От Сталина до Путина: Умер Иосиф Кобзон - главный голос советской эстрады и символ эпохи. Иосиф кобзон: «как сейчас помню: с улыбкой на лице сталин сидел в ложе и мне аплодировал В редакции «Комсомолки» великий певец рассказал о детях и спел песни о главн

На пресс-конференции солистом оказался Иосиф Кобзон. Остальным участникам пришлось довольствоваться ролью бэк-вокалистов, и только Андрею Дмитриевичу иногда удавалось затеять спор с мэтром, чье сложное отношение к Израилю хорошо известно.

Замечательный поэт Андрей Дементьев издал новую книгу стихов, названную "В будущем году в Иерусалиме…" Такой сборник лучше всего представлять читающей публике в израильской столице. Именно так поэт и поступил: пригласив Тамару Гвердцители, Иосифа Кобзона и очень популярного сегодня в России певца, композитора и телеведущего Марка Тишмана, он отправился в Израиль.

Вполне ожидаемо, на пресс-конференции, посвященной и сборнику, и концертам, солистом оказался не "виновник торжества", а Иосиф Кобзон. Остальным участникам пришлось довольствоваться ролью бэк-вокалистов, и только Андрею Дмитриевичу иногда удавалось затеять спор с мэтром, чье сложное отношение к Израилю хорошо известно.

О стихах

Представив участников пресс-конференции, как своих друзей и замечательных людей, "каждый из них излучает тот свет души, который нам необходим", поэт рассказал о новой книге.

Андрей Дементьев :

В 93-м году при содействии Израиля вышла моя первая книга стихов, она называлась "Снег в Иерусалиме". Нынешняя книга включила в себя стихи, написанные за 17 лет. Я включал в разные книги разделы о Земле Обетованной, но здесь собрано все. Мне очень приятно, что оформлял ее выдающийся художник, земляк Тамары Зураб Константинович Церетели. Он хотел прилететь сюда с нами, но, как сказал Иосиф Давыдович, он, наверное, с одного из памятников своих упал (смеется). На самом деле он сейчас в Пекине, где он будет создавать новую скульптуру.

Меня радует, что отношения между нашими людьми - российскими жителями и израильскими все крепче, ближе. Каждый раз, когда я сюда приезжаю с друзьями, мне говорят - а у меня тут родственники, в Ашдоде, Ашкелоне, Беэр-Шеве. Коля Басков приехал, такой русофил, и говорит: "А меня тут бабушка". И только я говорю: "А у меня тут никого нет, к сожалению". Но вчера один человек сказал потрясающую фразу: "Да у вас весь Израиль родственники".

Кстати, оказалось, что родственники в Израиле есть и у Тамары Гвердцители, хотя она не очень афиширует этот факт.

О концертах

Иосиф Кобзон :

Аппаратура плохая. Что такое микрофон для исполнителя? Это партнер. Благодаря микрофону модно передать все нюансы исполняемого произведения. Когда аппаратура плохая, очень некомфортно певцу выступать. Приходится форсировать звук, от этого садится голос и настроение соответствующее. Но вот так получилось - непрофессиональный звукорежиссер и аппаратура непрофессиональная. Звукорежиссер думает, что микрофон нужен, чтобы нас слышали, а то, что он должен украсить наше звучание, он не знает. Видимо, он не музыкант. Обидно.

О пении под фонограмму


Марк Тишман :

Я не очень-то умею попадать в фонограмму. В проекте, в котором я участвовал, "Две звезды", было только живое пение. А эти концерты для меня совершенно особенные. Я в Израиле уже пел, но сейчас я выхожу на одну сцену с Иосифом Давыдовичем. Как я могу петь под фонограмму? Я должен соответствовать тем людям, с которыми я участвую в концерте.

Иосиф Кобзон :

Вас интересует, скорее всего, почему человек обманывает слушателя, используя фонограмму. Когда я был председателем комитета по культуре Государственной Думы, мы издали постановление. К сожалению, нет механизма, позволяющего проконтролировать ситуацию. Что такое для меня, человека, который уже более полувека выходит на эстраду, фонограмма? Когда исполнитель поет, он находится в определенном состоянии. Как нельзя войти в одну реку дважды, так нельзя дважды попасть в одно настроение. Есть концерты, когда нас заставляют петь под фонограмму - когда их снимает телевидение. Для меня это жуткие совершенно мучения. Я должен эмоционально попасть в то состояние, в котором был, а это практически невозможно.

За рубежом уважающие себя гастролеры никогда не поют под фонограмму. Это даже записано у них в контрактах. Есть такая замечательная американская певица Уитни Хьюстон. Удивительный голос, чудесные песни. Приехала в Россию. И в Санкт-Петербурге она простудилась, а концерты уже были объявлены. В Москве у нее был концерт в Кремлевском дворце. Огромный зал на 6 тысяч мест. Казалось бы, сам бог велел ей, не напрягаясь, петь под фонограмму. Она хрипела, плакала на сцене, и я плакал вместе с нею, так как ощущал ее состояние и понимал, что с нею происходит. Но она все равно не стала петь под фонограмму. Потому что это преступление. Я вас обманул: вы заплатили деньги для встречи со мною, а я вам даю суррогатную продукцию. Я уважаю только тех исполнителей, которые поют без фонограммы.

Андрей Дементьев :

В Советском Союзе был комитет по Ленинским и Государственным премиям. Я был членом этого комитета. И однажды выдвинули на Государственную премию замечательную певицу - Софию Ротару. Члены комитета пошли в Колонный зал, там был ее концерт. Потом стало известно, что она пела под фонограмму. И ее сразу сняли с обсуждения.

Иосиф Кобзон :

Я являюсь живым свидетелем появления Софии Михайловны на эстраде и свидетелем ее пения под фонограмму. Она первой в Советском Союзе стала так выступать - по несчастью. Толя Евдокименко, ее муж, царство ему небесное, объявил большое количество концертов, а у нее вдруг случился порез голосовых связок. А концерты отменять не хотелось - финансовые вопросы сыграли свою роль.

О портретах Сталина

Этот вопрос был связан с решением мэра Москвы Юрия Лужкова вывесить портреты Сталина в День Победы.

Иосиф Кобзон :

Поступки он совершал, может быть, и негативные, но в бой шли "за Родину, за Сталина" и Сталин сыграл колоссальную роль в Великой Отечественной войне. Он совершил много негативного, когда руководил великой державой, но просто зачеркнуть Сталина в истории - это никому не дано. Я, кстати, не знаю - не было бы Сталина, был бы Израиль или нет? В 1948 году только при его поддержке было провозглашено ваше государство. Почему в опросе "Имя России" Сталин появился на первом месте? Не Пушкин, не Толстой, а Сталин? Потому что народ вспомнил его великие дела.

Об Америке и Израиле


Иосиф Кобзон :

Я жертва политического сговора. Это произошло в 94-м году. Все мои коллеги, все мои друзья ездят в Америку - и Гриша Лепс, и Саша Розенбаум, и Винокур, и Лещенко. И все знакомы с теми же людьми, с которыми знаком я. Они были знакомы с, царствие ему небесное, Отариком Квантришвили, с солнцевскими. Но я могу смело смотреть в глаза правоохранительным органам. Я никогда ни с кем из этих людей не имел ничего общего. Но я всегда был другом Юрия Михайловича Лужкова. И когда в 94-м году началось противостояние Бориса Николаевича Ельцина и его подручного Александра Васильевича Коржакова, им надо было харчить всех подряд. Первым, кого они схарчили, был я, потом Гусинский и еще целый ряд людей.

Некий эмигрант Сэм Кисин, которого хотели задержать в России за всякие левые дела, откупился тем, что написал кляузы на всех, на кого ему указали. И вот, несмотря на то, что уже и Примаков, будучи премьером, говорил с Олбрайт, и Иванов говорил с Пауэллом, и, как мне сказали, Путин говорил с Бушем, по сей день на меня есть файл. Я говорил - я готов приехать в Штаты, предстать перед судом и ответить на любые вопросы. Но вот уже 16 лет я не езжу в Америку. Они не пускают никого - ни моего сына, ни мою дочь, ни мою жену. То, что я уже 4 созыва являюсь членом парламента российского, народным артистом, академиком, профессором, почетным гражданином 29 городов, их это не интересует. А Израиль был и остается подручным Америки.

Я об этом сказал вашим коллегам, когда меня задержали в аэропорту Бен-Гурион. Спасибо Пересу, который тогда по просьбе Бовина собрал кабмин срочно и сказал - это вопиющий случай. Ему ответили: так на него файл в США. Так это дело Америки! А вы скрываете, что вы целиком и полностью зависите от Америки!

Я не считаю, что Израиль - самостоятельное государство, не зависящее от монстра Соединенных Штатов Америки. И экономически, и политически. Сколько населения в арабских странах, окружающих Израиль, и сколько в Израиле? Я восхищаюсь израильским патриотизмом и тем, что граждане Израиля готовы отдать жизнь за свою страну, но я не отрицаю связь Израиля с Америкой и беспрекословное повиновение.

Возражения, мол, отношения Биньямина Нетаниягу и Барака Обамы безоблачными никак не назовешь, Иосиф Давидович отмел, а об отношениях России и Израиля сказал так:

Я доволен развитием отношений межгосударственных между Израилем и Россией. Это ощущается не только в экономике и политике. Государственное отношение и отношение общества к евреям намного стало лучше. "Лица еврейской национальности" - мы даже не произносим эти слова. У нас не произносят это ни в прессе, ни публично. Как раньше называли еврея, поступившего в Киевский университет? Чудо-юдо. И был один министр - Заславский. А сегодня евреи и министры, и в администрации президента. Обстановка намного благоприятнее. Визовые вопросы решены между государствами, это тоже очень о многом говорит. Это привлекает туристов. Зачем нам Турция, когда есть Израиль? Там дешевле, но тут атмосфера другая.

О высоком звании



Иосиф Кобзон :

Я бросился на амбразуру, когда после ельцинской революции 91-го года нас стали называть народные артисты России. Надо было получить заслуженного артиста России, народного артиста России и только потом можно было мечтать о звании народного артиста СССР. Когда меня назвали народным артистом России, я тут же остановил Ангелину Вовк и сказал, что в следующий раз не выйду на сцену, если меня будут неправильно объявлять. Я - народный артист Советского Союза. В зале раздались аплодисменты. И после этого понемногу и другие стали возвращаться к этому гордому званию. Мы же не говорим, что георгиевский кавалер сейчас будет называться ельцинский кавалер. Нужно дорожить тем признанием, которое было получено.

О России и Грузии


Тамара Гвердцители:

Я не воспринимаю отношения России и Грузии, как политику. Для нас это боль. Моя мама месяцами не видит своего сына, моего брата, который живет в Тбилиси. С невероятными трудностями мне пришлось делать визу для моего отца. Это ненормальная ситуация. Я надеюсь, что этому придет конец, но делать вид, что ничего не произошло, никто из нас не сможет.

Я бы не поехала в Цхинвали, но меня попросили, и мы по сей день решаем, чтобы состоялся мой концерт в Тбилиси. Перед этим я обязательно побеседую с премьер-министром Владимиром Владимировичем Путиным. Я с ним хорошо знакома, он вручал мне звание народной артистки России, что дало мне право и моральную поддержку продолжать жить в России. 15 лет я живу в России и эмоционально я к ней прикипела, конечно. При этом готов мой грузинский диск. Я считаю, что имею право выступать на своей родине, но вначале я хочу поговорить и с министром культуры, и я думаю, что это будет нормально воспринято. Дай бог, чтобы так это и было.

- А почему надо говорить с Путиным?

Потому что я российская гражданка и народная артистка России.

О ХАМАСе и "Израиле"

Вопрос "Мнений" был связан с Интернетом:

- Почти для всех российских сайтов, посвященных исламу, характерна одна особенность - доброжелательно и терпеливо рассказывая о своей религии, они немедленно меняют тон, когда речь заходит об Израиле и само название страны пишут "Израиль", вот так, в кавычках. Источник, откуда взято это написание - "Палестин-инфо", сайт ХАМАСа на русском языке. Это вопрос и, если угодно, обращение в Государственную Думу: чем можно объяснить, что российские исламские сайты разделяют позицию террористической организации?

Иосиф Кобзон :

В Интернете есть много пошлости, грязи, клеветы. Стоит ли вам, интеллигентным людям Израиля, обращать на это внимание? Можно привести пример? Вы знаете о проблеме Нагорного Карабаха. Я был там, когда уже начинались военные действия. И там был директор музыкального училища, с которым я в свое время учился в институте им. Гнесина. Образованнейший музыкант, интеллигентный человек. И я у него спросил: "Вагиф, объясни мне, что это такое? Ты как к этому относишься?" И он сказал: "Я, если встречу армянина, убью, не задумываясь". Вы говорите, что как только мусульмане начинают рассуждать об Израиле, они становятся другими. Это вполне нормально. Это отравленное сознание. Поэтому не обращайте внимания.

Правда, в итоге Иосиф Давидович все же назвал ХАМАС "мусульманским бандитским формированием". После чего извинился, сказал, что уходит, чтобы не опоздать на встречу с внуком и уже перед самым уходом сообщил, что прошел обследование в израильской клинике. Будем надеяться, что результаты этого обследования не вызовут тревоги.

Народный артист СССР и депутат скончался в возрасте 80 лет. Эстрадный певец, у которого в 2005 году диагностировали рак, находился на грани смерти весь последний месяц. В июле он попал в реанимацию, где его подключили к аппарату вспомогательной вентиляции легких. рассказывает, почему Кобзон был не просто эстрадным артистом, а олицетворял дух своего времени, и вспоминает, кто пытался убить певца на протяжении его жизни.

Первый вождь

Иосиф Кобзон родился в 1937 году в Украинской ССР, Сталинской (позже Донецкой) области в небогатой еврейской семье. Петь он начал еще в школе, в кружке художественной самодеятельности, и удавалось ему это так хорошо, что в 1946-м он, победитель всеукраинской школьной олимпиады по художественной самодеятельности, выступил на заключительном этапе в Москве, в Кремлевском театре. В зале присутствовал Иосиф Сталин - он и стал первым из советских вождей, перед которым спел Кобзон. Тогда Иосиф исполнил песню «Летят перелетные птицы». По его воспоминаниям, детям запретили смотреть на Сталина. Однако девятилетний мальчик не мог перебороть любопытство и то и дело зыркал в ложу, где сидел вождь, - говорит, сидел с улыбкой на лице. Всего Сталина он видел дважды, в следующий раз - два года спустя на таком же концерте в том же театре. Тогда Иосиф спел «Пшеницу золотую».

После школы Кобзон собирался стать шахтером - в 1956 году он окончил Днепропетровский горный техникум. Попав после выпуска в армию, он поступил в ансамбль песни и пляски Закавказского военного округа. И уже в армии понял, что образование горного техникума ему не пригодится. Отслужив, Кобзон отправился в Москву, где поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных на вокальный факультет. Во время учебы он понял, что его голос позволял ему не просто подрабатывать, но и выступать на эстраде, побеждать в музыкальных конкурсах. Первое выступление Кобзона, сохранившееся на пленке, - в «Голубом огоньке», где он в образе кубинского барбудо, с бородой, как у Эрнесто Че Гевары, с пистолетом-пулеметом наперевес исполняет песню «Куба, любовь моя».

В Гнесинке, однако, успешной карьере позабывшего про учебу артиста не порадовались, поставив его перед выбором - высшее образование или работа. Кобзон выбрал второе и продолжил выступать, разъезжая по стране с концертами. В 1964-м он впервые оскандалился на всю страну - в появился фельетон «Лавры чохом», в котором рассказывалось, как пьяный Кобзон во время фестиваля в Грозном врывался ночью в чужие номера в гостинице, приставал к женщинам. Этой публикации хватило, чтобы артист исчез на целый год из телевизионного и радиоэфира, а также со всех известных концертных площадок Москвы. Кобзон утверждает, что причина появления фельетона заключалась в том, что его автор «имел виды» на возлюбленную артиста, исполнительницу хита «Ничего не вижу» . С ней Кобзон обручился вскоре после появления статьи и прожил в браке два года.

Следующей супругой, на которой певец женился почти сразу после развода с Кругловой, стала актриса и певица . Брак с ней продлился три года. Как позже объяснял Кобзон, жизнь с артистками оказалась для него слишком сложной - ему нужна была жена, а не конкурент. Поэтому в 1971-м он женился на Нинель Дризиной, в то время ни на каких эстрадах не замеченной. С ней он прожил до конца жизни. Через год после свадьбы с Нинель певец осознал, что диплом о высшем музыкальном образовании ему все же необходим - в то время он имел куда большую силу для певца (более высокая ставка и выездные концерты), поэтому в 1972-м он вернулся в институт, прервав карьеру.

Чернобыльский автограф

В июне 1986 года, через полтора месяца после взрыва Чернобыльской АЭС, для ликвидаторов последствий аварии был организован концерт с участием Кобзона. Его родственники говорят, что он не осознавал опасности и не понимал, чем для него обернется это выступление - при этом в Чернобыль артистов лишь приглашали. Клуб рядом со зданием горадминистрации, где состоялся концерт, находился в километре от эпицентра взрыва, оттуда можно было видеть реактор. В респираторе Кобзон, конечно, петь не мог. Из солидарности ликвидаторы тоже начали снимать маски.

Когда певец отыграл выступление, в клуб заявилась вторая смена. Он спел и для них. Затем - третья. И еще один концерт. Кобзон признавался, что под конец у него в горле было резкое першение, «будто стружка попала». Выступление длилось около четырех часов. Спустя 20 лет у Кобзона обнаружат «чернобыльский автограф» - рак. Врачи не исключают, что болезнь, с которой певец будет бороться до конца жизни, - следствие тех четырех часов без респиратора в нескольких километрах от реактора. Подробности недуга никогда не раскрывались ни Кобзоном, ни его лечащими врачами, однако СМИ утверждали, что артист страдал раком предстательной железы.

1 /13

Когда в начале 2000-х певцу поставили диагноз, врачи прогнозировали, что без хирургического вмешательства он проживет недели две. Артист сперва лечился в Германии, а в 2015-м врачи заявили, что ему необходимо пройти курс лечения в Италии. Однако тогда Кобзон уже находился в санкционном списке .

Европа «наказала» Кобзона за выступление в самопровозглашенной Донецкой народной республике и поддержке сепаратистов, а также за то, что он как депутат проголосовал за принятие Крыма в состав России. В феврале 2015-го артисту запретили въезд в страны Евросоюза, а все его зарубежные счета постановили заморозить. Тогда Кобзон заявил, что гордится, что оказался в компании людей, попавших под санкции, потому что им «не безразличны судьба России и судьба Донбасса». Артист также заявил, что ответ России должен быть равнозначен - необходимо, мол, также запретить въезд в страну европейских артистов. Спустя полгода врачи заявили, что лучшее оборудование и лучшая онкологическая клиника для его ситуации - в Италии. Кобзон многократно подчеркивал, что выступает против лечения за рубежом, так как в России врачи тоже отличные, а за границу едет только тогда, когда отечественные врачи ему это посоветуют. Певец тогда объявил, что готов обратиться за помощью к президенту, чтобы его впустили в Европу.

Вскоре артист получил национальную визу в Италию на год. Представители страны отметили, что это исключительный случай, который не имеет никакой политической подоплеки. Сам артист выступил с противоречивыми заявлениями - сначала он сообщил, что не просил о помощи с визой . Позже Кобзон сказал совсем противоположное: «Я благодарен Путину. Благодаря его вмешательству мне дали медицинскую визу».

Голос войны

Выступления Кобзона в Донбассе не стало чем-то неожиданным для его образа - певец многократно выступал в зонах вооруженных конфликтов, пел в Афганистане, Сирии, посетил Грозный после первой чеченской войны и Израиль прямо перед началом Шестидневной. В марте 1969-го он выступал на Нижне-Михайловской погранзаставе у острова Даманский. Кобзон рассказывал, что петь ему пришлось на плацу, заполненном свежесколоченными гробами, в которых лежали убитые солдаты. «Я стоял над их телами и, стараясь не смотреть под ноги, исполнял написанную по горячим следам и песню “Двадцатая весна”: “Спите, мальчики, спите спокойно, солдаты! Будет высшей наградою вам тишина”», - рассказывал впоследствии Кобзон.

В марте и сентябре 1969 года между СССР и Китайской народной республикой произошли вооруженные столкновения, связанные с территориальными спорами и конфликтами между пограничниками и местными жителями.

Перед советскими солдатами в Афганистане он выступал девять раз. Пел, по его словам, и под обстрелами - однажды взрывной волной сорвало крышу с модуля, который использовали в качестве концертного зала. В Чечню Кобзон дважды приезжал в 1997 году, после подписания Хасавюртовских соглашений. Он встречался с - тот прислал ему письмо с требованием «ответить за распитие водки с красными чеченцами в Москве». Через некоторое время Басаев позвал Кобзона в Грозный - «если ты не трус». И Кобзон поехал.

«Мы просидели с Басаевым в каком-то чудом сохранившемся доме часа три. Разговор получился острый, нервный. Я тогда благотворительной программой "Фронтовые дети Чечни" занимался… собирал средства, чтобы этих малолетних инвалидов и сирот лечить, а Шамиль обвинял меня в том, что мы эти средства проматываем», - вспоминал певец. Басаев хотел получить от Кобзона деньги, но артист, возглавлявший тогда организацию «Московит», посоветовал обратиться за помощью к богатым чеченцам и уехал невредимым. А потом вернулся в Грозный с концертом для чеченской молодежи - оттуда и знаменитая фотография Кобзона с пистолетом Макарова, подаренным Басаевым. Кобзон стал первой российской знаменитостью, побывавшей в Чечне после окончания первой военной кампании и избрания президентом республики. Через несколько лет возле офиса его фирмы «Московит» на 20-м этаже гостиницы «Интурист» взорвалась бомба. Кобзон назовет Басаева причастным к этому покушению. Хотя многие тогда связывали инцидент не с боевиком, а с криминальным миром.

Дон Кобзон

В том, что Кобзон связан с мафией, в 1990-х была уверена каждая дворовая собака. В 1994 году даже присвоила певцу титул «авторитет года». И дело не только в могучем облике дона Корлеоне (длинное пальто, полосатые пиджаки, парик радикально черного цвета) и вооруженной охране артиста, но и в его близком окружении. А Кобзон всю свою жизнь оставался человеком с самыми разнообразными связями. Он и не отрицал, что иногда оказывался на «бандитских корпоративах» в качестве певца, но подчеркивал, что всегда держал с ворами дистанцию.

С криминальными авторитетами дел не имел. Если оказывался у кого-то из воров на дне рождения, всегда повторял: «Господа хорошие, прошу не путать, мы с вами состоим в разных профсоюзах. Вы - народные преступники, а я - народный артист».

В принадлежности к криминальному миру Кобзона обвиняло, в частности, в 1995-м запретившее ему въезд в Соединенные Штаты Америки. Представители федеральной службы сообщили о причастности артиста к торговле оружием и наркотиками, а также в связях с русской мафией. Официальных обвинений выдвинуто против него не было, однако запрет так и не был снят - американцы рассматривают Кобзона как «иностранца, которому не положена виза из-за уголовной и связанной с ней деятельностью, и как лицо, тайно занимающееся (или занимавшееся) оборотом запрещенных наркотических или химических веществ». По мнению американских спецслужб, Кобзон был связан с представителями «русской мафии», в частности с (Япончиком).

Подозрения в связях с российским криминальным миром вызывала также дружба Кобзона с предпринимателем - они познакомились в 1980-е, а в 1990-х создали Фонд имени Льва Яшина, который был призван поддерживать ветеранов спорта. Квантришвили нельзя было назвать бандитом, но он успешно общался и с уголовниками, и с представителями власти, а в том, как Отари успешно уговаривал бизнесменов жертвовать деньги в фонд, многие видели иную форму рэкетирства. В феврале 1994-го Квантришвили создал партию «Спортсмены России», заявив, что с ее помощью будет восстанавливать законность в стране. В апреле того же года Отари был убит тремя выстрелами из снайперской винтовки при выходе из Краснопресненских бань в Москве. Похороны предпринимателя взял на себя Кобзон.

После убийства Отари охотиться начали уже якобы и на Кобзона - тревогу забили, когда под окнами его дома в Баковке обнаружили профессионально оборудованную лежку для засады. После инцидента артист стал ходить в окружении ветеранов-афганцев. Киллера так и не обнаружили.

Дружбой не торгую. Мне не так много времени осталось провести на белом свете, чтобы в угоду конъюнктуре или другой ерунде изменять жизненным позициям и принципам.

Кобзон не стеснялся появляться на публике со своими друзьями, за которыми ходила сомнительная слава. Он очень ценил дружбу и не отворачивался от товарищей - так, например, певец оказался одним из немногих артистов и политиков, публично поддерживавших Юрия Лужкова после его скандальной отставки. С тогдашним главой столицы Кобзон был очень дружен и готов был помочь в трудную минуту - в сентябре 1993-го по просьбе Лужкова певец ходил в Белый дом и успокаивал засевших там мятежных депутатов, а в 2002 году мэр уговаривал Кобзона не идти к террористам в Театральный центр на Дубровке.

Норд-Ост

Кобзон неоднократно впоследствии рассказывал о произошедшем в интервью газетам и телеканалам. Незначительные детали иногда менялись, но из слов певца можно сложить полную картину того, что произошло с ним в театре на Дубровке.

Вокруг оперативного штаба в 9 утра толпились известные люди, офицеры, политики, чиновники. Многие из них готовы были отправиться на переговоры с террористами. «Они ни с кем не хотели говорить. Но я знал, что меня они должны знать - я для них не просто депутат или певец, а народный артист Чечено-Ингушской ССР», - рассказывал потом Кобзон.

Когда переговорщики перечисляли террористам, кто готов отправиться в захваченный ДК, те потребовали Кобзона. Руководитель оперативного штаба по освобождению заложников артиста отпускать не хотел, Лужков также был против. «Если я с ними не договорюсь, то и вы с ним не договоритесь», - ответил Кобзон.

Певец был первым, кто пошел к террористам. Вместе с ним в здание вошли британский журналист и два гражданина Швейцарии из . Кобзон не раз уже выступал в этом заведении, и в фойе у него возникло ощущение, будто он просто опоздал на спектакль - в гардеробе аккуратно висела одежда, стояла полная тишина. Затем он увидел труп девушки на полу. Кобзон подошел к лестнице, где его криками остановили три автоматчика: «Стой, кто?!» «Я - Кобзон». Его отвели к Руслану Эльмурзаеву, называвшему себя Абубакаром. Террорист сидел с автоматом и в маске. Кобзон заявил: «Я думал, здесь чеченцы». Абубакар ответил: «Чеченцы». «Чеченцы встают, когда вошел известный всей вашей стране человек, старше вас в два раза, а вы сидите, - значит не чеченцы!» - сказал Кобзон. Абубакар вскочил: «А ты что, нас воспитывать пришел?» Кобзон уговорил террориста снять маску и внезапно осознал, что захватчики театра на Дубровке - совсем молодые люди. «Вам еще жить и жить», - посетовал он. «Мы сюда умереть пришли, а не жить. И мы умереть хотим больше, чем вы - жить. Если нам не веришь … позовите Зулю», - ответил Абубакар. В комнату вошла маленькая девочка в камуфляже и маске. «Зуля, покажи, какая ты богатая». Девочка открыла ладонь и показала детонатор.

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Кобзон попытался убедить террориста, что никто не собирается выполнять их условия и выводить войска из Чечни, однако, увидев решимость захватчика, попросил отпустить хотя бы детей. Террористы «подарили» Кобзону трех перепуганных девочек. Одна девочка уткнулась артисту в коленку и сказала, что в зале осталась ее мама. «Абубакар, зачем тебе мать без детей или дети без мамки? Либо забери детей, либо отдай им мать», - сказал Кобзон. Певцу привели женщину по имени Любовь Корнилова, мать двух девочек, которая, по его словам, первым делом бросилась не к детям, а на террориста - просила отпустить беременную женщину, сидевшую с ней в зале.

Певец вышел из театра вместе с журналистом, Корниловой и тремя детьми, пробыв с террористами полчаса. В театр на Дубровке он зайдет еще раз через два часа вместе с , однако больше заложников ему освободить не удастся. Позже он станет крестным еще одной дочери Корниловой.

Помимо эстрады Кобзон сильно интересовался политикой - с 1989-го он был народным депутатом СССР, пытался попасть в Государственную Думу с момента ее появления (ему удалось это сделать только в 1997-м). В 2003 году Кобзон стал членом и председателем комитета Госдумы по культуре. О своей политической карьере исполнитель говорил, как о чем-то тяготившем его: «Что дает мне Госдума, кроме того, что трачу время, силы, средства, решая чужие вопросы, помогая кому-то? Собственного бизнеса у меня нет, иногда просят пролоббировать чьи-либо интересы, иду навстречу, если вижу, что дело пристойное», - жаловался он еще в 2011 году. За свою жизнь Кобзон получил более 40 почетных званий, включая звания почетного гражданина 29 городов и народного артиста пяти стран.

Кобзон не просто держал руку на пульсе своего времени, он и был олицетворением этого времени - он заводил знакомство со всеми его знаковыми личностями, политиками, военными, президентами, боевиками, певцами, вождями, бизнесменами и преступниками. «Дружба с Кобзоном» имеет все права на то, чтобы стать новым фразеологизмом. Певец успевал работать депутатом и ездить по всей стране с концертами, исполнил самые известные советские шлягеры, а его голос в буквальном смысле, хоть и не официально, был взят на вооружение . Певец был со страной в самые критические ее моменты и всегда готов был помочь ей, даже ставя под угрозу собственную жизнь.

11 сентября народному артисту СССР, Герою Труда России, депутату Госдумы исполняется 80 лет [видео] Александр ГАМОВ true_kpru @gamov1Любовь МОИСЕЕВА true_kpru

Это интервью мы готовили несколько месяцев - с тех пор, как еще в мае великий певец вот уже девятый раз (начиная с 2008-го) приезжал к нам на Радио «Комсомольская правда »

(97,2 FM) на программу «Поем песни Победы вместе с Иосифом Кобзоном ». Потом были Донецк, Луганск. Было село Агинское - наш герой уже более 20 лет представляет этот регион в Госдуме. И чтобы не повторяться, ведь про Кобзона столько написано - в том числе и нами (и в «Комсомолке », и в наших книгах «Иосиф Кобзон: Как прекрасно все, что с нами было », «Прямая речь »)... Мы решили сегодня взять и показать вам только самое интересное - фрагменты интервью, фразы, реплики...

Иосиф Давыдович, ведь правда же вы в себе аккумулировали все то, что увидели у Марка Бернеса, Клавдии Шульженко, Леонида Утесова…

Не то слово - аккумулировал.

- Но что-то вы у них взяли.

Да, конечно... В жанре русской песни использую интонации Лидии Андреевны Руслановой, лирической - Клавдии Ивановны Шульженко. В жанре военной песни - интонации Марка Наумовича Бернеса. Когда такие игровые, развлекательные были песни в молодости - помогал Утесов Леонид Осипович. Мне повезло, я с этими мастерами работал. Выступал на одной сцене.

Когда узнавал, что в концерте участвуют мои старшие товарищи, всегда стоял за кулисами. Так же поступали и Юра Гуляев, и Муслим Магомаев.

- О! А можете прямо сейчас показать? Утесова, например...

Бесполезно, потому что это нужно делать во время исполнения. А потом - я же не пародировал их, не перепевал, не подражал им, своим учителям. Только интонации!

Так вот почему вас так любят, и много лет! В вас слышат и Леонида Осиповича, и Шульженко... А если говорить о чертах «сценического характера»?

Больше я взял у Бернеса. Он внешне, несмотря на то, что за его спиной «стоял» привлекательный киногерой, был очень строгим. Почему меня упрекают, что я на сцене не двигаюсь, не бегаю?

- Да! Почему?

Потому что репертуар, который пел Марк Наумович и который пою я, не требует внешней аффектации.

- А мы раза три видели, как вы приплясывали на сцене!

Чуть-чуть просто, чтобы обозначить. Когда мне говорят: сколько же ты запомнил песен…

- Три тысячи!

Да я их не заучивал, я их рисовал, как картинки. Когда вы поете, скажем, «Русское поле », перед глазами - это самое русское поле. Вот Высоцкий. Он никакого отношения к войне не имел, он был ребенком войны. А как проникновенно описывал эти боевые картины. Возьмите «Он не вернулся из боя » или «Сыновья уходят в бой »...

Иосиф Кобзон и поэт Роберт РождественскийФото: фотохроника ТАСС. true_kpru

- Вы и у Высоцкого тоже учились?

А почему же нет? У меня буквально две-три песни из его репертуара, и когда я их пою (скажем, «Балладу о покинутом корабле »), использую интонации Володи - очень яркие, выразительные.

- Наташа Павлова, наша стенографистка, расшифровывала ваш эфир, который был на Радио «Комсомольская правда » перед 9 Мая. Она рыдала, когда вы начали петь «Журавлей ».

Ну, что же я могу поделать...

- Мы вас и из зала слушали, и из-за кулис. Слезы наворачиваются... А почему же вы ни разу не заплакали на сцене?

Нет, я много раз плакал. Взять хотя бы песню «Командир » - он там своих бойцов хоронит. А я же дитя Великой Отечественной, потомдевять раз был в Афганистане, столько же - в Донбассе. Многое из того, о чем пою, видел своими глазами, ощущал сердцем.

Иосиф Кобзон в Москве, у Большого театра. 1959 г. Фото: Личный архив Иосифа Кобзона

- Несколько раз в командировках замечали - вы любите спать в гримерке.

Ну это держит меня в хорошем эмоциональном состоянии. Когда чувствуешь свою востребованность, когда люди ждут встречи с тобой и ты оправдываешь их ожидание, это настоящее удовлетворение. Боишься опоздать...

- А мы ходим по коридору: не шумите, Иосиф Давыдович отдыхает! Вас давно называют так: Кобзон - это эпоха.

Я не считаю себя эпохальным. Живу своей жизнью и беру пример с моих старших товарищей. Вот каждое время давало культуре своих ярких представителей. Но почему-то до нас, до нашей эпохи, дошло всего несколько имен. Если 30-е годы, - то это Изабелла Юрьева, Тамара Церетели, Вадим Козин, Петр Лещенко, Александр Вертинский. Если 40-е - тоже считаные имена. Утесов, Шульженко, Бернес, Русланова...

- Вас еще королем эстрады называют. И Киркоров, и Басков.

Ну что, это порождение времени. Но кто останется в истории, я не знаю. Эдит Пиаф говорила: исполнителей много, но дайте мне личность. Вот личностей у нас мало. Потому что все стремятся к меркантильным целям. Как можно больше заработать...

- Но вот вы не король эстрады и не эпоха. Скажите честно - кто же вы на самом-то деле?

Концерт на стадионе в КабулеФото: фотохроника ТАСС. true_kpru

- А Хрущеву?

Он любил песню Александры Пахмутовой (начинает петь): «Забота у нас простая, забота наша такая, жила бы страна родная, и нету других забот »…

- А перед Брежневым?

О Ленине пел: «И вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди. И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди ».

- Горбачеву вы не пели уже?

Нет, не пел ни Горбачеву, ни Андропову, ни Черненко.

- А перед Путиным выступали несколько раз.

Конечно. В концертах - вместе с другими артистами.

- Вот кто из вождей, начиная от Сталина и заканчивая Путиным, слушал вас внимательнее всего?

Не могу сказать. Я так хочу надеяться, что мы не закончим Путиным, а продолжим Путиным…

ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ: СКОЛЬКО У МЭТРА ЗВЕЗД?

«Я же чернобылец. Поэтому такой терпеливый »

Иногда Кобзон надевает две Золотые Звезды - Героя Труда Российской Федерации и Героя ДНР. Третью - тоже Золотую - Звезду Героя Чернобыля на его пиджаке увидишь ну очень редко. Точнее, он ее практически не носит. Говорит (с иронией): «Не хочу выглядеть, как Брежнев ». Но награда эта ему тоже очень дорога. Потому что - заслуженная...

Катастрофа на Чернобыльской АЭС произошла 26 апреля 1986 года. Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. В первые три месяца после аварии погиб 31 человек. «Отдаленные последствия облучения », как говорится в справочниках, «выявленные за15 лет, стали причиной гибели от 60 до 80 человек. 134 перенесли лучевую болезнь. Из 30-километровой зоны были эвакуированы более 115 тыс. Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы, более 600 тыс. человек.

Кто не знает - Кобзон был первым, кто выступил перед ликвидаторами аварии Чернобыльской АЭС. И именно он стал инициатором культурного обслуживания чернобыльцев тогда, в первые месяцы после катастрофы.

Кобзон был первым, кто выступил перед ликвидаторами аварии Чернобыльской АЭСФото: фотохроника ТАСС. true_kpru

Конечно же, никто меня туда не посылал - я поехал сам, - рассказывал нам Иосиф Давыдович. - Прибыл в Чернобыль 26 июня 1986-го - получается, спустя два месяца после аварии. За день дал три «сольника». Пел без остановки два часа - зрители не отпускали. Только закончил, люди разошлись - приходит другая смена, полный зал: «А нам тоже надо Кобзона! » Что делать? Говорю: «Сейчас начнем, рассаживайтесь! » И - опять два часа без перерыва. Только собрался уезжать - приходит следующая вахта. Вот так и пел - пока голос совсем не сел.

Далеко ли это было от реактора? Нет, совсем рядом. Я же его своими глазами видел. Может, расстояние до него было - километра два только. Я же выступал прямо в их клубе, рядом с администрацией Чернобыльской АЭС.

Но меня не это потрясло... Так-то все ликвидаторы ходили там - и по улице, и в помещениях - в защитных масках. А когда заходили в клуб и видели, что я без маски - они свои маски защитные снимали. Я говорю: «Зачем? Наденьте сейчас же! » А они: «Но вы же не надели... » - «Не надел, потому что не могу петь в маске! Но вам-то и в маске все слышно! » А они: «Нет, мы тоже маски снимем... » Ничего не мог с ними поделать!

И еще я там встречал афганцев - даже генералов... (К сведению: Иосиф Кобзон 9 раз летал в Афганистан, где с декабря 1979-го по февраль 1989-го советские воины выполняли свой интернациональный долг. - Авт.) И они мне откровенно говорили: «Знаешь - здесь страшнее, чем в Афгане... Там ты знал, кто твой враг, ты видел его... И мог от него отстреливаться. Здесь не видишь, и он - этот враг невидимый - тебя убивает, пожирает ».

Однажды мы осмелились задать Кобзону и, в общем-то, запрещенные вопросы... «У вас, - говорим, - наверное, сердце щемит, когда видите, что с каждым годом чернобыльцев-ликвидаторов - все меньше и меньше ». «Да, это так, - Кобзон проговорил очень грустно, и отвернулся. - А что поделаешь? Я вот пока еще выживаю, потому что активно лечусь ». - «Не считаете, что ваши болезни - тоже от Чернобыля? » - «Не хочу гадать... Может, кто-то думает, что - да. Я же считаю, что если Всевышний так распорядился, что надо жить - значит, надо жить. Пока живется... »

А в другой раз мы спросили у Кобзона: «У вас, как у депутата Госдумы, много, наверное, жалоб от чернобыльцев? » «Народ они терпеливый, - отвечает, - не привыкли жаловаться ». Как Кобзон? Он усмехнулся, и - с иронией: «Да, кстати - я же чернобылец. Поэтому тоже такой вот терпеливый. Особенно - по отношению к вам, журналистам... »

А еще этот легендарный певец первым из артистов эстрады побывал на острове Даманском (2 и 15 марта 1969 года в этом районе произошли вооруженные столкновения между воинскими формированиями СССР и КНР, погибли несколько советских офицеров и солдат.) Был во всех «горячих точках» на Северном Кавказе. В октябре 2002-го банда террористов Мовсара Бараева захватила заложников (всего до 700 человек) в Театральном центре на Дубровке во время представления мюзикла "Норд-Ост ", Иосиф Кобзон четыре раза ходил к террористам, спас пятерых заложников. Потом... Он 9 раз ездил в борющийся Донбасс. В феврале 2016-го летал на базу ВКС России Хмеймим (Сирия). Более 20 лет Иосиф Давыдович - депутат Госдумы: сначала представлял Агинский Бурятских округ Забайкалья, теперь - Забайкальский край в целом.

О некоторых из этих ярких страницах мы уже рассказывали в «Комсомолке », а о многом наши рассказы - еще впереди...

Донецк - Луганск - Агинское - Москва.

Перед юбилеем Иосифа Кобзона, которому 11 сентября исполнится 80 лет, «Комсомолка» рассказывает о самых ярких фактах из биографии певца [видео] Александр ГАМОВ true_kpru @gamov1Любовь МОИСЕЕВА true_kpru Как-то мы през
Комсомольская Правда Самара
10.09.2017 В Центре социального обслуживания Комсомольского района проведут музыкальное мероприятие в честь юбилея Иосифа Кобзона.
TltOnline.Ru
03.09.2017 В среду, 6 сентября, в 11:00 в Центре социального обслуживания Комсомольского района (улица Громовой, 42) пройдет музыкальный вечер "Старые песни о главном",
TltNews.Ru
03.09.2017

В Самарском государственном колледже сервисных технологий и дизайна 11 февраля состоится региональный этап Девятнадцатых молодежных Дельфийских игр России на территории Самарской области в номинации "Парикмахерское искусство".
Samara.Edu.Ru
09.02.2020

«Я сам себе судья, и надо мной никто не властен… Я прожил очень интересную, непростую, но красивую жизнь. У меня в этой жизни есть все. Есть моя любовь, есть мое продолжение: мои дети, мои внуки. Есть мои песни, мои слушатели» – И. Д. Кобзон. Более 50 лет на сцене, выступления перед Сталиным, Хрущевым, Горбачевым, Ельциным – жизнь Иосифа Давыдовича Кобзона тесно вплелась в историю СССР и России. Именно поэтому его голос является голосом не одного поколения. Иосиф Кобзон – не просто самый титулованный певец отечественного музыкального Олимпа, депутат Государственной Думы, музыкально-общественный деятель, но и один из самых любимых артистов нашей страны. Уникальные фотографии из семейных архивов, повествование от первого лица расскажут о взлетах и провалах, успехе и перипетиях судьбы Иосифа Давыдовича, которые вряд ли кто-то мог рассмотреть за ослепительным светом софитов.

Выступления перед товарищем Сталиным

Все когда-то происходит впервые. Мою первую учительницу звали Полина Никифоровна. Хороший человек. Как звать – помню. Навсегда помню. А вот фамилию забыл. У нее я научился писать и читать, рисовать и считать только на «пять».

А вот петь, пожалуй, научился сперва от мамы, а потом уже продолжил на уроках пения и в кружке художественной самодеятельности.

Тогда ведь никаких развлечений не было: ни дискотек, ни магнитофонов, ни телевизоров. Мама очень любила петь романсы и украинские песни. У нас стоял патефон и было множество пластинок. Мама пела, а я ей любил подпевать. Мы садились вечерами, зажигали керосиновую лампу и пели «Дивлюсь я на небо – та й думку гадаю: чому я не сокил, чому не литаю?…» Нравилась маме эта песня. И вообще волшебное было время. Керосин стоил дорого, его берегли и лампу зажигали, только когда на улице совсем темнело. Нас загоняли домой, и я с нетерпением ждал момента, когда мы с мамой начнем петь…

Это было какое-то завораживающее действо и зрелище. Тоску сменяла радость, слезы – веселье, когда пела свои любимые песни мама. И, вероятно, именно тогда я навсегда «отравился» пением. Песни стали моими «наркотиками».

Я пел в школе, пел со школьным хором на сцене городского ДК. Тогда не было смотров, конкурсов – были художественные олимпиады. И в десять лет я, как представитель Краматорска одержал первую победу на Всеукраинской олимпиаде художественной самодеятельности школьников, заслужив свою первую награду – поездку в Москву на ВДНХ СССР. И там мне удалось выступить перед моим знаменитым тезкой.

Дело в том, что на нашем концерте в Кремле присутствовал сам товарищ Сталин. Я пел песню Матвея Блантера «Летят перелетные птицы».

Короче, я впервые оказался в 1946 году в Кремлевском театре… Да-да, никакого Кремлевского дворца и киноконцертного зала «Россия» еще не было – только Колонный зал Дома Союзов. Он самым престижным считался, плюс два камерных, как и по сей день, – зал Чайковского и Большой зал Консерватории. Закрытый Кремлевский театр находился в здании у Спасской башни: как заходишь, сразу с правой стороны. И вот режиссер собрал нас всех там и сказал: «Сейчас начнем репетировать. Учтите: на концерте – строжайшая дисциплина, выпускать вас будут из комнаты только за один номер до выхода на сцену».

И мы все знали, что Иосиф Виссарионович Сталин может оказаться в зале. Нас предупредили: если вождь будет присутствовать, то любопытствовать и разглядывать его не надо. Мне так и сказали: «На Сталина не смотри». Но это все равно что верующему приказать «не крестись», когда перед тобой храм или священник. Возможности присмотреться, однако, у меня не было: только спел песню «Летят перелетные птицы» – и за кулисы, а там мне сразу велели: марш в комнату!

На следующий день нас провели по музеям, показали Москву, покормили, посадили в поезд и отправили домой.

А второй раз я предстал перед Сталиным уже в 1948 году. Опять-таки как победитель республиканской олимпиады я выступал в том же Кремлевском театре, и та же картина: ничего нового, только песня Блантера другая уже была – «Пшеница золотая». Я в белой рубашечке с красным галстуком вышел…

На сей раз я Сталина разглядел, потому что нас небольшое расстояние разделяло, но с перепугу – бросил молниеносный взгляд и сразу перевел его в зал. Как сейчас помню: с улыбкой на лице он сидел в ложе с правой, если со сцены смотреть, стороны и мне аплодировал. Рядом с ним сидели Молотов, Ворошилов, Булганин. Берии и Маленкова не было. Я видел Сталина только со сцены, когда пел. Ложа находилась метрах в десяти от меня.

Когда нам сказали, что будет Сталин, мы испугались выступать. Не потому, что боялись Сталина, а опасались, что, как увидим его, так язык, ноги и руки перестанут слушаться, и мы вообще выступать не сможем. Тогда не было принято записывать фонограммы, как это делается сейчас по принципу «как бы чего не вышло», чтобы, не дай Бог, что-то непредвиденное не произошло при президенте, на случай, если кто-то слова забудет или, что еще хуже, что-то лишнее скажет… Тогда, слава Богу, было другое время. Все должно было быть настоящим. И поэтому мы, чтобы не ударить в грязь лицом, все тщательным образом репетировали. Прогон концерта шел по нескольку раз, но мы все равно жутко волновались…

Я пел, и Сталин слушал меня. Я не смог долго смотреть на него, хотя очень хотелось. Помню, успел разглядеть, что был он в сером кителе. Я спел и поклонился, как видел кланяются в кино любимому царю. И поклонился уважаемой публике. Я спел и имел большой успех. Спел и на ватных детских ногах ушел за кулисы. Спел самому Сталину!

Так начиналась моя певческая карьера. Я был еще маленький и толком не понимал, что такое «вождь всех народов». Его звали Иосиф. И меня мама моя назвала Иосифом. Я думаю, остальным выступавшим, кто был постарше, было намного сложнее. К сожалению, в подробностях я не помню, как реагировал на мое выступление Сталин. Поскольку не помню, не хочу рассказывать, что он кричал «браво», поддерживая нескончаемые аплодисменты, или одобрительно улыбался мне… Сейчас я бы мог сказать, что угодно, но не хочу соврать.

А вот хорошо помню, как за год до этого, приезжая в Москву, тоже на смотр художественной самодеятельности, я 1 мая на Красной площади участвовал со всеми в демонстрации перед Мавзолеем. Помню, как все мы с восхищением смотрели на руководителей партии и правительства, которые организовывали и вдохновляли великую победу над фашизмом, и особенно во все глаза глядели мы на нашего героического, но такого простого вождя. Все это я хорошо помню. И еще навсегда остался в памяти салатового цвета занавес в Кремлевском театре.

Вот написал это и подумал: а ведь мне довелось жить при всех советских и послесоветских царях, кроме Ленина… Сколько их было? Сначала Сталин, потом Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, Ельцин, Путин, Медведев, снова Путин. Господи, неужели я уже такой старый…

Кстати, а песня Блантера мне тогда здорово нравилась. «Летят перелетные птицы в осенней дали голубой. Летят они в жаркие страны, а я остаюся с тобой…» Пел я ее от всей души: в Донецке, а потом и в Киеве, и в Москве. Когда через какое-то время показал врученную мне грамоту Матвею Исааковичу, старый композитор расплакался.

И еще один важный для меня момент. Когда мне как певцу-победителю украинской олимпиады дали путевку в Москву, мама сказала: «Если хочешь, повидайся с отцом». И я повидался. Однако его отношение к маме и мое благодарное отношение к отчиму, к Бате, сделало наше общение совсем формальным. Он отвел меня, как сейчас помню, в Детский мир на Таганку. Купил мне какой-то свитерок, еще что-то купил. Я поблагодарил. А он сказал, что у него завтра будет хороший обед, и чтобы я приходил. В ту встречу я узнал, что у него в новой семье уже два сына подрастают.

  • Разделы сайта