Молодежь и роль современном обществе. Понятие молодежи в современном обществе

Урок обществознания в 11 классе

Тема: Молодежь в современном обществе

Цели и задачи: 1) показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации

среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной

молодежной субкультуры;

2) развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам,

делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные

задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические поло­

жения и понятия социально-гуманитарных наук;

3) формировать у учащихся отношение к проблеме молодежи и ответственности

молодого поколения.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип урока: урок-проблема .

Ход урока

I . Организационный момент

Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Он и все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…(слайд1)

Это сказал древнегреческий философ Сократ, который жил в 470-399 гг. до н. э.

Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие?

Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.

Тема урока: «Молодежь в современном обществе».(слайд2)

План уроков

1. Молодежь как социальная группа.

2. Процесс социализации молодежи.

3.Проблемы молодежи.

4.Подведение итогов уроков.

II . Изучение нового материала

1. Молодежь как социальная группа

Понятие «молодежь» не столько возрастное, сколько социальное и историческое. В разное время и в разных обществах под эту категорию попадали молодые люди различного возраста. К примеру, те, кого мы сейчас называем молодежью, столетие назад, вовсе таковой не считалась.

В современном мире к молодежи как к социальной группе принято относить людей в возрасте от 16 до 25 лет. Все большую значимость для человека этого возраста приобретают его внутренний мир, собственные мысли, чувства, осознание своей неповторимости.

Обществоведы дают следующее определение молодежи как социальной группы:

Молодежь – это социально – демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от16 до 25 лет(30), особенностей социального положения и определенных социально психологических качеств.(слайд3)

Почему молодежь как особая социальная группа стала восприниматься обществом только с переходом в индустриальную фазу развития?(слайд4)

Найдите ответ на этот вопрос на с. 125учебника.

(Примерный ответ. 1. - Углубление труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало семейное воспитание недостаточным для овладения социальными ролями.

2. Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями навыками удлинения периода общего образования, поэтому молодые люди на рынок труда стали выходить позже.

3. Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться.)

2. Процесс социализации молодежи

Как же идет процесс социализации, т. е. взросления?

С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

Разделитесь на три группы и, работая с учебником, охарактеризуйте и проанализируйте процесс социализации молодежи; определите проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодежи.

Первая группа - гражданское совершеннолетие (пункт 2 § 13). (слайды 5,6,7,8 )

Вторая группа - образование и профессиональная подготовка

(пункт 3 § 13).

Третья группа - начало трудовой деятельности (пункт 4 § 13).

Вопросы для первой группы

1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

2. Какие права и свободы получает молодой человек?

3. С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

4. Что означает полная правоспособность?

5. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

6. Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

7. Легко ли быть молодыми?

Вопросы для второй группы

1. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

2. На каких принципах строится образование в нашем обществе? Считаете ли вы их справедливыми?

3. Как вы относитесь к появлению частных учебных заведений и частичному действию государственных учебных заведений на платной, коммерческой основе?

4. Подберите аргументы «за» платное образование в России и «против» него.

5. Какие риски поджидают первокурсников, поступивших в вузы? Можно и нужно ли с этим бороться?

6. Легко ли быть молодым?

Вопросы для третьей группы

1. Когда подростки начинают задумываться о трудовой деятельности?

2. Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?

3. Докажите, что нынешняя ситуация с точки зрения возможностей трудоустройства весьма непроста и противоречива.

4. Какие факторы нынешней социально-экономической ситуации в нашей стране способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

5. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

6. Легко ли быть молодым? Слайд9

3.Проблемы молодежи.

Итак, не так уж легко быть молодым..

Урок продолжается с постановки проблемного вопроса: “Легко ли быть молодым?”

Классу предлагается занять позицию по данному вопросу, объединиться в группы, обсудить и аргументировать свою позицию. Через две минуты каждая группа защищает свою позицию. Входе обсуждения формируются три группы: одна считает, что молодым быть легко; другая – молодым быть нелегко; третья – молодым быть легко и нелегко. После обсуждения учитель делает вывод о том, что молодым быть легко, но проблематично.

К уроку проводиться социологический опрос среди молодых людей в возрасте от 16 до 20 лет. Большинство опрошенных считают, что молодым быть легко. А на вопрос: “Есть ли у вас проблемы?”, из сорока опрошенных только десять не имеют проблем. (Данные социологического опроса вывешиваются на доске или выводятся на мультимедийную доску; Кубекова Евг.,Кулманова Гиляна)слайды10,11,12,13.

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную субкультуру.(Лиджиева Нюдля,Дорджиева Деля) слайды14

Молодежная субкультура обладает:

Своим языком;

Особой модой;

Искусством и стилем поведения.

Ее носителями чаще всего выступают неформальные подростковые группы.

Как вы думаете, что побуждает молодежь к созданию субкультуры? (Примерный ответ. Внутренне одиночество. Потребность в друзьях. Конфликты в школе и дома. Недоверие к взрослым. Протест против вранья. Бегство от социальной действительности или неприятие ее.)

111 . Итог уроков

Разделитесь на группы. Участники групп получают листки с выражениями, отражающими отношение к молодежи различных социальных групп:

«Яйца курицу не учат» («Родители»);

«Молодо-зелено» («Старшее поколение»);

«Алло, мы ищем таланты!» («Учителя»);

«Молодым везде у нас дорога!» («Молодежь»).

1. Вы должны определить, какой группе соответствует данное

выражение.

В результате образуются четыре группы: «Родители», «Молодежь», «Учителя» и «Старшее поколение».

2. Интерактивное упражнение. Группы получают задание:

Изобразить схематично или с помощью рисунка портрет современного молодого человека в соответствии со взглядами, характерными для данной социальной группы («родители», «учителя», «старшее поколение», «молодежь»);

Подготовить выступление по своей схеме или рисунку, в котором указать, чем руководствовались при создании портрета.

Итак, презентации позволили нам сделать следующие выводы:

нельзя однозначно судить о современной молодежи;

молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации;

проблема молодежи была актуальна во все времена;

в жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

Домашнее задание

Выучите § 13, составить синквейн на тему «Современная молодежь – какая она?»

Молодежь является большой социально- демографической группой, которая объединяет в себе индивидов на основе социально- психологических, возрастных, экономических характеристик.

Молодежь в современном обществе

С психологической точки зрения молодость является периодом формирования самосознания, устойчивой системы ценностей, а также социального статуса. Молодежь представляет самую ценную, и одновременно самую проблематичную часть общества.

Ценность молодого поколения заключается в том, что как правило, его представители обладают повышенной целеустремленностью, способностью усваивать большие объемы информации, оригинальностью и критичностью мышления.

Однако эти достоинства порождают определенную проблематику реализации и существования молодежи в обществе. Так критичность мышления зачастую направлено не на поиск истины, а на безапелляционное отторжение уже существующих норм и догматов, которыми руководствуются другие члены общества.

Для современной молодежи также характерны новые негативные качества, которые отсутствовали у их предшественников, в частности, отрешенность от окружающего мира, нежелание работать, повышенный негативизм.

Молодежь как социальная группа

Зачастую под понятием «молодежь» подразумевают большую социальную группы, которая состоит из лиц от 16 до 25 лет. Границы молодежного возраста могут быть подвижными: так в развитых странах в молодежную группу входят люди в возрасте 14-30 лет.

На эту социальную группу оказывают влияние такие социальные институты как школа, ВУЗ, семья, трудовой коллектив, стихийные группы и средства массовой информации.

Развитие социальных ролей в юношеском возрасте

В юношеском возрасте каждый человек сталкивается с необходимостью смены социальной роли. Зачастую первая семена социальной роли происходит в момент окончания школы: школьник приобретает статус студента.

Следует отметить, что до этого времени школьник уже занимает определенные социальные позиции (дочь, сын сестра, брат). В дальнейшим при их сохранений, в юношеском возрасте приобретается статус работник.

Как показывает статистика, на сегодняшний день многие подростки приобретают статус работника раньше, нежели статус студента. Это является причиной нестабильной экономической ситуации.

Молодежная субкультура

Молодежная субкультура – часть культуры общества, члены которой отличаются своим поведением от подавляющего большинства, и как правило являются представителями молодежи.

Молодежная субкультура – широкое понятие, которое включает в себя множество культур, имеющих собственную систему ценностей манеры поведения. Молодежные субкультуры формируются под воздействием социально-экономических изменений.

Достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени. Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою и т.д. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 30 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.

Соответственно представителей демографической группы, возраст которых укладывается в эти временные рамки, называют молодежью. Однако не возраст является решающим критерием для определения молодежи: временные границы молодежного возраста подвижны и обусловлены социальными и культурными условиями взросления. Для правильного понимания особенностей молодежи как следует акцентировать внимание не на демографическом критерии, а на социально-психологическом.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

У молодости есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное, «подвешенное» состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Эта двойственность определяет ряд противоречий и проблем, свойственных этому возрасту.

Взросление — это прежде всего усвоение знаний и навыков и первые попытки применить их на практике.

Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь ().

Система молодежной политики слагается из трех составляющих:

  • правовых условий реализации молодежной политики (т.е. соответствующей законодательной базы);
  • форм регулирования молодежной политики;
  • информационного и материально-финансового обеспечения молодежной политики.

Основными направлениями молодежной политики являются:

  • вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  • развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Эти направления реализуются в ряде конкретных программ: правового консультирования, популяризации общечеловеческих ценностей, пропаганды , организации международного взаимодействия молодежи, поддержки добровольческих инициатив, помощи в трудоустройстве, укрепления молодой семьи, повышения гражданской активности, оказания помощи молодым людям в трудной ситуации и т.д. При желании каждый молодой человек способен найти в средствах массовой информации всю необходимую информацию о текущих проектах и выбрать те из них, которые способны помочь в решении его конкретных проблем.

Окружной конкурс творческих работ учащихся

«Интеллект. Творчество. Фантазия».

Секция: общество и человек

«Проблемы современной молодёжи: Чего хочет молодёжь».

Выполнил

Попатенко Николай Иванович

    Введение .......................................................................................................3-4

    Теоретическая часть ..................................................................................4-9

2.1 Советская молодёжь...............................................................................4

2.2 Современная молодёжь......................................................................... 5-8

2.3 Сравнительная характеристика советской...........................................8-9

И современной молодёжи

3. Практическая часть ....................................................................................9-12

3.1Изучение молодёжи на территории

Исаклинского района..................................................................................9-12

4. Заключение ..................................................................................................13-14

5. Список использованной литературы .....................................................14

1. Введение

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире - процессов глобализации, иформатизации, урбанизации и т. д. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи, молодёжной политикой.

Актуальность: Моя тема актуальна, потому что от современной молодёжи зависит будущее нашей страны.

Проблема: Я не знаю проблемы и желания современной молодёжи в Исаклинском районе.

Гипотеза: Я предполагаю, что проблема современной молодёжи в Исаклинском районе связана с духовно-нравственной сферой и предпочитает материальное благополучие.

Цель исследования: Изучить проблемы и желания современной молодёжи в селе Исаклы.

Задачи:

    Изучить молодёжь СССР.

    Выявить и изучить проблемы современной молодёжи.

    Сравнить молодёжь СССР и современную.

    Провести опрос и определить желания молодёжи.

    Вывести причину изменения интересов современной молодёжи.

Объект исследования:

    Проблемы и желания современной молодёжи.

    Молодёжь Исаклинского района.

Методы исследования:

В процессе исследования были использованы различные методы поисковый (сбор информации по теме), практическая работа (проведение опроса среди молодёжи Исаклинского района), анализ, ИКТ (создание презентации).

2. Теоретическая часть

Советская молодёжь

На государственном уровне существовала детская Всесоюзная пионерская организация и молодёжная комсомольская организация ВЛКСМ ( ), деятельность которых носила государственный и всеохватывающий характер. Пионерские дружины существовали в каждой школе, приём осуществлялся с 9 лет. До Пионерской организации, дети с 7 лет принимались пионерами в младшие группы.

Пионерская организация бесплатно, массово обеспечивала советских детей внешкольным досугом с помощью всевозможных тематических кружков, клубов и . Школьные пионерские отряды делились на звенья по 4-7 пионеров в каждом, члены звеньев оказывали друг другу взаимопомощь в учёбе, звенья, отряды и дружины соревновались друг с другом за лучшие показатели в учёбе, поведении, сборе металлолома и макулатуры и т. д.

Большое внимание партия уделяла оздоровлению подрастающего поколения. Летом пионеры направлялись в загородные Пионерские лагеря, созданные по типу санаторно-курортного летнего отдыха.

С 14 лет пионеры принимались в ы (молодёжную организацию ВЛКСМ). После окончания школы и поступления комсомольца в среднее или высшее учебное заведение, комсомолец закреплялся в местной комсомольской ячейке своего учебного заведения и участвовал в общественной и культурной деятельности.

Современная молодёжь

Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства. Активного насаждения и подмены основ существования гражданского общества стандартами общества потребления, воспитанием молодого человека, не как гражданина, а как простого потребителя тех или иных товаров и услуг. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации содержания искусства, (понижения, деформация, разрушение образа человека), подмене норм ценности высокой культуры усредненными образцами массовой потребительской культуры, переориентации молодёжи от коллективистских духовных ценностей к корыстно-индивидуальным ценностям.

На фоне мировоззренческой неопределенности молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализации и негативного влияния СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающейся духовной агрессии Запада и экспансии массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления, происходит примитивизация смысла человеческого бытия, нравственная деградация личности и снижение ценности человеческой жизни. Идет размывание ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания.

Указанные факторы в сочетании с процессами дифференциации и материального расслоения общества, возникшего при переходе к рыночным отношениям закономерно приводят к растерянности, апатии, пессимизму молодых людей, неверию их в будущее, возможности реализовать свои интересы никаким другим путем, кроме как отклоняющимся от нравственных и правовых норм. Они стимулируют асоциальные и противоправные формы самореализации молодёжи (нарастание криминальных проявлений в молодёжной среде, отчуждение от трудовой деятельности, алкоголизм, наркоманию, проституцию); развитие контркультуры в содержании молодёжной субкультуры; стремление к участию в неформальных молодёжных объединениях; усиление напряженности и агрессивности, рост экстремизма в молодёжной среде.

В условиях разразившегося мирового кризиса, все обозначенные проблемные обстоятельства в развитии молодёжи могут быть использованы деструктивными силами для дестабилизации обстановки в России и осуществления очередной «оранжевой революции», чего справедливо опасается наше правительство. Не уделяя должного внимания воспитанию молодых граждан и созданию основ гражданского общества, государство в значительной степени способствовало утверждению в нашем обществе стандартов общества потребления и воспитанию потребителей, но явно не ожидало, что и сами власть предержащие могут стать «продуктом» для этих потребителей.

Молодежная среда, в силу её возрастных, социально-психологических и мировоззренческих особенностей остро нуждается в социокультурной идентификации, а потому в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы восприимчива к трансформационным процессам, связанным с усвоением систем ценностей, норм, формирующих определённые формы поведения. Процесс социального становления молодежи, выбора ею жизненного пути и стратегий развития, осуществляется через обучение и воспитание, усвоение и преобразование опыта старших поколений. Молодость представляет собой период активного формирования устойчивой системы ценностей, становления самосознания и социального статуса личности. Ценностные ориентации, социальные нормы и установки молодёжи «определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения». В целом, положение молодёжи в обществе характеризуется как крайне нестабильное и противоречивое. С одной стороны она представляет собой самую мобильную, динамичную часть нашего общества; с другой стороны, в силу ограниченного характера её практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений – самую социально неподготовленную, а значит и уязвимую её часть.

Реализация жизненных планов молодёжи и предоставляемых ей возможностей в значительной степени зависит от материальных ресурсов родителей, на основании чего могут возникать определённые межпоколенческие противоречия. «Родители же зачастую становятся главными виновниками нереализованных рыночных притязаний и потребительских амбиций своих детей». В молодёжном сознании и поведении самым причудливым образом могут сочетаться противоречащие друг другу черты и качества: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.

В обществе, где материальное благополучие и обогащение становятся приоритетными целями его существования, соответствующим образом формируется культура и ценностные ориентации молодых людей. В социокультурных ценностях современной молодежи превалируют потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно и поэтапно овладевает сознанием молодежи, приобретая универсальный характер.

Начинает превалировать тенденция к усилению процессов стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребительским отношением к культуре. Нельзя не отметить и подчеркнутую аполитичность современной молодёжи, которая трезво и без ложных надежд оценивает отношение к себе со стороны государства и общества, как безразличное и откровенно потребительское. «77% опрошенных полагает что: - «Когда нужно они вспоминают о нас». Может быть, поэтому современное молодое поколение замкнулось в собственном мире. Молодые люди поглощены внутренней проблематикой выживания в сложное и жестокое время. Они стремятся получить ту культуру и то образование, которые помогут выстоять и добиться успеха.

Говоря о молодёжи, конечно же, нельзя не отметить и её определённые положительные черты. Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России. Высказывается за продолжение перемен в сторону повышения социально-экономического благополучия страны, создание гражданского общества и правового государства. Она хочет жить в великой стране, обеспечивающей достойную жизнь своим гражданам, уважающей их права и свободы.

Сравнительная характеристика советской

и современной молодёжи

Современная молодёжь легче адаптируется к новым экономическим условиям, она стала более рациональной, прагматичной и реалистичной, ориентирована на стабильное развитие и созидательный труд.

Она имеет гораздо большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, по сравнению со своим сверстниками 20-30 летней давности. Но это, как говорится, одна сторона медали. Другая её сторона, показывает, что продолжающееся «смутное время», наиболее остро отразилась именно на молодом поколении. Наше общество стремительно стареет, идет сокращение численности молодёжи, количества молодых семей, числа рождённых детей. Каждое новое поколение молодёжи оказывается менее здоровым, чем молодёжь советского союза, болезни «перебрались» из старости в молодость, поставив под угрозу генофонд нации. Возросла социально-экономическая нагрузка на рабочие места в целях обеспечения жизни всех поколений; стремительно снижается интеллектуальный потенциал молодежи, инновационные возможности общества. Молодежь оказалась наиболее социально ущемлённой частью общества. Налицо явный конфликт между интересами молодежи и реальными возможностями социальной мобильности. Произошла резкая дифференциация и социальная поляризация молодёжи, основанная на имущественном имущественном расслоении, социальном происхождении и собственном социальном положении молодых людей.

Обладая социальными, возрастными и субкультурными признаками разных общностей, они различаются по материальным возможностям, ценностным ориентациям, образу и стилю жизни. Встал вопрос о жизненных перспективах молодежи: её творческой самореализации (образовании, профессии, карьере), благосостоянии, возможности материально обеспечить свою будущую семью. Налицо проблемы занятости молодежи, ухудшения её материально-бытового положения, доступности образования. Молодёжная среда стала опасной криминогенной зоной.

Произошло резкое омоложение преступности, усиление её группового характера, рост числа «женских» преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. Каждое новое поколение молодёжи в сравнении с предыдущими поколениями по основным показателям социального положения и развития: гораздо менее духовно и культурно развито, более безнравственно и криминально, отдалено от знаний и образования, в меньшей степени профессионально подготовлено и ориентировано на труд.

3. Практическая часть

Изучение молодёжи на территории

Исаклинского района

Главная практическая задача моей работы – изучить современную молодёжь на территории Исклиноского района. Для решения этой задачи я провела опрос среди учащихся старших классов ГБОУ СОШ с. Исаклы. Изучив данные, я составила сводную таблицу.

По результатам опросов, проведённых в 2013 году в ГБОУ СОШ с. Исаклы среди учеников старших классов, 53 % Исаклинской молодёжи: «Какие жизненные цели, по вашему мнению, чаще всего ставит перед собой современная молодёжь?», в первую очередь, отметили её стремление достижению материального благополучия и обогащения; во вторую очередь (19%) – получение образования; в третью очередь (17%) – работу и карьеру. Анализ полученных данных говорит о четкой прагматичной и рациональной позиции молодёжи, её стремлении к достижению материального благосостояния и успешной карьере, взаимосвязанных с возможностью получения хорошего профессионального образования. (См. Прил. 1)

Для современной молодёжи в целом характерно изменение направленности жизненных ориентаций от социальной (коллективистской) составляющей к индивидуальной. «Персональная ценностная позиция молодых людей не коррелируется с ценностями политической идеологии, которой они отдают предпочтение.

Материальное благосостояние стало цениться гораздо выше свободы, ценность оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Среди общественных проблем, более всего тревожащих молодых людей в настоящее время, на первом месте стоят такие проблемы как: рост преступности, рост цен, инфляция, возросший уровень коррумпированности властных структур, усиление неравенства доходов и социального неравенства, разделение на богатых и бедных, проблемы экологии, пассивность граждан, их безразличное отношение к происходящему. Изличных проблем, испытываемых молодыми людьми, на передний план выдвигаются проблемы материальной обеспеченности и здоровья, хотя ориентация на здоровый образ жизни формируется недостаточно активно. (См. Прил. 2)

По результатам исследования, проведённого в 2013 году в ГБОУ СОШ с.Исаклы среди старших классов, иерархия доминирующих ценностей Исаклинской молодёжи выстраивается следующим образом:

Материальное благополучие.

Ценность «Я» (индивидуализм).

Карьера (самореализация).

Семья.

Стабильность.

Свобода.

Уважение к старшим.

Бог (вера в Бога).

Патриотизм.

Долг и честь.

Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, можно выделить:

Преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов

Вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами

Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными

Слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов

Внеинституциональная культурная самореализация

Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Доминирование потребительских ценностных ориентаций неизбежно отражается на жизненной стратегии молодых людей. Данные анализа результатов, проведенных в 2013 году социологических исследований среди учащихся старших классов Исаклинской школы показали, что: «В настоящее время в молодежной среде, в обществе можно встретить неоднозначно оцениваемые жизненные принципы. Полученные данные позволяют сделать вывод о неблагополучности в молодежной среде и требуют более детального изучения. Обращает на себя внимание довольно высокая степень равнодушия молодежи к таким традиционно отрицательным явлениям как приспособленчество, равнодушие, беспринципность, потребительство, праздный образ жизни и их положительная оценка». (См. Прил. 3)

Все вышеперечисленные проблемные особенности современной молодёжной социокультурной среды однозначным образом свидетельствуют о тревожной тенденции глубокой и системной социальной деградации значительной части современной российской молодежи, в частности, и всего нашего общества в целом. Молодёжная среда чётко копирует и зеркальным образом отображает в себе все наиболее значимые процессы, происходящие в нашем обществе. Системный кризис, в котором до сих пор пребывает наше общество и государство, четко и ясно не сформулировавшие национальную идею и не определившие свою стратегию развития, привёл к потере ими смысла собственного существования и сразу же сказался на молодёжной среде. В ней, как и в современном российском обществе, в целом, однозначно, отсутствует единая устоявшаяся система и иерархия ценностей. Одновременно можно наблюдать сосуществование двух процессов: как преемственности традиционных ценностей, исторически принадлежавших нашему обществу, так и становление, массовое распространение новых либеральных (потребительских) интересов, торжество антиценностей.

Оздоровление молодёжной среды, осуществляющей формирование ценностных ориентаций современной российской молодёжи, может быть, осуществлено посредством совершенствования системы, форм, методов осуществления молодёжной политики в Российской Федерации.

4. Заключение

Проблемы современной молодёжи уже давно является одной из самых актуальных проблем всего общества в целом, т. к. от решения молодого поколения зависит будущее всего мира.

В данной работе я пытаюсь изучить современную молодёжь в Исаклинском районе, выявить её проблемы, цели и желания. Но чтобы сделать точный результат, я узнала и про советскую молодёжь. Сделала сравнительную характеристику молодёжи СССР и молодого поколения. Выявила причины изменения молодёжи. Причины следующие: мировоззренческая неопределенность молодёжи (отсутствия у неё мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации), коммерциализация и негативное влияние СМИ (формирующих «образ» субкультуры), непрекращающееся духовная агрессия Запада и экспансия массовой коммерческой культуры, насаждения стандартов и психологии общества потребления.

Особую ценность представляют проведённые мной опросы у учащихся старших классов. Я полностью изучила молодое поколение в нашем районе. Сделала анализ результатов опроса.

Мной была проведена исследовательская работа, в ходе которой я пришла к следующим выводам:

Главная цель современной молодёжи - это материальное благополучие, обогащение

Из опроса «Распределение основных ценностей молодых людей», всего 2,7% занимают идеалы и вера, это доказывает нам что проблема современной молодёжи связана с духовно-нравственной сферой

Приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными

Современная молодёжь в целом настроена весьма патриотично, верит в будущее России

Современная молодёжь имеет большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления

Изучив проблемы, я пришла к следующему выводу: молодёжи в Исаклинском районе не хватает организованного досуга, состоящего из творческих вечеров, посещений кинотеатров, спортзалов, тренажёрных залов, флешь-мобов, кружков, секций (где преобладало неформальное общение, что привлекло бы молодёжь).

Как я и предполагала, современная молодёжь предпочитает материальное благополучие, а духовно-нравственная сфера стоит на последних местах.

Список использованной литературы

    С. Г. Плукин Ценностные ориентации

    Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 125.

    Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: МАКС Пресс. 2007, С. 42.

    Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 126.

    Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 79.

    Социология молодёжи. М.: Гардарики, 2007, С. 190-193/ Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 80.

    Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Васенина И.В. Экстремизм в молодёжной среде. Результаты социологического исследования. М.: Макс Пресс, 2007. С. 34.

Тема урока: «Молодежь в современном обществе». (слайд 1,2)

Цели и задачи урока: охарактеризовать молодёжь как отдельную социальную группу; раскрыть основные особенности юношеского возраста, установить социальные роли, выполняемые молодыми людьми; выявить социальные функции и особенности социального положения молодёжи в современном обществе; определить главные черты, причины существования современной молодёжной субкультуры; научить обучающихся самостоятельно устанавливать проблемы современной молодёжи; продолжить развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; практическое применение полученных на уроке знания в повседневной жизни.
Тип урока: урок новых знаний.

Оборудование: Л.Н. Боголюбов «Обществознание»: учебник для 11 класса. - М. «Просвещение», 2014, §18; коллаж «Какая она, современная молодежь?»; слайдовая презентация «Молодёжь в современном обществе»; презентации учащихся «Молодёжная субкультура», «15 фактов о современной молодежи»; ноутбук, проектор, экран.

Ход урока

    Организационный момент.

Слово учителя: Добрый день ребята, дорогие коллеги. Я рада приветствовать всех Вас на уроке обществознания.

Мы продолжаем рассматривать Главу 2. «Социальная сфера».

Слово учителя: Сегодня на уроке мы: (слайд 3)

Учащиеся читают вслух:

Охарактеризуем молодёжь как отдельную социальную группу;

Раскроем основные особенности юношеского возраста, установим социальные роли, выполняемые молодыми людьми;

Выявим социальные функции и особенности социального положения молодёжи в современном обществе;

Определим главные черты, причины существования современной молодёжной субкультуры;

Научимся самостоятельно устанавливать проблемы современной молодёжи;

Продолжим развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук;

Применим полученные на уроке знания в повседневной жизни и в практической деятельности.

II . Актуализация и мотивация знаний.

Слово учителя: А для этого обратим наше внимание на основные понятия и категории социальной сферы.

Вопросы для обсуждения (слайд 4):

1. Дайте определение понятиям «социальная стратификация», «социальная группа», «социальный статус».

2. Перечислите основания (критерии) социальной стратификации.

3. Какие социальные группы существуют в современном обществе? К каким социальным группам относитесь Вы?

4. Что означает понятие «социальная мобильность», каковы её виды?

Обсуждение вопросов учащимися.

Слово учителя: Молодцы ребята, а теперь послушайте внимательно следующее высказывание.

Слово учителя (слайд 5). ...Выступая перед собранием Медицинского общества города Дортмунда (1979 г.), доктор Рональд Гибсон начал свой доклад четырьмя цитатами, которые принадлежали философу, поэту, политику и священнику.

Философу: «Они (молодые люди) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они жадно глотают еду и изводят учителей…»

Поэт: “Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет завтра в свои руки бразды правления. Эта молодежь невыносима, несдержанная, просто ужасна.”

Политик: “Наша молодежь растлена до глубины души, она никогда не будет похожа на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сможет сохранить нашу культуру.”

Священник: “Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не далек.”

Слово учителя: Согласны ли вы с такой характеристикой современной молодежи?

Слово учителя: Парадокс в том, что первое высказывание принадлежит философу Сократу, жившему в 470-399гг. до н. э. Второе - первому известному древнегреческому поэту Гесиоду, жившему в VIII-VII вв. до н. э. Третье найдено в глиняном горшке, 3000 лет хранившемся в развалинах Вавилона. Последнее - египетскому жрецу. Свитку папируса с этой надписью около 4000 лет. Любопытно и то, что все эти великие цивилизации погибли.

Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.

Слово учителя: Предлагаю рассмотреть следующий план урока (слайд 6) :

План.

1. Молодежь как социальная группа.
2. Молодёжь - обновляющая сила общества.
3. Молодёжная субкультура.
4. Легко ли быть молодым? Проблемы современной молодёжи.

III . Изучение нового материала.

1. Молодежь как социальной группа.

«Займи позицию» (Как вы считаете? слайд 7):

    Чем молодёжь отличается от других общественных групп?

    Кто входит по возрасту в категорию молодежи?

Слово учителя (слайд 8).

Молодёжь - большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет.

Границы молодости индивидуальны для каждого. В жизни есть обстоятельства, которые заставляют повзрослеть человека раньше. А есть взрослые, у которых физические и психические черты, свойственны детскому возрасту - инфантилизм. Поэтому очень часто говорят молодые «старики» или «вечная» молодость. Но, так или иначе, вывод можно сделать такой:

МОЛОДОСТЬ - это ощущение, которое обязательно проявляется как во внешности, так и в поведении человека.

Слово учителя: Обратимся к статистике (слайд 9).

Из общего числа населения мира равного 7,584 млрд. чел. молодое население составляет - 1.8 млрд. чел. Так много молодежи на Земле ещё никогда не было! Вместе с молодыми людьми растёт спрос на образование и рабочие места.

Почти 90 % всех молодых людей живут в развивающемся мире - странах Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.

В Афганистане, Нигерии, Чаде и Уганде 50% населения - это люди до 18 лет!

Доля молодежи в развитых странах мира продолжает сокращаться.

Слово учителя: Какие же социальные роли выполняют молодые люди? (слайд 10)

- Особенности социального положения (слайд 11), записать в тетрадь.

2. Молодежь - обновляющая сила общества.

Молодёжь - двигатель прогресса, что за молодёжью стоит будущее. Так ли это? А, что представляет собой современная молодежь? Чему у неё могут научиться более старшие поколения? Как изменил молодежь век новых технологий, развлекательной индустрии?

Презентация работы «15 фактов о современной молодежи». (слайд 12)

Слово учителя: Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь - обновляющая сила общества?

ДА, потому что…

НЕТ, так как…

Слово учителя: Исходя из имеющихся представлений и полученных знаний, давайте заполним коллаж «Какая она, современная молодежь?» (слайд 13)

3. Молодежная субкультура. (слайд 14)

Слово учителя: Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу - субкультуру. Молодежь не стала исключением - она тоже создала свою собственную культуру. Молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчи-няется единым законам развития.

Презентация сообщения: «Молодежная субкультура». (слайд 14)

Слово учителя: Что побуждает молодежь к созданию субкультуры?

4. Легко ли быть молодым? Проблемы современной молодежи. (слайд 15)

Слово учителя: А сейчас мы попробуем разобраться с риторическим вопросом «Легко ли быть молодым?» С какими проблемами сталкивается современная молодежь? Как она пытается их решить, как живет, за что болеет, о чем думает?

Презентация результатов (видеоролик);

Социологический опрос (слайд 16)

- «10 предложений» домашнее задание (по времени).

IV . Закрепление материала.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (слайд 17):

2. Как изменяются социальные роли человека в молодые годы?

3. Что включает понятие «молодежная субкультура»? Зачем необходимо наличие таких культур?

4. С какими проблемами в своей жизни сталкивается современная молодёжь?

V . Подведение итогов урока.

1. Ответьте одним предложением: «Что значит быть молодым»? (слайд 18)

2. «Дом жизни» (слайд 19)

Слово учителя: У каждого возраста своя миссия, свои задачи, цели, ценности. Каждый из нас строит свой дом жизни. Если представить нашу жизнь в виде дома, то чем должна быть молодость - фундаментом, крышей, стенами?

Молодость - фундамент, и от того какие «кирпичики» вы заложите, какой «цемент» используете, будет ваш «Дом жизни». И только от вас будет зависеть, что у вас получиться к старости: лачуга, добротный дом или дворец?

VI . Рефлексия. (слайд 20, 21)

1. Молодежь неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.

Главная особенность социального положения молодёжи - его переходность. Молодые люди осваивают новые социальные роли: работник, студент, гражданин, семьянин и тому подобное. Они ищут своё место в жизни, нередко меняют сферу деятельности.

2. Молодежь - это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

3. Молодежь - это обновляющая сила общества. В этом и состоит социологическая функция молодежи.

4. В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

5. Для молодёжи характерно творческое отношение к окружающей действительности, стремление изменить мир, жить по-новому, склонность к объединению в неформальные группы.

6. Нельзя однозначно судить о современной молодежи.

7. Проблема молодежи была актуальна во все времена.

VI І . Домашнее задание. (слайд 22)

Параграф учебника 18, с. 194-204.

Написать эссе: «Смолоду наживай, а под старость проживай!»

Слово учителя: Спасибо большое за урок, всего Вам доброго и светлого!