Бывает ли суффикс т. Суффиксы

  1. -инский :
    1. если от соответствующих существительных употребительно притяжательное прилагательное на -ин , например: се́стринский (сестра - сестрин), Мари́инский (Мария - Мариин), А́ннинский (Анна - Аннин), Са́ввинский (Савва - Саввин);
    2. если они образованы от географических названий (склоняемых и несклоняемых), оканчивающихся на ( ) , например: гря́зинский (Грязи), мыти́щинский (Мытищи), хи́мкинский (Химки), со́чинский (Сочи), то́пкинский (Топки), та́лсинский (Талсы);
    3. если они образованы от географических названий, оканчивающихся на () , например: жи́здринский (Жиздра), я́лтинский (Ялта), о́хтинский (Охта), ро́нгинский (Ронга), балаши́хинский (Балашиха), е́льнинский (Ельня).

    Примечание. Некоторые прилагательные, образованные от существительных на () , в соответствии с прочно установившейся традицией сохраняют написание с -енский , например: пре́сненский (Пресня), пе́нзенский (Пенза).

  2. Прилагательные оканчиваются на -енский , если они принадлежат к другим словообразовательным типам, например: гро́зненский (Грозный), городи́щенский (Городище), заре́ченский (Заречье), фру́нзенский (Фрунзе), коло́менский (Коломна), песо́ченский (Песочня), горше́ченский (Горшечное). (В последних трёх примерах прилагательные содержат в своём составе беглое е и суффикс -ск - ) .
§ 30. В прилагательных на -чий , образованных от существительных на -шка , перед ч пишется е в положении не под ударением, например: стару́шечий , куку́шечий , ко́шечий , лягу́шечий , индю́шечий , но известны и образования на -ачий с ударяемым а , например: коша́чий , лягуша́чий , индюша́чий .
§ 33. В глаголах, оканчивающихся в неопределённой форме на -вать , необходимо для правильного написания неударяемого гласного перед в различать следующие типы :
  1. глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице единственном числе на -ую (-юю ) , а в неопределённой форме на -овать (-евать ) , например: беседую - беседовать , заведую - заведовать , горюю - горевать ;
  2. глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице единственном числе на неударяемые -ываю , -иваю , а в неопределённой форме на неударяемые -ывать , -ивать , например: развёртываю - развёртывать , закручиваю - закручивать ;
  3. глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице единственном числе на ударяемое -ваю , а в неопределённой форме на ударяемое -вать ; в этих глаголах перед в пишется та же гласная, что и в неопределённой форме соответствующих глаголов без суффикса -ва- (т.е. непосредственно перед -ть ), например: одолева́ю - одолева́ть (одоле́ть), запива́ю - запива́ть (запи́ть), застыва́ю - застыва́ть (засты́ть). Сюда же относятся глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице на (без -ва- ): застава́ть - застаю́ (заста́ть), достава́ть -достаю́ (доста́ть).

Кроме того, необходимо иметь в виду следующие глаголы, оканчивающиеся на -ева́ть - -ева́ю (с ударением на -ва́ ):

  • затмева́ю - затмева́ть ,
  • застрева́ю - застрева́ть ,
  • намерева́юсь - намерева́ться ,
  • обурева́ет - обурева́ть ,
  • продлева́ю - продлева́ть ,
  • растлева́ю - растлева́ть ,
  • увещева́ю - увещева́ть .
§ 35. В глаголах, означающих изменение какого-либо состояния, пишется -енеть , например: леденеть , костенеть , деревенеть , остервенеть , остолбенеть , оцепенеть ; переходные глаголы этого типа оканчиваются соответственно на -енить , например: леденить , окровенить и др.

§ 36. Следует отличать глаголы непереходные с основой на , например: обессилеть , обессилею (стать бессильным, лишиться силы), опостылеть , опостылею (стать постылым), выздороветь , выздоровею (стать здоровым) от соответствующих им переходных глаголов с основой на , например: обессилить , обессилю (сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы), ослабить , ослаблю .

О правилах §§4—6:

«Наличие этих правил - вынужденная необходимость, вызванная особым положением шипящих и ц в системе фонем русского языка (их непарностью по мягкости-твёрдости). Слоговой принцип русской графики не в силах продиктовать здесь написание ё или о

В. Ф. Иванова. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.

  1. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.
  2. В суффиксах :
    1. а) имён существительных:
  • -ок , например: рожок, петушок, крючок, борщок;
  • -онок , например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;
  • -онк -а , например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;
  • б) имён прилагательных:
    • -ов - , например: ежовый , грошовый , парчовый , холщовый ;
    • -он (с беглым о ), например: смешон ;
  • в) наречий, например: свежо , горячо , общо .
  • В именах существительных родительного падежа множественного числа на -ок , -он , например: кишок , княжон .
  • В словах (и в производных от них): обжора , крыжовник , жом , трещотка , трущоба , чащоба , чокаться , чопорный , Печора , шов , шорох , шоры , в именах существительных: изжога , ожог , поджог (ср. написания с -ёг в прошедшем времени глаголов: изжёг, ожёг, поджёг); также в некоторых областных и просторечных словах, например: жолкнуть , зажора зажор ), жох , ужо (в значении «потом», «после»), вечор (в значении «вчера вечером»), чох (например, в выражении «не верит ни в сон, ни в чох»), наречие чохом .
  • Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон , мажор , шомпол - шомпола , Чосер (фамилия), но: жест , планшет .

    Б. Во всех прочих случаях после ж , ч , ш , щ под ударением пишется буква ё , хотя и произносится о , а именно:
    1. В глагольных окончаниях -ёшь , -ёт , -ём , -ёте , например: лжёшь , лжёт и т.д., печёшь , печёт и т.д.
    2. В глагольном суффиксе -ёвыва - , например: затушёвывать , перекочёвывать , также затушёвывание , перекочёвывание .
    3. В суффиксе отглагольных существительных -ёвк - ,
      например: перекочёвка , размежёвка .
    4. В суффиксе существительных -ёр - , например: дирижёр , ретушёр , стажёр , ухажёр .
    5. В суффиксе причастий страдательного залога -ённ - (-ён - ) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряжённый , напряжён , напряжённость , напряжённо ; отрешённый , отрешённость ; размягчённый , размягчённость ; упрощённый , упрощённость ; учёный , учёность ; толчёный ; жжёный , жжёнка .
    6. В словах, в корне которых под ударением произносится о , чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: жёлтый (желтеть), жёсткий (жестковатый), жёрнов (жернова), жёлудь (желудей), жёрдочка (жердей); дешёвый , дешёвка (дешеветь), шёлк (шелковистый), шёрстка (шерстяной), решётка , решётчатый (решето), кошёлка (кошелёк), шёпот (шептать); чёлн (челнок), чёлка (чело), чёрт (чертей), чёрный (чернота), чёт (нечет), чечётка (чечет), отчёт , счёт (вычет, вычесть), чёрточка (черта), печёнка (печень), бечёвка (бечева); щётка (щетина), щёлкать (щелчок), пощёчина , щёки (щека); в корнях глагольных форм: сжёг , поджёг , сжёгший , поджёгший (сжечь, поджечь), шёл (шедший), разжёвывать (разжевать).
    7. В предложном падеже местоимения что : о чём , на чём , а также в словах причём , нипочём .

    Примечание. Правила §4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

    § 60. Двойное н и двойное с пишутся при сочетании корня и суффикса , если корень кончается, а суффикс начинается согласной н или с :
    • с суффиксом -н - , например: длинный (длина), старинный (старина), каменный (камень), доменный (домна), законный (закон), временный (основа времен-);
    • с суффиксом -ск - , например: котласский (Котлас), арзамасский (Арзамас), русский (Русь), но: тартуский (Тарту), ханькоуский (Ханькоу);
    • с суффиксом -ств - : искусство (ср. искусный ).
    Двойное с пишется также в глаголах прошедшего времени при сочетании основ на с возвратной частицей -ся , например: спасся , нёсся .

    Примечание. Двойное н пишется в числительном одиннадцать .

    § 39. Существительные мужского рода с суффиксами -ушк - , -юшк - , -ишк - , -ышк - , обозначающие предметы одушевлённые, а также все существительные женского рода с теми же суффиксами оканчиваются в именительном падеже единственном числе на , например: дедушка , батюшка , мальчишка , старичишка , человечишка , соловушка , нянюшкa , ручишка .

    Существительные мужского рода, обозначающие предметы неодушевлённые, а также все существительные среднего рода имеют в именительном падеже единственном числе после этих суффиксов окончание , например: хлебушко , дворишко , перышко , пальтишко .
    В окончании именительного падежа единственного числа одушевлённых существительных мужского рода после суффиксов -к - и -л - пишется -а- , например: гуляка , запевала , верзила , объедала ; так же пишутся просторечные собственные имена типа Гаврила , Кирила , Михайла (употребляющиеся наряду с Гавриил, Кирилл, Михаил).

    Исключение составляют древнерусские и украинские имена и фамилии на -ко , например: Михалко , Шевченко , а также старинные и областные собственные имена на -ло , например: Ярилo , Михайло Ломоносов .

    § 54. Чтобы знать, в каких случаях следует писать щ , а в каких шч , или жч , или сч , или зч , или стч , или здч , надо уяснить себе состав слова.
    Пишется щ в тех случаях, когда оно целиком относится или только к корню, или только к суффиксу , например: щётка, щука, прощу, ищу, вощаной, дощатый; расщепить (ср. щепать), площе (ср. плоско), погонщик (ср. погонять); женщина (ср. жена).
    Пишется сч на стыке приставки и корня, когда с относится к приставке, а ч к корню, например: счесть, бесчестный, исчерпать, чересчур.
    Пишется шч , жч , сч , зч , стч или здч :
    1. на стыке корня и суффикса , если суффикс начинается с ч и этому звуку предшествуют согласные ш , ж , с , з , ст , зд , корня, например: перебежчик (ср. перебежишь), перевозчик (ср. перевозить), разносчик (ср. разносить), объездчик (ср. объездить);
    2. в основах, оканчивающихся на сочетания шк , жк , ск , зк , стк или здк , если при замене суффикса вместо к в этих сочетаниях появляется звук ч , например: резче (резкий), хлёстче (хлёсткий), веснушчатый (веснушки).

    Примечание. В словах счастье , песчаный пишется сч .

    « В корнях пишется и е ... Исключения: сочетать, сочетание. »

    § 14. Чередование и и е находим в следующих глаголах:
    • сжигать - сжечь , выжигать - выжечь и т.п.;
    • постилать - постелю , расстилать - расстелю и т.п.;
    • раздирать - раздеру , удирать - удеру и т.п.;
    • отпирать - отпереть , запирать - запереть и т.п.;
    • стирать - стереть , растирать - растереть и т.п.;
    • умирать - умереть , помирать - помереть , замирать - замереть и т.п.;
    • избирать - изберу , прибирать - приберу и т.п.;
    • вычитать - вычесть , прочитать - прочесть и т.п.;
    • сидеть - сесть ,
    • а также блистать - блестеть .

    « В корнях бер - - бир -, дер - - дир -, мер - - мир -, пер - - пир -, тер - - тир -, блест - - блист -, жег - - жиг -, стел - - стил -, чет - - чит -, пишется и , если дальше следует суффикс -а -... в противном случае пишется е ... Исключения: сочетать, сочетание. »

    Розенталь Д. Э. и др., Справочник по право-писанию, произношению, литературному редактированию. - М.: ЧеРо, 1999.

    § 61. Двойное н пишется в суффиксах -енн - , -онн - прилагательных, образованных от существительных , например: соломенный , болезненный , клюквенный , искусственный , внутренний , ведренный , свойственный , обеденный , революционный , позиционный .

    Примечание. В слове ветреный и в производных от него пишется одно н , но в приставочных образованиях пишется -нн- (безветренный , подветренный ).

    Прилагательные с суффиксом -ян - (-ан - ) , образованные от существительных, пишутся с одним н , например: волосяной , дровяной , глиняный , кожаный .
    Прилагательные деревянный , оловянный , стеклянный пишутся с двойным н .
    С одним н пишется суффикс -ин - в прилагательных , например: соловьиный , куриный , гостиный , а также в существительном гостиница .
    § 99. Пишутся с прописной буквы прилагательные , образованные от индивидуальных названий людей, мифологических существ и т.п. (см. §§95-98) :
    1. если они являются в полном смысле слова притяжательными (т.е. выражают принадлежность чего-либо данному человеку, мифологическому существу) и содержат в своём составе суффикс -ов (-ев ) или -ин (без последующего суффикса -ск- ), например: Марксов «Капитал» , Далев словарь , Зевсов гнев , Лизина работа ;
    2. если они входят в состав названий, равных по смыслу «имени», «памяти» такого-то, например: Ломоносовские чтения .

    Примечание 1. Прилагательные, образованные от индивидуальных названий людей, пишутся со строчной буквы:

    1. если они не являются в полном смысле притяжательными, например: пушкинский стиль , суворовская тактика , рентгеновский кабинет , адамово яблоко , базедова болезнь , пастеровская станция , сизифов труд , эзоповский язык , прокрустово ложе ,
    2. если они являются в полном смысле притяжательными, но содержат в своём составе суффикс -овск- (-евск- ) или -инск- ; например: толстовская усадьба , тургеневские «Записки охотника» , пушкинская квартира .

    Примечание 2. Наречия, образованные от индивидуальных названий людей, всегда пишутся со строчной буквы , например: по-пушкински , по-суворовски .

    Р.: Да, у них общее окончание.

    Т.: У них общий суффикс. А чем является остальная часть слова?

    Р.: Основой.

    Т.: Известны ли вам основы этих слов?

    Т.: Можете ли вы теперь перевести слова?

    Р.: Нет. Мы не знаем, какая это часть речи.

    Т.: Это существительное.

    Учащиеся безуспешно пытаются перевести слова так: ручка, ручища, ложечка. Учитель отвергает эти попытки.

    Т.: Слова с суффиксом -ful имеют значе­ние - то, что выражено основой, полно чем-то, а суффикс имеет значение полный. После этого ученики правильно передают значения слов по-русски: полная горсть, полная ложка, полная чашка и т. д.

    Т.: Значит, что нужно знать для понимания слов?

    Р.: Значение суффикса, модель и часть речи производного.

    Учитель просит назвать часть речи основы и вместе с учащимися записывает модель. Затем все слова прочитываются вслух. При записи модели основы представляются, в обобщенном виде, а суффиксы - конкрет­но, например, n+-less. В такой формуле производного шифр частей речи восприни­мается как х или у, обозначающие, что вместо них можно поставить любое знако­мое слово требуемой части речи (при инвариантном суффиксе). Шифр частей ре­чи учитель объясняет один раз и записы­вает его на доске: v - глагол, n - су­ществительное и т. д. (Для записи модели предлагается использовать строчные буквы латинского алфавита.) Для быстрого запо­минания обозначений частей речи мы пред­лагаем учащимся зашифровать производ­ные слова, записанные на доске. Школьникам рекомендуется начертить таблицу словообразования английского язы­ка на специальных карточках или на послед­ней странице словарных тетрадей (когда они появятся). Заполняется она постепенно, по мере изучения материала. Таблица для суф­фиксальных производных может быть пред­ставлена так:

    Тренировка учащихся в употреблении про­изводных слов проводится на уровне слова, словосочетания и на уровне предложения. Для разнообразия приемов тренировки мож­но использовать игровые упражнения.

    /. Тренировка на уровне слова

    Быстрому запоминанию модели способству­ет игра «20 карточек». (Это название услов­но, так как карточек может быть больше или меньше.)

    Цель игры - закрепление дей­ствий по семантизации производного слова, их автоматизация. Заранее готовятся кар­точки двух вариантов. На одних пишутся производные слова с изучаемым суффиксом, на других - их определения по-английски. Карточки с производными словами учи­тель оставляет у себя, карточки с опреде­лениями получают учащиеся. Учитель (или ведущий) произносит производное слово и показывает соответствующую карточку. За­дача учащихся - отыскать определение для него. В игре формируется не только навык соотнесения производного слова с произво­дящей основой, но и навык быстрого рас­познавания нужного слова среди несколь­ких. В игре используются только мотивирован­ные (производные от известных учащимся лексических единиц) слова и притом такие, которые могут быть семантизированы уни­фицированным способом. Слова с суффиксом -er: cleaner, (one who cleans), giver, helper, player, defender, skater, skier, winner, dancer, driver, writer, singer и т. п.

    Производные с этим суффиксом могут быть переведены на русский язык причастием на­стоящего времени (чистящий, дающий и пр.). В тех случаях, где возможен более точный русский эквивалент, нужно доби­ваться, чтобы он был найден: helper - гот, кто помогает - помогающий - помощ­ник.

    Слова с суффиксом –less: noseless (having no nose, without a nose), nameless, hairless, fatherless, childless, homeless, colourless, endless, hopeless, timeless, numberless, priceless, changeless, helpless, loveless, friendless и т.д.

    Все прилагательные с этим суффиксом могут быть переведены на русский язык существи­тельным с предлогом без. Там, где это, воз­можно, находится более точный русский эквивалент (прилагательное): noseless- без носа - безносый.

    Слова с суффиксом -1у: badly (in a bad manner), easily, shortly, gladly, nicely, openly, happily, warmly, fully, correctly, highly и т. п.

    Слова с суффиксом - у, имеющие значение: покрытый тем или полный того, что выра­жено основой: dusty (covered with dust, full of dust), snowy, sunny, stony, hairy, soapy, grassy и т. п.

    Предлагается еще одна игра: чья команда образует больше производных с предложен­ным суффиксом и даст их русские эквива­ленты. Для игры готовится раздаточный ма­териал: карточки со словообразующими ос­новами и образцом действий. Словообразующие основы ученики могут находить также в словаре учебника. Поскольку мо­дель у них записана, они знают, какую часть речи искать. При этом решается со­путствующая задача: формируется умение пользоваться словарем.

    2. Тренировка на уровне сочетания слов

    Для лучшего запоминания некоторых слово­образовательных моделей учащимся полез­но знать, в каких сочетаниях то или иное слово может функционировать в речи. По­добную тренировку также можно организо­вать в форме соревнования: чья команда придумает больше сочетаний. Например, при работе с моделью n + -less учитель

    задает вопросы:

    What can be windless (colourless)?

    Who can be homeless (friendless, childless, hairless)?

    Учащиеся называли такие сочетания: (а) windless day (weather, autumn, month, August); (а) colourless tie (shirt, shirt, clothes, face, walls); (а) homeless boy (man, cat, dog, people, children). И т. д. Аналогичная работа проводится с другими суффиксальными образованиями.

    3. Тренировка на уровне предложения

    На данном этапе тренировки учащиеся при­учаются видеть, каким образом производное включается в речь. Главным в определении значения и здесь остаются внутрисловные опоры. Большая часть этих упражнений проводится в виде игры в парах, которая называется игра в ученика и учителя. Упражнение делится на две части, каждая из них записывается на отдельной карточ­ке, снабженной своим индексом (А или Б) и ключом. Ключ к карточке А находится на карточке Б и наоборот. В пары для игры включаются ученики разного уровня подготовленности. Школьники работают са­мостоятельно, учитель осуществляет выбо­рочный контроль. Один ученик выступает в роли учителя, другой - ученика. Учи­тель следит за правильностью действий уче­ника, который первым выполняет свою часть упражнения, после этого учащиеся меняются ролями. Поскольку задание у ре­бят в паре одинаковое, оно записано либо на карточке А, либо учитель сообщает его устно.

    Суффикс -Т- < и.-е. * t

    Суффикс -т - < и.-е. * t образует отглагольные прилагательные, некоторые из них стали страдательными причастиями: шитъ < * sjy - t ŭ, крытъ , битъ, мытъ, рытъ . Так же, по-видимому, образованы прилагательные частъ, густъ, лютъ, сытъ, святъ, тълстъ, жьлтъ и существительные молотъ, мостъ, пьрстъ, щитъ, долото, жито, путо, мѣсто, золото, лѣто, уста, ворота, сито, мыто, вьрста, невѣста, пята, трата, память, смьрть, мьсть, льсть, пасть, путь, страсть, вѣсть, зависть, пажить и др.

    При помощи этого суффикса образованы также отыменные прилагательные со значением обладания: греч. κοντωτός ‘снабженный багром’ (κοντός ‘багор’), καρυωτύς ‘орехообразный’ (κάρυον "орех"); лат. sceles t us ‘преступный’ (scelus ‘преступление’), onus t us ‘нагруженный’ (onus ‘груз’), barbatus ‘бородатый’ (barba ‘борода’).

    Этот же суффикс * t образует от основ глагола форму супина . Супин унаследован из индоевропейского праязыка; он представлял собой имя, образованное от глагольной основы при помощи суффикса *t > т , ср. лат. dele-t-um ‘чтобы уничтожить’. Это имя склонялось по типу основ на *ŭ, однако еще в дописьменную эпоху утратило словоизменение, так как из всех падежных форм осталась в употреблении одна форма винительного падежа (поэтому можно сказать, что супин - это застывшая форма винительного падежа отглагольного имени). Это произошло вследствие того, что это имя употреблялось исключительно в позиции прямого дополнения при глаголах движения для указания на цель движения; супин требовал дополнения в родительном падеже: въшедъ видѣтъ възлежащихъ; приде видѣтъ гроба (Мар.); иде рыбъ ловитъ (Зогр.); послълавъ и оумытъ ся (Син. тр.). Уже в поздних старославянских текстах супин стал заменяться инфинитивом: идѫ оуготовати мѣсто. Супин как форма глагола был в разное время утрачен всеми славянскими языками (в сербском - еще в дописьменную эпоху, в русском - к XIV в., в чешском - к XVI в.), сохранившись только в словенском и нижнелужицком языках.

    Этот же суффикс * t образует от основ глагола форму инфинитива. Инфинитив - праславянское новообразование; некогда он представлял собой имя, образованное от глагольной основы, которую теперь называют инфинитивной, при помощи суффикса *t ; это имя, в отличие от супина, склонялось по типу основ на *ĭ . Впоследствии, еще в дописьменную эпоху, оно утратило изменение, так как из всех падежных форм осталась в употреблении одна форма дательного падежа (поэтому можно сказать, что по происхождению инфинитив - это застывшая форма дательного падежа). Это произошло вследствие того, что это имя употреблялось исключительно в синтаксической позиции косвенного дополнения при глаголе или существительном в форме дательного падежа. Утратив словоизменение, инфинитив перестал быть именем и перешел в систему глагола, получив в ней значение неопределенного наклонения, то есть формы глагола в отвлечении от его спряжения. Вследствие этого он может употребляться в самых разных синтаксических функциях: части составного глагольного сказуемого, дополнения, определения, подлежащего. Именным происхождением инфинитива объясняется омонимия форм: слова течь, печь, стать, знать, пасть, мочь являются и существительными и инфинитивами. В истории русского языка безударный суффикс ти > ть ; при этом наблюдается колебание в месте ударения: принести - принéсть, цвести - цвéсть, свести - свéсть . Алломорф чи, -чь возник из сочетаний *kti, *gti: *pekti > печи > печь, *mogti > мочи > мочь, *volkti > волочи > волочь, влечь . Таких слов немного: беречь, жечь, запрячь, лечь, обречь, пренебречь, сечь, стеречь, стричь, течь, толочь . Таким образом, ч’ соединяет в себе последний звук корня и первый звук суффикса: кт или гт .

    Для поиска по странице нажмите Ctrl+F.

    Возможные трудности

    Добрые советы

    Можно совершить ошибку, выделяя требуемую часть слова, например: мячик, огурчик (Суффикс -чик- или -ик-?).

    Сначала выясните, от какого однокоренного слова образовано данное слово, затем определите, с помощью какого суффикса (приставки) оно образовано, например: мяч + -ик- → мячик.

    При этом необходимо учитывать возможные чередования в корне и наличие беглых гласных, например: огурец + -ик- → огурчик (чередование ц//ч, беглая гласная е).

    Бывает сложно определить значение приставки или суффикса, например: пришить (Каково значение приставки при-?).

    Установите, от какого однокоренного слова образовано данное слово, затем постарайтесь определить, что изменилось в значении производного слова по сравнению с исходным, например: шить + при- → пришить (присоединение).

    Можно спутать слова с нулевым окончанием и слова, в которых окончания нет, например: делал – делая.

    Обратите внимание на часть речи, к которой относится данное слово, и на то, является ли оно при этом изменяемым. Запомните, что у неизменяемых слов: наречий, слов категории состояния, деепричастий, несклоняемых существительных, непроизводных и производных предлогов, союзов, частиц, междометий, – а также у прилагательных в форме сравнительной степени окончаний нет, например: пусто, кофе, вследствие, зато, именно, ах, светлее, делая – нет окончания; делал – окончание нулевое.

    Можно совершить ошибку в определении состава слова, особенно когда перед вами причастие или деепричастие, потому что в них нередко встречаются два суффикса, например: испугавший, сказанный, закрученный, застилая, задумав.

    В действительном причастии прошедшего времени обычно присутствуют два суффикса. В слове испугавший после корня находится глагольный суффикс -а- (от глагола испуг-а-ть). За ним следует суффикс действительных причастий прошедшего времени -вш-.

    Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов -енн-, -нн- и -т- .

    Если страдательное причастие прошедшего времени образовано с помощью суффикса -нн-, неопределенная форма которого оканчивается на -АТЬ\ -ЯТЬ, в причастии выделяется два суффикса. Например, в слове сказанный после корня находится глагольный суффикс -а- (от глагола сказ-а-ть), а за ним следует суффикс страдательных причастий прошедшего времени -нн-.

    В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных с помошью суффикса -т- тоже присутствуют два суффикса: суффикс основы глагола и -т- (например: раскол-о-т-ый ).

    В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от остальных глаголов с помощью суффикса -енн , обычно присутствует один суффикс. Например, в слове закруч-енн-ый после корня следует суффикс страдательных причастий прошедшего времени -енн-.

    В деепричастиях может быть как один, так и два суффикса. Например, в слове застилая после корня находится глагольный суффикс -а-, за ним располагается суффикс деепричастия -я-. В слове задумав после корня находится глагольный суффикс -а-, за ним располагается суффикс деепричастия -в-.

    В деепричастиях любя, глядя, крича, будучи, ненавидя, волоча, держа, прочтя, испёкши и др. присутствует только один суффикс.

    Основа слова и окончание

    Во всех склоняемых и спрягаемых словах русского языка можно выделить две части - основу и окончание.

    Основой называется часть слова, которая не изменяется в нем при склонении и спряжении.

    Окончанием называется часть слова, которая при склонении и спряжении изменяется.

    (и. п., ед. ч.), (р. п., ед. ч.), (д. п., ед. ч.).

    (м. р., ед. ч., и. п.), (м. р., ед. ч., р. п.), (м. р., ед. ч., д. п.).

    (1 л., ед. ч., наст. вр.), (2 л., ед. ч., наст. вр.), (3 л., ед. ч., наст. вр.).

    Основа слова содержит его лексическое значение. Окончание слова служит для связи с другими словами в предложении и содержит грамматическое значение слова (т.е. окончание подскажет, к какой части речи слово принадлежит, какого оно рода, в каком числе и падеже стоит, какое грамматическое лицо выражает, в каком времени стоит).

    Например, в предложении Сяпает Калуша по напушке (по Л.С. Петрушевской) окончания слов подскажут нам их грамматические значения:

    сяпа-ет (глагол, стоит в наст. вр., в ед. ч., в 3 л.),

    калуш-а (сущ. ж. р., стоит в и. п., ед. ч.),

    по напушк-е (сущ. ж. р., стоит в дательном п., ед. ч.).

    При этом лексические значения этих слов останутся для читателя неясными, поскольку он не встретит в них ни одной знакомой основы.

    Подробнее об окончании слова

    В склоняемых и спрягаемых словах окончание может быть нулевым. Нулевое окончание не имеет звукового выражения, но сохраняет грамматическое значение слова.

    Пять заданий- - нулевое окончание указывает, что перед нами сущ. мн. ч., в р. п.

    Ветер свеж- - нулевое окончание указывает, что перед нами крат. прил. в м. р., в ед. ч.

    Нулевое окончание выделяют:

    У существительных в форме м. р., и. п., ед. ч.:

    дом- - дом- ; иней- - ине- ;

    У некоторых существительных в форме р. п., мн. ч.:

    гор- - гор- ;

    У кратких прилагательных в форме м. р., ед. ч.:

    красив- - красив- ;

    У глаголов повелительного наклонения в форме 2 л., ед. ч.:

    пиши- - пиши- ;

    У глаголов прошедшего времени в форме м. р., ед. ч.:

    пел- - пел- , бил- -ся - бил- -сь;

    У притяжательных прилагательных с суффиксом -ий в формем. р., ед.ч., и. п.:

    Не все русские слова имеют окончания. В неизменяемых словах окончания нет:

    (глядел) пристально - у наречий окончаний нет, слово состоит только из основы;

    (сделал) по-своему - у наречий окончаний нет, слово состоит только из основы;

    (справа от) шоссе - у несклоняемых существительных окончаний нет, слово состоит только из основы;

    (размыло) вследствие (дождей) - предлоги не изменяются, поэтому в слове вследствие нет окончания, оно состоит из одной основы;

    размахивая (руками) - у деепричастий окончаний нет.

    Подробнее об основе слова

    Основа слова может делиться на части. Обязательной частью основы любого слова является корень. Помимо корня, в основу могут входить приставки и суффиксы.

    Плеч-о - в этом слове основа состоит только из корня -плеч-.

    Плечик-о - в этом слове основа состоит из корня -плеч- и суффикса -ик-.

    Заплечн-ый - в этом слове основа состоит из корня -плеч-, приставки за- и суффикса -н-.

    Основа может включать в себя несколько приставок и несколько суффиксов.

    Неподсудн-ый - в этом слове основа включает в себя две приставки: не- и под-.

    Пленниц-а - в этом слове основа включает в себя два суффикса: -н- и -иц-.

    Основа может включать в себя несколько корней.

    Ветрозащитн-ый (костюм) - в этом слове основа содержит два корня: -ветр- и -защит-.

    Ивангород - в этом слове основа содержит два корня: -иван- и -город-.

    В основу сложных слов могут входить соединительные гласные -о-, -е-, -и-.

    Медно-красный - в этом слове основа содержит соединительную гласную -о-.

    Пуленепробиваемый - в этом слове основа содержит соединительную гласную -е-.

    Десятитонный - в этом слове основа содержит соединительную гласную -и-.

    Части основы: корень, приставка, суффикс, соединительные гласные

    Обязательной частью основы любого слова является корень. Помимо корня, в основу могут входить приставки и суффиксы. Части основы сложного слова могут быть соединены соединительными гласными.

    Корень - это главная значимая часть основы, в нем заключено общее лексическое значение всех слов с этим же корнем (однокоренных, или родственных). Чтобы найти корень слова, надо подобрать к этому слову родственные слова.

    Искатель, искать, поиск, искание - корень -иск-.

    Сладкий, услада, сладость - корень -слад-.

    В русском языке один и тот же корень в разных родственных словах может сильно менять свой облик, не меняя, однако, своего значения.

    Сравните родственные слова: прибивать, бьющий, набойка. Во всех этих словах один и тот же корень, который выглядит в одном случае как -би-, в другом как -б[й"]-, в третьем как -бой-. При этом значение корня, связанное с идеей резкого сильного движения, сохраняется во всех приведенных словах.

    В русском языке нередки случаи, когда разные корни совпадают в звучании, при этом различаясь по значению. Слова с такими корнями нельзя считать родственными.

    В перечне слов водить, водичка, вывод, подводник, проводник, водный одни слова содержат корень -вод-, связанный с понятием вести, другие - корень -вод-, связанный с понятием вода.

    Слова в русском языке могут иметь несколько корней. Такие слова называются сложными.

    Вечнозеленое (растение) - в этом слове два корня: -веч- и -зелен-.

    Диван-кровать - в этом слове два корня: -диван- и -кровать-.

    Приставки и суффиксы - значимые части основы. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем, суффикс - часть слова, которая находится после корня. Приставки и суффиксы имеют значения, которые дополняют значение корня в основе и окончательно формируют лексическое значение слова. Приставки и суффиксы служат для образования новых слов.

    Сопоставим родственные слова бежать, при-бежать и от-бежать. Они имеют разные лексические значения, хотя все связаны с одним и тем же значением бега - быстрого движения пешком. Приставка при- добавляет к содержанию корня -беж- дополнительное значение законченности и полноты действия. Приставка от- - значение удаления от точки отсчета.

    Сопоставим родственные слова рука, руч-ищ-а и руч-онк-а. Они имеют разное лексическое значение, хотя все связаны с одним и тем же значением корня - верхняя конечность человека. Суффикс -ищ- добавляет к содержанию корня -ру(к/ч)- дополнительное значение большого размера и внушительного внешнего вида предмета. Суффикс -онк- - значение маленького размера и соответственного внешнего вида.

    Слово может иметь одновременно несколько приставок и суффиксов.

    Без-у-держный - в этом слове две приставки.

    Рассе-я-нн-ость - в этом слове три суффикса.

    Обычно суффиксы в склоняемых и спрягаемых словах стоят перед окончанием. Только суффикс -ся (-сь) в глаголах и причастиях не перед окончанием, а после него.

    Раду-ешь-ся.

    Радовал-а-сь.

    Задумавш-ий-ся.

    Части сложных слов могут быть соединены соединительными гласными -о-, -е-, -и-. Эти гласные входят в основу сложного слова.

    Высок-о-рослый.

    Кар-е-глазый.

    Чередования звуков и беглые гласные в основе слова

    При склонении и спряжении слов в их основах могут происходить чередования звуков и появляться беглые гласные.

    Чередованием называется замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Гласные звуки при этом чередуются с гласными, согласные - с согласными. В русском языке чередования звуков в основе слова - очень распространенное явление. Ниже приводятся примеры типичных чередований в основе.

    Чередующиеся звуки

    Примеры чередования

    Подруга - дружить - друзья

    Кликать - клич - восклицать

    д // ж // жд

    Ходоки - хожу - хождение

    Светить - свеча - освещать

    ск // ст // щ

    Блеск - блестеть - блещет

    Воздух - воздушный

    Завязки - завяжу

    Написание - напишу

    Любовь - люблю

    Топка - топлю

    Дрема - дремлю

    Ловить - ловлю

    Графа - разграфлю

    Настой - настаивать

    Лезть - лазить

    Беглыми гласными называются гласные О и Е, которые могут появляться в какой-либо части слова и выпадать из неё (можно сказать, что эти гласные чередуются с нулём звука).

    Беглые гласные могут появляться во всех частях основы: в корне, в суффиксе, в приставке.

    Угол - (в) угл-у. (В корне появляется и выпадает беглая гласная О.)

    Пень - (на) пн-е. (В корне появляется и выпадает беглая гласная Е.)

    Со-гнать - с-гонять. (В приставке появляется и выпадает беглая гласная О.)

    Гуд-ок - гуд-к-а. (В суффиксе появляется и выпадает беглая гласная О.)

    Молод-ец - молод-ц-а. (В суффиксе появляется и выпадает беглая гласная Е.)

    Войти - входить. (В приставке появляется и выпадает беглая гласная О.)

    Опрeделение сoстава слова

    1. Чтобы правильно определять состав слова, необходимо выяснить, от какого именно слова и с помощью чего произошло данное слово.

    Прежде всего такой анализ необходим для того, чтобы правильно определить состав суффиксов. Обратимся к примерам.

    Задание: определите состав слов физический и сферический.

    Образец рассуждения: в прилагательном физический легко выделить окончание -ий. Слово образовано от существительного физика с помощью суффикса -еск- (вариант суффикса -ск-). Корень в этом слове -физик- (нельзя считать здесь корнем -физ- на основании слов типа физкультура: в таких словах мы имеем дело с сокращенным корнем). Следовательно, слово физический состоит из корня -физич-, суффикса -еск- и окончания -ий. Казалось бы, подобный же состав должен быть у слова сферический, но это не так. В прилагательном сферический легко выделить окончание -ий. Оно образовано от существительного сфера с помощью суффикса -ическ-. Корень в этом слове -сфер-. Итак, слово сферический состоит из корня -сфер-, суффикса -ическ- и окончания -ий.

    Задание: одинаковы ли суффиксы в словах пение и значение?

    Образец рассуждения: на первый взгляд, оба слова имеют одинаковый состав. Однако это не так. Существительное пение образовано от глагола пе-ть с помощью суффикса -ни(й)-. Такой путь словообразования очень распространен в русском языке (ср.: зна-ть - зна-ни(й)-е, дерза-ть - дерза-ни(й)-е). Существительное же значение образовано от глагола знач-и-ть с помощью суффикса -ени- при усечении глагольного суффикса -и- (знач-ени-е) . Следовательно, в этих словах суффиксы разные.

    Такой же анализ необходим, чтобы не спутать суффиксы и окончания.

    Задание: определите состав слов мышиный и собачий.

    Образец рассуждения: перед нами два прилагательных. На первый взгляд, они имеют схожий состав. Однако это не так. Прилагательное мышиный образовано от существительного мышь с помощью суффикса -ин-. В этом слове окончание -ый. Прилагательное же собачий образовано от слова собака с помощью суффикса -ий (особого суффикса притяжательных прилагательных). Это слово имеет нулевое окончание (ср.: собачий- , собач-[й’]-его, собач-[й’]-ему).

    2. Чтобы правильно определять состав того или другого слова, кроме знаний из области словообразования, необходимо иметь знания по морфологии. Прежде всего необходимо определить, какой частью речи является слово, и выяснить, будет ли оно изменяемым (склоняемым, спрягаемым), или нет. Уже на этом этапе ошибка может привести к неправильному результату разбора. Обратимся к примерам.

    Задание: определите состав слова ясно в предложении Дело было ясно всем.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - перед нами не наречие, а краткое прилагательное (дело ясно, вопрос ясен, цель ясна). Следовательно, в этом слове нет наречного суффикса -о, зато есть окончание среднего рода единственного числа -о. Итак, краткое прилагательное ясно состоит из корня -ясн- и окончания -о.

    Задание: определите состав слова по-старому.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - это наречие. Следовательно, во-первых, у этого слова нет окончания (наречия - неизменяемые слова), а во-вторых, по- здесь является приставкой, а не предлогом. Таким образом, наречие по-старому состоит из приставки по-, корня -стар- и суффикса -ому.

    Задание: определите состав слова выбегая.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - это деепричастие. Следовательно, у этого слова нет окончания (деепричастия - неизменяемые слова), зато есть специальный деепричастный суффикс -я-. Кроме того, поскольку деепричастия образуются от глагольных основ, в этом слове должен присутствовать и глагольный суффикс (в данном случае суффикс -а-). Корень в слове можно определить, подбирая однокоренные слова. В данном случае в слове корень -бег- (ср.: вы-бегать, у-бегать, за-бег и т. д.). Итак, слово выбегая состоит из приставки вы-, корня -бег-, глагольного суффикса -а- и деепричастного суффикса -я-.

    Задание: определите состав слова сильнее в предложении Он сильнее меня.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - перед нами прилагательное в форме простой сравнительной степени. Известно, что такие прилагательные не изменяются и не имеют окончаний (он сильнее, они сильнее, она сильнее). Зато у них есть специальные суффиксы сравнительной степени (в данном случае суффикс -ее-). Корень в этом слове -силь-, к нему присоединен суффикс прилагательного -н-. Итак, прилагательное в сравнительной степени сильнее состоит из корня -силь-, суффикса прилагательного -н- и суффикса сравнительной степени -ее.

    С особым вниманием следует отнестись к анализу глаголов. Состав глагола может быть достаточно сложен. Обратимся к примерам.

    Задание: определите состав слова закричал.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - это глагол, стоящий в прошедшем времени. Глаголы изменяются, следовательно, у них должны быть окончания (в данном случае окончание будет нулевым - ср.: закричал-а, закричал-и). Глаголы в прошедшем времени имеют специальный суффикс прошедшего времени -л-. Перед этим суффиксом обычно располагается глагольный суффикс (в данном случае суффикс -а-). В этом слове легко определить приставку и корень (соответственно за- и -крич-). Итак, глагол в прошедшем времени закричал состоит из приставки за-, корня -крич-, глагольного суффикса -а-, суффикса прошедшего времени -л- и нулевого окончания.

    Задание: определите состав слова подойдите.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - это глагол, стоящий в повелительном наклонении. В повелительном наклонении глаголы имеют особый суффикс -и-, после которого во множественном числе идет окончание -те. В нашем слове корнем будет -йд- (ср.: ото-йдите, за-йдите), а приставкой -подо- (это вариант приставки под- с появившейся беглой гласной -о-). Итак, глагол в повелительном наклонении подойдите состоит из приставки подо-, корня -йд-, суффикса повелительного наклонения -и- и окончания -те.

    Свои сложности возникают при определении состава причастий и деепричастий. В их состав входят глагольные основы и специальные суффиксы причастий и деепричастий.

    Задание: определите состав слова испугавшийся.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - причастие. Перед нами действительное причастие прошедшего времени. Причастия - склоняемые слова, они имеют окончания (в данном случае окончание -ий). Легко также определить особый суффикс -ся, стоящий после окончаний глаголов и причастий. В слове испугавшийся налицо специальный суффикс действительных причастий прошедшего времени -вш-. Перед ним стоит глагольный суффикс -а- (от глагола испуг-а-ться). В слове легко выделить корень и приставку (-пуг- и ис-). Итак, действительное причастие прошедшего времени испугавшийся состоит из приставки ис-, корня -пуг-, глагольного суффикса -а-, суффикса действительных причастий прошедшего времени -вш-, окончания -ий и особого суффикса -ся.

    Задание: определите состав слова закрученный (болт).

    Образец рассуждения: определяем часть речи - это причастие. Перед нами страдательное причастие прошедшего времени. Причастия - склоняемые слова, они имеют окончания (в данном случае окончание -ый). В слове закрученный налицо специальный суффикс страдательных причастий прошедшего времени (в данном случае -енн-). Следует обратить внимание, что страдательные причастия прошедшего времени, образованные от глаголов, оканчивающихся на -ить, не сохраняют глагольного суффикса -и-. В слове легко выделить корень и приставку (-круч- и за-). Итак, страдательное причастие прошедшего времени закрученный состоит из приставки за-, корня -круч-, суффикса страдательных причастий прошедшего времени -енн- и окончания -ый.

    Задание: определите состав слова пытаясь.

    Образец рассуждения: определяем часть речи - это деепричастие несовершенного вида. Деепричастия не изменяются, поэтому у них нет окончаний. Деепричастия несовершенного вида имеют особый суффикс -я-. В слове пытаясь после этого суффикса идет суффикс -сь (вариант суффикса -ся). В деепричастиях сохраняется глагольный суффикс (в данном случае -а-). Легко определить корень -пыт-. Итак, деепричастие несовершенного вида пытаясь состоит из корня -пыт-, глагольного суффикса -а-, суффикса деепричастий несовершенного вида -я- и суффикса -сь.