Мужская юбочка. В каких странах мужчины традиционно носят юбки

Когда мы пытаемся представить мужскую юбку, в голову приходит образ шотландского килта с поясной сумкой, который еще и принято носить без нижнего белья. Мало кому известно, почему в XVI-м веке шотландские горцы, известные своим мужеством, предпочитали оборачиваться куском клетчатой ткани. У традиционной шотландской «юбки» есть множество преимуществ в силу ее незаменимости в обиходе воина: сняв кожаный ремень, этим пледом можно укрыться на ночь, плотная шерстяная ткань непродуваема, практически не мокнет и быстро высыхает, а в бою для полной свободы движения ее можно с себя сорвать.

После якобитских восстаний в Шотландии XVIII века килт был даже запрещен как символ сопротивления, но вскоре возвращен вольнолюбивому народу. Теперь на большие праздники и свадьбы его могут носить все потомки кельтов вроде ирландцев и британцев, но в большем почете он, разумеется, у шотландцев.

Помимо населения Британских островов, мужские вариации юбки существуют у народов Юго-Восточной Азии, где мужчины и не переставали наравне с женщинами носить саронг, а также дхоти — мужскую версию индийского сари. В силу преимущества свободного куска дышащей ткани перед плотными брюками, так как в жарком влажном климате их ношение теряет всякий смысл.

Юбка в знак протеста

Во многих компаниях по всему миру предусмотрена так называемая политика «No-shorts-to-work», по которой мужчины на работе могут носить исключительно длинные брюки. Если периодически в летние месяцы сидеть в брюках в офисе с кондиционером кажется затруднительным, то можно представить ужасные условия, с которыми сталкиваются те, кто работает на улице. Женщинам в этом плане гораздо легче, ведь в их дресс-коде предусмотрена юбка, которая должна закрывать колено.

В июне 2017 года водители автобусов во французском Нанси были в числе тех, кто был вынужден обойти запрет на шорты поистине мужественно.

Члены французской демократической конфедерации труда решили проблему, надев юбки на работу.

В ходе интервью местному СМИ водители заявили, что завидовали женщинам в юбках в период сильной жары — в их закрытых кабинах температура воздуха может достигать 50 градусов, причем Цельсия. «Мы хотим, чтобы компания обратила внимание на ситуацию, чтобы в определенных климатических условиях водителям было позволено носить бермуды, например».

Рекордно высокие температуры в июне прошлого года принесли дискомфорт и школьникам Великобритании. Школьная форма мальчиков не позволяла учащимся средней школы города Эксетера носить шорты в жаркую погоду, поэтому они решили воспользоваться единственным доступным вариантом и надеть школьные юбки.

В общей сложности 50 мальчиков из академии ISCA в течение четырех дней отстаивали свое право на терморегуляцию. Протест был спровоцирован, когда в учебном заведении 14-летнему мальчику угрожали заключением в «комнату изоляции» в случае если он придет на учебу в шортах.

Директор пошутила, что этого не произойдет, если он наденет юбку, и в этот момент подала идею для мирного протеста учеников. Несомненно, храбрый поступок подростков принес свои плоды: руководство школы разрешило ношение коротких брюк в летний период уже с 2018 года, при условии соблюдения цветовой гаммы и единогласном решении родительского комитета.

Знаменитости без штанов

Если голливудские актеры и — потомственные шотландцы, которые не эпатируют общественность своим уважением к традициям своего народа, то некоторые звезды шоу-бизнеса выбирали юбки за красоту и удобство.

В 2000-х юбки на своих выступления примеряли рэперы Канье Уэст и Дидди, а дизайнер Марк Джейкобс с 2008 по 2011 года появлялся на публике только в женских юбках. видели в модели килта от Comme Des Garçons на показе его коллекции, а потом он перешел на классическую юбку-карандаш от Prada. При всей любви дизайнера к этому предмету гардероба, сам он ни разу не включил юбку в одну из своих мужских линеек — возможно он хотел сохранить уникальность и не переодевать всех мужчин Нью-Йорка в свою любимую деталь.

В нехватке мужественности нельзя уличить актера Вина Дизеля, а ведь он появился в кожаном килте на премии MTV Europe Music Awards в 2003-м году, его стилисты дополнили ансамбль черным свитером и грубыми кожаными ботинками.

Рэпер Young Thug в 2016 году снялся для рекламной кампании бренда Calvin Klein в платье их женской линии, надетом поверх брюк. В рекламном ролике он подчеркнул, что одежда не мешает чувствовать себя мужчиной: «Ты может быть гангста в платье, ты можешь быть гангста в мешковатых штанах».

Один из самых стильных мужчин на планете и сын часто фотографируется в юбках, спокойно ходит в них на улицу и даже надел одну из них на свой выпускной вечер. Свои действия он объясняет попыткой решения социальной проблематики: в интервью для Nylon magazine он сказал, что носит юбку не столько ради образа, сколько для примера будущим поколениям.

«Через пять лет, когда ребенок пойдет в школу в юбке, дети не будут злиться и бить его… Это просто не имеет значения. Я принимаю основной удар на себя, чтобы мои дети и их дети знали, что это нормально», — заявил молодой человек.

Как любят писать в желтой прессе, «Мужчины в юбках взорвали интернет». Действительно, вот этот коллаж из моделей американского дизайнера Thome Browne попадался мне в сети раз сто. И в основном — с возмущенными комментариями.

Чего только не прочитаешь про это фото! «Куда катится мир, мужчины хотят одеваться как женщины!!», «Мужественность больше не в моде, нормальных мужчин скоро не останется!!»…

Большинство этих комментаторов свято убеждены, что мужчины всегда, испокон веков носили брюки. И ничто, никакая другая конфигурация одежды кроме брюк и брючных костюмов не может быть приемлемой для мужского гардероба. Мужчины должны одеваться строго и просто, а всякие украшательства, складки и оборки, обувь на каблуках и яркий макияж — это женская территория. И так было всегда! Серьезно?

Совершим-ка краткий экскурс в историю.

Мужской костюм Античности

Хотя аналоги современных штанов были изобретены еще в древности, однако прародители современной европейской цивилизации — древние греки, а за ними и римляне — брюк не носили. Они считали брюки идиотским изобретением, а тех, кто их носит — варварами.

В колыбели современной философии, права, науки и искусства, в Древней Греции мужчины носили хитоны и тоги (то есть по сути — задрапированные платья). Гладиаторы в Древнем Риме надевали доспехи поверх коротких туник — их мужество и сила никак не страдали от отсутствия на них штанов.

По мере распространения Римской Империи за пределы теплых стран Средиземноморья, римские колонизаторы понемногу переняли манеру носить штаны. По банальной причине — в штанах было теплее, чем в тоге.

В Средние века в Европе различные виды штанов были уже достаточно распространены, но визуальных свидетельств о моде того периода у нас немного. Поэтому не будем задерживаться в мрачном Средневековье, перенесемся в эпоху Ренессанса!

Мужская мода эпохи Возрождения

Об этом периоде свидетельств у нас предостаточно, есть даже портреты исторических личностей. Вот, например. Слева — король Франции Карл IX. Справа — английский король Генрих VIII.

Карл IX — это тот самый, при котором во Франции случилась кровавая Варфоломеевская ночь. А Генрих VIII — это тот самый король «Синяя борода», который был женат шесть раз. Причем брак с четырьмя из шести его жен был аннулирован по его приказу, а двух из них он еще и казнил для верности. Жестокий век, жестокие нравы. Никак не назовешь этих мужчин изнеженными и женоподобными, никак не скажешь, что они утратили мужской облик.

Однако взгляните на их костюмы! Ноги в белых чулках (!) открыты значительно выше колен. У Карла IX очень короткие и очень пышные штаны, туго затянутая талия — силуэт скорее напоминает утрированную женскую фигуру, чем мужскую. У Генриха VIII вообще фактически платье с короткой юбкой в складку. Женщинам мода Ренессанса предписывала только длинные юбки, полностью скрывающие ноги, зато мужчины свои коленки демонстрировали без стеснения.

Мужская мода XVII века

Мода на демонстрацию стройных мужских ножек продолжилась и в эпоху Короля-Солнце. Перед Вам Людовик XIV собственной персоной. Обратите внимание на красные (!) чулки слева и нежно-голубые — справа. Также обратите внимание на каблуки!

Людовик XIV прожил длинную жизнь, полную всяческих удовольствий. Приводить здесь список его любовниц и фавориток не будем, так как это удлинило бы статью вдвое 😉 Однако он, как и его отец Людовик XIII, рано стал лысеть. При Людовике XIII мода предписывала лысеющим мужчинам скрывать сей прискорбный факт и носить длинные парики под цвет усов и бороды, имитирующие собственную шевелюру. Но затейник Луи XIV пошел дальше. Он ввел в моду длинные, пышные, завитые парики, которые даже не пытались прикидываться «родными» волосами. И носили их все мужчины «из общества», не только лысые. Парик стал обязательным атрибутом костюма.

Кроме париков, бантов на туфлях и перьев на шляпах, состоятельные мужчины оснащали свой костюм кружевными жабо и манжетами, крупными ювелирными украшениями и драгоценной вышивкой. А также, Вы не поверите, вовсю пользовались пудрой и румянами!

Мужская мода эпохи рококо

Но апогея вся эта декоративность, вычурность и неестественность достигла в XVIII веке, в эпоху рококо. Мужчины тут составляли достойную конкуренцию женщинам в борьбе за звание самых разукрашенных и ярких павлинов.

Мужской костюм состоял из коротеньких штанов — кюлотов (да-да, современные модные женские произошли именно от них), белой рубашки, жилета и верхнего кафтана — жюстокора. Слово «жюстокор» (от французского juste au corps) в прямом переводе означает «точно по телу». И в современном французском языке это слово обозначает эластичный купальник, который носят гимнастки.

Сама формулировка «точно по телу» ясно дает понять, что кроился этот мужской кафтан сильно облегающим и должен был подчеркивать фигуру. Жюстокор и жилет обильно украшались вышивкой, галунами, декоративными пуговицами. Скромным и сдержанным этот мужской костюм мог назвать только слепой.

А еще в XVIII веке мужчины душились и красились не хуже женщин. И дамы, и кавалеры носили запудренные парики, обязательно отбеливали пудрой лицо, сильно румянили щеки, красили губы, приклеивали мушки. Мужской макияж от женского ничем принципиально не отличался. «Нарисованное» лицо определяло не половую принадлежность, а высокий, привелигированный социальный статус. Поэтому богатые буржуа, которые не принадлежали к аристократии, но очень туда стремились, тоже красились поярче, подражая вельможам.

Макияж был способом выдать себя за того, кем не являешься. Напоминаю, мы говорим о мужчинах 😉 С кроваво-красными накрашенными губами и черными мушками на щеках!

Все изменил XIX век

И только в начале XIX века произошло то, что в истории моды принято называть «великим мужским отказом». Законодатель британской моды, основоположник дендизма Бо Браммел ввел в обиход «простой» мужской костюм, лишенный декора, пестроты и суеты. Упор в мужском костюме делался на идеальный крой и силуэт, качественные ткани и минимализм. Концепция conspicuous inconspicuousness, заметной незаметности, которая так популярна у людей со вкусом сегодня, возникла еще в 1810-е годы в Лондоне.

Тем не менее, этот «сдержанный», «простой» костюм лондонского денди выглядел примерно вот так. Светлые лосины в обтяжку обнажали такие подробности мужского телосложения, какие сегодня мы не ожидаем увидеть посреди улицы.

Денди не румянили щеки и не носили ярких костюмов. Зато для достижения идеального силуэта, чтобы плечи казались шире, а талия уже, они носили туго затянутые корсеты! Корсет утягивали до потери сознания — в самом прямом смысле слова. Чрезмерно усердные денди падали в обмороки на балах, что те кисейные барышни. Корсет — он, видите ли, не разбирает, мужчина ты или женщина, душит всех одинаково.

В течение XIX века европейская мужская мода претерпела еще несколько метаморфоз, корсеты остались в прошлом, силуэт становился все проще. И к 1900-м годам мужская мода вплотную подошла к тому стандарту, которого придерживается и сегодня. Век XX вносил лишь небольшие вариации.

Лацканы на пиджаках становились чуть шире или чуть уже, входили в моду и выходили из нее галстуки-бабочки, галстуки-шнурки и галстуки вообще. Канули в Лету жилетки и костюмы-тройки. Ворвались и навеки поселились в гардеробе каждого мужчины куртки-бомберы, трикотажные футболки и, конечно, джинсы. Взлетали на модный Олимп и неизбежно скатывались с него брюки-клеши, брюки-дудочки, брюки с защипами, брюки-чиносы… Но всегда брюки. Только брюки. Мы так к ним привыкли, что не видим ничего вокруг.

Альтернативы брюкам

А тем не менее, брюки и сегодня не являются единственно возможной формой одежды для мужчины. Классический пример альтернативы — шотландский килт, то есть мужская клетчатая юбка с запахом. Килт сохранился в своей самобытности несмотря на многовековое шествие штанов по всей Европе. Шотландцы по-прежнему любят и носят килты. В том числе сэр Шон Коннери, легендарный Джеймс Бонд, удостоенный рыцарского звания. Скажете, он выгдядит женоподобным в этом наряде?

Традиционный элемент костюма японского самурая, хакама — это юбка-брюки с многочисленными складками. Силуэт хакамы таков, что не сразу и определишь, это брюки или все-таки юбка. Стали самураи менее мужественными от того, что не носили традиционные прямые штаны «как все мужчины»?

Во многих арабских странах мужчины до сих пор носят традиционную джалабию — то есть длинное белое… платье до пят. И никто не считает арабских шейхов менее мужественными и менее привлекательными оттого, что они ходят в «платьях» и с платками на голове. Традиционный китайский мужской костюм тоже включает «платье с запахом» до пят, к тому же подпоясанное широким поясом.

И это только светские мужчины! Стоит ли упоминать, что священники многих конфессий и монахи многих орденов веками носят одежду, более всего напоминающую длинное платье.

Так в чем же революция?

И тем не менее, когда дизайнеры мужской одежды предлагают европейским и американским мужчинам надеть нечто, напоминающее платье или юбку, это производит эффект разорвавшейся бомбы. Общественность реагирует так, как будто на подиум вместо мужчин вышли марсиане.

Позвольте, но ведь все эти «новые» мужские модели — лишь хорошо забытые старые! Чем вот эта модель от нью-йоркского дизайнера Thome Browne (на фото справа) принципиально отличается от традиционного шотландского костюма с килтом (на фото слева)?

И вот эти модели из коллекции Thome Browne (в центре и справа) своей идеей и силуэтом сильно напоминают японскую хакаму (на фото слева).

И в конце концов, почему нет? Современная мода никому ничего не навязывает и никого ни к чему не обязывает. Кто хочет — может продолжать носить привычные брюки, переодеваться в юбку никто заставляет! Но зачем запрещать эксперименты тем, кто кто к ним готов? Почему современные мужчины не могут носить короткую тунику, чем они хуже гладиаторов?

Удивительнее всего в этих дискуссиях выглядят женщины, которые носят брюки, джинсы и шорты всех видов и мастей, но при этом категорически отказывают мужчинам в праве на юбку! Хотя женщины ходили в платьях до пят всю историю человечества, и только XX век с его войнами и потрясениями позволил им сбросить и корсет, и длинные юбки, и установил полное в одежде.

И этот процесс не был простым, женщины в брюках вызывали едва ли не больше общественного порицания и ненависти, чем сегодня вызывают мужчины в юбках. Потом консервативное общество смирилось. Потом перестало замечать. А потом… Выросло новое поколение людей, которое уже не помнит, что когда-то было иначе. Сегодняшним 30-летним сложно себе представить, как это их бабушки в молодости не носили брюк.

По моим скромным прогнозам, пройдет 10 лет, самое большее — 20, скандал уляжется, общество свыкнется, и мужчина в юбке будет выглядеть так же нормально, ничем не примечательно, как сегодня выглядит женщина в брюках. Встретимся лет через 10, проверим? 😉

История одежды – это история цивилизации. В нашей современной культуре мужчины и женщины носят брюки, но так было не всегда. Одно время брюки считались исключительно мужской одеждой. А древние египтяне носили платья и юбки. Еще раньше их носили древние шумеры. Александр Великий завоевал весь мир, нося юбку. Греки носили тоги, а китайцы – платья (и мужчины тоже). Так что мужчины в юбках далеко не новость с исторической точки зрения.

Экскурс в историю

Как долго мужчины продолжали носить юбки? Вспомним Христофора Колумба. Он носил зеленую тунику , колготки и кожаные туфли, а также широкий плащ и кожаную шапочку. Эта картина, пожалуй, не является образцом мужественности в нашем представлении.

Томас Джефферсон тоже не носил брюки. Он носил панталоны. В 1760-е годы большинство мужчин носило обтягивающие панталоны длиной до колена и чулки . Моряки начали носить очень свободные рабочие брюки в 1580-х годах, но такая одежда предназначалась только для мужчин из низших классов, а джентльмены носили юбки до 1760-х годов. Французская революция 1789 года, кроме всего прочего, выражала протест против того, чтобы брюки принадлежали только высшим классам. Тогда же появились первые крестьяне в брюках.

Итак, мужские брюки – это довольно новая мода. Мужчины носили юбки не менее десяти тысяч лет. А брюки мы носим всего два последних столетия. И большая часть мужского населения планеты сегодня все еще носит юбки.

Наши дни

Сама мысль о том, что мужчина в современном обществе может носить юбки, сегодня вызывает жаркие споры и обсуждения. Является ли юбка и женским, и мужским предметом гардероба, переживает ли она возрождение как предмет моды древнего мира? Этот вопрос сегодня вызывает повышенный интерес у многих, и некоторые готовы принять идею о том, что мужчина может носить юбку в том или ином виде.

Кажется, сегодня многие мужчины заново открывают для себя удобство и практичность юбки. Мужские юбки часто не называют юбками, используя для этого такие слова как килт, саронг или парео, потому что боятся ассоциировать слово «юбка» с мужчинами. Предмет одежды в стиле юбки, несомненно, является наименее стесняющим для нижней части мужского тела. Интересно, что некоторые врачи считают, что свободная, не сковывающая тело, одежда, может помочь мужчине жить более здоровой жизнью и иметь более высокие репродуктивные способности. Неоспоримым фактом является то, что юбки очень удобны как для мужчин, так и для женщин.

В разных частях мира, таких как Индонезия, Африка, Ближний Восток, Индия, Филиппины, мужчины часто носят юбки. В определенных культурах (в Шотландии и Греции) килты и мужские юбки до сих пор являются частью официальной военной формы. После того как в последние пару лет на подиумах Парижа и Милана начали мелькать мужские юбки, кажется, эта тенденция начинает приживаться. Главная причина сомнений состоит в том, что мужчины боятся носить юбки, чтобы их не посчитали гомосексуалистами. Однако модная тенденция состоит не в том, чтобы мужчины носили женские юбки, а в том, чтобы они носили юбки, созданные именно для мужской фигуры.

Виды юбок для мужчин

Юбки, предназначенные для мужчин, появляются в разных общественных кругах, от туристов и бегунов до плотников и художников. Самая широко известная мужская юбка – это килт, который веками носили шотландские мужчины. Килт – это юбка длиной до колена с глубокими складками, обычно из клетчатой шерстяной ткани, которая является частью мужской одежды на севере и северо-западе Шотландии. Традиционно мужчины ничего не надевают под килт, и иногда, при порыве ветра или случайном движении, это становится очевидным.

Готовые килты не так сложно найти, в том числе и в интернет-магазинах. Сегодня производители предлагают современные килты для мужчин. Такие компании как Utilikilt, Amerikilt и Union Kilt взяли старую идею и осовременили ее, дополнив карманами-карго и специальными отделениями для инструментов. Другие бренды, например, JDEZ, предлагают легкие саронги-карго, а также юбки для туризма, которые превращаются в шорты . Macabi Skirt производят юбки-унисекс для туристов. Компании Men-in-Time и AMOK предлагают такие предметы высокой моды как длинные мужские юбки.

Килт лучше всего носить с простой белой рубашкой. Килты надевают на свадьбы, похороны и на особые мероприятия. Хорошей идеей будет носить что-то под килтом. Можно даже воспользоваться булавкой или специальной завязкой, чтобы убедиться, что килт останется закрытым даже во время сильного ветра. Часто можно увидеть килты на парадах во всем мире. Некоторые музыкальные группы включают килт в свой дресс-код. Это особенно эффектно, когда группа играет на шотландских волынках.

Саронг – многофункциональный вариант юбки. Саронг может называться по-разному, в зависимости от того, где его носят. Парео, пакоме (Тайланд), лава-лава (Самоа), сулу (Фиджи), канга (Бразилия), мало (Королевство Тонга), ки-кои (Кения) или лунги (Индия) – все это названия мужских юбок, похожих на саронг. Для саронга подойдет любой кусок ткани, но настоящий саронг всегда имеет интересный рисунок. Для саронга лучше выбирать ткань в коричневых, черных, зеленых, темно-оранжевых и желтых тонах, так как яркие цвета выглядят женственно. Рисунок на саронге всегда должен быть традиционным этническим, там не должно быть никаких цветочных мотивов. С саронгом можно носить плотно сидящие футболки или короткие рубашки без рукавов. В качестве обуви лучше всего подойдут туфли с тупыми носами для зимы и сандалии для лета. С саронгом можно носить и более смелый вариант одежды: пиджак на трех пуговицах и рубашку с открытым воротом. Для теплого саронга подходит плотная ткань, но в летние месяцы лучше носить саронг из легкого или более плотного хлопка. Зимой нужно носить с саронгом льняные брюки, а летом – все, что угодно.

Хакама – разновидность юбки, которую носили самураи. Есть более современная версия, которая носит то же название и выглядит почти так же, хотя современная версия разделена на две части (имеет штанины). У самурайской хакамы не было штанин. Подобные хакаме виды одежды были традиционными у воинов во многих культурах.

Брюки – это, в основном, европейская или американская одежда. Мужчины в остальных частях мира часто носят юбки, килты, платья или саронги того или иного вида. Отправляясь в чужую страну, попробуйте носить типичную для нее одежду и вы будете приятно удивлены. Такая одежда поможет вам не выделяться из толпы. К тому же, вас не будут считать чужаком, и вы будете приняты с большим радушием.


Европа продолжает радовать обновленными евроценностями, нам остается только завистливо вздыхать о недоступности прелестей безвизового ими любования и наслаждаться картинками и репортажами, подобными тому, что ниже, поскольку в массы новые веяния еще не проникли и обычным нашим туристам на улицах этого пока не увидеть.
Однако - лиха беда начало, когда-то женщины, вышедшие в свет в брюках - тоже шокировали публику, сейчас же увидеть девушку в платье, скорее удача, так что - у мужской юбки и каблуков - большое будущее, смотрите и учитесь, старомодные российские мужчины...

Килт и культ: зачем европейские дизайнеры одевают мужчин в юбки
РИА - 12.07.17 Что женщине одежда, то мужчине — средство борьбы с несправедливостью. В прошлом месяце 30 школьников академии в британском Девлине пришли на занятия в юбках. Таким экстравагантным способом ученики выразили протест против запрета носить шорты в тридцатиградусную жару.
Незадолго до этого инцидента в другой части Великобритании офисный работник Джоуи Бардж и вовсе пришел на работу в платье. Этот демарш также стал ответом на запрет руководства компании носить шорты.
Не только англичане увидели в женской одежде спасение от жары и деспотизма начальства. По другую сторону Ла-Манша, во французском Нанте, водители автобусов вышли на работу в юбках в качестве забастовки. Практически в это же время в Париже проходила мужская Неделя моды, где ведущие дизайнеры от Dior до Alexander McQueen, как сговорившись, поддержали этот стихийный флешмоб и представили коллекции, в которых практически отсутствуют гендерные признаки.


AP Photo / Francois Mori
Показ мужской коллекции Thom Browne весна/лето 2018 в Париже
Попытки модной индустрии переодеть мужчин в женскую одежду начались не вчера.

Первопроходцем в этой области был еще один британец — стилист Рэй Петри. В 1980-х он начал пропагандировать образ мужчины в юбке. Вдохновленный его работами Жан-Поль Готье развил эту тему в своих коллекциях. За ним последовали Вивьен Вествуд, Дрис ван Нотен и другие именитые модельеры.
Хотя массовым явлением мужские юбки не стали, они вошли в мир поп-культуры. Начиная с хиппи 60-х и до шок-рока 90-х звезды использовали женскую одежду в качестве элемента эпатажа в своих сценических образах. Чего только стоят перевоплощения Дэвида Боуи или выступления лидера группы Nirvana Курта Кобейна в платьях в цветочек. В одном из них Кобейн появился на знаменитой обложке журнала The Face.


AP Photo / Jacques Brinon
Модель во время показа мужской коллекции осень/зима 2012-2013 французского модельера Жан-Поля Готье
В 2003 году в нью-йоркском Метрополитен-музее открылась выставка "Храбрые сердцем: мужчины в юбках" ("Bravehearts: Men in Skirts"). В названии — отсылка к известному фильму с Мелом Гибсоном, где бесстрашные шотландцы борются за независимость в традиционной одежде горцев — килтах. Экспозиция была посвящена трансформации юбки из универсального элемента одежды, каковым были, например, тога в Древнем Риме или тот же килт, в четко привязанный к гендеру предмет гардероба.
Закрепление за брюками ярлыка "мужской одежды" произошло не так давно — лишь в середине XIX века. До этого в Европе детскую одежду вообще не делили по полу. Девочек и мальчиков до семи лет одевали в платья-туники, и лишь потом появилась традиция дарить юноше первые брюки как символ превращения в мужчину.


Paramount Pictures
Кадр из фильма «Храброе сердце»
Организаторы выставки отмечали, что подобное разделение исторически никак не связано с женственностью или маскулинностью, а является лишь следствием навязанных культурных ассоциаций. "С 1960-х годов, с развитием субкультур и тренда на неформальность, мужчины получили большую свободу в одежде, но до сих пор не имеют доступа ко всему разнообразию женского гардероба", — с сожалением констатировал куратор выставки Эндрю Болтон.
Художник Виктор Сосновцев
Фото из личного архива Виктора Сосновцева
Фотомодель, художник, Дед Мороз: как в 75 оставаться молодым
Логика дизайнеров, которые стремятся вернуть мужчину "к истокам", проста: если сто лет назад брюки вошли в женский гардероб, почему бы юбке не войти в мужской? Модным гуру вторят звезды шоу-бизнеса. В 2003 году актер Вин Дизель появился на церемонии EMA в кожаной юбке. А два года назад сын американского актера Уилла Смита Джейден начал выходить в свет в платьях и юбках и даже снялся в рекламной кампании женской коллекции Louis Vuitton.
В одном из интервью подросток объяснил это так: "Через пять лет, когда мальчик придет в школу в юбке, его никто за это не побьет и не возмутится. Я делаю это для того, чтобы в будущем мои дети и следующие поколения считали нормальными вещи, которые раньше считались неприемлемыми".

Юношу поддержал рэпер Young Thug, который появился на обложке сольного альбома в платье от итальянского дизайнера Алессандро Тринконе, заявив, что женская одежда "сидит гораздо лучше, как на рок-звезде". Ходить в просторных балахонах не гнушается и известный модник Канье Уэст.
Тем не менее прописать массово юбку в мужском гардеробе до сих пор не удалось, а значит, дизайнеры в этом сезоне идут на риск, предлагая сильной половине человечества выбор между платьями-пальто, удлиненными худи и басками. В погоне за разрушением очередного стереотипа и завоеванием нового сегмента рынка визионеры от моды, кажется, забыли, что даже храбрые сердцем шотландцы не носят килт в школу и на работу.
РИА Новости https://ria.ru/culture/20170712/1498304148.html
И характерный коммент читателя под материалом РИА -
Андрей Федотов
Идорасы потому что... И всех остальных хотят такими сделать. Дети пророка их вовсю уже вместо осликов пользуют - к обоюдному удовольствию... ;-)
300 лет Россия восхищалась Европой, её развитием и культурой - вот только похожа выродилась в итоге Европа в то самое, что я выше и описал - и её пора по периметру забором огораживать - чтобы эту заразу хотя бы там локализовать...
12.07.2017
---
Все происходит постепенно, не враз, вот только последние несколько лет развития мужской моды:
Смотрите, это 2013, Дольче Габбана, еще на грани приличий, хоть уже и с нехорошим душком -

Это 2015, симпатичные парни-модели в обновках, последние модные тенденции в мире высокой моды, вот она суровая мужская мода -





---
Это 2016-17, на каждый день, подиум и городская мода -


это то, что на улицах уже сейчас, просто пока еще маргинально -



---
Вот модные тенденции в мужской одежде на нынешние лето-осень, 2017 -


А вот это тренд на 2018, для тех мужчин-ретроградов и консерваторов, кто пока не готов встать на каблуки и напялить платье, компромиссный вариант постепенного лишения мужественности -


Dolce & Gabbana, Giorgio Armani и Moschino


Balmain, Dolce & Gabbana и Etro

---
И, если вы думаете, что это бесплодные теоретические изыски дизайнеров, то вот вам подсмотренные на улицах картинки -




---
А вот и рискующий стать классическим элегантный стиль мужского делового костюма на сезон 2018

Так зачем Европа одевает мужчин в юбки и ставит на каблуки?
И да, аргумент - "мы не видели этого во время вояжей по Европе и в офисах наших европейских партнеров" - не работает.
Женские брюки когда-то тоже были новостью и вызовом общественному вкусу, совсем недавно, кстати, по историческим меркам.

Между прочим, в той же Франции вплоть до 2013 г. по законодательству нельзя было носить брюки. Такой закон был принят еще 200 лет назад и из-за нерасторопности чиновников его никак не могли отменить, конечно, на деле в последние десятилетия никто за ношение брюк не был наказан, однако официальная его отмена произошла только сейчас.
Формулировкой для отмены закона стала «несовместимость с принципами равенства мужчин и женщин»...
Так отчего же мужчинам не начать носить юбки и каблуки столь же массово, сколь женщинам - брюки? Мы ведь стремимся в Европу душой и телом, нам же дороги истинные евроценности?
P.S.
Все материалы о евроценностях в этом блоге внизу под постом...

ФОТО Getty Images

Туники древних римлян и шаровары восточных женщин, универсальные индийские саронги и африканская джеллаба, которые носят мужчины и женщины одновременно, – эти и другие виды одежды показывают, что в мировой истории моды нет четкой связи юбок и брюк с определенным гендером. Все зависит от конкретного места и времени действия. Согласно стандартам нашей, европейской культуры последних столетий, появление мужчины в юбке на публике – это откровенный эпатаж или признак нетрадиционной ориентации. А между тем таких мужчин становится все больше. Почему?

«Эта тенденция не совсем новая, – рассказывает культуролог Ольга Вайнштейн. – Вспомните коллекцию с мужскими юбками французского дизайнера Жан-Поля Готье «Une garde-robe pour deux» («Гардероб для двоих») – это было в 1985 году. В 2003–2004 году в Музее искусств Метрополитен состоялась знаменитая выставка «Bravehearts. Men in skirts» («Смельчаки: мужчины в юбках»). Но, безусловно, в последние два года число мужских коллекций с деталями женской одежды заметно увеличилось, более того, эта мода стала активно переходить в жизнь».

Знаменитости все чаще появляются в платьях и юбках на красной дорожке или социально значимых мероприятиях. Среди них – 18-летний Джейден Смит, сын Уилла Смита, актеры Джаред Лето, Ван Дизель, рэпер Канье Уэст. И конечно, самый известный поклонник килта, юбок, сарафанов и других женских предметов гардероба – американский модельер, создатель собственной марки Marc Jacobs Марк Джейкобс.

О каких социальных изменениях говорит эта тенденция?

Екатерина Орел, психолог:

Отчасти о желании современных мужчин лучше понимать женщин. Ведь споры о социальной роли, правах и возможностях женщины в обществе не прекращаются, наоборот. С одной стороны, активизировались тренинги «носи юбки и служи своему мужчине», а с другой – мощная волна обсуждений семейного и сексуального насилия, интерес женщин к традиционно мужским профессиям... И мне кажется, что мода на мужские юбки – своеобразное продолжение этого разговора. В английском языке есть хорошее выражение – standing in my shoes (буквально «стоять в моих туфлях»), обозначающее принятие мнения, ситуации, идей другого человека. Модельеры в буквальном смысле заставляют мужчин примерить роль женщины со всеми ее особенностями, преимуществами и ограничениями.

Ольга Вайнштейн, культуролог:

Я воспринимаю этот тренд прежде всего как часть общей тенденции по разрушению условностей и культурных стереотипов в моде. В этом ряду – кампании протеста против фотошопа, появление на подиуме полных женщин, людей с ограниченными возможностями, пожилых моделей. А в более узком смысле этот тренд описывается понятием «gender-bending», что означает расширение, смягчение жестких границ гендера. Сегодня взаимное сближение ролей, феминизация мужчин и эмансипация женщин происходит на самых разных уровнях. Женщины становятся более влиятельными, успешными. В англоязычном мире есть концепция «empowerment of women», означающая усиление позиций и возможностей женщин, повышение их уверенности в себе. А мужчины, напротив, все чаще демонстрируют мягкость и женственность – вспомните тип метросексуала, который появился в начале 2000-х годов, и тогда же вошли в моду новые принципы мужского ухода за собой, заботы о себе.

Юбка – признак мужественности?

С одной стороны, процесс феминизации мужчин становится сегодня серьезной проблемой. Потере мужчинами своей идентичности посвятил отдельную книгу классик социальной психологии Филипп Зимбардо 1 . «C овременные юноши терпят поражение в учебе, на социальном поприще и в сексуальных отношениях, а женщины в возрасте до 30 лет обгоняют мужчин и в плане образования, и по заработкам? – подчеркивает Филипп Зимбардо. – Гармония между мужчиной и женщиной все больше нарушается. Для того чтобы восстановить гендерный баланс, нужно, чтобы и мужчине было предоставлено право поднимать вопросы равенства».

В этой связи освоение мужчинами юбок и платьев – хороший знак, попытка восстановить равновесие. В самом деле, женщины облачились в брюки еще в начале прошлого века, так почему же мужчины по-прежнему должны делить одежду на мужскую и женскую?

Дизайнер Марк Джейкобс

Но у модного тренда есть и другой ракурс. «Как любое явление в мире постмодерна, мужские юбки несут двойное послание: во многом они подчеркивают маскулинность их носителя, – замечает психолог Екатерина Орел. – Ведь первая ассоциация с мужской юбкой – это килт, одежда горцев, имеющих в западной культуре ореол мужества и агрессивности. Поэтому, надевая юбку, мужчина, с одной стороны, примеряет на себя женский образ, а с другой – заявляет о своей силе и превосходстве, акцентируя связь с образом воинственного горца».

«Мужчины в юбках выглядят достаточно мужественно, – подтверждает Ольга Вайнштейн. – Вспомним хотя бы древнеримских воинов в коротких туниках. Или, к примеру, черная кожаная юбка, грубые мужские ботинки, щетина на лице и мускулистые мужские руки, – такое сочетание создает довольно брутальный образ».

Так или иначе, расшатывание культурных стереотипов и гендерных границ, их относительность налицо. Этому способствует и процесс глобализации. «Шаровары, традиционно восточная одежда, становятся модными по всему миру, саронги носят не только выходцы из Юго-Восточной Азии, но и европейцы, вот Дэвид Бэкхем, например, их любит, – напоминает Ольга Вайнштейн. – То есть, безусловно, можно говорить о сближении Востока с Западом и расширении культурных заимствований. О расшатывании стереотипов свидетельствует и появление трансгендерных моделей – мужчин и женщин, которые меняют свой пол хирургическим способом».

1 Ф. Зимбардо, Н. Коломбе «Мужчина в отрыве: Игры, порно и потеря идентичности» (книга выходит в августе 2016 года в издательстве «Альпина Паблишер»).