Как можно воспитать привычку оценивать собственные поступки. Семейный час «Воспитание привычек у ребенка


Если вы проанализируете свой обычный день, то наверняка найдете десятки привычек, которые усложняют жизнь. Например, проверка телефона сразу после пробуждения, просиживание перед телевизором или в интернете, тяжелая еда на ночь. Все эти вещи, которых могут быть сотни, не только съедают время, но еще и негативно сказываются на жизни. Но в этой статье мы сосредоточимся на полезных привычках, рассмотрим их природу, советы по формированию, а также представим список привычек, которые необходимо воспитывать в себе каждому человеку.

Любая привычка состоит из психологического и физиологического аспектов. В случае с психологическим при неоднократном повторении уже не возникает каких-либо трудностей волевого или познавательного характера. Какое бы ни было ваше отношение к формируемому навыку, через какое-то время вы перестаете испытывать сильные позитивные или негативные эмоции по его поводу. Так что это может сработать и в обратную сторону, если привычка плохо на вас влияет. Если говорить о физиологии, то имеется в виду формирование устойчивых нервных связей.

Если вы всерьез хотите привить себе несколько привычек, они в идеале должны затрагивать разные сферы вашей жизни. Таким образом через какое-то время произойдет весьма ощутимое позитивное изменение вашей личности. Именно поэтому мы собрали список привычек из совершенно разных областей саморазвития.

Наука до сих пор не нашла четкого ответа на вопрос, сколько времени требуется для формирования привычки. Да и не сможет найти, потому что все индивидуально и зависит от сложности самой привычки. Действие становится привычкой тогда, когда выполняется без противодействия со стороны организма. Поэтому есть разница: выпивать стакан воды каждое утро или совершать пробежку на несколько километров. Диапазон может очень сильно варьироваться - от 18 до 254 дней. Но каноническим считается число 66 - именно это количество дней вам понадобится, чтобы перестать себя мотивировать и проявлять силу воли. По прошествии этого срока вы будете выполнять действия на автомате и вам не понадобятся дополнительные усилия. За это время мозг перестает сопротивляться и окончательно формирует устойчивые нервные связи.

Вопреки распространенному мнению, начать формировать привычку не так уж сложно. Для этого достаточно небольшой мотивации. Сложности возникают, когда человек перестает себя мотивировать при наступившем регрессе. Первичная эйфория улетучивается и наступают будни. Этот момент является наиболее тяжелым и большинство людей отказываются от своих планов.

Что нужно знать о привычках в первую очередь?

  1. За любой пропущенный день придется заплатить несколькими.
  2. Чем сложнее привычка, тем больше уйдет дней на ее формирование.
  3. Привычки, связанные с физической активностью, требуют больше времени.
  4. Два важных умения способствуют формированию привычки любой сложности - умение себя мотивировать и развитая сила воли.
  5. В идеале формировать привычку нужно сразу после пробуждения или перед сном. В этих случаях частично отсутствует сопротивление мозга, а подсознание является активным участником.

Ниже мы представляем вам список крайне полезных привычек для человека, который хочет развиваться во всех областях своей жизни. Возможно, вам не удастся внедрить их все в виду малого количества времени, так что можете сосредоточиться на нескольких. Формированием остальных же занимайтесь время от времени, потому что даже в этом случае они будут иметь позитивное влияние на ваш мозг и организм.

Чтение

Этот навык стоит на первом месте неспроста. Чтение практически любой литературы помогает концентрироваться и формировать творческое и образное мышление. В эпоху интернета наше внимание постоянно переключается с одного объекта на другой, что приводит к тому, что мы не можем сосредоточиться даже во время беседы. Читайте каждый день и помните, что чтение новостных лент в соцсетях и ценников не считается.

Пробежки

Если вы задумываетесь о здоровье и физических упражнениях, а времени крайне мало, практикуйте пробежки. Они помогают сбросить лишний вес, являются одним из наиболее доступных видов упражнений и задействуют максимальное количество мышц. Бег повышает настроение и автоматически наводит вас на мысль о правильном питании.

Прогулка

Это не то же самое, что и пробежка. Во время прогулки вы можете сосредоточиться на мыслях или же замечать те вещи, которых раньше не замечали. Многие гении любили прогуливаться во время творческих кризисов, а уж они знали практически все о способах вдохновения.

Медитация

Ежедневная практика медитации позволит вам повысить свой эмоциональный интеллект и осознанность. Вы сможете намного быстрее и эффективнее справляться со стрессом и научитесь держать свои эмоции под контролем. также учит терпению и концентрации. Таким образом, формируя одну привычку, вы культивируете и много других.

Упражнения для мозга

Сейчас есть масса способов для улучшения . Если вы введете в привычку заниматься , через какое-то время увидите, насколько лучше стали запоминать информацию, принимать решения и концентрироваться. Выбирайте самые неудобные для вас игры и головоломки. Только в этом случае вы достигнете отличных результатов. Помните, что мозг будет сопротивляться очень сильно, но лишь в первое время.

Употребление в пищу фруктов и орехов

Мы привыкли не думать о рационе и есть то, что находится под рукой. Возьмите в привычку покупать и иметь на столе фрукты и орехи. Наиболее доступные в финансовом плане яблоки, арахис, грецкий орех и тыквенные семечки. В них содержатся невероятно важные и полезные вещества. Сделайте так, чтобы забежав на кухню быстро перекусить, эти продукты находились в зоне вашей видимости. Вреда они не принесут, а вот пользы будет достаточно и для работы мозга и для утоления голода.

Уверенность в себе

Как ни странно, но это тоже привычка. Мы - то, что постоянно делаем. И если мы во всех ситуациях , принимаем решения и совершаем действия, то станем уверенными в себе. Читайте книги по этой теме и тут же переходите к практике. Уверенность в себе повышается только когда вы получаете подтверждение о ее наличии. Держите правильную осанку, не мямлите и всегда четко знайте, чего хотите.

Планирование

Планирование многими считается скучным процессом, который в том числе делает жизнь предсказуемой. Это так, если для вас нормально постоянно оставлять свои проекты или цели на полпути. Прелесть планирования в том, что оно моментально позволяет прояснить мысли и сосредоточиться на важном. Вы больше никогда не осознаете, что вот уже целый час бесцельно сидите в интернете. Планирование позволяет видеть, чувствовать и ценить время.

Отсутствие критики

Об этом писал и сотни психологов после него. Любая критика ведет в лучшем случае только к краткосрочному результату. А в худшем ведет к провалу и краху взаимоотношений. Критика вызывает у человека чувство обиды и желание защищаться. Критиковать может каждый, для этого не нужно даже быть сколько-нибудь разумным человеком. Поэтому если вам, к примеру, не нравятся результаты работы другого человека, научитесь косвенно и ненавязчиво указать на его ошибки и не вызвать в нем негативной реакции. При таком способе человек сделает выводы сам и сделает все, как надо. Поэтому приучите себя подавлять первое желание критиковать и задумывайтесь о том, как обойти защиту человека.

Дневник

Пользу ведения дневника недооценивают. Но так можно найти собеседника, который вас понимает - вас самих. Возможность размышлять и остаться с мыслями один на один является очень полезным времяпровождением, ведь большинство нашего времени мы не думаем, а просто поглощаем информацию.

Все эти привычки позволят вам за сравнительно короткое время привести свою жизнь, организм и , что неизменно позитивно скажется на работе или учебе. Удачи в формировании полезных привычек!

Привычки могут складываться стихийно, могут быть продуктом целенаправленного воспитания, перерастать в устойчивые черты характера. Привычки это реальные «кирпичи», из которых складываются затем стиль и образ действий человека, манеры его общения с другими, мотивы и способы достижения целей, словом, все то, что в конечном счете во многом определяет людские судьбы, их повороты и перипетии. Привычки являются основой образа жизни. Человек совершает такие действия, постоянное осуществление которых стало его потребностью. За счет автоматизма, затепленного в результате многократного повторения действия, формируется так называемый динамический стереотип.

Человек, имеющий определенные привычки, чувствует себя неуютно при их невыполнении. Если, например, он не выполнил привычного действия (не вымыл руки перед едой, не убрал рабочее место и т. д.) или нарушил этикет (нагрубил старшему и т. п.), он ощущает беспокойство, какой-то психологический дискомфорт, настроение у него ухудшается, хотя иногда он не может понять, по какой причине это произошло.

Очень часто люди выглядят невоспитанными не потому, что не знают это, а из-за отсутствия необходимых привычек.

Привычка облегчает и упрощает все виды деятельности. Действительно, стоит нам попасть в знакомые условия, как мы без напряжения включаемся в привычную работу. Если какой-либо поступок требовал ранее от нас анализа ситуации, то теперь решение принимается само собой.

Поэтому воспитывать полезные, добрые привычки нужно с раннего детства.

Порядку, вежливости учить детей нужно пока это для них игра. Пусть это войдет у них в привычку, пусть выработается «автоматизм этикета» — это очень пригодится им в будущем, облегчит общение с людьми, поможет в любом деле.

В некоторых семьях молодежь не знает, чем заняться, и мало-помалу привыкает убивать время. Эта привычка, приобретенная в юности, находит потом выражение в пассивности на работе, при организации досуга. Все это служит преградой на пути духовного развития личности, и поведение таких людей становится все более ситуационным, а следовательно, они податливы к случайным влияниям, разного рода соблазнам, начиная от курения и кончая наркотиками. В конце концов, и довольно скоро, это приводит к неудовлетворенности жизнью, работой, семьей.

Формирование вредных привычек происходит, как правило, легче, чем образование хороших, причем они и закрепляются прочнее. Ведь вредные привычки обычно упрощены, примитивны. Напротив, полезные привычки, как правило, сложнее и отражают более совершенное воспитание, более содержательную личность.

Цель: Раскрыть воспитательные возможности семьи в формировании привычек у детей.

Форма проведения: круглый стол

Оборудование: компьютер, мульти-медийная установка, столы, стулья по кругу для всех участников.

Ход мероприятия.

Ведущий: Добрый день, уважаемые родители! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как воспитывать привычки у ребенка. (слайд 2)

Великий русский писатель Л.Н. Толстой записал однажды: «Посейте поступок и вы пожнете привычку, посейте привычку и вы пожнете характер, посейте характер и вы пожнете судьбу» .

Часто после того, как ребенку исполнилось три года, родители начинают замечать, что в поведении, высказываниях их малышей появляются такие элементы, за которые родителям остается только краснеть. И все вокруг только удивляются, где ребенок такое мог увидеть или услышать? В случае если малыш посещает детские учреждения или часто играет с детьми на улице, то родители полагают, что все негативные моменты поведения являются результатом влияния окружающих. Ну а если ребенок еще не умеет говорить, то такое поведение обычно объясняется родителями наследственностью, причем конечно не со своей стороны...

С точки зрения воспитания взрослый человек, а особенно родители для малыша являются наиболее авторитетным источником, который дает пример для подражания в различных ситуациях. Но так как ребенок еще не способен анализировать поступки с моральной точки зрения: хорошо или плохо, он копирует абсолютно все, чаще даже не осознавая это. Психологами давно доказано, что воспитание и научение через наблюдение являются одним из эффективных способов формирования поведения.

В первые пять лет жизни ребенка происходит постоянное накопление навыков поведения в различных ситуациях, и большая часть этих навыков формируется посредством наблюдения за поведением взрослых, а в частности родителей. Именно поэтому важно в первую очередь обращать внимание на свои привычки, поступки, разговоры, а затем уже рассуждать, почему ребенок поступает так, а не иначе.

Великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут» . (слайд 3)

Дискуссионная часть

Ведущий: Когда начинают формироваться привычки? (слайд 4)

Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребёнка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т. д. Взрослые должны очень внимательно относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребёнка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить хорошую привычку – и вместо неё стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.

Дискуссионная часть

Ведущий: Как воспитываются привычки? (слайд 5)

Привычка воспитываются делами. Действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке) . Неудачи, неприятности мешают образованию привычки.

Большинство действий носит бытовой характер (например, уход в семье за животными или растениями, приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.

Родители должны лишь позаботься о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением действия.

Чаще всего родители жалуются на такой недостаток в поведении ребенка как незаконченное действие, например, ребенок взял игрушку, поиграл, а убрать забыл, оставил там, где играл, то есть он не завершил действие начатое с игрушкой. Такая же картина может наблюдаться и с книжками, одеждой, карандашами и любыми другими предметами, с которыми ребенок часто взаимодействует. Умение убирать за собой - элементарный двигательный акт, его выработать достаточно легко, если приучать малыша всегда и неукоснительно выполнять данную манипуляцию. Но если систематически забывать про это, то ребенку в дальнейшем трудно будет вообще довести любое начатое дело до логического завершения, таким образом, будут формироваться такие качества как безответственность, безынициативность, и в дальнейшем данные характеристики могут стать доминирующими чертами личности.

Для того чтоб сформировать у ребенка привычку завершать начатое дело, достаточно выполнять следующие рекомендации:

У каждой вещи в доме должно быть строго определенное место, свой домик для машинок, карандашиков, книжек и т.д.

Ваш личный пример, если ребенок видит, как вы приходите с работы и от усталости бросаете обувь в коридоре, одежду на кресло, при этом говоря малышу, что это очень плохо и так делать не следует, то в таком случае дошкольнику ничего не остается, как запомнить именно такую манеру поведения. И не стоит потом удивляться, если ребенок будет прибегать к таким же отговоркам. В данном возрасте реальная действительность воздействует на ребенка намного сильнее слов.

Запомните, что поведение ребенка в первую очередь отражение вашего поведения.

То же самое касается и научения ребенка другим навыкам, например, говорить вежливые слова, умение говорить тихо, а не кричать. Ребенок на данном этапе развития работает как ваше зеркало. Если ребенок в садике демонстрирует нежелательное поведение, не стоит тут же винить воспитателей, а стоит задуматься, когда и как дошкольник это мог заметить в первую очередь за мной, потому что для малыша именно вы являетесь образцом и идеалом поведения. Прививайте с раннего детства своему ребенку те качества, которые хотели бы в нем видеть, и тогда в дальнейшем у вас с наименьшей вероятностью возникнут проблемы поведенческого характера.

В дошкольном возрасте невозможна коррекция нежелательного поведения без действенного примера значимого для него взрослого. Важно, чтобы в вашей семье, не только мама и папа, но и бабушки, дедушки и другие родственники подавали ребенку однотипный пример поведения, иначе ребенок выберет наиболее легкий и удобный для себя стиль. Пример в поведении, поступке, разговоре всегда остается в подсознании ребенка, и именно на основе этих знаний строится дальнейшая жизнь вашего малыша, его способы взаимодействия с другими людьми, в подобной ситуации ребенок с большей вероятностью будет поступать именно так, как вы проступаете сейчас.

Дискуссионная часть

Ведущий: Что такое вредные привычки? (слайд 6)

«Вредные привычки - навязчивые действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии» - такое толкование могут найти родители в энциклопедии. Пугающее, потому что вредные привычки, оказывается, далеко не так безобидны и пальчик во рту должен быть сигналом тревоги: малышу плохо!

Все в поведении ребенка имеет свое значение, свой смысл. Он может бессознательно злиться на родителей, оставивших его одного, может испытывать сильные негативные чувства к бабушке, вдруг занявшей место любимой мамы. Следом накатывает волна стыда за такие мысли, и малыш срывает чувства на собственном теле: грызет ногти, накручивает на пальчик волосы, то есть на подсознательном уровне пытается причинить себе боль. Вся разрушительная сила этих трудных переживаний обращается на него самого.

Таким образом, вредные привычки - признак сильной тревожности. Важно понимать, что причины, провоцирующие такое поведение, имеют под собой реальную почву. Часто это проблемы общения между детьми и родителями. (слайд 7,8)

Приведем варианты возможных тревожных ситуаций.

  • Очень тяжело бывает детям, родители которых к ним безразличны. Даже без слов, по мимике и жестам ребенок принимает сигналы о том, что окружающий мир враждебен. И место родителей в его душе тогда может занять кто-то другой, например, обыкновенный жук в спичечном коробке, с которым можно болтать, делиться своими горестями, который понимает тебя.
  • Родители слишком заняты собой, выяснением своих отношений, а ребенок, в лучшем случае, предоставлен самому себе, а чаще - становится оружием матери или отца в борьбе межу собой. Такой ребенок безмерно страдает от конфликта между самыми близкими людьми или вырастает прекрасным манипулятором.
  • Властные мамы и папы стремятся управлять своим ребенком, подавляя его волю и не предоставляя возможности быть самим собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх. Ребенок смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто и не думает на него нападать.
  • Мама-наседка во всем опекает маленького цыпленка, прибегает по первому зову, делает за него любую мелочь. Ребенок подрос, а палец о палец ударить не хочет и не умеет. Вот и находятся для него другие занятия. Тем более, когда ребенок в семье «царь и бог» , он становится избалованным и привыкает к тому, что всем его капризам потакают.
  • Дети вечно занятых родителей пытаются привлечь к себе внимание, в котором так нуждаются, пусть даже негативным способом. Они действуют по принципу: «Лучше пусть отругают, чем не заметят» . Тогда ребенок неосознанно пристрастится к любой вредной привычке, лишь бы попасть в поле вашего зрения.

Дискуссионная часть

Ведущий Как помочь ребенку избавиться от вредных привычек, какие хитрости можно использовать взрослым для этого? (слайд 9, 10, 11, 12, 13, 14)

Привычка держать палец во рту

Если ребенок держит палец во рту - значит он чувствует внутренний дискомфорт. Часто эту привычку приобретают дети, которым уделяется мало внимания. Не исключено, что таким образом они выражают протест, что их надолго оставляют в одиночестве.

Специалисты советуют предпринять следующие шаги:

  1. Разговаривать с ребенком перед сном, подержать его за ручку, ведь это как раз то время, когда между родителями и детьми возникает наибольшая близость. Спокойное и нежное общение изо дня в день сделает ребенка менее возбудимым.
  2. Если вам приходится ненадолго расстаться, поцелуйте по очереди все его пальчики и попросите сохранить поцелуй до встречи.
  3. Случается, что первенец ревнует маму к маленькому братику или сестричке и разными способами пытается выразить свое недовольство. Отнеситесь к нему с пониманием, используйте разные приемы, чтобы доказать, что любовь к нему не ослабла.
  4. Уложив ребенка в кроватку, можно рассказать какую-нибудь сказку, но обязательно с хорошим концом. А затем напомните ему обо всех его хороших поступках

Привычка плакать, ныть и хныкать

Причины хныканья могут быть различными: малыш по натуре чувствителен и слезлив; ему нездоровится или он устал к концу дня; ему трудно сосредоточиться на одном деле. Но возможно, что ребенок - юный солист-манипулятор.

  • Поскольку ноющий ребенок говорит неразборчиво, можно сказать ему: «Что ты говоришь? Ничего не понимаю! Можешь сказать нормально? Извини, я ничего не понимаю, когда ты ноешь. Пожалуйста, успокойся. Пока ты не успокоишься и не сможешь говорить нормально, я не смогу понять, чего ты хочешь. Успокойся, и мы поговорим» .
  • Необходимо переключить внимание ребенка на другой предмет или занятие, способное вызвать у него интерес. Например, помочь приготовить обед для папы. Но картошку и морковь нужно сначала хорошо помыть - от такого удовольствия дети редко отказываются.

Привычка кусаться

Возможные причины такого поведения? Чаще всего это агрессия, направленная на родителей. Такова подсознательная реакция на требования взрослых, нежелание их выполнять. Но, возможно, это попытка привлечь к себе внимание. Может быть и то, что ребенок враждебно настроен и хочет всем вокруг сделать больно.

Специалисты предлагают следующие инструкции по искоренению:

  • Научите драчуна договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою правоту словами. Если ребенок кусается, очевидно, такое поведение в семье ненаказуемо или, несмотря на осуждение, приносит ему желаемый результат.
  • Агрессора с раннего детства надо учить контролировать себя. Те дети, которым это удается, чаще добиваются успеха во взрослой жизни и продолжают уважать и любить своих родителей.
  • Малыш бьет руками по лицу мать, у которой сидит на коленях. Ему уже говорили, что бить нельзя, но результат нулевой. Он продолжает бить и радостно смеяться после каждого удара. Мать пытается объяснить, что ей больно. Но откуда ребенок знает, что такое боль, если не испытывал ее? Тогда мама в ответ на очередной удар спрашивает: «Какая рука ударила? Эта?» - и ударяет пальцами по стукнувшей ее руке, стараясь одновременно и не причинить боль, и сделать удар ощутимым. Ребенок, естественно, плачет. Мама, продолжая нежно обнимать его и держать на коленях, твердо и спокойно говорит: «Маму бить нельзя!» Если ребенок ударит вновь, то мама повторит прием. При этом также спокойно она говорит: «Нельзя бить людей. Тот, кто бьет, всегда получает в ответ» . Это, возможно, придется повторить несколько раз.
  • Сходную тактику можно применить и к кусающемуся ребенку. Вы в состоянии помочь «зубастику» , и в первую очередь тем, что покажете пример контроля над собственными эмоциями, далеко не всегда радостными

Привычка ругаться

Вы в шоке! Вы потеряли дар речи. Ваш ребенок произносит совсем недетские выражения. Рано или поздно с этой проблемой сталкиваются все родители.

Это явление можно объяснить следующими причинами. С раннего возраста на детей обрушивается огромный поток информации. Слушая речь окружающих, малыш воспроизводит новые слова и выражения, подражая взрослым. Некоторым нравится произносить слова также, как это нравится попугаю, но их значение ни с чем плохим не связывается. Если для ребенка «нехорошие» слова не содержат смысловой «начинки» , значит, родители сражаются с ветряными мельницами.

Что можно посоветовать взрослым в таких случаях?

  • Говоруна переполняют разнообразные чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Подыскивая выражения, он вдруг начинает добавлять крепкие словечки. И если не заострять на этом внимание ребенка, как правило, «увлечение» ругательствами проходит само собой по мере обогащения его словарного запаса.
  • Если реагировать на ругательства бурно, ребенок с удовольствием будет их повторять снова и снова только ради того чтобы насладиться вашим негодованием или возмущением окружающих людей.
  • Когда ваш ребенок станет постарше, поговорите с ним по душам и убедите его, что щеголять ненормативной лексикой не очень-то красиво. В пять-шесть лет ребенок уже достаточно большой, чтобы понять, что есть лексика, совершенно недопустимая в приличном обществе. Так ему и скажите: «Мы с папой тоже знаем эти выражения, но никогда не произносим вслух» .
  • Игра «Ругаемся овощами» подойдет для детей любого возраста - простор для словесных выражений открывается небывалый, а ничей слух это не коробит. В роли бранных слов можно использовать не только овощи, но и многое другое - мебель, растения, дни недели.

Ведущий От привычки одним обещанием «больше так не делать» - не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно её устранять; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке.

Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоренить. Каждая привычка отвечает какой–то потребности. С течением жизни меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не вечны. Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестаёт быть актуальной, привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки. (слайд 15)

Воспитание привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребёнок «производил впечатление» , а потому что это делает совместную жизнь комфортной и приятной) . (слайд 16)

Наследственность обуславливает лишь темперамент, тип высшей нервной деятельности, а навыки, привычки, характер формирует окружающая среда. Поэтому главными творцами личности ребенка в первую очередь являются его родственники – папы, мамы, бабушки и дедушки. Их привычки - привычки их детей. (слайд 17)

Памятка для родителей «Как воспитывать детей»

Вот несколько общих элементарных правил, которыми стоит руководствоваться взрослым при воспитании ребенка.

1. Нельзя унижать ребенка.

Мы иногда в сердцах говорим ребенку: «У тебя вообще голова на плечах есть?» или «За что меня Бог наказал таким ребенком!» Всякий раз, когда мы произносим что-то подобное, мы разрушаем положительную самооценку сына или дочери. Наши дети начинают чувствовать вину за то, что вообще живут на свете. С этим чувством вины далеко не уйдешь, можно вырасти глубоко несчастным человеком.

2. Никогда не нужно угрожать.

«Только попробуй это сделать, как дам!» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребёнка бояться и ненавидеть нас. От угроз ребёнок не перестанет вести себя кое-как, либо перестанет вести себя здесь и сейчас, а потом отыграется - можно это назвать «законом сохранения шалостей» . Кроме того, малыш перестанет уважать вас как лидера. Помните: слабый грозит кулаком, сильный - пальцем.

3. Не следует вымогать обещаний.

«Пообещай, - говорит мама провинившемуся ребёнку, - что больше никогда-никогда так делать не будешь» . И ребенок охотно обещает. А вскоре вновь повторяет свою шалость. Мама в недоумении: «Как! Ты же дал слово!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему - когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний будет развивать в нем либо чувство вины, либо научит циничному разнобою в словах и делах.

4. Не нужно допекать, опекая.

Иначе ребенок не почувствует, что может сделать что-то сам. А это опять-таки снижает самооценку, приводит к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает его к мысли, что можно не напрягаться - и так все тебе сделают. Многие родители недооценивают возможности своих детей и делают за них то, что они и сами могут.

5. Неразумно требовать немедленного повиновения.

Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Начните издалека: «Скоро будем ужинать» , «Мороженое на десерт может растаять» и пр. Тогда он, по крайней мере, не скажет, что не был предупрежден.

6. Нельзя потакать ребенку и слепо идти у него на поводу.

Вседозволенность может возникнуть тогда, когда дети чувствуют: родители не в силах настоять на своем. Это значит, думают дети, что правила не имеют четких границ. Чем более конкретны ваши «да» и «нет» , «белое» и «черное» , тем проще ребенку (особенно маленькому) понять, чего вы, собственно, от него хотите.

7. Чтобы достичь понимания, нужно быть последовательным.

Наедине с сыном мама во время обеда разрешает ему залезть в свою тарелку и умиленно хихикает. Когда приходит подруга и все вместе садятся за стол, мама в ужасе от того, что малыш нахально лезет во все тарелки, и ругает его.

Есть волшебное слово, заключающее в себе один из главных секретов воспитания - это последовательность. Будьте последовательны. Ребенок не в состоянии понять все ваши «иногда» , «может быть» , «только по праздникам» . Можно вырастить неврастеника, если, надев старую одежду, будете возиться с ребенком в грязи, а потом рассердитесь, когда в другой раз, играя, он испачкает свой или ваш костюм. Надо дать ему понять, что есть вещи, которые он может делать только с вашего разрешения.

Бесспорно, каждый из вас может продолжить этот список своими собственными заповедями, сверяясь со своим опытом родительской любви и заботы.

Выступление докладчика может быть завершено ответами на вопросы родителей на интересующие их темы.

06.04.2016 06:01:23

"...Начала вести дневник благодарности - бросила. Начала конспектировать задание первого месяца по своему имиджу - бросила. Занялась гардеробом, стилем, макияжем - бросила. Занялась здоровым питанием - бросила. И т.д.: начинаю вырабатывать нужную привычку, поведение, чтобы стать женщиной, соответствующей мужу-олигарху - и через несколько дней бросаю.

Сижу и плачу в тряпочку. В 2007 году я не соответствовала мужу-олигарху... И за эти прошедшие пять лет ничего не изменила в себе, чтобы ему соответствовать. Поэтому понимаю, что не стану женой олигарха ни сейчас в 27 лет, ни в 40 лет".

Ирина.

Ирина, в вашем письме сквозят упреки в свой адрес - а это неправильно. Первое, что нужно сделать - это запретить себе раз и навсегда злиться на себя и расстраиваться. Вы удивительный человек, вы постоянно стремитесь достичь большего, вы стараетесь - и уже это достойно того, чтобы относиться к себе с уважением и любовью.

Вы хотите стать лучше, стремитесь подобрать ключик к заветной пружине своей души, которую можно завести до отказа - и действовать, действовать, действовать... радуя себя и окружающих прекрасными переменами в жизни. Вы ищете ключик, открывающий склад ваших волевых качеств, но пока просто не смогли его найти. Но если продолжать поиски - вы обязательно найдете этот волшебный ключик. Главное не останавливайтесь!

Поиском заветных ключей занимаюсь и я. Знаю по опыту - каждому человеку требуется свой золотой ключ, а я собираю их все на страницах своей рассылки. Сегодня я предложу вам еще один, и скажу по секрету - он самый-самый!

Ведь это не просто действенный совет - это научный подход, проверенный на опыте сотнями ученых и доказавший свою эффективность. Ну не буду больше вас интриговать:), посоветую только читать внимательно, конспектировать для себя важное, и получать от этого все возможные выгоды в жизни. А они для вас могут открыться совсем скоро...

Почему мы очень часто действуем неразумно? Почему не способны поступать так, как считаем нужным?

Потому что Мышление человека не так далеко ушло от животного мира. Люди в своем большинстве живут не логикой и здравым смыслом, не сознательными установками, а обычными животными потребностями.

Животные не способны мыслить, они живут рефлексами: воробей сел на землю около густо разросшихся кустов, а оттуда выскочила кошка и цапнула его лапой, ободрав хвост и полкрыла. В памяти (подсознании) воробья отложилось: там, где густо растут кусты - опасно, туда низзя! Проверив еще тридцать раз, воробей убедится: где густо растут кусты - действительно опасно (кошки выскакивают и пугают, а кого-то даже едят). У него выработается "условный рефлекс", и больше он никогда не сядет рядом с густо разросшимся кустом.

Зато залетев в сквер, где люди крошат на тротуар крошки, у воробья выработается стойкий рефлекс (привычка) - лети туда, там много еды и относительно безопасно.

Условный рефлекс открыл великий ученый, лауреат нобелевской премии Иван Петрович Павлов, проводивший опыты на собаках. Помните из школьной программы? Звонит колокольчик, собаке дают кушать, у нее вырабатывается слюна. Несколько таких подкреплений - и у собаки уже начинает вырабатываться слюна только на звон колокольчика. Кстати, с людьми Павлов тоже прекрасно работал и доказал, что мы не так далеко ушли от животных.

Научные эксперименты доказывают - мы только внешне разумны, а на самом деле... Мышление человека можно сравнить с работой завода, где роль хозяина завода исполняет Подсознание, дающее указания: "Это нравится - делаю, это не нравится - не делаю; хочу то - иду налево, хочу это - иду направо" . Менеджеры этого завода (наше Сознание) эти указания берут к сведению, находят в них логику и оправдывают, а потом стимулируют рабочих (самого человека) эти указания исполнять.

Но почему примитивное подсознание выполняет в нашем мышлении главенствующую роль?

Потому что мы были животными миллионы лет. Все это время нашим мышлением управляло подсознание, и только 50 или 70 тысяч лет назад в нас появились зачатки сознания.

Подсознание было первым, оно старше, крепче в нас сидит, и степень его влияния на наше поведение огромна! Хотя мы и не придаем этому особого значения.

Подсознание примитивно до ошизения. Когда ему сытно, тепло и хорошо - оно будет сидеть на месте ДО ПОСЛЕДНЕГО, лишь бы это "ХОРОШО" продолжалось. И только СЕРЬЕЗНЫЕ стимулы способны сдвинуть его с места.

Когда вы вечером, уплетая печенье, сидите у телевизора или читаете детективчик - вы ни за что не поднимете свою попу, чтобы сделать какие-то физические упражнения для поддержания здоровья. Подсознанию ведь хорошо - а это главное. Оно дает указание это "хорошо" продолжать, а ваше Сознание как услужливый менеджер найдет тысячи оправданий, чтобы ничего не делать.

Утром вы встаете с постели и идете на работу, хотя вам этого делать совсем не хочется - только потому, что это ЖИЗНЕННО ВАЖНО. Если на работу не пойти - нечего будет кушать, это опасно для жизни - поэтому на работу вы идете.

Если вы сидите у телевизора, уплетая любимое печенье, а в вашей квартире начался пожар - вы обязательно выскочите на улицу - так как это жизненная необходимость.

Но если пожара нет, и вашей жизни сейчас ничего не угрожает - вы будете сидеть, и лопать печенье, даже страдая ожирением. Почему? Потому что сейчас СЕРЬЕЗНОЙ ПРОБЛЕМЫ НЕТ, а Подсознанию ХОРОШО. Как воробей летит в сквер полакомиться крошками, потому что следует условному рефлексу, так и ваше Сознание всегда найдет умные и правильные оправдания любому вашему поведению. Сознание - менеджер, у него работа такая - служить Подсознанию и заставлять вас что-то делать или не делать.

Так работает наше Мышление.

Человек примитивен и консервативен как воробей. Воробей не сидит около кустов - потому что это опасно, а мы не лежим в постели по утрам и идем работать - тоже только потому, что это опасно.

В нас выработан "условный рефлекс": утром мы, даже не задумываясь, встаем с постели, чистим зубы, одеваемся и идем на работу. А вечером нас подъемным краном не оторвать от телевизора и любимого печенья - привычка такая.

Чтобы управлять своим мышлением, нужно понимать, что воздействовать на него обычными доводами невозможно. Тут нужен научный подход:

Чтобы приучить себя гулять, я не занималась уговорами, не убеждала себя, что физ.нагрузки полезны моему здоровью. Я действовала просто - удаляла из дома все сладкое. Вечером мне обязательно захочется сладкого - а его нет. Что делать? Страдать от горя, или идти в магазин. И вот я иду на улицу (в самый дальний магазин) и покупаю немного сладкого. Доказано, что для выработки устойчивой привычки у животного требуется от 20 до 200 подкреплений, у человека — от 2 до 20.

Я действовала по-максимуму. Два месяца у меня дома не было ни кусочка сладкого (кто не любит сладкое, можно его заменить кофе, колбасой, мандаринами, просмотром любимых фильмов и т.д.). После такого серьезного промежутка времени у меня сформировался устойчивый условный рефлекс: пойдешь гулять - будет тебе хорошо. В моем Подсознании выработалась нужная мне привычка.

Через два месяца, если я не шла гулять - мне становилось плохо.

А теперь внимание, сейчас я вам дам не просто золотой ключик, а ключ, усеянный крупными бриллиантами и безумно дорогим черным жемчугом! Если в вас проникнет это знание, и засядет очень глубоко - вы сможете управлять своей жизнью, творить в ней великие дела и достигать необычайных высот! Да, это знание так дорого стоит, потому что оно способно менять личность и судьбу человека до неузнаваемости. Итак, читайте внимательно и вникайте.

Я рассказала, что если через 2 месяца не шла гулять - мне становилось плохо. Почему?

Потому что Подсознание консервативно, и если что-то в жизни человека меняется, - не важно, к хорошему это или плохому, - оно начинает серьезно паниковать. Если же все идет по-старому - человек испытывает удовольствия.

Поэтому, если у человека есть привычка гулять, читать, работать по вечерам - это приносит ему такие же удовольствия, как просмотр любимых сериалов или плотный ужин на ночь. Все дело в привычках.

"И маленькая победа над собой делает человека намного сильней".
М. Горький

Понимаете?! Достаточно пару месяцев походить за сладким (на дистанцию 3 км) - и вы привьете себе привычку гулять по вечерам. А значит, всю свою жизнь будете на порядок стройнее и здоровее. Но это еще не все!

Если вы перестанете гулять - то будете испытывать тревогу и беспокойство, так как ваше Подсознание будет требовать прогулки (вы выработаете в себе устойчивый рефлекс).

То есть вы измените свою личность до неузнаваемости. Представляете, 2 месяца назад пешие прогулки на длинные дистанции были для вас неприятным времяпрепровождением, а теперь они доставляют вам истинное удовольствие. Круто, да!

Вы стали другим человеком, теперь забота о своем здоровье доставляет вам удовольствие. И за все это вам нужно было заплатить всего лишь сладким.

Вы можете менять свои привычки, а вместе с ними и свою судьбу. Ведь таким образом можно приучить себя много читать, работать по вечерам, делать регулярный маникюр или хвалить свою прекрасную личность, глядя в зеркало.

Наша жизнь состоит из привычек, а теперь используя этот метод, вы сможете сотворить из нее все, что вам угодно!

Подкреплять необходимые вам привычки можно чем угодно.

Если вы мама полугодовалого малыша, то заставить себя гулять можно очень легко. Достаточно ходить гулять куда-нибудь в гости. Как мы знаем, молодые мамы, сидя дома с малышом, страдают от недостатка общения. А смена обстановки и приятное общение - это прекрасный стимул для формирования необходимой вам привычки. Сегодня вы идете в гости к бабушке, завтра к подружке, послезавтра еще куда-то. А через месяц-два вы приучите себя гулять просто так.

У меня не было устойчивой привычки читать, и уж тем более работать по вечерам. Умом я понимала, что эта привычка может сделать меня успешней в профессиональном плане, а значит богаче и счастливей. Но сидя у телевизора, мое Подсознание категорически противилось доводам Сознания.

Я сделала просто - удалила из дома телевизор. На следующий вечер уже выла от тоски. Через пару тройку дней я стала читать со скуки.

Вот тут самое главное! Позволяйте себе развлекаться только чтением научно-популярной литературы. Никаких детективов и романов о любви! Все их в мусор (или на время увезите маме)!

"Мне ску-у-у-у-учно! Хва-а-а-а-атит!" - а Сознание как услужливый менеджер сразу же приводит вам логические доводы, что это действительно ни в какие ворота не лезет - так издеваться над своим организмом! Что уже давно пора чаю попить, по телефону поболтать, полистать любимый журнальчик, зайти в "Одноклассники" и т.д.

Над Подсознанием и Сознанием человека есть еще и Сверхсознание, которое способно не вестись на болтовню этих говорунов. Оно просто говорит: "Нравится, не нравится - терпи моя красавица".

Включать вовремя Сверхсознание, четко и упорно двигаться к высшим целям в жизни - это тоже "условный рефлекс", сформированная привычка. Я до сих пор продолжаю ее в себе развивать.

Чтобы приучить себя внедрять в свою жизнь что-то новое, а в свой характер полезные привычки - нужно действовать тем же способом.

Вы хотите приучить себя работать по вечерам. Прекрасно! Для этого нужно запретить себе развлекаться чтением (как мы помним, телевизор уже выброшен). Вечером у любого человека появляется свободное время, и он может тратить его на развлечения и удовольствия. Но если развлекаться ты себе не позволяешь, то делать будет нечего, и тогда ты начнешь работать по намеченному плану.

Любой труд должен быть награжден.

То есть, вы выполнили намеченную работу - наградили себя чашкой кофе (шоколадом, сексом или мультиками). Иван Павлов вырабатывал условные рефлексы у собак при помощи кусочков мяса, а вы можете вырабатывать у себя полезные привычки при помощи небольших, но ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИЯТНЫХ ВАМ вознаграждений.

Если вы выполнили серьезную работу, можно наградить себя целым днем ничегонеделания, какой-то вещью, отпуском и прочими удовольствиями.

Само собой разумеется, что перед всей этой организационной работой, нужно отказаться от удовольствий. "Воздержание от удовольствий - это величайшая добродетель в мире". Об этом говорили многие величайшие умы, начиная с Будды и Диогена, и заканчивая наставлениями наших прабабушек.

И это действительно разумно. Ведь человек всегда будет стремиться к удовольствиям, в этом смысл его жизни. А воспитать человека, привив ему полезные привычки можно только тогда, когда эти удовольствия выдаются со смыслом.

Ирина, вам просто нужно понять, что привычка бросать начатое - это всего лишь сформированный вами условный рефлекс. Чтобы привить привычку доделывать начатое до конца - вам нужно развивать в себе Сверхсознание.

Для этого помните, что помимо Подсознания и Сознания у вас еще есть Сверхсознание. Когда ваше Подсознание требует "Хочу - не хочу!", а Сознание находит тысячи обоснованных убеждений, что нужно бросить начатое - говорите ему: "Нравится, не нравится - терпи моя красавица, я не животное - я человек!"

Помните, мы не далеко ушли от животных, и до сих пор живем своими рефлексами. Но всегда имеем возможность от них отказаться, и привить себе полезные привычки.

"Суть человека постигает тот,
кто сущность пса сперва в себе убьет".

Саади Муслихаддин Абу Мухаммед

Чтобы привить полезную привычку - нужно сознательно лишить себя удовольствий, и выдавать их дозировано, только как ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ за сделанную вами работу.

Только в этом случае у человека появляется возможность вырваться из порочного круга вредных привычек, возвыситься над собой и сделать свою жизнь лучше!

«Тот, кем вы себя видите, будет тем, кем вы станете» Джим Кэткарт.

Мы очень часто откладываем дела на потом. Как правило, это «потом» наступает не скоро, либо вообще не наступает. Так мы сами лишаем себя лучшего, чего каждый из нас достоин.

Успех любит тех, кто точно знает, что хочет от этой жизни, и целенаправленно идет по дороге достижений. Он сопутствует тому, кто не откладывает решение задач на потом, а сразу приступает к реализации задуманного. Только воспитывая в себе такие качества, как упорство и целеустремленность в работе над важными делами, и идя до победного конца, вы сделаете свои мечты явью, а дело сдвинется с мертвой точки.

Для достижения высокого уровня профессионализма и продуктивности труда необходимо воспитание в себе устойчивой привычки решать самые важные задачи с самого утра, не отвлекаясь на другие проблемы.

Обычно перед человеком стоит сразу много задач, которые необходимо выполнить. Но только умение присваивать им категорию, поможет вам понять, за какой приоритет, за что нужно взяться в первую очередь. Начинать нужно с самой трудной и важной. Необходимо учиться приступать к решению таких задач немедленно и проявлять упорство до тех пор, пока дело не будет выполнено до конца. Только потом стоит переходить к решению других задач. То есть необходимо понимать, что следует сделать немедленно, а что можно сделать и позднее, если следует делать вообще.

Боясь предстоящих трудностей в выполнении более сложных задач, мы часто откладываем их, соблазняясь на решение более легких. Но это неправильно. «Сделай дело – гуляй смело!» – это правильный подход. Ведь пока мы боимся приступить к выполнению сложного задания, мы не перестаем думать о нем, и вот этот груз давит на нас, не давая нам вздохнуть полной грудью и радоваться жизни.

После того, как вы определите приоритет в выполнении поставленных перед вами задач, необходимо понимать, что без выработки привычки дело продвигаться не будет. Ставьте перед собой ясные цели: нерешительность и медлительность в данном случае – не ваш конек. Только упорная работа над выполнением поставленных задач поможет воспитать необходимые умения и навыки (как умственные, так и физические). «Терпение и труд все перетрут» – да, да, именно упорство и многократное повторение до тех пор, пока привычка не закрепится у вас на подсознательном уровне и не станет неотъемлемой частью вашего поведения.

Теперь всякий раз, когда вы выполните поставленную перед собой задачу, вы будете чувствовать прилив энергии, энтузиазма и возвыситесь в собственных глазах. Чем сложнее выполненная вами задача, тем большее удовлетворение от достигнутого вы получите. Обретенная уверенность в собственных силах поможет вам с большим оптимизмом смотреть на окружающий вас мир и не бояться и не откладывать на потом задачи, которые ждут вас в будущем.

После выполнения желаемого или должного вы испытываете чувство удовлетворения от свершенного. В мозгу происходит выброс эндорфинов, которые дают вам естественное ощущение «кайфа», наполняющее вас гордостью за собственные творческие силы и придающее вам уверенность в себе.

Таким образом, как только вы воспитаете в себе привычку незамедлительно приступать к выполнению первоочередных задач и доводить их до конца, как только она станет вашей «второй натурой», она будет исподволь руководить вашими действиями, и вы обнаружите, что доводить до конца важные задачи легче, нежели бросать их на полпути.

Необходимо помнить о тех преимуществах и выгодах, которые вы сможете получить, научившись всегда быть деятельным, быстро достигающим результатов и целеустремленным человеком.

Итак, с помощью многократных и упорных тренировок вы сможете преодолеть в себе склонность откладывать все на потом, «в долгий ящик», и приобретете привычку решать поставленные задачи быстро и качественно. Как только вы научитесь достигать поставленных целей, ваша жизнь заиграет совсем другими красками.

Источник: http://shkolazhizni.ru/