Усыпальница романовых в петропавловской крепости. Захоронения в петропавловской крепости

В центре Петропавловской крепости находится Петропавловский собор — собор Святых апостолов Петра и Павла. Его закладка состоялась 30 мая 1712 года. Строительство собора длилось 20 лет. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра.

Необычны для традиционного русского культового зодчества как внешний облик собора, так и интерьер. Его главное украшение — резной золоченый иконостас и надпрестольная сень — дар храму от Петра I и Екатерины I.

Программу иконостаса составили Петр I и архиепископ Новгородский Феофан Прокопович. Композиция иконостаса включает пять больших киотов. В них размещены 43 иконы, написанные в 1726-1729 годах. Храм имеет два престола. Главный из них освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Второй престол находится в юго-западном углу и освящён в честь святой великомученицы Екатерины.

Перед алтарем установлена кафедра для произнесения проповедей. Симметрично кафедре находится царское место — помост, где во время богослужения стоял император.


Главенствующая часть собора — многоярусная колокольня. На колокольне располагается 103 колокола, из них 31 сохранился с 1757 года. На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках, высота креста около 6,5 метров.

Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8 метра, а масса — около 250 кг.

Собор соединен галереей с Великокняжеской усыпальницей, построенной для погребения великих князей — членов императорского дома Романовых. Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В ней похоронен основатель города — Петр I. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены почти все императоры и императрицы до Александра III.


В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

Несмотря на строгие формы, собор оставляет впечатление лёгкости и общей устремлённости вверх.

Усыпальница некоронованных членов российского императорского дома расположена в Петропавловской крепости рядом с православным Петропавловским собором. Традиционное название «Великокняжеская усыпальница» не совсем точно: помимо особ, имевших титул великих князей и княгинь, усыпальница была предназначена также для князей императорской крови и членов породнившейся с Романовыми семьи Богарне, имевших титул герцогов Лейхтенбергских и светлейших князей Романовских.

К концу XIX в. возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны. В 1897-1906 гг. рядом была сооружена Великокняжеская усыпальница по проекту архитекторов Д. И. Гримма и А. О. Томишко.

По проекту к северной стороне собора примыкает объём парадного вестибюля, от которого крытая галерея ведёт в восточном направлении к усыпальнице. При галерее устраивались царские комнаты.

Строительство было начато в апреле 1897 г. После кончины в 1898 г. Д. И. Гримма, а затем в 1900 г. А. О. Томишко, строителем усыпальницы был назначен Л. Н. Бенуа. К тому времени стены и пилоны были возведены до основания сводов. Бенуа переработал проект, который был вновь утверждён 27 мая 1901 г. Применение параболической формы свода привело к изменению силуэта и увеличения высоты здания до 48 м. Возведение было в основном завершено в 1906 г.

Пространство парадного двора перед вестибюлем отделено решёткой, сооруженной в 1905 г. По воле Николая II Бенуа спроектировал её по образцу решётки Летнего сада.

Здание богато декорировано, решено в традициях позднего ренессанса и французского классицизма. Пластичны фасады с чётко прорисованными деталями. Купол покрыт тёмным шифером из аспидного сланца, главка и крест - сусальным золотом. Внутри стены облицованы сердобольским гранитом и белым итальянским мрамором. Колонны выполнены из темного лабрадора.
В восточной части усыпальницы устроен мраморный иконостас. Образа для него написал Н. А. Бруни. По его же эскизу Г. И. Кузик в 1906 г. в Дармштадте выполнил алтарный витраж «Воскресение Христово». В том же году в мозаичной мастерской В. А. Фролова созданы четыре иконы по картонам худ. Н. Н. Харламова: для фасадов - изображения Иверской, Казанской и Фёдоровской икон Божией Матери и образ Спаса Нерукотворного - над входом в вестибюль.

Под полом усыпальницы устроили 60 двухкамерных бетонных склепов, каждый глубиной 2,2 м.

Храм св. благоверного князя Александра Невского был освящён 5 ноября 1908 г. Здание рассматривалось не как церковь, а как некрополь. Служили в нём лишь панихиды в присутствии членов императорской семьи. В ноябре 1908 г. в усыпальнице был похоронен великий князь Алексей Александрович, оформление его могилы определило решение последующих надгробий. К 1917 г. было произведено тринадцать захоронений.

После революции все могилы в усыпальнице были уничтожены. Бронзовые украшения надгробных плит были отправлены в переплавку. Здание использовалось Музеем Революции, затем Государственной центральной книжной палатой и Государственной публичной библиотекой, потом там находился склад бумажной фабрики. Иконостас был уничтожен, в центре алтарной стены пробили вход. В период блокады погиб алтарный витраж.
В 1954 г. здание передали Музею истории Ленинграда (ныне Государственный музей истории Санкт-Петербурга). В 1964 г. проведена частичная реставрация по проекту архитектора И. Н. Бенуа, после этого здесь открылась выставка «История строительства Петропавловской крепости», которая была демонтирована лишь в 1992 г.

Петропавловская крепость - усыпальница Русских царей. February 6th, 2014

Сегодня, как и всякий раз при своем посещении Санкт-Петербурга, побывал в Петропавловском соборе, месте упокоения членов династии Романовых.
Считаю, что это святое место для каждого русского человека, ибо тут находится прах тех, кто построил нашу страну, ее города, порты, дороги, создал основу ее промышленности. Прах тех, кто создал Россию в привычном для каждого понимании и представлении. Тех, кто столетиями защищал христианство и православные народы от иноземного порабощения.
Существующая русская смута началась ровно в тот момент, как не стало Российской монархии, а до столетней годовщины этого события осталось ждать совсем немного.
Православные Русские цари веками строили и оберегали наше государство, собирали новые земли, сделав Российскую империю или просто Россию, самой большой страной на свете. В конце концов именно монархическая форма государства, существовала в нашей истории на порядок больше всех иных форм Российской государственности

Гимн Российской империи.

Ворота в крепость.

Петропавловский собор. До позапрошлого года самое высокое здание в Санкт-Петербурге. Окончательно построен к 1733 году.

Внутренне убранство храма.
Неприятно было то, что при посещении экскурсионных групп, экскурсоводы и смотрители не делают замечания мужчинам не снимающим головной убор, а были и такие, особенно среди иностранцев. К сожалению многие воспринимают собор не как священный храм, а как музейный экспонат.

Екатерининский придел, где покоятся останки семьи последнего Русского царя, которая была зверски убита большевиками в Екатеринбурге в 1918 году.

Русская православная церковь уже в наше время их канонизировала.

Захоронение основателя Российской империи и города Санкт-Петербурга Петра Великого.

Захоронение величайшей Российской императрицы Екатерины Второй, благодаря деяниям которой, в том числе и нынешнее государство Украина владеет третью своей территории.

Фотографии других членов династии, которые жили на рубеже 19 и 20 веков.

Победитель Наполеона Бонапарта царь Александр Первый.

Николай Первый, успешно подавивший первый в истории Российского государства либеральный мятеж - восстание декабристов.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать последнего императора Николая Второго, избежавшая гибели только потому, что в 1917 году находилась в Киеве.
Умерла в Западной Европе, в 2006 году была перезахоронена тут.
В Киеве в ее честь, в 1916 году, был назван в том числе и нынешний Петровский жд мост. Она вообще много полезного сделала для нашего города, искренне любила его и всегда подолгу в нем находилась.
Позже, в Советской России, ее память конечно же была предана забвению.

Ее муж, император Александр Третий, который скоропостижно скончался в Крыму от болезни в 1894 году. После него власть перешла к их сыну Николаю, которому суждено было стать последним Русским царем.

Строитель Киева - государь император Николай Первый. Именно благодаря его личному участию, Киев из города монастырей и паломников, стал превращаться в крупный губернский центр с развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой. При нем были заложены большинство улиц центра Киева, какими мы их можем видеть и поныне.

Александр Второй - царь освободитель. Освободил крестьянство от крепостничества и Балканские народы от турецкого ига.
Был убит в 1881 году в Санкт-Петербурге террористами народовольцами. Так в те годы называли себя предшественники нынешних врагов Российского государства, от прозападных либералов до троцкистов и исламских боевиков.

Семья последнего Русского царя.

Троицкий мост Санкт-Петербурга, построенный в 1903 году к 200 летию Санкт-Петербурга. При СССР назывался Кировским.

И замерзшая Нева.

Вид на Петропавловский собор с Троицкого моста.

Петропавловская крепость.

Великокняжеская усыпальница

Памятник архитектуры

1897-1908 - арх. Гримм Давид Иванович, Томишко Антоний Иосифович, Бенуа Леонтий Николаевич

К концу XIX в. возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны. В 1906 г. рядом была сооружена Великокняжеская усыпальница по проекту архитекторов Д. И. Гримма и А. О. Томишко.

По проекту к северной стороне собора примыкает объем парадного вестибюля, от которого крытая галерея ведет в восточном направлении к усыпальнице. При галерее устраивались царские комнаты.

Строительство было начато в апреле 1897 г. После кончины в 1898 г. Д. И. Гримма, а затем в 1900 г. А. О. Томишко, строителем усыпальницы был назначен Л. Н. Бенуа. К тому времени стены и пилоны были возведены до основания сводов. Бенуа переработал проект, который был вновь утвержден 27 мая 1901 г. Применение параболической формы свода привело к изменению силуэта и увеличения высоты здания до 48 м. Возведение было в основном завершено в 1906 г.

    Западный фасад.
    Зодчий» 1898,
    Вып.11 Л.54

    План.
    Зодчий» 1898,
    Вып.11 Л.54

    Поперечный разрез.
    Зодчий» 1898, Вып.11 Л.55
    (добавил )

    Старая открытка.

    Усыпальница великих князей
    в Петропавловской крепости.
    Фото 1911 г.

    Внутрен. вид усыпальницы
    членов Императорской
    Фамилии. Л.Н.Бенуа

    Внутрен. вид купола усыпальницы
    членов Императорской Фамилии.
    Л. Н. Бенуа.

    Ежегодник ОАХ,
    Вып. 2, 1907., С.11-13
    (добаввил )

  • После революции все могилы в усыпальнице были уничтожены. Бронзовые украшения надгробных плит были отправлены в переплавку.. Здание использовалось Музеем Революции, затем Государственной центральной книжной палатой и Государственной публичной библиотекой, потом там находился склад бумажной фабрики. Иконостас был уничтожен, в центре алтарной стены пробили вход. В период блокады погиб алтарный витраж.

    В 1954 г. здание передали Музею истории Ленинграда. В 1964 г. проведена частичная реставрация по проекту арх. И. Н. Бенуа, после этого здесь открылась выставка «История строительства Петропавловской крепости», которая была демонтирована лишь в 1992 г.

    В мае 1992 г. здесь был похоронен правнук Александра II, глава Российского императорского дома великий князь Владимир Кириллович, скончавшийся в Париже. В том же году начато восстановление надгробных плит на местах исторических захоронений.

    Мозаичные иконы расположены на всех четырех фасадах усыпальницы, по одной на каждом. На трех больших круглых панно можно видеть изображения Божьей Матери: Казанской на южном фасаде, Иверской на северном и Феодоровской на восточном. Четвертое панно - на выходе из усыпальницы - образ Спаса Нерукотворного. Мозаики были установлены в 1907 г. по предложению архитектора Леонтия Бенуа, а выполнены в знаменитой петербургской Мозаичной мастерской архитектора Фролова. Панно с изображениями Божьей Матери диаметром около двух метров состоят из тысяч кусочков смальты множества цветов и оттенков, и каждый кусочек представляет собой сантиметровый кубик. Изображение Спаса Нерукотворного по размеру - меньше.

    Все четыре мозаики были сильно повреждены. Панно пошли трещинами, сильно загрязнились. Много оказалось таких участков, где смальта полностью отпала, где-то была расколота, выщерблена. Панно создавались сто с лишним лет назад, и сейчас абсолютно такую же мозаику, которую тогда делали, уже невозможно найти. Большая палитра мозаики у итальянцев, но даже в итальянской коллекции не смогли найти все фрагменты, которые были необходимы для реставрации икон. Недостающую часть материала смогли разыскать в мастерских Академии художеств в Петербурге. Всего во время реставрации мозаичных панно были заменены сотни кусочков смальты, около четырех килограммов драгоценного стекла. Все работы были выполнены руками двух петербургских специалистов.

    (Из статьи О. Ермошиной "Старинной мозаике вернули внутренний свет" в газете "Вечерний Петербург" №186 (25455) от 12.10.2015)

    Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости. АО "Арсис" 1993 г.

    Великокняжеская усыпальница, официально именовавшаяся Усыпальницей членов императорской фамилии (или Новой усыпальницей) при Петропавловском соборе, построена в 1896-1908 гг. по проекту архитектора Д. И. Гримма при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа. Ее строительство вызывалось тем, что к концу XIX в. практически уже были исчерпаны возможности для новых захоронений в Петропавловском соборе, выполнявшем роль некрополя дома Романовых.

    Под полом Усыпальницы было устроено 60 могил, каждая из которых представляет собой двухкамерный бетонный склеп глубиной 2,2, шириной 1,3 и длиной 2,4 метра. Каждая камера закрывалась наглухо тремя каменными плитами. Склепы разделяются бетонным стенками толщиной 12 сантиметров. Могилы расположены рядами вдоль стен с востока на запад. В отличие от Петропавловского собора, где могилы готовились лишь после смерти члена императорской фамилии, здесь они были сделаны все сразу.

    По первоначальному проекту, утвержденному еще Александром III в 1887 г., устройство в Усыпальнице алтаря (придела) не предполагалось. В восточной части должно было стоять лишь небольшое распятие. Но летом 1905 года Николай II, по просьбе своей жены Александры Федоровны и ее сестры Елизаветы, повелел устроить в ней алтарь с иконостасом. Правда, здание рассматривалось не как церковь, а как некрополь-мавзолей. Отправлялись в нем лишь панихиды в присутствии членов императорской фамилии.

    5 ноября 1908 года только что построенное здание Усыпальницы было освящено, а через три дня состоялось первое захоронение - у южной алтарной части был погребен сын Александра II, великий князь Алексей Александрович.

    Как и в Петропавловском соборе, все погребения в Усыпальнице про-изводились по церемониалу. В течение одного-двух дней гроб с телом под специальным балдахином стоял в центре собора. После отпевания его переносили в Усыпальницу и опускали в медный ковчег, стоявший в могиле. Ковчег закрывался на два замка, ключи от которых хранились в Министерстве императорского двора. По специальному сигналу в момент опускания гроба производился ружейный и орудийный салют со стен крепости, звонили колокола.

    Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места и даты рождения и смерти, дата погребения.

    В феврале 1909 года рядом с Алексеем Александровичем был похоронен его брат, великий князь Владимир Александрович. В том же году из Петропавловского собора перенесли прах его сына Алексея Владимировича. А в 1911 - 1912 г. - останки еще нескольких членов царской семьи. При этом перезахоронение занимало несколько дней, так как склепы в Усыпаль-нице были меньше переносимых ковчегов.

    В 1916 г. в Усыпальнице насчитывалось тринадцать захоронений. восемь из которых были перенесены из Петропавловского собора.

    В годы советской власти судьба Великокняжеской усыпальницы складывалась довольно печально. В декабре 1926 года комиссия Главнауки, обследовавшая здание, пришла к выводу, что все бронзовые украшения на надгробных плитах, а также решетки алтарной части «подлежат переплавке как не представляющие исторической и художественной ценности». В 1932 г. здание было передано Государственной Центральной Книжной палате. На мраморном полу, пострадавшем от наводнения 1924 г., были сделаны деревянные настилы, на которых поставлены в три яруса стеллажи с книгами. Надгробные плиты были раздавлены. Проход в собор заделали кирпичной стеной. Книгохранилище оставалось там до конца Великой Отечественной войны.

    После войны в Усыпальнице некоторое время располагался склад бумажной фабрики. В 1954 г. здание было передано Музею истории города, и в первой половине шестидесятых годов после проведения ремонтно-реставрационных работ в нем разместилась выставка «История Петропавлов-ской крепости». Ее демонтировали в мае 1992 г. в связи с захоронением правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ. После их завершения зданию будет возвращен его первоначальный облик.

    1. 1. Великий князь Алексей Александрович. Родился в С.-Петербурге 2 января 1850 г. Скончался в Париже 1 ноября 1908 г. Сын Александра II. Генерал-адмирал, генерал-адъютант, адмирал. Главный начальник флота и морского ведомства, член Государственного совета и Комитета министров. Погребен 8 ноября 1908 г.
      1. 2. Великий князь Владимир Александрович. Родился в С.-Петербурге 10 апреля 1847 г. Скончался там же 4 февраля 1909 г. Сын Александра II. Генерал- адъютант, генерал от инфантерии. Главнокомандующий войсками гвардии и Петербургским военным округом, член Государственного совета, президент Императорской Академии художеств. Погребен 8 февраля 1909 г.
      2. 3. Великий князь Александр Владимирович. Родился в Царском Селе 19 августа 1875 г. Скончался в С.-Петербурге 4 марта 1877 г. Сын Владимира Александровича. Погребен в Петропавловском соборе 7 марта 1877 г. Перезахоронен в Усыпальницу 14 -17 февраля 1909 г.
      3. 4. Великая княгиня Александра Иосифовна (урожденная Александра-Фридерика-Елизавета-Генриетта-Полина-Марианна, принцесса Саксен-Альтенбургская). Родилась в Альтенбурге 26 июня 1830 г. Скончалась в С.-Петербурге 23 июня 1911 г. Супруга Константина Николаевича. Председатель Императорского Русского музыкального общества и С.-Петербургского совета детских приютов. Погребена 30 июня 1911 г.
      4. 5. Великая княгиня Александра Николаевна. Родилась в Царском Селе 12 июня 1825 г. Скончалась в Царском Селе 29 июля 1844 г. Дочь Николая I, супруга принца Фридриха-Вильгельма Гессен-Кассельского. Погребена в Петропавловском соборе 4 августа 1844 г. Перезахоронена в Усыпальницу 23—28 сентября 1911 г.
      5. 6. Великий князь Вячеслав Константинович. Родился в Варшаве 1 июля 1862 г. Скончался в С.-Петербурге 15 февраля 1879 г. Сын Константина Николаевича. Погребен в Петропавловском соборе 18 февраля 1879 г. Перезахоронен в Усыпальницу 23-28 сентября 1911 г.
      6. 7. Великий князь Константин Николаевич. Родился в С.-Петербурге 9 сентября 1827 г. Скончался в Павловске 13 января 1892 г. Сын Николая I. Генерал-адмирал, генерал-адъютант, адмирал. Глав-ноуправляющий флотом и морским ведомством, председатель Адмиралтейств-совета, председатель Государственного совета, член Комитета министров. Председатель Императорского русского географического, Музыкального и других обществ. Погребен в Петропавловском соборе 15 января 1892 г. Перезахоронен в Усыпальницу 23-28 сентября 1911 г.
      7. 8. Княжна императорской крови Наталья Константиновна. Родилась 10 марта 1905 г. Скончалась 10 мая 1905 г. Дочь Константина Константиновича. Погребена в Петропавловском соборе 12 мая 1905 г. Перезахоронена в Усыпальницу 23 - 28 сентября 1911 г.
      8. 9. Князь Георгий Максимилианович Романовский герцог Лейхтенбергский. Родился в С.-Петербурге 17 февраля 1852 г. Скончался в Париже 20 апреля 1911 г. Сын Марии Николаевны, внук Николая I. Погребен 28 апреля 1912 г.
      9. 10. Великая княгиня Мария Николаевна. Родилась в Павловске 6 августа 1819 г. Скончалась в С.-Петербурге 9 февраля 1876 г. Дочь Николая I, супруга герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Президент Императорской Академии художеств, председатель Общества поощрения художников. Погребена в Петропавловском соборе 13 февраля 1876 г. Перезахоронена в Усыпальницу 13 - 14 июня 1912 г.
        1. 11. Князь Сергей Максимилианович Романовский герцог Лейхтенбергский. Родился в С.-Петербурге 8 декабря 1849 г. Убит 12 октября 1877 г. у Йован- Чифтлика в Болгарии. Сын Марии Николаевны, внук Николая I. Ротмистр лейб-гвардии Конного полка. Погребен в Петропавловском соборе 24 октября 1877 г. Перезахоронен в Усыпальницу 13-14 июня 1912 г.
        2. 12. Княжна Александра Максимилиановна. Родилась в С.-Петербурге 28 марта 1840 г. Скончалась в Сергиевке 31 июля 1843 г. Дочь Марии Николаевны. Погребена в Петропавловском соборе 5 августа 1843 г. Перезахоронена в Усыпальницу 13 -14 июня 1912 г.
        3. 13. Великий князь Константин Константинович. Родился в С.-Петербурге 10 августа 1858 г. Скончался в Павловске 2 июня 1915 г. Сын Константина Николаевича, внук Николая I. Генерал-адъютант, генерал от инфантерии, генерал-инспектор военно-учебных заведений. Президент Императорской Академии наук, поэт, академик по разряду изящной словесности. Погребен 8 июня 1915 г.
        4. 14. Великий князь Владимир Кириллович. Родился в Борго 30 августа 1917 г. Скончался в Майами (США) 21 апреля 1992 г. Внук Владимира Александровича, глава императорского дома Романовых. Погребен 29 мая 1992 г.
        5. (Текст В. Б. Гендрикова

Описание

Продолжим нашу прогулку по Петропавловской крепости в сторону собора. По правую руку от нас находится одноэтажное здание Артиллерийского цейхгауза, которое было возведено по проекту военного инженера А. М. Брискорна в 1801 – 1802 годах, для хранения оружия и военного снаряжения. В 1865 году здесь было размещено Пожарное депо. В 1887 году в помещении цейхгауза устроили манеж для гарнизонных строевых занятий.
В наше время здание используется для выставок, часть его отведена под служебные помещения.
Напротив, находиться Инженерный дом, построенный в 1748 – 1749 годах на месте деревянных складов для хранения оружия (цейхгауза). Сначала помещения использовали под те же оружейные склады, позже в конце XVIII века здание стало - Инженерным деловым двором с цейхгаузами. В корпусах помещались чертежные мастерские, хранилище инженерных приспособлений, архив, часть была выделена под жилые покои семей низших чинов служащих.
Дальше перед нами предстанет Петропавловский собор с пристроенной к нему Великокняжеской усыпальницей. Но перед тем как выйти на соборную площадь, обратим внимание на камерную статую, восседающего на троне императора Петра Великого.

Памятник Петру Первому, работы художника и скульптора Михаила Шемякина, был установлен напротив Петропавловского собора 7 июня 1991 года. Интересна история создания памятника. В мастерской художника находилась копия посмертной маски Петра Первого, выполненной в XVIII веке зодчим Б. К. Растрелли. Идею же использовать эту маску в создании скульптуры подал Михаилу Шемякину его друг – Владимир Высоцкий. После смерти Высоцкого, художник в память о своем друге, создал этот оригинальный памятник Петру Первому.


Но вернемся к Петропавловскому собору.
При строительстве крепости, в ее центре, 12 июля (29 июня по старому стилю) 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла, был заложен деревянный храм, который в 1712 - 1733 годах был перестроен придворным архитектором Доменико Трезини, в каменный. Великий зодчий возводит собор, отступив от русских церковных канонов строительства, в европейском стиле, придав строению барочный архитектурный облик. Пристроенную к общему объему колокольню завершает золоченый шпиль с парящим на нем ангелом с крестом; венчает же собор только один купол, а не привычные пять глав.


Впоследствии архитектурный стиль этого времени назвали петровским барокко. Необычны для традиционного русского культового зодчества, как внешний облик собора, так и интерьер. Внутреннее пространство храма разделено на три широких нефа мощными пилонами, расписанными под искусственный мрамор. Своды украшены росписью и позолоченной лепкой, а стены, купол и барабан – картинами на сюжеты из Нового и Ветхого Заветов.


Отличается от канонического и внутреннее убранство собора. Главное украшение собора - резной золоченый иконостас – непревзойденный образец русской резьбы эпохи барокко. Он был создан в 1722-1727 годах в Москве мастерами Оружейной палаты по эскизу Доменико Трезини и под руководством художника и зодчего Ивана Зарудного. В соборе иконостас установили в 1729 году.
Колокольню собора украшают куранты (башенные часы). При строительстве собора специально Петром I были выписаны из Англии башенные часы, которые установили на колокольне. Но судьба курантов оказалась незавидной – они сгорели при пожаре. На восстановление их денег не было, поэтому современные часы на башне лишь внешне схожи с оригиналом.


Интересную историю имеет венчающий шпиль ангел. В XIX веке фигурка ангела накренилась от ветра и грозила обрушиться. Возводить леса, достаточные для проведения работ, дорого и непрактично, а подняться на такую высоту – невозможно без специального снаряжения. В 1830 году вызвался провести ремонтные работы на шпиле собора кровельный мастер Петр Телушкин. С помощью веревок и собственной сноровки он поднялся на вершину шпиля, закрепил веревочную лестницу и провел все работы по восстановлению ангела.
Петропавловский собор с первых лет своего существования (задолго до полного завершения строительства) стал усыпальницей Императорского Дома Романовых; под его сводами покоятся российские императоры от Петра l до Николая II (за исключением Петра II и Иоанна VI) и члены императорской семьи.


Позже к собору была пристроена Великокняжеская усыпальница, ввиду того, что возможности захоронений в Петропавловском соборе были исчерпаны. В апреле 1897 года по проекту архитекторов Д. И. Гримма и А. О. Томишко начались строительные работы. Всвязи с кончиной архитекторов возведение усыпальницы завершал архитектор Л. Н. Бенуа. По переработанному проекту, в 1906 году здание было достроено. 5 ноября 1908 года некрополь был освящен как Храм св. благоверного князя Александра Невского. Служили в нем лишь панихиды в присутствии членов императорской семьи.
Великокняжеская усыпальница - яркий образец архитектурных стилизаторских тенденций в русском зодчестве рубежа ХIХ – начала ХХ веков. В архитектурном оформлении здания прослеживаются мотивы французского ренессанса, классицизма и итальянского барокко.
Внутреннее убранство Великокняжеской усыпальницы имело богатое оформление - стены были облицованы сердобольским гранитом и белым итальянским мрамором, колонны выполнены из темного лабрадора. В усыпальнице установили небольшой иконостас из белого мрамора с бронзовыми царскими вратами.
Иконостас и другие элементы церковного убранства были утрачены после 1917 года.
С 1908 по 1915 год в усыпальнице были погребены 13 членов императорской семьи, в том числе 8 захоронений перенесли из собора. В течение последующих 76 лет захоронения в усыпальнице не производились. Прерванная традиция была возобновлена в 1992 году, когда здесь захоронили правнука Александра II – великого князя Владимира Кирилловича. В 1995 году в усыпальницу из города Кобурга (Германия) был перевезен прах его родителей: великого князя Кирилла Владимировича и великой княгини Виктории Федоровны. В 2010 году похоронена супруга великого князя Владимира Кирилловича великая княгиня Леонида Георгиевна.
Обязательно посетите Петропавловский собор, в котором проводят интересные экскурсии. Билеты можно приобрести на площади перед собором, там же продаются билеты и в Великокняжескую усыпальницу.