«шилка» - зенитная самоходная артиллерийская установка. «шилка» - зенитная самоходная артиллерийская установка (10 фото) Боевое применение шилки

В конце 50-х гг. после принятия на вооружение Советской Армии высокоточных зенитных ракет, зарубежным авиационным специалистам срочно пришлось разрабатывать новую тактику. Пилотам было предложено летать на предельно малой высоте, чтобы избежать обнаружения новыми средствами ПВО. В зтот период штатной системой противовоздушной обороны войск являлась ЗСУ-57-2, но она не могла справиться с новой задачей, поэтому понадобилось срочно разработать более современную зенитную самоходную установку. Такая машина появилась в 1964 г. Это была .

ЗСУ-23-4 Шилка предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500 метров и высотах до 1500 метров, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 метров с места, с короткой остановки и в движении.

Сварной корпус гусеничной машины ТМ-575 разделен на три отделения управления в носовой части, боевое посередине и силовое в кормовой части. Между ними имелись перегородки, которыми служили передняя и задняя опоры башни. Башня представляет собой сварную конструкцию с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Когда качающейся части пушки придан yгол возвышения, амбразура станины частично прикрывается подвижным щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки.

На правом бортовом листе имеются три люка, один, с крышкой на болтах, служит для монтажа оборудования башни, два других закрыты козырьком и являются воздухопритоками вентиляции агрегатов и нагнетателей системы ПАЗ. По левому борту башни снаружи приварен кожух, предназначенный для отвода пара из системы охлаждения стволов пушки. В кормовом листе башни предусмотрены два люка, предназначенные для обслуживания аппаратуры.

В башне установлена 23-мм счетверенная пушка АЗП-23 "Амур" со скорострельностью 11 выстрелов в секунду каждая. Ей вместе с башней присвоен индекс 2А10, автоматам пушки - 2А7, а силовым приводам - 2Э2. Действие автоматики пушки основано на отводе пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Ствол состоит из трубы, кожухов системы охлаждения, газовой камеры и пламегасителя. Затвор клиновой, с опусканием клина вниз. Длина автомата с пламегасителем 2610 мм, длина ствола с пламегасителем 2050 мм (без пламегасителя - 1880 мм). Длина нарезной части 1730 мм. Вес одного автомата 85 кг, вес всей артиллерийской части 4964 КГ. Может вести огонь, как всеми четырьмя пушками, так и парой или любой из четырех. Стволы пушек и антенна радиолокационно-приборного комплекса полностью стабилизированы, благодаря чему установка может вести эффективный огонь в движении.

Подача патронов боковая, досылание прямое, непосредственно из звена с перекосом патрона. Правые автоматы имеют правую подачу ленты, левые - левую. Подача ленты в приемные окна автоматов производится из патронного короба. Для этого используется энергия порОХовых газов, приводящих в действие механизм подачи через затворную раму, и частично энергия отдачи автоматов. Пушка комплектуется двумя коробками по 1000 патронов (из которых на верхний автомат приходится 480, а на нижнии - 520 патронов) и пневматической системой перезарядки для взведения подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке при осечках.

На каждой люльке смонтированы два автомата. Две люльки (верхняя и нижняя) укреплены на станине одна над другой на расстоянии 320 мм друг от друга в горизонтальном положении, нижняя выдвинута по отношению к верхней вперед на 320 мм. Параллельность стволов обеспечивает параллелограммная тяга соединяющая обе люльки.

В боекомплект пушки входят 23-мм снаряды БЗТ и ОФЗТ. Бронебойные снаряды БЗТ весом 190 г не имеют взрывателя и взрывчатого вещества, а содержат лишь зажигательное вещество для трассирования. Осколочные снаряды ОФЗТ весом 188.5 г имеют головной взрыватель МГ-25. Метательный заряд у обоих снарядов одинаковый - 77 г пороха марки 5/7 ЦФП. Вес патрона 450 г. Гильза стальная, однократного пользования. Баллистические данные обоих снарядов одинаковы - начальная скорость 980 м/с, табличный потолок 1500 м, дальность табличная 2000 м. Снаряды ОФЗТ снабжены самоликвидатарами с временем действия 5-11 с, Питание автоматов ленточное, на 50 патронов. В ленте чередуются четыре патрона ОФЗТ - один патрон БЗТ и т. д.

Наведение и стабилизация пушки АЗП-23 производится силовыми приводами наведения 2Э2. В системе 2Э2 использовались УРС (муфта Дженни) для горизонтального наведения - УРС №5, а для вертикального наведения - УРС №2,5. Оба работают от обшего электродвигателя ДСО-20 мощностью 6 кВт.

В зависимости от внешних условий и состояния аппаратуры стрельба по зенитным целям ведется в четырех режимах. Первый (основной) - режим автосопровождения, угловые координаты и дальность определяются РЛС, которая автоматически сопровождает по ним цель, выдавая в счетно-решающий прибор (аналоговая ЭВМ) данные для выработки упреждённых координат. Открытие огня производится по сигналу "Есть данные" на счетно-решающем приборе. РПК автоматически вырабатывает полные углы наведения с учетом качки и рыскания ЗСУ и выдает их на приводы наведения, а последние автоматически наводят пушку в упрежденную точку. Стрельба производится командиром или оператором поиска - наводчиком.

Второй режим - угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС. Угловые текущие координаты цели поступают в счетно-решающий прибор от визирного устройства, которое наводится оператором поиска - наводчиком - попуавтоматически, а значения дальности поступают от РЛС. Таким образом, РЛС работает в режиме радиодальномера. Этот режим является вспомогательным и применяется при наличии помех, вызывающих сбои в работе системы наведения антенны по угловым координатам, или, при неисправности в канале автосопровождения, по угловым координатам РЛС. В остальном комплекс работает также, как и в режиме автосопровождения.

Третий режим - упрежденные координаты вырабатываются по "запомненным" значениям текущих координат X, Y. Н и составляющим скорости цели, исходя из гипотезы о равномерном прямолинейном движении цели в лю6ой плоскости. Режим применяется при угрозе потери цели РЛС в процессе автоматического сопровождения вследствие появления помех или неисправностей.

Четвертый режим - стрельба с помощью прицела-дублера, наведение производится в полуавтоматическом режиме. Упреждение вводит оператор поиска - наводчик по ракурсным кольцам прицела-дублера. Этот режим применяется при выходе из строя РЛС, счетно-решающего прибора и систем стабилизации.

Радиолокационно-приборный комплекс предназначен для управления огнем пушки АЗП-23 и располагается в приборном отсеке башни. В его состав входят радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство. Радиолокационная станция предназначена для обнаружения низколетящих скоростных целей и точного определения координат выбранной цели, которое может производиться в двух режимах: а) угловые координаты и дальность сопровождаются автоматически, б) угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.

РЛС работает в диапазоне 1-1,5 см волн. Выбор диапазона обусловлен целым рядом причин. Такие станции имеют антенны с малыми весо-габаритными характеристиками. РЛС диапазона волн 1-1.5 см менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, так как возможность работать в широкой полосе частот позволяет путем использования широкополосной частотной модуляции и кодирования сигналов повысить помехозащищенность и скорость обработки принимаемой информации. За счет увеличения доплеровских сдвигов частоты отраженньк сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, обеспечивается их распознавание и классификация. Кроме того, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. РЛС, работающие в таком диапазоне, дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии "стелс", По сведениям иностранной печати, в ходе операции "Буря в пустыне" иракской ЗСУ-23-4 Шилка был сбит американский самолёт F-117A, построенный по этой технологии.

Недостатком РЛС является относительно малая дальность действия, обычно не превышающая 10-20 км и зависящая от состояния атмосферы, прежде всего от интенсивности осадков - дождя или мокрого снега. Для защиты от пассивных помех в РЛС ЗСУ-23-4 Шилка используется когерентно-импульсный метод селекции целей, т. е. постоянные сигналы от предметов местности и пассивных помех не учитываются, а сигналы от движущихся цепей поступают в РПК. Управление РЛС производится оператором поиска и оператором дальности.

На ЗСУ-23-4 Шилка установлен дизель типа 8Д6, которому заводом-изготовителем в комплектации для установки на ГМ-575 было дано обозначение В-6Р. На машинах, изготовляемых с 1969 года устанавливался двигатель В-6Р-1, имевший небольшие конструктивные изменения. Двигатель В-6Р - это шестицилиндровый четырехтактный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения, развивающий максимальную мощность 206 кВт при 2000 об/мин. Рабочий обьем цилиндров 19,1 л, степень сжатия 15,0.

На гусеничном шасси ГМ-575 установлены два сварных топливных бака из алюминиевого сплава: передний на 405 л и задний на 110 л. Первый размещен в отдельном отсеке носовой части корпуса.

В кормовой части корпуса расположена механическая силовая передача, со ступенчатым изменением передаточных чисел. Главный фрикцион многодисковый, сухого трения. Привод управления главным фрикционом механический, от педали на месте водителя. Коробка передач механическая трехходовая, пятискоростная, с синхронизаторами на 2,3 4 и 5 передачах. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые с цилиндрическими шестернями.

Ходовая часть машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, двух гусеничных цепей и двенадцати опорных катхов. Ведущие колеса сварные, со сьёмными венцами, заднего расположения. Направляющие колеса одинарные с металлическими сводами. Опорные катки сварные, одинарные, с о6резиненными ободами. Гусеничная цепь металлическая, с цевочным зацеплением, с закрытыми шарнирами, из 93 стальных траков, соединенных между собой стальными пальцами. Ширина трака 362 мм, шаг гусеницы 128 мм.

Подвеска машины независимая, торсионная асимметричная, с гидравлическими амортизаторами на первых передних, пятом левом и шестом правом опорных катках; пружинными упорами на первом, третьем, четвертом, пятом, шестом левых опорных катках и первом, третьем, четвертом и шестом правых опорных катках.

Система электропитания предназначена для питания всех потребителей ЗСУ-23-4 постоянным током напряжением 55 В и 27,5 в. и переменным током напряжением 220 В, частотой 400 Гц.

В ЗСУ-23-4 Шилка установлена коротковолновая приемопередающая телефонная с частотной модуляцией радиостанция Р-123. Радиус ее действия на среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех - до 23 км, а при включенном подавителе шумов - до 13 км. Для внутренней связи используется танковое переговорное устройство P-124 на 4 абонента.

ЗСУ-23-4 Шилка оборудована навигационной аппаратурой ТНА-2. Ее среднеарифметическая ошибка выработки координат в процентах от пройденного пути составляет не более 1%. При движении ЗСУ, продолжительность работы аппаратуры без переориентации составляет 3-3,5 часа.

Защита экипажа от радиоактивной пыли производится путем очистки воздуха и создания избыточного давления в боевом отделении и отделении управления. Для этого применен центральный нагнетатель с инерционной сегтарацией воздуха.

В серийное произвоцство ЗСУ-23-4 Шилка пошла в 1964 г. В том году планировалось изготовитъ 40 машин, но сделать этого не удалось. Тем не менее, позже было развернуто массовое производство ЗСУ-23-4. В течение 60-х годов их среднегодовой выпуск составлял около 300 машин.

ЗСУ-23-4 Шилка стали поступать в войска в 1965 году и к началу 70-х годов полностью вытеснили ЗСУ-57-2. Первоначально в танковом полку по штату имелся дивизион "Шилок", который состоял из двух батарей по четыре машины. В конце 60-х годов часто бывало так, что в дивизионе одна батарея имела ЗСУ-23-4 и одна батарея - ЗСУ-57-2. Позже мотострелковые и танковые полки получили типовую зенитную батарею, состоявшую из двух взводов. Один взвод имел четыре ЗСУ "Шилка", а другой - четыре самоходных ЗРК "Стрела-1" (затем ЗРК "Стрела-10").

Эксплуатация ЗСУ-23-4 Шилка показала, что РПК-2 хорошо работает в условиях применения пассивных помех. Активных помех "Шилке" на наших учениях практически не ставили, так как не было средств радиопротиводействия на ее рабочих частотах, по крайней мере в 70-х годах. Выявились и существенные недостатки РПК, часто нуждавшегося в перенастройке. Отмечалась нестабильность электрических параметров схем. РПК мог взять цель на автосопровождение не ближе, чем за 7-8 км от ЗСУ. На меньших дистанциях сделать это было сложно из-за большой угловой скорости перемещения цели. При переходе с режима обнаружения на режим автосопровождения цель иногда терялась.

Во второй половине 60-х годов самоходка ЗСУ-23-4 прошла две небольшие модернизации, основной целью которых было повышение надежности различных узлов и агрегатов, в первую очередь РПК. Машины первой модернизации получили индекс ЗСУ-23-4В, а второй - ЗСУ-23-4В1. Основные тактико-технические характеристики самоходок при этом остались без изменений.

В октябре 1967 года вышло постановление Совета Министров о более серьезной модернизации ЗСУ-23-4 Шилка. Важнейшей ее частью стала переделка автоматов 2А7 и пушки 2А10 с целью повышения надежности и стабильности работы комплекса, повышения живучести деталей пушки и сокращения времени на техническое обслуживание. В процессе модернизации пневмозарядка автоматов 2A7 была заменена пирозарядкой, что позволило исключить из конструкции ненадежно работавший компрессор и ряд других узлов. Сварную трубку отвода охлаждающей жидкости заменили гибким трубопроводом - это увеличило ресурс ствола с 3500 до 4500 выстрелов. В 1973 году модернизированную ЗСУ-23-4М приняли на воорухение вместе с автоматом 2А7М и пушкой 2А10М. ЗСУ-23-4М получила обозначение "Бирюса", но в армейских подразделениях ее по-прежнему называли "Шилкой".

После следующей модернизации зенитная самоходная установка получипа индекс ЗСУ-23-4М3 (3 - запросчик). На ней впервые установлена аппаратура опознавания "свой-чужой". Позже, в ходе ремонта, все ЗСУ-23-4М были доведены до уровня ЗСУ-23-4М3. Производство ЗСУ-23-4М3 прекратипи в 1982 году.

Существуют различные точки зрения по поведу эффективности действия "Шилки" в борьбе с воздушными целями. Так, в ходе войны 1973 года на "Шилки" пришлось около 10% от всех потерь израильских самолетов (остальные распределились между ЗРК и истребительной авиацией). Однако летчики, взятые в плен, показывали, что "Шилки" создавали буквально море огня и пилоты инстинктивно выходили из зоны огня ЗСУ и попадали в зону действия ЗРК. В ходе операции "Буря в пустыне" летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, опасаясь огня ЗСУ-23-4 Шилка.

В Афганистане эта ЗСУ полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, появился специальный "афганский вариант" - за ненадобностью на нем демонтировали радиоприборный комплекс, за счет чего удалось увеличить боекомплект с 2000 до 4000 выстрелов. На машине был также установлен ночной прицел.

"Шилки" широко экспортировались в страны Варшавского Договора, на Ближний Восток и в другие регионы. Они принимали активное участие в арабо-израильских войнах, ирако-иранской войне (с обеих сторон), а также в войне в зоне Персидского залива в 1991 году.

Серийное производство "Шилок" завершено в 1983 году. В настоящее время ЗСУ этого типа состоят на вооружении Афганистана. Алжира, Анголы. Болгарии. Венгрии, Вьетнама, Египта, Израиля, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Йемена, Конго, КНДР. Кубы, Лаоса, Ливии, Нигерии, Перу, Польши. России, Сирии, Сомали и Эфиопии.

Боевая масса, т 19,0
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 6535
Ширина корпуса, мм 3125
Высота, мм 2500
Клиренс, мм 400
Тип брони стальная катаная противопульная(9-15мм)
Вооружение
Калибр и марка пушки 4 ? 23-мм АЗП-23 «Амур»
Тип пушки нарезные автоматические
Длина ствола, калибров 82
Боекомплект пушки 2000
Углы ВН, град. ?4…+85
Прицелы оптический визир, РЛС РПК-2
Тип двигателя рядный
6-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 280
Скорость по шоссе, км/ч 50
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25-30
Запас хода по шоссе, км 450
Запас хода по пересечённой местности, км 300
Удельная мощность, л. с./т 14,7
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м 1,0

Самоходная зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» была принята на вооружение более 50 лет назад, но, несмотря на это, она до сих пор отлично справляется со своими задачами и даже превосходит гораздо более поздние машины иностранного производства. С чем связан такой успех «Шилки», попробуем разобраться далее.

Советской зенитной самоходной установкой ЗСУ-23-4 «Шилка» специалисты НАТО начали интересоваться с момента, когда на Западе появились первые данные о ее возможностях. А в 1973 году натовцы уже «ощупывали» образец «Шилки». Добыли его израильтяне - в ходе войны на Ближнем Востоке. В начале восьмидесятых американцы начали разведывательную операцию с целью приобретения еще одного образца «Шилки», выйдя на братьев румынского президента Николае Чаушеску. Чем же так заинтересовала натовцев советская самоходная установка?

Сильно хотелось узнать: нет ли крупных изменений в модернизированной советской ЗСУ? Понять интерес было можно. «Шилка» являлась уникальнейшим оружием, не уступала первенства в своем классе два десятка лет. Ее контуры отчетливо обозначились в 1961 году, когда советская наука праздновала победу гагаринского полета.
Итак, в чем же уникальность ЗСУ-23-4? Рассказывает полковник в отставке Анатолий Дьяков, чья судьба тесно связана с этим оружием - он десятки лет прослужил в войсках ПВО Сухопутных войск:
«Если говорить о главном, то «Шилкой» мы впервые стали систематически поражать воздушные мишени. До этого зенитные комплексы 23- и 37-мм орудий ЗУ-23 и ЗП-37, 57-мм орудия С-60 попадали в скоростные цели лишь случайно. Снаряды к ним - ударного действия, без взрывателя. Для поражения цели в нее нужно было попасть непосредственно снарядом. Вероятность этого - мизерная. Словом, ранее созданное зенитное вооружение могло лишь поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы подальше от запланированного места...

На фото: Кандагар. Нагаханский поворот. 1986 г. ЗСУ-23-4... "ШИЛКА"... "ШАЙТАН-АРБА"

Командиры частей выражали восторг, когда видели, как «Шилка» не только прямо на глазах поражает цели, но и двигается вслед за подразделениями, в боевых порядках прикрываемых войск. Настоящая революция. Представляете, не надо перекатывать орудия... Устраивая засаду батарей зенитных орудий С-60, намучаешься - трудно прятать пушки на местности. А чего стоит построить боевой порядок, «привязаться» к местности, соединить все точки (агрегаты питания, пушки, станцию орудийной наводки, приборы управления огнем) большим кабельным хозяйством. Какие многолюдные расчеты были!.. А тут компактная мобильная установка. Пришла, отстрелялась из засады и ушла, ищи потом ветра в поле... Офицерами нынешнего дня, теми, кто мыслит категориями девяностых годов, иначе воспринимаются словосочетания «автономный комплекс»: мол, что же тут необычного? А в шестидесятых это был подвиг конструкторской мысли, вершина инженерных решений».
Достоинств у самоходной «Шилки» действительно много. Генеральному конструктору, доктору технических наук Николаю Астрову, как говорится, не круглому зенитчику, удалось создать машину, которая показала себя во многих локальных войнах и военных конфликтах.
Чтобы прояснить, о чем идет речь, скажем о назначении и составе 23-мм счетверенной зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». Предназначена она для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может использоваться и для поражения подвижных наземных целей на дальности до 2000 метров. Она ведет огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушки и управления ею.

Состоит ЗСУ-23-4 из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23, силовых приводов, предназначенных для наведения. Следующий важнейший элемент - радиолокационно-приборный комплекс РПУ-2. Он служит, понятно, для управления огнем. Причем «Шилка» могла работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством. Локатор - это, конечно, хорошо, он обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в то время американцы начали устанавливать на самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. А визир есть визир. Замаскировался, увидел самолет - тут же мгновенно открыл огонь. И без проблем. Гусеничная машина ГМ-575 обеспечивает ЗСУ высокую скорость передвижения, маневренность и повышенную проходимость. Дневные и ночные приборы наблюдения позволяют механику-водителю и командиру ЗСУ вести наблюдение за дорогой и окружающей обстановкой в любое время суток, а аппаратура связи обеспечивает внешнюю связь и связь между номерами экипажа. Экипаж самоходной установки состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска - наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

На фото: Иракская ЗСУ-23-4М, поврежденная в ходе операции «Буря в пустыне»



«Шилка» родилась, что называется, в рубашке. Разработка ее началась в 1957 году. В 1960-м был готов первый опытный образец, в 1961-м прошли государственные испытания, в 1962-м шестнадцатого октября состоялся приказ министра обороны СССР о принятии на вооружение, а через три года начался ее массовый выпуск. Еще чуть позже - испытание боем.

Предоставим вновь слово Анатолию Дьякову:

«В 1982 году, когда шла ливанская война, я находился в командировке в Сирии. В то время Израиль предпринимал серьезные попытки нанести удары по войскам, находившимся в долине Бекаа. Помню, сразу же после налета советским специалистам привезли обломки самолета F-16, самых современных на то время, сбитых «Шилкой».
Еще, можно сказать, теплые обломки меня порадовали, но самому факту я не удивился. Знал, что «Шилка» могла открыть внезапно огонь в любой местности и дать прекрасный результат. Ибо мне пришлось вести электронные дуэли с советскими самолетами в учебном центре, под Ашхабадом, где мы готовили специалистов для одной из арабских стран. И ни разу летчики в пустынной местности не могли обнаружить нас. Сами же являлись мишенями, да и только, бери и открывай огонь по ним...»

А вот воспоминания полковника Валентина Нестеренко, бывшего в восьмидесятых годах советником начальника колледжа ВВС и ПВО в Северном Йемене.
«В создаваемом колледже, - рассказывал он, - преподавали американские и советские специалисты. Материальную часть представляли американские зенитные установки «Тайфун» и «Вулкан», а также наши «Шилки». Вначале йеменские офицеры и кадеты были настроены проамерикански, считая, что все американское - самое лучшее. Но их уверенность была основательно поколеблена в ходе первых боевых стрельб, которые выполняли кадеты. На полигоне установили американские «Вулканы» и наши «Шилки». Причем американские установки обслуживали и готовили к стрельбе только американские специалисты. На «Шилках» все операции выполняли арабы.
И предупреждение о мерах безопасности, и просьбы поставить для «Шилок» мишени значительно дальше, чем для «Вулканов», многими воспринимались как пропагандистские выпады русских. Но когда первая наша установка дала залп, изрыгнув море огня и град стреляных гильз, американские специалисты с завидной поспешностью юркнули в люки и отвели свою установку подальше.

А на горе ярко горели разнесенные в щепки мишени. За все время стрельб «Шилки» работали безотказно. «Вулканы» имели ряд серьезных поломок. С одной из них удалось справиться только с помощью советских специалистов...»
Здесь уместно сказать: разведка Израиля разнюхала, что арабы задействовали впервые «Шилку» еще в 1973 году. Тогда же израильтяне оперативно спланировали операцию по захвату ЗСУ советского производства и успешно провели ее. Но исследовали «Шилку» прежде всего специалисты НАТО. Их интересовало, чем она эффективнее американской 20-мм ЗСУ «Вулкан» ХМ-163, нельзя ли учесть ее лучшие конструктивные особенности при доводке западногерманской 35-мм спаренной самоходной установки «Гепард», которая только начала поступать в войска.
Читатель наверняка спросит: зачем же позднее, уже в начале восьмидесятых, американцам понадобился еще один образец? «Шилка» была оценена специалистами очень высоко, а поэтому, когда стало известно, что начали выпускаться модернизированные варианты, за океаном решили добыть еще одну машину.
Наша самоходная установка действительно постоянно модернизировалась, в частности, один из вариантов даже приобрел новое название - ЗСУ-23-4М «Бирюса». Но элементно она не менялась. Разве что со временем появился прибор командирский - для удобства наведения, переброски башни на цель. Блоки же с каждым годом становились совершеннее, надежнее. Локатор, например.

И, конечно же, авторитет «Шилки» вырос в Афганистане. Не было там командиров, которые безучастно бы относились к ней. Идет колонна по дорогам, и вдруг из засады огонь, попробуй организуй оборону, все машины уже пристреляны. Спасение одно - «Шилка». Длиннющая очередь в стан противника, и море огня на позиции. Там называли самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы определяли сразу и тут же начинали отход. Тысячам советских бойцов спасла жизнь «Шилка».
В Афганистане «Шилка» полностью реализовала и возможность вести огонь по наземным целям в горах. Более того, был создан специальный «афганский вариант». В ЗСУ был изъят радиоприборный комплекс. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.

Интересный штрих. Колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались не только в горах, но и вблизи населенных пунктов. ЗСУ была опасна для живой силы, скрытой за глинобитными дувалами - взрыватель снаряда «Ш» срабатывал при попадании в стену. Эффективно «Шилка» била и по легко бронированным целям - бронетранспортерам, машинам...
У каждого оружия своя судьба, своя жизнь. В послевоенное время многие типы вооружений быстро морально устаревали. 5-7 лет - и появлялось более современное поколение. И только «Шилка» вот уже более тридцати лет в боевом строю. Оправдала она себя и в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году, где американцы применили различные средства воздушного нападения, в том числе известные по Вьетнаму бомбардировщики В-52. Были весьма уверенные заявления: они, дескать, разнесут цели в пух и прах.

И вот очередной заход на малых высотах ЗСУ «Шилка» совместно с комплексом «Стрела-3» открывают огонь. У одного самолета тут же загорелся двигатель. Как ни старался В-52 дотянуть до базы, не удалось.
И еще один показатель. «Шилка» стоит на вооружении в 39-и странах. Причем ее покупали не только союзники СССР по Варшавскому Договору, но и Индия, Перу, Сирия, Югославия... А причины следующие. Высокая огневая эффективность, маневренность. «Шилка» не уступает зарубежным аналогам. В том числе и известной американской установке «Вулкан».
У «Вулкана», принятого на вооружение в 1966 году, есть ряд преимуществ, но по многим характеристикам он уступает советской «Шилке». Американская ЗСУ может стрелять по целям, которые идут со скоростью не более 310 м/сек, в то время как «Шилка» работает по более скоростным - до 450 м/с. Мой собеседник Анатолий Дьяков говорил, что он действовал в учебном бою на «Вулкане» в Иордании и не может сказать, что американская машина лучше, хотя на вооружение она принята позже. Примерно такого же мнения и иорданские специалисты.

На фото: Египетские «Шилки» на параде 1973 г.

Принципиальное отличие от «Шилки» имеет ЗСУ «Гепард» (ФРГ). Большой калибр пушки (35-мм) позволяет иметь снаряды со взрывателем и соответственно большую эффективность поражения - цель поражается осколками. Западногерманская ЗСУ может поражать цели на высотах до 3 километров, летящие со скоростью до 350-400 м/с; дальность ее стрельбы - до 4 километров. Однако, «Гепард» имеет меньшую по сравнению с «Шилкой» скорострельность- 1100 выстрелов в минуту против - 3400 («Вулкан» - до 3000), он более чем вдвое тяжелее - 45,6 тонны. И отметим, что «Гепард» был принят на вооружение на 11 лет позже «Шилки», в 1973 году, это машина более позднего поколения.
Во многих странах известны французский зенитный артиллерийский комплекс «Тюррен» АМХ-13 и шведский «Бофорс» ЕААК-40. Но и они не превосходят ЗСУ, созданную советскими учеными и рабочими. «Шилка» и сегодня стоит на вооружении частей сухопутных войск многих армий мира, в том числе - Российской.

В первые же два десятилетия после своего появления авиация стала грозной боевой силой. Естественно, сразу же начали появляться средства для противодействия ее разрушительному натиску. Даже самые простые аэропланы времен Первой мировой войны могли наносить войскам противоборствующих сторон значительный урон. Затем была Испания, Абиссиния и многие другие конфликты, прошедшие с применением самолетов, бомбивших зачастую беззащитные позиции или мирные селения, не встречая отпора. Однако массовое противодействие авиации началось в 1939 году, когда случилась Вторая мировая война. стала отдельным видом вооружений. Чаще всего главную проблему наземных войск представляли вражеские штурмовики, действующие на малых высотах и наносящие точные бомбовые удары. Эта ситуация за последние семь десятилетий принципиально не изменилась.

Историческая подоплека концепции «Шилки»

Уже в конце двадцатых годов XX века многие производители вооружений, предвидя растущий спрос, занялись разработкой систем скорострельной артиллерии, предназначенной преимущественно для борьбы с воздушными целями. В результате появились образцы малокалиберных орудий на турельных штативах, снабженные круговыми поворотными механизмами. Примерами могут служить немецкие зенитные автоматы FlaK (сокращение от Flugzeugabwehrkanone), принятые на вооружение Вермахта в 1934 году. Они в ходе начавшейся через пять лет войны неоднократно модернизировались и производились огромными тиражами. Большую известность получили «Эрликоны», разработанные в Швейцарии (1927) и применявшиеся всеми воюющими сторонами Второй мировой. Системы показали высокую эффективность при поражении самолетов штурмовой авиации, вынужденных действовать на малой высоте. Калибр этих скорострельных орудий обычно составлял 20 мм при разной длине патрона (от объема ВВ в гильзе зависит начальная скорость, а следовательно, и дальнобойность). Увеличение скорострельности достигалось применением многоствольных систем. Так сформировалась общая концепция, по которой в дальнейшем создавалась советская зенитная самоходная установка «Шилка».

Зачем нужна самоходная скорострельная зенитка

В 50-е годы появилась ракетная техника, в том числе и зенитная. Стратегические бомбардировщики и самолеты-разведчики, ранее чувствовавшие себя вполне уверенно в чужом небе, вдруг утратили свою недосягаемость. Конечно, и развитие авиации шло по пути увеличения потолка и скорости, но обычным штурмовикам появляться над позициями противника стало небезопасно. Правда, у них был один надежный способ не попасть под удар ракеты ПВО, и заключался он в заходе на цель на предельно малой высоте. По состоянию на конец 60-х зенитная артиллерия СССР не была готова отражать удары самолетов противника, летящих по настильной траектории с высокой скоростью. Время реагирования оказалось крайне малым, человек даже с самыми быстрыми «боксерскими» рефлексами не мог физически успеть открыть огонь, а тем более попасть в цель, мелькающую в небе считанные секунды. Требовалась автоматизация и надежные системы обнаружения. В 1957 году секретным постановлением Совета Министров было инициировано начало работ по созданию скорострельных ЗСУ. Придумали и название: зенитная самоходная установка «Шилка». Дело было за малым: спроектировать и изготовить ее.

Какой быть ЗСУ?

Требования к новой технике включали множество пунктов, среди которых были многие уникальные для наших оружейников. Вот некоторые из них:

Зенитка «Шилка» должна иметь встроенную РЛС для обнаружения враждебных летательных аппаратов.

Калибр - 23 мм. Он, конечно, небольшой, но практика предыдущих боевых действий показывала, что при высокой скорострельности разрывной осколочный заряд вполне может нанести повреждения, достаточные для нейтрализации боеспособности атакующего аппарата.

В составе системы должно быть автоматическое устройство, вырабатывающее алгоритм сопровождения цели во время ведения огня, ведущегося в разных условиях, в том числе и с хода. Если учитывать элементную базу середины XX века, задача не из простых.

Установка «Шилка» должна быть самоходной, способной двигаться по пересеченной местности не хуже любого танка.

Пушки

Артиллерия СССР со сталинских времен была лучшей в мире, поэтому во всем, что касалось «стволов», вопросов не возникло. Оставалось лишь выбрать оптимальный вариант заряжающего механизма (наилучшим был признан ленточный). Автоматическая пушка 23-мм калибра «Амур» АЗП-23 с впечатляющей «производительностью» в 3400 выстр./ мин. нуждалась в принудительном жидкостном охлаждении (антифризом или водой), но дело того стоило. Любая цель в радиусе от 200 м до 2,5 км имела мало шансов уцелеть, попав в перекресток прицела. Стволы были снабжены системой стабилизации, управление их положением осуществлялось посредством гидроприводов. Пушек было четыре.

Где поставить антенну РЛС?

ЗСУ-23 «Шилка» конструктивно выполнена по классической схеме с боевым отделением, кормовой силовой установкой, задней трансмиссией и подвижной башней. Некоторые проблемы возникли с размещением антенны РЛС. Между стволами размещать ее было нерационально, металлические детали могли стать экраном для испускаемых и принимаемых сигналов. Боковое положение грозило механическим разрушением «тарелки» от вибраций, возникающих при стрельбе. К тому же в условиях сильного электронного противодействия (выставления помех) был предусмотрен вариант ручного управления с прицеливанием через визир наводчика, и конструкция излучателя могла перекрывать обзор. В результате антенну выполнили складной и разместили ее над силовым отделением на корме.

Мотор и ходовая

Заимствована у легкого танка ПТ-76. Она включает шесть опорных катков по каждому борту. Амортизаторы торсионные, гусеницы снабжены резиновыми втулками-уплотнителями для защиты от преждевременного износа.

Двигатель форсированный (В6Р), мощностью 280 л. с., с эжекционной Трансмиссия пятискоростная, обеспечивает диапазон от 30 км/ч (по сложной местности) до 50 км/ч (по шоссе). Запас хода без дозаправки - до 450 км/ч при полностью залитых баках.

Установка ЗУ-23 снабжена совершенной системой воздушной фильтрации, включающей лабиринтную систему перегородок, а также дополнительным отсевом загрязнений выхлопным газом.

Общая масса машины - 21 т, в том числе башни - более 8 т.

Приборы

Электронная техника, которой комплектуется зенитная самоходная установка «Шилка», объединена в единую систему управления стрельбой РПК-2М. В состав радиоприборного комплекса входит РЛС (1РЛ33М2, собрана на ламповой элементной базе), (во времена создания образца его называли счетно-решающим прибором), система защиты от радиопомех, дублирующий оптический визир.

Комплекс обеспечивает возможность обнаружения цели (на дистанции до 20 км), ее автоматического сопровождения (до 15 км), изменение несущей частоты импульсов в случае постановки помех (вобуляция), вычисление параметров огня для достижения высокой вероятности попадания снарядов. Система может работать в пяти режимах, в том числе запоминать координаты объекта, определять его ракурсные кольца и вести стрельбу по наземным целям.

Наружная связь осуществляется по радиостанции Р-123М, внутренняя - по интеркому ТПУ-4.

Почтенный возраст и опыт применения

Зенитная самоходная установка «Шилка» принята на вооружение уже боле полувека назад. Несмотря на столь почтенный для противовоздушного оружия возраст, четыре десятка государств по сей день имеют ее в арсенале своих вооруженных сил. Израильская армия, в 1973 году испытавшая на своих самолетах сокрушительное действие четырех стволов этой СЗУ, продолжает использовать шестьдесят экземпляров, захваченных у Египта плюс дополнительно купленных позже. Помимо республик, ранее составлявших СССР, советские зенитки готовы в случае войны применить многие Азии и арабского мира. У некоторых их них есть опыт боевого применения этих систем ПВО, успевших повоевать и на Ближнем Востоке, и во Вьетнаме (причем отнюдь не со слабыми противниками). Есть они и в армиях бывших стран причем в немалом количестве. И что характерно: ЗУ-23 нигде и никто не называет антиквариатом или другим прозвищем, характеризующим устаревшее оружие.

Модернизации и перспективы

Да, уже не юна старая добрая «Шилка». Зенитная установка пережила несколько модернизаций, ставивших целью улучшение работы и повышение надежности. Она научилась отличать свои самолеты от чужих, стала действовать быстрее, электроника получила новые блоки на современной элементной базе. Последний «апгрейд» прошел в девяностые, тогда же, по всей видимости, модернизационный потенциал этой системы исчерпался. На смену «Шилкам» приходят «Тунгуски» и другие СЗУ, обладающие куда более серьезными возможностями. Современный боевой вертолет может поразить ЗУ-23 с недоступной для него дистанции. Что поделаешь, прогресс...

ЗСУ-23-4 «Шилка»

Основные характеристики

Кратко

Подробно

8.0 / 8.0 / 8.0 БР

4 человек Экипаж

341 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

9 / 9 / 9 корпуса

0 / 8 / 8 башни

Подвижность

21,0 тонн Масса

534 л/с 280 л/с Мощность двигателя

25 л.с/т 13 л.с/т удельная

54 км/ч вперёд
8 км/ч назад 49 км/ч вперёд
7 км/ч назад
Скорость

Вооружение

2 000 снарядов боезапас

1,0 / 1,3 сек перезарядка

500 снарядов размер обоймы

850 выстрелов/мин скорострельность

4° / 85° УВН

двухплоскостной стабилизатор

Экономика

Описание

ЗСУ-23-4 «Шилка»


В конце 50-х гг. после принятия на вооружение Советской Армии высокоточных зенитных ракет, зарубежным авиационным специалистам срочно пришлось разрабатывать новую тактику: пилотам было предложено летать на предельно малой высоте, чтобы избежать обнаружения новыми средствами ПВО. В этот период штатной системой противовоздушной обороны войск являлась ЗСУ-57-2, но она не могла справиться с новой задачей, поэтому понадобилось срочно разработать более современную зенитную самоходную установку. Такая машина появилась в 1964 году. Это была ЗСУ-23-4 «Шилка».

Предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальности до 2500 м и высотах до 1500 м, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 м с места, с короткой остановки и в движении. В СССР входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Шилка в парке Победы

Практически по всей проекции «Шилка» защищена бронелистами толщиной 15 мм. Три из четырёх членов экипажа находится в башне, прямо за боекомплектом, занимающий всю переднюю часть башни. Также рядом с механиком-водителем находится значительный по размерам топливный бак. Всё это не позволяет продержаться хоть сколько-то долго против любых противников: каморные снаряды будут взводится, уничтожая модули и нанося критические повреждения членам экипажа; кумулятивные снаряды будут детонировать топливные баки и боеукладку; крупнокалиберные пулемёты пробивают слабую броню и повреждают членов экипажа, а самолёты (если, конечно, смогут достать «Шилку» в силу определённых обстоятельств) способны своим курсовым вооружением достаточно быстро уничтожить машину.

Встреча вражеского танка на поле боя скорее всего окажется фатальной для «Шилки». Единственное, что можно попытаться сделать против столь бронированных целей - попытаться сбить им гусеницы и повредить ствол. И если гусеницы повреждаются достаточно быстро, то для многих стволов у «Шилки» не хватает мощности снарядов для их повреждения.

Из-за всего перечисленного выше следует сделать вывод, что «Шилка» - техника не второй и даже не третьей линии - ей следует оставаться в укрытии домов, холмов, других препятствий от вражеской наземной техники и сконцентрироваться на уничтожении вражеской авиации, не отвлекаясь на наземную.

Подвижность

Шилка имеет достаточно посредственную подвижность и мобильность - удельная мощность составляет 14.7 лошадиных сил на тонну. Для некоторых танков такой относительно низкий показатель был бы недостатком, но для ЗСУ подвижность является наименее важной характеристикой, поэтому его можно опустить и не рассматривать как недостаток. Большинство безопасных позиций, с которых можно эффективно контролировать небо над полем боя зачастую находится неподалёку от точек возрождения, поэтому нужды в лучшей подвижности нету.

Вооружение

На выбор доступны три ленты для пушек:

  • Стандартная : БЗТ - ОФЗТ;
  • ОФЗТ : ОФЗТ - ОФЗТ - ОФЗТ - БЗТ;
  • БЗТ : БЗТ - БЗТ - БЗТ - ОФЗТ.

Расшифровка:

  • БЗТ - Бронебойный зажигательный трассирующий снаряд;
  • ОФЗТ - Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд.

Максимальный показатель пробития снаряда БЗТ составляет всего 46 мм, чего зачастую исключительно не достаточно для хоть сколько-то эффективной борьбы с наземной техникой противника, а урон по воздушным целям незначителен (по сравнению с фугасным снарядом), хотя и высок шанс поджога. Приоритетными являются первые две ленты - стандартная, в случае менее точной стрельбы, дабы иметь больше шанса поджечь противника, чтобы тот не ушёл и ОФЗТ для более высокого навыка стрельбы из-за лучшей эффективности снарядов ОФЗТ по воздушным целям. Последняя лента (БЗТ) не имеет какой-либо полезной особенности чтобы её использовать.

Применение в бою

Из-за возможности вылета на самолёте противником в любой момент, в аркадном режиме имеет смысл с самого начала боя брать «Шилку», занимать прикрытую от вражеской наземной техники позицию и прикрывать союзников от штурмовиков и бомбардировщиков противника. Позицию следует подобрать такую, чтобы противнику не был виден аркадный маркер над вашей техникой. Обычно такие позиции есть на точке возрождения либо где-то неподалёку неё. Маркер упреждения хорошо поможет в наведении по самолётам противника, хотя из-за повышенной манёвренности, попасть по вёрткой цели становится на порядок сложнее (чем в РБ или СБ). Для собственной защиты следует опасаться не только штурмовиков и бомбардировщиков, а также и истребителей без подвесного вооружения - на столь высоком уровне боёв истребители имеют мощное курсовое вооружение, способное без особого труда поразить лёгкую броню «Шилки».

Из-за ограничения реалистичного режима на вылет самолётов, некоторое время после начала боя небо будет чистым (а в совсем редких случаях у противника вообще не будет самолётов) и потребность в «Шилке» отпадает. Гораздо более рациональным будет использовать первой техникой танк, принося таким образом несоизмеримо большую пользу своей команде из-за невозможности «Шилки» хоть сколько-то эффективно бороться основной массой наземной техники из-за малого показателя пробития её снарядов. Если же к моменту потери первой техники у противника были замечены воздушные цели - можно смело брать «Шилку» и занимать позицию, с которой будет возможность эффективно наблюдать за небом около поля боя, оставаясь недосягаемым для наземной техники противника - это либо двор, окружённый низкими домами, либо впадина в холмистой местности, а на крайний случай подойдёт и просто точка возрождения. Идеальным будет позиция, с которой открывается отличный обзор на направление к вражескому аэродрому - в таком случае самолёт противника будет замечен заранее и наблюдать за ним до дистанции открытия огня будет значительно проще.

Большинство противников на данном ранге уже имеют самолёты высокого уровня, многие - реактивные, с высокой скоростью полёта, которые особенно затруднительно сбить если те не будут атаковать саму Шилку, технику рядом с ней либо просто пролетать мимо на низкой высоте. Не стоит лишний раз тратить боеприпасы на вражеских истребителей, которые летают на большом расстоянии от поля боя - лучше приберечь боекомплект для вражеской штурмовой авиации.

Штурмовая авиация представляет серьёзную угрозу наземной союзной силе и именно она является основной, заложенной при создании ЗСУ, целью. Например, хороший пилот на бомбардировщике Do.217 (который способен точечно сбрасывать бомбы с пикирования), может уничтожить 3-5 танка с одной бомбовой нагрузки, а довольно футуристически выглядящий истребитель Ho.229 V3 , используя ленту для наземных целей, может нанести ущерб нескольким танкам, поджигая их попаданиями в моторно-трансмиссионное отделение, отвлекая их от сражения с союзниками. Данные самолёты более опасны для наземной техники, чем многие реактивные варианты бомбардировщиков типа Ил-28 из-за более низкой скорости полёта и лучшей управляемости, но это не значит, что реактивные бомбардировщики полностью бесполезны в бою - они тоже способны нанести значительный ущерб союзным танкам.

Самолёт противника необходимо подпустить достаточно близко перед открытием огня по двум причинам: первая - несмотря на высокую скорострельность есть шанс не попасть по самолёту, летящем вдалеке; вторая - увидев трассы пушек «Шилки» противник может отвернуть и начать искать цели подальше от места, от куда по нему вели огонь. В таком случае «Шилка» не получит очередную пометку о сбитом самолёте, а противник будет безнаказанно атаковать наземную технику союзников. Из-за столь большой плотности огня на Шилке можно применить следующую тактику стрельбы - когда противник подойдёт достаточно 1.0 - 1.3 км. необходимо выбрать упреждение по направлению его полёта, после чего требуется взять достаточное упреждение по скорости и меняя упреждение оси скорости противника (будто представляя, что он летит сначала с меньшей скоростью - меньшее упреждение, а потом с большой - большее упреждение) поливать его градом снарядов. Такая стрельба позволяет эффективней поражать цели, летящие на средних и выше средних дистанциях.

Если же противник улетает от Шилки на уже приличной дистанции (более 700-800 метров), то не стоит тратить боекомплект - скорее всего снаряды пролетят мимо, а возможность сбить самолёт будет когда он вернётся - чаще всего они возвращаются.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Очень высокая скорострельность и плотность огня.
  • Достаточно мощные осколочно-фугасные снаряды.
  • Высокая скорость наведения башни и орудий.
  • Вместительный боезапас.
  • Нет перезарядок (непрерывное ленточное питание).

Недостатки:

  • Большой размер машины.
  • Боекомплект «окружает» башню.
  • Малая подвижность.
  • Низкий показатель пробития бронебойных снарядов.
  • Нет подкалиберных снарядов.

Историческая справка

Шилка на параде на Красной площади в Москве

Сразу после начала серийного производства

Я на ней служил...

Предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на дальностях до 2500 метров и высотах до 1500 метров, летящих со скоростью до 450 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 2000 метров с места, с короткой остановки и в движении. В СССР входила в состав подразделений ПВО сухопутных войск полкового звена.

Одной из основных причин разработки «Шилки» и ее зарубежных аналогов стало появление в 50-х гг. зенитных ракетных комплексов, способных с высокой вероятностью поражать воздушные цели на средних и больших высотах. Это вынуждало авиацию при атаке наземных объектов использовать малые (до 300 м) и предельно малые (до 100 м) высоты. Обнаружить и сбить скоростную цель, находящуюся в зоне огня в течение 15-30 с, расчеты применявшихся тогда средств ПВО просто не успевали. Нужна была новая техника - мобильная и быстродействующая, способная вести огонь с места и в движении.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1957 г. №426-211 началось параллельное создание скорострельных ЗСУ «Шилка» и «Енисей» с радиолокационными системами наведения. Следует отметить, что этот конкурс стал основой великолепного результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не устаревшего и в наше время.

В процессе выполнения этой работы коллективом ОКБ п/я 825 под руководством главного конструктора В.Э. Пикеля и заместителя главного конструктора В.Б. Перепеловского был решен ряд задач в целях обеспечения эффективности разрабатываемой артустановки. В частности, был произведен выбор шасси, определены тип зенитной установки, предельный вес устанавливаемой на шасси аппаратуры управления стрельбой, тип обслуживаемых установкой целей, а также принцип обеспечения ее всепогодности. За этим последовал выбор контрагентов и элементной базы.

В ходе конструкторских проработок, произведенных под руководством лауреата Сталинской премии ведущего конструктора Л.М. Браудзе, было определено наиболее оптимальное размещение всех элементов прицельного комплекса: антенны РЛС, стволов зенитной устновки, приводов наведения антенны, элементов стабилизации на одном вращающемся основании. При этом достаточно остроумно решался вопрос развязки визирной и орудийной линии установки.

Были разработаны формульная и структурная схемы комплекса, которые легли в основу ОКР по созданию радиоприборного комплекса «Тобол». В качестве цели работы была заявлена "Разработка и создание всепогодного комплекса "Тобол" для ЗСУ-23-4 "Шилка".

В 1957 году, после рассмотрения и оценки материалов по НИР «Топаз», представленных заказчику п/я 825, ему было выдано техническое задание на проведение ОКР «Тобол». Оно предусматривало разработку техдокументации и изготовление опытного образца приборного комплекса, параметры которого были определены предыдущей НИР «Топаз». В приборный комплекс входили элементы стабилизации визирной и орудийной линий, системы определения текущих и упрежденных координат цели, приводы наведения антенны РЛС.

Составные части ЗСУ были поставлены контрагентами на предприятие п/я 825, где была проведена общая сборка и согласование составных частей между собой.

В 1960 году на территории Ленинградской области были проведены заводские полигонные испытания ЗСУ-23-4, по результатам которых опытный образец был предъявлен на государственные испытания и отправлен на артиллерийский полигон Донгузский.

В феврале 1961 г. туда отправились специалисты завода (Н.А. Козлов, Ю.К. Яковлев, В.Г. Рожков, В.Д. Иванов, Н.С. Рябенко, О.С. Захаров) для подготовки к проведению испытаний и предъявлению ЗСУ комиссии. Летом 1961 г. они были успешно проведены.

Следует отметить, что одновременно с ЗСУ-23-4 проходил испытания опытный образец ЗСУ, разработанный Государственным центральным научно-исследовательским институтом ЦНИИ-20, которому в 1957 г. также было выдано техническое задание на разработку ЗСУ («Енисей»). Но по результатам государственных испытаний это изделие на вооружение принято не было.

В 1962 г. "Шилка" была принята на вооружение и было организовано ее серийное производство на заводах ряда городов СССР.

Двигатель

В качестве ходового двигателя используется дизель типа 8Д6 модель В-6Р (с 1969 г., после небольших конструктивных изменений, - В-6Р-1). Шестицилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель с жидкостной системой охлаждения размещен в кормовой части ЗСУ. Рабочий объем цилиндров 19,1 ли степень сжатия 15 создают максимальную мощность 280 л.с. при частоте 2000 об/мин. Питание дизеля - от двух сварных топливных баков (из алюминиевого сплава) емкостью 405 ли 110 л. Первый установлен в носовой части корпуса. Общий запас топлива гарантирует 330 км пробега и 2 ч работы газотурбинного двигателя. На ходовых испытаниях по грунтовой дороге дизель обеспечил движение со скоростью 50,2 км/ч.

В кормовой части боевой машины установлена силовая механическая передача со ступенчатым изменением передаточных чисел. Для передачи усилий на движитель использован многодисковый главный фрикцион сухого трения с механическим приводом управления от педали механика-водителя. Коробка передач механическая, трехходовая, пятискоростная, с синхронизаторами на II, III, IV и V передачах. Механизмы поворота планетарные, двухступенчатые, с блокировочными фрикционами. Бортовые передачи одноступенчатые, с цилиндрическими шестернями. Гусеничный движитель машины состоит из двух ведущих и двух направляющих колес с механизмом натяжения гусениц, а также двух гусеничных цепей и 12 опорных катков.

Подвеска машины независимая, торсионная и асимметричная. Плавность хода обеспечивается гидравлическими амортизаторами {на первых передних, пятом левом и шестом правом опорных катках) и пружинными упорами (на первом, третьем, четвертом, пятом, шестом левых и первом, третьем, четвертом и шестом правых опорных катках). Правильность такого решения подтвердила эксплуатация в войсках и в ходе боевых действий.

Конструкция

Сварной корпус гусеничной машины ТМ-575 разделен на три отделения: управления в носовой части, боевое посередине и силовое в кормовой части. Между ними имелись перегородки, которыми служили передняя и задняя опоры башни.

Башня представляет собой сварную конструкцию с диаметром погона 1840 мм. Передними лобовыми листами она закреплена на станине, на левую и правую стенки которой крепятся верхняя и нижняя люльки пушки. Когда качающейся части пушки придан угол возвышения, амбразура станины частично прикрывается подвижным щитком, ролик которого скользит по направляющей нижней люльки.

На правом бортовом листе имеются три люка: один, с крышкой на болтах, служит для монтажа оборудования башни, два других закрыты козырьком и являются воздухопритоками вентиляции агрегатов и нагнетателя системы ПАЗ. По левому борту башни снаружи приварен кожух, предназначенный для отвода пара из системы охлаждения стволов пушки. В кормовом листе башни предусмотрены два люка, предназначенные для обслуживания аппаратуры.

Оборудование

Радиолокационно-приборный комплекс предназначен для управления огнем пушки АЗП-23 и располагается в приборном отсеке башни. В его состав входят: радиолокационная станция, счетно-решающий прибор, блоки и элементы систем стабилизации линии визирования и линии выстрела, визирное устройство. Радиолокационная станция предназначена для обнаружения низколетящих скоростных целей и точного определения координат выбранной цели, которое может производиться в двух режимах: а) угловые координаты и дальность сопровождаются автоматически; б) угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС.

РЛС работает в диапазоне 1-1,5 см волн. Выбор диапазона обусловлен целым рядом причин. Такие станции имеют антенны с малыми весогабаритными характеристиками, РЛС диапазона волн 1- 1,5 см менее восприимчивы к преднамеренным помехам противника, так как возможность работать в широкой полосе частот позволяет путем использования широкополосной частотной модуляции и кодирования сигналов повысить помехозащищенность и скорость обработки принимаемой информации. За счет увеличения доплеровских сдвигов частоты отраженных сигналов, возникающих от движущихся и маневрирующих целей, обеспечивается их распознавание и классификация. Кроме того, этот диапазон менее загружен другими радиотехническими средствами. РЛС, работающие в таком диапазоне, дают возможность обнаруживать воздушные цели, разработанные с применением технологии «стеле». По сведениям иностранной печати, в ходе операции «Буря в пустыне» иракской «Шилкой» был сбит американский самолет F-117A, построенный по этой технологии.

Недостатком РЛС является относительно малая дальность действия, обычно не превышающая 10-20 км и зависящая от состояния атмосферы, прежде всего от интенсивности осадков - дождя или мокрого снега. Для защиты от пассивных помех в РЛС «Шилки» используется когерентно-импульсный метод селекции целей, т. е., постоянные сигналы от предметов местности и пассивных помех не учитываются, а сигналы от движущихся целей поступают в РПК. Управление РЛС производится оператором поиска и оператором дальности.

По текущим координатам цели СРП вырабатывает команды управления для гидравлических приводов, которые наводят пушки в упрежденную точку. Затем прибор решает задачу встречи снарядов с целью и при входе ее в зону поражения выдает сигнал на открытие огня. В ходе государственных испытаний при своевременном целеуказании радиоприборный комплекс «Тобол» обнаруживал самолет МиГ-17, летящий со скоростью 450 м/с, на дальности около 13 км и сопровождал его в автоматическом режиме с 9 км на встречном курсе.

Вооружение

Счетверенная пушка «Амур» (четыре зенитных автомата 2А7) создана на базе автомата 2А14 буксируемой установки ЗУ-23. Оснащение системой жидкостного охлаждения, пневматическим механизмом перезарядки, приводами наведения и электроспуском обеспечило ведение стрельбы с высоким темпом короткими и длинными (до 50 выстрелов) очередями с перерывом 10-15 с после каждых 120-150 выстрелов (на каждый ствол). Пушка отличается высокой эксплуатационной надежностью, на государственных испытаниях после 14000 выстрелов отказы и поломки не превысили 0,05% против 0,2-0,3%, определенных в тактико-техническом задании на ее разработку.

В основе действия автоматики пушки лежит принцип использования пороховых газов и частично энергии отдачи. Подача снарядов - боковая, ленточная, осуществляется из двух специальных коробов емкостью в 1000 патронов каждый. Они установлены слева и справа от пушки, причем 480 патронов предназначаются для верхнего и 520 для нижнего автомата.

Взведение подвижных частей автоматов при подготовке к стрельбе и перезарядке осуществляется пневматической системой перезарядки.
Автоматы установлены на двух качающихся люльках (верхняя и нижняя, по два на каждой), укрепленных вертикально на станине одна над другой. При горизонтальном расположении (нулевом угле возвышения) расстояние между верхними и нижними автоматами составляет 320 мм. Наведение и стабилизация пушки по азимуту и углу места осуществляется силовыми приводами с общим электродвигателем мощностью 6 кВт.

В боекомплект пушки входят 23-мм бронебойно-за-жигательные трассирующие (БЗТ) и осколочные фу-гасно-зажигательные трассирующие (ОФЗТ) снаряды массой 190 г и 188,5 г, соответственно, имеющие головной взрыватель МГ-25. Их начальная скорость достигает 980 м/с, табличный потолок - 1500 м, табличная дальность - 2000 м. На снарядах ОФЗТ установлен самоликвидатор, срабатывающий в течение 5- 11 с. В ленте патрон БЗТ устанавливается через каждые четыре патрона ОФЗТ.

В зависимости от внешних условий и состояния аппаратуры стрельба по зенитным целям ведется в четырех режимах.

Первый (основной) - режим автосопровождения, угловые координаты и дальность определяются РЛС, которая автоматически сопровождает по ним цель, выдавая в счетно-решающий прибор (аналоговая ЭВМ) данные для выработки упрежденных координат. Открытие огня производится по сигналу «Есть данные» на счетно-решающем приборе. РПК автоматически вырабатывает полные углы наведения с учетом качки и рыскания ЗСУ и выдает их на приводы наведения, а последние автоматически наводят пушку в упрежденную точку. Стрельба производится командиром или оператором поиска - наводчиком.

Второй режим - угловые координаты поступают от визирного устройства, а дальность - от РЛС. Угловые текущие координаты цели поступают в счетно-решающий прибор от визирного устройства, которое наводится оператором поиска - наводчиком - полуавтоматически, а значения дальности поступают от РЛС. Таким образом, РЛС работает в режиме радиодальномера. Этот режим является вспомогательным и применяется при наличии помех, вызывающих сбои в работе системы наведения антенны по угловым координатам, или, при неисправности в канале автосопровождения, по угловым координатам РЛС. В остальном комплекс работает так же, как и в режиме автосопровождения.

Третий режим - упрежденные координаты вырабатываются по «запомненным» значениям текущих координат X, Y, Н и составляющим скорости цели Vx, Vy и Vh, исходя из гипотезы о равномерном прямолинейном движении цели в любой плоскости. Режим применяется при угрозе потери цели РЛС в процессе автоматического сопровождения вследствие появления помех или неисправностей.

Четвертый режим - стрельба с помощью прицела-дублера, наведение производится в полуавтоматическом режиме. Упреждение вводит оператор поиска - наводчик по ракурсным кольцам прицела-дублера. Этот режим применяется при выходе из строя РЛС, счетно-решающего прибора и систем стабилизации.

1-смотровой прибор; 2-щиток; 3 - люк посадки операторов; 4-антенна радиолокационной станции; 5-антенна радиостанции; 6-командирская башенка; 7-двигатель; 8-отсек башни; 9-кресло механика-водителя Вверху слева: схема ведения огня двумя установками

Система электропитания (СЭП) обеспечивает все системы ЗСУ-23-4 постоянным током напряжением 55 В и 27,5 В и переменным током напряжением 220 В, частотой 400 Гц. В ее состав входят: газотурбинный двигатель ДГ4М-1 мощностью 70 л.с; генератор постоянного тока для выработки стабилизированного напряжения 55 В и 27,5 В; блок преобразователя постоянного тока в переменный трехфазный ток; четыре аккумуляторные батареи 12-СТ-70М для компенсации пиковых перегрузок, питания приборов и электрических потребителей при неработающем генераторе.

Для внешней связи установка оснащена коротковолновой приемопередающей радиостанцией Р-123 с частотной модуляцией. На среднепересеченной местности при выключенном подавителе шумов и отсутствии помех она обеспечивает связь на дальность до 23 км, при включенном - до 13 км. Внутренняя связь осуществляется по танковому переговорному устройству Р-124, рассчитанному на четыре абонента.

Для определения местоположения на местности и внесения необходимых поправок в РПК ЗСУ-23-4 имеет навигационную аппаратуру ТНА-2. Среднеарифметическая ошибка координат, вырабатываемых этой аппаратурой, не превышает 1 % от пройден-
ного пути. В движении навигационная аппаратура может работать без уточнения исходных данных в течение 3 - 3,5 ч.

Для действия в условиях заражения местности оружием массового поражения в установке предусмотрена защита экипажа от радиоактивной пыли и вредного воздействия окружающей среды. Она осуществляется при помощи принудительной очистки воздуха и создания избыточного давления внутри башни центральным нагнетателем с инерционной сепарацией воздуха.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4: 1 - зенитные автоматы калибра 23 мм (4 шт.), 2 - поворотная башня, 3 - инфракрасный прибор, 4 - антенна радиолокационной станции (РЛС), 5 - штыревая антенна радиостанции, 6 - буксирный трос, 7 - броневой корпус, 8 - чехол, 9 - гусеница, 10 - люк экипажа, 11 - командирский люк, 12 - люк механика-водителя, 13 - опорный каток, 14 - звездочка. На виде А гусеница условно не показана.

В заключение попробуем смоделировать эпизод боя в современных условиях. Представьте, что ЗСУ-23-4 прикрывает колонну войск на марше. Но вот РЛС, непрерывно ведущая круговой поиск, обнаруживает воздушную цель. Кто это? Свой или чужой? Тотчас следует запрос о принадлежности самолета, и, если ответа на него нет, решение командира будет единственным - огонь!

Но противник хитрит, маневрирует, атакует зенитчиков. И вот в самый разгар боя осколком срезает антенну радиолокационной станции. Казалось бы, "ослепленная" зенитка полностью выведена из строя, однако конструкторами предусмотрена и эта, и даже еще более сложные ситуации. Может отказать радиолокационная станция, счетно-решающий прибор и даже система стабилизации - установка все равно будет боеспособной. Оператор поиска (наводчик) будет вести огонь, используя зенитный прицел-дублер, а упреждения вводить по ракурсным кольцам.

За рубежом всегда проявляли повышенный интерес к «Шилке». Иностранными государствами были закуплены около трех тыс. экземпляров «Шилки», в настоящее время они стоят на вооружении армий почти 30 стран Ближнего Востока, Азии и Африки. ЗСУ-23-4 широко применялась в боевых действиях и показала свою высокую эффективность при уничтожении воздушных и наземных целей.

Наиболее активно ЗСУ-23-4 использовались в арабо-израильских войнах 60-х гг., октября 1973-го и апреля-мая 1974 г. Как правило, в армиях Сирии и Египта «Шилки» применялись для непосредственного прикрытия танковых подразделений, а также зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Куб» («Квадрат»), С-75 и С-125. ЗСУ входили в состав зенитных дивизионов (здн) танковых дивизий, бригад и отдельных смешанных здн. Для своевременного открытия огня в обороне, подразделения «Шилок» развертывались на удалении 600-1000 м от прикрываемых объектов. В наступлении они располагались позади передовых подразделений на удалении 400-600 м. На марше ЗСУ распределялись по колонне войск.

В основном, ЗСУ-23-4 действовали автономно. Огонь по израильским самолетам и вертолетам открывался с дальности 1500 - 2000 м (при визуальном обнаружения цели). РЛС ЗСУ в бою практически не использовалась по ряду причин, главной из которых была слабая подготовка боевых расчетов. Отсутствие централизованного целеуказания и резко пересеченная местность значительно ограничивали возможности РЛС ЗСУ по своевременному обнаружению целей.

Однако «Шилка» показала себя надежным средством ПВО, способным прикрывать войска от ударов внезапно появляющихся низколетящих воздушных целей. Только в течение октября 1973 г. из 98 самолетов, сбитых войсковыми средствами ПВО Сирии, на долю ЗСУ-23-4 пришлось 11 пораженных целей. В апреле и мае 1974 г. из 19 сбитых самолетов пять были уничтожены «Шилками».

Как отмечают иностранные военные специалисты, анализировавшие итоги ближневосточной войны 1973 г., за первые три дня боев сирийскими ракетчиками было уничтожено около 100 самолетов противника. По их мнению, этот показатель обусловлен успешным применением ЗСУ-23-4, плотный огонь которых заставил израильских летчиков уйти с малых высот туда, где с большой эффективностью действовали ЗРК.

ХАРАКТЕРИСТИКИ - ЗСУ-23-4 «Шилка»

Боевая масса, т 19
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина 6535
ширина 3125
высота в походном положении 2576
высота в боевом положении 3572
клиренс 400
Бронирование, мм до 15
Вооружение 4х23-мм пушки 2А7 (артсистема АЗП-23 «Амур»)
Боекомплект 4964 выстрела
Дальность стрельбы по воздушным целям, м 2500
Двигатель В-бР, 6-цилиндровый, 4-тактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения, мощность 206 кВт при 2000 об/мин
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 450
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 1,1
ширина рва, м 2,8
глубина брода, м 1,07