Предложение как основная синтаксическая единица признаки предложения. Синтаксис

Каждый язык, в том числе и русский, содержит в себе большое количество слов. Но эти лингвистические единицы ничего не значат без правильного оформления. И вот тут на помощь приходит синтаксис. Основные единицы синтаксиса как раз отвечают за грамматическую связь слов в предложения, которые и составляют человеческую речь, письменную и устную. Знание этого важного раздела науки языка поможет правильно и грамотно оформлять свои мысли. Синтаксис в основные единицы синтаксиса и рассмотрим ниже.

Синтаксис - особый раздел языковой науки

Строение синтаксических единиц, их значение и взаимодействие изучает раздел грамматики под названием «синтаксис». Это слово греческого происхождения, обозначающее «составление» или «построение». раздел изучает, как именно из всей совокупности слов построить основные единицы синтаксиса - словосочетание и предложение. Если этот раздел грамматики усвоен на должном уровне, речь будет стройной, логичной и разнообразной.

Неразрывно с синтаксисом связана пунктуация. Это система правил, регулирующая постановку знаков препинания. Они помогают разделить текст на предложения, а также логически оформить сами синтаксические единицы.

Основные единицы

Основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение. Каждая из них обладает своими характеристиками и назначением. Также к единицам синтаксиса относят текст и сложное синтаксическое целое.

Разберемся, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Таблица поможет в этом.

Словосочетание

Предложение

Не имеет коммуникативной функции, служит для грамматической и смысловой связи слов между собой.

Минимальная коммуникативная единица, служит для оформления устной и письменной речи. Обладает предикативностью.

Одна грамматическая основа

Две грамматические основы

Ловить сетью, деревянный стол, тормозить движение, прыгнуть высоко.

Лес сегодня необычайно красив.

Ему стало очень грустно.

Я пришла, чтобы выразить свое почтение.

Природа оживает: кое-где уже слышно пение прилетевших птиц.

Подчинительная связь

Итак, мы сказали, что такое синтаксис, основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи же определяют, как реализуются отношения между последними. Существует два типа связи, которая может соединять между собой слова в словосочетании, составляющие элементы предложения: сочинительная и подчинительная.

Когда мы говорим о последней, это подразумевает, что есть возможность выделить главную часть и ту, которая будет от нее зависеть. Другими словами, главная - от которой необходимо задавать вопрос, зависимая - к которой он ставится.

Разберем примеры: знать (что?) точное время. В данном словосочетании "знать" будет являться главным словом, "время" - зависимым.

Я не знаю, что преподнесет мне завтрашний день. Здесь уже перед нами сложное предложение с подчинительной связью между частями. От первой - "я знаю" - задаем вопрос к придаточной (что?) "что преподнесет мне завтрашний день".

Способы подчинения

Реализуется подчинительная связь несколькими способами. Это наиболее заметно внутри словосочетания.

  1. Согласование: при изменении всей синтаксической единицы словоформы, входящие в нее, также изменяются. Плетеная корзина; плетеной корзины, о плетеной корзине. Зависимыми словами в таком случае могут быть причастия, прилагательные, порядковые числительные и местоимения-прилагательные.
  2. Управление: зависимое слово остается неизменным, тогда как главное может менять грамматическую форму. Описывает ландшафт - описывала ландшафт - описываю ландшафт - описывали ландшафт. Зависимые слова: существительные, глаголы, прилагательные и количественные числительные.
  3. Примыкание: связь только по смыслу. Шли шатаясь, очень красивый, ушел работать. Здесь в качестве зависимых будут все

Сочинительная связь

В отличие от подчинения, сочинительная связь соединяет абсолютно равноправные части. Это могут быть как особые сочетания слов: цветы и травы, шел и радовался, так и составляющие части сложного предложения: "На улице скоро стихло, но в доме нарастало беспокойство".

Здесь мы не выделяем главное и зависимые слова, оформлена эта связь интонационно или при помощи сочинительных союзов. Сравним: "Он шел, плакал, никого не замечал. - Он шел и плакал". В первом случае используется только интонация, во втором - союз и (сочинительный соединительный).

Словосочетание. Типы словосочетаний

Итак, выше было описано, что представляют собой основные единицы синтаксиса. Словосочетание - самая минимальная из них. Оно представляет собой два или более слов, соединенных по смыслу, интонационно либо грамматически. Вычленяются словосочетания из предложений, потому что являются их составной частью. Делается это следующим образом: На улице моросит мелкий дождик.

  1. Сначала определяется грамматическая основа. Она не является словосочетанием. Дождик моросит.
  2. Далее задаем вопросы от подлежащего: дождик (какой?) мелкий.
  3. После этого от сказуемого: моросит (где?) на улице.

По тому, к какой части речи относится главное слово, все словосочетания делят на именные (дубовый стол, каждый из гостей, способен к обучению); глагольные (шла спотыкаясь, говорить ясно) и наречные (очень весело, направо от дороги, где-нибудь в магазине).

Также словосочетания делятся на простые и сложные.

В первых возможен только один вопрос: солнце (какое?) яркое и лучезарное. Сложные более распространены. Сравним: читать (что?) журнал (простое) и читать (что) научно-популярный журнал. В последнем примере от слова журнал еще задается вопрос к слову научно-популярный, поэтому словосочетание сложное.

Выделяют свободные и цельные словосочетания. Первые отличаются тем, что каждое слово из их состава - полноценный член предложения. Вторые в предложении не делятся на составные части. Только две студентки сдали сессию на отлично. "Две студентки" по сути является словосочетанием, однако в предложении выступает в роли подлежащего, поэтому его можно охарактеризовать как цельное.

Не является словосочетанием

Следует помнить, что словосочетаниями никогда не являются:

  1. Подлежащее и сказуемое.
  2. Однородные члены предложения.
  3. Фразеологизмы (не следует их путать с цельными словосочетаниями, которые являются одним членом предложения: три сестры, мальчик с девочкой и др.).
  4. Сочетания служебного слова и самостоятельной части речи: в течение суток (предлог и существительное), так же и он (союз и местоимение), что за невежа (частица и существительное).
  5. Сложные формы: буду читать (будущее время), самый высокий более спокойный (сравнительная степень), пускай идет (повелительное наклонение).

Предложение и его признаки

Нам уже известно, что основные единицы синтаксиса - это словосочетание и предложение, однако именно последнее является главнейшей. Ведь наша речь состоит именно из предложений: ими мы мыслим и разговариваем, составляя связный текст.

Чем же характеризуется предложение как основная единица синтаксиса? Грамматическая основа - вот тот показатель, который отличает его от словосочетания или простого набора слов. Это черта еще называется предикативностью, потому что именно сказуемое несет в себе показатель реальности или ирреальности происходящего. Выражается она через наклонение глагола.

Также предложение как основная единица синтаксиса характеризуется логической и интонационной законченностью. Это короткое высказывание, оформление некой мысли о предмете разговора. Его невозможно спутать со словосочетанием, потому что в последнем логической законченности не прослеживается - это просто грамматически связанный набор слов.

Грамматическая основа

Грамматическая основа есть у каждого предложения. Это показатель его структуры - важнейшей характеристики.

Предикативная основа может быть представлена как подлежащим и сказуемым, так и каждым из них в отдельности.

К примеру, предложение: "Мы увидели долгожданную землю". Здесь есть оба главных члена. Иное дело предложение такого вида: "Стало видно долгожданную землю". Здесь из основы только сказуемое - стало видно.

Именно по количеству предикативных основ дается важнейшая характеристика: простое предложение перед нами или сложное.

Кратко разберем каждый главный член. Подлежащее показывает нам предмет речи, указывает, о чем говорится в предложении. Сказуемое же обозначает, что делает подлежащее, каково оно, кто или что это такое. Выделяется три типа этого главного члена по структуре и значению: простые и составные, глагольные и именные.

Какими бывают предложения

Именно предложения по большей части и изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса характеризуются по многим параметрам.

Вне зависимости от количества предикативных основ выделяют предложения по:

  1. Цели высказывания. Общаясь между собой, люди могут сообщать некоторые факты (повествовательные предложения), спрашивать (вопросительные) или взывать к какому-либо действию (побудительно). На конце таких синтаксических единиц ставятся соответственно точка, вопросительный или восклицательный знаки.
  2. Эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Следует отметить, что первые не обязательно могут быть исключительно побудительными. Например, предложение: Что за нелепая ситуация! Мы охарактеризуем его как повествовательное, но восклицательное. Всему виной что за, выражающая восхищение.

Характеристики простых предложений

Простые предложения - основные единицы синтаксиса. Кратко разберем их важнейшие характеристики.

  1. Односоставное или двусоставное. На это укажет грамматическая основа. Если она представлена одним из членов - предложение будет односоставным. В противном случае двусоставным. Если предложение имеет только подлежащее или сказуемое, необходимо указать его тип (определенно или неопределенно-личное, назывное или безличное).
  2. Распространенное или нет. Второстепенные члены отвечают за эту характеристику. Если есть хоть один из них - предложение распространенное.
  3. Полное либо неполное. Последние характерны для устной речи: в них пропущен какой-либо член. Таким образом, построить логическую цепочку без соседних предложений не удается. Например: "Ты читаешь книгу?" - "Нет, журнал". Ответ на поставленный вопрос и есть неполное предложение.
  4. Простое предложение может быть осложнено. Это также является одной из его характеристик. В качестве осложняющих элементов выступают обособленные и второстепенные члены, как распространенные так и нет, также однородные конструкции, вводные слова, обращения.

Предложения простые и сложные

Очень разнообразен русский синтаксис. Основные синтаксические единицы - это простые и Разберемся, в чем разница между ними.

Если у синтаксической единицы одна грамматическая основа, то речь будет идти о простом предложении. Сегодня очень сильно шумит ветер. Характеристика такого предложения будет идти по плану, представленному выше.

Бывают случаи, когда синтаксическая единица состоит из нескольких простых. Тогда это будет сложное предложение.

Наиболее трудно бывает отличить простое предложение с однородными сказуемыми от сложного. Здесь необходимо внимательно смотреть на подлежащее. Если им является один предмет, выполняющий различные действия, то предложение будет простым. Разберем примеры:

"Они гуляли по улицам города и наслаждались обретенной свободой". - "Они гуляли по улицам города, а обретенная свобода придавала им сил". Первое предложение является простым. Здесь только одна предикативная основа, осложненная однородными сказуемыми: они гуляли, наслаждались. Второе предложение будет сложным, потому что грамматических основ две: они гуляли, свобода придавала.

Типы связей в сложных предложениях

Как было написано выше, основными единицами синтаксиса являются предложения. Если говорить о сложных структурах, то важнейшей их характеристикой будет тип связи между частями. Этими явлениями также занимается синтаксис. Основные единицы синтаксиса, сложные предложения, могут включать в себя части, связанные подчинительной и сочинительной связью. В зависимости от этого происходит градация на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Разберемся в каждом типе более подробно. Составные части сложносочиненных предложений равноправны. Это равноправие предоставляет им особая, сочинительная связь. Она выражается в том, что в построении предложений используются сочинительные союзы. Таким образом, вопрос от одного простого предложения к другому невозможен.

Пример: "Я хочу вернуть все назад, но что-то постоянно мешает мне". Данное предложение сложносочиненное, части связаны противительным союзом но.

Также не последнюю роль в формировании сложносочиненного предложения играет интонация: в конце каждого простого предложения она идет вниз - это характеризует логическую законченность.

Сложное синтаксическое целое

Какие еще элементы включает в себя русский синтаксис? Основные единицы синтаксиса - это еще и сложноподчиненные предложения. Они состоят из элементов, где один зависит от другого. То есть, между простыми частями такого предложения всегда можно поставить вопрос: "Полянка (какая?), на которую мы вышли, была спрятана от посторонних глаз".

Реализуется такая связь через подчинительные союзы и интонацию, нисходящую к концу каждого простого предложения.

Не стоит забывать и о том, что есть бессоюзная связь. Она подразумевает отсутствие формальных элементов между частями, только интонационную законченность: Шумела и бурлила река; суда, плывшие по ней, опасались за свою безопасность.

Мы разобрали, что включает в себя русский синтаксис. Основные синтаксические единицы, предложение и словосочетание, формируют другие структуры, называемые сложным синтаксическим целым. А оно, в свою очередь, уже формирует текст. Внутри него, так же, как и в любом другом элементе синтаксиса, существуют связи как грамматические, так и смысловые и даже формальные (например, союзы, с которых начинается последующее предложение).

Что же такое сложное синтаксическое целое? Это группа предложений, простых и сложных, логически связанных между собой одной основной мыслью. Другими синтаксическое целое - это микротема, в которой заключен промежуточный смысл. Как правило, она ограничивается абзацным членением.

Нередки случаи, когда текст - это и есть синтаксическое целое. Как правило, это небольшие рассказы с одной короткой сюжетной линией.

Предложение? это основная коммуникативная единица. Без предложения нет общения.

1. С точки зрения коммуникативной цели предложения бывают: повествовательные; побудительные; вопросительные. Большинство предложений повествовательные.

Они содержат сообщение. Побудительное предложение? это предложение, главная цель которого побудить служащего к какому-либо действию. Особенностью структуры таких предложений является наличие глагола-сказуемого в повелительном наклонении. (Сходи в магазин). В некоторых случаях побуждение в таких предложениях может выражаться инфинитивом в значении приказа. (Встать!) Побуждение в виде вежливой просьбы может быть передано вопросительным предложением. (Не поможете перейти через дорогу?). Вопросительные предложения? которые содержат вопрос. Выделяют: 1) Те, которые содержат общий вопрос. 2) Содержат специальный вопрос.

Предложения, которые содержат общий вопрос, не включают в свой состав вопросительных слов. Значение вопроса создаётся интонацией. Ответом на такой вопрос является либо утверждение «да», либо отрицание «нет». (Ты вчера был в кино?)

Предложение со специальным вопросом включает специальное вопросительное слово, т.е. местоимение: где, когда, как, почему, зачем. Ответом на специальный вопрос является развёрнутые предложения. Среди вопросительных выделяют: 1) Предложения, которые являются не собственно вопросительными. Содержится побуждение, либо утверждение. (Кто не знает нашей Маши?) Разновидностью таких предложений является риторический вопрос. Риторический вопрос? стилистическая фигура, которая используется с определённой целью.

Предложения могут быть: -Эмоционально окрашенными, это восклицательные предложения, повествоват., побудит., вопросит. –Неэмоционально окрашенными.

Существуют модель восклицательного предложения со словом «что за»

С точки зрения модальности предложения могут быть утвердительными и отрицательными. Отрицание создаётся с помощью частиц не, ни, нет.

В большинстве предложений можно без изменения структуры добавлять частицы или убирать без изменения структуры.

Такого типа предложения бывают: общеотрицательными, частноотрицательными.

В общеотрицательных отрицание относится к сказуемому. (Я не играю в лото).

В частноотрицательном отрицание относится к другому члену предложения. (Я играю не в лото). Существуют модели предложений всегда только утвердительных. Это номинативные предложения. (Зима. Ночь. Улица). Есть предложения, которые по структуре являются только отрицательными.

Безличные предложения. (У меня нет этой книги. Не слышно шума городского).

С точки зрения наличия главного члена предложения они могут быть двусоставными и односоставными. Двусоставные? предложения, которые включают в свой состав подлежащее и сказуемое (слышится музыка). Предложения, которые включают либо подлежащее либо сказуемое называются односоставными (Смеркается. Утро).

С точки зрения наличия второстепенных членов предложения они могут быть нераспространёнными и распространёнными. Нераспространённые включают только грамматическую основу (льёт дождь). Распространённые включают второстепенные члены предложения. (Всё ещё льёт проливной дождь).

С точки зрения наличия грамматических основ, предложения могут быть простыми и сложными. Простые? предложения, которые включают одну грамматическую основу. (Сверкнула молния). Сложное? предложение, которое включает две или более грамматические основы. (Гремит гром и сверкает молния).

С точки зрения неполноты/полноты предложения могут быть неполными и полными. В полных заняты все синтаксические позиции, необходимые для передачи смысла. В неполных не все синтаксические позиции заняты. (-Когда ты вернёшься домой? –Вечером (неполное предложение, т.е. Я вернусь домой вечером)).

Предикативность. Это грамматическое значение предложения. Предикативность указывает на отношение содержания предложения к действительности. Выражается в двух категориях: 1. Синтаксической модальности. 2. Синтаксическом времени.

Синтаксическая модальность? это и есть по-существу отношение к действительности. Центром категории модальности является категория наклонения сказуемого (изъяв., сослаг., повелит.). (Дети играют в мяч. – реальная модальность; Поиграл бы в мяч. – желательная модальность; Поиграй в мяч. – побудительная модальность).

Однако синтаксическая модальность шире, нежели морфологическая. Модальность утверждения может выражаться в номинативных предложениях. Или вопросительные предложения передают модальность побуждения. В создании синтаксической модальности принимает участие интонация, порядок слов.

Синтаксическое время. Указывает на время совершения действия, описываемого в предложении. Центром является морфологическое время сказуемого. (Я приеду завтра. – синтаксическое будущее; Я пишу. – синтаксическое настоящее). Категория времени шире, нежели морфологическое. В создании учавствуют интонация, порядок слов и другие морфологические средства, а главное контекст.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 19. Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности.:

  1. 19. Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности
  2. 19. Предложение как синтаксическая единица. Понятие предикативности.
  3. 21. Синтаксис, его предмет и основные понятия. Единицы синтаксиса.
  4. 1. Общее понятие о СП, его многоаспектный хар-р и структурно-семантические типы.
  5. Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения. Актуальное членение предложения и способы его выражения

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА

План

    Основные признаки предложения как синтаксической единицы. Понятие о предикативности. Категории, оформляющие предикативность.

    Конструктивно-синтаксический уровень организации простого предложения. Синтаксическая парадигма предложения. Понятие структурной схемы предложения. Классификация структурных схем.

    Семантика простого предложения:

а) диктум. Пропозиция. Основные способы выражения пропозиции. Типы пропозиций.

б) модус. Модальность и способы ее выражения

Задания для самоконтроля

Упражнение 1. Прочитайте фрагменты параграфов, посвященных понятию структурной схемы, ее типам; парадигмы предложения, и ответьте на вопросы:

    что называется однокомпонентной структурной схемой? двухкомпонентной?

    каковы особенности раздельнопредикативной структурной схемы? Назовите раздельнопредикативные схемы.

    каковы особенности слитнопредикативной структурной схемы? Назовите слитнопредикативные схемы.

    что называется синтаксической парадигмой? Из скольких членов состоит полная синтаксическая парадигма?

Если в структурную схему входит один компонент, - это одно-компонентная схема, если два, - двухкомпонентная. Компоненты схемы обозначаются буквенными символами, соответствующими ла-тинским названиям соответствующих частей речи или морфологиче-ских форм:

V f - спрягаемая форма глагола (лат. verbum finitum);

V f3s - спрягаемый глагол в форме 3 лица ед. числа (singularis);

Inf - инфинитив;

N - имя существительное (nomen - имя, название);

Adj - прилагательное (adjectivum);

Pron - местоимение (pronomen);

Adv - наречие (adverbum);

Adv o - наречие на -о (холодно, горячо и т.д.);

Praed - предикатив (praedicatum);

Part - причастие (participium);

Interj - междометие (interjectio);

Neg - отрицание, негация (negatio);

Сор - связка - (copula);

Quant – квантитативное (количественное) значение (quantitas «количество», «величина»).

При символе N цифры от 1 до 6 обозначают падежные формы;

при символе N цифра 2 с многоточием (N2...) обозначает «существи-тельное в форме одного из косвенных падежей с предлогом или без предлога». /…/

Свободные схемы делятся, как уже говорилось, по числу кон-ститутивных элементов на две большие группы: двухкомпонентные и однокомпонентные.

Двухкомпонентные схемы могут быть двух типов: раздельнопредикативные и слитнопредикативные.

Раздельнопредикативные схемы - это:

1) Подлежащно-сказуемостные схемы, где носитель предикатив-ного признака выражен независимой формой: именительным паде-жом имени существительного (или его заместителей) или независи-мым инфинитивом. При этом в зависимости от характера второго компонента, называющего предикативный признак, - подлежащно--сказуемостные схемы делятся на а) схемы, в которых между подле-жащим и сказуемым наблюдается связь координации, - это подле-жащно-сказуемостные схемы с координируемыми членами и б) схе-мы, в которых подлежащее и сказуемое не координируют друг с дру-гом, - это подлежащно-сказуемостные схемы с некоординируемыми членами. Приведем перечень обоих разновидностей подлежащно-ска-зуемостных схем:

а) с координируемыми главными членами: N 1 + V f Я ищу правду.

N 1 + N 1 Фестиваль молодежи - праздник дружбы и мира.

N 1 + Adj (полн) Утюг горячий.

N 1 + Adj (кратк.) Пьер 6ыл неуклюж.

N 1 + Part (кратк.) Задание выполнено.

б) с некоординируемыми главными членами:

N 1 + N 2 ... (Adv) Книга на столе, Озеро недалеко.

N 1 + Inf Наша цель - организовать досуг молодежи.

N 1 + (сор) + Adv o Туризм - (это) хорошо.

Inf + Adv o Делать самим елочные игрушки забавно и весело.

Inf + (сор) + N 1 Растить детей - (это) большой труд.

Inf + V f3s Ходить по газонам воспрещается.

2) Не подлежащно-сказуемостные раздельнопредикативные двухккомпонентные схемы, в которых компонент со значением носи-теля предикативного признака не имеет формы подлежащего:

N 2 + (не) V f3s Воды прибавляется.

N 2 + (не) Praed Следов не видно.

N 2 + V f3s Дорогу замело.

N 4 + (не) + N 1quant (Adv quant) Гри6ов много.

N 2 + нет Писем нет.

N 2 + Inf Тебе выступать. /…/

Слитнопредикативные схемы - это схемы, включающие также два компонента, но между ними нет предикативных отноше-ний: они оба, в комплексе, передают значение предикативного при-знака:

Praed N 4 Видно следы.

Praed neg N 2 Не видно следов.

Praed part N 2 Нажарено пирожков.

N 1 (Adv) quant N 2 Тьма народу, Много дел.

Praed Inf Пора ехать, Нельзя сдаваться.

Pron neg Inf Некому работать, Некуда пойти, Не о чем вспомнить.

Нет N 2 Нет времени.

V f3s N 2 Прибывало людей, Прибавляется хлопот.

Однокомпонентные схемы разграничиваются по морфологиче-ской характеристике компонента схемы:

1) спрягаемо-глагольные схемы,

2) именные,

З) инфинитивные,

4) наречные.

Спрягаемо-глагoльные:

V f3s Светает. Знобит.

V f3pl Звонят.

N 1 Тишина, Утро.

N 2 Народу! Цветов!

N 2 /N 4 Чаю! Хлеба и зрелищ! Ваши документы!

Adj pl.кp. (Ему) рады. (В группе) поражены.

Инфинитивные:

Inf Молчать!

Наречные:

Adv praed Холодно.

Praed part Накурено. Закрыто.

Синтаксическая парадигма

Так как грамматическое зна-чение предложения - предикативность - выражается в синтаксиче-ских категориях времени и наклонения, то систему грамматических форм предложения составляют те его видоизменения, при которых варьируют формы синтаксического наклонения, отражающие различ-ныe объективно модальные значения предложения, и формы синтак-сического времени: все эти варианты, составляют синтаксическую парадигму предложения. Следовательно, по одной структурной схеме построены предложения: Светит солнце, Пусть светит солнце, Ес-ли бы светило солнце! это различные грамматические формы одного и того же (с точки зрения конструктивного синтаксиса) предложения.

Самой полной является восьмичленная парадигма, куда входят следующие синтаксические формы предложения:

3 формы синтаксического индикатива:

1) синтаксическое настоящее,

2) синтаксическое прошедшее,

3) синтаксическое будущее;

5 форм синтаксических ирреальных наклонений:

1) сослагательное,

2) условное,

3) желательное,

4) долженствовательное,

5) побудительное.

Значение предложения в форме синтаксического сослагательно-го наклонения - это передача предикативного признака как возмож-ного в неопределенном временным плане: Рай был бы у меня в душе, я бы насадил его кругом тебя! (Пример взят из «Русской граммати-ки»-80.)

Значение предложения в условном наклонении - это переда-ча такого предикативного признака, который выступает как усло-вие осуществления какого-либо другого действия или события; по-этому предикативные единицы в форме условного синтаксического наклонения выступают в составе сложного предложения как его придаточная условная часть. Например: Старайся он хоть не-множко, я бы была спокойна. Предложение в желательном накло-нении выражают не наличие какого-либо действия, факта, собы-тия, ситуации, а желание говорящего, чтобы они имели место. На-пример: Хоть бы ты старался! Вот бы чаю! Была бы работа поближе, [а то ездить далеко... ].

Значение формы долженствовательного ирреального наклоне-ния - вынужденность, обязательность осуществления какого--либо действия: я будь вежлив, [а им можно грубить!] [Вы на-творили тут дел, а] мы разбирайся! Как видно из примеров, предложения с таким значением чаще всего выступают как часть сложносочиненных предложений с противительными отношени-ями. Стилистически они окрашены: являются принадлежностью разговорной речи.

Значение побудительного наклонения - волеизъявление, обра-щенное к собеседнику или третьему лицу, направленное на то, чтобы они осуществили какое-либо действие или приобрели какой-либо признак: Читай! это может быть также пожелание: Пусть будет в твоей жизни много радостей! При обращении к пер-вому лицу значение побуждения стирается, на первый план выступа-ет значение примирения, согласия с чем-либо: [Ладно!] Пусть мне будет хуже: [я уйду].

Приведем примеры синтаксической парадигмы предложений, построенных по различным структурным схемам:

Синтаксический индикатив:

    Мастер работает.

    Мастер работал.

    Мастер будет работать.

    Работал бы мастер. (Сослагательное)

    Если бы мастер работал лучше, [ученик брал бы с него пример]. (Условное)

    Только бы мастер работал! Вот бы мастер работал! Хоть бы мастер работал! (Желательное)

    Мастер работай, [а вы будете сидеть сложа руки?!] (Долженствовательное)

    Пусть мастер работает! (Побудительное)

Синтаксический индикатив:

    Стемнело.

    Стемнеет.

Синтаксическое ирреальное наклонение:

    Стемнело бы.

    Если бы стемнело …

    Только бы стемнело! Хоть бы стемнело! Вот бы стемнело!

  1. Пусть стемнеет!

Упражнение 2. Из сборника заданий и упражнений («Современный русский язык»/ Под ред. В.Д. Черняк, - СПб., 2003) выполнить:

а) упражнение 14 (с. 173), 16, 17 (с.174) – работа со структурными схемами предложений;

б) упражнение 19 (с. 176) – анализ предикативных значений, построение предикативных парадигм предложений.

Упражнение 3. Прочитайте фрагменты статей, посвященных определению диктума, пропозиции и модуса, и ответьте на вопросы:

    Почему понятия диктума, пропозиции и модальности относятся к семантической стороне предложения?

    Как в предложении выражается пропозиция? Какие типы пропозиций выделяются?

    Какие типы модальности выделяются?

    Назовите показатели объективной и субъективной модальности.

Т.В. Шмелева Семантический синтаксис: Текст лекций из курса «Современный русский язык». - Красноярск, 1994:

Высказывание, каким бы элементарным оно ни было, состоится в том случае, если в нем информация о мире, объективной действительности, соединится с информацией субъективной – идущей от говорящего и момента общения. Так, в элементарном предложении типа Идет дождь информация и ситуация дождя (объективная) соединена с субъективной информацией о том, что говорящий утверждает это, представляя как событие реальное, совпадающее с моментом речи. Субъективная информация как бы вторична, высказывание предпринимается не ради нее, она сопровождает объективную. Совпадая в своей объективной части, различаются субъективной такие, например, предложения: Вот бы дождь! Хочется дождя, Шел дождь, Какой дождь.

Модус приведенных предложений выражен грамматически – формами глагола. /…/

/…/ сведения о диктуме почти напрямую можно чер-пать из той части лексикологии, что посвящена семантике предикативных слов, в частности, различным группам глаголов.

Чтобы создать из разнообразных имеющихся и вновь добываемых сведений картину диктумногo содержания предложения, необходим инструмент изучения диктума, своеобразный общий знаменатель различных смысловых элементов, позволяющих их упорядочивать и дифференцировать. На роль такого инструмента подходит понятие пропозиции /…/.

Пропозиция выражается прежде всего предикатом, - а это прежде всего глагол и его распространители: рисовать, бежать, разрушать и т.д. Однако в русском языке есть и другие формы – жарко, жара, жаль: их список повторяет список минимальных структурных схем /…/.

Понятие пропозиции позволяет вычленить в диктуме несколько смысловых слоев: собственно пропозитивный, внутрипропозитивный – отражающий структуру пропозиции, и припропозитивный – включающий круг внешних по отношению к пропозиции, но прикрепленных к ней, обслуживающих ее смыслов. /…/

Охарактеризуем эти элементы диктумного содержания.

Внутренняя структура пропозиции определяется числом и характером составляющих ее элементов – актантов /…/ и сирконстантов /…/. Так, в предложении Утром на пруду мальчики ловили рыбу удочками ситуация ловли представлена с максимальной детализированностью: обозначены актанты - мальчики, рыба, удочки и сирконстанты – утром на пруду . Набор актантов и сирконстантов определяет тип пропозиции.

Язык располагает определенным репертуаром актантов и сирконстантов, дифференцированных в такой мере, в какой позволяет морфология. Система актантов опирается на падежную систему, и потому некоторые знания об актантах были получены в курсе морфологии – тогда были введены понятия субъекта, объекта, ад-ресата, инструмента, а также сирконстантов -локатива в тeмпоратива /…/.

Припропозитивный слой диктумного содержания составляют смыслы фазисности, интенсивности и количественности (квантитативности), а также негации, которые могут быть «прикреплены» к пропозиции в целом и к ее отдельным элементам. Так, пропозиция, выраженная в предложении Он построил дом без припропозитивной детализации, может быть сопровождена фазисностью - Он начал/ пpoдолжает/ закончил строить дом, негацией - Он не строил дoмa, Он строил не дом , а capaй /…/.

Итак, пропозиция – главный инструмент изучения диктума. Используя его, нужно рассмотреть два основных вопроса: о типах пропозиций и о количестве пропозиций в составе диктума одного предложения.

Типы пропозиций

Главной в учебной типологии видится противопоставление событийных и логических пропозиций, далее С-пропозиций и Л-пропозиций

С-пропозиции «портретируют» действительность – происходящие в них события с их участниками. Л-пропозиции представляют результаты умственных операций и сообщают о некоторых установленных признаках, свойствах, отношениях. /…/

Крылова О.А., Ширяев Е.Н., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Теоретический курс. Ч. IV. Синтаксис и пунктуация. – М., 1997:

§ 32. Модус и пропозиция. В каждом предложении есть два типа номинативных значений: пропозиция и модус. Пропозиция -- это та часть значения, которая передает само «положение дел» в мире: Книга лежит на столе, Он поедет на юг, История не повторяется. Пропозиция - это объективно сообщаемое. Модус - это та часть значения, которая показывает отношение говорящего к сообщаемому, т.е. к пропозиции: Я полагаю, что история не повторяется; Я хочу, чтобы он поехал на юг, где конструкции Я полагаю, Я хочу выражают модус. Модус - это субъективное начало в значении пред-ложения, это «я» говорящего в значении.

Модальность и способы ее выражения

в номинативной структуре предложения

Модальные значения разнообразны и разноплано-вы. Различаются о б ъ е к т и в н а я и с у б ъ е к т и в н а я модаль-ность.

Объективной является такая модальность, которая показывает место и роль с точки зрения говорящего того, что обозначено пропо-зицией, по отношению к реальной действительности; сравним одну и ту же пропозицию «ты поедешь в Москву» в предложениях: Ты поедешь б Москву - Ты, вероятно, поедешь в Москву - Поезжай в Москву.

Субъективной является такая модальность, которая показывает эмоционально-оценочное отношение говорящего к тому, что обозна-чено пропозицией; сравним одну и ту же пропозицию «идет сильный снег» в предложении без эмоциональной оценки: На улице идет силь-ный снег и в эмоционально-оценочном предложении: Ну и снежище идет на улице!

Модальные значения в предложении, в отличие от пропозитив-ных, могут выражаться как формально, так и в номинативной струк-туре предложения. Пропозитивное значение может быть только но-минативным.

Формальные способы выражения модальности уже были рассмотрены в разделе о формальной структуре предложения. Эти спо-собы базируются на синтаксической категории наклонения (фор-мальное выражение модальности существования), на интонации (например, вопросительная интонация) и прочее. Среди нефор-мальных способов выражения модальности существования разли-чаются способы выражения модальности с помощью 1) слов, функ-ция которых - быть предикатом, и 2) с помощью предикативных конструкций.

К предикативным модальным словам относятся глаголы: хо-теть, хотеться, следовать и т.п.; краткие прилагательные типа дол-жен; предикативные наречия: нужно, необходимо и т.п.

Предикативные слова выражают модальность предполагае-мого существования. Пропозиция при модальных предикативных словах выступает в свернутом виде - в форме инфинитива. Предложения с предикативными модальными словами строятся по таким структурным схемам: N 1 + V f , V f3s , Praed + Inf: Я хочу спать. Мне хочется спать, Я должен ехать. Мне необходимо ехать.

Предикативная конструкция, выражающая модальность, строит-ся по схеме N 1 + V f , пропозиция при такой конструкции выступает в форме изъяснительной придаточной части. С помощью предикатив-ной конструкции может выражаться как ирреальная модальность: Я требую, чтобы ты уехал, так и реальная модальность; ср.: Дождь идет - Я утверждаю, что идет дождь. В этом случае выражение модальности реального существования является избыточным, потому что оно осуществляется дважды: специальной предикативной конст-рукцией и формально - изъявительным наклонением глагола. Такие предложения с двойным избыточным выражением модальности су-ществования встречаются нечасто. Их употребление оправдано тог-да, когда надо особо подчеркнуть модальность реального существо-вания.

Модальность недостоверности выражается: а) вводными слова-ми: вероятно, возможно, должно быть, может быть, по-видимо-му, пожалуй и др.; ср.: Он, вероятно уехал, Она, может быть, придет и др. и б) частицами вряд ли, едва ли и др.; ср.: Едва ли она придет. Модальность достоверности выражается имплицитно (скрыто) за счет отсутствия средств, выражающих модальность не-достоверности: Он уехал, Она не придет. Модальность достоверно-сти может иметь двойное, избыточное, выражение: она может од-новременно выражаться имплицитно и специальными модальными словами: безусловно, в самом деле, действительно, конечно, не-сомненно, разумеется. Модальные слова со значением достоверно-сти уместны тогда, когда есть необходимость особо подчеркнуть достоверность того, что обозначено в пропозиции: Он талантли-вый. - Он, безусловно, талантливый; Он будет выступать на этом собрании. - Он, несомненно, будет выступать на этом со-брании.

Подобно другим значениям модальности, модальность достовер-ности/ недостоверности может выражаться специальной предикатив-ной конструкцией с пропозицией - придаточной частью: Я уверен, что он придет: Я не уверен, что он придет; Я сомневаюсь, что он придет.

Предикативные слова и предикативные конструкции только тогда передают модальность, когда подлежащее называет лицо говорящего, в типичных случаях это местоимение я, а сказуемое употребляется в настоящем времени изъявительного наклонения. Во всех других случаях модус переходит в пропозицию, является псевдомодусом (ложным модусом): когда говорят Я всегда утвер-ждал, что это решение nерсnективное, то истинный модус спе-циальной предикативной конструкцией не выражен и его можно выразить; ср.: Я утверждаю, что я всегда утверждал, что это решение nepcneкивноe. Когда говорят Он утверждает, что это решение nерспективное, то истинный модус также может быть выражен специальной предикативной конструкцией, ср.: Я утверждаю, что он утверждает, что это решение nерсnектив-ное. В реальных текстах предложения с выраженной специаль-ной предикативной конструкцией модальностью при псевдомоду-се не встречаются. Предложения Я утверждаю, что он утверж-дает, что... стилистически ущербны. Но сама возможность та-ких предложений ясно показывает различие истинного модуса и псевдомодуса (с.107-110).

Литература (основная)

1. Современный русский язык/ Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1997. С. 681-796.

2. Современный русский язык/ Под ред. П.А. Леканта. – М., 2000. С. 378-397.

3. Крылова О.А., Л.Ю. Максимов Современный русский язык. Теоретический курс. Синтаксис и пунктуация. – М., 1997. С. 22-28; 45-58; 104-172.

4. Русская грамматика: В 2-х т. /Гл. ред. Н.Ю. Шведова. - М., 1980. Том II. Синтаксис. С. 83-92; 92-126; 126- 135.

5. Современный русский язык / Под ред. В.Д. Черняк, - СПб., 2003.

Литература (дополнительная)

    студентов по изучению дисциплины Направление подготовки (специальность) 031300.62 «Журналистика» Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей...
  1. Руководство

    Н.В. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Психология ОПД.Ф.01 математика с дополнительной специальностью – направление информатика Руководство по изучению дисциплины согласовано...

  2. Методические рекомендации

    Документовединия и математических дисциплин Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Математика специальность 100100.62 «Cервис” Руководство по изучению

Основной синтаксической единицей языка является предложение. Предложение – это слово или группа слов, грамматически и интонационно оформленных и выражающих относительно законченную мысль.

Важнейшей особенностью предложения является наличие предикативности.

ПРЕДИКАТИВНОСТЬ – это отношение содержания предложения к объективной действительности: его реальность или нереальность, т.е. только возможность, желательность, необходимость. Грамматически предикативность выражается с помощью наклонения и времени глагола. Носителем предикативности является сказуемое. Например: ИДЁТ ДОЖДЬ. – В предложении сообщается о реальном действии, которое совершается в момент речи – используется глагол в форме изъявительного наклонения настоящего времени. ДОЖДЬ БЫ ПОШЁЛ. – В предложении говорится о желательности действия – используется глагол в форме сослагательного наклонения. ИДИТЕ ДОМОЙ. – В предложении выражается побуждение к действию с помощью глагола в повелительном наклонении.

Наличие предикативности – одно из отличий предложения от словосочетания. Предложение также отличается от словосочетания интонационной оформленностью и функцией. Словосочетание выполняет назывную функцию, являясь расчленённым названием предметов, действий или их признаков. Предложение выполняет КОММУНИКАТИВНУЮ функцию, являясь наименьшей единицей языкового общения: с помощью предложений мы сообщаем какую-то информацию, спрашиваем о чём-то или побуждаем кого-то к действию. В зависимости от этого по целевой установке предложения делятся на повествовательные, побудительные и вопросительные.

В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ предложениях о чем-то сообщается, повествуется. Пример:

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ предложения побуждают к действию, выражая приказ или просьбу. Грамматически побудительные предложения оформляются с помощью особой интонации и глагола в повелительном наклонении. Пример: Полей, пожалуйста цветы.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ предложения содержат вопрос и побуждают к ответу. Средства грамматического оформления таких предложений является интонация или интонация и вопросительные слова: местоимения, наречия, частицы. Примеры: Ты выполнил домашнее задание? (Вопрос передаётся с помощью интонации).

Сколько билетов ты уже выучил? (интонация и вопросительное местоимение). Когда ты выучишь билеты? (интонация и вопросительное наречие). Выучил ли ты билеты? (интонация и вопросительная частица).

Помимо собственно вопросительных предложений, побуждающих к ответу, существуют риторические вопросы, не требующие ответа. Риторические вопросы помогают выразить эмоции, а в художественной литературе используются как одно из изобразительно-выразительных средств. Например: Сколько раз тебе можно повторять?! «Народ освобождён. Но счастлив ли народ?» (Н.А.Некрасов)

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения по эмоциональной окраске могут быть невосклицательными и восклицательными. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ предложения не только о чём-то сообщают, содержат вопрос или побуждают к действию, но и выражают эмоции. Грамматически восклицательные предложения оформляются с помощью интонации. Могут использоваться также восклицательные и усилительные частицы, междометия. Примеры: Уроки закончились – повествовательное невосклицат. Предложение. Ура! Уроки закончились! – повествоват.восклицат. предложение.(Используется междометие). Закройте дверь. – Побудит.невосклицат. предлож. Закройте дверь! – Побудит.восклицат предлож. Ты закроешь дверь? – Вопросит.невосклицат. Ты закроешь, наконец, дверь?! – вопросит.восклицат.

По структуре предложения делятся на простые и сложные. Простые предложения содержат одну предикативную основу, сложные – две и более. Примеры:

Существуют следующие характеристики простых предложений:

По характеру предикативной основы – двусоставные и односоставные. Примеры (см.в соответствующей теме);

По распространённости предикативной основы второстепенными членами предложения – распространённые и нераспространённые. Примеры:

По полноте структуры – полные и неполные. Примеры: Таня забыла тетрадь, Сережа – ручку. – Второе предложение неполное контекстуальное: отсутствующее сказуемое восстанавливается из контекста.

По осложнённости – осложнённые и неосложнённые. Виды осложнённости: однородные члены предложения, обособленные члены предложения, вводные слова, междометия.

Предложение: обладает смысловой и грамматической самостоятельностью, выражает относительно законченную мысль, характеризуется интонацией, имеет собственную цель высказывания и эмоциональную окраску.

Предложения классифицируются по нескольким признакам:

1) По цели высказывания:

Повествовательные (содержат сообщение);

Вопросительные (содержат вопрос);

Побудительные (содержат побуждение к действию).

2) по эмоциональной окраске:

Восклицательные (окрашены сильным чувством, имеют особую, восклицательную, интонацию);

Невосклицательные (ровные, спокойные по эмоциональной окраске).

3) по строению:

Простые (двусоставные, односоставные)

Сложные

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли.

В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом.

Определяя предложение с точки зрения логики, представитель первого направления Ф.И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение» («Историческая грамматика русского языка». М., 1858. § 110).

Сопоставляя предложение с психологическим суждением, т.е. соединением двух представлений, сторонник второго направления Д.Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»)» («Синтаксис русского языка». СПб, 1912. С. 50).

В русском языке существуют разнообразные типы предложений.

По цели высказывания и зависящей от этой цели интонации предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Каждое из предложений этих трех групп может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации.

Предложения считаются утвердительными или отрицательными в зависимости от указания в них на наличие или отсутствие связи между предметами и их признаками в реальной действительности.

Структурная характеристика предложений строится на основе учета различных признаков данной структуры. Так, предложения могут быть простыми и сложными в зависимости от количества предикативных единиц - одной или нескольких.

Простые предложения делятся на односоставные и двусоставные, т.е. имеющие один или два главных члена в качестве организующих центров предложения.

По наличию или отсутствию второстепенных членов различаются предложения распространенные и нераспространенные.

Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если налицо все необходимые члены данной структуры предложения, и неполными, если один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки.

Отсутствие возможности членения некоторых видов предложений, т.е. выявления в их структуре отдельных членов, приводит к выделению особого типа предложений - нечленимых (слов-предложений).

При оформлении предложения большое значение имеет интонация, выполняющая как грамматическую функцию, так и стилистическую. При помощи интонации передается законченность предложения и осуществляется его членение на синтаксические единицы, выражается эмоциональность речи, волевые побуждения, а также различные модальные оттенки значений.

Работа над предложением занимает в обучении рус. языку центральное место потому, что на синтаксической основе осущ. усвоение морфологии, лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой мл. школьники осознают роль в языке имен сущ., прил., глаг. и местоим.

Выделяют пять направлений работы над предложением:

1. Формирование грамматич. понятия «предложение».

2. Изучение стр-ры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматич. основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспростр. предложений.).

3. Формирование умения использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.



4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).

Классификация упражнений с предложениями:

1. Классификация в зависимости от преобладания анализа и синтеза (аналитические, синтетические, аналитико-синтетические).

2. Классификация в зависимости от самостоятельности и познават. активности (на основе образца, конструктивные, творческие).

Упражнения на основе образца предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций, понимание внутренних связей, их значения, а также их внешних связей в тексте. Среди упражнений этой группы значительное место принадлежит аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению; составление упражнений по образцу (на основе подражания образцу).

Группа конструктивных упражнений включает задания на построение или перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей. Если упражнения по образцу не опираются на грамматич. теорию (или опираются лишь в частности), то конструктивные упражнения невозможны без опоры, хотя бы частичной, на грамматич. понятия и правила.

Творческие упражнения с предложениями предполагают в основном отсутствие каких-либо образцов или конструктивных заданий; школьник составляет предложение совершенно свободно.

Типы заданий к творческому составлении предложений:

1. Дается тема для сост. предложения («Составить предложение о реке» и т.д.).

2. Дается картинка – предметная или сюжетная; предложение сост. по картинке.

3. Даются 1-3 «опорных» слова, которые должны быть употреблены в сост. предложении.

4. Дается словосочетание или какой-либо оборот речи, обладающий особой выразительностью (например, фразеологизм).

Творческие упражнения наиболее ценны в развитии речи учащихся.

Виды упражнений для работы над предложениями:

1. Распространение предложения.

Можно заранее указать, какой член предложения требуется распространирть.

2. Восстановление деформированного предложения.

Восстановление предл. начинается с основы предл., затем с помощью вопросов находятся словосочетания. например: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких. Ставятся во росы, выясняется наиболее удачный порядок слов.

3. Деление сплошного текста на предложения.

Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.

4. Анализ предложения и составление его схемы.

При анализе предложения выделяются: основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения.

5. Составление предложения по данной схеме или вопросам.

6. Составление рассказа с последующим анализом предложенной структуры.

Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена.

Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.

2) Методика работы с русской народной сказкой «Хаврошечка».

Уроки литературного чтения.

3) Анализ стр. 26-27 «Букваря» В.В. Репкина и др.

Система Эльконина-Давыдова.

Поэтапно отражено формирование общих способов письма и чтения как взаимообратных действий. Страницы включают не только упражнения и тексты для чтения, но и специально подобранные слова для письма. Много времени уделяется работе со звуками и одновременно с буквами.