Краткий словарь некоторых космических терминов и названий. Школьная энциклопедия Первый запуск космического корабля

Сегодня полеты в космос не относятся к фантастическим историям, но, к сожалению, современный космический корабль еще очень сильно отличается от тех, которые показывают в фильмах.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Космические корабли России и

Космические корабли будущего

Космический корабль: какой он

На

Космический корабль, как он работает?

Масса современных космолетов напрямую связана с тем, как высоко они летают. Главная задача пилотируемых космолетов ‒ безопасность.

Спускаемый аппарат СОЮЗ стал первой космической серией Советского Союза. В этот период между СССР и США шла гонка вооружения. Если сравнивать размеры и подход к вопросу строительства, то руководство СССР делало все для скорейшего покорения космоса. Понятно, почему сегодня не строят аналогичные аппараты. Вряд ли кто-то возьмется строить по схеме, в которой отсутствует личное пространство космонавтов. Современные космолеты оборудованы и комнатами для отдыха экипажа, и спускаемой капсулой, главной задачей которой является в тот момент, как осуществляется посадка, сделать ее максимально мягкой.

Первый космический корабль: история создания

Отцом космонавтики справедливо считается Циолковский. На основе его учений Годдрадпостроил ракетный двигатель.

Ученые, которые трудились в Советском Союзе, стали первыми, кто сконструировал и смог запустить искусственный спутник. Также они стали первыми, кто изобрел возможность запуска в космос живого существа. Штаты осознают, что Союз стал первым, кто создал летательный аппарат, способный выйти в космос с человеком. Отцом ракетостроения справедливо называют Королева, который вошел в историю как тот, кто придумал, как преодолеть земное притяжение, и смог создать первый пилотируемый космический корабль. Сегодня даже малыши знают, в каком году запустили первый корабль с человеком на борту, но мало кто помнит о вкладе Королева в этот процесс.

Экипаж и его безопасность во время полета

Главная задача сегодня — безопасность экипажа, ведь он проводит много времени на высоте полета. При строении летательного устройства важно, из какого металла его делают. В ракетостроении используются следующие типы металлов:

  1. Алюминий ‒ позволяет значительно увеличить размеры космолета, поскольку отличается легкостью.
  2. Железо ‒ замечательно справляется со всеми нагрузками на корпус корабля.
  3. Медь ‒ обладает высокойтеплопроводимостью.
  4. Серебро ‒ надежно связывает медь и сталь.
  5. Из титановых сплавов изготавливают баки для жидкого кислорода и водорода.

Современная система жизнеобеспечения позволяет создать привычную для человека атмосферу. Многие мальчишки видят, как они летают в космосе, забывая об очень большой перегрузке космонавта при старте.

Самый большой космический корабль в мире

Среди боевых кораблей большой популярностью пользуются истребители и перехватчики. Современный грузовой корабль имеет следующую классификацию:

  1. Зонд — это исследовательский корабль.
  2. Капсула — грузовой отсек для доставки или спасательных операций экипажа.
  3. Модуль — на орбиту выводится беспилотным носителем. Современные модули делятся на 3 категории.
  4. Ракета. Прототипом для создания послужили военные разработки.
  5. Челнок — многоразовые конструкции для доставки необходимого груза.
  6. Станции — самые большие космические корабли. Сегодня в открытом космосе находятся не только русские, но и французские, китайские и другие.

Буран — космический корабль, вошедший в историю

Первым космическим кораблем, вышедшим в космос, стал Восток. После федерация ракетостроения СССР начала выпуск кораблей Союз. Намного позже стали выпускать Клиперы и Русь. На все эти пилотируемые проекты федерация возлагает огромные надежды.

В 1960 году корабль Восток своим полетом доказал возможность выхода человека в космос. 12 апреля 1961 года Восток 1 совершил виток вокруг Земли. А вот вопрос, кто летал на корабле Восток 1, почему-то вызывает затруднение. Может быть дело в том, что мы просто не знаем, что свой первый полет Гагарин совершил именно на этом корабле? В том же году впервые на орбиту вышел корабль Восток 2, в котором находилось сразу два космонавта, один из которых вышел за пределы корабля в космосе. Это был прогресс. А уже в 1965 году Восход 2 смог выйти в открытый космос. История корабля восход 2 была экранизирована.

Восток 3 установил новый мировой рекорд по времени пребывания корабля в космосе. Последним кораблем серии стал Восток 6.

Американский шатл серии Аполлон открыл новые горизонты. Ведь в 1968 Аполлон 11 смог первым приземлиться на Луну. Сегодня существует несколько проектов по разработке космопланов будущего, такие как Гермес и Колумб.

Салют — серия межорбитальных космических станций Советского Союза. Салют 7 известна тем, что потерпела крушение.

Следующим космолетом, история которого вызывает интерес, стал Буран, кстати, интересно, где он сейчас находится. В 1988 году он совершил свой первый и последний полет. После многоразовых разборов и перевозок путь передвижения Бурана потерялся. Известное последнее местонахождение космического корабля Буранв Сочи, работы по нему законсервированы. Однако буря вокруг этого проекта до сих пор не утихла, и дальнейшая судьба заброшенного проекта Буран вызывает интерес у многих. А в Москве внутри макета космолета Буран на ВДНХ создан интерактивный музейный комплекс.

Джемини — серия кораблей американских конструкторов. Заменили проект Меркурий и смогли сделать спираль на орбите.

Американские корабли с названием Спейсшатл стали своеобразными челноками, совершая более 100 полетов между объектами. Вторым Спейсшатлом стал Челенджер.

Не может не заинтересовать история планеты Нибиру, которая признана кораблем-надзирателем. Нибиру уже дважды приближалась на опасное расстояние к Земле, но оба раза столкновения удалось избежать.

Драгон — космолет, который в 2018 году должен был совершить полет на планету Марс. В 2014 году федерация, ссылаясь на технические характеристики и состояние корабля Дракон, отложила запуск. Не так давно произошло еще одно событие: компания Боинг сделала заявление, что также начала разработки по созданию марсохода.

Первым в истории многоразовым кораблем универсалом должен был стать аппарат под названием Заря. Заря — это первая разработка транспортного корабля многоразового использования, на который федерация полагала очень большие надежды.

Прорывом считается возможность использования ядерных установок в космосе. Для этих целей начались работы по транспортно-энергетическому модулю. Параллельно ведутся разработки по проекту Прометей — компактному ядерному реактору для ракет и космолетов.

Китайский корабль Шэньчжоу 11 стартовал в 2016 году с двумя астронавтами, которые должны были провести в космосе 33 дня.

Скорость космического корабля (км/ч)

Минимальной скоростью, с которой можно выйти на орбиту вокруг Земли считается 8 км/с. Сегодня нет надобности разрабатывать самый быстрый в мире корабль, поскольку мы находимся в самом начале космического пространства. Ведь максимальная высота, которой мы смогли достичь в космосе, всего 500 км. Рекорд самого быстрого передвижения в космосе был установлен в 1969 году, и пока побить его не удалось. На космическом корабле Аполлон 10 трое космонавтов, побывав на орбите Луны, возвращались домой. Капсула, которая должна была доставить их из полета, сумела развить скорость 39,897 км/ч. Для сравнения давайте рассмотрим, с какой скоростью летит космическая станция. Максимально она может развиться до 27 600 км/ч.

Заброшенные космические корабли

Сегодня для космолетов, пришедших в негодность, создали кладбище втихом океане, где могут найти свой последний приют десятки заброшенных космических кораблей. Катастрофы космических кораблей

В космосе случаются катастрофы, часто забирающие жизни. Наиболее частыми, как ни странно, являются аварии, которые происходят из-за столкновения с космическим мусором. При столкновении орбита движения объекта смещается и становится причиной крушения и повреждений, часто становящихся причиной взрыва. Самой известной катастрофой является гибель пилотируемого американского корабля Челленджер.

Ядерный двигатель для космических кораблей 2017

Сегодня ученые работают над проектами по созданию атомного электродвигателя. Эти разработки подразумевают покорение космоса с помощью фотонных двигателей. Российские ученные планируют уже в скором будущем приступить к испытаниям термоядерного двигателя.

Космические корабли России и США

Стремительный интерес к космосу возник в годы Холодной войны между СССР и США. Американские ученые признали в российских коллегах достойных соперников. Советское ракетостроение продолжало развиваться, и после распада государства его приемником стала Россия. Конечно, космолеты, накоторых летают российские космонавты, значительно отличаются от первых кораблей. Более того, сегодня, благодаря успешным разработкам американских ученых, космические корабли стали многоразовыми.

Космические корабли будущего

Сегодня все больший интерес вызывают проекты, в результате которых человечество сможет совершать более длительные путешествия. Современные разработки уже готовят корабли к межзвездным экспедициям.

Место, откуда запускают космические корабли

Увидеть своими глазами запуск космического корабля на старте — мечта многих. Возможно, это связано с тем, что первый запуск не всегда приводит к желаемому результату. Но благодаря Интернету мы можем увидеть, как взлетает корабль. Учитывая тот факт, что наблюдающим за запуском пилотируемого корабля следует находиться достаточно далеко, мы можем представить, что находимся на взлетной площадке.

Космический корабль: какой он внутри?

Сегодня, благодаря музейным экспонатам, мы воочию можем увидеть устройство таких кораблей, как Союз. Конечно, изнутри первые корабли были очень простыми. Интерьер более современных вариантов выдержан в спокойных тонах. Устройство любого космического корабля обязательно пугает нас множеством рычажков и кнопочек. И это добавляет гордости за тех, кто смог запомнить, как устроен корабль, и, тем более, научился управлять им.

На каких космических кораблях летают сейчас?

Новые космические корабли своим внешним видом подтверждают, что фантастика стала действительностью. Сегодня никого уже не удивишь тем, что стыковка космических кораблей — реальность. И мало кто помнит о том, что первая в мире такая стыковка произошла еще в далеком 1967 году...

    Пилотируемый космический полет - Пилотируемый космический полёт путешествие человека в космос, на орбиту Земли и за её пределы, выполняемое с помощью пилотируемых космических аппаратов. Доставка человека в космос выполняется при помощи космических кораблей. Долговременное… … Википедия

    Космический корабль - Космический аппарат (КА) техническое устройство, используемое для выполнения разнообразных задач в космическом пространстве, а также проведения исследовательских и иного рода работ на поверхности различных небесных тел. Средствами доставки… … Википедия

    Космический корабль "Восход-1" - Восход 1 трёхместный космический корабль. Был выведен на орбиту 12 октября 1964 года. Экипаж состоял из командира корабля Владимира Комарова, научного сотрудника Константина Феоктистова и врача Бориса Егорова. Восход 1 был создан в ОКБ 1 (ныне… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Пилотируемый космический полёт - Сюда перенаправляется запрос «Орбитальный космический полёт». На эту тему нужна отдельная статья. Пилотируемый космический полёт путешествие человека в космос, на орбиту Земли и за её пределы, выполняемое с помощью … Википедия

    Пилотируемый космический аппарат - Российский ПКА Пилотируемый космический аппарат космический апп … Википедия

    Космический корабль многоразового использования - Первый полет космического челнока НАСА «Колумбия» (Обозначение STS 1). Внешний топливный бак был покрашен в белый цвет только в нескольких первых полётах. Сейчас бак не красят для снижения веса системы. Многоразовый транспортный космический… … Википедия

    Космический корабль - космический летательный аппарат, предназначенный для полёта людей (пилотируемый космический летательный аппарат). Отличительная особенность К. к. наличие герметичной кабины с системой жизнеобеспечения для космонавтов. К. к. для полёта по… … Большая советская энциклопедия

    Космический корабль (КК) - пилотируемый космический аппарат. Различают КК спут» ники и межпланетные КК. Имеет герметичную кабину с системой жизнеобеспечения, бортовые системы управления движением и спуском, двигательную установку, системы энергопитания и др. Выведение КК… … Словарь военных терминов

    космический корабль - 104 космический корабль; ККр: Пилотируемый космический аппарат, способный маневрировать в атмосфере и космическом пространстве с возвращением в заданный район и(или) осуществлять спуск и посадку на планету.

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 12 апреля 2016 г. исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос. Этот исторический полет совершил гражданин СССР Юрий Гагарин. Стартовав с космодрома Байконур на корабле-спутнике "Восток", космонавт провел в космосе 108 минут и благополучно вернулся на Землю.

"Восток" - первый в мире пилотируемый космический корабль. Создан в СССР для полетов на околоземной орбите.

История проекта

22 мая 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР, которым предусматривалось разработать и осуществить запуск корабля-спутника для выполнения полета человека в космос. Головной организацией по проекту назначено ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева) во главе с главным конструктором Сергеем Королевым.

Одним из основных разработчиков корабля был начальник сектора проектного отдела Константин Феоктистов (впоследствии космонавт), система управления корабля была разработана под руководством заместителя главного конструктора Бориса Чертока, система ориентации создана конструкторами Борисом Раушенбахом и Виктором Легостаевым.

Было создано две версии корабля, получившие обозначение: (экспериментальный беспилотный вариант) и 3КА (предназначенный для пилотируемых полетов). Кроме того, на базе экспериментального варианта был разработан автоматический спутник-разведчик - .

Всего в программе по подготовке полета человека в космос, получившей название "Восток", было задействовано более 100 организаций.

Характеристики

"Восток" представлял собой корабль-спутник, то есть, в отличие от современных космических кораблей, он не мог выполнять орбитальные маневры.

Длина корабля - 4,3 м, максимальный диаметр - 2,43 м, стартовая масса - 4 т 725 кг. Рассчитан на одного члена экипажа и продолжительность полета до 10 суток.

Состоял из двух отсеков - спускаемого аппарата сферической формы (объем - 5,2 куб. м) для размещения космонавта и конического приборно-агрегатного отсека (3 куб. м) с аппаратурой и оборудованием основных систем корабля, а также тормозной двигательной установкой.

Был оснащен системами автоматического и ручного управления, автоматической ориентации на Солнце и ручной - на Землю, жизнеобеспечения, терморегулирования. Снабжен радиотелеметрической аппаратурой для контроля состояния человека и систем корабля. В кабине корабля были установлены две телевизионные камеры для наблюдения за космонавтом. Двусторонняя радиотелефонная связь с Землей осуществлялась посредством аппаратуры, работающей в ультракоротковолновом и коротковолновом диапазонах. Некоторые основные системы были дублированы для надежности.

Герметичный спускаемый аппарат (СА) имел три иллюминатора: один технологический и два с отделяемыми при помощи пиротехнических устройств крышками для катапультирования кресла с космонавтом и выбрасывания парашюта СА.

В целях безопасности космонавт во время всего полета находился в скафандре. На случай разгерметизации кабины в скафандре был запас кислорода на четыре часа, он обеспечивал защиту космонавта при катапультировании кресла на высоте до 10 км. Скафандр СК-1 и кресло были созданы опытным заводом номер 918 (ныне Научно-производственное предприятие "Звезда" им. академика Г.И. Северина, пос. Томилино Московской обл.).

При выведении на орбиту корабль закрывался сбрасываемым головным обтекателем, имевшим люк для аварийного катапультирования космонавта. После полета спускаемый аппарат возвращался на Землю по баллистической траектории. На семикилометровой высоте осуществлялось катапультирование, затем космонавт в скафандре отделялся от кресла и самостоятельно спускался на парашюте. Кроме того, предусматривалась возможность приземления СА с космонавтом на борту (без катапультирования).

Запуски

Запуски кораблей "Восток" осуществлялись с космодрома Байконур с помощью одноименной ракеты-носителя.

На первом этапе проводились беспилотные запуски, в том числе с животными на борту. Экспериментальным кораблям присваивалось название "Спутник". Первый запуск состоялся 15 мая. 19 августа на корабле-спутнике совершили успешный полет собаки Белка и Стрелка.

Первый корабль, предназначенный для пилотируемых полетов (3КА), стартовал 9 марта 1961 г., в его спускаемом аппарате в контейнере находилась собака Чернушка, а в катапультируемом кресле - манекен человека. Программа полета была выполнена: СА с собакой успешно приземлился, а манекен был штатно катапультирован. Следом за ним, 25 марта, был проведен второй аналогичный запуск с собакой Звездочкой на борту. Животные полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту Юрию Гагарину: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.

30 марта 1961 г. в записке в ЦК КПСС, подписанной заместителем председателя Совета министров (СМ) СССР Дмитрием Устиновым и руководителями ведомств, ответственным за ракетно-космическую технику, предлагалось в сообщениях ТАСС называть пилотируемый корабль "Востоком" (по документам: "Восток-3КА").

12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин на корабле-спутнике "Восток" совершил полет продолжительностью 108 минут (1 час 48 минут) и благополучно вернулся на Землю.

После него на кораблях "Восток" летали: Герман Титов (1961), Андриян Николаев и Павел Попович (1962; первый групповой полет двух космических кораблей - "Восток-3" и "Восток-4"), Валерий Быковский (1963; самый длительный полет на кораблях этого типа - почти 5 суток) и первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963).

Всего было запущено 13 кораблей "Восток": 6 пилотируемых и 7 беспилотных (в том числе 5 экспериментальных запусков - два удачных, один аварийный, два нештатных).

Ракета-носитель "Восток"

Ракета-носитель использовалась для запусков первых автоматических лунных станций, пилотируемых кораблей-спутников ("Восток"), различных искусственных спутников.

Старт проекту был дан постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 марта 1958 г., которым предусматривалось создание ракеты космического назначения на базе двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 ("семерка", индекс 8К71) с добавлением блока 3-й ступени.

Работы по ракете вел разработчик "семерки", ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия" им. С.П. Королева) под руководством главного конструктора Сергея Королева.

Эскизный проект третьей ступени МБР Р-7, получившей обозначение "блок Е", был выпущен в том же 1958 г. Ракете-носителю было дано обозначение 8К72К. Ракета-носитель имела три ступени. Ее длина составляла 38,2 м, диаметр - 10,3 м, стартовая масса - около 287 т.

Двигатели всех ступеней использовали в качестве топлива керосин и жидкий кислород. Систему управления блока Е разработал НИИ-885 (ныне Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. академика Н.А. Пилюгина, Москва) под руководством Николая Пилюгина.

Могла выводить в космос полезный груз массой до 4,5 т.

Запуски ракеты-носителя осуществлялись с космодрома Байконур. Первые испытательные запуски проводились в рамках лунной программы.

Впервые ракета стартовала 23 сентября 1958 г. с лунной станцией Е1, однако запуск закончился аварией на 87-й секунде полета (причина - возникновение возрастающих продольных колебаний). Следующие два старта были также аварийными. Успехом увенчался четвертый запуск 2 января 1959 г. с автоматической межпланетной станцией (АМС) "Луна-1". В том же году ракетой благополучно были выведены в космос АМС "Луна-2" и "Луна-3".

15 мая 1960 г. с помощью ракеты был запущен прототип пилотируемого корабля "Восток" - экспериментальное изделие 1К (открытое наименование - "Спутник"). Следующие запуски в 1960 г. проводились с кораблями 1К, на борту которых в специальных контейнерах находились собаки. 19 августа был запущен корабль-спутник с собаками Белкой и Стрелкой.

9 и 25 марта 1961 г. состоялось два успешных запуска с кораблями, предназначенными для пилотируемых полетов (3КА), также с собаками на борту. Животные Чернушка и Звездочка полностью проделали путь, который предстоял первому космонавту: взлет, один виток вокруг Земли и посадка.

12 апреля 1961 г. ракета-носитель вывела в космос корабль-спутник "Восток" с Юрием Гагариным.

Первая публичная демонстрация макета ракеты состоялась в 1967 г. на авиасалоне в Ле-Бурже во Франции. Тогда же впервые ракета была названа "Востоком", до этого в советской прессе ее именовали просто "сверхмощной ракетой- носителем" и т. п.

Всего было проведено 26 запусков ракеты "Восток" - 17 успешных, 8 аварийных и один нештатный (при запуске 22 декабря 1960 г. из-за сбоя в работе ракеты корабль-спутник с собаками совершил полет по суборбитальной траектории, животные выжили). Последний состоялся 10 июля 1964 г. с двумя научными спутниками "Электрон".

На базе ракеты "Восток" в дальнейшем были созданы другие модификации "Восток-2", "Восток-2А", "Восток-2М", которые выпускались на куйбышевском заводе "Прогресс" (ныне Ракетно-космический центр "Прогресс", Самара).

Запуски проводились как с Байконура, так и с космодрома Плесецк. С помощью ракет выводились в космос спутники серии "Космос", "Зенит", "Метеор" и др. Эксплуатация этих космических носителей завершилась в августе 1991 г. запуском ракеты "Восток-2М" с индийским спутником дистанционного зондирования Земли IRS-1B ("Ай-ар-эс-1-би").

Итоги программы

Пилотируемые полеты на кораблях "Восток" дали возможность изучить влияние условий орбитального полета на состояние и работоспособность человека, на кораблях этой серии были отработаны основные конструкции и системы, принципы строительства космических кораблей.

Им на смену пришли корабли следующего поколения - "Восход" (два пилотируемых запуска в 1964 и 1966 гг.). В 1967 г. начали эксплуатироваться пилотируемые корабли типа "Союз".

Начальный этап освоения космического пространства (полеты на кораблях «Восток» и «Восход») включал в себя вопросы конструирования космических кораблей и их систем, отрабатывались наземные системы управления полетами, методика спуска кораблей с орбиты, поиска и встречи космонавтов на земле.

Первый в мире полет человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года. В 6 часов 7 минут с космодрома Байконур со стартовой площадки № 1 был осуществлен пуск ракеты-носителя «Восток-К72К», которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль «Восток».

Космический корабль пилотировал Юрий Гагарин (позывной первого космонавта Земли - «Кедр»). Дублером был Герман Титов, запасным космонавтом - Григорий Нелюбов. Полет продолжался 1 час 48 минут. После совершения одного оборота вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку на территории СССР в Саратовской области.

Первый суточный космический полет совершил космонавт Герман Степанович Титов с 6 по 7 августа 1961 года на космическом корабле «Восток-2».

Первый групповой полет двух кораблей - «Востока-3» (космонавт Андриян Николаевич Николаев) и «Востока-4» (космонавт Павел Романович Попович) состоялся 11-15 августа 1962 года.

Первый в мире полет в космос женщины осуществила Валентина Владимировна Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6».

12 октября 1964 года стартовал первый многоместный космический корабль «Восход». В экипаж корабля вошли космонавты Владимир Михайлович Комаров, Константин Петрович Феоктистов, Борис Борисович Егоров.

Первый в истории выход человека в открытый космос осуществил Алексей Архипович Леонов во время экспедиции 18-19 марта 1965 года (космический корабль «Восход-2», в составе экипажа - Павел Иванович Беляев). Алексей Леонов удалился от корабля на расстояние до 5 метров, провел в открытом космосе вне шлюзовой камеры 12 минут 9 секунд.

Следующий этап российской пилотируемой космонавтики - создание многоцелевого корабля «Союз», способного совершать сложные маневры на орбите, сближаться и состыковываться с другими кораблями, и долговременных орбитальных станций «Салют».

Первый полет на новом корабле «Союз-1» совершил 23-24 апреля 1967 года космонавт Владимир Михайлович Комаров. При завершении программы полета, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата, Владимир Комаров погиб.

Первый совместный полет трех кораблей : «Союза-6», «Союза-7» и «Союза-8» прошел с 11 по 18 октября 1969 года. В экипажи кораблей вошли космонавты Георгий Степанович Шонин, Валерий Николаевич Кубасов, Анатолий Васильевич Филипченко, Владислав Николаевич Волков, Виктор Васильевич Горбатко, Владимир Александрович Шаталов, Алексей Станиславович Елисеев.

С 1 по 19 июня 1969 года первый длительный космический автономный полет совершили Андриян Николаевич Николаев и Виталий Иванович Севастьянов на космическом корабле «Союз-9».

Первую длительную работу на космической орбите на корабле «Союз-11» проделали с 6 по 30 июня 1971 года космонавты Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков, Виктор Иванович Пацаев. При возвращении на Землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата, экипаж корабля погиб.

11 января 1975 года началась первая экспедиция на космическую станцию «Салют-4» (экипаж: Алексей Александрович Губарев, Георгий Михайлович Гречко, космический корабль «Союз-17»), которая завершилась 9 февраля 1975 года.

Первый международный космический полет - 15-21 июля 1975 года. На орбите была произведена стыковка космического корабля «Союз-19», пилотируемого Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым, с американским кораблем «Аполлон», пилотируемым астронавтами Т.Стаффором, Д.Слейтоном, В.Брандом. Были совершены взаимные переходы космонавтов и астронавтов, совместные и автономные научные и технические исследования. По словам Алексея Леонова, тогда, в 1970-е годы, двум сверхдержавам удалось доказать, что сотрудничество в решении такой глобальной задачи, как освоение космоса, возможно.

Первую экспедицию на станцию «Салют-5» совершили на космическом корабле «Союз-21» Борис Валентинович Волынов и Виталий Михайлович Жолобов. Экспедиция продолжалась с 6 июля по 24 августа 1976 года.

Первая экспедиция на станцию «Салют-6» прошла с 10 декабря 1977 по 16 марта 1978 года (96 суток, экипаж - Юрий Викторович Романенко, Георгий Михайлович Гречко, космические корабли «Союз-26» (старт) и «Союз-27» (посадка).

С 2 по 10 марта 1978 года на «Салюте-6» побывал первый международный экипаж - космонавт Алексей Александрович Губарев и Владимир Ремек, гражданин Чехословацкой Социалистической Республики. Всего «Салют-6» посетили девять международных космических экспедиций.

Первая экспедиция на орбитальную станцию «Салют-7» прошла с 24 июня по 2 июля 1982 года. На станции тогда работали Владимир Александрович Джанибеков, Александр Сергеевич Иванченков, гражданин Франции Жан-Лу Крестьен. Всего на «Салюте-7» в разное время работали 10 экспедиций.

На смену «Салютам» пришло третье поколение околоземных лабораторий - станция «Мир», которая представляла собой базовый блок для построения многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса со специализированными орбитальными модулями научного и народнохозяйственного значения. В дальнейшем к станции были пристыкованы и начали работу модули «Квант», «Квант-2», «Кристалл», «Спектр». Строительство постоянно обитаемого орбитального комплекса было полностью завершено 26 апреля 1996 года, когда к «Миру» был пристыкован пятый, последний модуль дооснащения - «Природа» со сложнейшей научной аппаратурой, которая позволяла производить разносторонние исследования суши, океана и атмосферы.

Орбитальный комплекс «Мир» находился в эксплуатации до июня 2000 года - 14,5 лет вместо пяти предусмотренных. За это время на нем было проведено 28 космических экспедиций, в общей сложности на комплексе побывали 139 российских и зарубежных исследователей космоса, было размещено 11,5 тонны научного оборудования 240 наименований из 27 стран мира.

Во время космических экспедиций были отработаны новые методы сборки в космосе крупногабаритных конструкций с использованием термодинамических соединений из материалов, обладающих эффектом памяти формы - будущих элементов новой Международной космической станции; проводилось изучение природы серебристых облаков, аэрозольных слоев в атмосфере и мезосфере, исследование межзвездного газа, получена научная информация о взаимосвязи физических процессов, происходящих во Вселенной и околоземном пространстве, а также множество других экспериментов по космической медицине, биотехнологии, астро- и геофизике, материаловедению и других.

На российском космическом комплексе установлены мировые рекорды по длительности орбитального полета, продолжительности пребывания в космосе, выходам в открытый космос.

Так, врач-исследователь Валерий Поляков провел в космосе подряд в составе трех космических экспедиций 437 суток 18 часов.

Космонавт Сергей Авдеев установил выдающийся рекорд общей продолжительности пребывания в космосе - суммарно за три полета находился в космосе 742 суток.

Всего за время работы «Мира» в пилотируемом режиме космонавты и астронавты совершили свыше 75 выходов в открытый космос - за бортом проведено в общей сложности около 15 суток.

Космический комплекс «Мир» сменила на орбите Международная космическая станция (МКС), в строительстве которой участвовали 16 стран. При создании нового космического комплекса широко использовались российские достижения в области пилотируемой космонавтики. Эксплуатация МКС рассчитана на 15 лет.

Первая долговременная экспедиция на МКС началась 31 октября 2000 года. В настоящее время на Международной космической станции работает 13-я международная экспедиция. Командир экипажа - российский космонавт Павел Виноградов, бортинженер - астронавт НАСА Джеффри Уильямс. С экипажем 13-й экспедиции на МКС прибыл первый бразильский космонавт Маркос Понтес. После реализации недельной программы он вернулся на Землю вместе с экипажем 12-й экспедиции МКС: россиянином Валерием Токаревым и американцем Уильямом Макартуром, которые работали на станции с октября 2005 года.

Одна из космических сенсаций МАКСа - новый пилотируемый космический корабль: на авиасалоне впервые представлен полномасштабный проектно-компоновочный макет его возвращаемого аппарата. О том, каким будет новый "звездолет", корреспонденту "РГ" рассказал президент-генеральный конструктор РКК "Энергия" им. С.П. Королева, член-корреспондент РАН Виталий Лопота.

Виталий Александрович, что представляет собой новый корабль?

Виталий Лопота: Он отличается от нынешних "Союзов". Стартовая масса корабля при полетах к Луне составляет около 20 тонн, при полетах к станции на низкой околоземной орбите - около 14 тонн. Штатный экипаж корабля - четыре человека, в том числе два космонавта-пилота. Габариты возвращаемого аппарата - длина (высота) около 4 метров без учета раскрытых посадочных опор, максимальный диаметр - около 4,5 метров. Длина всего корабля - около 6 метров, поперечный размер по развернутым панелям солнечных батарей - около 14 метров.

Макет возвращаемого аппарата близок к "настоящему"?

Виталий Лопота: Скажу так: он приближен к штатному изделию. Ведь какое назначение макета? Проверить и отработать технические решения по размещению и монтажу приборов и оборудования, по интерьеру гермокабины, обеспечению безопасности полета, эргономике, удобству и комфортности для размещения и работы экипажа. Посетители МАКСа смогут сравнить этот макет с возвратившимся из космоса спускаемым аппаратом современного корабля "Союз ТМА" (высота около 2,2 метра, максимальный диаметр около 2,2 метра).

На каком этапе сегодня работы по проекту нового корабля?

Виталий Лопота: Все идет по графику. Завершена экспертиза технического проекта корабля. На заседании Научно-технического совета Роскосмоса проект одобрен. Теперь на очереди выпуск рабочей документации и изготовление материальной части, в том числе макетов для экспериментальной отработки и штатного изделия для летных испытаний.

А чем отличается наш корабль, скажем, от американских "пилотников"?

Виталий Лопота: Из создаваемых американских кораблей в наибольшей степени готовности находятся Dragon и Orion. В ближайшее время к ним может присоединиться и грузовой Cygnus. Корабль Dragon предназначен только для обслуживания МКС. В связи с тем, что космические технологии для решения этой задачи достаточно отработаны, Dragon был создан относительно быстро и уже совершил несколько полетов в беспилотном грузовом варианте.

Задачи для корабля Orion более масштабные, чем у корабля Dragon, и во многом совпадают с задачами создаваемого российского корабля: основным назначением корабля Orion являются полеты за пределы околоземных орбит. Оба этих американских корабля и новый российский корабль имеют схожие компоновочные схемы. Эти корабли состоят из возвращаемого аппарата "капсульного" типа и двигательного отсека.

Сходство случайное?

Виталий Лопота: Конечно, нет. Это следствие единства взглядов американских и российских специалистов на обеспечение максимальной надежности и безопасности полетов при существующем уровне технологий.

Скажите, какие изменения внесены в проект в связи с пилотируемым полетом на Луну?

Виталий Лопота: Основное изменение связано с необходимостью обеспечения теплового режима возвращаемого аппарата при входе в атмосферу со второй космической скоростью. Если прежде расчеты производились для скорости около 8 км/сек, то теперь - на 11 км/сек. Новое требование по задаче полета привело к изменению теплозащиты аппарата. Кроме того, для обеспечения полета корабля к Луне на нем устанавливаются новые навигационные приборы, двигательная установка с двумя маршевыми двигателями тягой по 2 тонны каждый и увеличенным запасом топлива. Бортовые радиотехнические системы будут обеспечивать связь корабля до дальности примерно 500 тысяч километров. Следует заметить, что при полетах на низких околоземных орбитах, высоты которых не более 500 километров, дальность радиосвязи на два-три порядка меньше.

А правда, что разрабатывается вариант для сбора космического мусора?

Виталий Лопота: Корабль предназначен для полетов к Луне, транспортно-технического обслуживания околоземных орбитальных станций, а также для проведения научных исследований в ходе автономного полета по околоземной орбите. Программа таких исследований будет разрабатываться ведущими научными организациями страны. В нее могут войти и вопросы ликвидации космического мусора. Но вообще это отдельная задача, требующая соответствующей детальной проработки.

Сможет ли новый корабль лететь на Марс и астероиды?

Виталий Лопота: Не исключено, что корабль будет использован для транспортно-технического обслуживания межпланетных экспедиционных комплексов, доставки на них экипажей и возвращения их на Землю, когда эти комплексы находятся на околоземных орбитах. В том числе высоких.

Новый корабль будет уютнее для экипажа, чем "Союзы"?

Виталий Лопота: Безусловно. Хотя бы такой пример: свободный объем возвращаемого аппарата, приходящийся на одного космонавта, увеличится по сравнению с "Союзом" почти в два раза!

Когда начнутся наземные испытания макетов корабля?

Виталий Лопота: Уже в следующем году, после заключения государственного контракта с РКК "Энергия" на выпуск рабочей документации.

Какие новые материалы и технологии будут использоваться при создании нового корабля?

Виталий Лопота: В конструкции корабля много инновационных материалов: алюминиевые сплавы с повышенной в 1,2-1,5 раза прочностью, теплозащитные материалы с плотностью, которая в 3 раза меньше по сравнению с применяющимися на кораблях "Союз ТМА", углепластики и трехслойные конструкции, лазерные средства обеспечения стыковки и причаливания и т.д. Возвращаемый аппарат корабля создается многоразовым в результате реализации принятых технических решений, в том числе за счет вертикальной посадки на посадочные опоры.

От разработки крылатых космических кораблей специалисты отказались совсем? В чем преимущества несущего корпуса?

Виталий Лопота: Создание корабля по схеме "капсула" обусловлено техническим заданием Роскосмоса. В то же время после завершения программы "Шаттл" в США и нескольких странах мира снова активно развивается "крылатая" тематика (например, в США несколько многомесячных полетов на околоземной орбите выполнил беспилотный корабль Х-37В). В связи с этим РКК "Энергия" не исключает продолжения работ по "крылатой" тематике в будущем.

Серьезная проработка схемы "несущий корпус" проводилась в РКК "Энергия" по заданию Роскосмоса в рамках темы "Клипер". Потенциальные преимущества "несущего корпуса" заключаются в большем боковом маневре при спуске с орбиты, чем у капсулы, а также в несколько меньшем уровне перегрузок. Однако "платой" за это являются конструктивная сложность, связанная с необходимостью наличия аэродинамических управляющих поверхностей в дополнение к реактивной системе управления, а также сложность обеспечения торможения в атмосфере Земли при входе со 2-й космической скоростью. В то же время "несущий корпус", как и капсула, нуждается в парашютно-реактивной системе посадки.

Сколько кораблей будет построено и когда может состояться первый старт такого корабля?

Виталий Лопота: Мы предполагаем, что достаточно построить пять возвращаемых аппаратов с учетом многоразовости их использования и предполагаемой программы полетов. Двигательный отсек корабля является одноразовым, поэтому он будет изготавливаться для каждого полета отдельно. При наличии соответствующего финансирования первый беспилотный отработочный старт может состояться в 2018 году.

Как будет называться новый корабль?

Виталий Лопота: В настоящее время название выбирается. Каждый желающий может предложить свой вариант, из которых впоследствии будет принят самый удачный.

Раздаются призывы пересмотреть бюджет российской пилотируемой космонавтики. Мол, на нее расходуется слишком много - до 40-50 процентов бюджета Роскосмоса. Ваше мнение?

Виталий Лопота: Расходы на пилотируемую космонавтику - это "вложение в будущее", доступное только для самых развитых стран мира. Кроме того, давайте внимательно посмотрим: если сравнивать российский и американский бюджеты на пилотируемые программы, то наш на порядок меньше. Более того, расходы России в этой части уступают не только суммарным расходам различных ведомств США, но уже и расходам стран Западной Европы. Однако пилотируемая космонавтика - это не только старты и полеты пилотируемых кораблей и станций. Это во многом еще и поддержание в работоспособном высоконадежном состоянии наземной космической инфраструктуры и ее эксплуатация. Это поддержание и развитие ракетных и производственных технологий. Это научно-исследовательские, проектно-поисковые работы для обеспечения эффективной реализации действующих и формирования будущих космических программ, в том числе фундаментальные работы, которые находят приложение и в других областях человеческой деятельности.

Например, многие результаты работ Института медико-биологических проблем, полученные при решении задач обеспечения длительных полетов человека в космос, применяются для лечения болезней и послеоперационной реабилитации пациентов. Поэтому если все проанализировать, то "чистая" доля пилотируемой космонавтики в суммарном космическом бюджете России составляет не более 15 процентов.

Тормозить всегда легко, а конкуренты нам только скажут "спасибо". Тем более, что в России пилотируемая космонавтика уже приносит немалые валютные средства в бюджет: именно на российских кораблях "Союз" обеспечивается доставка зарубежных астронавтов на МКС и последующее их возвращение на Землю.

визитная карточка

Лопота Виталий Александрович возглавляет Ракетно-космическую корпорацию "Энергия" имени С.П. Королёва с июля 2007 года, являясь ныне ее президентом и генеральным конструктором. Он же - технический руководитель по лётным испытаниям пилотируемых космических комплексов и заместитель председателя Госкомиссии по таким испытаниям.

Родился в 1950 году в Грозном. Закончил Ленинградский политехнический институт (ЛПИ, ныне - университет) и аспирантуру при нем. Там же, с должности младшего научного сотрудника, началась его карьера исследователя и ученого: руководил кафедрой, отраслевой научно-исследовательской лабораторией, Центром лазерной технологии. В 1991 году стал директором и главным конструктором Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК).

С его приходом в РКК "Энергия" получили импульс работы корпорации, направленные на создание автоматических космических систем и средств выведения мирового уровня. Для российских и зарубежных заказчиков ведутся перспективные разработки специализированных спутников на базе универсальной космической платформы. Разрабатываются ракетно-космические комплексы нового поколения, в том числе сверхлёгкого класса, на основе заделов предприятия по теме "Энергия-Буран" и другим. Реализуется проект транспортного космического модуля с ядерной энергоустановкой.

В.А. Лопота - член-корреспондент РАН, доктор технических наук. Имеет свыше 200 научных трудов, около 60 патентов на изобретения. Является членом президентского Совета по науке, технологиям и образованию, а также Совета генеральных и главных конструкторов.