Цели : формировать представление о том, что такое природа; учить различать объекты природы и предметы рукотворного мира, классифицировать их.
Планируемые результаты: учащиеся научатся оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира, презентации «Виды природы», «Творения человека» (можно видеофрагменты, картинки, фотографии); у учащихся — цветные фишки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Что вы знаете о своем городе или селе?
— Назовите свой адрес.
— На какой улице стоит ваш дом?
— Кто узнал, сколько лет вашему дому?
— Что украшает ваш дом, создает уют и тепло?
(Конкурс рисунков «Мой дом». Можно использовать КИМы (тесты 2, 3, с. 7-8).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира.)
— Ребята, посмотрите внимательно на доску. На какие две группы вы разделили бы данные предметы? (То, что есть в природе, и то, что сделано человеком.)
— Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? (Ответы детей.)
— Прочитайте тему урока на с. 14 учебника. (Природа и рукотворный мир.)
— Какие учебные задачи поставим пред собой? (Узнать, что относится к природе, а что — к рукотворному миру.)
— Прочитайте задачи урока в учебнике.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
— Ребята, посмотрите вокруг. Как много объектов нас окружает! Порассуждайте, что мы отнесем к природе, а что к природе не относится. (Ответы детей.)
Природа — это весь многообразный мир, который окружает человека и существует без его участия. К живой природе мы относим растения, животных, грибы, бактерии, к неживой — камни, воду, воздух и др. Часть окружающих нас предметов создал сам человек — это искусственные объекты, изделия или вещи. К ним относятся машины, одежда, посуда, мебель, здания и т. д.
— Рассмотрите фотографии на с. 14—15. То, что относится к природе, накройте зелеными фишками, а то, что создано человеком, — желтыми. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.
— Как вы поняли, что такое рукотворный мир? (То, что создано руками человека.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
— Поиграйте в слова с соседом по парте: один называет объекты природы, а другой — рукотворного мира (по очереди). Кто больше слов назовет. Затем поменяйтесь.
— Заполните таблицу.
V. Физкультминутка
Игра «Природа — не природа»
(Учитель называет предмет или показывает рисунок с его изображением. Если предмет относится к природе, дети хлопают, если создан человеком — топают.)
VI. Продолжение работы по теме урока
(Учитель показывает презентации «Виды природы», «Творения человека». Если нет презентаций, можно показать видеофрагменты, фотографии или картинки.)
— Какие чувства вызывает у вас увиденное? (Восхищения, удивления природой, гордости за человека.)
А теперь поговорим об отношении человека к этой красоте, к окружающему миру.
(Класс делится на группы.)
— Рассмотрите рисунки на с. 16—17 учебника. Обсудите в группах отношение человека к себе и другим людям, к природе, рукотворному миру.
— Ответьте на вопросы к рисункам.
(Обсуждение в группах. Затем каждая группа отвечает на один вопрос.)
— Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Ответы детей.)
— Прочитайте, какой вывод сделала Черепашка.
VII. Рефлексия
(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 17, в рамке).)
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
VIII. Подведение итогов урока
— Прочитайте еще раз задачи урока. Проверьте, все ли мы выполнили.
2. Рабочая тетрадь: № 2 (с. 5).
Где мы живём?
ГБОУ гимназия 45 имени Л.И. Мильграма
Город Москва
окружающий мир
природа
рукотворный мир
Природа – это то, что нас окружает, но НЕ создано
человеком.
Солнце, воздух, вода, растения, животные – это всё объекты природы.
Рукотворный мир – это то, что нас окружает создано людьми . Разнообразные вещи, транспорт, здания – это объекты рукотворного мира.
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь
И в пруду отражения крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису…
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда.
Подумайте и расскажите, каким должно быть
отношение человека к себе, к другим людям,
к природе, к рукотворному миру.
Нам жить в одной семье, нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, лететь в одном полёте…
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву
на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб её лихая
участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таёжных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши
души сохраним,
Тогда мы на земле
Окружающий нас мир прекрасен и неповторим. Все, что окружает нас вокруг, и при этом не создано руками человека - деревья, горы, небо, реки и земля - относится к природе. Она существовала с самого начала сотворения планеты, в то время как рукотворный мир появился с развитием человеческой расы.
Что такое природа?
Природа существовала на Земле с самого начала существования планеты. Она представлена объектами живой и неживой природы, которые самым тесным образом взаимодействуют друг с другом.
К объектам живой природы относят:
- микроорганизмы;
- растения;
- животные;
- человек.
Рис. 1. Растения - объекты живой природы.
Однако они не могли бы существовать без объектов неживой природы, к которым относятся:
- небесные светила;
- почва;
- воздух;
- вода;
- минералы.
Появление рукотворного мира
Природа существовала на планете всегда, в то время как рукотворный мир был создан относительно недавно - когда первобытный человек додумался заострить палку и сделать из нее орудие. С тех пор так и повелось: люди создавали новые предметы и совершенствовали старые, все более погружаясь в мир вещей или рукотворный мир.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
В результате человеческой деятельности окружающий мир все больше видоизменялся, ведь основная цель человека - сделать свою жизнь максимально комфортной, даже в ущерб природе. Для защиты природы был разработан важный документ - Красная книга, в которой перечислены все виды растений и животных, которые нуждаются в самом бережном отношении.
Рис. 2. Красная книга.
К объектам рукотворного мира относят:
- Одежда, благодаря которой стали не так страшны морозы и другие погодные явления.
- Дома и другие сооружения, в которых можно укрыться от непогоды, хищников и недоброжелателей.
- Сельское хозяйство и животноводство. Приручение диких животных и распашка целинных земель под посадку культур позволило позабыть о голоде.
- Асфальтированные дороги, которые пришли на смену зеленым тропинкам и бездорожью.
Поначалу влияние человека на природу было незначительным и не наносило большого вреда. Ситуация кардинально изменилась с развитием научно-технического прогресса. Вырубка лесов, распашка степей под нужды сельского хозяйства, строительство большого количества фабрик и заводов самым негативным образом сказалось на состоянии планеты.
Рис. 3. Загрязнение окружающей среды.
Взаимодействие предметов природы и рукотворного мира
Объекты природы и рукотворного мира находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Природный мир обладает замечательным качеством - способностью развиваться и восстанавливаться. Это значит, что природа в состоянии прожить без вмешательства человека, а человек без природы - нет.
Человек постоянно оказывает воздействие на окружающий мир, который чаще всего оказывается негативным. Осушаются болота, поворачиваются реки вспять, строятся плотины - подобные «усовершенствования» никогда ни к чему хорошему не приводят, ведь природа находится в удивительной гармонии с собой.
Только бережное отношение к окружающему миру способно сберечь все его богатства, чтобы и наши потомки могли ими воспользоваться в полной мере.
Что мы узнали?
При изучении темы «Природа и рукотворный мир» по программе 2 класса окружающего мира мы узнали, в чем заключается различие между природой и рукотворным миром. Мы выяснили, что все их объекты находятся в тесном взаимодействии, а также поняли, насколько важно беречь природу.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 201.
Конспект урока технологии.
Дата проведения___________.
Тема:
Рукотворный и
природный мир города и
села
.
Цель:
Познакомить с новым учебником, его особенностями, раскрыть содержание понятий «технология», «условные обозначения», познакомиться с условными обозначениями, дать представление о связи человека с природой и предметным миром.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Планируемые результаты |
||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научатся наблюдать связи человека с природой и предметным миром. | Познавательные: осознавать познавательную задачу; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в форме текста и иллюстраций в учебнике. Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: соблюдать правила речевого поведения; делиться своими размышлениями, впечатлениями. Регулятивные: понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; понимать перспективы дальнейшей учебной работы. | Формирование желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания; проявлять интерес к содержанию предмета технологии; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, бережного отношения к окружающему миру |
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово:
- Ребята, у вас на парте ещё один новый учебник.
- Кто прочитает его название?
Правильно, это учебник по технологии.
О чем нам может рассказать обложка учебника? Глядя на иллюстрации предположите, чем мы будем заниматься на уроках технологии.
- (после ответов детей) На уроках мы будем знакомиться с материалами и инструментами, узнаем их свойства, будем осваивать простейшие технологические приемы.
Этот учебник составили для вас Лутцева Елена Андреевна И Зуева Татьяна Петровна.
- откройте 3 страницу учебника. Послушайте обращение авторов учебника к школьникам. (Чтение текста «Дорогой друг!»
Коллективная работа: знакомство с новым предметом, учебником и с системой условных обозначений (учебник, с. 4).
Мотивация и целеполагание.
Демонстрация предметов и предметных картинок.
Что мы видим вокруг себя? (Ответы детей ).
Всё, что вы назвали можно разделить на 2 группы. Как вы думаете, на какие?
(предположения детей)
Ответ на этот вопрос мы найдём в названии темы урока. Откроем учебник, прочитаем название темы, целевые установки.
Прогнозирование содержания раздела «Природная мастерская» (учебник, с
. 5).
- Кто изображён на с.5? (Это мастер-бобёр).
-
Вместе с ним ты узнаешь:
Какие материалы использует мастер в природной мастерской;
Что можно сделать из этих материалов;
При помощи каких инструментов мастер изготовляет изделия.
Физкультминутка (Музыкальная).
Актуализация знаний и умений.
Работа с учебником на с.6-7.
Р ассматривание фотографий в учебнике, учебный диалог.
-
Что вы видите на фотографии? (Город, телевышка, фонари, машины, горы, дома, деревья).
-Что запечатлено на следующей фотографии? (Село, деревня, лошади, дома, электрические опоры, стог сена, трактор, лес, деревья).
Постановка проблемной ситуации.
-
Найдите на фотографиях всё то, что создано природой.
- Теперь перечислите то, что создано человеком.
(Дают ответы и объясняют свои предположения).
Освоение нового содержания и его применение.
Слово учителя:
Человек создает предметы, продукты, необходимые для его существования. Все окружающие нас вещи сделаны из материалов и с помощью инструментов. Все необходимое для своей жизни люди производят, изменяя и преобразовывая то, что дает им природа, с помощью определенного способа действий - технологии. Технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Современный человек может сделать самые разнообразные вещи!
Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждет
Бьет копытом у ворот,
(Повороты туловища вправо-влево,
ноги на ширине плеч)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
(Наклоны головы вправо-влево)
Быстро на седло вскочу.
(Приседания)
Не поеду - полечу.
Цок-цок-цок-цок.
(Поочередное высокое поднятие колен
с одновременным цоканьем языком)
Там за дальнею рекой
Помашу я всем рукой.
5. Закрепление и обобщение материала.
Игра «Рукотворное - природное»
(учебник с.7);
(Две команды
называют объекты рукотворного и природного мира. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок).
Дидактическая игра «Мир природный – мир рукотворный».
(
Работа в группах: дети получают конверты с предметными картинками. Задание: найди лишний предмет, объясни его происхождение).
Подведение итогов.
Какие задания на уроке вам были интересными?
Какие условные обозначения учебника (знаки-помощники) вы запомнили?
Чему можно научиться на уроках технологии?
УМК «Школа России» Урок №3 Природа и рукотворный мир автор Заказчикова Ирина Валентиновна
Заказчикоа Ирина Валентиновна
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 45 им. Л.И. Мильграма
г. Москва
Учебный предмет : окружающий мир
УМК «Школа России»
Класс : 2 класс
Тема урока: Природа и рукотворный мир
Тип урока : комбинированный
Цель урока : уточнить представления учащихся о характерных особенностях природы и рукотворного мира.
Задачи урока :
систематизировать представление учащихся об окружающем мире;
развивать умения сравнивать объекты природы и предметы рукотворного мира и называть отличительные черты каждого из них, выделять главные признаки, формировать выводы;
формировать у учащихся бережное отношение к природе и объектам, созданным другими людьми.
Планируемые достижения учащихся :
Предметные результаты :
знать, что такое природа и рукотворный мир (давать определение);
иметь представление об объектах природы и предметах рукотворного мира, называть их отличительные признаки, приводить примеры;
сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям объекты природы и предметы рукотворного мира;
использовать слова, несущие этический смысл, для характеристики отношения к окружающему миру. Метапредметные результаты :
Регулятивные :
принимать и сохранять целевые установки урока;
использовать знако-символические средства (шаблоны геометрических фигур) при выполнении задания в рабочей тетради;
заполнять таблицу в рабочей тетради;
взаимодействовать в паре при выполнении учебных задач, осуществлять взаимопроверку;
следовать правилу в дидактической игре.
Познавательные :
ориентироваться в своей системе знаний, уметь работать с информацией;
развивать операции мышления: анализировать иллюстрации с целью выявления существенных признаков объектов, классифицировать объекты окружающего мира на основе анализа и сравнения иллюстраций;
Коммуникативные :
доносить свою позицию, слушать и слышать партнера;
излагать свою точку зрения и анализировать её;
формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы;
грамотно строить речевые высказывания.
Личностные результаты :
понимать необходимости приобретения новых знаний;
оценивать отношение других людей и своё собственное к окружающему миру;
осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше.
Оборудование урока :
Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе, 1-ая часть.
Дополнительная литература : Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс: рабочая тетрадь, 1-ая часть, Плешаков А.А, Румянцев А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, презентация, геометрические фигуры, фишки с цифрами 1 и 2.
Придумано кем-тоПросто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Солнцу и птицам.
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Поприветствовали друг друга и выскажите пожелание на урок своему соседу по парте.
Приветствуют друг друга и высказывают пожелания на урок своему соседу по парте.
Проверка домашнего задания
Что интересного вы узнали о своём доме?
Обсуждаются результаты выполнения задания №3 стр. 10 в рабочей тетради.
Учащиеся демонстрируют фотографии и рисунки, зачитывают рассказы. Задают вопросы, отвечают на вопросы одноклассников. Дают оценочное суждение о своей работе, была ли она интересной для них и для взрослых.
Мотивация и целеполагание
У вас на партах лежат конверты. Достаньте геометрические фигуры. Назовите их. Составьте из них пары.
Используя эти фигуры в рабочей тетради на стр. 14 задание №2 закройте парные картинки. Последнюю пару составьте самостоятельно, соблюдая предложенную закономерность.
(первый и последний абзац)
Обсуждают и договариваются как будут заполнять таблицу.
Учащиеся оценивают отношение людей к окружающему миру. Сделанные детьми выводы выносятся на общее обсуждение класса. Дети высказываются и обосновывают свою точку зрения.
Учащиеся высказываются.
Примеры учеников.
Выводы и обобщение
Что нового узнали? Чему научились?
Выводы по уроку сопоставляются с выводом в учебнике стр. 17.
Учащиеся формулируют выводы из изученного материала,
Контроль и оценка достижений
Контрольный блок вопросов в учебнике стр.17.
Учащиеся отвечают на итоговые вопросы.
Домашнее задание
Учебник стр. 14 – 17; рабочая тетрадь стр. 15 задания № 4 и № 5.
Под руководством учителя дети встают, мысленно кладут на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. По команде учителя ладошки соединяются в хлопке (знания объединились), и дети хором говорят «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.