Конспект урока технологии. Тема: "Рукотворный и природный мир города и села"

Цели : формировать представление о том, что такое природа; учить различать объекты природы и предметы рукотворного мира, классифицировать их.

Планируемые результаты: учащиеся научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; делать выводы из изученного материала.

Оборудование: картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира, презентации «Виды природы», «Творения человека» (можно видеофрагменты, картинки, фотографии); у учащихся — цветные фишки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Что вы знаете о своем городе или селе?

— Назовите свой адрес.

— На какой улице стоит ваш дом?

— Кто узнал, сколько лет вашему дому?

— Что украшает ваш дом, создает уют и тепло?

(Конкурс рисунков «Мой дом». Можно использовать КИМы (тесты 2, 3, с. 7-8).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира.)

— Ребята, посмотрите внимательно на доску. На какие две группы вы разделили бы данные предметы? (То, что есть в природе, и то, что сделано человеком.)

— Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (Ответы детей.)

— Прочитайте тему урока на с. 14 учебника. (Природа и рукотворный мир.)

— Какие учебные задачи поставим пред собой? (Узнать, что относится к природе, а что — к рукотворному миру.)

— Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Ребята, посмотрите вокруг. Как много объектов нас окружает! Порассуждайте, что мы отнесем к природе, а что к природе не относится. (Ответы детей.)

Природа — это весь многообразный мир, который окружает человека и существует без его участия. К живой природе мы относим растения, животных, грибы, бактерии, к неживой — камни, воду, воздух и др. Часть окружающих нас предметов создал сам человек — это искусственные объекты, изделия или вещи. К ним относятся машины, одежда, посуда, мебель, здания и т. д.

— Рассмотрите фотографии на с. 14—15. То, что относится к природе, накройте зелеными фишками, а то, что создано человеком, — желтыми. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.

— Как вы поняли, что такое рукотворный мир? (То, что создано руками человека.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

— Поиграйте в слова с соседом по парте: один называет объекты природы, а другой — рукотворного мира (по очереди). Кто больше слов назовет. Затем поменяйтесь.

— Заполните таблицу.

V. Физкультминутка

Игра «Природа — не природа»

(Учитель называет предмет или показывает рисунок с его изображением. Если предмет относится к природе, дети хлопают, если создан человеком — топают.)

VI. Продолжение работы по теме урока

(Учитель показывает презентации «Виды природы», «Творения человека». Если нет презентаций, можно показать видеофрагменты, фотографии или картинки.)

— Какие чувства вызывает у вас увиденное? (Восхищения, удивления природой, гордости за человека.)

А теперь поговорим об отношении человека к этой красоте, к окружающему миру.

(Класс делится на группы.)

— Рассмотрите рисунки на с. 16—17 учебника. Обсудите в группах отношение человека к себе и другим людям, к природе, рукотворному миру.

— Ответьте на вопросы к рисункам.

(Обсуждение в группах. Затем каждая группа отвечает на один вопрос.)

— Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Ответы детей.)

— Прочитайте, какой вывод сделала Черепашка.

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 17, в рамке).)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Прочитайте еще раз задачи урока. Проверьте, все ли мы выполнили.

Домашнее задание

2. Рабочая тетрадь: № 2 (с. 5).

Где мы живём?

ГБОУ гимназия 45 имени Л.И. Мильграма

Город Москва



окружающий мир

природа

рукотворный мир






Природа – это то, что нас окружает, но НЕ создано

человеком.

Солнце, воздух, вода, растения, животные – это всё объекты природы.


Рукотворный мир – это то, что нас окружает создано людьми . Разнообразные вещи, транспорт, здания – это объекты рукотворного мира.


Всё – от старой сосны у забора

До большого тёмного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,

И котёнок Васька небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь

И в пруду отражения крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису…

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда.


Подумайте и расскажите, каким должно быть

отношение человека к себе, к другим людям,

к природе, к рукотворному миру.


Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю, лететь в одном полёте…

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву

на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб её лихая

участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши

души сохраним,

Тогда мы на земле

Окружающий нас мир прекрасен и неповторим. Все, что окружает нас вокруг, и при этом не создано руками человека - деревья, горы, небо, реки и земля - относится к природе. Она существовала с самого начала сотворения планеты, в то время как рукотворный мир появился с развитием человеческой расы.

Что такое природа?

Природа существовала на Земле с самого начала существования планеты. Она представлена объектами живой и неживой природы, которые самым тесным образом взаимодействуют друг с другом.

К объектам живой природы относят:

  • микроорганизмы;
  • растения;
  • животные;
  • человек.

Рис. 1. Растения - объекты живой природы.

Однако они не могли бы существовать без объектов неживой природы, к которым относятся:

  • небесные светила;
  • почва;
  • воздух;
  • вода;
  • минералы.

Появление рукотворного мира

Природа существовала на планете всегда, в то время как рукотворный мир был создан относительно недавно - когда первобытный человек додумался заострить палку и сделать из нее орудие. С тех пор так и повелось: люди создавали новые предметы и совершенствовали старые, все более погружаясь в мир вещей или рукотворный мир.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В результате человеческой деятельности окружающий мир все больше видоизменялся, ведь основная цель человека - сделать свою жизнь максимально комфортной, даже в ущерб природе. Для защиты природы был разработан важный документ - Красная книга, в которой перечислены все виды растений и животных, которые нуждаются в самом бережном отношении.

Рис. 2. Красная книга.

К объектам рукотворного мира относят:

  • Одежда, благодаря которой стали не так страшны морозы и другие погодные явления.
  • Дома и другие сооружения, в которых можно укрыться от непогоды, хищников и недоброжелателей.
  • Сельское хозяйство и животноводство. Приручение диких животных и распашка целинных земель под посадку культур позволило позабыть о голоде.
  • Асфальтированные дороги, которые пришли на смену зеленым тропинкам и бездорожью.

Поначалу влияние человека на природу было незначительным и не наносило большого вреда. Ситуация кардинально изменилась с развитием научно-технического прогресса. Вырубка лесов, распашка степей под нужды сельского хозяйства, строительство большого количества фабрик и заводов самым негативным образом сказалось на состоянии планеты.

Рис. 3. Загрязнение окружающей среды.

Взаимодействие предметов природы и рукотворного мира

Объекты природы и рукотворного мира находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Природный мир обладает замечательным качеством - способностью развиваться и восстанавливаться. Это значит, что природа в состоянии прожить без вмешательства человека, а человек без природы - нет.

Человек постоянно оказывает воздействие на окружающий мир, который чаще всего оказывается негативным. Осушаются болота, поворачиваются реки вспять, строятся плотины - подобные «усовершенствования» никогда ни к чему хорошему не приводят, ведь природа находится в удивительной гармонии с собой.

Только бережное отношение к окружающему миру способно сберечь все его богатства, чтобы и наши потомки могли ими воспользоваться в полной мере.

Что мы узнали?

При изучении темы «Природа и рукотворный мир» по программе 2 класса окружающего мира мы узнали, в чем заключается различие между природой и рукотворным миром. Мы выяснили, что все их объекты находятся в тесном взаимодействии, а также поняли, насколько важно беречь природу.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 201.

Конспект урока технологии.
Дата проведения___________.
Тема:
Руко­творный и природ­ный мир города и села .
Цель:
Познакомить с новым учебником, его особенностями, раскрыть содержание понятий «технология», «условные обозначения», познакомиться с условными обозначениями, дать представление о связи человека с природой и предметным миром.

Тип урока: Урок откры­тия нового знания.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся наблюдать связи человека с природой и предметным миром.

Познавательные: осознавать познаватель­ную задачу; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в форме тек­ста и иллюстраций в учебнике.

Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: соблюдать правила рече­вого поведения; делиться своими размыш­лениями, впечатлениями.

Регулятивные: понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; по­нимать перспективы дальнейшей учебной работы.

Формирование жела­ния выполнять учеб­ные действия, приоб­ретать новые знания; проявлять интерес к содержанию пред­мета технологии; развитие мотивов учебной деятельно­сти; формирование личностного смысла учения, бережного отношения к окру­жающему миру

Ход урока:

    Организационный момент.

    Вступительное слово:

    - Ребята, у вас на парте ещё один новый учебник.
    - Кто прочитает его название?

Правильно, это учебник по технологии.

О чем нам может рассказать обложка учебника? Глядя на иллюстрации предположите, чем мы будем заниматься на уроках технологии.

- (после ответов детей) На уроках мы будем знакомиться с материалами и инструментами, узнаем их свойства, будем осваивать простейшие технологические приемы.

Этот учебник составили для вас Лутцева Елена Андреевна И Зуева Татьяна Петровна.
- откройте 3 страницу учебника. Послушайте обращение авторов учебника к школьникам. (Чтение текста «Дорогой друг!»

Коллективная работа: знакомство с новым предметом, учебником и с системой условных обозначений (учебник, с. 4).

    Мотивация и целеполагание.

Демонстрация предметов и предметных картинок.

Что мы видим вокруг себя? (Ответы детей ).

Всё, что вы назвали можно разделить на 2 группы. Как вы думаете, на какие?
(предположения детей)

Ответ на этот вопрос мы найдём в названии темы урока. Откроем учебник, прочитаем название темы, целевые установки.

Прогнозирование содержания раздела «Природная мастерская» (учебник, с . 5).
- Кто изображён на с.5? (Это мастер-бобёр).
-
Вместе с ним ты узнаешь:

    Какие материалы использует мастер в природной мастерской;

    Что можно сделать из этих материалов;

При помощи каких инструментов мастер изготовляет изделия.

Физкультминутка (Музыкальная).

    Актуализация знаний и умений.

Работа с учебником на с.6-7.

Р ассматривание фотографий в учебнике, учебный диалог.

- Что вы видите на фотографии? (Город, телевышка, фонари, машины, горы, дома, деревья).
-Что запечатлено на следующей фотографии? (Село, деревня, лошади, дома, электрические опоры, стог сена, трактор, лес, деревья).


Постановка проблемной ситуации.
- Найдите на фотографиях всё то, что создано природой.
- Теперь перечислите то, что создано человеком.

(Дают ответы и объясняют свои предположения).

    Освоение нового содержания и его применение.

Слово учителя:

Человек создает предметы, продукты, необходимые для его существования. Все окружающие нас вещи сделаны из материалов и с помощью инструментов. Все необходимое для своей жизни люди производят, изменяя и преобразовывая то, что дает им природа, с помощью определенного способа действий - технологии. Технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Современный человек может сделать самые разнообразные вещи!

Физкультминутка

Конь меня в дорогу ждет

Бьет копытом у ворот,

(Повороты туловища вправо-влево,
ноги на ширине плеч)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой.

(Наклоны головы вправо-влево)

Быстро на седло вскочу.

(Приседания)

Не поеду - полечу.

Цок-цок-цок-цок.

(Поочередное высокое поднятие колен
с одновременным цоканьем языком)

Там за дальнею рекой

Помашу я всем рукой.

5. Закрепление и обобщение материала.

    Игра «Ру­котворное - природное» (учебник с.7);
    (Две команды называют объекты рукотворного и природного мира. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок).

    Дидактическая игра «Мир природный – мир рукотворный».
    (
    Работа в группах: дети получают конверты с предметными картинками. Задание: найди лишний предмет, объясни его происхождение).

    Подведение итогов.

Какие задания на уроке вам были интересными?

Какие условные обозначения учебника (знаки-помощники) вы запомнили?

Чему можно научиться на уроках технологии?

УМК «Школа России» Урок №3 Природа и рукотворный мир автор Заказчикова Ирина Валентиновна

Заказчикоа Ирина Валентиновна

учитель начальных классов

ГБОУ гимназия № 45 им. Л.И. Мильграма

г. Москва

Учебный предмет : окружающий мир

УМК «Школа России»

Класс : 2 класс

Тема урока: Природа и рукотворный мир

Тип урока : комбинированный

Цель урока : уточнить представления учащихся о характерных особенностях природы и рукотворного мира.

Задачи урока :

    систематизировать представление учащихся об окружающем мире;

    развивать умения сравнивать объекты природы и предметы рукотворного мира и называть отличительные черты каждого из них, выделять главные признаки, формировать выводы;

    формировать у учащихся бережное отношение к природе и объектам, созданным другими людьми.

Планируемые достижения учащихся :

Предметные результаты :

    знать, что такое природа и рукотворный мир (давать определение);

    иметь представление об объектах природы и предметах рукотворного мира, называть их отличительные признаки, приводить примеры;

    сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям объекты природы и предметы рукотворного мира;

    использовать слова, несущие этический смысл, для характеристики отношения к окружающему миру. Метапредметные результаты :

Регулятивные :

    принимать и сохранять целевые установки урока;

    использовать знако-символические средства (шаблоны геометрических фигур) при выполнении задания в рабочей тетради;

    заполнять таблицу в рабочей тетради;

    взаимодействовать в паре при выполнении учебных задач, осуществлять взаимопроверку;

    следовать правилу в дидактической игре.

Познавательные :

    ориентироваться в своей системе знаний, уметь работать с информацией;

    развивать операции мышления: анализировать иллюстрации с целью выявления существенных признаков объектов, классифицировать объекты окружающего мира на основе анализа и сравнения иллюстраций;

Коммуникативные :

    доносить свою позицию, слушать и слышать партнера;

    излагать свою точку зрения и анализировать её;

    формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы;

    грамотно строить речевые высказывания.

Личностные результаты :

    понимать необходимости приобретения новых знаний;

    оценивать отношение других людей и своё собственное к окружающему миру;

    осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше.

Оборудование урока :

Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, 1-ая часть.

Дополнительная литература : Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь, 1-ая часть, Плешаков А.А, Румянцев А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация, геометрические фигуры, фишки с цифрами 1 и 2.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!

Поприветствовали друг друга и выскажите пожелание на урок своему соседу по парте.

Приветствуют друг друга и высказывают пожелания на урок своему соседу по парте.

Проверка домашнего задания

Что интересного вы узнали о своём доме?

Обсуждаются результаты выполнения задания №3 стр. 10 в рабочей тетради.

Учащиеся демонстрируют фотографии и рисунки, зачитывают рассказы. Задают вопросы, отвечают на вопросы одноклассников. Дают оценочное суждение о своей работе, была ли она интересной для них и для взрослых.

Мотивация и целеполагание

У вас на партах лежат конверты. Достаньте геометрические фигуры. Назовите их. Составьте из них пары.

Используя эти фигуры в рабочей тетради на стр. 14 задание №2 закройте парные картинки. Последнюю пару составьте самостоятельно, соблюдая предложенную закономерность.

(первый и последний абзац)

Обсуждают и договариваются как будут заполнять таблицу.

Учащиеся оценивают отношение людей к окружающему миру. Сделанные детьми выводы выносятся на общее обсуждение класса. Дети высказываются и обосновывают свою точку зрения.

Учащиеся высказываются.

Примеры учеников.

Выводы и обобщение

Что нового узнали? Чему научились?

Выводы по уроку сопоставляются с выводом в учебнике стр. 17.

Учащиеся формулируют выводы из изученного материала,

Контроль и оценка достижений

Контрольный блок вопросов в учебнике стр.17.

Учащиеся отвечают на итоговые вопросы.

Домашнее задание

Учебник стр. 14 – 17; рабочая тетрадь стр. 15 задания № 4 и № 5.

Под руководством учителя дети встают, мысленно кладут на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.