Шестиствольный 30 мм пулемет ссср. Многоствольная пушка


ГШ - 6 - 23

В ходе создания истребителя-бомбардировщика МиГ-27 пушка штатная для МиГ-23 была заменена более мощной. Мощности и поражающего действия 23-мм снарядов пушки ГШ-23Л, много лет служившей на большинстве боевых самолетов оказалось недостаточно для уверенного поражения многих наземных целей и, особенно бронетехники. На вооружение стран НАТО поступали новые бронемашины, для борьбы с которыми бронепробиваемость снарядов калибра 23-мм была уже слабой. Проблема обострялась также тревожной тенденцией отставания отечественных авиационных артсистем от западных, новейшие образцы которых превосходили их и по скорострельности, и по мощности снаряда.

Военных интересовала возможность вооружения самолета оружием, способным поражать не только новые БТР и БМП потенциального противника, но и перспективный американский основной танк M1 Abrams. Для этого требовался переход на больший калибр и более мощные боеприпасы, для чего было выдано задание на разработку авиационной пушки калибра 45 мм, использовавшей активно-реактивный снаряд повышенной бронепробиваемости. Однако создание нового орудия и боеприпасов к нему требовали времени. В связи с этим было принято решение об установке на самолет новой многоствольной пушки 30 мм калибра, обеспечивающей высокую скорострельность и большой вес секундного залпа. Инициатором перехода на пушечное вооружение калибра 30 мм выступал заместитель Министра Обороны по вооружению генерал армии В.Я. Шабанов, отстаивавший унификацию оружия и боеприпасов для ВВС, ВМФ и Сухопутных войск на основе стандартного снаряда повышенной мощности. Переход с калибра 23 мм на 30 мм обеспечивал двукратное повышение массы снаряда (со 175-185 г до 400 г), причем содержание взрывчатого вещества в нем возрастало почти в три раза, а улучшенная баллистика обеспечивала не только мощную бронепробиваемость и могущество воздействия по различным целям, но и значительно улучшала точность огня и позволяла разработать боеприпасы новых, более эффективных типов.

Новая многоствольная схема позволяла существенно, в 3-4 раза, повысить скорострельность, в относительно короткое время атаки укладывая в цель мощный залп. Каждый из стволов, собранных в единый вращающийся пакет, имел свой затвор, механизмы которого совершали непрерывное движение в ходе работы и производили выстрел с приходом в "боевое" положение.

В СССР конструктор И.И. Слостин в 1954 г. выполнил проект авиационной многоствольной пушки под индексом КБП-810 Первоначально был изготовлен макетный образец калибра 12,7 мм, а затем - опытный образец 23-мм пушки под патрон ВЯ. Однако 23-мм пушка имела ряд принципиальных недостатков - раскпинение досылаемого патрона с экстрагируемой гильзой, неперехват патрона досылателем и т. д Поэтому работы над этой пушкой были вскоре прекращены.

В конце 1955 - начале 1956 г. Слостин создал еще один проект 23-мм пушки с четырьмя стволами в едином блоке. Стрельба велась укороченным патроном от пушки ВЯ. Однако по неясным мотивам работы по ней были прекращены в начале 1958 г.

Новый этап работ над созданием пушки с вращающимся блоком стволов начался в КБП после выхода в свет Постановления Совмина СССР от 15 июня 1963 г. Под руководством Грязева и Шипунова был создан 30-мм шестиствольный автомат АО-18, первоначально предназначенный для корабельной установки АК-630.


Заводские испытания автомата были проведены в 1964-1966 гг. В серию он пошел в 1974 г., а официально установка АК-630 с этим автоматом была принята на вооружение приказом министра обороны от 6 января 1976 г. На базе АО-18 была создана авиационная пушка ГШ-6-30 (9-А-621), автомат которой (АО-18А) был значительно облегчен за счет отказа от громоздкой жидкостной системы принудительного охлаждения стволов и замены ее воздушным охлаждением. Технический проект АО-18А был рассмотрен и одобрен в Министерстве обороны СССР в марте 1971 г. Первоначально пушка имела заводской индекс ТКБ-635.


Работа автоматики пушки ГШ-6-30 (ТКБ-635) основана на принципе использования энергии пороховых газов. отводимых поочередно из каждого ствола. Предварительный разгон блока стволов в начале каждой очереди осуществляется сжатым воздухом (пневмостартер).

Попытка увеличить темп с 5000 выстрелов, как в АК-630, до 6000 выстрелов успехом не увенчалась, и у серийной пушки темп стрельбы остался прежним.


По техническому заданию заказанная пушка ГШ-6-30 должна была выпускать весь боекомплект в 300 патронов одной очередью без выхода из строя пушки. Пушки первых серий могли делать лишь 150 выстрелов, а дострел остальных производился лишь после охлаждения пушки до температуры окружающей среды, т. е. не менее чем через 15 мин. Лишь после модернизации газового двигателя длину непрерывной очереди удалось довести до 300 выстрелов.

Пушки первых серий имели и ряд других дефектов, например заклинивание или утыкание патрона в казенник. После отпускания кнопки «огонь» вместо положенных по техническим условиям 8-11 выстрелов происходило 22-23 выстрела, и вдобавок пушка оставалась заряженной.

В процессе серийного производства ГШ-6-30 на Тульском машиностроительном заводе его инженерам удалось со временем устранить большую часть конструктивных недоработок автомата. На вооружение пушка ГШ-6-30 принята в 1974 г. и получила индекс 9-А-621. Пушкой ГШ-6-30 вооружены самолеты Су-24МК (одна, боекомплект 500 патронов), МиГ-27.


Артсистема ГШ-6-30А обладала внушительными характеристиками, демонстрируя абсолютное превосходство над большинством западных образцов. Американские боевые самолеты использовали пушки калибра 20 мм со стограммовыми снарядами, а принятые на вооружение самолетов НАТО пушки ADEN и DEFA 552/553 калибра 30 мм вели огонь снарядами массой 270 г при начальной скорости 600-650 м/с (что дало известному конструктору авиационного вооружения A.Э. Нудельману охарактеризовать их как "пушки с пониженными характеристиками"). Только со временем в ВВС западных стран появились более мощные орудия: 27-мм пушка Bk27 западногерманской фирмы Mauser, созданная для самолета Tornado, и американская 30-мм GAU-8A, специально разработанная для штурмовика А-10.

Основные конструктивные проблемы "шестистволки" были решены еще при отработке корабельного варианта, однако ее установка на самолете имела свою специфику. Новое изделие потребовало ряда доработок: автоматы первых серий не могли выпускать требуемую по техническому заданию одну непрерывную очередь с расходом полного боекомплекта. После первых 150 выстрелов из-за перегрева требовалось охлаждение блока стволов и лишь затем можно было продолжать стрельбу. Был ряд и других серьезных дефектов, связанных с надежностью системы в целом (работы кинематики, подачи патронов и прочности узлов).

В ходе серийного производства на Тульском машиностроительном заводе удалось со временем устранить большую часть конструктивных недоработок и обеспечить приемлемую надежность изделия. Доработанная пушка позволяла выпускать одной очередью до 300 снарядов. Серьезной задачей оказалось крепление пушки на самолете: в авиационном варианте с пониженной баллистикой ГШ-6-30А имела отдачу в 5500 кгс. Ударные нагрузки при стрельбе были очень мощными для конструкции самолета (все же его планер являлся переделкой довольно легкого истребителя). Установка отрабатывалась на деревянном макете, на котором увязывались узлы и агрегаты. При первой же пробной стрельбе из "шестистволки" макет попросту развалился.

В первое время с отладкой орудия на самолете возникло множество проблем. В результате первых испытаний в воздухе выяснилось, что ударные и частотные характеристики, полученные при стрельбе из ГШ-6-30А на земле, не соответствуют тому, что имеет место в воздухе. Первый же отстрел, выполненный в полете, закончился тем, что после очереди из 25 снарядов все приборы в кабине отказали. В дальнейших испытательных полетах бывали случаи деформации и даже срыва щитков передней опоры шасси, из-за сильных вибраций буквально рассыпался патронный рукав и отказывало РЭО в закабинном отсеке.

Чтобы уменьшить влияние пушечной трассы на конструкцию, ось пушки наклонили вниз на 1╟13". Доводкой артсистемы занималось Тульское ЦКБ и группа вооружения "Зенита" с привлечением специалистов НИИ авиационных систем, ведавшее "огневыми" вопросами и проводившего на полигоне в подмосковном Фаустово контрольные отстрелы и эксперименты. На вооружение артсистема была принята в 1975 году.

Возможности орудия и сила огня мало кого оставляли равнодушными. Даже при наземных отработках "шестистволки" при стрельбе у присутствующих ощущалось желание присесть и закрыть уши руками, настолько впечатляющим было ее действие. Стрельба из нее даже на слух не была похожа на обычную очередь - ощущался лишь один оглушающий раскатистый удар, за пару секунд выбрасывавший в цель стокилограммовый залп.

Летчик-испытатель В.Н.Кондауров так вспоминал свою первую стрельбу из ГШ-6-30А: "Стоило мне, наложив центральную марку на воздушную цель, нажать гашеткой на кнопку стрельбы, как раздалось такое "ТР-Р-Р-Р-ЫК", что я невольно отдернул руку. От стрельбы самолет весь затрясся и чуть ли не остановился от сильной отдачи пушечной установки. Беспилотная мишень, только что выполнявшая впереди меня вираж, буквально разлетелась на куски. Я едва пришел в себя от неожиданности и восхищения: "Вот это калибр! Хороша зверюга! Коль попадешь - мало не будет".

В сочетании с прицельной системой ГШ-6-30А имела высокую точность стрельбы. Заводской летчик-испытатель М. Туркин на спор предлагал попасть в закрепленную на мишени и хорошо видную белую майку и даже сснести положенную сверху фуражку. Сделав пару заходов, он уложил в цель очередь. Определить, кто победил в споре, не удалось очередь разметала бревенчатую мишень так, что не осталось даже обрывков.

В строевых частях стрельбы из пушки были достаточно частыми в упражнениях КБП, но всегда впечатляющими для самих летчиков - раскатистый громовой удар очереди, в секунду выбрасывающей сотню снарядов и пронизывающая машину дрожь отдачи вызывали ни с чем не сравнимое чувство находящейся в руках мощи и силы. Не меньше впечатлял и вид работы "шестистволки" со стороны: ведущий огонь самолет на несколько мгновений окутывался облаком пламени, из которого к земле тянулся огненный ливень. Обычно в лентах чередовались по два снаряда ОФЗ через один БР, но на показательных стрельбах каждый четвертый-пятый снаряд шел с трассером. Огонь можно было вести в ручном режиме, с прицеливанием по неподвижной сетке прицела "на глаз" (такая стрельба носила название "сопроводительно-заградительной"). В автоматическом режиме использовался прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23. Он выдавал на прицел необходимые поправки и упреждения, а прицеливание осуществлялось наложением на цель подвижной прицельной марки С-17ВГ, на которой высвечивалась текущая дальность до объекта атаки и сектор эффективной дальности (начала и окончания) стрельбы. В отличие от других машин, на ручке управления МиГ-27 была смонтирована вторая боевая кнопка, специально для пушки. Самими летчиками стрельба из пушки считалась более привлекательной, чем бомбометание или пуск НАР, разрывы которых ложились уже за самолетом, на выходе из атаки, и сверху затем наблюдались, в лучшем случае, как пыльные облачка. Пушка давала результат ощутимый и зримый: сразу за "всплыванием" прицельной марки снаряды ложились практически туда, куда была наложена метка. Благодаря мощной баллистике и высокой скорострельности можно было видеть, как первые снаряды очереди впиваются в мишень. Затем приходилось брать ручку на себя, и основная масса залпа ложилась в цель, на долю секунды отставая от выходящего из пикирования самолета. Вывод обычно выполнялся с отворотом в сторону, уходя от осколков и рикошета собственных снарядов. Осколки от них поднимались до высоты 200 м и представляли серьезную опасность для самолета.

Короткой 40-патронной очередью пушка в десятые доли секунды посылала в цель 16 килограммовый залп. Внизу оставались взрытые очередями в земле траншеи, иссеченные доски построек и смятые "коробочки" зияющих дырами мишеней - БТР и БМП, броню которых снаряды прошивали насквозь. Списанные грузовики и самолеты служили мишенями реже - мощные снаряды просто рвали их в клочья, и тех хватало едва на несколько атак.

При подготовке ГШ-6-30А отмечали удобство заряжания: если на МиГ-21 и МиГ-23 техникам приходилось лебедкой опускать лафет с пушкой и патронным ящиком и, стоя под самолетом на коленях, втискивать туда ленту, а на Су-7 и Су-17 протаскивать ее через опоясывающие фюзеляж рукава, то на МиГ-27 патронную ленту достаточно было подать в загрузочное окно наверху и через "трещотку" направлять ее в патронный отсек. Впрочем, затащить на самолет ленту весом в четверть тонны само по себе было задачей не из легких и для этого требовался специальный погрузочный лоток с лебедкой. Чаще обходились куском ленты на 30-40 патронов, достаточных для отработки навыков стрельбы, подавая ее вручную. Массивную "играющую" ленту проволакивали прямо по борту и центроплану, из-за чего эти места обычно выделялись ободранной краской.

Следствием высочайшего темпа стрельбы была чрезмерная скорость подачи и рывки ленты: случались ее порывы, "вело" звеньеотвод и патронный рукав, а сами звенья, прошедшие "мясорубку" пушки, к повторному использованию не годились. В 911-м апиб в апреле 1988 года, менее чем за месяц, произошли подряд несколько отказов стрельбы из-за лопнувших звеньев. Узлы пушки, особенно газопороховой двигатель и блок кинематики, подвергались интенсивным термическим и механическим нагрузкам, работая практически на пределе. Коррозия при этом становилась особенно грозной и развивалась мгновенно, требуя чистить орудие немедленно после стрельбы, всякого полета и даже каждые 15-20 дней стоянки.

Постоянно давала себя знать отдача, удары которой, при всей секундности воздействия, ломали планер и "выбивали" оборудование. Ощущались также акустические нагрузки от дульных газов и высокочастотные вибрации, буквально расшатывавший конструкцию, добавляя усталостных трещин баку отсеку ╧2 и задней стенке бака ╧1А, к которой крепилась пушка. Случилось коробление створок передней стойки шасси, грозившее ее заклиниванием. Из-за обрывов цепи питания отказывал топливный насос. Много неприятностеи доставляли случаи разрушения звеньеотвода, направлявшего отстрелянные звенья обратно в патронный отсек; его направляющие служили частью конструкции фюзеляжа и повреждения требовали сложного ремонта силами заводской бригады. В качестве одной из мер была проведена доработка по снижению скорострельности, ограниченной 4000 выст/мин.

Несмотря на доработки и усиления конструкции, влияние пушки как "фактора риска" приходилось учитывать в эксплуатации. В полках утвердилось мнение: если "легкий" залп в 30-40 снарядов переносится машиной без особых последствий, то затяжная очередь в 2,5-3 сек чревата "хрустом и треском". Помимо прочего, стрельба короткими очередями экономила ресурс орудия, ограниченный 6000 выстрелов. Если же в спешке "пропуск" в ленте делать забывали и стрельба шла до полного израсходования боезапаса, то это вело не только к интенсивному "расстрелу" стволов (260-300 выстрелов подряд для пушки были предельными и требовали охлаждения оружия), но и могло сказаться на самолетных системах, особенно чувствительным к сотрясениям и вибрациям оборудовании и электронике.

Для техников это нередко оборачивалось ремонтом той или иной сложности, для летчика - предпосылкой, а то и настоящими неприятностями. В августе 1980 года при командировке одной из эскадрилий 722-го апиб в НИИ ВВС на возвращавшемся с полигона самолете штурмана полка майора Швырева после стрельбы из пушки деформировались створки передней стойки шасси и выпустить ее не удавалось. Летчику, впервые в ходе эксплуатации МиГ-27, пришлось сажать машину на два основных колеса. Самолет после посадки остался практически цел, нивелировка показала, что обошлось без деформаций планера и вскоре он снова летал.

8 августа 1988 года в 19-м гв. апиб в ГСВГ после стрельбы на МиГ-27Д лейтенанта М.В.Полуэктова не выпустилась передняя стойка из-за того, что "повело" фюзеляж и заклинило створки. Как отмечалось в донесении, "летчик обладал высокой морально-политической подготовкой" и смог посадить самолет на основные колеса, погасил скорость и коснулся носовой частью бетонки с минимальными повреждениями. В 599-м апиб 15 мая 1990 года произошел сходный случай с более тяжелыми последствиями: очередью сорвало локализатор с пушки, в него уперлись створки, стойка не вышла и МиГ-27К пропахал носом ВПП, после чего машину пришлось списать. Случались "выбивания" АЗС, отключавшие оборудование, отказывала связь и системы. Некоторые из случаев, при всей серьезности положения, граничили с курьезом. В 24-й авиадивизии 18 апреля 1988 года МиГ-27 пришел на аэродром, не только "оглохнув", но и оставшись без ПрНК - пушечная очередь разом "вырубила" все радиооборудование и гироскопы. В ГСВГ 2 сентября 1989 года залп пушки МиГ-27 привел к полной потере радиосвязи - у радиостанции отлетели контакты и потрескались печатные платы. В 23-й ВА в январе 1989 года пушечные стрельбы привели сразу к двум происшествиям: в 58-м апиб разлетевшийся предохранитель вызвал почти полное обесточивание "борта" с отказом управления стабилизатором, закрылками, шасси и МРК, а неделей раньше в соседнем 266-м апиб МиГ-27К вернулся из полета без крышки фонаря, сорванной при стрельбе (сами раскрылись аварийные замки, отпустив фонарь в "свободный полет").

Даже на этом фоне уникальным выглядел случай, произошедший в 24-й дивизии 29 марта 1989 года: на выходе из пикирования после стрельбы на ноги летчику свалилась панель приборной доски, крепление которой перебило отдачей. Придерживая рукой висящую на жгутах панель, летчик долетел до аэродрома. Не раз бывало, что от ударов очереди лопался и рассыпался отражатель прицела. Посадочные фары раскалывались настолько часто, что перед вылетом на стрельбу их снимали и заменяли заглушками. Введение защитных щитков-дефлекторов не спасло полностью положение, что потребовало внести уточнения в Инструкцию летчику: после ночной стрельбы посадка разрешалась только на освещенную прожекторами ВПП.

Длина, мм 2040
Калибр, мм 30
Скорострельность, выст/мин 4600-5100
Вес, кг 149-160
Начальная скорость, м/с 876-900
Охлаждение воздушное

Продолжительная очередь была рискованной по перегреву орудия, что грозило взрывом капсюлей и патронов, а то и разрывом снарядов. Каждый такой случай рассматривался как чрезвычайный и брался на контроль как ОКБ, так и тульским ЦКБ. В 16-й ВА такое происшествие 22 января 1990 года привело к потере МиГ-27К: разрыв снаряда в стволе ГШ-6-30А разнес пушку, осколками повредило топливный бак, электрожгуты и гидросистему, а взрыв кислородного баллона мгновенно "раздул" пожар. Недотянув до аэродрома, летчик катапультировался из горящего и теряющего управление самолета. Подобный случай произошел тремя месяцами спустя на полигоне в Лунинце с МиГ-27К из 39-й дивизии. Несколько снарядов разорвались под носом, но самолет с пробоинами, сорванными люками, разбитым остеклением "Кайры" и забоинами на лопатках компрессора дотянул до аэродрома.

"Самострелы" случались даже на земле, обычно по оплошности техников. Защитной мерой служила блокировка "земля-воздух", концевой выключатель которой при обжатом шасси размыкал цепь управления огнем и не допускал стрельбы при рулении и на стоянке. При подготовке блокировку иногда отключали или забывали о ней, вывешивая самолет на подъемниках, когда амортизаторы разжимались и пушка была "готова к бою". Достаточно было недосмотреть при совпадении этих случаев с проверками управления огнем, чтобы стрельба открывалась прямо на стоянке. В чортковском 236-м апиб в 1983 году снесло переднюю стойку шасси, аналогичный случай имел место в 88-м апиб в Сууркюл. В Липецке в 2 сентября 1986 года в пушке МиГ-27Д после полета оставался всего один патрон - он и выстрелил, попав в стойку и вызвав пожар выбитого под давлением АМГ-10.


Параллельно с ГШ-6-30 КБП работало над 23-мм автоматом АО-19 для пушки ГШ-6-23 (ТКБ-613), созданным по схеме АО-18. В конце 1965 г. прошли наземные испытания АО-19. Планировалось получить темп стрельбы 10000 выстрелов, но серийные пушки делали до 9000 выстрелов. В АО-19 пневматический стартер был замен кассетным пиростартером (на 10 пиропатронов). ГШ-23 и ГШ-6-23 имели одинаковый боекомплект.

В 1974 г. пушка ГШ-6-23 была принята на вооружение. Различные ее модификации имели индексы 9А-620 и 9А-768. Интересно отметить, что пушки 9А-768 выпускаются в вариантах со звеньевым и беззвеньевым питанием патронами. Пушки ГШ-6-23 поступили на вооружение самолетов МиГ-31, Су-24 и др.

На базе ГШ-6-23 создан модифицированный вариант ГШ-6-23М (9А-768). Пушка предназначена для вооружения самолетов. Устанавливается на самолете СУ-24М. Выполнена по многоствольной схеме автоматики с вращающимся блоком стволов.

Разгон блока стволов для стрельбы из пушки осуществляется пиростартером газопоршневого типа с использованием штатных пиропатронов ППЛ. Работа автоматики пушки основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых из стволов через газоотводные отверстия в газовый двигатель. Управление стрельбой - дистанционное от источника постоянного тока напряжением 27 В. Пушка может изготовляться в 2-х вариантах: со звеньевым питанием или беззвеньевым.

ГШ-6-30 Авиационная пушка. Принята на вооружение в 1974 году. Устанавливалась на самолтах МиГ-27, Су-24МК (с боекомплектом 500 патронов), Су-25.
ГШ-6-30К С локализаторами, которые служат для направленного отвода пороховых газов и уменьшения усилия отдачи. Длина увеличена до 1537 мм.
ГШ-23В C водяным олаждением.
ГШ-23М Проект АО-18. Корабельный зенитный автомат. Отличается жидкостной системой охлаждения стволов. Входит в состав артиллерийской установки АК-630. Принят на вооружение в 1976 году.

Но монополия на скорострельность продержалась недолго — вскоре название «пулемет» закрепилось за автоматическим оружием, работавшим на принципах использования пороховых газов и отдачи для перезарядки. Первым таким оружием стал пулемет Хайрема Максима, который использовал бездымный порох. Это изобретение отодвинуло «гатлинги» на второй план, а затем и вовсе вытеснило из армий. Новые одноствольные пулеметы обладали значительно большей скорострельностью, были проще в производстве и менее громоздки.

«Гатлинги» в воздухе Летчик может менять темп стрельбы пушки GAU-8 в зависимости от задачи. В режиме «низкой» скорострельности это 2000 выстр/мин, при переключении на «высокий» режим — 4200. Оптимальные условия использования GAU-8 — это 10 двухсекундных очередей с минутными перерывами для охлаждения стволов.

Извержение «Вулкана»

По иронии судьбы, реванш «гатлингов» над одноствольными автоматическими пушками состоялся больше чем через полвека, после войны в Корее, которая стала настоящим полигоном для испытания реактивной авиации. Несмотря на свою ожесточенность, бои между F-86 и МиГ-15 показали низкую эффективность артиллерийского вооружения новых реактивных истребителей, перекочевавшего с поршневых предков. Самолеты того времени вооружались целыми батареями из нескольких стволов калибром от 12,7 до 37 мм. Все это было сделано ради увеличения секундного залпа: ведь непрерывно маневрирующий вражеский самолет держался в прицеле лишь доли секунды и для его поражения требовалась создать за короткое время огромную плотность огня. В то же время одноствольные пушки практически подошли к «конструкционному» пределу скорострельности — ствол слишком быстро перегревался. Неожиданное решение нашлось само собой: американская корпорация General Electric еще в конце 1940-х начала эксперименты со… старинными пушками Гатлинга, взятыми из музеев. Блок стволов раскручивался электромотором, и орудие 70-летней давности сразу выдало скорострельность более 2000 выстрелов в минуту (интересно, что существуют данные об установке электропривода на пушки Гатлинга еще в конце XIX века; это позволяло достичь скорострельности в несколько тысяч выстрелов в минуту — но в то время подобный показатель оказался невостребован). Развитием идеи стало создание пушки, открывшей целую эру в оружейном деле, — M61А1 Vulcan.


При перезарядке модуль GAU-8 полностью демонтируется из самолета. Это значительно повышает удобство обслуживания пушки. Вращение блока стволов осуществляется двумя гидромоторами, работающими от общей гидросистемы самолета.

Vulcan — это шестиствольная пушка массой 190 кг (без боекомплекта), длиной 1800 мм, калибром 20 мм и скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Автоматика «Вулкана» работает за счет внешнего электропривода мощностью 26 кВт. Питание боеприпасами — беззвеньевое, осуществляется из барабанного магазина емкостью 1000 снарядов по специальному рукаву. Стреляные гильзы возвращаются обратно в магазин. Такое решение было принято после инцидента с самолетом F-104 Starfighter, когда выброшенные пушкой стреляные гильзы были откинуты воздушным потоком назад и сильно повредили фюзеляж самолета. Огромная скорострельность пушки также приводила к непредвиденным последствиям: возникавшие при стрельбе колебания заставили изменить темп стрельбы, чтобы исключить резонанс всей конструкции. Отдача пушки тоже преподнесла сюрприз: в одном из испытательных полетов злополучного F-104 во время стрельбы Vulcan сорвался с лафета и, продолжая стрелять, разворотил снарядами всю носовую часть самолета, летчик при этом чудом сумел катапультироваться. Однако после исправления этих недостатков военные США получили легкое и надежное оружие, верой и правдой прослужившее не одно десятилетие. Пушки М61 используются на многих самолетах и в зенитном комплексе Мk.15 Phalanx, предназначенном для поражения низколетящих самолетов и крылатых ракет. На основе М61А1 был разработан шестиствольный скорострельный пулемет М134 Minigun калибром 7,62 мм, благодаря компьютерным играм и съемкам в многочисленных фильмах ставший самым известным среди всех «гатлингов». Пулемет предназначен для установки на вертолеты и корабли.


Самой мощной пушкой с вращающимся блоком стволов стала американская GAU-8 Avenger, предназначенная для установки на штурмовик А-10 Thunderbolt II. 30-мм семиствольная пушка предназначена для стрельбы преимущественно по наземным целям. Для нее используются два типа боеприпасов: осколочно-фугасные снаряды PGU-13/B и обладающие повышенной начальной скоростью бронебойные PGU-14/B с сердечником из обедненного урана. Поскольку пушка и самолет изначально проектировались специально друг для друга, стрельба из GAU-8 не приводит к сильному нарушению управляемости А-10. При конструировании самолета было учтено и то, что пороховые газы от пушки не должны попадать в двигатели летательного аппарата (это может привести к их остановке), — для этого установлены специальные отражатели. Но в ходе эксплуатации А-10 было замечено, что несгоревшие частицы пороха оседают на лопатках турбокомпрессоров двигателей и снижают тягу, а также приводят к повышенной коррозии. Для предотвращения этого эффекта в двигатели самолета встроены электрические дожигатели. Запальные устройства включаются автоматически при открытии огня. При этом, согласно инструкции, после каждого расстрелянного боекомплекта двигатели А-10 необходимо промывать от копоти. Хотя во время боевого применения пушка не показала высокой эффективности, психологический эффект от использования оказался на высоте — когда с неба буквально льется поток огня, это очень, очень страшно…


Башня автоматической пушки АК-630 необитаема. Наведение орудия осуществляется дистанционно, с помощью электрогидроприводов. АК-630 — это универсальное и эффективное «средство самообороны» наших боевых кораблей, позволяющее защищаться от самых разных напастей, будь то противокорабельная ракета, сомалийские пираты или всплывшая (как в фильме «Особенности национальной рыбалки») морская мина…

В СССР работы по скорострельным пушкам начались с разработки корабельных средств ближней ПВО. Результатом стало создание семейства зенитных автоматов, сконструированных в тульском КБ Точного приборостроения. 30-мм пушки АК-630 до сих пор составляют основу ПВО наших кораблей, а модернизированный автомат входит в состав морского зенитного ракетно-пушечного комплекса «Кортик».

В нашей стране поздно осознали необходимость иметь на вооружении аналог «Вулкана», поэтому между испытаниями пушки ГШ-6−23 и решением о принятии ее на вооружение прошло почти десять лет. Темп стрельбы ГШ-6−23, которая устанавливается на самолетах Су-24 и МиГ-31, составляет 9000 выстрелов в минуту, а первоначальная раскрутка стволов осуществляется стандартными пиропатронами ППЛ (а не электро- или гидроприводами, как в американских аналогах), что позволило значительно повысить надежность системы и упростить ее конструкцию. После срабатывания пиропатрона и подачи первого снаряда блок стволов раскручивается за счет использования энергии пороховых газов, отводимых из каналов стволов. Питание пушки снарядами может быть как беззвеньевым, так и звеньевым.

История отечественной многоствольной артиллерии берет свое начало в 16 веке. Тогда в рядах русского войска появилось первое многоствольное орудие, названное «сорока». Оно представляло собой несколько пистолетных, пищальных или ружейных стволов, укрепленных на одном лафете или барабане.

История отечественной многоствольной артиллерии берет свое начало в 16 веке. Тогда в рядах русского войска появилось первое многоствольное орудие, названное «сорока». Оно представляло собой несколько пистолетных, пищальных или ружейных стволов, укрепленных на одном лафете или барабане. Для ведения залповой стрельбы запальные отверстия стволов каждого ряда соединялась общим желобом. Делалось это с целью повышения плотности огня и скорострельности. Подобное орудие, состоящее из семи укрепленных на одном лафете стволов, применялись, в частности, дружиной Ермака Тимофеевича в Сибирском походе. А знаменитый русский оружейник Андрей Чохов изготовил сто-ствольное орудие, предназначенное для защиты ворот Китай-Города в Москве.

Однако опыт боевого применения подобных орудий выявил серьезные недостатки этой системы. Прежде всего, легкое круглое ядро намного быстрее теряет энергию, чем тяжелое. То есть, малокалиберные ядра уже через 200-300 м или 1-2 убитых теряют убойную способность, а тяжелое ядро способно скакать, рикошетируя от земли, километр, убивая и калеча все новых противников.

Далее, достичь точной стрельбы из одинарного ствола среднего калибра значительно легче, чем из многих малокалиберных. В то же время плотность огня из "органа" (так подобное орудие называлось на Западе) все равно недостаточна (стволов не так уж много).

Наконец, эта плотность огня сороки в значительной степени обесценивается долгим временем перезарядки.

То есть сорока в стрельбе ядрами имеет незначительное преимущество перед одноствольной пушкой лишь на ближней дистанции. Однако на ближней дистанции еще эффективнее использовать картечь. Поэтому и на ближней дистанции обычная пушка лучше.

В середине XVIII века было создано несколько типов многоствольных орудий (их можно назвать батареями). В 1754 году в Санк-Петербургском арсенале под руководством А.К. Нартова была создана 44-ствольная установка из 3-фунтовых (76-мм) медных мортирок. Длина ствола каждой мортирки 230 мм, зарядная камора коническая. Мортирки укреплены на горизонтальном деревянном круге диаметром 1,85 мм. Мортирки разделены на восемь секторов по 5 или 6 мортирок. В бою, в то время как одни группы мортирок вели залповый рассеивающийся огонь, другие заряжались. В хоботовой части батареи Нартова имелся металлический винт, служивший для придания орудию нужного угла возвышения. Позже изобретатель на том же принципе создал 24-ствольную установку.

В 1756 году была изготовлена 25-ствольная установка из 1,5-фунтовых (58-мм) мортирок (системы капитана Челокаева). Длина каждой мортиры 500 мм. Зарядные каморы цилиндрические. В отличие от установки Нартова в системе Челокаева мортиры вращались не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости. Вращающаяся часть состояла из деревянного барабана, окованного железными листами, на котором располагалось 5 рядов железных кованых стволов по 5 в каждом ряду. В казенной части стволы для производства залповой стрельбы соединены общей пороховой полкой с крышкой.

Барабан установлен на деревянном двухколесном лафете и легко вращается на железной оси. По бокам барабана укреплены шестеренки с собачками для придания стволам углов возвышения.

Приблизительно в тоже время были изготовлены еще две многоствольные установки 3-фунтового (76-мм) калибра. 24-ствольная установка имела стволы длиной 300 мм. Зарядная камора цилиндрическая. Качающаяся часть установки состояла из трех ярусов бронзовых мортирок, укрепленных на деревянных брусьях по восемь мортирок в каждом ярусе.

Каждый ярус имеет подъемный механизм, благодаря чему мортиркам придавался необходимый угол возвышения. В казенной части мортирки соединены общей пороховой полкой для производства залповой стрельбы.

Батарея установлена на специальном двухколесном лафете. Перевозилась конной тягой. 36-ствольная установка имела стволы длиной 290 мм. Каморы цилиндрические. Качающаяся часть состояла из шести секций, расположенных в три яруса. В каждой секции находятся шесть 3-фунтовых бронзовых мортирок, соединенных общей пороховой полкой.

Со стороны каждой секции имеется специальное устройство для придания мортиркам угла возвышения.Секции установлены на четырехколесной деревянной повозке, окованной железными полосами.

Еще один образец русских многоствольных орудий - «близнята»- изобретение генерал-фельдцейхмейстера графа Шувалова (в половине XVIII стол.) и называвшийся также "вновь инвентованною полковою пушкой"; он состоял из двух легких гаубиц, расположенных на одном общем лафете; из них граф Шувалов предполагал одно время составить всю полковую артиллерию.

На каждый полк полагалось по 4 подобных орудия, которые должны были действовать 6-фунтовыми гранатами, картечью и зажигательными каркасами. Преимущество «близнят» перед 3-фунтовыми полковыми пушками заключалось в несравненно более сильном действии гранатами и картечью.

В 1743 году в Туле было изготовлено несколько полевых нарезных дульнозарядных пушек, сделанных из стали.

Данных о стрельбе из нарезных орудий такого типа не найдено, но можно предположить, что снарядами служили свинцовые стрелы. В этом случае меткость нарезных пушек существенно превосходила меткость гладкоствольных пушек того же калибра. Однако сложность нарезки пушек с одной стороны, а с другой высокая стоимость пушек и свинцовых снарядов препятствовали их широкому распространению.

В 1740-1743 годах в Санкт-Петербургском арсенале было отлито медное универсальное орудие «мортир-канон» системы Гетша. Орудие должно было сочетать в себе возможности осадной мортиры и полковой пушки. На малые дистанции «мортир-канон» стреляла 2-пудовыми разрывными бомбами, а на дальние 3-фунтовыми сплошными ядрами. Канал орудия был ступенчатый. Вначале следовал 230-мм канал мортиры («бомбовый котел»), затем 76-мм пушечный канал. Длина ствола орудия составляла 1500 мм, вес 661,7 кг. Винград сделан в виде плоского прилива. Ствол был установлен на двухстанинном деревянном лафете, окованном железными полосами.

В 1743 году «мортир-канон» был испытан, забракован и передан в Санкт-Петербургский арсенал.

Тем не менее идея универсального орудия пришлась по душе многим артиллеристам, и в 1752 году капитан Иван Бишев предложил систему из трех мортир-канонов для полевой и корабельной артиллерии.

По чертежам капитана Бишева в 1753 году в Санкт-Петербургском арсенале мастером С. Кольевым было отлито три мортир-канона с пушками калибра 12 фунтов, 18 фунтов и 24 фунта. Любопытно, что орудия Бишева в отличие от мортир-канона Гетша имели как цапфы, так и поддон, прилитый к казенной части ствола.

Испытания орудий Бишева длились с перерывами с марта 1754 года по 1756 год. В ходе испытаний выяснилось, что баллистические данные их в качестве мортир вполне удовлетворительны, но в качестве пушек существенно уступали обычным пушкам в дальности и меткости стрельбы. Дело в том, что когда пушечное ядро пролетает мортирный котел, давление пороховых газов резко падает. Кроме того, в мортирном котле ядро уже не центрируется стенками канала и за счет неравномерного действия пороховых газов вектор начальной скорости ядра отклоняется от оси канала орудия. Стрельба тяжелыми бомбами вызывала сильный откат и порчу лафетов. Чтобы высверлить ствол такой изогнутой конфигурации требовались специальные станки. По этим причинам орудие Бишева на вооружение принято не было. А может главной причиной было начало работ по шуваловским единорогам. Куда там простому капитану тягаться с генерал-фельдцейхмейстером (начальником всей артиллерии) графом Шуваловым.

«Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Военный Энциклопедический Словарь (М., «Воениздат», 1985)

Русская Цивилизация

Многоствольное оружие (часть 1)

Здравствуйте, уважаемые игроки! Сегодня в рубрике «Эволюция смерти» мы расскажем вам об одной из самых спорных, но от этого не менее интересных идей, направленных на разработку и усовершенствование персонального стрелкового вооружения. Речь пойдет о многоствольном оружии.

Начало начал

С древнейших времен, идея поражать цель с большого расстояния всегда интересовала людей. Первыми шагами человечества в направлении развития вооружения подобного класса стало изобретение разнообразного метательного оружия, такого как: луки, арбалеты, пращи и так далее. Эффективность применения этого вооружения зависела от многочисленных факторов. Например, большинство луков было сделано из древесины, а потому в дождливую погоду стреляло плохо - дерево намокало и теряло свои эластичные свойства. К тому же, управляться с луком мог отнюдь не каждый. Так, сила натяжения длинного английского лука составляла порядка 27 - 45 килограмм, а потому лучники должны были уметь не только метко пускать стрелы в цель, но и иметь превосходную физическую подготовку. Отчасти эту проблему решали арбалеты. Примитивные механизмы облегчали взвод, а металлические рога были более эффективны в дождь, но взмокшая тетива сводила на нет все старания инженеров того времени.

Как бы то ни было, но метательное оружие верой и правдой служило человечеству в течение многих веков и за это время каких-либо концептуальных улучшений в его конструкции не происходило. Открытие пороха фактически ознаменовало новую эру в истории “дистанционного” вооружения”. Впрочем, человечеству понадобилась не одна сотня лет, чтобы понять, как использовать смесь из угля, серы и селитры в военных целях.

Вначале, взрыв и горение пороха в бою использовали в качестве поражающего элемента - это были первые прообразы современных гранат, которые в то время применялись больше для деморализации противника. Затем, путем нехитрых манипуляций, оружейники поняли, что взрыв пороха может запустить на приличное расстояние какой-либо предмет, который в свою очередь кого-то убьет. Доподлинно неизвестно - кто первым догадался вложить снаряд в канал ствола пушки или пищали, но одно мы знаем точно - с первым огнестрельным залпом эпоха лука и стрелы подошла к концу.

Первые модели огнестрельного оружия не отличались высокой скорострельностью и нуждались в соответствующих доработках, направленных на ее повышение. Первоначально эту проблему пытались решить за счет обучения стрелков, которые обслуживали орудие, однако этого было явно недостаточно. И вот, спустя несколько лет после того, как пушки приобрели популярность в армии, пытливые умы средневековых ученых создали многоствольное орудие.

Историки не могут точно установить, когда произошел дебют такого вооружения. Существует мнение, что первым многоствольным оружием является пушка Рибадекин, упоминание о которой датируются 1340 годом. Орудие представляло собой несколько стволов, смонтированных на колёсный лафет, позволявших вести залповый огонь по противнику.

Рибадекин сыграл значимую роль во многих битвах, и послужил основой для будущих разработок многоствольных артиллерийских систем, одной из которых стала 44-ствольная мортирная батарея системы Нартова. Орудие было было изготовлено в 1754 году, но в серию не пошло из-за трудностей, связанных с транспортировкой и обслуживанием, а также недостаточной дальностью стрельбы. Многим игрокам эта пушка может быть знакома по игре «Казаки».

К кону XIX века все большее распространение получало вооружение с нарезными каналами ствола, из которого вести огонь картечью было затруднительно. Армия нуждалась в оружии, способном уничтожать живую силу противника максимально эффективно. Своеобразным решением проблемы, в 1851 году стало появление митральезы - первого многоствольного орудия, позволявшего бойцам вести залповый огонь винтовочными патронами. За все время существования, было создано три вида митральез, среди которых наибольшее распространение получило орудие, сконструированное по системе Реффи. Это была 25-ствольная пушка, позволявшая вести как залповую, так и одиночную стрельбу.

Эра Гатлинга

4 ноября 1862 года Ричард Джордан Гатлинг в очередной раз обратился в патентное бюро для регистрации своего изобретения. По иронии судьбы, доктор, который должен был спасать и лечить людей, пришел запатентовать одну из самых смертоносных оружейных систем тех времен. Оружию, сконструированному по схеме, предложенной инженером, присвоили название “пулемет Гатлинга”, а свое первое боевое крещение оно получило во время гражданской войны в США.

Особенности конструкции пулемета позволяли эффективно использовать его даже неподготовленным стрелкам. Оружие имело от 4 до 10 стволов, которые вращались за счет ручного привода. Во время поворота на 360 градусов, каждый ствол делал выстрел, освобождался от гильзы и автоматически перезаряжался, что положительно сказывалось на охлаждении всего оружия, а потому была возможность вести непрерывный огонь.

Первые модели Гатлинга имели темп стрельбы до 200 выстрелов в минуту. Более поздние варианты - почти в 10 раз больше. Оружие, созданное по схеме доктора Ричарда Джордана Гатлинга, находилось на вооружении армии вплоть до начала ХХ века. После чего его вытеснили более легкие и мобильные пулеметы, выдававшие при этом соизмеримую скорострельность.

Вторую жизнь системе Гатлинга подарила реактивная авиация. Возросшая скорость самолетов привела к тому, что противник задерживался в прицеле буквально на секунду, а потому возникла необходимость нанести за этот период времени как можно больше повреждений врагу. С этой целью, в 1946 году американская компания General Electric получила правительственный заказ на изготовление новой авиационной пушки повышенной скорострельности. Поставив электропривод на старый пулемет Гатлинга, был достигнут темп стрельбы в 4000 выстрелов в минуту, а после незначительных доработок и все 6000. Позже, в 1956 году, оружие поступило на вооружение ВВС США под обозначением М61 “Вулкан”. На его основе были созданы системы ПВО, станковые пулеметы, пушки корабельного базирования и знаменитый “Миниган”, который устанавливался на вертолеты и показал свою эффективность во время Вьетнамской войны. До сих пор большинство тяжелых американских пулеметов основаны на схеме Гатлинга и используются армиями многих стран по всему миру.

Другой путь

Существовала и альтернативная ветвь развития многоствольных систем оружия. Менее популярной, чем схема Гатлинга, но такой же эффективной показала себя так называемая схема Гаста. Впервые она была представлена в начале 1917 года, в ответ на заявленные военной комиссией Германии требования к новому авиационному пулемету повышенной скорострельности. Осенью того же года, сконструированный Карлом Гастом пулемет, был принят на вооружение, после успешного прохождения испытаний, где показал скорострельность в 1600 выстрелов в минуту.

Отличие от схемы Гатлинга состояло в том, что по сути это были два пулемета с взаимосвязанной работой механики затворов. Оружие изначально задумывалось как авиационное, но возросшее присутствие самолетов противника вынудило командование использовать его преимущественно в системах ПВО. Впрочем, несколько экземпляров все же были установлены на самолеты. Этот пулемет хранился в строжайшем секрете и факт его существования был обнаружен только после Первой мировой войны.

Оружие, созданное по схеме Гаста уступало в скорострельности своим аналогам, использующим в своей конструкции схему Гатлинга. Тем не менее, спаренные пулеметы немецкого инженера были компактней и не требовали дополнительного питания привода.

После Второй мировой войны США продолжили совершенствовать оружейные системы на основе разработок Гатлинга, в то время как советские инженеры отдали предпочтение схеме Гаста. Впрочем, практика показала превосходство технологии американца, а потому вскоре и в СССР начали появляться многоствольные пушки и пулеметы, построенные по системе Гатлинга и использовавшиеся преимущественно в авиации.

Огненный ёжик

На протяжении всего периода существования огнестрельного оружия, мир увидел множество различных многоствольных огневых установок, которые представляли собой независимые пулеметы, установленные на общей платформе. В отличии от вышеперечисленных оружейных систем, конструктивно они между собой не были взаимосвязаны. История знает много примеров подобного вооружения, однако рассказ о них занял бы очень много времени, но об одном амбициозном проекте все же стоит упомянуть.

В 1944 году авиаконструкторами из бюро Туполева была предложена сверхмощная система для поражения пехотных подразделений противника. Она получила название «Огненный ёж» и представляла собой раму с закрепленными на ней 88 ППШ. “Автоматную батарею” установили в бомболюк самолета Ту-2С и превратили пикирующий бомбардировщик в штурмовик, получивший название Ту-2Ш. Испытания летающего кошмара выявили один существенный его недостаток: необходимость длительной перезарядки на аэродроме, что нивелировало огневую мощь самолета. Поэтому за все время существования проекта был изготовлен всего лишь один экспериментальный прототип “Огненного ежа”.

Один ствол хорошо, а два лучше

Упомянутые в этой статье виды многоствольного вооружения были преимущественно станковыми, и зачастую предназначались для установки на технику. Тем не менее, такая технология успешно нашла свое применение и в персональном огнестрельном оружии, о котором и пойдет речь в дальнейшем.

Первые однозарядные пистолеты появились в XV веке. В основе их конструкции лежали кремниевые или пиритовые замки, которые часто давали осечки. Их перезарядка была слишком долгой, а потому бойцы того времени предпочитали носить с собой несколько запасных пистолей. Первые, мало-мальски пригодные для боя многоствольные пистолеты, появились только с изобретением капсюльных патронов, позволивших использовать один ударно-спусковой механизм для нескольких стволов.

В середине XIX века начали набирать популярность так называемые «перечницы» - компактное оружие для самообороны. В то время они выпускались в двух версиях, отличавшихся друг от друга конструкцией блока стволов. В первом случае это был вращающийся барабан, чем-то напоминавший современные револьверы. Второй вариант исполнения предусматривал единую пластину, содержащую в себе сразу несколько стволов. В большинстве случаев она двигалась вертикально или горизонтально, относительно основного канала ствола. Существовали также версии и без подвижных механических элементов в своей конструкции, но они были преимущественно двуствольными.

Наиболее интересным подвидом “перечницы”, с точки зрения конструкторских особенностей, является пистолет “Гармоника”. В нем наиболее ярко была воплощена идея использования нескольких стволов в качестве примитивного магазина. Оружие не прижилось из-за непопулярного “шпилечного” патрона, больших габаритов и нарушения центровки оружия, что пагубно влияло на точность стрельбы.

Многоствольное оружие (часть 2):

ГШ-6-23 (АО-19, ТКБ-613, Индекс УВ ВВС - 9-А-620) - шестиствольная авиационная 23-мм автоматическая пушка схемы Гатлинга.

В СССР работы по созданию многоствольных авиационных пушек шли еще до Великой Отечественной войны. Правда, закончились безрезультатно. К идее системы со стволами, сведенными в один блок, который бы вращался электродвигателем, советские оружейники пришли одновременно с американскими конструкторами, но тут нас постигла неудача.

В 1959 году к работам подключились Аркадий Шипунов и Василий Грязев, работавшие в Климовском НИИ-61. Как оказалось, работы надо было начинать фактически с нуля. Конструкторы обладали информацией о том, что в США создается «Вулкан», но при этом не только применяемые американцами технические решения, а и тактико-технические характеристики новой западной системы оставались секретными.

Правда, сам Аркадий Шипунов позже признался, что даже если бы ему и Василию Грязеву стали бы тогда известны американские технические решения, применить их в СССР все равно вряд ли удалось бы. Как уже было сказано, конструкторы «Дженерал электрик» подключали к «Вулкану» внешний электрический привод мощностью 26 кВт, в то время как советские авиастроители могли предложить всего лишь, как выразился сам Василий Грязев, «24 вольта и ни грамма больше». Поэтому надо было создавать систему, работающую не от внешнего источника, а с использованием внутренней энергетики выстрела.

Примечательно, что схожие схемы были предложены в свое время другими американскими фирмами – участницами конкурса по созданию перспективной авиационной пушки. Правда, западные конструкторы реализовать такое решение не смогли. В отличие от них Аркадий Шипунов и Василий Грязев создали так называемый газоотводный двигатель, который, по словам второго участника тандема, работал наподобие двигателя внутреннего сгорания – отбирал часть порохового газа из стволов при выстреле.

Но, несмотря на изящное решение, возникла другая проблема: как сделать первый выстрел, ведь газоотводный двигатель, а значит, и сам механизм пушки еще не работает. Для начального импульса требовался стартер, после использования которого с первого выстрела пушка работала бы на собственном газе. В дальнейшем были предложены два варианта стартера: пневматический и пиротехнический (со специальным пиропатроном).

В своих мемуарах Аркадий Шипунов вспоминает, что еще в начале работ над новой авиационной пушкой он смог увидеть одну из немногих фотографий готовящегося к испытаниям американского «Вулкана», где его поразило то, что снаряженная боеприпасами лента стелилась по полу, потолку и стенкам отсека, но не была сведена в единый патронный ящик.

Позже стало понятно, что при скорострельности в 6000 выстр/мин в патронном ящике в считанные секунды образуется пустота и лента начинает «гулять». При этом боеприпасы выпадают, а сама лента разрывается. Шипунов и Грязев разработали специальный пневматический лентоподтяг, не позволяющий смещаться ленте. В отличие от американского решения, эта идея обеспечивала гораздо более компактное размещение пушки и боекомплекта, что особенно важно для авиационной техники, где конструкторы сражаются за каждый сантиметр.

Несмотря на то, что изделие, получившее индекс АО-19, практически было готово, в советских Военно-воздушных силах ему места не нашлось, так как сами военные считали: стрелковое оружие – пережиток прошлого, а будущее за ракетами. Незадолго до отказа ВВС от новой пушки Василий Грязев был переведен на другое предприятие. Казалось бы, АО-19, несмотря на все уникальные технические решения, так и останется невостребованным.

Но в 1966 году после обобщения опыта действий северовьетнамских и американских ВВС в СССР было принято решение возобновить работы по созданию перспективных авиационных пушек. Правда, к тому времени почти все предприятия и конструкторские бюро, ранее работавшие по данной тематике, уже переориентировались на другие направления. Более того, желающих возвращаться к этому направлению работ в военно-промышленной отрасли не находилось!

Как ни удивительно, несмотря на все сложности Аркадий Шипунов, возглавивший к этому времени ЦКБ-14, решил возродить на своем предприятии пушечную тематику. После утверждения Военно-промышленной комиссией этого решения ее руководство согласилось вернуть на тульское предприятие Василия Грязева, а также нескольких других специалистов, принимавших участие в работе над «изделием АО-19».

Как вспоминал Аркадий Шипунов, проблема с возобновлением работ по пушечному авиационному вооружению встала не только в СССР, но и на Западе. Фактически на тот момент из многоствольных пушек в мире была только американская – «Вулкан».

Стоит отметить, что, несмотря на отказ от «объекта АО-19» Военно-воздушных сил, изделие заинтересовало Военно-морской флот, для которого были разработаны несколько пушечных комплексов.

К началу 70-х годов КБП предложило две шестиствольные пушки: 30-мм АО-18, использовавшую патрон АО-18, и АО-19 под 23-мм боеприпас АМ-23. Примечательно, что изделия различались не только применяемыми снарядами, но и стартерами для предварительного разгона блока стволов. На АО-18 стоял пневматический, а на АО-19 – пиротехнический с 10 пиропатронами.

Изначально к АО-19 представители ВВС, рассматривавшие новую пушку как вооружение перспективных истребителей и истребителей-бомбардировщиков, предъявляли повышенные требования по отстрелу боеприпасов – не менее 500 снарядов одной очередью. Пришлось серьезно поработать над живучестью пушки. Наиболее нагруженную деталь, газовый шток, сделали из особых термостойких материалов. Изменили конструкцию. Подвергся доработке газовый двигатель, куда были установлены так называемые плавающие поршни.

Проведенные предварительные испытания показали, что доработанная АО-19 может показать гораздо лучшие характеристики, чем заявлялось изначально. В результате проведенных в КБП работ 23-мм пушка смогла вести огонь с темпом стрельбы 10–12 тысяч выстрелов в минуту. А масса АО-19 после всех доводок составила чуть более 70 кг.

Для сравнения: доработанный к этому времени американский «Вулкан», получивший индекс М61А1, весил 136 кг, делал 6000 выстрелов в минуту, залп был почти в 2,5 раза меньше чем у АО-19, при этом американским авиаконструкторам требовалось также разместить на борту самолета еще и 25-киловаттный внешний электропривод.

И даже на М61А2, стоящей на борту истребителя пятого поколения F-22, американские конструкторы при меньших калибре и скорострельности их пушки так и не смогли добиться тех уникальных показателей по массе и компактности, как у пушки, разработанной Василием Грязевым и Аркадием Шипуновым.

Первым заказчиком новой пушки АО-19 стало Опытное конструкторское бюро Сухого, которое в то время возглавлял сам Павел Осипович. «Сухие» планировали, что новая пушка станет вооружением для разрабатываемого ими тогда перспективного фронтового бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Т-6, позже ставшего легендарным Су-24.

Сроки работ по новой машине были достаточно сжатые: совершивший первый полет 17 января 1970 года летом 1973-го Т-6 уже был готов к передаче военным испытателям. При доводке АО-19 под требования авиастроителей возникли определенные трудности. Хорошо стрелявшая на стенде, пушка не могла дать очередь более 150 выстрелов – стволы перегревались, их требовалось охлаждать, на что зачастую уходило порядка 10–15 минут, в зависимости от температуры окружающей среды.

Еще одной проблемой стало то, что пушка не хотела, как шутили конструкторы Тульского КБ приборостроения, «прекращать стрелять». Уже после отпускания кнопки пуска АО-19 ухитрялась самопроизвольно выпустить три-четыре снаряда. Но за отведенные сроки все недостатки и технические проблемы были устранены, и в ГЛИЦ ВВС на испытания Т-6 был представлен с полностью интегрированной в новый фронтовой бомбардировщик пушкой.

В ходе начавшихся в Ахтубинске испытаний проводился отстрел изделия, получившего к тому времени индекс ГШ (Грязев – Шипунов)-6-23, по различным мишеням. При контрольном применении новейшей системы менее чем за одну секунду пилот смог полностью накрыть все мишени, выпустив около 200 снарядов!

Павел Сухой был настолько удовлетворен ГШ-6-23, что наряду со штатно установленной в боекомплект Су-24 были включены так называемые подвесные пушечные контейнеры СППУ-6 с подвижными пушечными установками ГШ-6-23М, способными отклоняться по горизонтали и вертикали на 45 градусов. Предполагалось, что с таким вооружением, а всего на фронтовом бомбардировщике планировалось размещать две такие установки, он сможет за один заход полностью вывести из строя взлетно-посадочную полосу, а также уничтожить колонну мотопехоты в боевых машинах протяженностью до одного километра.

Разработанная на заводе «Дзержинец» СППУ-6 стала одной из самых больших подвижных пушечных установок. Ее длина превышала пять метров, а масса с боекомплектом из 400 снарядов – 525 кг. Проведенные испытания показали, что при ведении огня новой установкой на каждый погонный метр приходилось минимум одно попадание снаряда.

Примечательно, что сразу после «Сухого» пушкой заинтересовались в ОКБ имени Микояна, предполагавшем использовать ГШ-6-23 на новейшем сверхзвуковом перехватчике МиГ-31. Несмотря на его большие размеры, авиастроителям требовалась достаточно малогабаритная пушка с высокой скорострельностью, так как МиГ-31 должен был уничтожать сверхзвуковые цели. В КБП помогли «Микояну», разработав уникальную легкую бесконвейерную систему беззвеньевого питания, благодаря чему массу пушки удалось уменьшить еще на несколько килограммов и выиграть дополнительные сантиметры пространства на борту перехватчика.

Разработанная выдающимися оружейниками Аркадием Шипуновым и Василием Грязевым автоматическая авиационная пушка ГШ-6-23 до сих пор остается на вооружении отечественных ВВС. Более того, во многом ее характеристики, несмотря на более чем 40-летний срок службы, остаются уникальными.