Тема урока сохранение природы наука и технологии. Система знаний и сохранение природы

Тематический урок 1 сентября 2017 Уважаемые педагоги! Предлагаем вам список интернет-ресурсов для проведения тематического урока «Россия, устремленная в будущее». В рамках этой тематики Минобрнауки России выделяет подтемы: Развитие инновационной российской экономики; Освоение российских территорий и пространственное развитие России; Сохранение природы, наука и технологии; Государственная безопасность и политика. Дополнительная тема: Личная безопасность жизнедеятельности

  • 1. Развития инновационной российской экономики

На развитие инновационной экономики России оказывают влияние: поддержка инновационного бизнеса, реализация технологических и научно-исследовательских проектов, развитие научно-образовательного потенциала и инфрастуктуры, формирование инновационной культуры общества.

  • Технопарк информационных технологий в Челябинске. Детский технопарк помогает школьникам 6-16 лет получать актуальные знания в востребованных областях и реализовывать собственные проекты.
  • День знаний с Информационными центрами по атомной энергии
  • Глобальная школьная лаборатория. Проект «1 сентября – День знаний »
  • Единый урок по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты предприниматель»
  • Передачи «Очевидное-невероятное» с С. Капица
  • День детских изобретений. Видеоурок
  • 2. Освоение российских территорий и пространственное развитие России

Российское Министерство экономического развития подготовило проект Концепции стратегии пространственного развития в РФ до 2030 года. Предполагается укрупнение регионов и приоритет развития «геостратегически важных территорий» - Дальнего Востока, российской Арктической зоны, СКФО, Калининградской области, Крыма и Севастополя.

  • Всероссийский урок «Арктика – фасад России »: методические рекомендации
  • Сайт клуба приключений. Всероссийская молодежная экспедиция «На лыжах к северному полюсу » (2016 г.)
  • 3. Сохранение природы, наука и технологии.

2017 год – Год экологии в России

  • Экология онлайн : путеводитель детской библиотеки по интернет-реурсам
  • Всероссийский Экоурок «Сделаем вместе». «Свобода от отходов » (Минобр России. Приложение к уроку (плакаты)
  • Всероссийская акция для школьников «Красная книга » (Российское движение школьников) до 22 сентября 2017 года.
  • Неделя энергосбережения Материалы для подготовки тематических уроков по вопросам энергосбережения доступны на портале www.energourok.ru
  • Мероприятия по энергосбережению (квесты, игры) на сайте фестиваля ВместеЯрче
  • 4. Государственная безопасность и политика

  • Модульная программа «Курс интерактивных занятий по профилактике детского травматизма и формированию культуры собственной безопасности «Универсальный КОД безопасности»
  • - Оказание первой помощи : УМК для преподавателей
  • Видеоролик РЖД «Будь внимательным при переходе путей »
  • Видеоролик РЖД «

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

с. Новокаякент

Каякентский район Республика Дагестан

(разработка ко Дню знаний для учащихся 5-11 классов)

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Умалатова Равганият Бийбулатовна

с.Новокаякент

2017 г.

Пояснительная записка

Данный сценарий классного часа «Сохранение природы, наука и технологии» рекомендуется проводить, как первый урок ко Дню знаний 1 сентября. В сценарии затрагиваются экологические проблемы природы, рекомендуются использование новых технологий для сохранения природы, рассматриваются мероприятия необходимые для сохранения природы. Сценарий разработан для учащихся 5 - 11 классов.

Цель: рассмотреть экологические проблемы природы, предложить использование новых технологий для сохранения природы и предложить мероприятия необходимые для сохранения природы.

Оборудование: проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации презентации.

Сценарий классного часа «Сохранение природы, наука и технологии»

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло.

Л. Толстой.

Кл рук: Ребята, наш первый классный час в 2017 году называется

«Сохранение природы, наука и технологии». Классные часы под таким названием проводятся во всех школах нашей большой необъятной страны. Название придумано не зря. Мы, живем с Вами век великих открытий и технологий. Эти открытия и технологии влияют на природу и на человека. Мы сегодня поговорим о природе, открытиях и новых технологиях

Ведущий 1 : 5 января 2016 года Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.

Ведущий 2: Глава государства распорядился образовать организационный комитет по проведению Года экологии. Председателем назначен руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов. Правительству поручено обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению Года экологии. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого Года экологии.

Ведущий 1: С 1 августа 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, что 2017 год в России будет также объявлен Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Мероприятие приурочено к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.

Ведущий 2: Проведение Года ООПТ позволит привлечь внимание общества к вопросам сохранения природного наследия. Особо охраняемые природные территории – это одна из самых эффективных форм природоохранной деятельности, позволяющая полностью или частично изъять из хозяйственного использования земли и сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие в России и на планете в целом.

Кл. рук: Природа - первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Человеческое общество окружено повсюду природой. Мы непрерывно взаимодействует с природой во всех возможных направлениях. Природа для человека имеет многообразное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое и воспитательное.

Мы живем время, когда сильно развита наука и технологии. В наш компьютер век человек наносит большой вред природе.

Ведущий 1: Благодаря многовековым достижениям науки и техники сейчас мы получили в руки мощные орудия влияния на природу. Наши достижения дают возможность человеку вторгаться в макромир и микромир, влиять на жизнь биосферы, превращать миллионы девственных нетронутых земель в сельскохозяйственные поля и монокультурные сады, беспорядочно генетически модифицировать множество пород животных и сортов растений, создавать урбанистические ландшафты. Вторгаясь в жизнь природы, человек зачастую нарушает извечные природные закономерности, приводит к жизни нежелательные для него же самого изменения окружающей среды. Сейчас перед людьми остро стоит задача по предотвращению экологического кризиса, усилению охраны природы и грамотному использованию ее не бесконечных ресурсов.

Прогресс человечества связан с научно-технической революцией. Рождалась она медленно и постепенно, чтобы сейчас, в новом тысячелетии, дать начало гигантскому экологическому коллапсу.

С одной стороны, мы наблюдаем качественный скачок в научно-технических возможностях человечества, с другой же стороны, наблюдаем качественный скачок в жутких средствах разрушения природы, в военном деле, которое способно стереть все живое с лица Земли.

Ведущий 2 : Современный век информатики и электроники, компьютеров и роботов оставляет без работы миллионы людей, молодые и образованные вынуждены идти на базар торговать. Богатство и власть всё сильнее концентрируются в руках банкиров и олигархов. Милитаризм разбухает на гонке вооружений, стремящейся в конце концов захватить и политические рычаги управления. Он реально становится жутко уродливым и крайне опасным чудовищем XXI века. Усилиями гонки вооружений самые передовые научно-техническая достижения превращаются в оружие массового уничтожения людей. От этого страдают как сами люди, так и вся окружающая среда.

Сегодня становится ясным одно – научно-технический прогресс обязан найти ответ на вопрос: как радикально улучшить использование не возобновляемых природных ресурсов окружающей среды, материалов, сырья, энергии и топлива на всех стадиях производства - от добычи и переработки сырья до выпуска готовой продукции. Охрана окружающей среды должна стать первостепенной задачей. Пора снизить энергоемкость, материалоемкость и металлоемкость производства. Бережное отношение к ресурсам должно стать важным источником удовлетворения потребностей людей в сырье и материалах, топливе и энергии.

Кл. рук : Ребята, экологическое положение нашего района в не лучшем состоянии. Сегодня у нас в гостях эколог нашего района. Предоставим ему слово.

Эколог : Выступление эколога о экологическом состоянии района.

Кл. рук : Ребята, вы можете задавать вопросы нашему гостью.

Учащиеся : Учащиеся задают вопросы экологу.

Кл. рук: Дорогие ребята, у каждого из нас имеются мобильные телефоны и смартфоны. С помощью их можно сделать окружающий мир лучше. Ребята, попробуйте ответить на вопрос: популярны ли в нашей стране мобильные технологии? Как вы думаете?

Ученики : (ответы учеников)

Кл. рук: На что способны наши гаджеты?

Ученик 1 : С помощью мобильных технологий можно спасать леса от пожаров, беречь животных, спасть деревья, беречь природу о мусора и многое другое.

Ученик 2 : Следить за лесом помогают видеокамеры на базовых станциях. С помощью них можно определить место пожара. Также с помощью камер можно следить за редкими животными в заповедниках. Видеокамеры имеются во многих регионах нашей страны.

Ученик 3: Каждый ученик, находясь дома может посадить дерево,

через интернет - сервис «Посади дерево». Это помогает восстановить пострадавшие от пожара леса.

Кл. рук: Ребята, нас всюду окружают кучи мусора. Очень много мусора в воде. Его называют Большое Тихо океаническое мусорное пятно. Размер точно неизвестен, в нем очень много пластика.

По подсчетам ученых к 2050 году пластика в океане станет больше, чем рыбы. Как можно поступить, чтобы этого не было? А какое положение у нас? Как вы можете помочь?

Учащиеся : У нас тоже очень много мусора.

Ученик 4: Сфотографировать и отправить властям и экологическим активистам.

Ученик 5: Провести субботники по очистке дворов, лесов, берегов. Не стоять в стороне, а принять активное участие с привлечением товарищей.

Кл. рук: Как поступить с собранным мусором?

Ученик 6 : Рассортировать и дать на переработку на заводы. Получить сырье для новой продукции, т. е вторичное использование.

Кл. рук: Ребята, у всех у нас дома много не нужных вещей, а как вы поступаете с ними?

Ученик 7 : Отдаем тем, кому они нужны. Даем второю жизнь вещам.

Ученик 8 : Сжигаем и отравляем воздух ядовитыми газами, поэтому сжигать мусор нельзя. Мусор сгорает не полностью.

Ученик 9 : Выбрасываем в мусор. В естественных условиях разлагаются: пищевые отходы- от 2 до 5 недель, шерстяной носок- 1 год, бумага от 2 до 10 лет, жестяная банка – 100 лет, пластиковая бутылка – 500 лет, стекло- более 1000 лет.

Кл. рук: Ребята, многие вещи содержат ядовитые вещества, их нельзя выбрасывать. Их надо сдавать в специальные приемные пункты. К таким вещам относятся лампочки, градусники батарейки и др. Вторичная переработка вещей экономит природные ресурсы и мало тратиться воды.

Кл. рук: Очень много новых изобретений, для экономии электроэнергии. Имеются станции, работающие на экологически чистых источниках энергии: солнечные батареи, ветряные электростанции.

Ученик 10 : В Хабаровске молодой предприниматель изобрел рюкзак со встроенными солнечными батареями, от которых можно зарядить смартфон, планшет и ноутбук.

Ученик 11 . Однажды в компьютерный, атомный век
По лесу разумный шагал человек.
Он бросил окурок в траву под кустом,
Он вовсе не думал, что будет потом.
Но вспыхнул огонь, разгорелся пожар,
И сразу весь лес охватил сильный жар.
Все звери и птицы спешили туда,
Где рос самый умный дуб у пруда.
Огонь мчался следом, огонь все съедал,
Вот пламенем красным и дуб запылал.
Он вдруг застонал, впервые за век:
«О, что ты, разумный, творишь, человек?

Ученик 12. И сколько беды ты несешь за собой!
И сколько несчастья творится тобой!
О будущем думаешь ты ли едва …»
Оборванной фразой застыли слова.
Зловещий огонь пожирал дальше лес,
А крошечный зайчик ждал с неба чудес.
Он лапки сожженные к небу поднял.
«Спасите! Спасите! - он тихо шептал.
И небо услышала тоненький зов,
И тучу послала с дождем и грозой.
Вот туча открыла ответный удар,
Нескоро затих бушевавший пожар.


Ученик 13.
И сколько успел нанести он беды,
Хотя ведь пожара могло и не быть.
Но просто по лесу в компьютерный век
Разумный и сильный шагал человек.
И хочется дереву, хочется птице
К тебе, человек, всей душой обратиться.
«Планета едина, для вас и для нас.

Ученик 14. Беречь ее надо не завтра - сейчас!
Ты техникой новой творишь чудеса,
А мусор вывозишь в поля и леса.
В науке открытий немало творя,

Ты грязную воду сливаешь в моря.
Постой и подумай - природа больна.
Твоя ей забота сегодня нужна»
Любить надо с детства, беречь надо с детства.
Чтоб сильной планету оставить в наследство.

Ведущий 1: В России охрана природы - достаточно запущенное дело. К природоохранной работе мало привлекаются учащиеся. Пассивная работа школьников в кружках юных экологов, и малоэффективная деятельность «зеленых» и «голубых» патрулей, которые объединяют небольшое количество ребят. Кто сейчас, скажите, следит за чистотой рек, озер и прудов, охраняет рыбные ресурсы?

Ученик 15: Всё меньше нетронутых мест на планете.

По тундре разлиты озёра из нефти.

И вихри враждебные вьются из труб...

Живая природа – уже полутруп.

Поставил её человек на колени.

Мы денег побольше хотим огрести.

А что после нас?

Ведущий 2 : Важнейшим условием выхода из экологического кризиса является сближение человека и природы , поиск путей их совместного жительства. Это, прежде всего, выражено в стремлении многих людей покинуть город и жить на своей земле, обрабатывать её своими руками, а не жуткой сельскохозяйственной техникой. Так рождается настоящая любовь к природе и дружба с ней. Так рождается новое поколение людей, способных не только эксплуатировать природу , но и отдавать себя, свой труд, свою жизнь на благо окружающей среде , на благо природе .

Источники информации:

1. Высказывания великих о природе.

2. 2017 - Год экологии в России

3. Стихи о экологии

Презентация посвящена взаимосвязи человека с окружающим его миром. Тому как человек может оказать свое негативное влияние на столь хрупкий и беззащитный окружающий его мир. Все это продемонстрировано на фотографиях и в поэзии. Материал рассчитан для классного часа экологической направленности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Нельзя допустить, чтобы люди направляли на своё уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить. Ф.Жолио-Кюри

Как прекрасен этот мир ПОСМОТРИ

Что такое экология? Наука, изучающая взаимоотношения животных и растительных организмов между собой и с окружающей средой, а также воздействие человеческой деятельности на окружающую среду. по гречески: «экос» - 2 дом»; «логос» - ученье, наука.

«Законы экологии» Всё связано со всем Всё должно куда-то деваться Ничто не даётся даром Природа знает лучше Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Р.Рождественский Аэродромы, пирсы и перроны, Леса без птиц и земли без воды... Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды.

Загрязнение - это процесс отрицательного видоизменения окружающей среды - воздуха, воды, почвы - путём её интоксикации веществами, которые угрожают жизни живых организмов.

Я молю, чтоб Планета – живою была, Чтоб морозы – зимой, чтоб весною – цвела, Чтоб звенела в лесу соловьиная трель, И с прилетом гусей приходил к нам апрель. Чтобы летом бежать по траве босиком, А зимою на санках лететь кувырком, Чтоб рассветы встречать и закат провожать, И на небе ночном с другом звезды считать. Люди мира, очнитесь, посмотрите вокруг! Из зеленой Планета стала черною вдруг. Небо в страшном дыму, полыхает земля, Наводнения и ливни размывают поля Все! Устала природа в этот сумрачный век Бороться с бесчинством твоим, человек. Что ж мы делаем, люди, что мы творим? Что сумеем оставить потомкам своим? Стихотворение ученика 6 класса Лупу Даниила

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

с. Новокаякент

Каякентский район Республика Дагестан

(разработка ко Дню знаний для учащихся 5-11 классов)

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Умалатова Равганият Бийбулатовна

с.Новокаякент

Пояснительная записка

Данный сценарий классного часа «Сохранение природы, наука и технологии» рекомендуется проводить, как первый урок ко Дню знаний 1 сентября. В сценарии затрагиваются экологические проблемы природы, рекомендуются использование новых технологий для сохранения природы, рассматриваются мероприятия необходимые для сохранения природы. Сценарий разработан для учащихся 5 - 11 классов.

Цель: рассмотреть экологические проблемы природы, предложить использование новых технологий для сохранения природы и предложить мероприятия необходимые для сохранения природы.

Оборудование: проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации презентации.

Сценарий классного часа «Сохранение природы, наука и технологии»

В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло.

Л. Толстой.

Кл рук: Ребята, наш первый классный час в 2017 году называется

«Сохранение природы, наука и технологии». Классные часы под таким названием проводятся во всех школах нашей большой необъятной страны. Название придумано не зря. Мы, живем с Вами век великих открытий и технологий. Эти открытия и технологии влияют на природу и на человека. Мы сегодня поговорим о природе, открытиях и новых технологиях

Ведущий 1 : 5 января 2016 года Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.

Ведущий 2: Глава государства распорядился образовать организационный комитет по проведению Года экологии. Председателем назначен руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов. Правительству поручено обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению Года экологии. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого Года экологии.

Ведущий 1: С 1 августа 2015 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, что 2017 год в России будет также объявлен Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Мероприятие приурочено к празднованию 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника – Баргузинского.

Ведущий 2: Проведение Года ООПТ позволит привлечь внимание общества к вопросам сохранения природного наследия. Особо охраняемые природные территории – это одна из самых эффективных форм природоохранной деятельности, позволяющая полностью или частично изъять из хозяйственного использования земли и сохранить биологическое и ландшафтное разнообразие в России и на планете в целом.

Кл. рук: Природа - первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Человеческое общество окружено повсюду природой. Мы непрерывно взаимодействует с природой во всех возможных направлениях. Природа для человека имеет многообразное значение: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое и воспитательное.

Мы живем время, когда сильно развита наука и технологии. В наш компьютер век человек наносит большой вред природе.

Ведущий 1: Благодаря многовековым достижениям науки и техники сейчас мы получили в руки мощные орудия влияния на природу. Наши достижения дают возможность человеку вторгаться в макромир и микромир, влиять на жизнь биосферы, превращать миллионы девственных нетронутых земель в сельскохозяйственные поля и монокультурные сады, беспорядочно генетически модифицировать множество пород животных и сортов растений, создавать урбанистические ландшафты. Вторгаясь в жизнь природы, человек зачастую нарушает извечные природные закономерности, приводит к жизни нежелательные для него же самого изменения окружающей среды. Сейчас перед людьми остро стоит задача по предотвращению экологического кризиса, усилению охраны природы и грамотному использованию ее не бесконечных ресурсов.

Прогресс человечества связан с научно-технической революцией. Рождалась она медленно и постепенно, чтобы сейчас, в новом тысячелетии, дать начало гигантскому экологическому коллапсу.

С одной стороны, мы наблюдаем качественный скачок в научно-технических возможностях человечества, с другой же стороны, наблюдаем качественный скачок в жутких средствах разрушения природы, в военном деле, которое способно стереть все живое с лица Земли.

Ведущий 2 : Современный век информатики и электроники, компьютеров и роботов оставляет без работы миллионы людей, молодые и образованные вынуждены идти на базар торговать. Богатство и власть всё сильнее концентрируются в руках банкиров и олигархов. Милитаризм разбухает на гонке вооружений, стремящейся в конце концов захватить и политические рычаги управления. Он реально становится жутко уродливым и крайне опасным чудовищем XXI века. Усилиями гонки вооружений самые передовые научно-техническая достижения превращаются в оружие массового уничтожения людей. От этого страдают как сами люди, так и вся окружающая среда.

Сегодня становится ясным одно – научно-технический прогресс обязан найти ответ на вопрос: как радикально улучшить использование не возобновляемых природных ресурсов окружающей среды, материалов, сырья, энергии и топлива на всех стадиях производства - от добычи и переработки сырья до выпуска готовой продукции. Охрана окружающей среды должна стать первостепенной задачей. Пора снизить энергоемкость, материалоемкость и металлоемкость производства. Бережное отношение к ресурсам должно стать важным источником удовлетворения потребностей людей в сырье и материалах, топливе и энергии.

Кл. рук : Ребята, экологическое положение нашего района в не лучшем состоянии. Сегодня у нас в гостях эколог нашего района. Предоставим ему слово.

Эколог : Выступление эколога о экологическом состоянии района.

Кл. рук : Ребята, вы можете задавать вопросы нашему гостью.

Учащиеся : Учащиеся задают вопросы экологу.

Кл. рук: Дорогие ребята, у каждого из нас имеются мобильные телефоны и смартфоны. С помощью их можно сделать окружающий мир лучше. Ребята, попробуйте ответить на вопрос: популярны ли в нашей стране мобильные технологии? Как вы думаете?

Ученики : (ответы учеников)

Кл. рук: На что способны наши гаджеты?

Ученик 1 : С помощью мобильных технологий можно спасать леса от пожаров, беречь животных, спасть деревья, беречь природу о мусора и многое другое.

Ученик 2 : Следить за лесом помогают видеокамеры на базовых станциях. С помощью них можно определить место пожара. Также с помощью камер можно следить за редкими животными в заповедниках. Видеокамеры имеются во многих регионах нашей страны.

Ученик 3: Каждый ученик, находясь дома может посадить дерево,

через интернет - сервис «Посади дерево». Это помогает восстановить пострадавшие от пожара леса.

Кл. рук: Ребята, нас всюду окружают кучи мусора. Очень много мусора в воде. Его называют Большое Тихо океаническое мусорное пятно. Размер точно неизвестен, в нем очень много пластика.

По подсчетам ученых к 2050 году пластика в океане станет больше, чем рыбы. Как можно поступить, чтобы этого не было? А какое положение у нас? Как вы можете помочь?

Учащиеся : У нас тоже очень много мусора.

Ученик 4: Сфотографировать и отправить властям и экологическим активистам.

Ученик 5: Провести субботники по очистке дворов, лесов, берегов. Не стоять в стороне, а принять активное участие с привлечением товарищей.

Кл. рук: Как поступить с собранным мусором?

Ученик 6 : Рассортировать и дать на переработку на заводы. Получить сырье для новой продукции, т. е вторичное использование.

Кл. рук: Ребята, у всех у нас дома много не нужных вещей, а как вы поступаете с ними?

Ученик 7 : Отдаем тем, кому они нужны. Даем второю жизнь вещам.

Ученик 8 : Сжигаем и отравляем воздух ядовитыми газами, поэтому сжигать мусор нельзя. Мусор сгорает не полностью.

Ученик 9 : Выбрасываем в мусор. В естественных условиях разлагаются: пищевые отходы- от 2 до 5 недель, шерстяной носок- 1 год, бумага от 2 до 10 лет, жестяная банка – 100 лет, пластиковая бутылка – 500 лет, стекло- более 1000 лет.

Кл. рук: Ребята, многие вещи содержат ядовитые вещества, их нельзя выбрасывать. Их надо сдавать в специальные приемные пункты. К таким вещам относятся лампочки, градусники батарейки и др. Вторичная переработка вещей экономит природные ресурсы и мало тратиться воды.

Кл. рук: Очень много новых изобретений, для экономии электроэнергии. Имеются станции, работающие на экологически чистых источниках энергии: солнечные батареи, ветряные электростанции.

Ученик 10 : В Хабаровске молодой предприниматель изобрел рюкзак со встроенными солнечными батареями, от которых можно зарядить смартфон, планшет и ноутбук.

Ученик 11 . Однажды в компьютерный, атомный век
По лесу разумный шагал человек.
Он бросил окурок в траву под кустом,
Он вовсе не думал, что будет потом.
Но вспыхнул огонь, разгорелся пожар,
И сразу весь лес охватил сильный жар.
Все звери и птицы спешили туда,
Где рос самый умный дуб у пруда.
Огонь мчался следом, огонь все съедал,
Вот пламенем красным и дуб запылал.
Он вдруг застонал, впервые за век:
«О, что ты, разумный, творишь, человек?

Ученик 12. И сколько беды ты несешь за собой!
И сколько несчастья творится тобой!
О будущем думаешь ты ли едва …»
Оборванной фразой застыли слова.
Зловещий огонь пожирал дальше лес,
А крошечный зайчик ждал с неба чудес.
Он лапки сожженные к небу поднял.
«Спасите! Спасите! - он тихо шептал.
И небо услышала тоненький зов,
И тучу послала с дождем и грозой.
Вот туча открыла ответный удар,
Нескоро затих бушевавший пожар.


Ученик 13.
И сколько успел нанести он беды,
Хотя ведь пожара могло и не быть.
Но просто по лесу в компьютерный век
Разумный и сильный шагал человек.
И хочется дереву, хочется птице
К тебе, человек, всей душой обратиться.
«Планета едина, для вас и для нас.

Ученик 14. Беречь ее надо не завтра - сейчас!
Ты техникой новой творишь чудеса,
А мусор вывозишь в поля и леса.
В науке открытий немало творя,

Ты грязную воду сливаешь в моря.
Постой и подумай - природа больна.
Твоя ей забота сегодня нужна»
Любить надо с детства, беречь надо с детства.
Чтоб сильной планету оставить в наследство.

Ведущий 1: В России охрана природы - достаточно запущенное дело. К природоохранной работе мало привлекаются учащиеся. Пассивная работа школьников в кружках юных экологов, и малоэффективная деятельность «зеленых» и «голубых» патрулей, которые объединяют небольшое количество ребят. Кто сейчас, скажите, следит за чистотой рек, озер и прудов, охраняет рыбные ресурсы?

Ученик 15: Всё меньше нетронутых мест на планете.

По тундре разлиты озёра из нефти.

И вихри враждебные вьются из труб...

Живая природа – уже полутруп.

Поставил её человек на колени.

Мы денег побольше хотим огрести.

А что после нас?

Ведущий 2 : Важнейшим условием выхода из экологического кризиса является сближение человека и природы , поиск путей их совместного жительства. Это, прежде всего, выражено в стремлении многих людей покинуть город и жить на своей земле, обрабатывать её своими руками, а не жуткой сельскохозяйственной техникой. Так рождается настоящая любовь к природе и дружба с ней. Так рождается новое поколение людей, способных не только эксплуатировать природу , но и отдавать себя, свой труд, свою жизнь на благо окружающей среде , на благо природе .

Источники информации:

1.http://eco.vrnlib.ru/vyskazyvaniya-velikix-o-prirode/ Высказывания великих о природе.

2.http://kuglib.ru/publ/prioritet_goda/god/2017_god_ehkologii/13-1-0-287 2017 - Год экологии в России

3.http://pandia.ru/text/80/141/6487.php Стихи о экологии

4. http://www.duhzemli.ru/ohrana-prirody/01-environment.html Энциклопедия охраны окружающей среды

Наблюдаемые в природе изменения, вызванные активным вмешательством человека, свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии индустриально-технологической практики, системы образования, о снижении нравственного и духовного уровня человека. В этой связи назрела необходимость пересмотра всей системы знаний о мире, человеке и обществе. Другими словами, возникла объективная необходимость укрепления фундаментальной базы образования, построенной на основе органичного единства его естественно-научных составляющих. Человек должен увидеть и осознать свою зависимость от природы, неотъемлемой частью которой он является. По мысли Бертрана Рассела, природа подчиняется только подчинением ей. Только в этом случае знание человека и могущество природы сочетаются и превращаются в созидательную силу. Можно назвать две группы причин, указывающих на необходимость повышения роли фундаментальной базы образования. Первая группа связана с глобальными проблемами цивилизации, нынешний этап развития которой характеризуется наличием признаков экономического, экологического, энергетического кризисов, а также резким обострением национальных и социальных конфликтов во многих странах мира. Вторая группа обусловлена тем, что мировое сообщество в последние десятилетия ставит в центр системы образования приоритет личности. Формирование высокообразованной личности требует решения комплекса взаимосвязанных задач. Во-первых, нужно создать условия для гармоничных связей человека с природой посредством изучения фундаментальных законов, которые ею управляют. При этом чрезвычайно важно не столько познать явления природы, чтобы путём раздумий овладеть ими, сколько сохранить природу в её естественном состоянии для будущих поколений. Во-вторых, человек живет в обществе и для его гармоничного существования необходимо погружение в культурную среду через освоение истории, права, философии, экономики и других наук. Концепцию фундаментального образования впервые отчётливо сформулировал в начале XIX в. филолог и философ Вильгельм Гумбольдт (1767–1835). Согласно этой концепции, предметом изучения должны быть те фундаментальные знания, которые рождаются на переднем рубеже развития науки, и фундаментальное образование должно сочетаться с научными исследованиями.

Такая прогрессивная система образования внедрена в лучших университетах мира. Проблема укрепления фундаментальной базы образования актуальна не только для России, но и для других стран. Так, в одном из докладов комиссии США отмечалось, что Америка, как и при запуске первого советского спутника, находится перед угрозой потери своего уровня образования и может оказаться среди стран, которые не способны воспринимать новейшие достижения науки, техники, технологии, гуманитарной сферы из-за очень низкого уровня математического и естественно-научного образования. В официальном документе Национальной комиссии США по качеству образования утверждается: «Нация находится в опасности, так как образовательные основы государства подтачивает все более нарастающая волна посредственности, которая угрожает будущему нации и страны в целом, и если бы недружественная держава предприняла по-пытки навязать Америке такую посредственную систему образования, которая существует сегодня, мы бы расценили это как акт войны». Ещё в одном важном документе – докладе ЮНЕСКО – подчёркивается, что для развития мира «единственно значимыми ресурсами являются лишь знания, изобретательность людей, воображение и добрая воля; становится ясным, что без них невозможен какой-либо устойчивый прогресс в отношении мира, уважения прав человека и основных свобод; решающую роль в развитии этих качеств играет образование». Важную роль в фундаментальном образовании играют естественно-научные знания, которые не только расширяют кругозор познающего, но и представляют собой сферу активных действий, определяющих уровень развития общества. Один из парадоксов исторического развития состоит в том, что ни сознание надвигающейся планетарной катастрофы, ни осмысление идеи устойчивого развития, ни пересмотр концептуальных оснований образования пока ещё почти не сказались на реальном поведении государств и человеческих обществ. Мир продолжает двигаться по опасному пути, приближающему всех нас к последней грани – к той черте, за которой уже нет выбора, нет будущего, нет человека, а возможно, и нет жизни вообще. Спустя десять лет после утверждения концепции устойчивого развития, в 2002 г., в Рио-де-Жанейро состоялась Всемирная конференция ООН по проблемам устойчивого развития, названная «Саммит Земли». В ней приняли участие делегаты из 189 стран и главы свыше 100 государств мира. На этой конференции отмечалось, что за прошедшие десять лет удалось добиться гораздо меньше, чем предполагалось. Потребительский образ жизни продолжает истощать естественные жизнеобеспечивающие источники Земли. Развитые страны не выполнили свои обещания активизировать действия по защите окружающей среды даже на своих территориях, не говоря уж о помощи развивающимся странам. Представители многих стран заявили, что именно жители Европы и особенно США, так называемый «золотой миллиард», потребляют около 80 % мировых энергоресурсов, и поэтому они должны за это платить и помочь 2,5 млрд людей, которые не могут удовлетворить потребности даже в чистой воде и электроэнергии. Понятно, что корень зла кроется не только в мышлении и поведении от-дельных людей, но и во всеобщих политических и экономических отношениях. При этом огромную роль играет все-таки культурный и духовно-нравственный факторы, нацеленные на искоренение безжалостно-потребительских отношений человека и всего человечества к природе. А единственной силой, способной органично, как бы изнутри трансформировать культуру, выступает опять-таки образование на благодатной почве воспитания. В связи с этим необходимо кардинально перестроить преподавание фундаментальных наук. Одна из главных задач в состоит в том, чтобы радикально усилить их мировоззренческое значение. В понятиях и концепциях фундаментальных дисциплин необходимо видеть не только россыпь знаний, но и целостную картину мира природы, в том числе и в его планетарном изменении. А это означает, что фундаментальные знания должны приобретаться не разрозненными кластерами, а в единой системе – комплексно. И осваиваться не только в своём непосредственном значении, но и в качестве жизненно важных духовно-нравственных ценностей и моральных норм. Нормативная роль фундаментальных наук в формировании духовно-нравственного начала деятельности человека пока ещё не до конца постигнута самими учёными, она тем более не усвоена и далеко не понята политиками и воротилами делового мира. Но без этого все же не обойтись. Именно во всей системе современного образования и духовно-нравственного воспитания могут и должны взойти ростки нового миропонимания. Учёные, преподаватели, все представители фундаментальных наук при-званы видеть кардинальный характер проблемы выживания человека и человечества и осознать свою ответственность за её решение. Сегодня очень важно, чтобы, как в годы развёртывания Пагуошского движения, выдающиеся представители научной элиты и академическое сообщество в целом заняли столь же решительную позицию в борьбе с надвигающейся катастрофой. И чтобы наши современники действовали так же настойчиво, как в своё время активно выступали учёные-физики, сумевшие убедить общественность и политические круги в необходимости прекращения гонки ракетно-ядерных вооружений и добиться отказа от применения ядерного оружия. Однако усилия учёных и преподавателей будут напрасными, если каждый человек не осознает своей доли ответственности за решение глобальной проблемы сохранения жизни на нашей планете. «Будущее сообщества, как части единой системы биосферы, зависит от того, когда оно поймёт свою связь с Природой (Богом, Духом, Высшим Разумом, Мировой Информацией) и примет на себя ответственность не только за развитие общества (к чему стремились все утописты), но и биосферы в целом», – сказал академик В.И. Вернадский (1863–1945).


Чрезвычайно важно, чтобы новое миропонимание, основанное на синтезе достижений фундаментальных наук и духовно-нравственных ценностей, пронизало всю систему обучения и воспитания подрастающего поколения – от школ до университетов. Первый шаг в этом направлении уже сделан – студенты высших учебных заведений изучают концепции современного естествознания и экологию, а в школах постепенно внедряется изучение православной культуры и светской этики. Учитывая практическую значимость естественно-научных знаний, целесообразно сделать следующий шаг – включить в учебный процесс средней школы дисциплины, которые интегрировали бы знания в разных естественно-научных отраслях на основе целостного концептуального подхода в изучении свойств объектов природы и фундаментальных законов. Одной из таких дисциплин может быть, например, современное естествознание, которое по своему дидактическому наполнению соответствует концепциям современного естествознания для изучения студентами вузов, а другая не менее важная дисциплина – экология. Введение этих дисциплин для школьников старших классов вовсе не означает исключения из учебного процесса физики, химии и биологии. Это означает, что в рамках отведённых учебных часов возможен вариативный подход. Например, для школ с гуманитарным и социально-экономическим направлениями целесообразно предусмотреть больший объем учебных часов для изучения современного естествознания, а для физико-математических школ выбрать профилирующей физику вместе с математикой и т.д. Вне всякого сомнения, любой человек, обладающий не только общими концептуальными естественно-научными знаниями, но и усвоивший нравственные правила, будет действовать непременно так, чтобы польза как результат его действия всегда сочеталась с бережным отношением к природе и её сохранением и для нынешних, и для грядущих поколений. Только в этом случае созидательная деятельность каждого человека внесет ощутимый вклад в устойчивое равновесие природных процессов и динамичное поступательное развитие биосферы, которая перейдет в более упорядоченное состоянии – ноосферу, сферу разума.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов, 12-е изд. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум, 6-е изд. М.: Директ-Медиа, 2016.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для вузов. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Экология. Практикум. М.: Директ-Медиа, 2014.
Карпенков С.Х. Экология. Учебник для бакалавров. М.: Логос, 2014.
Карпенков С.Х. Технические средства информационных технологий. 3-е изд. М.: Директ-Медиа, 2015.
Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Справочник. М.: Высшая школа, 2004.