Еас какие страны входят. Евразийский экономический союз

23.04.2019

В этой статье расскажем об истории ЕАЭС: каковы были причины и предпосылки его появления, из каких интеграционных объединений он формировался, и каковы его главные цели и задачи на сегодняшний день.

Для получения индивидуальной консультации по реализации продукции в ЕАЭС оставьте заявку:

Оставить заявку

Предпосылки

Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.

Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе - это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.

Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.

Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:

Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.

Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.

В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.

Хронология событий

1994-2000 - период становления

В это время шёл поиск оптимальных путей сотрудничества и подписывались промежуточные договоры и соглашения, описывающие ещё не сами формы интеграции, а лишь взаимные обязательства по разработке и внедрению этих форм.

1994

Нурсултан Назарбаев впервые выступил в Москве с предложением о создании Евразийского Союза.

1995

6 января Россия и Белоруссия заключают Соглашение о создании Таможенного союза и формировании общего рынка. 20 января к этому соглашению присоединяется Казахстан. Это можно считать отправной точкой в создании современного ЕАЭС.

1996

29 марта Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписывают Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях . По сути, этим договором страны публично и официально подтвердили свои намерения к интеграции, но пока без особой конкретики в формулировках, механизмах и форматах.

1999

26 февраля Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают Договор о Таможенном союзе (ТС) . Этим договором они, собственно, учреждают Таможенный союз. Однако, в таком составе союз просуществует лишь полтора года.

2000-2011 - Единое экономическое пространство

Несмотря на то, что единое таможенное пространство уже было реализовано, главы стран-участниц выражали стремление к более глубокой, уже экономической интеграции. Хотелось не просто "общих границ", а "общей экономики".

2000

10 октября Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) , в котором уже прослеживаются элементы надгосударственного экономического регулирования. Появляется первый надгосударственный орган - Суд Евразийского экономического сообщества.

2001

30 маяэтот договор вступает в силу. С этого момента описанный выше Таможенный союз перестаёт существовать, как таковой, но все его положения и принципы наследуются ЕврАзЭС.

2003

19 сентября Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства . С этого момента началась работа по подготовке правовой базы с целью создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы («четыре свободы» ЕАЭС).

2007

6 октября Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза на базе ЕврАзЭС. Появляются ещё один надгосударственный орган - Комиссия Таможенного союза и Высший экономический совет. Это уже тот самый Таможенный союз, в котором спустя 5 лет появится множество технических регламентов.

2010

В январе Таможенный союз начинает работу.

В июле вводится единый Таможенный кодекс для государств-членов Союза.

9 декабря в Декларации о формировании ЕЭП впервые было официально о том, что страны-участницы ЕврАзЭС движутся к новой, более углублённой форме интеграции - Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). В связи с этим, среди прочего, была обозначена необходимость единой системы технического регулирования и введения принципиально новых надгосударственных стандартов (технических регламентов).

2011

С июля таможенный контроль остаётся только на внешних границах Союза.

18 ноября было подписано Решение о создании Евразийской экономической Комиссии .

16 августа были опубликованы первые технические регламенты : ТР ТС 006/2011 «О безопасности пиротехнических изделий» (вступил в силу 15 февраля 2012) и ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (вступил в силу 1 июня 2012 года).

Всего в течение 2011 года было утверждено и опубликовано 24 технических регламента. Все они вступили в силу в период 2012-2015 гг. Вступление в силу технического регламента на определённую продукцию автоматически отменяло действие национального стандарта на эту продукцию.

2012-2019 - Евразийский экономический союз

Это период становления существующего сегодня единого экономического интеграционного объединения - Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В это время происходит отказ от переходных форм и развитие наднациональных институтов.

ЕАЭС уже позиционируется, как "ядро континентальной интеграции", объединяющее Азию и Европу. Его концепция разрабатывается с учётом логики глобального китайского проекта «Один пояс и один путь», направленного на создание быстрых и эффективных торговых маршрутов между Европой и Азией. Однако, важно подчеркнуть, что не «в соответствии», а именно «с учётом».

В это же время за океаном начинают говорить о том, что Россия, Казахстан и Белоруссия строят новый СССР. На что руководители стран-участниц неоднократно заявляли, что ЕАЭС - союз не политический, а исключительно экономический. Президент Казахстана вообще предложил радикальный способ пресечь эти разговоры на корню, цитата: «[Бывая за рубежом, часто слышу,] что мы создаём СССР, или что-то под Россией. Может, Турцию принять, большая страна, и разговор закончится» .

2012

2 февраля начала функционировать Евразийская экономическая комиссия. Комиссия Таможенного союза была упразднена, её функции перешли к ЕЭК.

19 октября к Таможенному союзу (в котором на данный момент были Россия, Казахстан, Белоруссия) присоединилась Киргизия.

18 ноября были подписаны Декларация о Евразийской экономической интеграции (по сути, дорожная карта создания ЕАЭС) и Договор о Евразийской экономической комиссии (официальное признание главами государств ЕЭК в качестве наднационального органа).

2014

29 мая года в Астане (ныне Нур-Султан) подписан Договор о создании Евразийского экономического союза . Россия, Белоруссия и Казахстан ратифицировали этот договор 5, 9 и 14 октября соответственно.

10 октября подписан подписан Договор о присоединении Армении к ЕАЭС, ратифицирован Арменией 4 декабря.

2015

21 мая Киргизия ратифицировала Договор о присоединении к ЕАЭС и стала его официальным членом в августе.

2016

2017

14 апреля Молдавия стала первой (и до сих пор остаётся единственной) страной-наблюдателем в ЕАЭС.

2018

1 января вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, отменив тем самым предыдущий Таможенный кодекс Таможенного союза. Теперь все страны, вступающие в ЕАЭС, автоматически вступают и в Таможенный союз ЕАЭС.

Не путайтесь в "союзах"!

Использование фразы «Таможенный союз» в качестве имени собственного было изначально не самой лучшей идеей, потому что таможенный союз [нескольких государств] - это нарицательное словосочетание. В мире сегодня существует более 10 таможенных союзов.

Поэтому, с морфологической точки зрения правильно будет сказать, что существует два Союза :

во-первых, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) , являющийся уникальной формой объединения нескольких государств,

во-вторых, Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) , являющийся одним из множества таможенных союзов в мире. И страна, вступающая в ЕАЭС, автоматически становится также членом ТС ЕАЭС.

ЕАЭС сегодня

На сегодняшний день в состав ЕАЭС входят пять стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия.

Молдавия является страной-наблюдателем.

Заключены соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Ираном, Китаем, Кубой.

Ведутся переговоры по созданию режима свободной торговли с Сингапуром, Индией, Египтом, Таиландом, Израилем и Сербией.

В ЕАЭС действуют 4 наднациональных органа:

Высший Евразийский экономический совет - верховный орган, в который входят главы стран-членов ЕАЭС. Заседания Высшего совета проходят ежегодно.

Евразийский межправительственный экономический совет - орган, в который входят руководители правительств (премьер-министры) стран-членов ЕАЭС. Заседания совета проходят также ежегодно.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - регулярно действующий регулирующий орган, в задачи которого входит непосредственное функционирование Союза, развитие интеграции и наднациональных институтов и инструментов. Состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии.

Суд Евразийского экономического союза - судебный орган, решающий задачи правоприменительной практики наднационального законодательства ЕАЭС.

На сегодняшний день в ЕАЭС , и их количество с каждым годом растёт.

ТР ТС или ТР ЕАЭС?

Отдельно стоит разъяснить вопрос с наименованием технических регламентов.

На данный момент в ЕАЭС действует два вида технических регламентов: технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС) и технические регламенты Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС).

Это абсолютно идентичные документы, имеющие равную юридическую силу и область применения. Разница между ними исключительно в названии.

Если обратить внимание, то до 2014 года включительно публиковались техрегламенты Таможенного союза (последним стал техрегламент на табачную продукцию), а после 2015, когда уже официально существовал ЕАЭС, стали публиковаться техрегламенты Евразийского экономического союза. И в будущем теперь будут появляться только ТР ЕАЭС, но ТР ТС продолжат действовать без переименования.

Препятствия на внутреннем рынке ЕАЭС

Белая книга таможенных барьеров

Доклад «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза» отражает результаты работы Союза по устранению препятствий для торговли, оставшиеся препятствия, текущие объемы торговли между участниками ЕАЭС, понятийный аппарат. Каждый участник торговли может внести свой вклад в Белую книгу и сделать единое экономическое пространство лучше, воспользовавшись ресурсом «Реестр препятствий».

Терминология препятствий в рамках ЕАЭС (выработаны ЕЭК совместно с государствами-членами)

Барьеры - препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, не соответствующие праву Союза.

Изъятия - предусмотренные правом Союза исключения (отступления) о неприменении государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза.

Ограничения - препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка Союза, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношении?, развитие которых предусмотрено правом Союза.

По состоянию на конец 2016 года в согласованном перечне препятствии? «Белой книги» содержится 60 препятствии?: изъятии? - 17, ограничении? - 34, барьеров - 9.

На рисунке 1 показано общее соотношение разных типов препятствий в ЕАЭС. На рисунке 2 отражено количество разных типов препятствий, применяемых каждым государством-членом.


Реестр препятствий

Информационный ресурс «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» - это возможность составить обращение о потенциальном препятствии для функционирования единого внутреннего рынка государств-членов ЕАЭС, в котором необходимо изложить ситуацию, возникшую у Вас или Вашей организации.

Данный интернет-портал был создан с целью формирования реестра нарушений и последующей работы с ними в рамках ЕЭК. Портал создан для получения информации «снизу», то есть непосредственно от предпринимателей, которые столкнулись с неправомерными препятствиями на рынках ЕАЭС при осуществлении деятельности. Любой желающий может обратиться в ЕЭК с заявлением о препятствии, которое возникло из-за нарушения страной-членом ЕАЭС права Союза. На интернет-портале также можно ознакомиться с реестром нарушений и работой ЕЭК по их устранению.

Единый таможенный тариф

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД). ЕТТ ЕАЭС утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54.

В рамках ЕТТ существует возможность предоставления тарифных льгот, условия и механизм применения которых обозначены в приложении 6 к Договору о ЕАЭС. Тарифные льготы предоставляются в отношении ввозимых на территорию Союза товаров и представляют собой освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Участникам ВЭД также следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст.36 Договора о ЕАЭС в отношении товаров, импортируемых из развивающихся и наименее развитых стран , применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ЕТТ. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (в скором времени утратит силу). Новый перечень таких товаров определен Решением Совета ЕЭК (вступает в силу с 28 августа 2017 г.).

В договоре о ЕАЭС также устанавливаются правила определения объема квот в отношении сельскохозяйственных товаров. Такие правила определяют максимальный объем сельскохозяйственной продукции определенного вида, разрешенный к ввозу на территорию ЕАЭС. Квота предоставляется на разные группы товаров и способствует развитию импортозамещения. Объемы квот определяются Коллегией ЕЭК каждый год.

Технические регламенты

Технический регламент Евразийского экономического союза - документ, принятый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории Союза требования к объектам технического регулирования.

Технические регламенты Евразийского экономического союза принимаются для обеспечения реализации первоочередных интересов в сфере безопасности.

В целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках ЕАЭС принимаются технические регламенты Союза.

Продукция, в отношении которой принят технический регламент ЕАЭС, выпускается в обращение в рамках Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, которые установлены техническим регламентом ЕАЭС. Страны-участницы ЕАЭС обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС, на своей территории без предъявления дополнительных требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия. Продукция, которая прошла процедуры оценки соответствия, маркируется .

Со дня вступления в силу технического регламента на определенный вид продукции на территориях Сторон соответствующие обязательные требования, установленные национальными законодательствами, не применяются. Таким образом, получение документов, подтверждающих соответствие техническим регламентам ЕАЭС, дает возможность продукции беспрепятственно обращаться на территории Союза.

Подтверждение соответствия продукции техническим регламентам осуществляется в формах декларирования соответствия или сертификации. Применение одной из этих форм зависит от степени риска причинения вреда от использования продукции. Существует несколько схем оценки (подтверждения) соответствия: 6 схем декларирования и 9 схем сертификации. На схеме изображено применение различных форм соответствия в зависимости от риска. Более подробную инструкцию по применению схем декларирования / сертификации, а также по всей необходимой документации можно найти в презентации на сайте ЕЭК .


Перечень сфер, по которым применяются технические регламенты ЕАЭС:

    Пиротехнические изделия;

    Средства индивидуальной защиты;

    Упаковка;

    Продукция, предназначенная для детей и подростков;

  • Парфюмерно-косметическая продукция;

    Продукция легкой промышленности;

    Автомобильный и авиационный бензин, дизельное и судовое топливо, топливо для реактивных двигателей и мазут;

    Низковольтное оборудование;

    Машины и оборудование;

  • Оборудование для работы во взрывоопасных средах;

    Аппараты, работающие на газообразном топливе;

    Электромагнитные технические средства;

  • Пищевая продукция;

    Соковая продукция из фруктов и овощей;

    Масложировая продукция;

    Специализированная пищевая продукция, в том числе диетическое лечебное и профилактическое питание;

    Пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства;

    Маломерные суда;

    Оборудование, работающее под избыточным давлением;

    Смазочные материалы, масла и специальные жидкости;

    Молоко и молочная продукция;

    Мясо и мясная продукция;

    Мебельная продукция;

    Взрывчатые вещества и изделия на их основе;

    Железнодорожный подвижный состав;

    Высокоскоростной железнодорожный транспорт;

    Инфраструктура железнодорожного транспорта;

    Колесные транспортные средства;

    Автомобильные дороги;

    Сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы и прицепы к ним;

    Табачная продукция.

Единый знак обращения товаров ЕАЭС

Маркировка единым знаком обращения, в соответствии с Договором о ЕАЭС, является одной из мер по развитию экспорта.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 №711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения» изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом ЕАЭС процедуры оценки соответствия на территории любого из его государств-членов, что подтверждено соответствующими документами.

Единый знак обращения наносится в соответствии со следующими правилами: Изображение должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено; Место нанесения единого знака обращения на продукцию, тару (упаковку) и документацию устанавливается в техническом регламенте Таможенного союза.

Специальные требования предъявляются к маркировке лекарственных средств для медицинского применения и ветеринарных лекарственных средств в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 3 ноября 2016 г. №76. Также особые предъявляются к маркировке меховых изделий в связи с о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» от 8 сентября 2015 года.

Продукция, прошедшая все проверки и соответствующая требованиям технических регламентов ЕАЭС (перечень в разделе ), должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке Союза (Eurasian Conformity, ЕАС):

Маркировка изделий из натурального меха

Маркировка меховых изделий обязательна для всех участников оборота товаров: производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, комиссионеров и иных участников мехового рынка.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке:

    Предметы одежды из норки;

    Предметы одежды из норки;

    Предметы одежды из нутрии;

    Предметы одежды из песца или лисицы;

    Предметы одежды из кролика или зайца;

    Предметы одежды из енота;

    Предметы одежды из овчины;

    Предметы одежды прочие.

Последовательность действий при маркировке меховых изделий:

    Регистрация в Информационном ресурсе маркировки с помощью электронной подписи;

    Описание товара в Личном кабинете;

    Подача заявления на изготовление контрольных (идентификационных) знаков (КиЗ);

    Оплата изготовления КиЗ (стоимость вшивного КиЗ - до 15 рублей, стоимость клеевого КиЗ - до 15 рублей, стоимость накладного (навесного) КиЗ - до 22 рублей);

    Получение КиЗ от эмитента;

    Маркировка изделий;

    Фиксация факта маркировки в Личном кабинете Информационного ресурса маркировки.

Региональные торговые соглашения

Участникам ВЭД следует обратить внимание на то, что при заключении РТС с другими странами у ЕАЭС есть компетенция создавать зоны свободной торговли с другими странами, но только в отношении товаров. Таким образом, страны ЕАЭС в каждом конкретном случае решают включать ли вопросы торговли услугами или нет. Такой порядок тормозит развитие Союза, не позволяя заключать глубокие соглашения, так как сегодня в мировой торговле доля торговли услугами постоянно растет, а отсутствие компетенции ЕАЭС в этом вопросе делает соглашения с Союзом не конкурентоспособными по отношению к другим странам. Существенным пробелом в политике ЕАЭС следует признать и отсутствие у Союза компетенции по заключению инвестиционных соглашений с третьими странами.

Тем не менее, у ЕАЭС уже действует . В данный момент ЕАЭС находится на стадии ведения переговоров и подготовки к заключению региональных торговых соглашений (РТС) с некоторыми странами (Иран, Египет, Сингапур, Китай).

Зона свободной торговли с Вьетнамом

Соглашение ЕАЭС-Вьетнам о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) было подписано 29 мая 2015 г. (вступило в силу 5 октября 2016 г.).

В соглашении речь идет прежде всего о взаимной отмене торговых пошлин на товары (не распространяется на услуги). Согласно документу, отмена ввозных таможенных пошлин вьетнамской стороной не охватывает только 12% товарной номенклатуры, по большинству из которых у стран Союза отсутствует экспортный интерес.

По соглашению Вьетнам открывает рынок для многих товаров экспортного интереса стран Союза:

    сельскохозяйственный сектор: говядина, свинина и птица, мясная переработанная продукция, консервированная рыба, семена, мука, молочная продукция, сыр, растительное масло, корма для животных, алкогольная продукция;

    промышленный сектор: драгоценные камни, шины, асбест, трубы, прокат, корабли, механическое оборудование, электронное оборудование, детали для автомобилей, изделия из стали, сельхозтехника, автобусы, легковые автомобили, грузовики, нефтепродукты.

По данным ЕЭК, группами товаров, которые в наибольшей степени экспортируются из России во Вьетнам (по состоянию на 2016 г.) являются:

    Минеральные продукты;

    Недрагоценные металлы и изделия из них;

    Продукция химической промышленности;

    Машины, оборудование, транспорт;

    Пластмассы и резина;

    Готовые пищевые продукты.

По данным Таможенной службы Вьетнама в 2017 г. в топ-10 импортируемых товаров входят следующие группы:

    Машины, оборудование, станки, инструменты;

    Компьютеры, электроника, запасные части и другие компоненты;

    Текстиль, кожа, материалы для производства обуви, вспомогательные материалы;

    Телефоны, мобильные телефоны, компоненты;

    Железо и сталь;

  • Нефтепродукты;

    Другие основные металлы;

    Пластиковые продукты;

    Химические продукты.

Российским экспортерам следует обратить внимание на то, какие товары в большей степени требуются Вьетнаму и какую нишу можно занять. Так, например, во Вьетнаме высока потребность в материалах для производства одежды и обуви, которые в данный момент не являются основной статьей экспорта из России во Вьетнам.

В Астане (Казахстан) президентами России, Белоруссии и Казахстана. Вступил в силу 1 января 2015 года.

Евразийский экономический союз создан на базе Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и Единого экономического пространства как международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.

В рамках Союза обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ключевых отраслях экономики.

Идея создания ЕАЭС была заложена в принятой президентами России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября 2011 года Декларации о евразийской экономической интеграции. В ней были зафиксированы цели евразийской экономической интеграции на перспективу, в том числе провозглашена задача создания Евразийского экономического союза к 1 января 2015 года.

Создание ЕАЭС означает переход к следующей после Таможенного союза и Единого экономического пространства стадии интеграции.

Основными целями Союза являются :

— создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

— стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

— всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

Высшим органом ЕАЭС является Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС), в состав которого входят главы государств-членов. ВЕЭС рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза. Заседания Высшего совета проводятся не реже одного раза в год. Для решения неотложных вопросов деятельности Союза по инициативе любого из государств-членов или председателя Высшего совета могут созываться внеочередные заседания Высшего совета.

Реализацию и контроль за исполнением Договора ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета обеспечивает Межправительственный совет (ЕМС), состоящий из глав правительств государств-членов. Заседания Межправительственного совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза со штаб-квартирой в Москве. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза.

Финансирование деятельности органов Союза осуществляется за счет средств бюджета Союза, который формируется в российских рублях за счет долевых взносов государств-членов.

Председательство в ВЕЭС, ЕМС и Совете ЕЭК (уровень вице-премьеров) в порядке русского алфавита одним государством-членом в течение одного календарного года без права продления.

В 2017 году в указанных органах председательствует Киргизия.

Союз открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. Также предусмотрена процедура выхода из Союза.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Таможенный союз, ЕАЭС, – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности. Давайте узнаем, какие страны вошли в список в 2019 году.

Таможенный союз Евразийского экономического союза или ТС ЕАЭС - таможенный союз стран-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС). До создания ЕАЭС в 2015 году, являлся таможенным союзом только трёх стран (РФ, Белоруссии и Казахстана) из числа стран-участников Евразийского экономического сообщества - и таким образом являлся Таможенным союзом на базе Евразийского экономического сообщества, членство в котором было необязательным для стран-участников ЕврАзЭС. При создании ЕАЭС (в отличие от его предшественника - ЕврАзЭС), общий таможенный союз стал неотъемлемой составной частью ЕАЭС, и все страны-участники ЕАЭС автоматически входят в Таможенный союз с момента вступления в ЕАЭС. При этом страны-участники Таможенного союза применяли (до формирования ЕАЭС 1 января 2015 года) и продолжают применять единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

ЕАЭС в 2019 году, список стран

Все страны таможенного пространства ЕАЭС применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС. Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

ЕАЭС-2019, кто управляет

Одной из важных целей Таможенного союза является совместная защита внутреннего рынка ТС, а так же создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет – наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности ЕАЭС стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает – 7,11%;
  • Беларусь – 4,55%;
  • Кыргызстан – 1,9%;
  • Армения – 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов. Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза — eurasiancommission.org.

В числе крупнейших современных международных объединений — Евразийский Формально он был учрежден в 2014 году, но к моменту подписания договора о его создании государства-участники ЕАЭС уже имели значительный опыт взаимодействия в режиме активной экономической интеграции. Какова специфика ЕАЭС? Что это — экономическое или политическое объединение?

Общие сведения об организации

Начнем исследование поставленного вопроса с рассмотрения ключевых фактов о соответствующей организации. Каковы наиболее примечательные сведения об ЕАЭС? Что это за структура?

Евразийский экономический союз, или ЕАЭС, — это объединение в рамках международного экономического сотрудничества нескольких государств Евроазиатского региона — России, Казахстана, Киргизии, Белоруссии и Армении. Ожидается вступление в данное объединение иных стран, так как Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — открытая структура. Главное, чтобы кандидаты на вступление в объединение разделяли цели данной организации и проявляли готовность выполнять предусмотренные соответствующими договорами обязательства. Созданию структуры предшествовало учреждение Евразийского экономического сообщества, а также Таможенного Союза (который продолжает функционировать как одна из структур ЕАЭС).

Как появилась идея о формировании ЕАЭС

Как свидетельствует ряд источников, государство, первым инициировавшее процессы экономической интеграции на выросшие в учреждение ЕАЭС, — Казахстан. Нурсултан Назарбаев высказал соответствующую идею на выступлении в МГУ в 1994 году. Впоследствии концепцию поддержали другие бывшие советские республики — Россия, Беларусь, Армения и Киргизия.

Основное преимущество нахождения государства в составе Евразийского экономического союза — свобода хозяйственной деятельности зарегистрированных в нем субъектов на территории всех стран-участниц союза. Ожидается скорое формирование на базе институтов ЕАЭС единого торгового пространства, характеризующегося общностью стандартов и норм ведения бизнеса.

Есть ли место политическому взаимодействию?

Итак, ЕАЭС — что это, исключительно экономическая структура, или же объединение, которое, возможно, будет характеризоваться политической составляющей интеграции? На данный момент и в ближайшем будущем, как свидетельствуют различные источники, правильнее будет говорить о первой интерпретации сущности объединения. То есть политический аспект — исключен. Страны будут интегрироваться, преследуя экономические интересы.

Есть данные об инициативах, касающихся создания неких наднациональных парламентских структур в рамках ЕАЭС. Но Республика Беларусь, Казахстан, как свидетельствует ряд источников, не рассматривают возможности своего участия в выстраивании соответствующих Страны желают сохранять полный суверенитет, соглашаясь только на экономическую интеграцию.

Вместе с тем для многих экспертов и обывателей очевидно, насколько близки политические отношения стран, входящих в ЕАЭС. Состав данной структуры формируют ближайшие союзники, не имеющие выражаемых публично принципиальных разногласий по поводу сложной ситуации на мировой арене. Это позволяет некоторым аналитикам делать выводы о том, что экономическая интеграция в рамках рассматриваемого объединения была бы очень затруднена при значимых политических разногласиях стран-участниц объединения.

История ЕАЭС

Лучше понять специфику ЕАЭС (что это за организация) нам поможет изучение некоторых фактов из истории объединения. В 1995 году главы нескольких государств — Беларуси, РФ, Казахстана, чуть позже — Киргизии и Таджикистана, оформили соглашения, учреждающие Таможенный Союз. На их основе в 2000 году было учреждено Евразийское экономическое сообщество, или ЕврАзЭС. В 2010 году появилось новое объединение — Таможенный Союз. В 2012-м открылось Единое экономическое пространство — сначала с участием государств, входящих в ТС, затем — к структуре присоединились Армения и Киргизия.

В 2014 году Россией, Казахстаном, а также Белоруссией был подписан договор о создании ЕАЭС. Позже к нему присоединились Армения и Киргизия. Положения соответствующего документа вступили в силу с 2015 года. Таможенный Союз ЕАЭС продолжает, как мы отметили выше, функционировать. В него входят те же страны, что и в ЕАЭС.

Поступательное развитие

Таким образом, государства-участники ЕАЭС — Республика Беларусь, Казахстан, Россия, Армения, Киргизия — начали взаимодействовать задолго до того, как соответствующее объединение было учреждено в современном виде. По мнению ряда аналитиков, Евразийский экономический союз — пример международной организации с поступательным, планомерным развитием интеграционных процессов, что может предопределять значительную устойчивость соответствующей структуры.

Этапы развития ЕАЭС

Определено несколько этапов развития Евразийского экономического союза. Первый — это учреждение зоны свободной торговли, выработка норм, по которым товарооборот между странами-участниками ЕАЭС может осуществляться без пошлин. При этом каждое государство сохраняет самостоятельность в аспекте ведения торговли с третьими странами.

Следующий этап развития ЕАЭС — формирование Таможенного Союза, предполагающий формирование экономического пространства, в рамках которого движение товаров будет осуществляться беспрепятственно. При этом должны быть также определены общие для всех стран-участниц объединения правила внешней торговли.

Важнейший этап развития союза — формирование единого рынка. Ожидается, что будет создано в рамках которого будет возможен свободный обмен не только товарами, но также и сервисами, капиталом и кадрами — между государствами-участниками объединения.

Следующий этап — формирование экономического союза, участники которого смогут координировать приоритеты реализации экономической политики между собой.

После того как перечисленные задачи будут решены, останется достичь полной экономической интеграции государств, входящих в объединение. Это предполагает создание наднациональной структуры, которая будет определять приоритеты в выстраивании экономической и социальной политики во всех странах, входящих в союз.

Преимущества ЕАЭС

Рассмотрим подробнее ключевые преимущества, которые получают члены ЕАЭС. Выше мы отметили, что в числе ключевых — свобода экономической активности хозяйствующих субъектов, которые зарегистрированы в каком-либо государстве союза на всей территории ЕАЭС. Но это далеко не единственное преимущество вступления государства в исследуемую нами организацию.

Члены ЕАЭС получат возможность:

Пользоваться преимуществами низких цен на многие товары, а также снижения расходов, связанных с транспортировкой грузов;

Динамичнее развивать рынки за счет увеличения конкуренции;

Повышать производительность труда;

Увеличивать объемы экономики за счет роста спроса на производимые товары;

Обеспечивать занятость граждан.

Перспективы роста ВВП

Даже для таких экономически мощных игроков, как Россия, ЕАЭС — важнейший фактор хозяйственного роста. ВВП России, по мнению некоторых экономистов, может, благодаря вступлению страны в рассматриваемое объединение, получить очень мощный стимул роста. Внушительных показателей увеличения ВВП могут достичь другие страны-участницы ЕАЭС — Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь.

Социальный аспект интеграции

Не считая позитивного экономического эффекта, страны-участники ЕАЭС, как ожидается, будут интегрироваться также и в социальном аспекте. Международные бизнес-активности, как считают многие эксперты, будут способствовать установлению партнерских связей, стимулировать укреплять дружбу наций. Интеграционные процессы облегчены общим советским прошлым народов, живущих в странах Евразийского экономического союза. Очевидна культурная и, что очень важно, — языковая близость государств ЕАЭС. Состав организации формируют страны, в которых русский язык привычен для большей части населения. Таким образом, многие факторы могут способствовать успешному решению задач, которые стоят перед главами государств, входящих в Евразийский экономический союз.

Наднациональные структуры

Договор о ЕАЭС подписан, дело за его реализацией. В числе важнейших задач в рамках развития Евразийского экономического союза — создание ряда наднациональных учреждений, деятельность которых будет направлена на содействие интеграционным хозяйственным процессам. В соответствии с рядом публичных источников, предполагается формирование некоторых базовых институтов ЕАЭС. Какие это могут быть структуры?

Прежде всего, это различные комиссии:

По экономике;

По сырьевым ресурсам (она будет заниматься установлением цен, а также квот для товаров и топлива, координировать политику в сфере оборота драгоценных металлов);

По межгосударственным финансово-промышленным объединениям и предприятиям;

По вводу денежной единицы для расчетов;

По вопросам экологии.

Также предполагается создание особого Фонда, в компетенции которого — сотрудничество в самых разных сферах: в экономике, в области развития науки и техники. Предполагается, что данная организация будет заниматься вопросами финансирования различных исследований, помогать участникам сотрудничества в решении широкого круга вопросов — правовых, финансовых или, например, экологических.

Другие важнейшие наднациональные структуры ЕАЭС, которые планируется создать — это Международный инвестиционный банк, а также арбитраж Евразийского экономического союза.

В числе успешно созданных объединений, входящих в структуру управления ЕАЭС, — Изучим особенности ее деятельности подробнее.

Евразийская экономическая комиссия

Можно отметить, что ЕЭК была создана в 2011 году, то есть еще до того, как был подписан договор о создании ЕАЭС. Ее учредили Россия, Казахстан и Беларусь. Изначально данная организация создавалась для управления процессами на уровне такой структуры как Таможенный Союз. ЕАЭС — структура, в развитии которой Комиссия призвана непосредственно участвовать сейчас.

В ЕЭК учреждены совет и коллегия. В составе первой структуры должны находиться заместители глав правительств государств-участников объединения. В коллегии должны работать по три человека из стран-участниц ЕАЭС. В рамках Комиссии предусмотрено создание отдельных департаментов.

Евразийская экономическая комиссия — важнейший, но не самый главный наднациональный орган управления ЕАЭС. Она подчинена Высшему Евразийскому экономическому совету. Рассмотрим ключевые факты о нем.

Данная структура, как и Евразийская экономическая комиссия, была создана за несколько лет до подписания государствами договора о создании ЕАЭС. Таким образом, долгое время она считалась наднациональным органом в структуре Таможенного Союза, а также Единого экономического пространства. Совет формируют главы государств-участниц ЕАЭС. С периодичностью не реже 1 раза в год он должен собираться на высшем уровне. Главы правительств стран-участниц объединения должны встречаться как минимум 2 раза в год. Особенность функционирования Совета — решения принимаются в формате консенсуса. Утвержденные положения обязательны для выполнения в странах-участницах ЕАЭС.

Перспективы ЕАЭС

Как оценивают перспективы развития ЕАЭС аналитики? Выше мы отметили, что некоторые эксперты считают: одновременно с экономической интеграцией неизбежно политическое сближение государств-участников объединения. Есть специалисты, которые разделяют данную точку зрения. Есть эксперты, совершенно не согласные с ней. Главный аргумент тех аналитиков, которые видят перспективы политизации ЕАЭС — то, что Россия как ведущий экономический игрок объединения так или иначе будет влиять на принимаемые властями государств-участников ЕАЭС решения. Противники данной точки зрения считают, что как раз наоборот, не в интересах РФ проявлять чрезмерную заинтересованность в политизации соответствующего международного объединения.

При условии соблюдения баланса между экономической и политической составляющей в ЕАЭС перспективы союза, исходя из ряда объективных показателей, оцениваются многими аналитиками как весьма позитивные. Так, суммарный ВВП государств-участниц рассматриваемой структуры будет сопоставим с показателями лидирующих экономик мира. С учетом научного и ресурсного потенциала ЕАЭС объемы хозяйственных систем стран-участниц союза могут значительно вырасти в дальнейшем.

Сотрудничество на мировом уровне

По мнению ряда аналитиков, перспективы сотрудничества с ЕАЭС привлекательны для стран, которые, казалось бы, далеки от экономического пространства, формируемого странами, подписавшими договор о ЕАЭС - Россией, Казахстаном, Киргизией, Беларусью и Арменией. Например, недавно соглашение о свободной торговле с ЕАЭС подписал Вьетнам.

К сотрудничеству Сирия, Египет. Это дает аналитикам повод говорить о том, что Евразийский экономический союз может стать мощнейшим игроком мирового рынка.