Недостатки долговременной памяти. Кратковременная и долговременная память

Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. Различают две базисных разновидности нарушения памяти человека, а именно качественное расстройство функции памяти и количественное. Качественный тип аномального функционирования выражается в возникновении ошибочных (ложных) воспоминаний, в перепутанности явлений действительности, случаев из прошлого и воображаемых ситуаций. Количественные дефекты обнаруживаются в ослаблении либо усилении следов памяти, а кроме этого в выпадении биологического отражения событий.

Нарушения памяти довольно многообразны, большинство из них характеризуются кратковременностью и обратимостью. В основном, подобные расстройства спровоцированы переутомлением, невротическими состояниями, влиянием лекарственных препаратов и чрезмерным употреблением спиртосодержащих напитков. Другие из них, порождены более существенными причинами и поддаются коррекционному воздействию намного сложнее. Так, к примеру, в комплексе нарушение памяти и внимания, а также мыслительной функции (), считается более серьезным расстройством, приводящим к понижению адаптационного механизма личности, что делает зависимым от окружающих.

Причины нарушения памяти

Факторов, провоцирующих расстройство когнитивных функций психики, существует огромное множество. Так, например, нарушения памяти человека могут быть спровоцированы наличием астенического синдрома, проявляемого в быстрой утомляемости, истощенности организма, также возникают вследствие высокой тревожности индивида, черепно-мозговых травм, возрастных изменений, при депрессивном состоянии, алкоголизме, интоксикации, дефиците микроэлементов.

Нарушение памяти у детей может быть вследствие врожденного умственного недоразвития либо приобретенным состоянием, которое выражается обычно в ухудшении непосредственно процессов запоминания и воспроизведения полученной информации (гипомнезия) или в выпадении отдельных моментов из памяти (амнезия).

Амнезия у маленьких представителей социума чаще является следствием перенесенной травмы, наличия психического заболевания, сильного отравления. Частичные дефекты памяти у малышей наиболее часто наблюдаются в результате воздействия следующих факторов в комплексе: неблагоприятный психологический микроклимат в семейных отношениях либо в детском коллективе, частые астенические состояния, включая вызванные постоянными острыми респираторными инфекциями, и гиповитаминоз.

Так устроила природа, что с момента появления на свет память у младенцев постоянно развивается, следовательно, является уязвимой перед неблагоприятными факторами среды. Среди таких неблагоприятных факторов можно выделить: трудную беременность и сложные роды, родовые травмы ребенка, длительные хронические недуги, отсутствие грамотной стимуляции формирования памяти, непомерную нагрузка на детскую нервную систему, связанную с излишним объемом информации.

Кроме этого, нарушение памяти у детей может отмечаться и после перенесенных заболеваний соматического характера в процессе выздоровления.

У взрослых лиц данное расстройство может наступать вследствие постоянного воздействия стрессовых факторов, наличия различных недугов нервной системы (например, энцефалит или болезнь Паркинсона), неврозы, наркомания и злоупотребление спиртосодержащими напитками, заболевания психики, .

Кроме этого не менее важным фактором, сильно воздействующим на способность запоминать, считаются и заболевания соматического характера, при которых отмечается повреждение сосудов, снабжающих головной мозг, что ведет к патологиям мозгового кровообращения. К таким недугам можно отнести: гипертоническую болезнь, сахарный диабет, атеросклероз сосудов, патологии функционирования щитовидной железы.

Также нарушение кратковременной памяти зачастую может иметь непосредственную связь с дефицитом либо не усвоением некоторых витаминов.

В основном, если естественный процесс старения не отягощен никакими сопутствующими недугами, то снижение функционирования познавательного психического процесса происходит очень медленно. Вначале становится труднее вспомнить события, произошедшие давно, постепенно, по мере старения, индивид не может вспомнить и события, случившееся совсем недавно.

Нарушение памяти и внимания может также наступать вследствие дефицита йода в организме. При недостаточности функции щитовидной железы у индивидов появляется лишний вес, апатичность, депрессивный настрой, раздражительность и мышечные отеки. Во избежание описанных проблем необходимо постоянно следить за своим рационом и употреблять в пищу как можно больше продуктов, богатых йодом, например, морепродукты, твердый сыр, орехи.

Не во всех случаях забывчивость индивидуумов следует приравнивать к дисфункции памяти. Нередко субъект сознательно стремится забыть трудные жизненные моменты, неприятные, а зачастую и трагические события. В этом случае забывчивость играет роль защитного механизма. Когда индивид из памяти вытесняет неприятные факты – это называется репрессией, когда уверен, что травматические события не происходили вовсе – это именуется отрицанием, вымещение отрицательных эмоций на ином объекте – называется замещением.

Симптомы нарушения памяти

Психическая функция, обеспечивающая фиксацию, сохранение и репродукцию (воспроизведение) различных впечатлений и событий, возможность накапливать данные и использовать ранее приобретенный опыт, называется памятью.

Явления познавательного психического процесса в равной степени могут иметь отношение к эмоциональной области и сфере когниций, фиксированию двигательных процессов и умственного опыта. Согласно этому выделяют несколько разновидностей памяти.

Образная представляет собой умение запоминать разнообразные образы.
Двигательная определяет умение запоминать последовательность и конфигурации движений. Бывает также память на душевные состояния, к примеру, эмоциональные или висцеральные ощущения, такие как боль или дискомфорт.

Символическая является для человека специфической. При помощи этой разновидности познавательного психического процесса субъекты запоминают слова, мысли и идеи (логическое запоминание).
Краткосрочная заключается в запечатлении в памяти большого объема регулярно поступающей информации на короткое время, затем такая информация ликвидируется либо откладывается в слот долгосрочного запоминания. С избирательным сохранением на длительное время наиболее значимой для индивидуума информации связана долгосрочная память.

Объем оперативной памяти состоит из актуальной на данный момент информации. Способность запоминать данные такими, какими они являются в действительности, без создания логических связей называется механической памятью. Такая разновидность познавательного психического процесса не считается фундаментом интеллекта. При помощи механической памяти, в основном, запоминаются имена собственные, числа.

Запоминание происходит с выработкой логических связей при ассоциативной памяти. В ходе запоминания данные сопоставляются и обобщаются, анализируются и систематизируется.

Кроме этого выделяют непроизвольную память и произвольное запоминание. Непроизвольное запоминание сопутствует деятельности личности и не связано с намерением что-либо зафиксировать. Произвольный познавательный психический процесс связан с предварительным указанием на запоминание. Данный вид наиболее продуктивен и является базисом обучения, однако требует соблюдения особых условий (осмысление запоминаемого материала, максимальное внимание и концентрации).

Все расстройства познавательного психического процесса можно подразделить на категории: временные (длительностью от двух минут до пары лет), эпизодические, прогрессирующие и синдром Корсакова, являющий собой нарушение кратковременной памяти.

Можно выделить следующие виды нарушения памяти: расстройство запоминания, сохранения, забывания и репродукции различных данных и персонального опыта. Различают качественные нарушения (парамнезии), проявляющиеся в ошибочных воспоминаниях, спутанности прошлого и теперешнего, действительного и воображаемого, и количественные расстройства, обнаруживающие себя в ослаблении, выпадении либо усилении отражения событий в памяти.

Количественные дефекты памяти – это дисмнезия, к ней относят гипермнезию и гипомнезию, а также амнезию.

Амнезией называется выпадение из познавательного психического процесса разных сведений, навыков на некоторый временной промежуток.

Амнезия характеризуется распространением на временные отрезки, отличающиеся по продолжительности.

Пробелы в памяти бывают устойчивыми, стационарными, наряду с этим в большинстве случаев воспоминания частично либо полностью возвращаются.

Амнезии также могут подвергнуться и приобретенные специфические знания и навыки, например, умение водить машину.

Выпадение памяти на ситуации, предшествующие состоянию трансформированного сознания, органическому повреждению мозга, гипоксии, развитию психотического синдрома острого течения, называется ретроградной амнезией.

Ретроградная амнезия проявляется в отсутствии познавательного психического процесса на промежуток до начала патологии. Так, например, индивид с травмой черепа может забыть все происходящее с ним на протяжении десяти дней до образования травмы. Утрата памяти на промежуток после возникновения недуга носит название антероградная амнезия. Длительность этих двух видов амнезий может варьироваться от пары часов до двух-трех месяцев. Также существует ретроантероградная амнезия, охватывающая продолжительный этап выпадения познавательного психического процесса, который включает промежуток времени до обретения недуга и период после.

Фиксационная амнезия проявляется неспособностью субъектом удержать и закрепить поступающую информацию. Все происходящие вокруг такого больного воспринимается им адекватно, однако не сохраняется в памяти и через несколько минут, нередко даже секунд такой больной полностью забывает происходящее.

Фиксационная амнезия представляет собой потерю способности запоминать, а также воспроизводить новую информацию. Ослаблена либо отсутствует способность запоминать текущие, недавние ситуации, при этом сохраняются в памяти ранее приобретенных знаний.

Проблемы нарушения памяти при фиксационной амнезии обнаруживаются в нарушении ориентирования во времени, окружающих лицах, обстановке и ситуациях (амнестическая дезориентировка).

Тотальная амнезия проявляется выпадением всей информации из памяти индивида, включая даже данные о нем самом. Индивид с тотальной амнезией не знает собственное имя, не подозревает о собственном возрасте, месте жительства, то есть он не может вспомнить ничего из собственной прошлой жизни. Тотальная амнезия чаще всего наступает при серьезной травме черепа, реже она возникает при недугах функционального характера (при явных стрессовых обстоятельствах).

Палимпсест обнаруживается вследствие состояния алкогольного опьянения и проявляется выпадением отдельных событий из познавательного психического процесса.

Истерическая амнезия выражается в провалах познавательного психического процесса, имеющего отношение к неприятным, невыгодным для индивида фактам и обстоятельствам. Истерическая амнезия также как и защитный механизм вытеснение наблюдается не только лишь у больных людей, но также и у здоровых индивидуумов, которые характеризуются акцентуированностью по истерическому типу.

Пробелы в памяти, которые заполняются разнообразными данными, называются парамнезией. Она подразделяется на: псевдореминисценции, конфабуляции, эхомнезии и криптомнезии.

Псевдореминисценциями называют замещение пробелов познавательного психического процесса данными и действительными фактами из жизни индивида, но существенно смещенными во временном отрезке. Так, например, пациент, страдающий старческим слабоумием и находящийся в лечебном учреждении на протяжении шести месяцев, до болезни бывший отличным преподавателем математики, может всех уверять, что две минуты назад проводил занятия по геометрии в 9 классе.

Конфабуляции проявляются замещением пробелов памяти измышлениями фантастического характера, при этом больной в реальности таких измышлений уверен на сто процентов. Например, пациент восьмидесяти лет, страдающий церебросклерозом, сообщает о том, что его мгновение назад допрашивали одновременно Иван Грозный и Афанасий Вяземский. Любые попытки доказать, что вышеуказанные известные личности давно мертвы, являются тщетными.

Обман памяти, характеризующийся восприятием событий, совершающихся в данное время, в качестве событий, происходивших ранее, называется эхомнезией.

Экмнезия – это обман памяти, заключающийся в проживании далекого прошлого как настоящее. Например, лица пожилого возраста начинают считать себя юными и готовятся к свадьбе.

Криптомнезии – это пробелы, заполняемые данными, источник которых больной индивид забывает. Он может не помнить, наяву либо во сне случилось событие, мысли, вычитанные в книгах он принимает за собственные. Например, часто больные, цитируя стихи известных поэтов, выдают за свои.

В качестве разновидности криптомнезии можно рассматривать отчужденное воспоминание, заключающееся в восприятии больным событий своей жизни не как реально прожитые моменты, а как увиденные в кино или прочитанные в книге.

Обострение памяти называется гипермнезией и проявляется она в виде притока большого количества воспоминаний, которые зачастую характеризуются наличием чувственных образов и охватывают непосредственно событие и его отдельные части. Возникают чаще в форме хаотичных сцен, реже – связанных одним сюжетным сложным направлением.

Гипермнезии часто присущи лицам, страдающим маниакально-депрессивным психозом, шизофреникам, особам, находящимся в начальной стадии алкогольного опьянения либо под воздействием марихуаны.

Гипомнезия – это ослабление памяти. Зачастую гипомнезия выражается в форме неравномерного нарушения различных процессов и в первый черед – сохранения и репродукции полученных сведений. При гипомнезии, преимущественно, значительно ухудшается запоминание текущих событий, которое может сопутствовать прогрессирующей либо фиксационной амнезии.

Нарушение памяти проистекает в соответствии определенной последовательности. Сначала забываются недавние события, затем более ранние. Первичным проявлением гипомнезии считается нарушение воспоминаний избирательного характера, то есть воспоминаний, необходимых именно в это мгновение, позже они могут всплывать. В основном, перечисленные виды нарушения и проявления наблюдаются у пациентов, страдающих патологиями головного мозга, либо у престарелых людей.

Лечение нарушения памяти

Проблемы данного нарушения легче не допустить, нежели лечить. Поэтому разработано множество упражнений, позволяющих держать собственную память в «тонусе». Регулярные упражнения способствуют минимизации риска возникновения нарушений, предотвращая заболевания сосудов, которые провоцируют ухудшение памяти.

Кроме этого, тренировки памяти и мыслительных способностей помогает не только сберечь, но и улучшить познавательный психический процесс. Согласно множеству исследований среди образованных индивидов гораздо меньше пациентов с болезнью Альцгеймера, нежели среди необразованных лиц.

Также употребление витаминов С и Е, потребление продуктов, насыщенных омега-3 жирными кислотами снижает риск появления болезни Альцгеймера.

Диагностика нарушений памяти базируется на двух ключевых принципах:

— на установлении недуга, повлекшего за собой нарушение (включает сбор анамнестических данных, анализ неврологического статуса, проведение компьютерной томографии, ультразвукового либо ангиографического исследования мозговых сосудов при необходимости, забор крови на содержания тиреотропных гормонов;

— на определении степени тяжести и характера патологии функции памяти при помощи нейропсихологического тестирования.

Диагностика нарушений памяти осуществляется при помощи различных психологических методик, направленных на обследование всех видов памяти. Так, например, у пациентов с гипомнезией, большей частью, ухудшается кратковременная память. Для исследования данного вида памяти пациенту предлагается повторить определенное предложение со «строчечным добавлением». Пациент с гипомнезией не в состоянии повторить все произнесенные фразы.

В первый черед, лечение любых нарушений данного расстройства зависит непосредственно от факторов, спровоцировавших их развитие.

Препараты при нарушении памяти назначаются исключительно после проведения полного диагностического обследования и исключительно специалистом.

Для коррекции легкой степени нарушений функций данного расстройства применяются различные физиотерапевтические методы, например, электрофорез с глютаминовой кислотой, вводимой через нос.

Также успешно применяется психолого-педагогическое коррекционное воздействие. Педагог обучает пациентов запоминать информацию, используя другие процессы мозга, взамен пораженных. Так, например, если пациент не в состоянии запоминать название предметов, произнесенных вслух, то можно его научить запоминать, представив зрительный образ такого предмета.

Препараты при нарушении памяти назначаются в соответствии с недугом, спровоцировавшим возникновение расстройства памяти. Например, если нарушение вызвано переутомлением, то помогут лекарственные средства тонизирующего действия (экстракт элеутерококка). Зачастую при нарушениях функций памяти врачи назначают прием ноотропных препаратов (Луцетам, Ноотропил).

Память - это в психологии совокупность информации, которая отображает события, эмоции, какие-либо знания, пережитые индивидом ранее.

Что такое память и ее нарушение

Благодаря ей у нас есть опыт, и человек является той личностью, какой его знают окружающие. Потеря памяти или ее нарушения доставляют большой дискомфорт личности.

Нарушение памяти в психологии - это довольно распространенное расстройство, которое приносит массу проблем человеку и, конечно же, ухудшает качество его жизни. Такое нарушение лежит в основе многих болезней психического характера.

Основные виды расстройств памяти

Выделяют два основных вида нарушения памяти человека.

Качественные дисфункции подразумевают путаницу в голове пациента, связанную с невозможностью отличить подлинные воспоминания от фантазий. Больной не понимает, какие события являются реальными, а какие плодом его воображения.

Количественные дефекты отображаются в усилении или ослаблении следов памяти.

Существует огромное количество разновидностей нарушений памяти. Большинство из них характеризуется кратковременностью и обратимостью. Они могут быть вызваны такими банальными причинами, как переутомлением, частыми стрессовыми ситуациями, злоупотреблением лекарственными препаратами, а также алкогольными напитками.

Другие требуют серьезного подхода в лечении.

Причины возникновения нарушений в памяти

Что же это за причины, способные вызвать нарушение памяти? В психологии выделяют несколько таких.

Например, наличие у человека астенического синдрома, который сопровождается быстрой утомляемостью, истощением организма. Он может быть последствием черепно-мозговых повреждений, длительных депрессий, авитаминоза, алкогольной и наркотической зависимости.

У детей расстройства памяти чаще всего являются следствием недоразвитости мозга, травмы головы физического или психического характера. У таких детей появляются проблемы с запоминанием информации и ее последующим воспроизведением.

Виды расстройства памяти

Каковы симптомы нарушения памяти? Это забывание и невозможность воспроизведения событий из личного или чужого опыта.

Парамнезия - потеря во времени, когда индивид путает события прошлого и настоящего, не может понять, какие события в его голове имели место быть в реальном мире, а какие являются вымышленными, спроецированные мозгом на основе полученной когда-то информации.

Дисмнезия - расстройство, к которому относятся гипермнезия, гипомнезия и амнезия. Последнее характеризуется забыванием отдельной информации и навыков на некоторый отрезок времени. Проблемы с памятью носят эпизодический характер, после чего воспоминания частично или полностью возвращаются. Амнезия может затрагивать и приобретенные навыки, например, умение водить машину, ездить на велосипеде, готовить какие-либо блюда.

Виды амнезии

Ретроградная амнезия проявляется в забывании событий на какой-то промежуток времени, предшествующий возникновению травмы. Например, человек, получивший травму голову, может забыть все, что с ним происходило за неделю или больше до несчастного случая.

Антероградная амнезия является противоположностью предыдущей и подразумевает потерю памяти на промежуток после получения травмы.

Фиксационная амнезия - это когда пациент неспособен запомнить поступающую информацию. Он вполне адекватно воспринимает действительность, но забывает информацию уже через несколько минут или секунд после ее получения. Это вызывает проблемы во временном ориентировании, а также в запоминании окружающих людей.

При тотальной амнезии человек не в состоянии вспомнить ничего из своей прошлой жизни. Он не знает своего имени, возраста, адреса, кто он и чем занимался. Как правило, такое расстройство психической наступает после получения тяжелой травмы черепа.

Палимпсест возникает в результате алкогольного опьянения, когда индивид не может вспомнить отдельные моменты.

При истерической амнезии личность забывает тяжелые, болезненные или просто невыгодные для себя воспоминания. Она свойственна не только душевно больным людям, но и здоровым, относящимся к истерическому типу.

Парамнезия - тип нарушения памяти, при котором возникающие пробелы заполняются разными данными.

Экмнезия и криптомнезия

Экмнезия - явление, когда личность проживает давно минувшие события как явление настоящего времени. Оно свойственно пожилым людям, которые начинают воспринимать себя как молодую особь и готовятся к поступлению в университет, свадьбе или к другим событиям, которые были пережиты в молодом возрасте.

Криптомнезия - расстройство, при котором человек выдает услышанные или прочитанные идеи за свои собственные, искренне веря в свое авторство. Например, прочитанные книги великих писателей в своем воображении больные могут присвоить себе, уверяя в этом окружающих.

Разновидностью криптомнезии может быть явление, когда человек событие из собственной жизни воспринимает как прочитанное в книге или увиденное в кино.

Лечение нарушений памяти

Классификация нарушений памяти являет собой довольно большой объем информации в психологии, существует множество трудов по изучению таких явлений, а также о методах их лечения.

Разумеется, проще заниматься профилактическими действиями, нежели самим лечением. Для этих целей специалистами разработано много упражнений, позволяющих держать свою память в тонусе.

Правильное питание и образ жизни также способствуют нормальному функционированию мозга.

Что же касается непосредственно лечения нарушений памяти, то оно будет зависеть от диагноза, степени запущенности и причин возникновения. Лечение препаратами начинается только после тщательной диагностики, проведенной врачом-специалистом.

Объясняя разработчику, что открытие формы над текущей странице вообще говоря лучше перехода на другую страницу, так как переход на другую страницу является разделением во времени получил вопрос об основах таких суждений. С удовольствием отвечаю на него.

У ченые-психологи выделяют две модели памяти — кратковременную, подобную ОЗУ в компьютере, и долговременную, которая похожа на винчестер.

У обоих типов памяти есть достоинства и недостатки.

В кратковременную память легко что-то положить и свежая информация там весьма четкая. Однако, кратковременная память обладает малой емкостью (см. George A. Miller, The Magical Number Seven, Plus or Minus Two Some Limits on Our Capacity for Processing Information). Из-за низкой ёмкости новые данные, положенные в неё, могут выдавить старые. Если во время работы человека прервет телефонный звонок, вспомнить, что делалось до звонка и вернуться к работе бывает не просто. Также, кратковременная память затухает. То есть, со временем информация, положенная в неё, становиться нечеткой и улетучивается. Время это составляет единицы секунд.

Несколько цитат из книги Джефа Раскина The Human Interface по поводу этого феномена:

То, что у нас может быть только один локус внимания, может показаться странным. Попробуем рассмотреть причины этого. Баарс в своей работе (1988) красноречиво отвечает на этот вопрос, пытаясь найти биологическое объяснение тому, что мы развились таким ограниченным образом, и утверждает, что

«сознание и связанные с ним механизмы ставят под сомнение функциональные объяснения проблемы, поскольку возможности сознания парадоксальным образом ограничены. Почему мы не можем переживать две разные «вещи» одновременно? Почему кратковременная память (STM) способна вместить не более полудюжины несвязанных между собой элементов? Каким образом такие ограниченные возможности оказались приемлемыми? Как было бы замечательно, если бы мы могли читать одну книгу, а писать другую, говорить с приятелем и еще наслаждаться какой-нибудь вкусной едой, и все это одновременно. Определенно, возможности нашей нервной системы кажутся достаточными для того, чтобы совершать все эти действия в одно и то же время. Стандартный ответ про некие «физиологические» ограничения — что у нас только две руки и один рот — кажется неубедительным, поскольку он приводит к другому вопросу, который еще более усложняет проблему: почему организмы, наделенные самым совершенным мозгом в животном царстве, не развили у себя руки и рты, чтобы нормально управляться с несколькими параллельными процессами? А также — почему наша способность к параллельной обработке информации возрастает с автоматизмом и уменьшается по мере того, как в процесс вовлекается сознание? (с. 348)»

Человеку необходимо около 10 секунд для того, чтобы переключиться с одного контекста на другой или мысленно подготовиться к предстоящей задаче (Card, Moran и Newell, 1983, с. 390)...

Обычно, прервав некоторую работу, вы затем к ней возвращаетесь. Если перерыв продолжается всего несколько секунд — в пределах периода затухания кратковременной памяти, — дополнительных стимулов, для того чтобы вы могли вернуться к выполнению текущей задачи, не требуется. Если период более длительный, то возвращение к выполнению прерванной задачи должно быть чем-то инициировано — например, видом лежащей перед вами незаконченной работы. Такие подсказки в обычной жизни встречаются так же часто, как и при работе с компьютерами: банановая кожура, оставленная вашим 4-летним ребенком на кухонном столе, становится подсказкой о том, что кожуру необходимо выбросить.

Долговременная память наоборот: имеет, можно считать, бесконечный объем и позволяет хранить информацию вечно. Но, как на зло, положить туда что-то непросто (поэтому люди и придумали книги, школы, университеты и т. д.), да и отыскать что-то старое трудно (поэтому у нас есть фотоаппараты и видеокамеры).

В обсуждаемом примере речь шла о том как предоставить пользователю возможность скопировать код для подтверждения регистрации сайта (подобный код нужно скопировать в Яндекс.Метрике). Если бы копирование кода было сделано на отдельной от списка сайтов странице, то информация неизбежно бы разделилась во времени. Из-за этого, пользователю бы пришлось бы на долгое время запоминать, что он делал на первом экране и в каком он (экран был состоянии), переключаться на второй, производить необходимые действия по копированию и вставке кода на сайт, после чего возвращаться обратно и все вспоминать.

Зная о свойствах кратковременной памяти можно уверенно заявить, что за время работы с кодом, информация о состоянии списка сайтов наверняка бы стерлась. О пользовании долговременной памятью в данном случае тоже говорить не приходится, положить туда что-либо так быстро не возможно.

Отсюда следует, что лучше сделать копирование кода не на отдельной странице, а в окошке, причем так, чтобы вернувшись в список сайтов пользователь мог вспомнить, что он остановился на копировании кода для сайта N.

Про разделение во времени и пространстве объясняет и Эдвард Тафти:

Envisioning Information «Narratives of Space and Time», с. 97.
Beautiful Evidence «Words, Numbers, Images — Together», c. 85.

Также смотрите книгу Дональда Нормана The Design of Everyday things. Про кратковременную память — с. 126, 127, 191, про долговременную — 67, 189.

Некоторое количество информации про разделение и устройство памяти есть в моих заметках и лекциях:

Стоит обратить внимание еще и на посты.

Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином.

Кратковременная память характеризуется ограниченностью ее объема (в среднем 7±2). При переполнении объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразу отсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную.

Процесс запоминания может протекать более эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале. Установлено, что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели. Таким образом сокращается объем исходной информации, облегчается работа по ее переработке.

Другим мнемоническим приемом является запоминание путем повторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредством сознательного повторения удерживается в кратковременной памяти на более длительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода информации в долговременное хранилище. Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, то есть отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительной системе человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму, а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именно смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного.

Особенностью долговременной памяти является то, что она, по мнению Р.Аткинсона и Р.Шифрина, практически неограниченна по объему и длительности хранения в ней информации.

Схема памяти по Р.Аткинсону и Р.Шифрину достаточно хорошо описывает работу кратковременной памяти, но абсолютно не учитывает обратную связь долговременной памяти с кратковременной. Дело в том, что оба типа памяти работают во взаимосвязи и параллельно. В памяти идет постоянная работа по обращению к прошлому опыту, его дополнение новой информацией, а также корректировка усвоенных сведений. Иначе говоря, человеку нет необходимости заучивать то, что он и так хорошо знает. На этом основана ассоциативная память.