Диджериду музыкальный инструмент. Диджериду — что это такое? Музыкальный инструмент аборигенов Австралийский музыкальный инструмент диджериду

духовой музыкальный инструмент Медиафайлы на Викискладе

История

Диджериду тесно вплетён в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур . Игра на нём сопровождает ритуалы корробори и способствует вхождению в транс . Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон» , или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра . Сравниться с ним может только человеческий голос, варган , и отчасти орган .

С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ , Jamiroquai).

Большое применение диджериду получил в электронной и эмбиент-музыке. Стив Роуч одним из первых применил диджериду в эмбиенте и учился на нём играть в течение многих путешествий по Австралии в 1980-х годах. В 1992 году Aphex Twin использовал звучание диджериду в танцевальной композиции «Didgeridoo», которая стала хитом британских танцполов.

Название и этимология

«Yiḏaki» (иногда произносимый как «yirdaki») - одно из самых используемых названий, хотя в строгом смысле, слово используется для специфического типа инструмента, сделанного и используемого людьми йолнгу (англ. Yolngu people ), проживающими в Арнем-Ленд . Однако после того, как в начале 2011 года умер человек из клана Мэнгалили, чьё имя звучало похоже на «yiḏaki», люди йолнгу стали использовать синоним «mandapul» для обозначения инструмента из уважения к умершему [ ] .

Существует большое количество других имён для диджериду. Ниже описаны самые известные :

Народ Местность Название
Энинтиляква Грут-Айленд ngarrriralkpwina
Йолнгу Арнем-Ленд Mandapul (Yidaki)
Гаппапуги Арнем-Ленд Yiraka
Джинан Арнем-Ленд Yirtakki
Ивайдя Полуостров Кобург artawirr
Jawoyn Катрин Gunbarrk
Какутю Какаду garnbak
Нгарлума Рюборн Kurmur
Наилнаил Кимберли ngaribi
Уаррэй Аделаида bambu
Мэйалай Аллигатор Риверс martba
Pintupi Центральная Австралия paampu
Аранда Алис-Спрингс Ilpirra

Устройство

Классические диджериду

Традиционно диджериду изготавливаются после того, как в засушливый период термиты выедят мягкую сердцевину эвкалипта , образуя внутри ствола полость. Австралийские аборигены находят такие стволы, срубают, выбивают из них труху и изготавливают мундштук из пчелиного воска. Сам инструмент часто раскрашивают или покрывают изображениями тотемов племени . Длина инструментов варьируется от 1 до 2,5-3 м.

Модификации

Современные диджериду очень разнообразны . Существуют инструменты как с постоянным диаметром трубы, так и расширяющиеся от мундштука к раструбу, а также спиралевидные диджериду и диджебоксы .

Отдельным классом идут так называемые диджерибоны - гибриды диджериду и тромбона . Диджерибон изобрёл популярный австралийский музыкант Чарли МакМахон , известный своими экспериментами по смешиванию звучания диджериду с современной музыкой. Инструмент состоит из двух трубок, одна из которых вложена в другую по принципу телескопического механизма. Такая модификация позволяет во время игры менять длину и, как следствие, тональность звука. Диджерибоны изготавливают из пластика или алюминия и раскрашивают в чёрный, жёлтый и красный цвета, традиционные для австралийских аборигенов.

Менее распространённые модификации:

Техника игры

Особенности инструмента

По технике исполнения диджериду можно разделить на три категории:

  • для медленной, медитативной игры (тональности си , до , ре);
  • для быстрой, ритмичной игры (тональности фа и соль);
  • универсальные - как для медленной, так и для быстрой игры (тональность ми).

Звукоизвлечение

Извлечение звука при игре на диджериду происходит за счёт вибрации губ исполнителя, вызывающей колебание воздушного столба внутри канала. В процессе звукоизвлечения участвуют также щеки, язык, гортань и диафрагма .

Диджериду звучит только на одной ноте (основной тон или дрон), но обладает чрезвычайно богатым спектром обертонов (высокочастотные призвуки, по которым человеческое ухо различает тембр). Тон инструмента определяется его длиной и конфигурацией внутреннего канала. Приведём пример для прямолинейного диджериду, имеющего постоянный диаметр. Чем инструмент длиннее и уже, тем тон ниже, и наоборот - чем он короче и шире, тем тон выше. В процессе игры основной тон можно повышать или понижать на 0,5-2 тона, сильнее или слабее сжимая губы, уменьшая или увеличивая при этом силу выдоха. Степень варьирования тона зависит как от параметров самого инструмента, так и от мастерства исполнителя.

Непрерывное дыхание

При игре на диджериду применяется техника непрерывного (циркулярного, циклического) дыхания: для достижения непрерывного звучания вдох делается одновременно с выдохом. Добиться этого проще всего за счёт сжатия надутых щёк в момент вдоха. Щёки выполняют роль «мешка», аккумулирующего воздух и поддерживающего давление, необходимое для извлечения звука. Перекрыв поступление воздуха из лёгких, исполнитель может на короткое время продолжить вибрацию губ, уменьшая объём этого «мешка». Как раз в этот момент и делается быстрый, резкий вдох.

Приёмы игры

Одним из основных приёмов игры является использование так называемых «передувов». Во время попыток извлечь свой первый дрон у новичков иногда непроизвольно получается высокий, громкий звук, как у горна или трубы. Это происходит из-за чрезмерно напряжённых губ. При правильной технике передувы извлекаются быстро и коротко, расставляя акценты и образуя ритмическую составляющую.

Помимо этого очень важную роль играет язык. В процессе игры положение языка можно изменять, выделяя обертоны, однако в основном он используется для исполнения различных ритмов, например: «та-ка-ка, та-ка-ка», «туаки-туаки-туа», «та-ка-така, та-ка-та-ка-така» и т. п. Также можно разнообразить звучание диджериду посредством голоса. Опытные исполнители умеют имитировать голоса животных, звуки природы и проговаривать целые фразы, не прерывая дрон.

Известные исполнители и группы

Сольные исполнители

Коллективы

  • Gondwanaland - австралийская группа, использующая диджериду, синтезаторы и гитары. Была основана в 1981 году Чарли МакМахоном (диджериду, вокал) и Питером Кэроланом (синтезатор).
  • Airtist - музыкальный проект, сочетающий диджериду, варган и битбокс. Музыканты не используют синтетические звуки и семплы , создавая танцевальную музыку посредством акустических инструментов и голоса.
  • Hilight Tribe
  • Inlakesh - основой группы, созданной в 1990 году , являются двое музыкантов - Таня Жерар и Роб Томас. Таня освоила игру во время посещения тибетских общин в Дармсале .
  • Ganga Giri
  • Didjworks
  • eMDee
  • 3ple-d - голландская группа, образованная в Амстердаме в 1995 году двумя уличными музыкантами - Лизом Бейеринком и Михилом Техлером. В 2004 году в состав группы вошёл перкуссионист Теренс Самсон.
  • Like a Storm -группа из Новой Зеландии, созданная в 2005 году.

Диджериду в России

Диджериду и медицина

Доктор Мило Пулан и его коллеги из Цюрихского университета в 2005 году опубликовали результаты исследования, где показали, что игра на диджериду, благодаря тренировке верхних дыхательных путей, способствует прекращению храпа , снимает дневную сонливость и предотвращает апноэ во время сна . В 2017-ом году за эту работу авторам присудили шнобелевскую антипремию .

См. также

Примечания

  1. Didgeridoos (англ.) . h2g2.com (англ.) русск. (7 December 2001). Дата обращения 19 февраля 2015.
  2. Труба натуральная // Большая российская энциклопедия. Том 32. - М. , 2016. - С. 442.
- группа вконтакте, вступайте!

Самобытный, загадочный, гармонизирующий, обертонный музыкальный инструмент аборигенов северной Австралии.
Примерно 40 лет назад аборигены подарили свой таинственный инструмент западному миру. С тех пор диджериду покоряет, удивляет, вдохновляет, гармонизирует людей, живущих в напряженном мире цивилизации.
Легенды аборигенов Австралии гласят:
"Когда ничего не было, даже времени, творческим Сущностям Ванжина приснился
наш мир:
Когда был создан первый Человек, Ванжина покинули Землю, но для связи с собой они оставили людям Диджериду. Звучание диджериду создает особое пространство, особый коридор, по которому Ванжина могут опускаться в мир Людей, а Люди подниматься в Духовный мир".

Диджериду нерукотворна, её создает сама природа. Австралийские термиты проедают изнутри стволы и ветви деревьев. Остается лишь отыскать эти «заготовки» и диджериду почти готова. Не всякому аборигену удается это сделать, так как для поиска нужно обладать особенным состоянием сознания … Диджериду изготавливают ещё из бамбука. Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображением животных тотемов.
Вот два (из многочисленных) высказывания старейшин аборигенских родов:
« Диджериду - волшебник обладает своей собственной силой, когда диджериду говорит с тобой – прислушайся »
« Волшебное звучание диджериду трогает сердца людей и зовет нас вспомнить наше общее земное и духовное наследство »

В книге « Целительные звуки » Джонатан Голдмен пишет о том, что в те времена, когда не было ничего и даже самого времени, обитали божественные сущности ванджина. Им приснился этот мир (тем самым он и был создан) – время сновидений…
А когда мир был создан, ванджина покинули Землю и переселились в духовный мир. Но в дар людям они оставили диджериду. Гул диджериду создает особое пространство, некое окно или коридор, посредством которого ванджина могут посещать мир людей и наоборот.
Когда я впервые услышала звучание диджериду, и, конечно, была потрясена, я поняла, что это то чудо, о котором я мечтала всегда. Так началась моя новая жизнь уже с диджериду, чему я не перестаю радоваться никогда.
Аборигены Австралии подарили нам диджериду. Они очень благосклонно относятся к распространению диджериду. Они считают, что диджериду поможет навести мосты над пропастью между нашими мирами.
Аборигены считают, что мир – это единый, хрупкий организм, в котором все части тончайшим образом связаны…
Время сновидений – это и аборигенский миф о сотворении мира, и особое измененное состояние сознания, которое возникает у играющего и слушающего игру. Время сновидений – это и сакральное пространство–время мифа здесь и сейчас…
Наша жизнь – это время сновидений…
Диджериду – это еще и флейта Радуги-Змеи Юрлунггур, основной божественной сущности мифа творения. Диджериду обладает своей собственной живительной силой.
Однажды Юрлунггур проглотила сущностей воздуха сестер Вавилак и двух их сыновей. Затем она выплюнула их безжизненные тела на берег пруда. Но все это видела флейта Диджериду. Она подняла свою силу со дна пруда и вдохнула жизнь в сестер Вавилак и их сыновей.
Вот такой оживляющей силой обладает Диджериду. А эта спасительная акция символизирует вечное непрерывное дыхание творчества жизни. И играть на диджериду можно, овладев техникой непрерывного (циркулирующего) дыхания.

Совсем недавно ученые закончили исследование по поводу невероятной живучести кошек. Они пришли к выводу, что кошки обладают исцеляющим устройством – это их умение мурлыкать. Эти низкочастотные вибрации, воспроизводимые кошкой очень полезны для неё и для нас.
Когда я услышала это сообщение, я пришла в необычайный восторг: это ведь просто диджериду внутри кошки!
Диджериду гудит, кошка мурлычет, а всё это - вибрации низкой частоты. На фоне низкой частоты основного звука слышны более высокие, но звучащие тише частоты – это обертона. Обертона всегда выше в 2, 3, 4 и т. д. раза основного тона, они всегда образуют гармоничный ряд звуков, своеобразный однотональный аккорд и создают своеобразный тембр диджериду (и кошки).
На моих концертах, которые я называю концерты-медитации, я и слушатели на самом деле являем собой тело некоей мистической кошки. Мне этот образ так понравился, что я решила называть концерты - «Мистическая кошка», концерт-медитация для диджериду и слушателей.
На концерте в чайном клубе «Ист» в Москве в октябре 2004 года я рассказала о том, что аборигенские шаманы лечат больных, укладывая их на землю и играя над ними на диджериду. Некоторые экспериментаторы тут же легли. Им этот эксперимент очень понравился, и они порекомендовали мне дать возможность на концертах желающим слушать лежа…
Что мы и делаем в культурном центре «Другой мир».

Упражнения.

На диджериду играют при помощи струи воздуха, выходящей сквозь расслабленные вибрирующие губы. Эта струя вводит диджериду в резонанс. И начинается магическое, сакральное пение этой могучей флейты.

В игре на диджериду участвуют щеки, диафрагма, гортань, язык, легкие. Все твое тело становится инструментом. Тренировка позволяет научиться управлять всеми мышцами.
Аборигены говорят, что обычно мышцы щек нужны лишь для того, чтобы пища во время еды не выпадала изо рта. Но если их потренировать…

В этом разделе я приведу два вводных упражнения, так как раздел «Школа игры» я буду вести при появлении учеников.

Упражнение 1.

Что означает фраза « выдох через расслабленные вибрирующие губы»?
Наверное, каждый может сказать воображаемой лошадке «Тпру». При этом ваши губы будут расслаблены, будут вибрировать, и сквозь них будет выходить струя воздуха. Остается лишь поднести к губам диджериду и, не прерывая этого «тпру», послать в неё воздух. Делать это следует до тех пор, пока диджериду не отзовется своей вибрацией и не издаст волшебный звук. Это и будет основной тон.
Опыт показывает, что сильный, ровный, правильный тон сразу получить почти никому не удается. Но это должно лишь утешить начинающих. Только постоянные упражнения, только поиск своего «поцелуя», который разбудит спящую красавицу Диджериду…
Количество подходов никогда не будет напрасным, так как ваши мышцы незаметно будут укрепляться, а потом благодарно помогут вам при игре.

Упражнение 2.

Наполните щеки воздухом, надуйте их. Вот с такими щечками подышите через нос. Вы убедитесь, что это абсолютно просто сделать.
Теперь представьте, что воздух, аккумулированный в щеках, выталкивается изо рта лишь вашими натренированными мышцами щек. При этом вы можете быстро вдохнуть через нос. Это принцип непрерывного дыхания.

Три основных требования.

1. Основной тон должен быть сильным и устойчивым (достигается тренировкой).
2. Мышцы щек должны легко выдавливать воздух, аккумулированный в щеках (достигается тренировкой).
3. При любом движении щек, языка, губ и т. д. основной тон диджериду не должен прерываться (достигается тренировкой).

На диджериду можно играть сидя, стоя, при ходьбе.
… И наслаждаться потоком удивительной музыки самой природы.


Я провожу своеобразный эксперимент, играя на диджериду. Я наблюдаю за собой, за своими новыми переживаниями, ощущениями и возможностями.
Могу сказать уже определенно – энергии и здоровья стало много больше.
Я попробовала уже соединить, переплести звучание диджериду с женским голосом. Хорошо получилось.
А экспериментам музыкантов с диджериду и другими инструментами вообще нет предела.

Прекрасное состояние радости творчества дарит обертонный, духовой, необыкновенный музыкальный инструмент с красивым именем Диджериду.

Технические характеристики, советы по уходу и пр.

Didgeridoo – диджериду – это европейско-американское название духового обертонного
Музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют Йедаки. Самая большая диджериду достигает в длину 2,5 метров.
Она предназначается для сакральных церимоний праздника «Dream Time» , посвященного
Мифу и времени творения мира, она символизирует радугу-змею Юрлунггур. Играют и видят её только посвященные мужчины.
В разных регионах на сакральных диджериду (в сакральных церимониях) играли чаще мужчины, но женщины и подготавливали церимонии, и играли на диджериду тоже.

Диджериду являют собой многообразие форм, это зависит ведь от форм ветвей и стволов.
Голос диджериду никогда не повторяется, каждая имеет свой особенный тембр и красоту.
Начинать учиться лучше всего на инструменте длиной от 1м. до 1м. 30 см.
Внутренний диаметр отверстия со стороны мундштука должен быть примерно 3 см.
Внутренний диаметр конца диджериду был бы идеальным в 10 см., но достаточно и 5-8 .
Стенки диджериду не должны быть слишком толстыми, так как будет гаситься резонанс и будет существовать опасность образования трещин.

Внутреннюю поверхность диджериду нужно обрабатывать льняным маслом, но так чтобы масло не проступало наружу и не портило рисунок, если он есть.

Мундштук делают из пчелиного воска.
Я делаю мундштук так: покупаю восковые пластины в магазине «Пчеловодство». Верхний конец диджериду немного прогреваю феном. Восковые пластинки размером примерно
1-1,5 на 2-3 см разогреваю и накладываю на диджериду так, чтобы немного воска захватывало внутреннюю стенку и немного верхнюю поверхность. Приминаю, уплотняю и выстилаю верхнее окончание диджериду такими пластинами, формируя мундштук.

Хорошо начинать обучение на диджериду из бамбука.
Можно сделать трубочку из высушенного ствола борщевика, или из чего-нибудь подходящего, даже их картона.

Трещины, которые, к сожалению, почти неизбежны, можно «заклеивать» воском. Нужно размять кусочек воска и втереть его в трещину. Воск хорошо держит, только его нужно всегда придавливать и приминать, если вибрации гасятся.

Моя первая диджериду была из бамбука длиной 1м 15 см.
Вторая диджериду очень красивая, она более сувенирная, но звучит тоже красиво. На ней изображено кенгуру. Длина этой диджериду 1м 20 см.

И самая большая диджериду, моя «концертная» могучая эвкалиптовая трубочка длиной 1м 40см. Основной тон – ре, очень красивый тембр, много обертонов. Без росписи, чистый теплый цвет эвкалипта.

У нас пока нет магазинов, где продавались бы диджериду. Но в этнических магазинах, магазинах духовной литературы продаются иногда бамбуковые трубочки из Индонезии, Индии и других стран, которые подойдут для начала.

Если Вы хотите прочитать продолжение этого урока, то вам сюда . Здесь достаточно материала на русском языке, который заинтересует любителей уходить в себя.

Диджериду

Человек всегда стремился познать самого себя, тщательно изучая историю своей эволюции. До сих пор возникает очень много вопросов о происхождении «человека разумного» - Homo sapiens, и главной загадкой на пути данного познания являются аборигены – коренные жители Австралии. Это этнографический феномен - обособленная группа племён, которая по своему физиологическому и умственному развитию застыла на уровне эпохи каменного века и до появления колонистов не знала ни колеса, ни письменности. Ученые очень внимательно изучают религию и культуру австралийских аборигенов. Большой интерес вызывают их легенды о сотворении мира, религиозные обряды, ритуальные танцы, а также примитивный, но очень интересный музыкальный инструмент – диджериду, который особо почитается у племен, ведь его звуки сопровождают священные церемонии и разнообразные шаманские практики. Для австралийских аборигенов диджериду – сакральный инструмент, обладающий живительной силой. Это голос самой Природы, который отгоняет злых духов и, в то же время, мост, соединяющий миры и эпохи.

Историю диджериду и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Звук диджериду не похож ни на что. Это реальное прикосновение к чуду, так как низкий рокочущий тон инструмента вызывает мистические ассоциации, связанные с шаманами и голосами духов. Он пронизывает человека, действует на него притягательно и завораживающе.

Аборигены очень тесно связаны с природой, ее звуками: плеском воды, завыванием ветра, шелестом листвы на деревьях, голосами птиц и животных. Сущность этих звуков исполнитель с наибольшей точностью, в сочетании с горловыми интонациями, старается передать через дрожащее звучание своего священного инструмента. Уникальность диджериду заключается ещё и в том, что на нём, звучащим только на одной ноте, можно извлекать широкий спектр украшающих звучание обертонов. Высота тона диджериду зависит от длины и ширины инструмента: короткий и широкий - имеет более высокий голос, а длинный и узкий звучит гораздо ниже. Играть на диджериду довольно сложно. Во время исполнения задействуются хорошо натренированные мышцы лица, шеи, язык и диафрагма. Кроме этого музыкант обязан владеть сложной техникой непрерывного перманентного дыхания.

Фото :



Интересные факты

  • Двух одинаковых диджериду не существует, так как каждое дерево имеет свое собственное строение: форму ветвей и стволов. Как результат, каждый инструмент неповторим по своему голосу и тембру.
  • Инструмент, кроме наименования диджериду, придуманного европейцами, имеет ещё 45 различных названий, которые он получил в разных племенах коренного населения. Вот некоторые из них – йедаки, бамбу, бомбо, камбу, пампу, гарнбак, иллипра, мартба, джираги, йираки, идаки и другие.
  • У разных народов существуют инструменты, которые очень похожи на диджериду, среди них стоит особо выделить трембиту, популярную у многих наций, альпийский рог и тибетский дунгчен.
  • Гул в ротовой полости исполнителя на диджериду может достигать ста децибелов, что приравнивается к грохоту отбойного молотка.
  • Самый крупный фестиваль исполнителей на диджериду под названием «Airvault» проходит во Франции уже более 10 лет.


  • В нашей стране первый фестиваль диджериду состоялся в г. Санкт-Петербург 28 июня 2008 года. В России также установлено отмечать День диджериду и приходится он на 28 июня.
  • Музыканты «Битлз» во время своего гастрольного турне по австралийскому континенту решили попробовать поиграть на диджериду. Такое музицирование оставило у них очень яркое впечатление.
  • Мужчина – абориген, исполнитель на диджериду, использует звук инструмента для привлечения внимания понравившейся ему женщины.
  • Ученые доказали, что из-за тренировки дыхательных путей, игра на диджериду помогает прекратить храп, а также способствует профилактике легочных заболеваний.
  • В 19-ом веке, в начале колонизации, в Австралии, существовало 600 племен аборигенов, каждое из которых имело свою территорию, язык и обычаи. К началу 20 века аборигены признавались уже вымирающим народом, так как они составляли не более двух процентов от всего населения австралийского континента.

Конструкция

Изначально диджериду – это почти нерукотворный музыкальный инструмент, в создании которого принимает участие сама природа. Он представляет собой полую трубу с диаметром от 5 до 10 см и длиной от одного до трех метров, на одной стороне которой располагается мундштук диаметром 3 см. Если ранее материалом для инструмента служили только эвкалипт и бамбук, то на сегодняшний день для его изготовления используют березу, клен, ольху, ясень, вяз, а также более дешевые пластик или винил. Вес диджериду варьируется от 1,5 до 2,5 кг.


Разновидности

Сегодня диджериду, привлекающее к себе все больше внимания, имеет довольно много разновидностей. Музыканты, чтобы увеличить исполнительские возможности своего инструмента постоянно стараются его модифицировать. В настоящее время смоделированы закрученные спиралевидные диджериду, а также компактные в форме коробки диджебоксы. Кроме этого исполнителями на диджериду были изобретены следующие модели инструментов, которые также отличаются формой и внешним видом, среди них:

  • Диджериду Keyed - оснащен системой клапанов;
  • Диджериду Multidrone – инструмент имеет особую форму мундштука и специальное строение канала;
  • Диджерибон – гибрид тромбона и диджериду. Конструкция инструмента допускает изменение длины инструмента во время исполнения, так как включает в себя две трубки, одна из которых вставлена в другую;
  • Диджериду Flute – инструмент имеет звуковые отверстия, что позволяет исполнять сложные мелодии.

Применение

Диджериду является удивительным инструментом, который завоевывает всё большую популярность. Несмотря на свою архаичность, он сегодня стоит в одном ряду с самыми современными музыкальными инструментами планеты. Диджериду весьма универсален и сфера его применения очень разнообразна. Являясь музыкальным голосом Австралии, инструмент звучит на различных национальных праздниках и фестивалях, кроме этого он традиционно сопровождает сакральные церемонии австралийских аборигенов. Однако диджериду в нынешнее время успешно применяется не только на австралийском континенте, но и во всем мире. Его звучание украшает композиции самых различных современных музыкальных стилей, среди которых: рок, джаз, блюз, поп-музыка, хип-хоп, техно, фанк, панк, рэп, инди-фолк, фолк-рок, эмбиент и регги. Помимо музыки инструмент находит ещё одно оригинальное применение: он успешно используется в медицине. Диджериду, не только способен вылечить человека от храпа, но и является уникальным, экзотическим видом вибрационного массажа, который помогает снять стресс, эффективно погружая в медитацию. Расслабляя мышцы, такой массаж помогает при спазмах и болях в суставах, запускает внутренние процессы самоисцеления.

Исполнители

Диджериду – это музыкальный инструмент, с которым большинство людей смогли познакомиться только в конце прошлого века. Однако он быстро заинтересовал музыкантов–исполнителей, которые старались не только овладеть диковинным инструментом, но и экспериментировали с ним, используя в различных современных музыкальных стилях. Особый весомый вклад в развитие инструмента внесли следующие исполнители, прославившиеся как искусной игрой на диджериду, так и значительными преобразованиями – модификацией инструмента, среди них: Залем Деларбр (Франция), Грэхэм Виггинс (Англия), Дубравко Лапайн (Хорватия), Чарли МакМахон (Чехия), Ондрей Смейкал (Чехия), Уильям Торен (США).Среди российских музыкантов наиболее известными исполнителями на диджериду являются Светлана Максимова, Аркадий Шилклопер, Петр Никулин, Алексей Захаров, Вадим Субботин, Александр Коновалов.

История

Диджериду – очень древний музыкальный инструмент, который известен австралийским коренным жителям более сорока тысяч лет. За всю свою многовековую историю он совсем не изменился и остался до сегодняшних дней в своем первозданном виде. Самое интересное то, что в изготовлении инструмента принимает активное участие сама природа. В засушливое время термиты – белые муравьи, выедая сердцевину эвкалиптовых деревьев, образуют в их стволах полость. Аборигены тщательно выискивают такие деревья, вырубают их, очищают, приспосабливают восковой мундштук и разукрашивают тотемными рисунками своего племени. Кроме эвкалипта для изготовления диджериду применяется также бамбук, внутренние перегородки которого удаляют, прогоняя по стволу горячий уголь. Это растение, произрастающее на северных территориях Австралии, как материал для инструмента уступает эвкалипту, он может растрескаться от перепадов температуры, а также от изменения влажности. Кроме этого бамбуковые диджериду из-за слоистой структуры древесины имеют более глухой звук, менее насыщенный обертонами.


Диджериду для австралийских коренных жителей имеет очень важное сакральное значение. Он символизирует образ Радужного змея Юрлунгур, который согласно мифам аборигенов играл важную роль в сотворении мира, а также является покровителем неба, воды, плодородия и знахарей. Диджериду является неотъемлемым атрибутом церемоний инициации, а также священных обрядов, через которые аборигены общаются со своими божествами. Под звуки инструмента они поют и танцуют свой священный ритуальный танец корробори, в котором не только участие чужаков, но просто наблюдение за ним считается недопустимым. Играют на диджериду в основном мужчины, которых учат этому с самого раннего возраста. Правда в некоторых племенах играть на инструменте разрешается и женщинам, но только не во время религиозных обрядов.

Первые колонисты, которые в начале 19 века начали заселять Австралию, на примитивный инструмент коренных жителей особого внимания не обращали. Интерес к диджериду возник только в последней четверти 20 века, а начиная с 80-х годов инструмент стал стремительно распространяться по всему миру.

Диджериду – инструмент, волшебный голос которого и поныне тревожит сердца людей и заставляет вспомнить об общем земном и духовном начале. Этот инструмент, звучащий всего на одной ноте, сегодня все больше открывается человеку и проникает в его современную культуру, он заставляет людей объединяться, обмениваться опытом, совместно играть и устраивать интересные фестивали.

Видео: слушать Диджериду

Один из самых древних музыкальных инструментов, по способу звуковоспроизведения относится к группе деревянных аэрофонов – духовых инструментов. Благодаря своему экзотическому виду и необычному тембру, схожему с горловым пением народов Алтая и журчанию воды, получил достаточно широкое распространение в современной музыке.

История инструмента диджериду

Диджериду – австралийский духовой музыкальный инструмент (Didgeridoo), используемый в практике тотемных религиозных обрядов для вхождения в состояние транса. Данное название искусственно присвоено ему европейцами и предположительно означает «черный», или «местный трубач». Разные племена коренных жителей материка называют инструмент по разному, например: «йолнгу», «джинан», «какутю», «мэйалай» и т.д. Самым же распространенным этническим названием является «йедаки».

Начиная с XX в. диджериду стали активно использовать в своем творчестве западные музыканты, особое же место в его распространении сыграл Aphex Twin, создавший британский танцевальный хит «Диджериду». В это же время об инструменте начали писать во многих австралийских изданиях.

Устройство и изготовление диджериду

Австралийская дудка диджериду изготавливается из дерева. Для создания инструмента аборигены используют выеденный термитами ствол эвкалипта, с которого вытрушивают труху и прикрепляют подготовленный из пчелиного воска мундштук. После чего покрывают узорами и племенными символами. В длину классический диджериду достигает 1-3 м, а у современных европейских и американских исполнителей можно увидеть экземпляры до 7 м длинной. Корпус может быть ровным, расширяющимся к раструбу и спиралевидным.

В настоящее время встречаются «бюджетные» варианты, выполненные из пластмассы.

Разновидности инструмента

Диджерибон – имеет некие сходства с тромбоном – состоит с двух, вложенных одна в другую трубок. Таким образом, выдвигая или задвигая одну из них, исполнитель может изменять высоту звука непосредственно во время игры. Изобретатель – Ч. МакМахон.
Keyed – имеет систему клапанов, изобрел Г. Виггинс.

Multidrone – отличается длинным тонким раструбом и мундштуком, благодаря овальной форме которого у музыканта появляется возможность исполнения одновременно нескольких звуков. Изобретатель У. Торен.

Didjflute – оснащен отверстиями, схожими с флейтовыми. На нем можно играть достаточно сложные мелодии, однако тембр инструмента невыразителен.

Как играть на диджериду: Способ игры

Как и исполнение музыки на других духовых инструментах, игра на трубе диджериду требует немалых затрат дыхания. Поэтому новичкам в «духовом деле» первое время будет непросто, может даже кружиться голова или немного темнеть в глазах. Во избежание подобных «неприятностей», тем кто желает всерьез научиться играть на инструменте следует освоить технику диафрагмального дыхания. Профессиональные исполнители пользуются сложной техникой циклического (непрерывного) дыхания, заключающегося в наборе «резервного» воздуха в раздутые щеки – когда дыхание заканчивается, звук извлекается посредством подачи этого воздуха, а в это время носом делается глубокий вдох.

Звукоизвлечение здесь схоже с техникой, которую используют при игре на медных духовых инструментах, так называемый «базинг» — вибрирующие губы, как при произнесении звуков «фр» или «тпруу». Это достаточно сложно, поэтому желающим научиться следует намного запастись терпением.

Данный инструмент, если речь идет о классическом диджериду, воссоздает один тон, который называют «дроном». Во время игры «трубач» может повышать или понижать звук посредством зажатия или расслабления губ и регуляции подачи воздуха – «передувом».
Одновременно при игре на йедаки можно произносить разные слоги и отдельные звуки, что сделает звучание более разнообразным и интересным.

Также возможно исполнение штриха двойного стаккато — быстрое произнесение слогов «та-ка, та-ка».

Диджериду в современном мире

На инструменте играют многие современные музыканты, в основном это исполнители электронной музыки. Любители битбокс музыки выбирают диджериду. С его помощью можно изменять и усиливать звучание голоса, создавая более насыщенные звуки.

Обратили внимание на данный инструмент и медики, представители Цюрихского университета, они утверждают – игра на диджериду полезна для здоровья: тренирует верхние дыхательные пути, укрепляет сердце, нервную систему и избавляет от храпа.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно с уверенностью сказать, что диджериду – один из самых ярких и необычных этнических инструментов, недаром пользующийся популярностью у любителей экзотики.

Игра на диджериду видео

Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.






Звук этого древнейшего инструмента трудно описать словами. Низкий гул, рокот, немного напоминающий по тембру горловое пение сибирских шаманов. Он получил известность сравнительно недавно, но уже завоевал сердца многих фолк- и ambient-музыкантов.

Диджериду – народный духовой инструмент австралийских аборигенов. Представляет собой полую трубку длиной от 1 до 3 метров , с одной стороны которой находится мундштук диаметром 30 мм. Производится из дерева или стволов бамбука, часто можно встретить дешевые варианты из пластика или винила.

История диджериду

Диджериду, или yidaki, считается одним из самых древних инструментов на земле. Австралийцы играли на нем, когда человечество еще не знало никаких нот. Музыка была необходима для проведения языческого ритуала Корабори.

Мужчины разрисовывали свои тела охрой и углем, надевали украшения из перьев, пели и танцевали. Это священная церемония, посредством которой аборигены общались со своими богами. Сопровождались танцы барабанным боем, пением и низким рокотом диджериду.

Эти странные инструменты изготовляла для австралийцев сама природа. Во времена засухи термиты выедали сердцевину эвкалипта, создавая полость внутри ствола. Люди срубали такие деревья, прочищали их от требухи и делали мундштук из воска.

Широкое распространение yidaki получил в конце XX века. Композитор Стив Роуч , путешествуя по Австралии, заинтересовался интересным звучанием. Он обучался игре у аборигенов, а затем стал использовать диджериду в своей музыке. За ним последовали и другие.

Настоящую известность инструменту принес ирландский музыкант Ричард Дэвид Джеймс , написав композицию «Didgeridoo», которая покорила британские клубы в начале девяностых.

Как играть на диджериду

Сам процесс игры очень нестандартен. Звук получается за счет вибрации губ, а затем многократно усиливается и искажается, проходя через полость yidaki.

Для начала нужно научиться извлекать хоть какой-нибудь звук. Пока что отложите инструмент и порепетируйте без него. Вам нужно попробовать фыркнуть как лошадь. Расслабьте губы и скажите «тпруууу». Повторите несколько раз и внимательно наблюдайте за тем, как работают ваши губы, щеки и язык. Запомните эти движения.

Теперь возьмите диджериду в руки. Плотно приложите мундштук ко рту так, чтобы губы оказались внутри него. Мышцы губ при этом должны быть максимально расслаблены. Повторите отрепетированное «тпруу». Фыркайте внутрь трубы, стараясь не нарушать контакт с мундштуком.

У подавляющего большинства людей на этой стадии ничего не выходит. Или губы слишком напряжены, или они неплотно прилегают к инструменту, или фырканье получается слишком сильным. В результате или звука нет вообще, или он получается чересчур высоким, режущим слух.

Как правило, нужно 5-10 минут практики, чтобы издать свою первую ноту. Вы сразу поймете, когда диджериду подаст голос. Инструмент ощутимо завибрирует, а помещение наполнит всепроникающий рокот, исходящий, казалось бы, из вашей головы. Еще немного – и вы научитесь получать этот звук (он называется дрон ) сразу.

Мелодии и ритм

Когда вы научитесь уверенно «гудеть», можно идти дальне. Ведь из одного гудения музыку не построишь. Вы не можете изменить высоту звука, но можете изменить его тембр звучания. Для этого нужно изменить форму рта. Попробуйте во время игры неслышно пропевать разные гласные , например «е-е-о-о-у-у-е-е». Звук при этом будет ощутимо меняться.

Следующая техника – это артикуляция. Звуки нужно выделять, чтобы получился хоть какой-нибудь ритмический рисунок. Выделение достигается за счет резкого выброса воздуха , как будто вы произносите согласный звук «т». Попробуйте задать своей мелодии ритм: «ту-ту-ту-ту».

Все эти движения совершаются языком и щеками. Положение и работа губ остаются неизменными – они равномерно гудят, заставляя инструмент вибрировать. Поначалу воздух у вас будет заканчиваться очень быстро. Но со временем вы научитесь гудеть экономично и растягивать один вдох на несколько десятков секунд.

Профессиональные музыканты осваивают так называемую технику циркулярного дыхания . Она позволяет играть непрерывно, даже во время вдоха. Если коротко, то суть в следующем: в конце выдоха нужно надуть щеки. Затем щеки сокращаются, выпуская остатки воздуха и не давая губам перестать вибрировать. Одновременно с этим делается мощный вдох через нос. Эта техника довольно сложна, и для ее изучения нужен не один день упорных тренировок.

Несмотря на свою примитивность, диджериду – интересный и многогранный инструмент. Музыканты сочетают его с этническими барабанами, варганами, флейтами и горловым пением для создания завораживающих медитативных композиций. Если вы ищите новое нестандартное звучание в своей музыке – возможно, вы сможете получить его именно с помощью этого древнего инструмента.