Кто управляет акционерным обществом. Органы управления акционерным обществом

в) избрание и отзыв членов совета акционерного общества (наблюдательного совета);

г) избрание и отзыв членов исполнительного органа и ревизионной комиссии;

д) утверждение годовых результатов деятельности акционерного общества, включая его филиалы, утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии, порядка распределения прибыли, определение порядка покрытия убытков;

е) создание, реорганизация и ликвидация филиалов и представительств, утверждение положений (уставов) о них;

ж) вынесение решений о привлечении к имущественной ответственности должностных лиц общества;

з) утверждение правил процедуры и других внутренних документов общества, определение организационной структуры общества;

и) решение вопроса о приобретении акционерным обществом акций, им выпускаемых;

к) определение условий оплаты труда должностных лиц акционерного общества, его филиалов и представительств;

л) утверждение договоров, заключенных на сумму свыше указанной в уставе общества;

м) принятие решения о прекращении деятельности общества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.

Уставом общества к исключительной компетенции общего собрания могут быть отнесены и иные вопросы.

Общее собрание признается правомочным, если в нем участвуют акционеры, имеющие в соответствии с уставом общества более 60 процентов голосов.

50. Для решения общим собранием акционеров следующих вопросов необходимо большинство в 3/4 голосов участвующих в собрании акционеров:

а) изменение устава общества;

б) принятие решения о прекращении деятельности общества;

в) создание и прекращение деятельности филиалов.

По всем остальным вопросам решения принимаются простым большинством голосов участвующих в собрании акционеров.

51. О проведении общего собрания владельцы именных акций извещаются персонально. Кроме того, должно быть сделано общее извещение предусмотренным в уставе способом о предстоящем собрании с указанием времени и места проведения собрания и повестки дня. Извещение должно быть сделано не менее чем за 45 дней до созыва общего собрания.

Любой из акционеров вправе вносить свои предложения по повестке дня общего собрания не позднее чем за 40 дней до созыва общего собрания. В этот же срок акционеры, обладающие в совокупности более чем 10 процентами голосов, могут потребовать включения вопросов в повестку дня.

Общее собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня.

Акционеры могут на основе доверенности поручать осуществление их прав на общем собрании другим акционерам (их представителям), а также третьим лицам.

Представители могут быть постоянными либо назначенными на определенный срок. Акционер вправе в любое время заменить своего представителя в высшем органе, поставив в известность исполнительный орган акционерного общества.

53. Общее собрание акционеров созывается не реже одного раза в год, если иное не предусмотрено уставом общества.

Внеочередные собрания созываются исполнительным органом при наличии обстоятельств, указанных в уставе общества, а также в любом ином случае, если этого требуют интересы акционерного общества в целом.

Собрание должно быть также созвано исполнительным органом по требованию наблюдательного совета или ревизионной комиссии.

Акционеры, обладающие в совокупности более чем 20 процентами голосов, вправе потребовать созыва внеочередного собрания в любое время и по любому поводу. Если в течение 20 дней правление не выполнило указанное требование, они вправе сами созвать собрание.

54. В акционерном обществе создается совет акционерного общества (наблюдательный совет), осуществляющий контроль за деятельностью его исполнительного органа. В состав наблюдательного совета могут входить представители трудового коллектива, профсоюзных и других общественных организаций.

Уставом акционерного общества или по решению общего собрания акционеров на совет акционерного общества (наблюдательный совет) может быть возложено выполнение отдельных функций, относящихся к компетенции общего собрания.

Члены совета акционерного общества (наблюдательного совета) не могут являться членами исполнительного органа.

55. Исполнительным органом акционерного общества, осуществляющим руководство его текущей деятельностью, является правление или другой орган, предусмотренный уставом. Работой правления руководит председатель правления, назначаемый или избираемый в соответствии с уставом акционерного общества.

Правление решает все вопросы деятельности акционерного общества, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию общего собрания и совета акционерного общества (наблюдательного совета). Общее собрание может вынести решение о передаче части принадлежащих ему прав в компетенцию правления.

Правление подотчетно общему собранию акционеров и наблюдательному совету и организует выполнение их решений.

Правление действует от имени акционерного общества в пределах, предусмотренных настоящим Положением и уставом акционерного общества.

56. Председатель правления акционерного общества вправе без доверенности осуществлять действия от имени общества. Другие члены правления также могут быть наделены этим правом согласно уставу.

Председатель правления общества организует ведение протокола. Книга протоколов должна быть в любое время предоставлена участникам. По их требованию выдаются удостоверенные выписки из книги протоколов.

57. Контроль за финансово - хозяйственной деятельностью правления акционерного общества осуществляется ревизионной комиссией, избираемой из числа акционеров и представителей трудового коллектива общества. Количественный состав ревизионной комиссии определяется уставом. Порядок деятельности ревизионной комиссии утверждается общим собранием акционеров.

Проверки финансово - хозяйственной деятельности правления проводятся ревизионной комиссией по поручению общего собрания, совета акционерного общества (наблюдательного совета), по ее собственной инициативе либо по требованию акционеров, обладающих в совокупности более чем 10 процентами голосов. Ревизионной комиссии акционерного общества должны быть представлены все материалы, бухгалтерские или иные документы и личные объяснения должностных лиц по ее требованию.

Ревизионная комиссия докладывает о результатах проведенных ею проверок общему собранию акционерного общества или совету акционерного общества (наблюдательному совету). Члены ревизионной комиссии вправе участвовать с совещательным голосом в заседаниях правления.

Ревизионная комиссия составляет заключение по годовым отчетам и балансам. Без заключения ревизионной комиссии общее собрание акционеров не вправе утверждать баланс.

Ревизионная комиссия обязана потребовать внеочередного созыва общего собрания акционеров в случае возникновения угрозы существенным интересам акционерного общества или выявления злоупотреблений, допущенных должностными лицами.

Особое внимание в современной правовой и экономической теории и практики привлекает глава 7 Федерального закона «Об акционерных обществах». При анализе этой главы закона возникает необходимость отметить основные присутствующие в ней новации. Именно они, как показывает опыт, очень существенно изменили, преобразовали, обогатили нашу жизнь, тем более, когда в сферу интересов акционерных обществ попадают многие миллионы российских граждан. Это обусловлено тем, что в России из 2,6 млн. юридических лиц более половины имеют форму акционерного общества.

Проблема волеобразования и волеизъявления акционерных обществ имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, хотя остается в значительной мере в стороне от научного исследования. Для ее рассмотрения необходимо исследовать людской субстрат акционерных обществ и его деятельность, обладающую юридической значимостью, а, следовательно, слагающуюся из юридических действий.

Права акционерного общества принадлежат ему самому и не принадлежат людям, составляющим его людской субстрат. Права акционерного общества, бесспорно, установлены ради людей и предназначены служить их интересам. Однако носителями прав интересов акционерного общества, которым оно призвано служить, далеко не во всех случаях являются именно участники его людского субстрата.

Основной задачей института акционерного общества является создание субъекта прав и обязанностей, существующего и действующего независимо от смены его людского субстрата. В этом важное свойство акционерного общества. Чем дальше продвинется процесс обособления акционерного общества и его имущества от входящих в него людей, тем совершеннее акционерное общество, тем устойчивее его служение поставленной перед ним цели - извлечению прибыли.

Деятельность акционерного общества есть деятельность его коллектива в самом широком понимании. Этот коллектив должен быть соответствующим образом организован для определенной деятельности на основе устава. Вместе с тем он должен быть соответственно возглавлен руководящим органом управления.

В соответствии с требованием ГК РФ и Федерального закона «Об акционерных обществах» структура органов акционерного общества в системе его организационных связей по общему правилу выглядит следующим образом:

Общее собрание акционеров;

Совет директоров (наблюдательный совет), который в обязательном порядке создается в обществе с числом акционеров более 50;

Исполнительный орган общества (единоличный или коллегиальный).

Общее собрание и совет директоров (наблюдательный совет) являются волеобразующими элементами управления и формирования внутренней воли акционерного общества.

Нормы Закона об АО, определяющие порядок созыва общего собрания, участия акционеров в его работе, компетенцию собрания и порядок принятия решений, позволяют этому органу нормально функционировать и выполнять все возложенные на него обязанности.

Общее собрание может рассматривать и принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены Законом об АО к его компетенции, причем перечень данных вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров. Более того, императивно устанавливается, что собрание акционеров не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции (ст. 48 Закона об АО).

Российское законодательство различает две разновидности общих собраний: очередные (годовые) и внеочередные (чрезвычайные).

Сроки и форма проведения годового собрания, а также вопросы повестки дня годового собрания определены ст. 47 Закона об АО.

Годовое общее собрание акционеров должно быть проведено не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества, т.е. не ранее 1 марта и не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Конкретный срок проведения годового общего собрания может быть установлен уставом.

На годовом общем собрании акционеров в соответствии с п. 1 ст. 47 Закона об АО решаются вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора), утверждении аудитора, утверждении годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков общества, распределении его прибылей и убытков. Определенная законодательством повестка дня носит общий рекомендательный характер, поскольку годовое собрание вправе рассматривать и принимать решения и по иным вопросам. В то же время некоторые вопросы, выносимые на очередное собрание акционеров, могут рассматриваться также и на внеочередном собрании (избрание совета директоров и утверждение аудитора).

Согласно ст. 47 Закона об АО все общие собрания акционеров, проводимые помимо годового, являются внеочередными (чрезвычайными). Особенность созыва и проведения подобного собрания состоит в том, что внеочередное собрание может быть созвано не только советом директоров общества, но и ревизионной комиссией (ревизором), аудитором общества, а также акционером или акционерами, являющимися владельцами не менее чем 10% голосующих акций на дату предъявления требования о созыве. Заявление о созыве внеочередного собрания, которое исходит от акционера (акционеров), должно содержать указание на количество и категории (типы) принадлежащих ему акций для обоснования права созыва внеочередного общего собрания (п. 3 ст. 55 Закона об АО). При этом совет директоров не вправе изменить форму собрания, включая и повестку дня, если таковая указана инициаторами в заявлении о созыве общего собрания.

Наиболее важным этапом подготовки общего собрания акционеров общества является определение его повестки дня. В формировании повестки дня годового собрания вправе принимать участие все акционеры, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций (ст. 53 Закона об АО).

Совет директоров, основываясь на внесенных акционерами предложениях, утверждает повестку дня общего собрания. Утвержденная повестка дня собрания не может быть изменена ни акционерами, ни самим советом директоров, ни общим собранием акционеров в ходе собрания или при переносе собрания (ст. 49 и ст. 53 Закона об АО).

Право на участие в общем собрании акционеров предоставлено всем акционерам общества, зарегистрировавшимся в реестре акционеров на определенную дату, устанавливаемую советом директоров общества (ст. 51 Закона об АО). При этом в соответствии с Законом об АО дата составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 50 дней до даты проведения собрания, а в ряде случаев - более чем за 65 дней до даты проведения общего собрания акционеров.

Закон об АО предусматривает две формы проведения собрания: путем совместного присутствия акционеров на общем собрании, решения на котором принимаются очным голосованием, или путем проведения заочного голосования, т.е. без совместного присутствия акционеров, также Законом допускается проведение общего собрания в смешанной форме.

Годовое общее собрание акционеров может быть проведено только в очной или смешанной форме (абз. 2 п. 1 ст. 50 Закона об АО), а внеочередное собрание - в любой форме. Порядок ведения общего собрания акционеров и принятия им решений устанавливается уставом или внутренним документом общества, утвержденным решением общего собрания (п. 5 ст. 49 Закона об АО).

Общая норма Закона об АО (ст. 58) определяет, что общее собрание акционеров считается правомочным (имеет кворум), если на момент окончания регистрации для участия в собрании зарегистрировались акционеры (их представители), которые обладают в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.

Вопросы повестки дня собрания акционеров рассматриваются обычно по следующей схеме: председатель собрания объявляет о рассмотрении вопросов; предоставляется слово докладчику; выступают желающие, докладчик отвечает на различные вопросы участников собрания; проводится коллективное обсуждение; собранию предлагается проект постановления по рассматриваемому вопросу; проводится общее голосование по принимаемому вопросу и подсчет голосов; оглашаются результаты голосования.

Организационную работу по оформлению результатов общего собрания, как правило, осуществляет счетная комиссия общества. Сообщение об итогах голосования доводится до сведения акционеров общества либо непосредственно на собрании, на котором состоялось голосование, либо путем опубликования отчета о голосовании, либо путем направления данного отчета акционерам. Окончательный срок предоставления акционерам сведений о результатах собрания составляет 45 дней с даты принятия этих решений.

На основе протокола об итогах голосования не позднее 15 дней после закрытия общего собрания акционеров составляется документ, называемый протоколом общего собрания. Таким образом, принимая во внимание то, что общее собрание акционеров создает всю систему управления в акционерном обществе, в рамках санкционированного Законом локального нормотворчества обеспечивает правовую базу как для своей деятельности, так и для деятельности иных органов общества; а также на основании того, что участие в общем собрании является способом осуществления права акционера на участие в управлении обществом, мы полагаем, что общее собрание акционеров как орган управления имеет свойства, дающие основания для вывода о его своеобразном положении среди других органов управления акционерного общества.

Следующим волеобразующим элементом управления и формирования внутренней воли акционерного общества является совет директоров или наблюдательный совет общества, который избирается кумулятивным голосованием на срок до следующего годового общего собрания акционеров и осуществляет общее руководство деятельностью акционерного общества, за исключением тех вопросов, которые отнесены Законом об АО к исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов (п. 3 ст. 66 Закона об АО).

Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества может быть определена тремя основными направлениями: самостоятельное ведение дел акционерного общества, принятие решений с обязательным учетом мнения других органов общества, осуществление контрольно-надзорных функций.

В соответствии с Законом об АО совет директоров (наблюдательный совет) вправе самостоятельно принимать решения по таким организационным вопросам, как созыв общих собраний (п. 2 - 4 ст. 65), создание филиалов и открытие представительств акционерного общества (п. 14 ст. 65), утверждение некоторых внутренних документов общества (п. 13 ст. 65), рекомендации о размере вознаграждений и компенсаций членам ревизионной комиссии, а также определение размера оплаты услуг аудитора (п. 10 ст. 65).

Совету директоров (наблюдательному совету) акционерного общества в области имущественных отношений Законом об АО предоставлено право самостоятельно определять денежную оценку имущества (п. 7 ст. 65), принимать решение о приобретении размещенных обществом акций, облигаций и других ценных бумаг (п. 8 ст. 65), давать рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты (п. 11 ст. 65), принимать решение об использовании резервного и иных фондов общества (п. 12 ст. 65), принимать решения о предварительном одобрении крупных сделок (п. 15 ст. 65, ст. 79) и сделок, предусмотренных гл. XI Закона об АО (п. 16 ст. 65).

Следует отметить, что вопросы, отнесенные Законом об АО и уставом к компетенции совета директоров, не могут быть переданы на решение общему собранию акционеров, т.е. вся компетенция совета директоров является исключительной. Исключение составляют лишь три вопроса. Это: образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий и увеличение уставного капитала общества путем размещения им дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций. Эти вопросы уставом могут быть делегированы от общего собрания совету директоров.

Заседания совета директоров созываются его председателем по собственной инициативе, требованию члена (членов) совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), аудитора, исполнительного органа общества, а также иных лиц, определенных уставом (ст. 68 Закона об АО). Порядок созыва и проведения заседания, а также периодичность заседаний определяются в уставе общества или его корпоративном акте - положении о совете директоров (наблюдательном совете).

Как правило, совет директоров собирается не реже одного раза в месяц. Председатель, приняв решение о созыве совета директоров, готовит повестку дня и в письменной форме уведомляет всех членов совета директоров о дате, времени и месте проведения заседания. В повестку дня заседания совета директоров общества включаются вопросы, заранее предложенные членами совета директоров, ревизионной комиссии (ревизором), аудитором, исполнительным органом общества или акционерами, владеющими в совокупности, как правило, не менее чем 2% голосующих акций (по аналогии с формированием повестки дня общего собрания акционеров).

В соответствии с п. 2 ст. 68 Закона об АО кворум для проведения заседаний совета директоров не должен быть менее половины от числа избранных членов совета директоров. Таким образом, Закон позволяет определить конкретный кворум для проведения заседаний совета директоров в уставе общества.

Обычно принятие решений советом директоров осуществляется путем очного голосования. Однако согласно положениям п. 1 ст. 68 Закона об АО уставом может быть предусмотрена возможность заочного голосования или опроса членов совета директоров.

Все решения совета директоров отражаются в протоколе с обязательным указанием результатов голосования и хода работы. При этом требования, которые Закон предъявляет к протоколу, являются императивными (п. 4 ст. 68 Закона об АО). Протокол заседания совета директоров должен быть составлен не позднее 10 дней после проведения заседания и подписан председательствующим, который несет ответственность за правильность составления протокола. Отсутствие в протоколе хотя бы одного из реквизитов (место и время заседания, присутствующие лица, повестка дня заседания, вопросы и итоги голосования, принятые решения) лишает протокол юридической силы

Решение совета директоров (наблюдательного совета) может быть оспорено в судебном порядке путем предъявления иска о признании его недействительным как в случаях, когда возможность оспаривания предусмотрена в Законе (ст. 53, 55, п. 5 ст. 68 Закона об АО), так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение не отвечает требованиям Закона и иных нормативных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком по такому делу является акционерное общество.

Таким образом, к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) относятся все вопросы, отнесенные Законом об АО к его ведению. Это означает, что они не могут быть отнесены к компетенции других органов общества. Исключение составляют три вопроса: образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий и увеличение уставного капитала общества путем эмиссии им дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций. Настоящие вопросы уставом могут быть делегированы общему собранию, совету директоров. Также уставом исполнительному органу могут быть переданы полномочия по утверждению ряда внутренних документов общества. В связи с этим можно констатировать, что четкое определение места и роли совета директоров общества как профессионального органа управления, а также правильный подбор его состава приобретают особое значение в современных условиях - при возникновении большого количества специальных вопросов для эффективного управления обществом все они должны решаться профессионалами, обладающими необходимыми знаниями и квалификацией.

Законодательство предусматривает возможность создания в акционерном обществе нескольких разновидностей исполнительных органов, причем имеется расхождение между ГК РФ и Законом об АО в отношении структуры исполнительного органа в конкретном акционерном обществе.

В соответствии с п. 3 ст. 103 ГК РФ исполнительный орган акционерного общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Таким образом, ГК РФ допускает три возможных варианта структуры исполнительной власти в акционерном обществе: коллегиальный исполнительный орган; единоличный исполнительный орган; одновременное существование коллегиального и единоличного исполнительного органа с разделением в уставе функций.

Закон об АО ограничивает возможности общества в формировании структур исполнительной власти, допуская только два варианта-либо единоличные, либо единоличные и коллегиальные (п. 1 ст. 69). Разрешая указанное расхождение, практика отдает предпочтение Закону об АО.

В некоторых случаях совет директоров (наблюдательный совет) общества может принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа (управляющей организации, управляющего) даже в том случае, если образование исполнительных органов уставом отнесено к компетенции общего собрания акционеров.

Единоличный исполнительный орган в разных акционерных обществах может называться по-разному (генеральный директор, директор, президент, управляющий, председатель правления и др.). В случае создания в обществе коллегиального исполнительного органа (т.е. наличия и единоличного, и коллегиального исполнительных органов) директор также осуществляет функции председателя правления (дирекции). Если же такового органа не создается, то директор становится действительно единоличным исполнительным органом, принимая на себя функции правления (дирекции).

Кандидатуру директора выдвигает либо совет директоров, либо общее собрание (п. 3 ст. 69). Но чаще всего директора утверждают еще учредители общества при его создании, включая в повестку дня учредительного собрания вопрос «Формирование органов управления».

Срок полномочий единоличного исполнительного органа общество также устанавливает самостоятельно в уставе или корпоративном акте. При этом, по нашему мнению, целесообразно установить единый срок в интервале от одного года до пяти лет (по аналогии со ст. 58 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ) .

К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением тех вопросов, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (п. 2 ст. 69 Закона об АО), или переданы на решение коллегиальному исполнительному органу в рамках разграничения полномочий с последним.

Таким образом, директор акционерного общества наделяется многочисленными и важными полномочиями: 1) формирует, а также представляет на утверждение состав коллегиального исполнительного органа общества; 2) распределяет обязанности между членами коллегиального исполнительного органа; 3) организует работу, председательствует на заседаниях коллегиального исполнительного органа и обеспечивает ведение протоколов заседаний; 4) утверждает организационную, управленческую и производственно-хозяйственную структуру общества; 5) организует общую разработку, утверждает и обеспечивает реализацию программы развития персонала; 6) утверждает штатное расписание общества и должностные инструкции работников; 7) заключает трудовые договоры (контракты) с членами коллегиального исполнительного органа, должностными лицами и работниками, устанавливает должностные оклады; 8) реализует право увольнения, перевода сотрудников, применяет к ним меры поощрения и взыскания; 9) совершает от имени общества все юридически значимые действия, распоряжается имуществом, за исключением случаев, отнесенных к компетенции общего собрания; 10) в пределах своей компетенции использует средства создаваемых в обществе фондов и резервов, открывает банковские счета, является распорядителем кредитов; 11) руководит разработкой и представлением годового отчета и бухгалтерского баланса; 12) обеспечивает реализацию решений общих собраний акционеров и совета директоров, а также обязательств перед бюджетом и контрагентами по договорам; 13) устанавливает перечень сведений, которые содержат коммерческую тайну или являются конфиденциальными; 14) предъявляет от имени общества претензии к юридическим и физическим лицам, удовлетворяет предъявляемые претензии; 15) контролирует использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов; 16) обеспечивает создание благоприятных и безопасных условий труда работникам общества, соблюдение требований законодательства о труде; 17) обеспечивает разработку, заключение и исполнение коллективного договора; 18) обеспечивает соблюдение законности в деятельности общества; 19) организует и обеспечивает бухгалтерскую и статистическую отчетность и несет ответственность за ее достоверность; 20) издает приказы, распоряжения и другие акты, входящие в его компетенцию и обязательные для исполнения

всеми работниками; 21) решает иные вопросы руководства. Указанный перечень является примерным, поскольку конкретные полномочия директора по ведению текущих дел общества определяются различными акционерными обществами по-разному.

Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени акционерного общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (заключает договоры / контракты, соглашения, выдает доверенности на их совершение) (п. 2 ст. 69 Закона об АО). При совершении сделок директор должен действовать исключительно в пределах своих полномочий, иначе такие сделки могут быть признаны недействительными.

В своей деятельности директор подотчетен общему собранию и совету директоров акционерного общества. Он действует на основании устава, договора и положения о директоре (генеральном директоре).

Коллегиальный исполнительный орган акционерного общества действует в соответствии с законодательством, уставом и внутренним документом общества - положением о правлении (дирекции), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия им решений (п. 1 ст. 70 Закона об АО).

Как правило, правление состоит из директора общества, который осуществляет функции председателя данного органа, заместителей директора, исполнительных директоров, руководителей основных структурных подразделений общества, главного бухгалтера. При этом законодательство не предъявляет никаких особых требований к членам коллегиального исполнительного органа, за исключением того, что членом правления не может быть член ревизионной комиссии / ревизор (ст. 85 Закона об АО), член счетной комиссии (п. 2 ст. 56 Закона об АО) и аудитор общества (ст. 103 ГК РФ).

После утверждения состава коллегиального исполнительного органа (в порядке, установленном корпоративным актом общества) с каждым членом правления заключается договор. Срок полномочий правления законодательством не определяется, т.е. решение данного вопроса передается на усмотрение самого общества.

К основным задачам правления можно отнести: организацию управления оперативной (текущей) деятельностью общества, обеспечение реализации планов и решений общего собрания акционеров и совета директоров, выработку и осуществление хозяйственной политики общества в целях повышения прибыльности и конкурентоспособности, издание корпоративных актов управления.

Согласно ст. 70 Закона об АО проведение заседаний правления организует лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (директор), который подписывает все документы от имени общества и протоколы заседаний правления, действует без доверенности от имени общества в соответствии с решениями правления, принятыми в пределах его компетенции. Пункт 2 ст. 70 Закона об АО императивно предписывает, что на заседании правления ведется протокол.

Таким образом, в рамках данного параграфа исследования рассмотрен процесс формирования волеизъявления акционерных обществ, основной упор был сделан на изучение органов управления акционерных обществ: их правового статуса, порядка образования, компетенции, функций, организации работы. Кроме того, обзорно освещены особенности подготовки и принятия органами управления акционерных обществ корпоративных актов управления, а также исследована специфика проявления методов корпоративного управления при использовании их в управленческих отношениях.

Результат ведения финансово-хозяйственной деятельности компании напрямую зависит от эффективности ее управления. Как организована система управления в акционерных обществах? Какими правами обладают органы управления акционерных обществ?

Выбранная оптимальная схема управления АО позволит ее акционерам рационально использовать ресурсы компании, предотвратить возможный конфликт интересов между ее акционерами, наиболее полно реализовать цели компании.

Управление АО может включать в себя следующие органы управления (ст.103 ГК РФ):

    общее собрание акционеров (высший орган) – присутствует в любой схеме управления АО;

  • Общее собрание акционеров

    Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров (ст.47 Закона №208-ФЗ, п.1 ст.103 ГК РФ). АО обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров в сроки, установленные ее уставом, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания отчетного года.

    К исключительной компетенции общего собрания акционеров относятся:

      изменение устава АО (это касается и изменения его размера);

      избрание членов совета директоров и ревизионной комиссии АО, а также досрочное прекращение их полномочий;

      образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий (если уставом АО эти вопросов не отнесены к компетенции совета директоров);

      утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков общества и распределение его прибылей и убытков;

    • решение о реорганизации или ликвидации АО (п.1 ст.103 ГК РФ).

    Совет директоров осуществляет руководство текущей деятельностью АО (за исключением вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционеров) и создается с числом акционеров более 50 человек.

    Важно!

    Порядок избрания совета директоров предусмотрен ст. 66 Закона №208-ФЗ. Членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть только . При этом член совета директоров может и не быть акционером общества (п.2 ст.66 Закона №208-ФЗ).

    Лица, избранные в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества, могут переизбираться неограниченное число раз.

    По решению общего собрания акционеров полномочия всех членов совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть прекращены досрочно (п.1 ст.66 Закона №208-ФЗ).

    Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов (п.3 ст.66 Закона №208-ФЗ).

    Спорные вопросы, связанные с выплатой вознаграждений членам совета директоров

    По решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение, а также компенсироваться расходы, связанные с исполнением данных функций (п.2 ст.64 Закона №208-ФЗ). Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.

    При этом п.2 ст.64 Закона №208-ФЗ не определяет источник выплаты вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества и не указывает на наличие прибыли общества как на обязательное основание для принятия решения о выплате вознаграждения (постановление АС Центрального округа от 22.03.2016 г. №А35-11525/2014).

    Выплачивая вознаграждение членам совета директоров, возникает вопрос о необходимости исчисления страховых взносов. Несмотря на многочисленные разъяснения Минтруда РФ в части отсутствия объекта обложения страховыми взносами (письма от 07.05.2015 г. №17-3/В-234, от 02.04.2015 г. №17-4/В-163 и от 02.09.2014 г. №17-3/В-415), арбитражная практика складывается не в пользу АО (решение АС Пермского края от 29.02.2016 г. №А50-883/2016, постановление АС Дальневосточного округа от 13.08.2015 г. №Ф03-3163/2015).

    Исполнительный орган

    Исполнительный орган создается по решению общего собрания акционеров или совета директоров.

    Исполнительный орган может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Его функции – это осуществление текущего руководства деятельностью АО. Исполнительный орган подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров (п.3 ст.103 ГК РФ, ст.69 Закона №208-ФЗ).

    К его компетенции относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления АО, определенную законом или уставом (п.2 ст.69 Закона №208-ФЗ). В крупных АО исполнительный орган (правление), как правило, состоит из генерального директора, его заместителей, главного бухгалтера.

Высшим органом акционерного общества является общее собрание его акционеров.

За ним закреплена исключительная компетенция, которую нельзя передать другим

органам общества даже по решению общего собрания. К ней во всяком случае относятся:

изменение устава общества, включая изменение размера его уставного капитала,

избрание наблюдательного совета (совета директоров), ревизионной комиссии

(ревизора) и исполнительных органов общества (если только последний вопрос

не отнесен к исключительной компетенции наблюдательного совета), а также утверждение

годовых отчетов и балансов общества, распределение его прибылей и убытков

и решение вопроса о реорганизации или ликвидации общества (п. 1 ст. 103 ГК).

Исключительная компетенция общего собрания может быть расширена (но не сужена)

законом об акционерных обществах или уставом конкретного общества.

В крупных акционерных обществах, насчитывающих более 50 акционеров, должен

быть создан наблюдательный совет, являющийся постоянно действующим коллективным

органом, выражающим интересы акционеров и контролирующим деятельность исполнительных

органов общества. В случаях его создания определяется исключительная компетенция

этого органа, которая также ни при каких условиях не может быть передана исполнительным

органам. В нее, в частности, может включаться согласие на совершение обществом

крупных сделок, эквивалентных значительной части стоимости уставного капитала

общества, а также назначение и отзыв исполнительных органов общества. Поскольку

в ранее действовавшем Положении об акционерных обществах наблюдательный совет

отождествлялся с советом директоров, новый ГК сохранил это название в п. 2

ст. 103, имея в виду, что речь при этом идет не об исполнительных директорах,

а о членах наблюдательного совета (акционерах) общества.

Ревизионная комиссия общества, которая в небольших обществах может быть

заменена ревизором, создается только из числа акционеров, но не является органом

управления общества. Ее полномочия по контролю за финансовой документацией

общества и порядок их осуществления определяются законом об акционерных обществах

и уставами конкретных обществ.

Исполнительный орган общества (дирекция, правление) имеет "остаточную"

компетенцию, то есть решает все вопросы деятельности общества, не отнесенные

к компетенции общего собрания или наблюдательного совета. ГК допускает передачу

полномочий исполнительного органа не избранным акционерам, а управляющей компании

или управляющему (индивидуальному предпринимателю). В роли управляющей компании

могут выступать другое хозяйственное общество или товарищество либо производственный

кооператив. Такая ситуация возможна по решению общего собрания, в соответствии

с которым с управляющей компанией (или индивидуальным управляющим) заключается

специальный договор, предусматривающий взаимные права и обязанности, а также

ответственность за их несоблюдение (абз. 3 п. 3 ст. 103).

Способом контроля за деятельностью исполнительных органов общества является

также независимая аудиторская проверка. Такая проверка в соответствии с абз.

2 п. 5 ст. 103 ГК теперь может быть проведена во всякое время по требованию

акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале общества составляет

не менее 10 процентов. Внешний аудит обязателен также для открытых акционерных

обществ, обязанных к публичному ведению дел, ибо здесь он служит дополнительному

подтверждению правильности публикуемых документов общества.

Согласно российскому законодательству, в акционерном обществе к органам управления относятся:

Общее собрание акционеров;

Совет директоров (наблюдательный совет);

Единоличный исполнительный орган (генеральный директор);

Коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция);

Ревизионная комиссия.

В зависимости от специфики деятельности акционерного общества, его размеров и решаемых задач может существовать различная структура органов управления.

Наиболее распространенной является трехуровневая система управления (рис. 3.1).


В большинстве средних акционерных обществ при трехуровневой структуре управления исполнительным органом является единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор). Для крупных акционерных обществ, с большим числом акционеров целесообразно иметь два исполнительных органа - единоличный и коллегиальный. При такой структуре акционеры получают больше возможностей по контролю за действиями менеджмента. Для кредитных организаций в форме акционерного общества наличие двух исполнительных органов вообще является обязательным.

В небольших акционерных обществах (с числом акционеров менее 50) функции совета директоров (наблюдательного совета) может исполнять общее собрание акционеров. В этом случае имеет место двухуровневая структура органов управления (рис. 3.2).


В двухуровневой структуре органов управления также может быть либо один (единоличный) исполнительный орган управления, либо два (единоличный и коллегиальный).

Каждый из органов управления акционерного общества принимает решения по вопросам деятельности общества в соответствии со своей компетенцией.

Компетенция органа управления акционерным обществом - это допустимый перечень вопросов, которые орган управления в соответствии с законом вправе рассматривать и принимать по ним решения.

Компетенция делится на исключительную и альтернативную. Исключительная компетенция - это часть вопросов компетенции, которая не может быть передана другим органам общества. Альтернативная компетенция - это часть вопросов компетенции органа управления, которая может передаваться на решение другим органам управления.

Еще по теме СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ:

  1. 1.3. Организационно-экономический механизм управления корпорацией
  2. 2.2. Выбор модели корпоративного управления дочерними организациями
  3. 3.1. Проблемы функционирования в промышленности хозяйственных обществ с государственной собственностью
  4. 3.3 Основные направления совершенствования управления государственной корпоративной собственностью
  5. 5.1.4. Разработка национальной модели корпоративного управления в банках Украины
  6. 3.3. Совершенствование управления долей государственной собственности в акционерных компаниях.
  7. 1.3. Влияние корпоративного управления на систему стратегического управления банковских корпораций