Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Фгос краткая информация Что является отличительной особенностью нового стандарта.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты

(краткая информация для родителей).

Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».
С официальном приказом о введение в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобнауки России: http://www.edu.ru

Какие требования выдвигает новый ФГОС?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
- Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД).

Важным элементом формирования УУД обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ - компетентности.

Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. ЧР считает приоритетным активное включение подпрограммы формирования ИКТ - компетентности в образовательные программы образовательных учреждений.

Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально – личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметным, включающим освоенный обучающими в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систем основополагающих элементов научного знания лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствие для перевода его на следующую степень образования.

Пример:
Выпускник научиться самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предлагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и предлагаются в цифровом виде.

Изучение искусства предлагает изучение современных видов искусств наравне с традиционными. В частности, цифровые фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», современное издание «Азбука» и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применимый при создании нового стандарта, предлагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами- описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п
Традиционные учебники или цифровые ресурсы?

Новый Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на дисках, так и Интернете.

Какой должна быть материальная образовательная среда начальной школы?

Основная масса детей, поступающих в начальную школу – шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не прошедший предварительной муштры в системе дошкольной подготовки приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к его целенаправленному и постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организационная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, это процесс занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные реакции и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическими и цифровым оборудованием, позволяющим организовать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предлагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей.
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий экскурсий, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?

Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. В 2010-2011 учебном году Стандарт вводится в 1-х классах экспериментальных школ РФ
С 1 сентября 2011-2012 учебного года во всех образовательных учреждениях РФ в 1 классах введение Стандарта является обязательным.

Семь лет – это уже возраст. Это начало биографии Личности. Каждый родитель хочет для своего ребёнка успешной и счастливой жизни. Каждый родитель знает, что основу будущих успехов надо закладывать в раннем детстве. В 7 лет наступает время ответственности, когда самое главное для ребёнка – научиться учиться. Именно в этот период активно развивается интеллектуальная, эмоциональная, мотивационная и волевая сфера личности.
Можно с уверенностью сказать, что ребёнок 7 – 10 лет крайне нуждается во внимании и заботе со стороны родителей, в моральной поддержке своих близких. Ваше участие и Ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребёнка.

Как вести себя с ребёнком родителям в период школьной адаптации:

1. Избегать публичных порицаний и замечаний!
2. Избегать сравнения с другими детьми (особенно если кто-то лучше).
3. Обязательно отмечать успехи ребёнка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи.
4. Старайтесь делать как можно меньше замечаний ребёнку.
5. Ласковые прикосновения родителей помогут ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру.
6. Подбадривать во всех начинаниях и хвалить даже за незначительный самостоятельный поступок.
7. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребёнка.
8. Будьте последовательны в своих требованиях.
9. Ваше участие и Ваш интерес положительно повлияет на эмоциональное состояние ребёнка.
10. Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

Уважаемые родители! От того, как ребёнок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации вхождения в режим школы и его психологическое самочувствие. Это серьёзное испытание для малыша и для родителей – испытание доброты и чуткости. Желаю Вам успехов!

Материал подготовлен директором школы

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

Право как социальный регулятор - это прежде всего инструментальная ценность, т. е. ценность, выступающая в качестве инструмента, орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов. Вместе с тем важно подчеркнуть, что право имеет и собственную ценность. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоёв населения, социальных групп.

Даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно всё же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное, явление по сравнению с тем, что ему противостоит, - с произволом, со своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп. Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права они без преград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той или иной мере отражают единство свободы и ответственности, существуют в очерченных законом рамках в сочетании с юридическими обязанностями. Собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима.

(С. Алексеев)

Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Показать ответ

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1. Ценности права как социального регулятора (инструментальная и собственная).

2. Раскрытие роли права в обществе.

3. Зависимость собственной ценности права.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать два предложения, раскрывающие смысл понятия, например:

1) право как социальный регулятор - это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства;

2) с помощью права государственная власть регулирует поведение людей и их коллективов, оказывает юридическое, т.е. предусмотренное нормами права, воздействие на развитие общественных (социальных) отношений в масштабах всего общества.

Могут быть даны иные верные определения, предложения.

Опираясь на текст, назовите две ценности, которыми, по мнению автора, обладает право.

Показать ответ

В ответе должны быть названы следующие ценности:

1) инструментальная;

2) собственная.

Автор утверждает, что «даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти... оно всё же представляет собой социально ценное явление». Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Показать ответ

В ответе могут быть приведены аргументы:

1) ограничивая социальную свободу и активность людей, право не позволяет им перерасти в произвол;

2) правовая социальная свобода и активность отражают единство прав и обязанностей;

3) способствует согласованию воли и интересов различных слоёв населения, социальных групп;

4) в праве социальная свобода и активность существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями.

Опираясь на текст, сформулируйте три свойства права, которые выражают его роль в обществе.

Показать ответ

В ответе могут быть названы следующие свойства права:

1) обеспечивает функционирование других социальных институтов;

2) способствует социальной свободе;

3) способно обеспечить активность людей;

4) способствует согласованию воли и интересов различных слоёв населения, социальных групп.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.

Автор утверждает, что собственная ценность права «зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Показать ответ

В ответе могут быть приведены такие аргументы:

1) уровень экономического развития страны, степень развития рынка товаров и услуг требует закрепления в правовых нормах необходимой степени свободы для активной деятельности, защиты частной собственности;

2) уровень цивилизации определяет степень развития культуры, представления о человеке, его месте в мире и, тем самым, определяет характер ценностей, что также находит отражение в правовых нормах;

3) поскольку законы издаёт государство, то от характера политического режима зависит уровень прав и свобод, предоставляемых гражданам, степень их участия в управлении государством.

Могут быть приведены и другие аргументы.

Уважаемые родители, педагоги, учащиеся!

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Подробнее узнать о ФГОС НОО можно на этой странице нашего сайта.

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Каковы особенности ФГОС начального общего образования?

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

Что такое внеурочная деятельность, каковы её особенности?

Что такое Федеральный государственный стандарт

начального общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Каковы особенности ФГОС начального общего образования?

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый ФГОС начального общего образования вводится в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Структура стандартов включает три группы требований:


- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Требования содержат описание целевых установок, компетенций выпускника начальной школы, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к структуре основной образовательной программы


С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стали предъявляться новые требования к структуре основной образовательной программы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников.
Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя следующие разделы:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- базисный учебный план образовательного учреждения;
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
- рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;
- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы

начального общего образования


Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.


Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Реализация современных требований потребует от учителя начальной школы особого профессионализма: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен овладеть командной, совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр.


Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий. Указанные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации.

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

Стандарт выдвигает три группы требований: Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

Метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/

1. Широкое использование методов опроса

2. Формирование многоступенчатой выборки

3. Работа социолога по типу включенного исследования

4. Ориентация на запросы и работа в тесном контакте с представителем организации- заказчика

21. Дихотомический вопрос в социологической анкете предполагает:

1. Наличие как минимум 5 позиций в шкале ответов

2. Респондент вписывает свое мнение в отведенное для этого место в анкете

3. Возможность для респондента согласиться или опровергнуть предлагаемое в вопросе

4. Проверку честности ранее данного ответа

22. Способы проведения экспертного опроса имеют отличительную черту:

1. Они проводятся очно

2. Это, как правило, заочные методы в силу занятости экспертов

3. Предполагается предварительный этап (отбор экспертов)

4. Роль социолога важна только на этапе начала и подведения итогов исследования

23. Социометрический тест измеряет:

1. Симпатии респондентов

2. Степень преданности коллективу

3. Уровень тревожности в группе

4. Структуру контактов в группе

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Анализ документов – метод систематического анализа документальных источников, направленный на получение информации, значимой для целей исследования.

Аномия (от гр. а отрицательная частица, nomos – закон) – состояние общества, обусловленное его кризисом и характеризующееся ослаблением действия или разложением системы ценностей, противоречием между провозглашаемыми целями и возможностью их реализации законными средствами. Понятие введено Э. Дюркгеймом.

Аутсайдер – индивид или группа, которая либо в силу собственного выбора, либо в результате общественного давления оказывается вытесненной за рамки характерных для данного общества социальных институтов. В социометрии – индивид с нулевым количеством выборов.

Брак – исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям, к совместному имуществу, к обществу.

Вебер, Макс (1864–1920) – немецкий философ, социолог, историк, экономист, основатель антипозитивистского направления в социологии («понимающая социология») и теории социального действия. Осн. труды: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировых религий», «Хозяйство и общество» и др.

Выборочная совокупность (выборка) – часть элементов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных методов (выборочных процедур). Структура выборки должна соответствовать характеру задач и гипотез исследования.

Гендер – совокупность представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины; это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности образования, профессиональнойдеятельности, доступа к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения.

Гендерный контракт – образцы взаимодействия полов (правила взаимодействия, права и обязанности, определяющие разделение труда по признаку пола) в конкретно-исторических контекстах.

Гендерный стереотип – внутренняя установка в отношении места мужчин и женщин в обществе, их функций и задач.

Генеральная совокупность – все единицы структурированного и очерченного пространственно-временными границами объекта, определенного в программе исследования.

Глобализация – постепенно нарастающий в историческом масштабе процесс взаимодействия и взаимозависимости различных государств, культур и цивилизаций.

Город – территориально-концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным трудом.

Государственная власть – форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающиеся на специальный аппарат принуждения, как одно из средств для соблюдения законов и распоряжений.

Гражданское общество – совокупность самостоятельных и независимых от государства общественных отношений, институтов, организаций, которые развиваются в сфере экономики, культуры, национальных проблем, религии и др. Понятие гражданского общества определяет способ существования и самоорганизации всех видов человеческой активности (в рамках правового поля), автономной от власти и являющейся источником общественного развития. средой, включая другие группы; 2) дисциплина, изучающая проблемы лидерства, коммуникаций, и процессов принятия решений в группе.

Девиация (девиантное поведение) (от лат. deviation ) – поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы.

Деноминация – промежуточный тип религиозной организации, сочетающий в себе черты церкви и секты.

Диада – 1. Группа состоящая из двух взаимодействующих членов. 2. По Т. Парсонсу – простейшая система социального действия.

Диспозиция – мотивация, согласующаяся с обстоятельствами внешней среды.

Достоверность социологической информации – характеристика качества информации; обеспечивается соблюдением трех условий: 1) надежность инструмента измерения социальных характеристик; 2) обоснованность выборки (т.е. правомочность распространения выводов по выборке на всю генеральную совокупность); 3) правомерность использования статистического аппарата по отношению к качественным признакам при анализе эмпирической информации (не все полученные данные могут быть переведены в показатели, проценты, распределения и т.д.).

Дюркгейм, Эмиль (1858–1917) – французский социолог-позитивист, основатель методологии социологизма. Основные труды: «Метод социологии», «Самоубийство. Социологический этюд», «О разделении общественного труда» и др.

Заинтересованные группы – различного рода организации или ассоциации, члены которых объединены одинаковыми интересами; предоставляют отдельному индивиду необходимое поле для реализации его возможностей и потребностей.

Идентификация – процесс отождествления индивида с той или иной группой, происходящий на основе усвоения присущих группе свойств, стандартов, ценностей, соц. установок и ролей.

Измерение – способ изучения социальных явлений, процессов, систем, их свойств, отношений с помощью количественных характеристик.

Индивид обособленный член социальной общности или группы.

Индивидуальность – комплекс своеобразных и неповторимых качеств и действий данной личности.

Индикатор – доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта. Из ряда индикаторов выбирают тот, который является более чувствительным и точнее отражает свойства объекта. Значение индикатора – показатель.

История социологии – процесс становления и развития социологического знания, формировавшегося в ходе борьбы основных социологических ориентаций, направлений и школ.

Каста – обособленная общественная группа, члены которой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к которой является наследственной.

Класс большая группа людей, имеющих одинаковый социально-экономический статус в системах разделения труда и социальной стратификации.

Конт, Огюст (1798–1957) – французский философ и социолог, основатель социологии как науки и позитивистского направления в социологической теории. Основные труды: «Курс позитивной философии» (в 6 т.); «Дух позитивной философии» и др.

Контркультура – тип субкультуры, отвергающий ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру.

Контент-анализ – строго формализованный анализ содержания документа, предусматривающий выделение в тексте смысловых единиц (категорий анализа), подсчет частоты их употребления, установления соотношений с общим смыслом, назначением, объемом текста.

Культура – (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – 1) совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень развития индивида, группобщества; 2) сфера духовной жизнедеятельности общества включающая систему воспитания, образования и творчества; 3) уровень овладения умениями, навыками и знаниями в каком-либо виде деятельности; 4) формы социального поведения индивида.

Культурный релятивизм – концепция, подчеркивающая историческое своеобразие каждой культуры, которая может быть оценена исходя из ее собственных принципов, а не универсальных критериев.

Культуризация – процесс усвоения индивидом ценностей и опыта других социумов и этносов.

Культура сенситивная – по П. Сорокину тип культуры, ценности которой ориентированы на улучшение материальных условий жизни.

Культура идеационная – по П. Сорокину тип культуры, где преобладают нематериальные, трансцендентальные, сверхъестественные ценности.

Культура массовая – 1) вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся производством культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление: 2) вид культуры, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус и коммерческий успех.

Культурный образец – преобладающие ценности и верования, характеризующие данную культуру и отличающие ее от других культур.

Лидер номинальный – индивид, официально имеющий статус лидера, но фактически не выполняющий его функции.

Лидер социометрический – в социометрическом тесте – член группы, который наиболее часто выбирается другими по всем критериям.

Личность – совокупность социально-значимых качеств человека.

Малая группа – относительно устойчивая, небольшая по численности социальная группа, члены которой находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что приводит к возникновению эмоциональных связей, а также специфических межличностных ценностей и норм.

Манипулирование – воздействие на общественное мнение с помощью управляемых эффектов для достижения определенных целей коммуникатора.

Манипуляция – технологическая, прикладная сторона манипулирования; система психологического воздействия, ориентированная на внедрение иллюзорных представлений.

Матриархальная семья – семья, в которой фиксируется хозяйственно-экономическое господство женщины.

Менталитет – относительно целостная совокупность мыслей и верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности.

Мертон, Роберт Кинг (1910–2003) – американский социолог, представитель структурного функционализма. Осн. труды: «Социальная теория и социальная структура», «Социальная структура и аномия», «Фокусированное интервью», «Социология науки» и др.

Метод – способ построения и обоснования системы научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. В социологии – основной способ сбора, обработки или анализа данных.

Методика – конкретизация метода для определенных исследовательских задач, совокупность технических разновидностей метода с указанием правил их применения в конкретных условиях.

Моногамия – брачный союз одного мужчины с одной женщиной.

Мотивация – внутренние побудители к действию.

Наблюдение – направленное, систематическое, непосредственное визуальное восприятие и регистрация значимых с точки зрения целей исследования социальных явлений, ситуаций и процессов.

Национальная политика – действия государственной власти по отношению к различным нациям и народностям, населяющим страну.

Опрос – метод получения информации в ходе общения социолога с участником событий путем регистрации ответов респондента на вопросы, задаваемые социологом.

Парадигма – признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений (Т.Кун).

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, особенностями культуры и психологического склада, сознанием своей принадлежности к данной нации и пониманием отличия от других подобных образований.

Этногенез – смена различных фаз жизненного цикла этноса.

Этнометодология – направление в социологии XX в., представители которого ориентированы на изучение процедур интерпретаций, а также скрытых, неосознаваемых, нерефлексированных механизмов социальной коммуникации между людьми. Основателем является Г. Гарфинкель.