Международно-правовое регулирование труда. Конвенции международной организации труда Перечень конвенций МОТ, действующих в РФ

    КОНВЕНЦИИ МОТ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТРУД ДЕТЕЙ

    Л.А. ЯЦЕЧКО

    На сегодняшний день остается актуальным вопрос правового регулирования труда с участием детей. И хотя Российская Федерация занимает твердую позицию искоренения детского труда в его наихудших формах, тем не менее в российском трудовом праве еще существуют пробелы и несоответствия международным трудовым стандартам в данной отрасли.
    Нашей страной ратифицировано семь конвенций Международной организации труда, напрямую регулирующих условия труда детей и подростков, и две конвенции МОТ, запрещающие принудительный труд. Данные конвенции могут и должны применяться судами, когда на практике возникают споры об оценке условий труда несовершеннолетних.
    Конвенция N 16 "Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов" 1921 г., вступившая в силу 20 ноября 1922 г., диктует, что "использование труда ребенка или подростка моложе восемнадцати лет на любом судне, кроме судов, на которых заняты лишь члены одной семьи, должно ставиться в зависимость от представления справки о медицинском освидетельствовании, подтверждающей его пригодность к такой работе" (ст. 2). В ст. 3 названной Конвенции отмечено, что при длительном использовании труда детей на работе в море такой работник должен подвергаться медицинскому освидетельствованию не реже одного раза в год. И только "в неотложных случаях" согласно ст. 4 компетентные власти могут разрешить подростку младше 18 лет подняться на борт без прохождения медицинского освидетельствования при условии, что он пройдет его в первом же порту, в который зайдет судно.
    Конвенция МОТ N 29 "О принудительном или обязательном труде" 1930 г. разрешает привлекать к принудительному труду только трудоспособных взрослых лиц мужского пола не младше 18 лет и не старше 45 лет (ст. 11) и не более чем на 60 дней в году (ст. 12).
    Конвенция N 77 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности" и Конвенция N 78 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах" устанавливают требования к применению наемного труда этих лиц в указанных сферах. Конвенция N 77 относит к промышленным предприятиям шахты, карьеры по добыче полезных ископаемых, судостроительные, производственные, занятые перевозкой грузов и пассажиров и др. (ст. 1). В свою очередь ст. 1 Конвенции N 78 указывает на разграничение между непромышленными работами, с одной стороны, и промышленными, сельскохозяйственными и морскими работами - с другой. Однако согласно этим двум документам и на промышленные, и на непромышленные работы могут привлекаться лица, не достигшие 18-летнего возраста, только в случае прохождения медицинского освидетельствования "с целью выяснения пригодности к труду". При этом подросток должен находиться под медицинским наблюдением и проходить медицинский осмотр не реже одного раза в год до достижения им 18 лет. В соответствии со ст. 4 Конвенций N 77 и N 78 "в профессиях, связанных с большим риском для здоровья, освидетельствование и переосвидетельствование с целью выяснения пригодности к работе проводятся по крайней мере до достижения возраста в двадцать один год".
    29 декабря 1950 г. вступила в силу Конвенция МОТ N 79 "Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах", определившая допустимые пределы работы указанных субъектов в ночное время и необходимое для них время отдыха. Так, согласно ст. 2 дети младше 14 лет, работающие в течение "полного или неполного рабочего дня", и дети старше 14 лет, совмещающие работу с учебой, "не используются на работах в ночное время в течение периода продолжительностью по крайней мере в четырнадцать последовательных часов, включая промежуток времени между восемью часами вечера и восемью часами утра". Хотя в некоторых случаях, если того требуют местные условия, национальными законами может быть определен другой промежуток времени, но не позднее чем с 20 час. 30 мин. вечера до 6 час. утра.
    Для детей старше 14 лет, "которые не обязаны посещать школу полное учебное время", ст. 3 Конвенции N 79 устанавливает иные правила. Их работодатель вправе использовать в ночное время, за исключением периода между 22 час. вечера и 6 час. утра, национальными законами может быть установлено иное время отдыха для детей этого возраста: с 23 час. до 7 час.
    Вместе с тем ст. 4 названной Конвенции разрешает временно применять труд подростков в возрасте от 16 до 18 лет в ночное время в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, когда этого требуют общественные интересы.
    Кроме того, в ст. 5 есть указание на выдачу индивидуальных разрешений для предоставления лицам в возрасте до 18 лет возможности выступать в ночное время в качестве актеров в кинематографических съемках и публичных выступлениях, если эта работа не будет наносить угрозы жизни, здоровью или нравственности ребенка. Минимальный возраст для выдачи подобных разрешений должен определяться национальным законодательством.
    Следующая Конвенция МОТ N 90 "О ночном труде подростков в промышленности" определяет порядок применения детского труда в ночное время на промышленных предприятиях. Согласно ст. 3 подростки, не достигшие 18-летнего возраста, не могут использоваться на работах в ночное время суток, кроме:
    а) в целях обучения учеников или профессионального обучения в определенных отраслях промышленности, где установлена круглосуточная работа, в ночное время могут работать лица от 16 до 18 лет, но с перерывами не менее 13 часов между сменами;
    б) может применяться также и в хлебопекарной промышленности в целях обучения труду подростков, достигших 16-летнего возраста.
    Вместе с тем ст. 5 разрешает использовать труд подростков 16 - 18 лет в ночное время "в случае возникновения непредвиденных или непредотвратимых чрезвычайных обстоятельств, которые не носят периодического характера и которые нарушают нормальный ход работы промышленного предприятия".
    Большого внимания в правовом регулировании труда детей заслуживает Конвенция N 138 "О минимальном возрасте для приема на работу". Эта Конвенция стала обобщающей, так как была принята вместо восьми конвенций, регулирующих возраст приема на работу (N 7, 10, 15, 58, 59, 60, 112, 123).
    Целью принятия Конвенции N 138 явилось упразднение детского труда и повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков.
    В соответствии со ст. 2 указанной Конвенции минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, "во всяком случае, не должен быть ниже 15 лет". И только в тех государствах, где "экономика и система образования недостаточно развиты, можно первоначально установить возраст в 14 лет как минимальный".
    Как правило, ст. 3 устанавливает минимальный возраст работника в 18 лет в случае, когда работа по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности подростка.
    Вместе с тем ст. 7 содержит оговорку, позволяющую национальным законодательствам допускать прием на работу по найму детей в возрасте от 13 до 15 лет для легкой работы, которая не наносит вред здоровью и развитию и не сказывается отрицательно на их обучении.
    Наконец, Конвенция N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" 1999 г. была вызвана необходимостью принять новые акты для запрещения и искоренения наихудших форм детского труда в качестве главного приоритета для национальных и международных действий.
    Статья 3 к "наихудшим формам детского труда" относит:
    а) все формы рабства, в том числе торговлю детьми, долговую кабалу, крепостную зависимость, а также принудительный труд, включая обязательную вербовку детей для использования их в вооруженных конфликтах;
    б) использование детей для занятий проституцией и производства порнографической продукции;
    в) использование детей в противоправной деятельности, в том числе для производства и продажи наркотиков;
    г) работу, которая может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.
    Таким образом, Международной организации труда удалось создать целую систему норм, обеспечивающих правовое регулирование условий труда детей и напрямую запрещающих принудительный труд. Безусловно, необходим тщательный анализ международно-правовых норм, регулирующих правоотношения с участием детей как субъектов трудовых правоотношений, для того чтобы устранить пробелы в российском трудовом законодательстве и избежать определенных несоответствий международным стандартам.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Трудовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Принято классифицировать по различным основаниям, в том числе по принявшему их органу, юридической силе (обязательные и рекомендательные), сфере действия (двусторонние, локальные, всеобщие).

Пакты и конвенции ООН являются обязательными для всех стран, их ратифицировавших. Международная организация труда принимает два вида актов, содержащих стандарты правового регулирования труда: конвенции и рекомендации. Конвенции являются международными соглашениями и обязательны для ратифицировавших их стран. В случае ратификации конвенции государство принимает необходимые меры к ее реализации на национальном уровне и регулярно представляет в Организацию доклады об эффективности таких мер. В соответствии с Уставом МОТ ратификация государством конвенции не может затрагивать национальные правила, более благоприятные для трудящихся. По нератифицированным конвенциям Административный совет может запрашивать у государства информацию о состоянии национального законодательства и практики его применения, а также о мерах по их улучшению, которые предполагается принять. Рекомендации не требуют ратификации. Эти акты содержат положения, уточняющие, детализирующие положения конвенций, либо модель регулирования социально-трудовых отношений.

В настоящее время подход МОТ к созданию конвенций решено несколько модифицировать в целях обеспечения большей гибкости правового регулирования. Будут приниматься рамочные конвенции, содержащие минимальные гарантии прав трудящихся, дополняемые соответствующими приложениями. Одним из первых таких актов стала Конвенция № 183 «О пересмотре Конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства». Ряд важных положений об охране материнства содержится в соответствующей Рекомендации. Такой подход позволяет стимулировать страны с недостаточным уровнем зашиты социально-трудовых прав ратифицировать данную Конвенцию и обеспечить тем самым закрепленный в ней минимум гарантий. Некоторые развивающиеся страны опасаются чрезмерной нагрузки на работодателей в результате ратификации конвенций МОТ. Для экономически более развитых стран в этих конвенциях закрепляются ориентиры повышения уровня гарантий. Изучение опыта МОТ показывает, что государства не ратифицируют те или иные конвенции по разным причинам, в том числе в случаях, когда на национальном уровне законодательством или практикой уже обеспечивается более высокий уровень зашиты прав трудящихся.

Основные направления международного правового регулирования труда

Международная организация труда ведет активную нормотворческую деятельность . За время ее существования было принято 188 конвенций и 200 рекомендаций.

К числу основополагающих отнесены восемь конвенций МОТ. В них закреплены основные принципы правового регулирования труда. Это следующие конвенции.

Конвенция № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.), Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.) устанавливают право всех трудящихся и предпринимателей без предварительного на то разрешения создавать организации и вступать в них. Государственные власти не должны это право ограничивать или препятствовать его осуществлению. Предусмотрены меры по защите права на свободу объединения, защите профсоюзов от дискриминации, а также организаций трудящихся и предпринимателей против вмешательства вдела друг друга.

Конвенция № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.) содержит требование упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах. Под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, которая требуется от лица под угрозой наказания и для которой это лицо не предложило своих услуг добровольно. Определен перечень работ, не входящих в понятие принудительного или обязательного груда.

Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) ужесточает требования и закрепляет обязательства государств не прибегать к какой-либо его форме в качестве:

  • средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной либо экономической системе;
  • метода мобилизации и использования рабочей силы в целях экономического развития;
  • средства поддержания трудовой дисциплины;
  • средства наказания за участие в забастовках;
  • меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Конвенция № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.) признает необходимость проведения национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению.

Конвенция № 100 «Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951 г.) требует от государств поощрения и обеспечения претворения в жизнь принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности. Этот принцип может применяться путем национального законодательства, любой системы определения вознаграждения, установленной или признанной законодательством, коллективными договорами между предпринимателями и трудящимися, либо сочетания различных способов. Для этого также предусматривается принятие мер, способствующих объективной оценке выполняемой работы на основе затрачиваемого труда. Конвенция затрагивает вопрос основной заработной платы и других вознаграждений, предоставляемых прямо или косвенно в деньгах либо натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним определенной работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола.

Конвенция № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (1973 г.) принята в целях устранения детского труда. Минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

Конвенция № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (1999 г.) обязывает государства немедленно принять эффективные меры по запрету и искоренению наихудших форм детского труда. Целенаправленная деятельность МОТ в последние два десятилетия, а также принятие Декларации 1944 г. способствовали увеличению числа ратификаций указанных конвенций.

Еше четыре конвенции отнесены МОТ к числу приоритетных:

  • № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.) — закрепляет обязательство государств иметь систему инспекции труда на промышленных предприятиях для обеспечения применения положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы. Она определяет принципы организации и деятельности инспекций, полномочия и обязанности инспекторов;
  • № 129 «Об инспекции труда в сельском хозяйстве» (1969 г.) — на основе положений Конвенции № 81 формулирует положения об инспекции труда с учетом специфики сельскохозяйственного производства;
  • № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.) — предусматривает осуществление ратифицировавшими ее государствами активной политики по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости;
  • № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.) — предусматривает трехсторонние консультации между представителями правительства, работодателей и трудящихся на национальном уровне по вопросам разработки, принятия и применения конвенций и рекомендаций МОТ.

В целом можно выделить следующие основные направления правового регулирования МОТ:

  • основные права человека;
  • занятость;
  • социальная политика;
  • регулирование вопросов труда;
  • трудовые отношения и условия труда;
  • социальное обеспечение;
  • правовое регулирование труда отдельных категорий работников (особое внимание уделяется запрету детского труда, охране труда женщин; значительное число актов посвящено регулированию труда моряков, рыбаков и некоторых других категорий трудящихся).

Принятие конвенций нового поколения обусловлено значительным количеством актов МОТ и назревшей необходимостью адаптации содержащихся в них стандартов к современным условиям. Они представляют собой своего рода систематизацию международного правового регулирования труда в определенной области.

На протяжении всей своей истории МОТ уделяет значительное внимание регулированию труда моряков и работников в рыболовном секторе. Это обусловлено характером и условиями труда указанных категорий лиц, особо требующими разработки международных стандартов правового регулирования. Вопросам регулирования труда моряков посвящено около 40 конвенций и 29 рекомендаций. В указанных сферах в первую очередь были разработаны конвенции МО Г нового поколения: «Отруде в морском судоходстве» (2006 г.) и «О труде в рыболовном секторе» (2007 г.). Эти конвенции должны обеспечить качественно новый уровень защиты социально-трудо- вых прав этих категорий работников.

Такая же работа была проведена в отношении норм об охране труда — речь о Конвенции № 187 МОТ «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 г.), дополненной соответствующей Рекомендацией. Конвенцией предусмотрено, что ратифицировавшее ее государство содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве. Для этого на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников на национальном уровне разрабатываются соответствующие политика, система и программа.

Национальная система безопасности и гигиены включает:

  • нормативные правовые акты, коллективные договоры и другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
  • деятельность органа или ведомства, отвечающего за вопросы безопасности и гигиены труда;
  • механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
  • меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве.

Рекомендация об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, дополняет положения Конвенции и направлена на обеспечение содействия разработке и принятию новых актов, международному обмену информацией в области безопасности и гигиены труда.

В сфере регулирования трудовых отношений большое значение имеют конвенции по вопросам прекращения трудовых отношений и защиты заработной платы. Конвенция № 158 МОТ «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя» (1982 г.) принята в целях защиты работников от прекращения трудовых отношений без законного основания. Конвенция закрепляет требование обоснованности — должно быть законное основание, связанное со способностями или с поведением трудящегося либо вызванное производственной необходимостью. Также перечислены причины, которые не являются законным основанием для прекращения трудовых отношений, в том числе: членство в профсоюзе или участие в профсоюзной деятельности; намерение стать представителем трудящихся; выполнение функций представителя грудящихся; подача жалобы или участие в деле, возбужденном против предпринимателя по обвинению в нарушении законодательства; дискриминирующие признаки — раса, цвет кожи, пол, семейное положение, семейные обязанности, беременность, вероисповедание, политические взгляды, национальность или социальное происхождение; отсутствие на работе в период пребывания в отпуске по материнству; временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой.

Конвенция излагает как процедуры, применяемые до и во время прекращения трудового отношения, так и процедуру обжалования решения об увольнении. Бремя доказывания наличия законного основания для увольнения возложено на предпринимателя.

Конвенция предусматривает право работника на предупреждение о планируемом прекращении трудового отношения в разумный срок или право на денежную компенсацию вместо предупреждения, если он не совершил серьезного проступка; право на выходное пособие и (или) другие виды защиты дохода (пособия из фонда страхования по безработице, фондов помощи безработным либо другие формы социального обеспечения). В случае необоснованного увольнения, невозможности отмены решения об увольнении и восстановления трудящегося на прежней работе предполагается выплата соответствующей компенсации или другого пособия. В случае прекращения трудовых отношений по экономическим, технологическим, структурным или аналогичным причинам на работодателя возлагается обязанность информировать об этом работников и их представителей, а также соответствующий государственный орган. Государства на национальном уровне могут вводить определенные ограничения при массовых увольнениях.

Конвенция № 95 МОТ «Об охране заработной платы» (1949 г.) содержит значительное число норм, направленных на защиту интересов трудящихся: о форме выплаты заработной платы, об ограничении выплаты заработной платы в натуре, о запрете предпринимателям ограничивать свободу распоряжаться своей заработной платой по своему усмотрению и ряд других важных положений. В ст. 11 данной Конвенции закреплено, что в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся будут пользоваться положением привилегированных кредиторов.

Международная организация труда приняла также Конвенцию №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран» (1970 г.). В соответствии с ней государства обязуются ввести систему установления минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму, условия труда которых делают применение такой системы целесообразным. Минимальная заработная плата согласно этой Конвенции «имеет силу закона и не подлежит понижению». При определении минимальной заработной платы учитываются следующие факторы:

  • потребности работников и их семей, принимая во внимание общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
  • экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости. Для обеспечения эффективного применения всех положений о минимальной заработной плате принимаются соответствующие меры, например надлежащая инспекция, дополненная другими необходимыми мерами.

Перечень конвенций МОТ, действующих в РФ

1. Конвенция № 11 “О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве” (1921 г.).

2. Конвенция № 13 “Об использовании свинцовых белил в малярном деле” (1921 г.).

3. Конвенция № 14 “О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях”(1921 г.).

4. Конвенция № 16 “Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов” (1921 г.).

5. Конвенция № 23 “О репатриации моряков” (1926 г.).

6. Конвенция № 27 “Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах” (1929 г.).

7. Конвенция № 29 “О принудительном или обязательном труде” (1930 г.).

8. Конвенция № 32 “О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов” (1932 г.).

9. Конвенция № 45 “О применении труда женщин на подземных работах в шахтах” (1935 г.).

10. Конвенция № 47 “О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю” (1935 г.).

11. Конвенция № 52 “О ежегодных оплачиваемых отпусках” (1936 г.).

12. Конвенция № 69 “О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации” (1946 г.).

13. Конвенция № 73 “О медицинском освидетельствовании моряков” (1946 г.).

14. Конвенция № 77 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности” (1946 г.).

15. Конвенция № 78 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах” (1946 г.).

16. Конвенция № 79 “О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду” (1946 г.).

17. Конвенция № 87 “О свободе ассоциации и защите прав на организацию” (1948 г.).

18. Конвенция № 90 “О ночном труде подростков в промышленности” (пересмотрена в 1948 г.).

19. Конвенция № 92 “О помещениях для экипажа на борту судов” (пересмотрена в 1949 г.).

20. Конвенция № 95 “Об охране заработной платы” (1949 г.).

21. Конвенция № 98 “О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров” (1949 г.).

22. Конвенция № 100 “О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности” (1951 г.).

23. Конвенция № 103 “Об охране материнства” (1952 г.).

24. Конвенция № 106 “ О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях” (1957 г.).

25. Конвенция № 108 “О национальном удостоверении личности моряков” (1958 г.).

26. Конвенция № 111 “О дискриминации в области труда и занятий” (1958 г.).

27. Конвенция № 113 “О медицинском осмотре моряков” (1959 г.).

28. Конвенция № 115 “О защите трудящихся от ионизующей радиации” (1960 г.).

29. Конвенция № 116 “О частичном пересмотре конвенций” (1961 г.).

30. Конвенция № 119 “О снабжении машин защитными приспособлениями” (1963 г.).

31. Конвенция № 120 “О гигиене в торговле и учреждениях” (1964 г.).

32. Конвенция № 122 “О политике в области занятости” (1964 г.).

33. Конвенция № 124 “О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках” (1965 г.).

34. Конвенция № 126 “О помещениях для экипажа на борту рыболовецких судов” (1966 г.).

35. Конвенция № 133 “О помещениях для экипажа на борту судов”. Дополнительные положения (1970 г.).

36. Конвенция № 134 “О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков” (1970 г.).

37. Конвенция № 138 “О минимальном возрасте” (1973 г.).

38. Конвенция № 142 “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов”.

39. Конвенция № 147 “О минимальных нормах на торговых судах” (1976 г.).

40. Конвенция № 148 “О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом, вибрацией на рабочих местах” (1977 г.).

41. Конвенция № 149 “О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала” (1977 г.).

42. Конвенция № 159 “О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов” (1983 г.).

43. Конвенция № 160 “О статистике труда” (1985 г.).

Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся на свою 87-ю сессию 17 июня 1999 года, считая необходимым принять новые акты для запрещения и искоренения наихудших форм детского труда в качестве главного приоритета для национальных и международных действий, включая международное сотрудничество и международную помощь, которые дополняли бы Конвенцию и Рекомендацию 1973 года о минимальном возрасте, остающиеся основополагающими актами по детскому труду, считая, что эффективное искоренение наихудших форм детского труда требует немедленных и всесторонних действий, при которых принимаются во внимание большое значение бесплатного базового образования и необходимость освобождения детей от любой работы такого рода, а также их реабилитации и социальной интеграции, учитывая при этом нужды их семей, напоминая о резолюции об упразднении детского труда, принятой 83-й сессией Международной конференции труда в 1996 году, признавая, что детский труд в большой степени является следствием бедности и что долгосрочное решение этого вопроса лежит в устойчивом экономическом росте, ведущем к социальному прогрессу, в частности к искоренению бедности и всеобщему образованию, напоминая о Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года, напоминая о Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации, принятой 86-й сессией Международной конференции труда в 1998 году, напоминая о том, что некоторые наихудшие формы детского труда охватываются другими международными актами, в частности Конвенцией 1930 года о принудительном труде и Дополнительной конвенцией Организации Объединенных Наций 1956 года об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, постановив принять ряд предложений о детском труде, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего семнадцатого дня июня месяца одна тысяча девятьсот девяносто девятого года нижеследующую конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1999 года о наихудших формах детского труда.


Каждое государство-член, ратифицирующее настоящую Конвенцию, немедленно принимает эффективные меры, обеспечивающие в срочном порядке запрещение и искоренение наихудших форм детского труда.


Для целей настоящей Конвенции термин "ребенок" применяется ко всем лицам в возрасте до 18 лет.


Для целей настоящей Конвенции термин "наихудшие формы детского труда" включает:

а) все формы рабства или практику, сходную с рабством, как, например, продажа детей и торговля ими, долговая кабала и крепостная зависимость, а также принудительный или обязательный труд, в том числе принудительную или обязательную вербовку детей для использования их в вооруженных конфликтах;

b) использование, вербовку или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений;

С) использование, вербовку или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков, как они определены в соответствующих международных договорах;

d) работу, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.


1. Национальное законодательство или компетентный орган определяют после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся виды работ, указанные в пункте а) статьи 3, принимая во внимание соответствующие международные нормы, в частности положения пунктов 3 и 4 Рекомендации 1999 года о наихудших формах детского труда.

2. Компетентный орган после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся выявляет места осуществления определенных таким образом видов работ.

3. Перечень определенных согласно пункту 1 настоящей статьи видов работ периодически анализируется и, по мере необходимости, пересматривается после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся.


Каждое государство-член после консультаций с организациями работодателей и трудящихся создает или указывает соответствующие механизмы для осуществления контроля за применением положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию.


1. Каждое государство-член разрабатывает и осуществляет программы действий по искоренению в приоритетном порядке наихудших форм детского труда.

2. Такие программы действий разрабатываются и осуществляются после консультаций с соответствующими правительственными ведомствами и организациями работодателей и трудящихся, принимая во внимание, в случае необходимости, мнения других заинтересованных групп.


1. Каждое государство-член принимает все меры, необходимые для обеспечения эффективного применения и соблюдения положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию, в том числе посредством введения и применения уголовных или, в зависимости от обстоятельств, других санкций.

2. Каждое государство-член, принимая во внимание важность образования в деле искоренения детского труда, принимает в установленные сроки меры, направленные на:

а) недопущение вовлечения детей в наихудшие формы детского труда;

b) оказание необходимого и должного прямого содействия для прекращения занятия детей наихудшими формами детского труда, а также их реабилитации и социальной интеграции;

с) предоставление всем детям, освобожденным от наихудших форм детского труда, доступа к бесплатному базовому образованию, а также по мере возможности и необходимости к профессионально-технической подготовке;

D) выявление и охват детей, находящихся в особо уязвимом положении; и

е) учет особенностей положения девочек.

3. Каждое государство-член назначает компетентный орган, ответственный за применение положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию.


Государства-члены принимают необходимые меры с целью оказания друг другу помощи в проведении в жизнь положений настоящей Конвенции, используя для этого более широкое международное сотрудничество и/или помощь, включая поддержку социально-экономического развития, программ по борьбе с бедностью и всеобщего образования.


Официальные грамоты о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации


1. Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех членов Международной организации труда, ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором.

2. Она вступит в силу через 12 месяцев после даты регистрации Генеральным директором ратификационных грамот двух членов Организации.

3. Впоследствии настоящая Конвенция вступит в силу для каждого государства-члена Организации через 12 месяцев после даты регистрации его ратификационной грамоты.


1. Каждый член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, по истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсировать ее заявлением о денонсации, направленным Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. Денонсация вступит в силу через год после даты ее регистрации.

2. Для каждого члена Организации, который ратифицировал настоящую Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовался предусмотренным в настоящей статье правом на денонсацию, Конвенция будет оставаться в силе на следующие десять лет, и впоследствии он сможет денонсировать ее по истечении каждого десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.


1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает всех членов Международной организации труда о регистрации всех ратификационных грамот и заявлений о денонсации, направленных ему членами Организации.

2. Извещая членов Организации о регистрации полученной им второй ратификационной грамоты, Генеральный директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.


Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.

КОНВЕНЦИЯ*
о запрещении и немедленных мерах по искоренению
наихудших форм детского труда

Конвенция 182

________________
* Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 25 марта 2004 года.


Генеральная конференция Международной организации труда,

созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся на свою 87-ю сессию 1 июня 1999 года,

считая необходимым принять новые акты для запрещения и искоренения наихудших форм детского труда в качестве главного приоритета для национальных и международных действий, включая международное сотрудничество и международную помощь, которые дополняли бы Конвенцию и Рекомендацию 1973 года о минимальном возрасте , остающиеся основополагающими актами по детскому труду,

считая, что эффективное искоренение наихудших форм детского труда требует немедленных и всесторонних действий, при которых принимаются во внимание большое значение бесплатного базового образования и необходимость освобождения детей от любой работы такого рода, а также их реабилитации и социальной интеграции, учитывая при этом нужды их семей,

напоминая о революции об упразднении детского труда, принятой 83-й сессией Международной конференции труда в 1996 году,

признавая, что детский труд в большой степени является следствием бедности и долгосрочное решение этого вопроса лежит в устойчивом экономическом росте, ведущем к социальному прогрессу, в частности к искоренению бедности и всеобщему образованию,

напоминая о Конвенции о правах ребенка , принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года,

напоминая о Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации , принятой 86-й сессией Международной конференции труда в 1998 году,

напоминая о том, что некоторые наихудшие формы детского труда охватываются другими международными актами, в частности Конвенцией 1930 года о принудительном труде и ,

постановив принять ряд предложений о детском труде, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,

решив придать этим предложениям форму международной конвенции,

принимает сего семнадцатого дня июня месяца одна тысяча девятьсот девяносто девятого года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1999 года о наихудших формах детского труда.

Статья 1

Каждое государство-член, ратифицирующее настоящую Конвенцию, немедленно принимает эффективные меры, обеспечивающие в срочном порядке запрещение и искоренение наихудших форм детского труда.

Статья 2

Для целей настоящей Конвенции термин "ребенок" применяется ко всем лицам в возрасте до 18 лет.

Статья 3

Для целей настоящей Конвенции термин "наихудшие формы детского труда" включает:

a) все формы рабства или практику, сходную с рабством, как, например, продажа детей и торговля ими, долговая кабала и крепостная зависимость, а также принудительный или обязательный труд, в том числе принудительную или обязательную вербовку детей для использования их в вооруженных конфликтах;

b) использование, вербовку или предложение ребенка для занятия проституцией, для производства порнографической продукции или для порнографических представлений;

c) использование, вербовку или предложение ребенка для занятия противоправной деятельностью, в частности для производства и продажи наркотиков, как они определены в соответствующих международных договорах;

d) работу, которая по своему характеру или условиям, в которых она выполняется, может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Статья 4

1. Национальное законодательство или компетентный орган определяют после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся виды работ, указанные в пункте d) статьи 3, принимая во внимание соответствующие международные нормы, в частности положения пунктов 3 и 4 Рекомендации 1999 года о наихудших формах детского труда.

2. Компетентный орган после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся выявляет места осуществления определенных таким образом видов работ.

3. Перечень определенных согласно пункту 1 настоящей статьи видов работ периодически анализируется и, по мере необходимости, пересматривается после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и трудящихся.

Статья 5

Каждое государство-член после консультаций с организациями работодателей и трудящихся создает или указывает соответствующие механизмы для осуществления контроля за применением положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию.

Статья 6

1. Каждое государство-член разрабатывает и осуществляет программы действий по искоренению в приоритетном порядке наихудших форм детского труда.

2. Такие программы действий разрабатываются и осуществляются после консультаций с соответствующими правительственными ведомствами и организациями работодателей и трудящихся, принимая во внимание, в случае необходимости, мнения других заинтересованных групп.

Статья 7

1. Каждое государство-член принимает все меры, необходимые для обеспечения эффективного применения и соблюдения положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию, в том числе посредством введения и применения уголовных или, в зависимости от обстоятельств, других санкций.

2. Каждое государство-член, принимая во внимание важность образования в деле искоренения детского труда, принимает в установленные сроки меры, направленные на:

a) недопущение вовлечения детей в наихудшие формы детского труда;

b) оказание необходимого и должного прямого содействия для прекращения занятия детей наихудшими формами детского труда, а также их реабилитации и социальной интеграции;

c) предоставление всем детям, освобожденным от наихудших форм детского труда, доступа к бесплатному базовому образованию, а также по мере возможности и необходимости к профессионально-технической подготовке;

d) выявление и охват детей, находящихся в особо уязвимом положении; и

e) учет особенностей положения девочек.

3. Каждое государство-член назначает компетентный орган, ответственный за применение положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию.

Статья 8

Государства-члены принимают необходимые меры с целью оказания друг другу помощи в проведении в жизнь положений настоящей Конвенции, используя для этого более широкое международное сотрудничество и/или помощь, включая поддержку социально-экономического развития, программ по борьбе с бедностью и всеобщего образования.

Статья 9

Официальные грамоты о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации.

Статья 10

1. Настоящая Конвенция имеет обязательную силу только для тех членов Международной организации труда, ратификационные грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором.

2. Она вступит в силу через 12 месяцев после даты регистрации Генеральным директором ратификационных грамот двух членов Организации.

3. Впоследствии настоящая Конвенция вступит в силу для каждого государства - члена Организации через 12 месяцев после даты регистрации его ратификационной грамоты.

Статья 11

1. Каждый член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, по истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может денонсировать ее заявлением о денонсации, направленным Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. Денонсация вступит в силу через год после даты ее регистрации.

2. Для каждого члена Организации, который ратифицировал настоящую Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте десяти лет не воспользовался предусмотренным в настоящей статье правом на денонсацию, Конвенция будет оставаться в силе на следующие десять лет, и впоследствии он сможет денонсировать ее по истечении каждого десятилетия в порядке, предусмотренном в настоящей статье.

Статья 12

1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает всех членов Международной организации труда о регистрации всех ратификационных грамот и заявлений о денонсации, направленных ему членами Организации.

2. Извещая членов Организации о регистрации полученной им второй ратификационной грамоты, Генеральный директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.

Статья 13

Генеральный директор Международного бюро труда направляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций исчерпывающие сведения о всех ратификационных грамотах и заявлениях о денонсации, зарегистрированных им в соответствии с положениями предыдущих статей.

Статья 14

В случаях, когда Административный совет Международного бюро труда считает это необходимым, он представляет Генеральной конференции доклад о применении настоящей Конвенции и рассматривает целесообразность включения в повестку дня Конференции вопроса о ее полном или частичном пересмотре.

Статья 15

1. Если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:

a) ратификация каким-либо членом Организации новой пересматривающей Конвенции влечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 11, незамедлительную денонсацию настоящей Конвенции при условии, что новая пересматривающая конвенция вступила в силу;

b) со дня вступления в силу новой пересматривающей конвенции настоящая Конвенция закрыта для ратификации членами Организации.

2. Настоящая Конвенция остается в любом случае в силе по форме и содержанию для тех членов Организации, которые ратифицировали ее, но не ратифицировали пересматривающую конвенцию.

Статья 16

Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.

Женева, 17 июня 1999 года.

(Подписи)

Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 8 февраля 2003 года N 23-ФЗ - "Бюллетень международных договоров" N 4 за 2003 год)

Текст документа сверен по:
"Бюллетень международных договоров",
N 8, август, 2004 год

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 7

Детский труд Международное и российское законодательство о правовом регулировании труда несовершеннолетних

В соответствии с трудовым законодательством РФ несовершеннолетние в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков имеют еще и трудовые льготы. Для несовершеннолетних установлен облегченный режим труда, запрещается привлекать этих лиц к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки.

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вопрос о защите прав несовершеннолетних на сегодняшний день не теряет своей актуальности, более того, он остается и должен оставаться в будущем одним из основных направлений развития трудового законодательства как в РФ, так и в других странах. Предпосылкой тому может служить общеизвестный постулат "Дети - наше будущее", который имеет как минимум тот немаловажный правовой аспект, что правильное использование труда несовершеннолетних, а если точнее детского труда, предоставит возможность использовать их трудовой потенциал без наступления негативных последствий для здоровья. Масштабы детского труда измерить очень трудно, а при определенных обстоятельствах практически невозможно. Недаром Европейская социальная хартия 1961 г. включает ст. 7 "Право детей на защиту", которая предусматривает особое положение детей и подростков в сфере трудовых отношений, в частности:

Минимальный возраст приема на работу составляет 15 лет, за исключением случаев, когда дети заняты на определенного вида легких работах, не способных нанести ущерба их здоровью, нравственности или образованию;

Более высокий минимальный возраст для приема на работу в отношении определенных видов занятий, которые считаются опасными и вредными для здоровья;

Запрет привлечения лиц, на которых распространяется положение об обязательном обучении, к таким работам, которые лишают их возможности воспользоваться в полном объеме этим обучением;

Ограничение продолжительности рабочего дня для лиц в возрасте до 16 лет в соответствии с потребностями их развития и, в частности, с их потребностями в профессиональной подготовке;

Право на справедливую оплату труда или на соответствующее пособие за молодыми трудящимися и учениками;

Время, затраченное подростками на профессиональную подготовку во время обычного рабочего дня с согласия работодателя, рассматривается как часть рабочего дня;

Для работающих в возрасте до 18 лет как минимум трехнедельный ежегодный оплачиваемый отпуск;

Запрет на использование лиц в возрасте до 18 лет на ночных работах, за исключением некоторых видов работ, предусмотренных в национальных законах или иных нормативных правовых актах;

Обязательный и регулярный медицинский осмотр лиц в возрасте до 18 лет, занятых на некоторых видах работ;

Обеспечение социальной защиты от физического и морального ущерба, которой подвергаются дети и подростки, в частности, от опасности, которая прямо или косвенно связана с их работой.

Рассмотрению вопросов, относящихся к правам несовершеннолетних, уделяют пристальное внимание практически все государства мира, Организация Объединенных Наций (ООН) и многие специализированные учреждения системы ООН. Среди этих специализированных учреждений особо можно выделить Международную организацию труда (МОТ). Высший орган МОТ - ежегодная Генеральная конференция разрабатывает и принимает конвенции и рекомендации по различным аспектам социальных и экономических прав, в частности и по вопросам разработки и принятия международных норм об охране труда детей и подростков.

Прежде всего, к таковым относятся: Конвенция о минимальном возрасте для принятия детей на различные виды работ (N 5), в соответствии с которой "дети моложе четырнадцати лет не принимаются на работу и не выполняют работы ни на одном из государственных или частных промышленных предприятий или каком-либо его филиале, за исключением предприятий, на которых работают лишь члены одной и той же семьи", Конвенция о минимальном возрасте приема на работу (N 138), согласно которой "минимальный возраст, определяемый на основе пункта, не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже пятнадцати лет", Конвенция о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском хозяйстве (N 10); Конвенция о минимальном возрасте допуска детей на работу в море (N 58); Конвенция о минимальном возрасте допуска детей в промышленности (N 59).

Так, Конвенция МОТ от 24 октября 1936 г. N 58, устанавливающая минимальный возраст найма детей на работу на море, предусматривает, что дети моложе 15 лет не могут быть заняты или работать на борту судов, кроме тех, на которых заняты члены только одной семьи.

В Конвенции МОТ от 22 июля 1937 г. N 60, относительно возраста приема детей на непромышленные работы, говорится, что национальные законы или правила должны устанавливать количество часов в день, в течение которых дети, возраст которых превышает 14 лет, могут быть заняты на легких работах.

Кроме вышеперечисленных Конвенций МОТ приняла ряд норм, направленных на ограничение ночного труда детей и подростков, например Конвенции о ночном труде подростков в промышленности (N 98); на непромышленных работах (N 79). В частности, Конвенция N 98 предусматривает, что законы или правила по осуществлению настоящей Конвенции должны:

Предписывать надлежащие меры для того, чтобы эти законы или правила доводились до всех заинтересованных лиц;

Определять лиц, ответственных за выполнение положений настоящей Конвенции;

Предписывать соответствующие меры наказания за всякого рода нарушения этих положений;

Предусматривать учреждения и содержание системы инспекции, необходимой для обеспечения эффективного осуществления этих положений;

Требование от каждого нанимателя ведения регистрационной книги с указанием имен и даты рождения всех используемых им лиц, не достигших 18-летнего возраста.

Ряд конвенций МОТ предусматривает обязательное проведение медицинского освидетельствования работающих детей. Конвенции об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов (N 16); в промышленности (N 77); на непромышленных работах (N 78); для подземных работ (N 124).

В частности, в Конвенции N 77 устанавливается, что дети и подростки моложе 18 лет не будут приниматься на работу на промышленные предприятия, если будет установлено в результате медицинского освидетельствования, что они не пригодны для использования на данных работах. Кроме того, согласно положениям данной Конвенции, национальные законы или правила должны определять орган, компетентный выдавать удостоверения о пригодности к работе, а также определять условия, которые должны соблюдаться при составлении и выдаче этих удостоверений.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что, несмотря на свою немногочисленность, конвенции МОТ в целом служат охране детского труда, устанавливая основные права и гарантии несовершеннолетних в области труда. Но неоспоримым является тот факт, что многие положения нуждаются в доработке либо требуют дополнительной регламентации.

Обратимся теперь к национальному трудовому законодательству Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством Российской Федерации объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством Российской Федерации, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Следует отметить, что несовершеннолетние находятся под особой защитой трудового законодательства РФ. Нормы трудового права учитывают психофизиологические особенности не сформировавшегося в полном объеме организма и характера несовершеннолетних. Особая охрана труда несовершеннолетних позволяет им безопасно для их организма и психики трудиться и сочетать работу на производстве с продолжением образования, саморазвития.

Запрещается применять труд несовершеннолетних на следующих работах:

а) с вредными и (или) опасными условиями труда;

б) подземных работах;

в) в игорном бизнесе, в ночных кабаре, клубах;

г) в перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями и др.;

д) работе, выполняемой вахтовым методом.

Данное ограничение вводится в соответствии с Перечнем работ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163, с целью охраны здоровья и нравственного развития несовершеннолетних. В соответствии с указанным Перечнем для лиц до 18 лет запрещено более 400 видов тяжелых, вредных и опасных работ независимо от форм собственности и организационно-правовой формы производства, включая деятельность работодателя юридического лица. Основными принципами определения безопасных для подростков видов деятельности являются: соответствие возрастным и функциональным возможностям; отсутствие неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья; исключение повышенной опасности и травматизма для себя и окружающих; учет повышенной чувствительности организма подростков к действию факторов производственной среды.

Запрещаются переноска и передвижение несовершеннолетними работниками тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Нормы предельно допустимых нагрузок лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются Постановлением Минтруда России от 07.04.1999 N 7 (Бюллетень Минтруда России. 1999. N 7). Данные нормы учитывают характер работы, показатели тяжести труда, предельно допустимую массу груза в кг для юношей и девушек.

Примечание 1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой.

2. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

3. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать:

Для юношей 14 лет - 12 кг, 15 лет - 15 кг, 16 лет - 20 кг, 17 лет - 24 кг;

Для девушек 14 лет - 4 кг, 15 лет - 5 кг, 16 лет - 7 кг, 17 лет - 8 кг.

┌─────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐

│ Характер │ Предельно допустимая масса груза в кг │

│ работы, ├───────────────────────────┬───────────────────────────┤

│ показатели │ Юноши │ Девушки │

│ тяжести ├──────┬──────┬──────┬──────┼──────┬──────┬──────┬──────┤

│ труда │14 лет│15 лет│16 лет│17 лет│14 лет│15 лет│16 лет│17 лет│

│Подъем и │ 3 │ 3 │ 4 │ 4 │ 2 │ 2 │ 3 │ 3 │

│вручную │ │ │ │ │ │ │ │ │

│груза │ │ │ │ │ │ │ │ │

│постоянно │ │ │ │ │ │ │ │ │

│в течение │ │ │ │ │ │ │ │ │

│рабочей смены│ │ │ │ │ │ │ │ │

├─────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Подъем и │ │ │ │ │ │ │ │ │

│перемещение │ │ │ │ │ │ │ │ │

│груза вручную│ │ │ │ │ │ │ │ │

│в течение не │ │ │ │ │ │ │ │ │

│более 1/3 │ │ │ │ │ │ │ │ │

│рабочей │ │ │ │ │ │ │ │ │

│смены: │ │ │ │ │ │ │ │ │

│- постоянно │ │ │ │ │ │ │ │ │

│(более 2-х │ │ │ │ │ │ │ │ │

│раз в час) │ 6 │ 7 │ 11 │ 13 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │

│- при │ │ │ │ │ │ │ │ │

│чередовании │ │ │ │ │ │ │ │ │

│с другой │ │ │ │ │ │ │ │ │

│работой (до │ │ │ │ │ │ │ │ │

│2-х раз в │ │ │ │ │ │ │ │ │

│час) │ 12 │ 15 │ 20 │ 24 │ 4 │ 5 │ 7 │ 8 │

├─────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Суммарная │ │ │ │ │ │ │ │ │

│масса груза, │ │ │ │ │ │ │ │ │

│перемещаемого│ │ │ │ │ │ │ │ │

│в течение │ │ │ │ │ │ │ │ │

│смены: │ │ │ │ │ │ │ │ │

│- подъем с │ │ │ │ │ │ │ │ │

│рабочей │ │ │ │ │ │ │ │ │

│поверхности │ 400 │ 500 │ 1000 │ 1500 │ 180 │ 200 │ 400 │ 500 │

│- подъем с │ │ │ │ │ │ │ │ │

│пола │ 200 │ 250 │ 500 │ 700 │ 90 │ 100 │ 200 │ 250 │

└─────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┘

Запрещается заключение с несовершеннолетними договора о полной материальной ответственности.

Ограничен возраст приема молодежи на работу. По общему правилу, установленному ст. 63 Трудового кодекса, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Лишь в исключительных случаях, установленных законом в предусмотренном порядке, допускается прием на работу молодежи в возрасте 15, 14 лет и до 14 лет.

В соответствии с трудовым законодательством РФ несовершеннолетние в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков имеют еще и трудовые льготы. Для несовершеннолетних установлен облегченный режим труда, запрещается привлекать этих лиц к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, направление в служебные командировки. Исключением являются творческие работники средств массовой информации, кинематографии, театров, театральных и концертных организаций и иных лиц, участвующих в создании и исполнении произведений, профессиональных спортсменов.

Для несовершеннолетних установлен удлиненный очередной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день, который предоставляется в удобное для них время.

Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, а затем до достижения возраста 18 лет подлежат ежегодному медицинскому осмотру, при этом как первичный, так и последующие медицинские осмотры производятся за счет работодателя.

Ограничивается увольнение работников моложе 18 лет по инициативе работодателя, допускается лишь с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Большое внимание законодатель уделяет гарантиям детей-сирот, в частности, ст. 9 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" устанавливает, что органы государственной службы занятости населения (органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, г.г. Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Кроме того, органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях. Проанализировав состояние российского и международного законодательства в области регулирования трудовых правоотношений несовершеннолетних, можно сделать вывод, что при достаточной правовой базе, устанавливающей гарантии и защиту трудовых прав молодежи в возрасте до 18 лет, особую остроту в последнее время приобретает проблема соблюдения трудовых прав. В действительности практически все перечисленные выше гарантии и ограничения нарушаются работодателем. Это говорит о наличии ряда существенных недостатков правовой системы в области защиты трудовых прав несовершеннолетних и более жестких механизмов привлечения к юридической ответственности лиц, нарушающих права и законные интересы лиц в возрасте до 18 лет.

Многообразие источников трудового права, взаимное существование норм, принятых десятилетие назад и вступивших в силу в последние годы, наличие множества ведомственных инструкций, положений, правил, нередко усложненных и противоречивых, неразработанность механизмов реализации принятых правовых актов - все это затрудняет осуществление механизма защиты трудовых прав несовершеннолетних.

Существующая Программа "Дети России", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 172 "О федеральной целевой программе "Дети - России" на 2007 - 2010 годы", к сожалению, не предусматривает графу расходов на создание безопасных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для несовершеннолетних. Наверное, необходимо разработать на федеральном уровне, а возможно, и на уровне субъекта РФ программу, предусматривающую все проблемы труда несовершеннолетних с установлением жесточайшего контроля за соблюдением всех нормативных актов, касающихся этой проблемы.

Л.Чернышева

Старший преподаватель

кафедры прокурорского надзора

и участия прокурора

в рассмотрении гражданских

и арбитражных дел

Подписано в печать

  • Трудовое право

Ключевые слова:

1 -1