, а мишка не имеет права этого делать.
Педагогическое значение:
Методические рекомендации:
Перед проведением игры нужно ознакомить детей с содержанием сказки.
Все дети в процессе игры должны побывать в различных ролях.
Нужно объяснять ребятам, играющим роль зверей, о том, что можно использовать теремок в качестве защиты, пробегая через него.
Игру лучше проводить на открытом воздухе.
Организационно-методические ошибки:
1. Дети выполняют в игре только одну роль.
2. Звери, спасаясь от мишки-ловишки, убегают слишком далеко от теремка.
3. Игра проводится в неприспособленном для этого помещении.

13. «Баба - яга»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: не требуется.
Подготовка к игре: дети становятся в круг, в центре которого водящий - «Баба - яга» (девочка) или Кащей – бессмертный (мальчик).
Содержание и ход игры: игроки подходят к бабе яге (если это девочка) и дразнят её, произнося речитатив:
Баба – яга, - костяная нога
С печки упала, ногу сломала.
Пошла в огород, испугала народ.
Побежала в баньку, испугала зайку!

После этих слов баба-яга, прыгая на одной ноге, старается поймать убегающих.
Если баба – яга долго не может никого догнать, она говорит:
Ох, стара, совсем я стала,
А может, мало отдыхала,
Хочу Нину
(называет имя любого игрока) попросить ,
За меня детей ловить.
Кащей в таком случае говорит:
Ох, совсем я старый стал,
Слишком долго отдыхал,
Хочу Мишу попросить,
За себя детей ловить!

Правила:
Если баба – яга, или Кащей поймал(а) кого-либо, пойманный становится новой бабой –ягой.
Педагогическое значение: игра развивает воображение, внимание, находчивость.
Методические рекомендации:
Если водящий мальчик, то игроки произносят речитатив:
Старый Кащей, поел кислых щей,
По лесу бежал, всех зверей распугал,
По полю бежал, об зайца ногу сломал!

Если игра проводится впервые, в роли водящего может выступить сам руководитель.
Если игрок долгое время не может никого осалить, его нужно заменить.
Организационно-методические ошибки:
1. Детям не знают текст речитатива, поэтому путаются.
2. Слишком большая площадка для игры.
3. Излишне продолжительное пребывание одного игрока в роли бабы яги или Кащея.
4. Игра проводится для детей среднего школьного возраста.

14. «Жадный повар»

Место проведения: площадка, спортзал, рекреация.
Инвентарь: кегли или вырезанные из картона сосиски, или карандаши, обруч.
Подготовка к игре : считалкой выбирается «повар», который становится в «кухню», представляющую собой квадрат или круг размером 2х3 метра. Посредине кухни кладется обруч, в который ставятся кегли «сосиски». Дети - «котята» становятся вокруг кухни.
Содержание и ход игры: котята произвольно двигаются вокруг кухни со словами:
Плачут киски в коридоре,
У котят большое горе:
Жадный повар бедным кискам
Не дает схватить сосиски!

После этого котята забегают в кухню, стараясь унести оттуда сосиски, а повар старается их осалить. Игроки, осаленные поваром, остаются в той позе, в которой их осалили. Игра продолжается до тех пор, пока не будут украдены все сосиски.
Правила:
Пойманный котенок должен придумать интересное название своей позе, и после этого он может продолжить игру.
Нельзя уносить больше одной сосиски зараз.
Если повар поймал котенка, который уже унес несколько сосисок, он должен вернуть одну из них на кухню.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут украдены все сосиски.
Отмечаются котята, которые сумели унести много сосисок.
Педагогическое значение: игра развивает внимание, воображение, находчивость.
Методические рекомендации:
При проведении игры в качестве сосисок можно использовать кегли, карандаши или что-либо другое.
«Озвучивание» игры сначала может проводить сам руководитель.
Организационно-методические ошибки:
1. Дети плохо знают содержание текста.
2. Ребятам не рассказывается о том, что надо помогать животным.

Спортивное мероприятие для 1- 4 классов с ОВЗ. Путешествие по станциям

Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Подготовительная группа

Цель: 1. Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе.

2. Воспитывать у детей желание учиться.

3. Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы.

4. Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская.

Предшествующая работа:

Целевая прогулка к школе. Экскурсия в школу. Беседа о школе с показом школьных принадлежностей. Рассматривание картин о школе. Дидактическая игра «Собери портфель» Заучивание стихотворений о школе Чтение рассказов о школе. Разучить песню «Чему учат в школе» Рисование «Наша школа» Ручной труд: сделать маленькие тетради, книжки, учительский журнал для игры

« в школу», приготовить тряпочки и мел.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Москву на самолете»

Подготовительная группа

Цель : 1. Развивать у детей любознательность, расширять знания о Москве - столице

нашей Родины, ее достопримечательностях.

2. Углубить и расширить знания детей о работе аэропорта, о сотрудниках аэропорта.

3. Развивать конструктивные способности детей при работе с крупным строительным материалом и бумагой.

4. Активизация словаря: аэропорт, стюардесса, рация, таможня, экскурсовод.

Предшествующая работа:

Наблюдение за самолетами в небе. Экскурсия в аэропорт. Беседы о труде летчиков, стюардесс, о работе аэропорта. Подвижная игра «Самолеты» Дидактическая игра «Едем, летим, плывем» Рассматривание фотоиллюстраций о Москве. Беседа о Москве – столице нашей Родины Конструирование: строим самолет из крупного и мелкого строительного материала. Рисование «Летят самолеты» Аппликация «Самолет» Ручной труд: изготовление стаканчиков для пассажиров самолета, изготовление сувениров для москвичей, изготовление самолетиков для игр на прогулке. Чтение рассказов о летчиках, заучивание стихотворений о Москве.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Подготовительная группа

Цель: 1. Углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде

2. Дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда они плывут, что перевозят.

3. Воспитывать у детей уважение к труду работников водного транспорта.

4. Активизация словаря: трап, капитан, капитанский мостик, штурвальный, палуба, матросы, пристань, мачта.

Предшествующая работа :

Чтение рассказов о моряках, о водном транспорте. Рассматривание иллюстраций о водных видах транспорта. Просмотр слайдов или мультфильмов («В порту») о пароходах и работе речного транспорта. Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта. Дидактическая игра «На суше, на небе, на воде» Настольная игра-лото «Транспорт» Аппликация «Пароход на реке» Ручной труд: изготовление бинокля, рупора, цветных флажков для мачты, спасательного круга.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ЗООПАРК»

Старшая группа

Цель: 1. Обогатить и конкретизировать знания и представления детей о диких зверях и

их повадках и условиях содержания в неволе.

2. Воспитывать уважение к труду работников зоопарка.

3. Прививать любовь к животным, воспитывать чувство доброты и жалости.

4. Активизация словаря: зверолов, экскурсовод, животные Африки, животные Севера, животные Австралии, сумчатые.

Предшествующая работа:

Экскурсия в зоопарк или зверинец с целью ознакомления с жизнью животных в неволе. Беседа о зоопарке, для чего они созданы, как там живется животным. Чтение - «Где обедал воробей», «Детки в клетке» и др. Заучивание стихотворений о диких зверях. Рассматривание иллюстраций о зоопарке, о диких животных. Лепка «Звери зоопарка» Рисование «Что я видел в зоопарке» Конструирование из строительного материала зоопарка, клеток для животных.

Сюжетно-ролевая игра «ПОЛИКЛИНИКА» («БОЛЬНИЦА»)

Средняя группа

Цель: 1. Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача,

о работе поликлиники.

2. Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры.

3. Активизация словаря: окулист, терапевт, педиатр , хирург , фонендоскоп, рентген,

процедуры, градусник, рецепт.

Предшествующая работа:

Экскурсия в медицинский кабинет. Наблюдение за работой медсестры, врача. Рассказ воспитателя о работе врача в поликлинике, окулиста, хирурга, педиатра, терапевта, рентгенолога. Рассматривание фотоиллюстраций о работе врачей различной специализации. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу» Кукольный театр «Доктор Айболит» Чтение рассказов о работе врача (Б. Житков «Обвал», С. Маршак «Ледяной остров» и др.) Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий» Ручной труд: изготовление градусника, фонендоскопа, горчичников для игры «в больницу».

Сюжетно-ролевая игра «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Средняя группа

Цель: 1. Обогатить знания детей о труде парикмахера.

2. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.

3. Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа,

фен, стрижка, стрижет, челка, бреет, освежает одеколоном, пенка для укладки, накручивать на бигуди , платить деньги в кассу.

Предшествующая работа:

Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской. Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую». Экскурсия в парикмахерскую. Наблюдение за работой мастера. Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской» Ручной труд: изготовление игрушечных ножниц, расчески. Собрать атрибуты для игры: использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней. Дидактические игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем»

«Для чего эти предметы».

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ» («ВОДИТЕЛИ»)

Старшая группа

Цель: 1. Обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения.

2.. Воспитывать уважение к труду водителя, милиционера.

3. Учить вежливому обращению в процессе общения «водитель – пассажир»,

«водитель – милиционер».

4. Активизация словаря: правила дорожного движения, пост ГИБДД ,

регулировщик, перекресток, светофор, пешеходный переход, пассажир, пешеход.

Предшествующая работа:

Наблюдение за работой транспорта на перекрестке со светофором и «зеброй». Экскурсия по ул. Красной (наблюдение за движением машин) Встреча с работниками ГИБДД с целью ознакомления с профессией. Беседа о правилах дорожного движения. Изучение дорожных знаков. Чтение: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», Б. Житков «Светофор» и др. Заучивание наизусть стихов о правилах дорожного движения Рассматривание фотоиллюстраций о работе ГИБДД. Дидактические игры: «Домино – дорожные знаки», «Транспорт» Игры на макете «Перекресток» Подвижная игра «Раз, два, три – к знаку беги!» Рисование «Соблюдайте правила движения» Аппликация «Машина на светофоре» Ручной труд: изготовление макета светофора, дорожных знаков, водительских удостоверений .

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МАГАЗИН»

Средний возраст

Цель: 1. Расширить знания детей о работе продавца в магазине.

2. Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца.

3. Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина , товар, весы, кассир, взвешивать, заворачивать вещи, названия продуктов, бытовых приборов, одежды.

Предшествующая работа:

1. Экскурсия в ближайший магазин с целью наблюдения за работой продавца.

2. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)»

3. Рассказ воспитателя о профессии продавца.

4. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

5. Дидактические игры: «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий».

6. Рисование «Магазин продуктов»

7. Лепка «Овощи-фрукты для магазина»

8. Ручной труд: изготовление кассы, чеков, денег для игры «в магазин»

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «КОСМОС»

Подготовительная группа

Цель: 1. Обогатить и систематизировать знания детей о работе космонавтов, о полетах в

2. Воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов.

3. Активизация словаря: космос, космическое пространство, Вселенная, планеты,

космический корабль, выход в открытый космос, связь с Землей.

Предшествующая работа:

1. Рассказ воспитателя о космосе и космонавтах.

2. Рассматривание фотоиллюстраций о космических ракетах, о работе космонавтов на Земле и в космосе.

3. Беседа с детьми о первом космонавте Ю. Гагарине, о первой женщине-космонавте В. Терешковой.

4. Чтение рассказов и книг на тему космоса.

5. Рисование «Космическая ракета»

6. Аппликация «Космонавт»

7. Конструирование: строительство ракеты из крупного строительного материала

Игры в подготовительной группе приобретают у детей социальный характер. Ребенок словно примеривает на себя разные социальные роли, копирует взрослых, приобретает опыт общения. Такая форма общения настоящая школа жизни для ребенка. Сюжетно ролевые игры становятся своеобразным зеркалом взаимоотношений окружающих взрослых. С другой стороны, такая игра является удобной формой коррекции поведения и отношения ребенка в какой-либо ситуации. Тематическая картотека игр поможет педагогу грамотно распланировать эту форму работы в течение целого года.

Организация игры

Сюжетно - ролевая игра в подготовительной группе требует внимательной подготовки. В зависимости от целей и задач воспитатель продумывает не только тему, сюжет, подбирает инвентарь, но и учитывает психологическую совместимость детей, предполагаемых на определенные роли. Проект игры предусматривает способ отбора участников, пути разрешения возможных конфликтов, способы примирения конфликтующих детей.

Чаще всего в группе возникают конфликты из-за распределения ролей, из-за нежелания принимать в игру того, кто ранее не справлялся со своей ролью. Задача воспитателя убедить участника в его способностях, учить быть толерантными и терпимыми, помогать развитию чувства взаимопомощи и поддержки.

В подготовительной группе воспитатель редко выбирает роль. Педагог задает наводящие вопросы, дает советы, направляет, помогает разобраться в ситуации.


Цели и задачи

Разрабатывая проект сюжетно - ролевой игры, необходимо четко поставить цель, регламентирующую алгоритм действий сюжетно и психологически. Основные задачи игровой формы работы в подготовительной группе:

  • формирование осознания разных эмоциональных состояний;
  • развитие навыков общения со взрослыми и ровесниками;
  • расширение представлений о профессиях;
  • углубление знаний этики поведения;
  • формирование представлений о школе, режиме;
  • развитие креативного воображения;
  • воспитание самостоятельности, доброжелательности, толерантности.


Инвентарь

Картотека сюжетно - ролевых игр включает тщательный отбор игровых средств. Составляя проект, воспитатель продумывает инвентарь игры, который бы давал ребенку проявить фантазию, творческое воображение, находчивость:

  • Широко используйте игрушечные имитации настоящих бытовых предметов: посуды, инструментов, бытовой техники и т.п.
  • Обязательно задействуйте игрушки, олицетворяющие определенных персонажей: кукол, животных.
  • Важны элементы гардероба или профессиональные предметы: халат врача, указка воспитателя, фартук официанта, колпак повара и т.д.
  • Интерьер игрового пространства создается с помощью игрушек - маркеров: игрушечная палатка, кухонная мебель, детская доска, макет корабля и т.д.

Все виды оборудования помогают детям погрузиться в мир игры, формируют представления об использовании тех или иных предметов, об их предназначении.


Готовимся к школе

В подготовительной группе дети проходят курс психологической, интеллектуальной и физической подготовки к школьной жизни. В представлении многих ребят школа уже существует как место уроков, звонков, домашних заданий. Иногда в воображении ребенка складывается устрашающий школьный образ. Картотека предлагает проект «Школа», включающий сюжетно - ролевые игры, адаптирующие ребенка в системе школьных взаимоотношений. Эти игры помогут узнать, что такое урок, как принято обращаться к учителю, как самому собрать ранец, что такое перемена. Дети получают возможность побыть в роли учителя и ученика. Проект «Школа» может включать экскурсию в школьный класс, чтение рассказов о первоклассниках, выучивание песен и стихов о первоклассниках. Все это постепенно формирует положительное ожидание серьезных жизненных перемен и создает чувство уверенности в себе.


Воспитываем читателя

В современном мире роль книги ощутимо утрачивается. К сожалению, даже традиционное чтение сказок детям во многих семьях заменено просмотром мультфильмов. Библиотека - не самое популярное место у молодых родителей. Однако роль книги невозможно переоценить в развитии и воспитании детей. Книга остается основой и школьного образования. Проект «Библиотека» рассчитан на формирование у детей интереса к книгам, развитие потребности читать, умения бережно обращаться с книгами, дает представление о профессии библиотекаря.

Перед игрой нужно сводить детей на экскурсию. Там ребята увидят и поймут, что такое библиотека, кто такой библиотекарь, посидят в читальном зале, познакомятся с формулярами и каталогами. Эти впечатления закрепляются игрой «Библиотека». Дети разыгрывают обращение к библиотекарю, учатся «лечить» книжки, делать к ним закладки. Библиотека поможет узнать о разнообразии книг, ребята рассказывают о любимой книжке. Игра «Библиотека» научит аккуратно складывать книги на стеллажах и бережно искать нужную книгу. Сюжетно - ролевая игра «Библиотека» вырабатывает культуру поведения, учит вежливому обращению и спокойному общению.

Проект «Библиотека» может включать игровые программы «Литературная гостиная», «В гостях у сказки» с инсценировкой фрагментов, рассказом об авторе.


Моя семья

Картотека сюжетно - ролевых игр всегда разнообразно представлена в теме «Семья». Для каждого ребенка семья является моделью целого мира. Взаимоотношения родителей и детей, общение с дедушками и бабушками формируют модель отношений с окружающими людьми. Проект «Семья» включает сюжетно - ролевые игры:

  • «Дочки - матери»;
  • «Семейный обед»;
  • «В гости к бабушке»;
  • «Мама заболела»;
  • «Младший братик»;
  • «Выходной день»;
  • «Мамины помощники» и т.д.

В ходе подготовки к игре можно предложить детям рассказать об их семьях, о праздниках в доме. Рекомендовано чтение рассказов и стихотворений семье.


Идем за покупками

Проект «Магазин» направлен на формирование у детей средствами сюжетно - ролевой игры социальной роли продавец - покупатель. Перед началом игры детей можно спросить, в какой магазин они ходят с родителями, что там продают, о чем взрослые спрашивают продавца. Ребята знакомятся со словами «покупатель», «продавец», «товар», «прилавок», «весы», «отдел», «витрина», «сдача», «чек», «упаковка».

Игра «Магазин» требует соблюдения культуры общения, знания вежливых слов. Можно для начала разыграть только овощной магазин или книжный магазин. Затем интересно будет организовать целый супермаркет, где дети покупатели будут посещать разные отделы. Обращайте внимание на умение ребят правильно называть товар, описывать его, находить различия, четко проговаривать просьбу, пользоваться выученными словами - терминами. Тут же может открыться кафе, где покупатели отдохнут.


«В больнице»

Проект «Больница» направлен на знакомство с медицинскими профессиями, формирования потребности вести здоровый образ жизни, соблюдать правила гигиены. Эти сюжетно - ролевые игры хорошо проводить в период профилактических мероприятий против простудных и инфекционных заболеваний. В ходе игры ребята используют собственный опыт общения с медработниками.

Дети пополняют лексику медицинскими терминами: доктор, врач, медсестра, пациент, поликлиника, карточка, справка, температура, шприц, фонендоскоп, носилки, термометр, грелка, йод, зеленка, хирург, скорая помощь.

Игра «Больница» дает возможность каждому ребенку побыть в роли врача, медсестры, больного, родителя больного ребенка. Разыгрываются ситуации приема в кабинете доктора и вызова врача на дом. Можно задать сюжет вызова «Скорой помощи». В таких игровых ситуациях уместно разбирать причины заболеваний: переохлаждение, пробование снега на вкус, глотание мелких предметов, травмы из-за баловства.

Сфера обслуживания

Сюжетно - ролевые игры «Кафе», «Парикмахерская», «Ателье», «Почта» можно организовывать как отдельные проекты или комбинировать с проектами «Семья» и «Магазин». Цель этих игр - формирование представлений о профессиях в сфере обслуживания, развитие культуры поведения в общественных местах, воспитание уважение и интереса к труду. Нужно учитывать, что в ателье дети редко бывают, поэтому им будет трудно самостоятельно развивать сюжет игры.


«Кафе»

В игре «Кафе» ребята поочередно разыгрывают посетителей, официантов, кондитеров, администратора. Дети учатся делать заказ, вежливо обслуживать клиентов. Играя в кафе, ребята знакомятся с культурой приема пищи: как правильно есть пирожное, мороженое, фрукты. В кафе может прийти семья или друзья. Посетителями могут быть куклы. Официант кафе должен доброжелательно рассказать о меню, предложить что-то вкусное. Можно разыграть празднование дня рождения в кафе. Одной из игровых ситуаций может быть приглашение шеф-повара кафе и выражение ему благодарности. В кафе может быть гардероб, куда посетители сдадут вещи, возьмут номерок, а уходя, получат вещи обратно. К следующей игре предложите детям нарисовать меню, придумать название их кафе, подумать, чем понравилось это кафе.


«Ателье»

О работе ателье дети обычно почти ничего не знают. Проект «Ателье» обязательно должен начинаться со знакомства с этой сферой обслуживания, с профессиями в ателье, с названиями тканей, фурнитуры, одежды. Дети узнают о нитках для вышивки, о вязании, аппликации. Ребенок должен уметь описать вещь, ее цвет, назначение. Дети могут поиграть в кукольное ателье. Юные модельеры могут нарисовать новую одежду для любимых кукол. Проект «Ателье» может включать даже показы моды, где роль зрителя тоже надо сыграть. В ателье можно привести любимую зверушку и заказать для нее теплую одежду. Игра «Ателье» развивает воображение, творческую фантазию, формирует вкус и чувство стиля. Предложите пофантазировать и самим придумать новую вещь для куклы в собственном ателье.


«Парикмахерская»

Реализуя проект «Парикмахерская», воспитатель предлагает детям побыть в роли мастеров и посетителей. Можно разыграть сцену с плачущим ребенком - куклой, которого надо уговорить подстричься. Игра «парикмахерская» учит вежливому обращению, умению описать прическу, назвать цвет покрытия для ногтей, указать длину волос. Интересно организовать парикмахерскую и для домашних любимцев. Клиентами могут оказаться любимые игрушечные звери.


«Почта»

Проект «Почта» знакомит детей с работой почтальонов, учит отправлять письма и посылки. Предложите детям нарисовать праздничные открытки и отправить их, опустив в ящик «Почта». Затем почтальон раздаст послания. Перед Новым годом ребята могут написать письма Деду Морозу. У знать, как запечатывается конверт, наклеивается марка. Интересно обыграть отправку и получение посылки от бабушки. Почта поможет все упаковать и доставить адресату.


Театр

Сюжетно - ролевая игра «Театр» позволяет детям узнать, что театр - это целый мир разных профессий. Ребята покупают билет, предъявляют его на контроле, сдают вещи в гардероб, проходят в зрительный зал. А за кулисами театр живет большой жизнью: актеру помогают готовиться к выступлению гример, костюмер, его игрой руководит режиссер. Театр не существует без оркестра и дирижера. Маленькие игровые фрагменты проекта «Театр» постепенно формируются в общее представление о театральной жизни. Дети рассказывают о своем походе в театр с родителями. Театр невозможен без инсценировок сказочных фрагментов или стихотворений. Воспитатель рассказывает о разных театральных жанрах. Интересна игра в кукольный театр, где дети могут попробовать себя в роли кукловодов.

Сюжетно - ролевые игры - гармоничный способ воспитания, образования и развития детей. Они дают возможность психологической коррекции. Такие игры объединяют ребят, учат содействию и дружбе.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Ординский детский сад №1»

«Современные сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»

Конспект сюжетно – ролевой игры «Школа»

Подготовительная группа

Воспитатель:

Кулинко Светлана Юрьевна

2016

(Слайд №1, 2)

Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»

Задачи:

Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе

Воспитывать у детей желание учиться

Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы

Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, класс, кабинет директора

(Слайд №2)

Роли и ролевые действия

(Слайд 3)

Учитель:

ведёт урок, заполняет журнал, вызывает к доске, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки.

Ученики:

сидят за партой, пишут в тетрадях, на доске, отвечают на вопросы, поднимают руку.

Директор:

даёт распоряжения учителям, направляет на уроки, пишет расписание уроков, распределяет учеников по классам, посещает уроки, собирает учителей на педсовет.

Охранник:

охраняет школу от хулиганов, следит за дисциплиной на переменах, проверяет сменную обувь.

Предметно – игровая среда

(Слайд 4,5, 6)

Мольберт, магнитная доска

Ноутбук, проектор, интерактивная доска

Карандаши

Линейки

Тетради в клетку

Журнал

Указка

Кукла в школьной форме

Касса букв

Ластики

Прописи

Портфель

Пенал

Палочки счётные

Мел

Цифры

Предметные картинки

Набор слогов

Букварь

Звонок

Перспектива обогащения предметно – игровой среды

Подбор художественной литературы о школе

Оформить альбом «Школьные наряды разных стран»

Предварительная работа

Беседа о школе, о школьных принадлежностях

Экскурсия в музей (Слайд № 7)

Экскурсия в школу (Слайд № 8, 9)

Конструирование из ЛЕГО школы (Слайд № 10)

Самостоятельная организация игровой обстановки (Слайд № 11)

Заучивание стихотворений о школе

Ручной труд: сделать атрибуты для игры « в школу»

Показ, рассматривание, примерка школьной формы прошлых лет (школьная форма, фартуки - белый, чёрный) (Слайд № 12)

Методы и приёмы руководства сюжетно – ролевыми играми

Участие в игре с целью показа игровых действий, игровых высказываний

Беседы с детьми

Рассматривание картин

Составление рассказа «Как можно играть в эту игру»

Проведение экскурсий

Чтение художественной литературы

Изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования

Строительство и последующее обыгрывание разнообразных сюжетных построек

1 – этап работы

Цель. Познакомить детей с игрой «Школа»

Задачи:

Изучить литературу по сюжетно – ролевым играм

Подобрать и систематизировать игровой материал

Разработать конспект сюжетно – ролевой игры

2 – этап работы

Цель. Воспитывать у детей желание учиться.

Задачи:

Вызвать интерес к школе, желание учиться в школе

Систематизировать и расширять представления детей о школе

Продолжать обучать умениям ролевого взаимодействия (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу)

Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким, окружающим людям

3 – этап работы

Цель. Развитие речи детей на основе углубления знаний о школе

Задачи:

Обогащать словарный запас детей через игру

Активизировать словарь: пенал, тетрадь, линейка, глобус

Продолжать развивать грамматический строй речи

Совершенствовать фонематический слух

Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах и о содержании картины

Развивать словесно – логическое мышление

Ход игры:

(Слайд № 13)

Воспитатель: Ребята, я расскажу вам историю, которая произошла сегодня утром. Шла я утром в школу и увидела на траве лежит портфель, такой одинокий, беспомощный. Вижу я, бабушка идет. Я ее и спрашиваю: -Бабушка, это не вы, портфель, потеряли? Она отвечает: - Нет, у меня не было такого портфеля.

Машина остановилась у детского сада, я спросила у водителя:- Дяденька, это не ваш портфель? Тот внимательно посмотрел на портфель и строго сказал: - Нет, у меня был другой.

Подошла я к портфелю поближе, а он мне и говорит: - Посмотрите на меня внимательно, я не ваш? Я ему: - Нет, у меня такого никогда не было, но я смогу тебе помочь. У меня есть друзья-дети из моей подготовительной группы. Они такие добрые, отзывчивые, умные и сообразительные. Вот мы вместе с портфелем пришли к вам. Ребята, поможем портфелю?

Дети:- Да!

Воспитатель:- Портфель, если хочешь, можешь остаться у нас!

Портфель: - Спасибо вам. Мне у вас очень нравиться!

Воспитатель: А хотите узнать, что находиться внутри портфеля?

На уроках каждого ученика есть помощники. А что это за помощники, узнаете, отгадав загадки.

(После того, как дети отгадали загадку, отгадки-предметы появляются на столе)

Говорит она беззвучно,

Не понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней (учебник)

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Что такое я? (тетрадь)

Я люблю прямоту,

Я сама прямая,

Сделать ровную черту,

Всем я помогаю (линейка)

Как ему работу дашь,

Зря трудился карандаш (ластик)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж,

Что же это? (карандаш)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, ластик, скрепки, кнопки,

Что угодно для души (пенал)

(Воспитатель открывает посылку, дети помогают)

Дети достают оттуда школьные принадлежности – ручка, карандаш, тетрадь, краски, ластик, линейка, учебник, пенал.

Воспитатель: - Какими словами можно объединить все эти предметы?

Дети: - Школьные принадлежности

Воспитатель: - А вы знаете, чем детский сад отличается от школы?

Я буду называть, что есть в детском саду, а вы будете называть, что есть вместо этого в школе.

Детский сад – школа

Заведующий-директор

Воспитатель-учитель

Группы-классы

Столы-парты

Занятия – уроки

Игрушки - портфель

Спят-не спят

Играют-учатся

Нет звонка - есть звонок

Не ставят оценки - ставят оценки

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите пойти в школу?

Дети: - Да!

Воспитатель: - А для чего в школе используют звонок?

Дети: - Для начала и конца урока

Воспитатель (портфель): - Я убедился, что вы действительно умные, добрые, сообразительные и отзывчивые дети. Много знаете о школе, мне с вами интересно и я с удовольствием понаблюдаю за тем, как вы будете играть.

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите поиграть в школу?

Воспитатель: - А кто нам нужен для игры?

Дети: - Учитель, ученики, директор, охранник, повар.

Воспитатель: - Давайте распределим роли.

Воспитатель и дети распределяют роли.

Воспитатель: - Ребята, а что делает учитель?

Воспитатель: - Каким должен быть учитель?

Дети: - Добрым, умным, вежливым, требовательным, много знать, терпеливым.

Воспитатель: Ой! Мы ведь с вами забыли сказать, а какими должны быть ученики?

Дети: Послушными, на уроке поднимать руку, нельзя выкрикивать на уроке, должны внимательно слушать учителя.

Воспитатель: - Как вы думаете, что делает директор в школе? Какой он?

Дети: - Добрый, наблюдательный, разговаривает по телефону, заглядывает в класс.

(Слайд № 14)

Воспитатель: - Давайте выберем профессию, подходящую для каждого.

Воспитатель: - Я буду учителем. Даша, Марина, Егор, Валера – ученики, Богдан – директор, Софья, Валерия – повара, Серёжа – охранник. Вы согласны? Потом можно поменяться ролями.

Воспитатель: - Давайте приготовим свои рабочие места. Выбирайте, кому что нужно. Дети и воспитатель занимают свои места, девочки-повара надевают колпаки и фартуки, директор занимает место за столом воспитателя, берёт телефон, охранник сидит у дверей, смотрит за порядком в школе.

Воспитатель: - Все готово? Итак, сегодня мы с вами будем играть в сюжетно-ролевую игру «Школа». Перед началом игры мы должны с вами посоветоваться и решить, какой урок будет проходить в нашей школе.

Дети: Урок математики

Воспитатель: Хорошо, после урока я предлагаю вам сходить в столовую. Согласны?

Дети: Да

Воспитатель: - Но, прежде, нам надо превратить группу в класс.

В устроенном классе на партах лежат школьные принадлежности, заранее изготовленные детьми: маленькие тетрадки, карандаши, ручки, альбомы, дневники.

Звенит звонок на урок, учитель выходит за дверь, дети садятся за парты. Входит учитель с журналом в руках. Дети встают.

Учитель: - Здравствуйте, ребята!

Дети: - Здравствуйте!

Учитель: - Садитесь, пожалуйста! Сейчас у нас урок математики. Какое сегодня число? (дети называют, учитель записывает на доске)

Достаньте из портфеля цветные карандаши, ручки, они нам будут нужны.

Учитель: - Давайте поиграем в игру «Кто знает, тот дальше считает»

(Называние цифр по порядку, продолжает дальше тот, кто знает следующую цифру)

Учитель: - А сейчас поработаем на интерактивной доске и решим «Машины задачки» (интерактивная игра «Машина школа»)

(Слайд № 15)

Ученики по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют задания.

Учитель:- Следующее задание (учитель раздает листы с заданием)

На листе изображены буквы и цифры. Все буквы дети должны обвести любым цветным карандашом в квадрат, а цифры в круг.

Учитель: - Толя, что ты будешь делать? (повторяет задание учителя)

Отлично справились с заданием!

А сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку

«Буратино»

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз нагнулся,

Два нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

Ключик видно не нашел.

(повороты вправо, влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Молодцы, ребята, присаживайтесь!

Дидактическая игра: «Соедини точки и раскрась»

Учитель: - Отлично справились с заданием! Вы хорошо отвечали сегодня на уроке! Урок закончен, наведите порядок на своих столах, сложите школьные принадлежности в портфель. Охранник подаёт звонок на перемену.

Дежурные проверят порядок и помоют доску. Сейчас большая перемена. Кушать хотите?

Учитель: - Ребята, я приглашаю вас пройти в столовую.

(Слайд № 16)

Повара накрывают на стол.

Ученики садятся за стол, «обедают»

Звенит звонок на урок.

Второй урок – рисование.

(Слайд № 17)

Учитель: - Какое время года сейчас?

Дети: - Весна.

Учитель: - Какие признаки весны вы знаете?

Дети: - Птицы вернулись, идёт дождь, ярко светит солнце, набухают почки на деревьях

Учитель: - Молодцы! Предлагаю нарисовать весну цветными карандашами.

Ученики выполняют задание учителя, учитель хвалит детей.

Воспитатель: - Вот и закончился сегодняшний учебный день в школе. Я в вас не ошиблась, вы действительно добрые, отзывчивые и умные ребята. Думаю, в школе вы будете учиться только на «5».

Воспитатель: - Ребята, вам понравилось играть в школу?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Правда, все получилось интересно? Как вы думаете, почему было играть интересно? Какой урок вам запомнился? Что было самым запоминающимся?

Обобщаю ответы детей.

Воспитатель: - Это потому, что мы играли дружно, без ссор обо всем договаривались. Вы просто молодцы! Мы еще обязательно поиграем в школу.

(Слайд № 18)

Надежда Рогожина
Сюжетно-ролевая игра «Школа». Конспект игрового занятия в подготовительной группе

Цели:

- воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, любовь к школе;

Развивать речь, творческую активность, умственную самостоятельность в решении практических задач;

Учить правильно вести диалоги.

Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе.

Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы.

Игровой материал: строительный материал, тетради, учебники, ручки, карандаши, звонок, портфели, пеналы, картон.

Подготовка к игре :

- экскурсия в школу, беседа с работниками школы: учителем, директором, вахтером, уборщицей, буфетчицей, наблюдения за их трудом.

Рассматривание и чтение детских книг по теме «Школа».

Показ фильма или мультфильма о школьной жизни.

Беседа по картине «На уроке».

Заучивание стихотворений о школе

Разучить песню «Чему учат в школе»

Рисование «Наша школа»

Ручной труд: сделать маленькие тетради, книжки, учительский журнал для игры «в школу», приготовить тряпочки и мел.

Ход игры:

В. - Дети, в следующем году вы пойдёте в школу. А как вы думаете, что нужно для поступления в школу? (Ответы детей). А чем дети занимаются в школе? (Ответы детей).

В. - ребята, давайте мы сегодня поиграем в школу.

В. - где проходят уроки?

Д. - в классе.

В. - правильно, ребята!А кто проводит уроки?

Д. - учитель.

В. - ребята, кто хочет быть учителем!

В. - сколько много желающих. Давайте выберем считалкой:

Гномик золото искал!

И колпак свой потерял!

Сел, заплакал, - как же быть!

Выходи! Тебе водить!

В. - Лерочка, ты будешь учителем, а остальные дети будут учениками.

В. - дети начинаем игру, но вначале давайте построим класс (Дети расставляют стульчики, ширму, доску)

Дети выходят из группы. Учитель занимает место за учительским столом.

Звучит песня о первоклассниках. Дети заходят в воображаемый класс. Приветствуют учителя и друг друга. Дарят цветы. Каждый из детей занимает свое место.

"Звенит звонок"

Урок 1 . Обучение грамоте.

Учитель входит в класс,представляется, знакомится с детьми и начинает урок.

Д/игра «Назови первый звук в слове»

Д/игра «Составь слово»

Д/игра «Пирамида» (деление слов на слоги)

В конце урока учитель подводит итог и задает задание на дом: прочитать сказку «Лиса и рак, составить схему слова «лиса».

"звенит звонок"

Учитель объявляет о начале перемены. Напоминает детям, чтоб приготовились к следующему уроку, и предлагает пойти обедать в столовую (возможен сюрпризный момент – сладкое угощение).

"звенит звонок"

Урок 2. Рисование.

Дети занимают места в классе за партами.

Учитель: - Дети у нас сейчас урок рисования. У каждого из вас есть семья и у меня тоже. Я предлагаю вам нарисовать свою семью. А я нарисую свою.

Дети приступают к выполнению задания.

Во время выполнения детьми рисунков в группе звучит тихая, спокойная музыка.

"Звенит звонок"

Учитель объявляет об окончании урока и предлагает разместить рисунки на выставке. Дети подходят к ширме и размещают рисунки.

"Звенит звонок"

Урок 3. Физкультура.

Учитель начинает урок с разминки. Дает команду:

Равняйсь! Смирно!Направо! Шагом марш по кругу! А теперь парами ко мне! На месте стой! Разомкнитесь!

1. упражнение "Часы"; 2. упражнение "Мельница";3. упражнение "Прыжки".

Игра соревнование "Бег с препятствиями".

Учитель задает детям задание на дом: потренироваться прыгать со скалкой.

"Звенит звонок"

В. - Ребята, мне понравилось, как вы сегодня играли, хорошо справились со своими ролями, были вежливыми, хорошо вели себя в школе. В следующий раз, когда вы будете играть в игру «Школа», предлагаю провести урок труда. Какой скоро будет праздник?

Д. - Новый год!

В. - Правильно, вот мы с вами и будем делать поделки на новогодний праздник, а потом ими украсим нашу группу.