Сэв страны участники. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

Заседание Исполнительного комитета Совета Экономической Взаимопомощи

Главная причина распада СЭВ - ко времени своего вступления на «путь социализма» большинство стран не достигли той высокой стадии индустриальной зрелости, которая предполагает формирование внутренних стимулов к интеграции. Крушению СЭВ в определённой мере способствовало и выдача желаемого за действительное и продуцирование неработающих интеграционных программ.

Безденежная торговля, которую на протяжении десятилетий вели страны соцлагеря, привела к тому, что практически все члены СЭВ пребывали в уверенности, что их обманывают, что их страна дает больше, чем получает. Социнтеграция вела к нивелировке экономик стран-членов СЭВ: сильные проигрывали, а слабые выигрывали. Если сравнивать экономическую ситуацию в странах Восточной Европы в 1928 году (пик предвоенного экономического подъема) и в 1970-м (наиболее успешный период функционирования СЭВа), то окажется, что доля стран Восточной Европы в мировом промышленном производстве увеличилась с 6,6 до 8,6 %. При этом доля Румынии выросла с 0,3 до 1 %, Болгарии - с 0,1 до 0,6 %, доля Венгрии - 0,36 до 0,6 %, в то время как доля Чехословакии снизилась с 1,7 до 1,5 %, а ГДР - с 2,8 до 2,4 %

Для СССР и России СЭВ сыграл двоякую роль. С одной стороны, СССР оказался обладателем долга в размере 15 млрд рублей. Дело в том, что в 1975-1985 годах партнеры по блоку были должны СССР 15 млрд руб., то за период с 1986 по 1990 годы роли поменялись: теперь уже Советский Союз задолжал 15 млрд руб. Поскольку Совет экономической взаимопомощи перестал существовать в неблагоприятный для СССР момент, расплачиваться с долгами пришлось именно ему. С другой, СССР был приобретён опыт по созданию организации, регулирующей экономическую деятельность нескольких стран.

Революции в странах Восточной Европы, распад СССР, образование новых государств в Евразии.

Социальные проблемы. Ухудшение экономического положения в странах Восточной Европы привело, в конечном счёте, к проявлению социальных проблем. Возникла безработица, явная или скрытая инфляция обесценила заработную плату, ухудшилось продовольственное обеспечение. Стали исчезать те черты образа жизни, которые в массовом сознании закрепились как “завоевание социализма”: отсутствие безработицы, социальная стабильность, твёрдые цены. Тоталитарный социализм исчерпал последние аргументы в свою защиту как более “передового” строя. Стали неэффективными прежние способы, без которых невозможно существование тоталитарного общества.
Разочарование и недовольство приняли различные формы. Население ГДР предпочло выезд в ФРГ, что приняло массовые формы, несмотря на репрессии властей и тотальную слежку. В Польше недовольство вылилось в стачечное движение. В 1980 году в ходе стачек возник независимый профсоюз “Солидарность”, который возглавлял электрик с гданьской судоверфи Лех Валенса. ”Солидарность” вобрала в себя почти все оппозиционные силы и превратилась в массовую организацию: её численность достигла 10-11 миллионов человек. Правительство было вынуждено вступить с ней в переговоры. Власти был брошен серьёзный вызов.. связанное по рукам и ногам участием в афганской авантюре советское руководство не сочло возможным прямо вмешаться в события. Но оно оказывало мощное воздействие на руководство Польши, требуя запрещения “Солидарности”. В декабре 1981 года в стране было введено военное положение. Все лидеры “Солидарности” были арестованы, а сам профсоюз распущен. Но военное правительство Польши так и не смогло найти выхода из сложившегося положения. Спад производства продолжался. “Солидарность” сохранила массовую поддержку. Её нелегальные организации продолжали функционировать. Кризис тоталитарного социализма стал всеобщим: экономическим, социальным, политическим и моральным. Но чтобы он разрешился, нужен был внешний толчок. Таким толчком стало начало перестройки в СССР. Начавшиеся перемены сыграли в этом смысле двоякую роль. М.С.Горбачёв стал всячески поддерживать в этих странах сторонников перемен и “обновления социализма”. Прежнее руководство лишилось поддержки СССР. Кроме того, СССР признал право народа на выбор пути развития. Для народов Восточной Европы это означало, что советская интервенция теперь вряд ли возможна.
Крах “железного занавеса”. В области политической, как правило, продолжалась линия на ликвидацию тоталитаризма. Во внешней политике поворот был особенно резок. Демократические силы стали добиваться вывода советских войск со своей территории. Все международные организации, созданные странами Восточной Европы при участии СССР, были распущены.
Крушение Берлинской стены. Всё настойчивее выдвигалось требование присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада. Рушился “железный занавес”, разделявший Европу все годы “холодной войны”. В первые же дни революции в ГДР был разрешён свободный переход в Западный Берлин- Берлинская стена перестала существовать.
Крах тоталитарного социализма. 40-летняя история тоталитарного социализма в Восточной Европе закончилась. Коммунисты, захватив здесь власть и начав “строительство социализма”, обещали резкое ускорение развития этих стран. Эта цель была достигнута в 40-50 годы. Промышленность стала ведущей отраслью экономики. Было преобразовано сельское хозяйство. Большинство жителей этих стран стали горожанами. Вырос уровень образованности населения. Но сумев с колоссальными жертвами обеспечить рывок вперёд к индустриальному обществу, тоталитарный социализм оказался неспособным решить проблемы этого более высокоразвитого общества. Крах тоталитарного социализма в Восточной Европе и СССР создал новую ситуацию в Европе. Теперь здесь нет ни одного тоталитарного государства.
Распад СССР. Перемены, начавшиеся в СССР в 1985 году, коснулись и основ государственного устройства. Хотя СССР был по конституции федеративным государством, ни у одной из 15 союзных республик не было реальной власти. Поэтому они стали требовать большей независимости от центра. Эти требования усиливались по мере ухудшения экономического положения, когда центр оказался не в состоянии его остановить. На выборах 1989-1990 годов сторонники усиления самостоятельности республик, вплоть до их отделения от СССР, неизменно одерживали верх. Наиболее сильным движением за независимость оказалось в прибалтийских республиках, Армении, Грузии и Молдове.
Но решающую роль сыграло нарастающее движение за укрепление суверенитета России- самой крупной республики. После избрания Бориса Ельцина президентом России, консервативное руководство СССР попыталось произвести переворот, отстранить от власти сторонников независимости республик и сохранить СССР. Но предпринятый ими путь в августе 1991 года не удался, 8 декабря 1991 года лидеры Белоруссии, России и Украины- Станислав Шушкевич, Борис Ельцин и Леонид Кравчук- заявили в Беловежской Пуще о прекращении существования СССР и о создании Содружества независимых государств(СНГ).
Раздел вооружённых сил. Распад СССР поставил перед новыми государствами много проблем. Встал вопрос о вооружённых силах. Сначала страны СНГ попытались сохранить объединённые вооружённые силы, но затем каждая начала создание собственных. Пришлось делить военное имущество СССР. Наиболее спорным остаётся вопрос о разделе Россией и Украиной Черноморского флота. Став правопреёмником СССР, Россия сохранила статус ядерной державы. Беларусь, Казахстан и Украина, на территории которых было ядерное оружие, согласилось объявить себя неядерными государствами и передать его России. Страны Балтии вообще отказались вступить в СНГ и потребовали вывода российских войск. Этот вывод был завершён в 1994 году.
Пути экономического развития республик. Став независимыми, республики бывшего СССР пошли разными путями экономического развития. Рубль перестал быть общей валютой, все они обзавелись собственными денежными системами.

Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) был организацией, альтернативной ЕС. Это был наш, советский ЕС, «общий рынок» со штабом в Москве.

Очень интересно здесь то, что Европейский Союз возник не раньше, а позже, чем СЭВ — в 1951 году. Тогда, как первые шаги по интеграции соц. стран начались ещё в 1949-м, а в 1950-м организация уже была создана. Мы были полностью экономически изолированы.

Основные решения принимались на ежегодно созываемых сессиях, проходивших поочерёдно в столицах стран-членов в порядке названий по русскому алфавиту. Делегации стран возглавляли главы правительств, на 16-18-м и 23-м заседаниях делегации стран возглавляли первые (генеральные) секретари центральных комитетов коммунистических и рабочих партий. В 1962 году был создан исполнительный комитет, состоявший из представителей стран-членов на уровне заместителей глав правительств по одному от каждой страны. Действовал секретариат СЭВ - экономический и исполнительно-административный орган, располагался в Москве, работой секретариата руководил секретарь СЭВ (главное должностное лицо Совета) и его заместители.

Мы ездили на немецких (Ифа) и польских (Жук) автомобилях, венгерских автобусах Икарус, на чехословацких автомобилях ТАТРА, трамваях, троллейбусах и локомотивах, у нас стояла дома румынская, чешская или югославская мебель, немецкие игрушки и оптика, мы если болгарские, венгерские и румынские консервы, носили одежду и обувь, сделанные в соц.странах. И многое-многое другое.

В качестве ответа на эти поставки мы строили в этих странах инфраструктуру, создавали энергетические мощности, помогали в строительстве заводов, поставляли им самолёты и трактора, машины и станки, нефть и газ и многое-многое другое. И это не было бартером, как иногда думают несчастные современные подростки — любители порассуждать о геополитике.

Все эти операции внутри стран-членов СЭВ были коммерческими! Валютой служила специально созданная единица «Переводный рубль». И хотя купюр «переводной рубль» никогда не существовало, а сам он использовался, как безналичное расчётное средство, он, тем не менее, имел официальное золотое содержание в 0,987412 грамма чистого золота.

Мы вполне успешно и с огромной пользой торговали друг с другом. Мы были обеспечены основными товарами и услугами, производственные мощности были целиком загружены, безработица была только в фильмах о Западной жизни, да и то мы ей не верили, поскольку не знали, что это такое и как это на практике выглядит.

СЭВ, в отличие от ЕС был организацией сугубо мирной. Мы не воевали в конкурентных войнах и не разоряли друг друга. СЭВ был огромным рынком производства и сбыта наших товаров с безграничным потенциалом.

Но помимо этого, внешнего рынка, у нас был ещё и рынок внутренний — 15 советских республик. Здесь действовала единая валюта «советский рубль», остальное было тем же самым. Россия продавала и покупала необходимое сырьё или товары.

Оба этих рынка служили естественными ограничителями западных экономических аппетитов. Придти сюда Западные компании тоже могли, но только на наших экономических и валютных условиях — квоты, «переводной рубль», отсутствие таможенных сборов и пр. Это не всех устраивало и не всем разрешалось их собственными правительствами — шла «холодная война».

Существование обоих этих рынков и своей, никак не связанной с долларом, валютой было залогом экономической мощи СССР и её неподверженности внешним колебаниям.

Мы были полностью экономически изолированы от остального мира и защищены от его потрясений. А будучи полностью независимыми от него, мы могли спокойно «гнуть свою линию» во внешней политике, опираясь на сверхмощную армию и не опасаясь никаких ответных мер. Всё это вместе и было суверенитетом. Экономическим и политическим.

Мы были конкурентоспособны! Мы мешали! Поэтому нам объявили ту самую «холодную войну». И её проигрыш для нас означал прежде всего потерю экономической, а затем, как неизбежное следствие, — политической независимости. Мы остались без наших рынков.

Победив в этой вoйне, Запад прежде всего разгромил нас экономически. Все производства, все отрасли, имевшие стратегическое значение, как в СССР, так и в странах соц. лагеря были либо куплены Западом, либо ликвидированы. Взамен нам предложили чужой рынок. Их рынок, на котором диктовать условия мы не могли.

И страны СЭВ, и СССР производили самые разные товары. Иногда они действительно уступали по качеству Западным аналогам. Но они были нашими! Мы делали их сами! Мы ни от кого не зависeли в их поставках. И на них был спрос! Пусть наши ботинки были не «СВ», а штаны не «купе», а всего лишь «плацкарта», выражаясь железнодорожным языком, но они «ехали», это был наш поезд. На нeго был реальный спрос! Он означал торговлю и производство.

Теперь нам предложили чужой рынок. Перекроем кредитование — останетесь без денег. Перекроем обслуживание лизингового авиационного старья — останетесь без авиации. Зарубим вам ваши северные или южные потоки — останетесь без валютных поступлений.

Перекроем кооперацию с крупнейшими западными нефтяными или газовыми корпорациями — останетесь без нефтедобычи и газодобычи. Наложим санкции на ваши оборонные или финансовые компании — останетесь и без экспорта и без систем и каналов расчётов. И до бесконечности.

А чтобы мы этого не делали — вы обязаны делать то, что вам скажут: уйти из Украины и Сирии, прекратить самостоятельные поиски союзников в мире, разорвать те или иные связи с теми или иными странами, свести к минимуму оборонные программы, прекратить интеграционные процессы на постсоветском пространстве, допустить к своим ресурсам наши компании и до бесконечности.

Это называется «открытый экономический шантаж». Он стал возможен, потому что мы лишились своих рынков.

В нашем случае, в контексте вышеприведённых рассуждений, нам предлагают на безальтернативной основе только одну возможность — рассчитаться за за дружбу и сотрудничество с Западом своим национальным суверенитетом. Будущим наших детей и внуков. Выкупить его обратно не удастся. Это дорога в один конец.

Или оставить всё, как есть, и по-прежнему играть в «капитализм» и в «независимость» «наравне» с объединённым Западным сообществом, изматывая себя до полного истощения.

Если вам, понятно унизительное положение, в котором оказалась Россия, то вам должно быть полностью понятно и то, почему мудрые «кремлёвские старцы» не дрогнувшей рукой вводили войска в Венгрию и Чехословакию, почему изо всех сил подавляли польскую «нэзалежность», почему помогали Вьетнаму и Корее, Эфиопии и Мозамбику, Кубе и Никарагуа.

Они не только защищали прошлое в лице миллионов советских солдат, павших за освобождение Европы, но и настоящее в лице экономической и политической независимости, и будущее. То самое, в котором сегодня оказалась Россия вопреки всем их стараниям.

  • Tags: ,

СЭВ: СЭВ Совет экономической взаимопомощи (1949 1991). Здание СЭВ Сэв: Сэв, Морис французский поэт и музыкант. Сэв, Дидьен бельгийский конструктор ручного огнестрельного оружия … Википедия

СЭВ - Совет Экономической Взаимопомощи с 1941 по 1991 Межправительственная экономическая организация. Члены СЭВ: Албания (до 1961), Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР (до 1990), Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Секретариат находился в… … Словарь сокращений и аббревиатур

См. Совет экономической взаимопомощи. * * * СЭВ СЭВ, см. Совет экономической взаимопомощи (см. СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ) … Энциклопедический словарь

СЭВ - [сэв], а, м. Совет экономической взаимопомощи (См. совет). ◘ В области экономических связей заметно возрасла роль СЭВа. Свое 30 летие СЭВ встречает по деловому. Брежнев, 1979, 9. Входящие в СЭВ страны выплавляют почти каждую третью тонну… … Толковый словарь языка Совдепии

См. Совет экономической взаимопомощи … Большой Энциклопедический словарь

См. Совет Экономической Взаимопомощи. Горная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984 1991 … Геологическая энциклопедия

СЭВ, см. СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

- (COMECON, СМЕА) См.: Совет экономической взаимопомощи (Council for Mutual Economic Assistance). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь

СЭВ - СЭВ, см. Совет экономической взаимопомощи … Демографический энциклопедический словарь

Сэв М. - СЭВ, Сев (Scève) Морис (ок. 1501– ок.1564), франц. поэт. Глава Лионской школы неоплатонич. лирики. Любовно эмблематич., стилистически изощрённая поэма в децимах (десятистишиях) Делия, эклоги, эпитафии. Религ. поэма Микрокосмос (1562) … Биографический словарь

Книги

  • Краткий справочник конструктора , Р. И. Гжиров. В справочнике систематизированы руководящие и наиболее употребительные справочные материалы в соответствии с государственными стандартами и стандартами СЭВ поосновным элементам…
  • Марксизм и теория личности , Люсьен Сэв. Предлагаемую читателю в русском переводе книгу МАРКСИЗМ И ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ можно закономерно рассматривать как продолжение и развитие идей замечательного французского философа-марксиста и…
  • 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
  • 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
  • 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
  • 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
  • 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
  • 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
  • 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
  • 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
  • 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
  • 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
  • 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
  • 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
  • 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
  • 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
  • 37. Институциональная структура нафта.
  • 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
  • 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
  • 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
  • 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
  • 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
  • 44. Схема управления атэс.
  • 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
  • 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
  • 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
  • 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
  • 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
  • 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
  • 52.Зона свободной торговли асеан.
  • 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
  • 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
  • 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
  • 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
  • 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
  • 58.Андское соглашение.
  • 59.Карибское сообщество (кариком).
  • 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
  • 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
  • 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
  • 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
  • 71. Евразийское экономическое сообщество.
  • 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
  • 73. Единое экономическое пространство (еэп).
  • 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
  • 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
  • 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
  • 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
  • 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.
  • Вторая половина ХХ в. была отмечена противостоянием двух систем − капитализма и социализма, биполярным миром с двумя супердержавами − США и СССР. Формула «два мира − две системы» нашла свое отражение и в двух типах интеграции − «капиталистической» (ЕЭС и др.) и «социалистической» (СЭВ).

    СЭВ − международная организация бывших социалистических государств (1949−1990 гг.) явилась историческим примером группировки не рыночного, а командно-административного типа . Сыграв немаловажную роль в развитии народнохозяйственных комплексов входивших в СЭВ стран, в их индустриализации , тем не менее в конечном счете это объединение не привело их к глубокой эк. интеграции, не ускорило реализацию достижений НТР и не обеспечило переход на мировые критерии эффективности и межд. конкурентоспособности нац. экономик. Стремительный распад СЭВ, крах «социалистической» интеграции означали и кризис теории и «мирового социалистического хозяйства».

    Перед экономической наукой соответственно встала проблема вскрыть объективные причины такого распада и кризиса, осуществив анализ практики сотрудничества в СЭВ.

    Для коренных реформ, начавшихся в конце 80-х гг. прошлого века в большинстве стран-участниц СЭВ (прежде всего стран Центр. и Вост. Европы, РФ) оказалась характерной революционность преобразований сформировавшейся у них общественно-политической и эк. системы. Одновременно отчетливо обнаружились дезинтеграционные тенденции во взаимном сотрудничестве гос-в, ранее представлявших «содружество»; вместе с тем активно выявилась тенденция к развитию интеграционного взаимодействия между Восточной и Западной Европой (8 бывших стран - членов СЭВ с 1 мая 2004 г. стали членами Евросоюза).

    Совет Экономической Взаимопомощи был создан как альтернатива «плану Маршалла », присоединение к которому стран ЦВЕ было признано руководством СССР нецелесообразным.

    Решение о создании СЭВ было принято на состоявшемся 5−8 января 1949 г. в Москве совещании представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии; СССР и Чехословакии, признавших необходимым осуществлять более широкое эк. сотрудничество между странами «народной демократии» и СССР. С апреля 1949 г. началась практическая деятельность СЭВ. В 1950 г. в члены СЭВ вступила ГДР, в 1962 г. – МНР (Монголия), в 1977 г. − Куба, в 1978 г. Социалистическая Республика Вьетнам. СЭВ объединял 10 суверенных социалист.стран . СЭВ не являлся замкнутой организацией, в него могла вступить любая страна, разделяющая цели и принципы Совета и согласная принять содержащиеся в Уставе СЭВ обязательства .

    С 1964 г. в работе ряда органов СЭВ - на основе спец. соглашения − по вопросам, представлявшим взаимный интерес, участвовала СФРЮ (Социалист. Федеративная Респ. Югославия). В работе отд. органов СЭВ в качестве наблюдателей принимали участие представители Лаосской Народной Демокр.Республики, Народной Респ.Ангола, КНДР, Эфиопии.

      Цель создания СЭВ.

    Согласно учредительным документам СЭВ был призван содействовать:

    − путем объединения и координации усилий стран-членов углублению сотрудничества на основе братской взаимопомощи и социалистического интернационализма , способствовать планомерному развитию народного хозяйства;

    ускорению эк. и научно-технического прогресса в странах-участницах, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышл-ю, непрерывному росту пр-ти труда ;

    − постепенному сближению и выравниванию уровней эк. развития стран ;

    − неуклонному подъему благосостояния населения стран − членов СЭВ.

    Новая международная организация была создана прежде всего по политическим мотивам. И если западные ученые-функционалисты утверждали, что эк. интеграция создает политическую динамику, толкающую интеграцию вперед, то в случае с социалистической эк.интеграцией, наоборот, именно политика и идеология стали у истоков эк.объединения ранее мало экономически связанных между собой стран . Для стран Восточной Европы, вошедших в число учредителей СЭВ, взаимные связи ранее не являлись ведущим направлением внешнеэкономической деятельности. До 90 % их товарооборота приходилось на страны, находившиеся за пределами формирующегося нового «экономического пространства ». Весьма скромные масштабы до Второй мировой войны имела торговля этих стран с Советским Союзом (на ее долю приходилось в среднем чуть более 1 % их суммарного внешнеторгового оборота). Тем самым можно признать, что практически отсутствовала одна из важнейших предпосылок развития эк. интеграции − традиционные длит.глубокие хоз. связи стран-партнеров, разделение труда между ними . С другой предпосылкой интеграции дело обстояло так же: хоз. механизмы были малосопоставимыми . Третья предпосылка тоже отсутствовала: СЭВ объединил страны с различными истор. традициями и менталитетом. Однако обстановка «холодной войны» лишала партнеров альтернативного выбора и буквально «толкала их в объятия друг друга».

    Фундамент сотрудничества в СЭВ закладывался в годы, когда члены этой организации копировали не только политические, но и эк. структуры, сформировавшиеся в СССР, когда ими создавались закрытые от широкого влияния мировой экономики народно-хоз. комплексы. Были скопированы жесткая централизация, планово-директивное управление внешнеэк. связями на основе введения гос. монополии внешней торговли.

    Отсутствовало и свободное движение капитала, рабочей силы, услуг, а в более общей форме естественным процессам торговли препятствовало отсутствие подлинного рынка , не совместимого с централизованной экономикой.

    Фактически вся концепция разделения послевоенного мира два типа МЭО - социалистических и капиталистических, уже с самого начала ориентировалась на создание режима коллективной автаркии стран СЭВ (система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой).

    В итоге, однако, внешняя торговля в «системе международного социалистического разделения труда» по существу свелась к натуральному обмену , развивавшемуся в режиме балансирования встречных поставок товаров на двусторонней основе. Пропорции этого обмена определялись согласованием планов , нередко игнорирующих критерии издержек производства. Таким образом, подлинное состояние дел нередко замалчивалось, эк. процессы подменялись политическими решениями.

      Основные этапы деятельности и причины краха СЭВ.

    Формы и методы деятельности СЭВ постоянно совершенствуются в соответствии с задачами, выдвигаемыми коммунистическими и рабочими партиями на каждом этапе социалистического и коммунистического строительства. В истории СЭВ прослеживаются следующие этапы.

    Первый этап (1949-58) - это период становления многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества стран - членов СЭВ. Главное внимание уделялось развитию внешней торговли и организации научно-технического сотрудничества, Сессия СЭВ (2-е заседание Сессии, август 1949) приняла рекомендации вести торговлю между участниками на основе долгосрочных соглашений, что позволило упрочить экономику стран СЭВ и гарантировать стабильное получение необходимых материалов и оборудования и сбыт своей продукции. Большое значение для выполнения странами планов индустриализации имели также принятые Сессией СЭВ (2-е заседание) решения о научно-техническом сотрудничестве, которые предусматривали безвозмездную взаимную передачу технической документации. Одновременно СЭВ решает и вопросы производственного сотрудничества, взаимного согласования народно-хозяйственных планов, специализации и кооперирования производства.

    Второй этап (1959-62) сотрудничества начался с Совещания представителей коммунистических и рабочих партий стран - членов СЭВ (май 1958). Были заложены основы международной специализации и кооперирования производства; проведена координация планов на 1961-65. В результате были в основном решены проблемы удовлетворения потребностей стран - членов СЭВ в топливе, сырье, машинах и оборудовании на планируемый период. По решению Сессии СЭВ (10-е заседание Сессии, декабрь 1958) совместными усилиями стран осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР. Строительство нефтепровода и возрастающие поставки советской нефти способствовали удовлетворению потребностей братских стран в топливе и созданию большой нефтехимии. По решению Сессии СЭВ (11-е заседание Сессии, май 1959) была организована параллельная работа объединённых энергосистем «Мир». В 1962 образовано Центральное диспетчерское управление объединённых энергосистем (Прага).

    Третий этап (1962-69) начался с Совещания первых секретарей ЦК коммунистических и рабочих партий и глав правительств стран - членов СЭВ (июнь 1962), наметившего дальнейшие пути экономического и научно-технического сотрудничества, Основой деятельности СЭВ стали одобренные Совещанием «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Этот этап характеризовался углублением сотрудничества стран в области координации их народно-хозяйственных планов - основного метода деятельности СЭВ и главного средства формирования международного социалистического разделения труда. Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации Интерметалл (1964), Общий парк грузовых вагонов (1964), Организация сотрудничества подшипниковой промышленности (1964). В целях содействия развитию внешней торговли стран - членов СЭВ, а также расширения их сотрудничества с др. странами в октябре 1963 было подписано Соглашение о многосторонних расчётах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества.

    Начало новому этапу сотрудничества стран - членов СЭВ положено на 23-м (специальном) заседании Сессии Совета (апрель 1969). В её работе участвовали первые (генеральные) секретари ЦК коммунистических и рабочих партий и главы правительств стран - членов СЭВ. Отметив огромные достижения в развитии производительных сил стран социалистического содружества, Сессия приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ. Разработанная коллективными усилиями всех государств - членов СЭВ, эта программа, рассчитанная на 15-20 лет, единодушно принята в июле 1971 на 25-м заседании Сессии СЭВ. Её реализация является главным содержанием экономического и научно-технического сотрудничества, представляет собой магистральный путь совершенствования международного социалистического разделения труда, мощное средство интенсификации общественного производства каждой страны - члена СЭВ и всего содружества стран, ускоренного развития научно-технического прогресса.

    Одновременно в конце 1970-х – начале 1980-х гг. стали нарастать экономические и политические трудности в странах СЭВ и эти государства начали делать попытки реформировать свою экономику на принципах свободного рынка.

    Реформы политической системы СССР при одновременном ухудшении перспектив экономического роста, тяжелый экономический кризис, который переживали Польша, Венгрия, Болгария, политический кризис в Румынии предопределили тот факт, что в 1989 г. Совет экономической взаимопомощи как координирующий и регулирующий механизм мировой социалистической системы прекратил свое существование. Попыток модернизации СЭВ не было. Прекращение деятельности СЭВ означало одновременно и прекращение существования самой мировой социалистической системы.

      Предпосылки консолидации постсоветского пространства и факторы, сдерживающие развитие интеграции.

    Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами :

    разделение труда , которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в знач. степени соответствовало природно-климатическим и истор. условиям развития;

    длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнац. и межконфессиональных отношений (между двумя осн. религиями: православием и исламом) в целом была невысокой . Отсюда желание широких масс населения, в странах - членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

    технологическая взаимозависимость, единые технические нормы ;

    * единство сетей коммуникации;

    * общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, проблемы взаимодействия с рядом межд. эк. организаций.

    Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции , определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет , укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения эк.целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в опр. областях. Запад , с неодобрением встречавший любые инт. процессы на постсоветском пространстве, сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и полит. зависимость стран - членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

    Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций , столь часто встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.

    Государства Содружества значительно различаются по структуре экономики и степени ее зрелости . Но в значительной части своего экспорта они выступают по отношению друг к другу на внешних рынках как конкуренты , о чем свидетельствуют, например, сложные переговоры о приобретении или транспортировке через Россию нефти из Азербайджана и Казахстана, природного газа из Туркменистана.

    Готовность бывших советских республик к интеграции была различной , что определялось не столько эк., сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана.

    Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран-членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворит. выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач . В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить эк. и полит. блокаду Абхазии.

    Содружество Независимых Государств было создано на основе Соглашения, подписанного в Минске Российской Федерацией, Белоруссией и Украиной 8 декабря 1991 года. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. 21 декабря 1991 г. в соответствии с Протоколом к Соглашению о создании СНГ в состав Содружества вошли еще восемь стран: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 г. к Содружеству присоединилась Грузия. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в эк, полит. и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотруд-во между людьми, гос.институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоед. др.стран.

    И . В работе органов СЭВ участвуют на основе соглашения между СЭВ и производством СФРЮ. В качестве наблюдателей на заседаниях некоторых органов СЭВ присутствуют представители Афганистана , КНДР , Лаоса , НДРЙ, Анголы , Эфиопии . На основе специальных соглашений с СЭВ сотрудничают Финляндия , Мексика , Мозамбик , Ирак , Никарагуа , а также некоторые международные организации (1985).

    Цель СЭВ — содействовать путём объединения и координации усилий стран-членов Совета дальнейшему углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции, планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда , постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран-членов СЭВ.

    Основные органы СЭВ: Сессия Совета (высший орган), Исполнительный комитет (главный исполнительный орган); комитеты по сотрудничеству в области плановой деятельности, материально-технического снабжения, научно-технического сотрудничества, машиностроения; постоянные комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в отдельных отраслях народного хозяйства; совещания руководителей или представителей компетентных органов (ведомств) стран-членов СЭВ; Секретариат СЭВ (экономический и административно-исполнительный орган). В структуру Совета входят Институт СЭВ по стандартизации и Международный институт экономических проблем мировой социалистической системы.

    Большое внимание в работе СЭВ уделяется всемерному развитию сырьевых отраслей и энергетики в странах — членах Совета. Проблемы горной промышленности , нефти и , а также наиболее полного обеспечения потребностей экономики этих стран минерально-сырьевыми ресурсами рассматриваются в Комитетах СЭВ и в Постоянных комиссиях СЭВ по сотрудничеству в области , химической, и газовой промышленности , и цветной металлургии , геологии . Объединяя усилия, страны-члены СЭВ большую часть своих потребностей в важнейших видах сырья, топлива и энергии удовлетворяют за счёт взаимных поставок.

    На 25-м заседании сессии СЭВ (1971) принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ. В последующем Комплексная программа получила дальнейшее развитие и конкретизацию в форме долгосрочных целевых программ сотрудничества (ДЦПС), в т.ч. ДЦПС по обеспечению экономически обоснованных потребностей стран-членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья.

    Среди важнейших мероприятий ДЦПС, принятой в 1978 и рассчитанной до 1990, а по некоторым направлениям и до 2000, — максимальное вовлечение в хозяйственный оборот национальных топливно-энергетических ресурсов и прежде всего твёрдых видов топлива для производства электроэнергии; расширение поисковых и разведочных работ по выявлению и оценке запасов топлива и сырья, в т.ч. изучение перспектив нефтегазоносности, угленосности и рудоносности территорий стран-членов СЭВ, особенно территорий менее изученных в геологическом отношении стран: CPB, Кубы, MHP, исследований морей и океанов с целью использования их минеральных ресурсов , проведения оценок прогнозных запасов важнейших видов рудных и нерудных полезных ископаемых; разработка и внедрение новых прогрессивных видов оборудования и технических средств для добычи твёрдых полезных ископаемых , нефти и газа, для геологоразведочных работ , для изучения и освоения минеральных ресурсов акваторий; сооружение совместными усилиями предприятий по добыче и переработке руд чёрных и цветных металлов, угля; увеличение полноты переработки нефти, получение искусственного газа и бензина из угля, экономное расходование минерального сырья и топлива.

    Среди важнейших результатов плодотворного сотрудничества — уникальные по своей мощности и протяжённости "Дружба" и газопровод "Союз", горно-обогатительный комбинат "Эрдэнэт" в MHP, никелевые заводы на Кубе, объединенные электроэнергетические системы европейских стран-членов СЭВ.

    В разработке и реализации совместных программ активно участвуют координационные центры (КОЦ) "Интергеотехника", "Интергеонефтегаз", "Интерпромгеофизика", "Интернефтегаз-геофизика", Совет уполномоченных Международных геологических экспедиций в MHP, Совет совместной организации "Петробалтик" и национальные организации стран-членов СЭВ.

    С целью улучшения работ в области научной и технической информации в топливно-энергетических и сырьевых отраслях стран-членов СЭВ созданы Международные отраслевые системы научно-технической информации (МОСНТИ) — "Геоинформ", "Информнефтегаз", "Информуголь", "Цвет- метинформ", "Черметинформ" и др.

    Экономическое совещание стран-членов СЭВ на высшем уровне в 1984, отметив актуальность Комплексной программы и ДЦПС, определило новый комплекс задач, направленных на переход к качественно более высокому уровню развития многостороннего сотрудничества, нацелило интеграционные процессы на повышение темпов экономического развития и перевод народного хозяйства на путь интенсификации. В соответствии с решениями экономического совещания 1985 разработана и принята на 41-м (внеочередном) заседании сессии СЭВ Комплексная программа научно-технического прогресса стран-членов СЭВ до 2000, охватывающая 5 приоритетных направлений: электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, атомная энергетика, новые материалы и технология их производства и обработки, биотехнология. Эти направления, лежащие в основе современных революционных сдвигов в науке, технике и производстве, являются базой для выработки и осуществления согласованной, а в ряде областей и единой научно-технической политики братских государств.