Государство- основной институт политической системы общества. Злочевская Светлана Валерьевна

Цель урока:
Дать общую характеристику государства как основного института политической системы:
-выяснить кому принадлежит и как формируется верховная власть в государстве, какова структура и объем властных полномочий.
-установить как организована территория государства, на какие части она делится.
-уточнить, какие способы и средства использует государство для осуществления власти,
а также степень участия в ней народа и положение личности.

План урока:
1.Понятие политического института.
3. Функции государства.

1. Политический институт- это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения политической потребности. (Прежде всего- это государство, парламент, президентство, политические партии и группы давления, правовые системы и суды, избирательные системы и т.д.)
Главная функция всех институтов- регулирование общественно-политических процессов и явлений с целью сохранения их стабильности и поддержания равновесия между ними.
2. Государство как политический институт. Его признаки.
Государство –основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан.
Признаки государства:

Территория
- население
- власть
- суверенитет
- монополия на легальное применение силы
- исключительное право на издание законов
- всеобщность
- право на взимание налогов и сборов с населения

Аппарат государства- это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделенных властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций.
Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата.
3. Функции государства.
Социальное назначение государства выражается в его функциях, т.е. главных направлениях его деятельности по осуществлению актуальных задач.
Обычно функции государства подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции обеспечивают удовлетворение разнообразных интересов населения страны. К ним относятся экономическая, социальная, культурная, экологическая функции, а также функции охраны правопорядка.
Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного экономического, политического, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими государствами, на обеспечение обороноспособности страны.

4. Формы государственного устройства в современном мире.
Форма государства –совокупность внешних признаков государства, включающая три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.
Форма государственного устройства- административно-территориальная организация государства, а также система взаимоотношений центральных и региональных органов власти. Выделяют две формы государственного устройства: федерацию и унитарное государство.
Федерация -форма государственного устройства, при которой входящие в ее состав административно-территориальные образования (субъекты) обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью.
К федеративным государствам относятся: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Россия, США, и др.
Унитарное государство- форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности.
К унитарным государствам относятся: Великобритания, Япония, Испания, Италия, Нидерланды, Казахстан, Узбекистан и т.д.
Конфедерация - более или менее постоянный союз государств, полностью сохраняющих свой государственный суверенитет, для реализации каких - либо совместных целей.
Члены конфедерации передают в компетенцию союзных органов решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.
Форма правления характеризуется порядком формирования высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также распределением между ними полномочий и функций.
Современным государствам присущи две формы правления: монархия и республика.
Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую, парламентскую республики и республику смешанного типа.
Парламентская республика характеризуется тем, что парламент формально является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти. Классическая модель парламентской республики существует в Италии и ФРГ.
Президентская республика характеризуется тем, что избираемый, как правило, всенародно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти.

Монархия- форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования.
В современном мире сохраняются два типа монархии- абсолютная и конституционная.
Абсолютная монархия характеризуется юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха. Он осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную- при помощи законосовещательных органов (назначаемых или выборных). В настоящее время в мире сохраняются восемь абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия.
Конституционная монархия- власть монарха ограничена конституцией или законами, а также действующими законодательными и исполнительными органами государства.
Конституционная монархия
дуалистическая парламентская
Власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия. Монарх чисто номинально выполняет свои функции.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Государство - это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории. Выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государства: в теологической теории это - Божественная сила; в договорной - сила разума, сознания; в психологической - факторы психики человека; в органической - биологические факторы; в материалистической - социально-экономические факторы; в теории насилия -военно-политические факторы.

3 слайд

Описание слайда:

Признаки государства: публичная власть, материализованная в органах управления и распространяющаяся на всю территорию страны, на всех граждан (правительство, чиновничий аппарат, армия, полиция и т.д.); монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения; система налогов, податей, займов, необходимых для материального обеспечения государственной политики; территория - пространство, на которое распространяется юрисдикция государства; суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость в международных отношениях; монопольное право на принуждение и соответствующие органы для его осуществления (армия, полиция, службы безопасности, суд).

4 слайд

Описание слайда:

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции: экономическая; социальная; организаторская; правовая; политическая; образовательная; культурно-воспитательная. Внешние функции: обеспечение национальной безопасности, защита отечества от внешних врагов; развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами, сотрудничество в экономической, политической, духовной и военной сферах; обеспечение мирного сосуществования между народами и государствами, совместное решение глобальных проблем современности.

5 слайд

Описание слайда:

Для реализации как внутренних, так и внешних функций государство располагает определенной организационной структурой. В современном государстве выделяют следующие органы государственной власти: представительные; исполнительно-распорядительные; судебные; органы прокуратуры и охраны правопорядка; органы защиты национальных интересов и безопасности страны.

6 слайд

Описание слайда:

Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды) во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

7 слайд

Признаки гражданского общества: полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; самоуправляемость; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности. свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию; жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации; многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти; правовое государство; сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

«Формы правления» - Правительство несет ответственность перед президентом. Исполнительная власть формируется парламентом. Демократия – правление организованного большинства. Институт президента может существовать (президент избирается парламентом). Аристократия – правление меньшинства. Абсолютные монархии: Кувейт, Оман, Бахрейн.

«Развитой социализм» - Признание общественного самоуправления как идеала общественного устройства. Государство определяет и закрепляет нормы и принципы социальной справедливости. Отрицание материальной заинтересованности и экономической свободы индивидов. Основоположники социализма – немецкие марксисты Э.Бернштейн и К.Каутский.

«Государство в политической системе» - Государство - результат проявления человеческой психики. Транспортные артерии. Условия существования гражданского общества. Типология государств. Взаимодействие гражданского общества, права и государства. Судебная система. Элементы государства. Органы государственной безопасности. По политическому режиму: Тоталитарное; Авторитарное; Демократическое государство.

«Политическая культура» - Типология политических культур. Проявления ценностных ориентаций. Патриархальная культура - отсутствие интереса к политике. Человек в политической жизни. Политические ценностные ориентации. Культура во многом определяется типом политической системы. Что такое политическое сознание и политическое поведение?

«Политическая власть» - Государство. Национальные отношения. Личное обогащение. Политики. Политические партии. Государство – орудие власти. Человек. Субъекты и объекты политики. Чем политическая власть отличается от других видов власти? События и вопросы внутренней и международной общественной жизни. Зачем людям политика? Авторитет.

«Политический конфликт» - Урегулирование конфликтов. Противоречия между разными субъектами политики. Конфликты возникают и врезультате политических противоречий. Развитие политического конфликта. Основные понятия и термины. Урегулирование конфликтов. Три типа соглашения. Конфликт в политике: это зло или необходимость. Политический конфликт.

Всего в теме 25 презентаций

«Право и правовое государство» - Правовое государство. Парламент. Основная задача. Государство должно быть правовым. Признаки правового государства. Развитие идеи о правовом государстве. Право должно быть выше власти. Суд. Что такое правовое государство. Демократическое государство. Различные власти. Создание законов. Правительство.

«Совершенствование государственного управления» - Развитие механизма саморегулирования. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Образование. Совершенствование лицензирования. Оценка регулирующего воздействия. Оптимизация оказания платных услуг. График совершенствования функций контроля и надзора. Административные регламенты.

«Понятие и признаки правового государства» - Соответствие внутреннего законодательства. Разделение властей. Экономическая основа. Взаимная ответственность государства и личности. Нравственная основа. Признаки правового государства. Социальная основа. Политическая основа. Реальность прав личности. Понятие и признаки правового государства.

«Борьба с коррупцией» - Освещение в средствах массовой информации антикоррупционных мероприятий. Конвенция организации объединенных наций. Поправки в Уголовный кодекс. Генеральная Ассамблея. Республика. Публичное должностное лицо. Законодательные основы по предотвращению коррупции. Публичная отчетность. Общественная поддержка.

Централизованный метод. Функции государства. Формы государственного устройства. Типология государств. Понятие правового и социального государства. Государство в политической системе общества. Государство как политический институт. Факторы появления. Происхождение и существование государства. Сущность государства.

Всего в теме 43 презентации

Государство как политический институт


Политический институт в самом общем виде - это а) установленный порядок нормативного и стандартизированного поведения; б) сообщество индивидов, чье поведение регулируется нормами и ролями; в) функциональные органы управления и регулирования, обеспечивающие кодификацию социальных норм и контроль за их соблюдением, формулирующие общественные цели и потребности и организующие процесс их реализации


Важнейшим институтом политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство.


Понятие «государство» (Staat, stati, etat, state) появляется в период итальянского Ренессанса и до XIX века распространяется в Европе.


Этапы возникновения государства в Европе 1 Средневековое общество первоначально делится не по государственным границам, которые были неопределенны, а по сословиям Высшие сословия - духовенство и рыцарство - по всей Европе разделяли общие духовные и правовые ценности, представлявшие собой соединение унаследованных племенных и новых христианских полученных от Рима и Римской Церкви


Этапы возникновения государства в Европе Система феодальной верности была тогда важнее государственных границ, и нередко феодалы в отношении разных частей своего имущества находились в вассальных отношениях с различными правителями. Государственность опиралась на насилие и принцип верности вышестоящему феодалу, главному сюзерену - королю.


Этапы возникновения государства в Европе 2 Следующий этап эволюции европейской государственности связан с XI - XII веками (этот этап некоторые исследователи называют “антипапской революцией”) характеризуется эмансипацией папства от королевской (императорской) власти


Этапы возникновения государства в Европе Характерно постепенное разграничение духовной и светской властей, укрепление королевской власти и законодательства, создание (с заимствованием опыта управления Римской католической церкви) системы государственного территориального управления, что заложило фундамент принципиально нового типа государственности - территориального государства


Этапы возникновения государства в Европе 3 Переход от территориального государства к национальному(XV-XVII вв.) Все более важную роль стал играть династический фактор


Этапы возникновения государства в Европе Целые народы и обширные территории в результате династических браков и законов наследования оказывались объединенными в общие государства, иногда территориально разбросанные.

Предпосылки возникновения национального государства Произвольное распоряжение судьбами народов способствовало постепенному осознанию народами их права на распоряжение собственной судьбой. Династические правители были заинтересованы в консолидации населения их государств, формировании чувства патриотизма.


Предпосылки возникновения национального государства Падение роли Священной Римской империи германской нации и Римской католической церкви В монархиях – внедрение общих государственных стандартов, которая вела к унификации общественной жизни


“Затвердение” государственных границ по Вестфальскому миру 1648 г. было решающим шагом в становлении национальных государств в Европе

Определяющим для завершения оформления национальной государственности в Западной Европе была победа принципа суверенитета народа над принципом суверенитета монарха


Начиная с XVII века понятие "государство" также обозначает государственное учреждение (аппарат, администрация), господство, и, наконец, общность - государственный народ (нацию)


Свойства государства (по М.Веберу): обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом эта система порядка претендует на принудительную власть не только над членами государства, гражданами, большинство которых обрело свое членство по рождению, но и в весьма значительной степени над всеми действиями, происходящими на контролируемой ею территории (территориальность и монополия на насилие)


Основные подходы к пониманию государства: гоббсовское властное государство (К.Маркс и др.), которое есть, прежде всего, монополия аппарата на разрешение социальных конфликтов и применение легитимного насилия. В ХХ веке этот подход развивал М.Вебер и его последователи: “Принудительная политическая ассоциация может быть названа государством в той степени, в которой ее административный штаб успешно осуществляет монополию легитимного насилия”. Этот подход фиксирует политический аспект современного государства.


Основные подходы к пониманию государства: либеральное конституционное государство, (Дж.Локк, И.Кант) его цель в ограничении, обуздании властного государства посредством правовой системы (конституционализма).


С точки зрения права необходимыми признаками государства служат три элемента: государственная территория, государственный народ, государственная власть.


От других политических институтов государство отличается: 1) наличием особой группы людей, занятых исключительно управлением обществом и охраной его экономической и социальной структуры; 2) монополией на принудительную власть; 3) правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики от имени всего общества; 4) суверенным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения; 5) монопольным правом на взима ние налогов и сборов с населения, на формирование национального бюджета; 6) организацией власти по территориальному признаку


Государство имеет сложную структуру Структура государства зависит от формы государства. Особенности функционирования государства зависят от политического режима


Структура Политический режим Функционирование Форма государства Форма государственного правления Форма государственного устройства ГОСУДАРСТВО


Форма правления - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений.


Две основные формы правления: монархия; республика.


Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства - монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей.


Разновидности монархии: абсолютная монархия - характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия - предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.


РЕСПУБЛИКА Парламентская Президентская


Основные формы республики Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства.


Основные формы республики Парламентская республика: ее важнейшая отличительная черта - формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом.


Смешанные формы президентской и парламентской республик премьер-президентская форма характеризуется тем, что: президент избирается на прямых всеобщих выборах; президент наделен широкими властными полномочиями; одновременно с президентом существует и выполняет функции исполнительной власти премьер-министр и кабинет, ответственные перед законодательным собранием.


президентско-парламентская форма имеет следующие важные особенности: наличие всенародно избранного президента; президент назначает и смещает членов правительства; члены правительства должны пользоваться доверием парламента; президент имеет право распустить парламент. Смешанные формы президентской и парламентской республик


Форма государственного устройства - территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов


ФОРМА ГСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Унитарное Федеративное


Унитарное это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Современные унитарные государства: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%ED%E8%F2%E0%F0%ED%EE%E5_%E3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%EE


Федеративное это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Современные федеративные государства: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E4%E5%F0%E0%F6%E8%FF


Форма государственного устройства зависит от исторических условий образования и существования государства, традиций, степени территориальной и этнической общности в государстве и т.д. В конечном счете, форма государственного устройства отражает степень централизации или децентрализации государственного управления, соотношение центра и мест.


Для унитарного государства характерны следующие признаки: единая конституция, единая правовая система, единая система высших органов государственной власти и управления, единое гражданство, единство судебной системы, деление на административно-территориальные единицы, статус органов управления в которых определяется общегосударственными правовыми нормами, подчинение этих органов центральным.


Для федеративного государства характерны следующие признаки: федерацию составляют государственные образования (штаты в США и Австралии, земли в ФРГ и Австрии, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде и Бельгии, республики в Югославии и бывшем СССР и др.) являющиеся ее субъектами и имеющими собственный круг властных полномочий; субъекты федерации не обладают полным суверенитетом, несмотря на формальное провозглашение в некоторых федерациях (РФ); наряду с общефедеральной конституцией и законами, действуют конституции и законы субъектов федерации при верховенстве общефедеральных;


Для федеративного государства характерны следующие признаки: помимо законодательных, исполнительных, судебных органов федерации имеются такие же органы субъектов федерации, при этом проводится (по-разному) разграничение компетенции в сфере законодательства и управления между федерацией и её субъектами; в федеральном парламенте обеспечивается в разных формах представительство субъектов федерации (как правило, палата представительства субъектов); еще один возможный признак - наличие двойного гражданства.


Благодарю за внимание!