Социально экономическое положение дагестана. Фантом роста что скрывается за ударными темпами роста дагестанской промышленности

Темп роста ВРП в 2015 году составит 105,7%, что на 5,1 процентного пункта ниже уровня оценки за 2014 год (110,8%), при этом, на 4,5 процентного пункта больше показателя в среднем по РФ (101,2%) и на 3,4 процентного пункта больше показателя по Ставропольскому краю (102,3%).

Темп роста ВРП Республики Дагестан, Ставропольского края

и ВВП Российской Федерации за 2010-2013 годы,

оценка за 2014 год и прогноз на 2015-2017 годы

Данные, приведенные в диаграмме указывают на стабильно высокие темпы роста ВРП по сравнению со Ставропольским краем и в целом по Российской Федерацией (ВВП).

Средний прирост темпов ВРП в 2015-2017 годах составит по республике 7,3%, по Ставропольскому краю – 2,7%, по РФ (ВВП) – 2,2%.

Удельный вес налогов (во все уровни бюджетов за 2013 год) в объеме ВРП составляет 7,4%, что в 2,3 раза ниже, чем в среднем по РФ (17%) и в 1,6 раза меньше чем в среднем по СКФО (12,1%), в том числе в 2,4 раза ниже, чем в Ставропольском крае (при этом разница между объемами ВРП по РД и Ставропольскому краю составляет 1,2 раза).

Объемы ВРП и налоговые поступления

в разрезе субъектов СКФО за 2013 год

(во все уровни бюджетов)

млрд. рублей

Удельный вес налогов в структуре ВРП Республики Дагестан является самым низким среди субъектов РФ и СКФО. По данному показателю Республика Дагестан занимает последнее место среди субъектов СКФО. При этом по многим макроэкономическим показателям, формирующим ВРП, Республика Дагестан занимает лидирующие позиции (1-2 места), в том числе:

Объему продукции сельского хозяйства - 2 место после Ставропольского края;

Объему инвестиций в основной капитал - 1 место;

Объему выполненных строительных работ - 1 место;

Обороту розничной торговли - 2 место после Ставропольского края;

Объему платных услуг населению - 2 место после Ставропольского края.

По оценке за 2014 год объем ВРП на душу населения в Республике Дагестан составит 171,5 тыс. рублей, что на 7,9 тыс. рублей или 4,6% меньше чем в Ставропольском крае (179,4 тыс. рублей), то по прогнозу на 2015 год разрыв составит 3,9 тыс. рублей или 2,1% (РД - 190,3тыс. рублей, СК - 194,2 тыс. рублей).

Увеличение ВРП в расчете на душу населения прогнозируется: в 2015 году на 11%; в 2016 году - на 12,7%; в 2017 году - на 13,7%.

В структуре ВРП (по прогнозу на 2015 год) наибольший удельный вес (81%) приходится на:

Оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования – 24,6%;

Строительство - 20,6%;

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 13,3%;

Промышленное производство – 8,3%;

Гостиницы и рестораны – 7,8%;

Транспорт и связь – 6,2%.

Структура Валового регионального продукта

по Прогнозу СЭР РД на 2015 год

Прогнозируемые высокие темпы развития отдельных секторов экономики в 2015-2017 годах должны привести к изменению структуры ВРП.

4.4. По Прогнозу СЭР РД на 2015-2017 годы индекс промышленного производства составит: в 2015 году – 109,1% , в 2016 году – 110,3% и в 2017 году – 111,0% к уровню предыдущего года. Темп роста в 2017 году по отношению к уровню 2013 года вырастет в 1,5 раза против 107,3% в среднем по РФ.

В 2015 году объем отгруженной продукции составит 70 451,2 млн. рублей, что на 9 763,7 млн. рублей больше оценки за 2014 год.

Структура промышленного производства составляет:

- «добыча полезных ископаемых» - 7,2% (5 076,3 млн. рублей) против 6,8% по оценке за 2014 год;

- «обрабатывающие производства» - 67,8% (47 800,6 млн. рублей) против 66,7% по оценке за 2014 год;

- «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 24,9% (17 574,3 млн. рублей) против 26,5% по оценке за 2014 год.

Объем промышленной продукции на душу населения на 2015 год составляет 23,6 тыс. рублей и увеличится по сравнению с 2013 годом (20,4 тыс. рублей) на 3,2 тыс. рублей или 22,8%, при этом в 4 раза ниже уровня Ставропольского края (92,0 тыс. рублей).

Структура промышленного производства

(2014-2015 годы)

Основную часть объемов промышленной продукции (более 60%) формируют обрабатывающие производства. По прогнозу на 2015 год объем производства обрабатывающих производств составит 47 800,6 млн. рублей, что на 7 306,2 млн. рублей или на 18% больше оценки за 2014 год (40 494,4 млн. рублей).

Доля продукции по обрабатывающим производствам общем объеме промышленной продукции в 2015 году увеличится на 1,1 процентного пункта (с 66,7% до 67,8%), при этом, доля по производству и распределению электроэнергии, газа и воды – снизится на 1,6 процентного пункта (с 26,5% до 24,9%).

Необходимо отметить, что дальнейшему развитию промышленности должны способствовать реализация Приоритетных проектов развития РД, в том числе «Новая индустриализация», «Точки роста», инвестиции и эффективное территориальное развитие», Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», а также государственной программы РД «Развитие промышленности Республики Дагестан на 2014-2018 годы».

4.5. В 2015 году прогнозируется увеличение темпа роста производства сельскохозяйственной продукции на 0,2 процентного пункта (106,4%) по отношению к уровню оценки за 2014 год (106,2%). Темп роста на 2017 год по отношению к 2013 году прогнозируется в размере 129,1% при 112,3% в среднем по РФ.

В области развития сельского хозяйства в республике ежегодно реализуются ряд программ и инвестиционных проектов, на поддержку которых выделяются значительные финансовые ресурсы, в том числе кредитные.

Кроме того, в 2015 году будет продолжена реализация Приоритетных проектов развития РД, в том числе, направленных на развитие агропромышленного комплекса: «Создание «точек роста» Республики Дагестан» и «Эффективный агропромышленный комплекс».

В общем объеме производства продукции сельского хозяйства основную долю составляют хозяйства населения - 71%, крестьянские (фермерские) хозяйства – 14,7% сельхозпредприятия – 14,3%.

Структура продукции сельского хозяйства

Республики Дагестан и Ставропольского края

В общем объеме произведенной продукции сельского хозяйства наименьший удельный вес составляет продукция сельхозпредприятий - 14,3%, против 60% по Ставропольскому краю (или меньше в 4,2 раза).

Объем производства сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения на 2015 год планируется в размере 32,0 тыс. рублей или в 1,6 раза ниже, чем в Ставропольском крае (53,0 тыс. рублей).

По данному показателю, для того чтобы до 2017 года достичь уровня Ставропольского края, необходимо ежегодно наращивать темпы роста объема сельскохозяйственной продукции не менее чем в 1,3 раза, а довести уровень до среднероссийского значения – в 3 раза.

В прогнозируемом периоде будет продолжена работа по реализации приоритетного проекта развития РД «Эффективный агропромышленный комплекс», направленный на развитие птицеводства, виноградарства (внедрение кластерного подхода), животноводства, рыбохозяйственного комплекса, размещение промышленных садов интенсивного типа, создание агропромышленных парков, геотермальных агропарков, сопровождение ключевых инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса.

4.6. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на 2015 год прогнозируется в сумме 248 000,0 млн. рублей, что на 30 000,0 млн. рублей больше уровня оценки за 2014 год, при этом темп роста (107,6%) на 5,1 процентного пункта ниже оценки за 2014 год (112,7%).

Темп прироста инвестиций в 2017 году по отношению к уровню 2013 года составит 144,9% против 104,1% в среднем по РФ.

Объем инвестиций в расчете на душу населения на 2015 год прогнозируется на уровне 82,9 тыс. рублей, что на 13,1% или 9,6 тыс. рублей больше уровня оценки за 2014 год (73,3 тыс. рублей).

В структуре распределения инвестиций наибольший удельный вес занимают предприятия следующих видов экономической деятельности: «транспорт и связь» - 19,5%, «строительство» - 17,0%, «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 12,8%, «обрабатывающие производства» - 10,3%, «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 8,6%, «сельское хозяйство» - 8,5%, «здравоохранение» - 8,1%, «образование» - 7,1%.

Из общего объема инвестиций доля собственных средств организаций составляет 13,6%, привлеченных средств - 86,4%, из них бюджетных средств – 57,6%.

По показателям объема инвестиций на 2015 год, Республика Дагестан опережает субъекты СКФО, в частности Ставропольский край, по общему объему инвестиций и объему инвестиций в расчете на душу населения – в 1,5 раза (объем инвестиций: РД - 248,0 млрд. рублей, СК – 145,0 млрд. рублей; в расчете на душу населения: РД – 82,9 тыс. рублей, СК – 51,8 тыс. рублей).

Высокие темпы роста инвестиций в основной капитал будут обеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в энергетику, производство строительных материалов, агропромышленный комплекс, добывающий сектор, обрабатывающие производства, транспорт, туристско-рекреационный комплекс, жилищное строительство, образование и здравоохранение.

В целях привлечения инвестиций в республике реализуется Приоритетный проект развития РД «Инвестиции в Дагестан», в рамках которого предусматривается реализация мероприятий, направленных на повышение представленности республики в федеральных программах, в инвестиционных программах государственных компаний и государственных корпораций, что позволить обеспечить приток дополнительных инвестиционных средств в экономику.

4.7. С учетом роста инвестиций в основной капитал в прогнозируемом периоде прирост объема выполненных работ по виду деятельности «Строительство» составит: в 2015 году – на 15 000,0 млн. рублей или 13,8% , в 2016 году – на 7 000,0 млн. рублей или 5,7%, в 2017 году – на 11 000,0 млн. рублей или 8,4%.

Прогнозируется увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования: в 2015 году - на 2,5% или 40 тыс. кв. м (1 650 тыс. кв. м) , в 2016 году - на 5,5% или 90 тыс. кв. м (1 740 тыс. кв. м), в 2017 году - снижение на 2,3% или 40 тыс. кв. м (1 700 тыс. кв. м).

Доля жилья построенного индивидуальными застройщиками возрастет до 90% против 89% в 2014 году (оценка).

По данным Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД, за январь-сентябрь текущего года показатель ввода в эксплуатацию нового жилья вырос почти на 8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Более 80% от общего количества строящегося жилья, возводится индивидуальными застройщиками. За 9 месяцев 2014 года в регионе было введено около 650,0 тыс. кв. м индивидуального жилья и почти 120,0 тыс. кв. м жилья в многоэтажных жилых домах.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя республики в 2017 году составит 19,0 кв. м (за 2013 год - 17,1 кв. м), при этом в среднем по РФ (по отчету за 2012 год) - 23,4 кв. м.

4.8. Оборот розничной торговли на 2015 год по Прогнозу СЭР РД на 2015-2017 годы составит 579 598,1 млн. рублей, что на 67 938,2 млн. рублей или на 13,3% больше уровня оценки за 2014 год (511 659,9 млн. рублей).

Темпы роста оборота розничной торговли на 2013-2016 годы планируются выше средних значений по РФ и Ставропольскому краю. Так, прирост темпов оборота розничной торговли в прогнозируемом периоде составит: в 2015 году – 8,4% ; в 2016 году – 10,2%; в 2017 году – 12,1%.Программа

... Проект решения «О программе развития Южно-Казахстанской области на 2016-2020 годы» В соответствии с Законом ... АО «РД «КазМунайГаз», ... (5,1%); машины счетные и карманные машины... (национальная палата предпринимательства); ... ТиПО; заключение меморандумов...

  • Документ

    ... «Имперские законы могут... 1950-е); счетно -решающие... проект РД -165 для установки на НВ вертолета И.П. Братухина; РД -350; проект РД ... создана Имперская палата культуры во... Заключение по эскизному проекту самолета И-16 с М-22 (2303,35): 1. ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА ...

  • Заводе №8 чужим пушкам (заводов "Большевик", Гочкиса, Максима, "Рейнметалл" и др.) присваивали собственные заводские индексы, таким образом и система Лендера

    Документ

    Ли эти законы и эти... на будущей трассе канала. После утверждения проекта и начала работ численность заключенных на ... в Первый Государственный Союзный завод счетных и счетно -аналитических машин, 3 января... 411 РД -3М 617 ... в Лефортово (палатой № 13). ...

  • Ежедневный мониторинг сми 12 сентября 2013

    Документ

    ... на следующий финансовый год», – с таким заявлением выступил Сергей Рябухин, аудитор Счетной палаты ... проект получил положительное заключение ... одновременно в законе об иностранных... рулежных дорожек РД -1 (РД -D), РД -4 (РД -А), РД -4а (РД -В), усиление...

  • Завершился очередной год. Надо признать, что он был непростым не только в целом для страны, но и для нашей республики. В 2017 году продолжался ввод санкций в отношении России, правда, и наша страна отвечала «зеркальными» мерами. Но в отличие от предыдущих лет, мы уже приспособились и к санкциям, и экономическому кризису, который, надо признать, пошел на убыль. Несмотря на это, в 2017 году, как и в предыдущие годы, был актуален «режим жесткой экономии». В этих непростых условиях мы сумели показать рост по многим позициям. Итак, давайте подведем предварительные итоги минувшего года (точные цифры будут известны чуть позже).

    Общая картина

    В целом социально-экономическая ситуация в Дагестане к концу года демонстрировала положительную динамику темпов основных экономических показателей. Рост темпов промышленного производства составил 20,6%, продукции сельского хозяйства и строительства – по 4,7%, оборота розничной торговли – 3%, объема платных услуг населению – 2,7%, реальных располагаемых денежных доходов – 3,3%.

    В результате индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности увеличился на 6,4% при росте за январь-ноябрь 2016 года на 6,1%.

    В рамках реализации подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года» в текущем году для финансирования были отобраны инвестиционные проекты по строительству тепличных комплексов ООО «АгроМир» и ООО «Югагрохолдинг», а также завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с. Кафыр-Кумух. Предполагается, что после выхода проектов на запланированные мощности будет создано более 400 рабочих мест, обеспечены ежегодные поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней в размере 180 млн рублей.

    Реализовывались приоритетные проекты развития Дагестана, в том числе в целях повышения налогового потенциала консолидированного бюджета региона. Налоговые и неналоговые доходы за 11 месяцев составили 29 млрд рублей, установленные задания по сбору налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики исполнены на 101,3%.

    Кроме того, в «АИС Налог-3» переведены сведения о 63,6 тыс. земельных участков и 67,1 тыс. объектов капитального строительства, актуализированы сведения и оформлены права собственности на 53,6 тыс. земельных участков и 33,9 тыс. объектов капитального строительства. Выявлены 4249 субъектов, занимающихся деятельностью без регистрации, поставлены на налоговый учет 2923 субъекта. По состоянию на 20 декабря, выявлено 53,8 тыс. человек, занимающихся деятельностью без соответствующего оформления, из них с 44,9 тыс. лиц заключены трудовые договоры либо поставлены на учет (100,3% от плановых значений).

    Промышленность

    Ситуация в промышленности характеризовалась ростом объемов производства в целом на 20,6% при увеличении темпов в добыче полезных ископаемых на 0,5%, обрабатывающих производствах на 25,1% и наблюдающемся спаде объемов водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений на 0,7% и обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха на 11,6%.

    По виду деятельности «обрабатывающие производства» высокий уровень роста индекса промышленного производства (125,1%) за 11 месяцев по сравнению с соответствующим периодом 2016 года является результатом опережающего роста промышленного производства по таким структурообразующим видам экономической деятельности, как производство кокса и нефтепродуктов – в 6,3 раза (ЗАО «Каспий 1»); производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования - в 1,8 раза (ОАО «Дагдизель»); производство компьютеров, электронных и оптических изделий – в 1,5 раза (ОАО «Азимут»); производство прочих транспортных средств и оборудования – в 1,4 раза (ОАО «Концерн КЭМЗ»); производство напитков – в 1,3 раза. В то же время наблюдается снижение производства в производстве электрического оборудования – на 33,8% (ОАО «Кизлярский электроаппаратный завод»), производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки – на 32,5% (ФЛ НПЦ конверсии «Завод сепараторов») и производстве, передаче и распределении электроэнергии – на 30,9% (ОАО «Филиал ПАО «Русгидро» - Дагестанский филиал).

    В 2017 году введены в эксплуатацию производства на семи промышленных предприятиях Дагестана: напольной плитки и керамического гранита на ООО «Мараби»; современное лифтосборочное производство различной грузоподъемности на ОАО «Кизлярский электроаппаратный завод»; участок вакуумно-пленочного формования на АО «Завод им. Гаджиева»; модернизация механосборочного цеха на ОАО «Завод Дагдизель»; второй механообрабатывающий цех, термический, сварочный и сборочный участки на Авиамеханическом заводе ОАО «Концерн КЭМЗ» в г. Каспийске; возобновление производства стекловолокна и стеклоткани ОАО «Махачкалинский завод стекловолокна»; гальваническое производство и запуск молярного участка на ОАО «Южно-Сухокумский электромеханический завод».

    Объемы производства продукции по оборонному заказу за 2017 год по предварительным данным увеличились в 1,5 раза и оцениваются в 9 млрд рублей. Объем производства импортозамещающей промышленной продукции, в основном оборонного назначения, в 2017 году по оценке составил 3,7 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2016 годом в 1,4 раза.

    В целом рост темпа промышленного производства за январь-октябрь в республике сложился выше среднего значения в целом по Российской Федерации (101,6%) и по СКФО (104,7%). Среди регионов Северо-Кавказского округа Дагестан по данному показателю на душу населения (16 тыс. рублей) на пятом месте.

    Сельское хозяйство

    Объем производства продукции сельского хозяйства всеми категориями товаропроизводителей составил 110,4 млрд рублей и увеличился на 4,7% (в январе-ноябре 2016 года – на 3,8%). Рост объемов продукции сельского хозяйства обеспечен, в первую очередь, за счет увеличения валового сбора продукции растениеводства.

    Так, в Дагестане завершена уборка основных сельскохозяйственных культур. Валовой сбор овощей составил около 1,5 млн тонн (105,2% к аналогичному периоду 2016 года), картофеля – 395 тыс. тонн (99,7%), плодов – 208,5 тыс. тонн (159,8%), риса – 85 тыс. тонн (111,2%), винограда – 168,8 тыс. тонн (113,6%). Закладка садов составила почти 1,5 тысяч га, в том числе садов интенсивного типа – 673,5 га, при предусмотренном на текущий год плановом показателе 1100 га и 200 га соответственно. Новые сады заложены на площади 1233,4 га, что составило 82,2% от программного показателя на 2017 год (1500 га).

    Рост производства продукции за 11 месяцев наблюдается и по основным показателям продукции животноводства. Производство скота и птицы на убой (в живом весе) за указанный период в хозяйствах всех категорий составило 208,4 тыс. тонн (105,6% к соответствующему периоду 2016 года), молока – 767,7 тыс. тонн (102,6%), яиц – 215,2 млн штук (103%).

    В рамках реализации Плана мероприятий по импортозамещению в Дагестане ведется работа по вводу в эксплуатацию, реконструкции и модернизации ряда производств. Так, в с. Новокули Новолакского района (Новострой) введена в эксплуатацию первая очередь тепличного комплекса общей площадью 1,3 га. Кроме того, на ООО «Югагрохолдинг» запущена первая очередь тепличного комплекса на площади 5,5 га, что позволит дополнительно увеличить объем производства овощей в закрытом грунте в межсезонный период на 2,5 тыс. тонн. Для обеспечения тепличного комплекса резервным водоснабжением на ООО «Югагрохолдинг» построено резервное водохранилище объемом 14 тыс. кубометров. Запуск указанных производств позволит увеличить объемы производства овощей защищенного грунта к концу 2017 года до 18 тыс. тонн, при 14 тыс. тонн в 2016 году.

    В целях развития инфраструктуры и логистики продовольственного рынка в Дагестане на ООО «Югагрохолдинг» в июле 2017 года завершено строительство плодохранилища общей мощностью 4 тысячи тонн и овощехранилища мощностью 6 тысяч тонн.

    ООО «Кизляр Урицкий мясокомбинат» на основе производства кормовых гранул из люцерновой зеленой массы создал сырьевую базу для увеличения производства колбасных изделий, выпуска новых видов сырокопченых колбас, мясных консервов, мясокостной муки. Предприятием ведется работа по расширению экспортных возможностей, осуществляется поставка продукции (мясо баранины) в Иран.

    Кроме того, в республике ведется работа по технической модернизации сельскохозяйственного производства. Так, сельхозтоваропроизводителями республики приобретена 51 единица техники, в том числе 13 тракторов и один зерноуборочный комбайн на общую сумму 50 млн рублей.

    Рост темпа сельского хозяйства за январь-октябрь в республике сложился выше среднего значения в целом по Российской Федерации (104,7% против 102,9%) и по СКФО (104,7% против 101,2%). Среди регионов СКФО республика по данному показателю на душу населения (33 тыс. рублей) на четвертом месте, наилучший показатель у Ставропольского края (65,5 тыс. рублей).

    Инвестиции в основной капитал

    Объем инвестиций в основной капитал в Дагестане за счет всех источников финансирования за три квартала составил 110,5 млрд рублей, или 104,6% к аналогичному периоду 2016 года. Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», за 11 месяцев составил 99,7 млрд рублей и увеличился к аналогичному периоду 2016 года на 4,7%.

    За счет всех источников финансирования в Дагестане за январь-ноябрь по предварительным данным введено в эксплуатацию более 1 млн 374 тыс. кв. метров общей площади жилья, что выше уровня аналогичного периода прошлого года на 0,1%. Ввод жилья индивидуальными застройщиками за прошедший период текущего года составил 928,8 тыс. кв. метров общей площади жилья, или 67,6% от общего объема введенного жилья.

    Рост темпа по объему выполненных работ по виду деятельности «Строительство» за январь-октябрь в республике сложился выше среднего значения в целом по Российской Федерации (104,7% против 97,9%) и по СКФО (104,7% против 102,6%). Среди регионов СКФО республика по данному показателю на душу населения (24 тыс. рублей) на первом месте.

    Фактическое финансирование Республиканской инвестиционной программы на 1 декабря составило свыше 3 млрд 165 млн рублей, в том числе более 2 млрд 92 млн рублей за счет средств федерального бюджета и 1 млрд 72 млн рублей – республиканского. Объем выполненных работ по объектам Программы за указанный период составил около 2 млрд 859 млн рублей или 90,3% от объема фактически профинансированных средств.

    В 2017 году в рамках Программы (с учетом финансирования прошлых лет) введены в эксплуатацию 9 объектов общего образования на 4586 ученических мест (в Буйнакском, Кайтагском, Тарумовском, Тляратинском, Хасавюртовском, Хивском районах и в городах Махачкале, Каспийске, Хасавюрте), 3 детских сада на 290 мест (в Буйнакском и переселенческом Новолакском районах), ФОК на 2497,5 кв. м (в г. Кизляр), 1 объект здравоохранения на 150 коек (Республиканский перинатальный центр в г. Махачкала) 2 артскважины (в Кумторкалинском и Рутульском районах), объекты инженерной инфраструктуры в г. Махачкале и набережная в г. Дербенте, завершены мероприятия по подготовке ложа водохранилища Гоцатлинской ГЭС.

    Кроме того, завершено строительство 6 объектов образования на 2748 ученических мест: в г. Махачкале (2 школы), в Хасавюртовском (2 школы), Кумторкалинском, Магарамкентском районах; 2 больниц общей мощностью 245 коек и 100 посещений в смену (в Ботлихском и Карабудахкентом района), насосной станции (для водоснабжения г. Хасавюрт и сел Хасавюртовского района), очистных сооружений канализации на 17 тыс. кубометров в сутки (в г. Избербаше), объектов инженерной инфраструктуры инвестиционной площадки «Уйташ». Данные объекты будут введены в эксплуатацию в начале 2018 года с учетом оформления прав собственности и лицензирования текущей деятельности.

    В 2018 году на реализацию Программы предусмотрено свыше 3 млрд 263 млн рублей, в том числе 1 млрд 611 млн рублей за счет средств федерального бюджета и 1 млрд 652 млн рублей за счет республиканского бюджета.

    Социальная сфера

    Социальная сфера в республике характеризуется увеличением реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,3%. Среднемесячная заработная плата работников за январь-октябрь составила чуть больше 21 тыс. 273 рублей, что на 5,1% больше аналогичного периода 2016 года. Реальная заработная плата за прошедший период текущего года составляет 101,6%, что значительно лучше аналогичного периода прошлого года (96,6%). В то же время величина среднемесячной заработной платы по-прежнему остается ниже среднего значения в целом по Российской Федерации (в 1,8 раза) и Северо-Кавказскому федеральному округу (в 1,1 раза).

    Ситуация на рынке труда республики оставалась стабильной. В государственных учреждениях службы занятости населения на конец ноября зарегистрировано в качестве безработных 24,8 тыс. человек (92,2% к январю-ноябрю 2016 года).

    Бюджет: исполнение и ориентиры

    Консолидированный бюджет Дагестана 2017 года по состоянию на 29 декабря исполнен по налоговым и неналоговым доходам на 100%, обеспечено поступление почти 32 млрд рублей.

    Как поясняют в Минэкономразвития региона, достижению положительных результатов по сбору налоговых и неналоговых доходов способствовали мероприятия приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Обеление» экономики». Проводилась работа по расширению налоговой базы по имущественным налогам, увеличению поступлений по основным видам налогов.

    В результате проведенной работы в 2017 году актуализированы данные и переведены в базу данных налоговых органов сведения о 63,6 тыс. земельных участков и 67,1 тыс. объектов капитального строительства. Кроме того, было обследовано 14 тыс. 704 объекта предпринимательства, выявлено 4362 лица, осуществляющих предпринимательскую деятельность без регистрации, из которых поставлены на налоговый учет 2923 субъекта.

    В результате проводимой работы достигнут существенный рост поступлений в сравнении с предыдущим годом по налогу на прибыль (на 10,2% или 383 млн рублей), специальным налоговым режимам (на 6,6% или 80,5 млн рублей), имущественным налогам (на 8,4 %, или 388,4 млн рублей).

    В 2017 году за счет выделения республике дополнительной финансовой помощи из резервного фонда Президента Российской Федерации в сумме 3,2 млрд рублей в полном объеме удалось выполнить социальные обязательства, предусмотренные в бюджете 2017 года, в том числе на выплату заработной платы работников бюджетной сферы, пособий и другие.

    Бюджет 2018 года также является социально ориентированным. При этом предусмотрены средства на поддержку реального сектора экономики. В первую очередь, бюджет учитывает безусловную реализацию «майских» указов Президента Российской Федерации, в том числе в части обеспечения индикативных значений заработной платы работников бюджетной сферы, подпадающих под действие указов. В достаточном объеме учтены расходы на лекарственное обеспечение, расходы по коммунальным и социальным выплатам, питание в детских дошкольных образовательных учреждениях и школах, учреждениях здравоохранения и т.д. Кроме того, бюджет предусматривает обеспечение потребности на оплату труда, начисления на оплату труда с учетом: увеличения минимального размера оплаты труда до 9 489 рублей; увеличения на 4 процента фонда оплаты труда иных категорий работников, не подпадающих под действие «майских» указов Президента Российской Федерации государственных гражданских и муниципальных служащих; индексацию стипендиального фонда для студентов образовательных учреждений профессионального образования с 1 сентября 2018 года на 4 процента. Расходы на оплату коммунальных услуг предусмотрены с индексацией на 4 процента.

    Что касается реального сектора экономики, в бюджете предусмотрены средства в размере 100 млн рублей на лизинг сельхозтехники, 50 млн рублей на развитие консервной промышленности, 100 млн рублей для оплаты производителям винограда за его сдачу на переработку алкогольпроизводящим предприятиям из расчета 1 рубль на 1 кг. Кроме того, впервые заложены средства на создание Фонда развития промышленности в размере 100 млн рублей.

    Развитие муниципалитетов

    В 2017 году проведена оценка выполнения Соглашений, заключенных между Правительством Республики Дагестан и муниципальными районами и городскими округами о достижении показателей (индикаторов) ускоренного социально-экономического развития за 2016 год, что позволило определить вклад каждого муниципального образования в социально-экономическое развитие республики. Осуществлено ранжирование муниципальных районов и городских округов по итогам достижения в 2016 году плановых значений показателей (индикаторов) социально-экономического развития.

    В целях продолжения указанной работы, а также обеспечения достижения значений показателей (индикаторов) социально-экономического развития республики, установленных Указом Главы региона «Об ускоренном социально-экономическом развитии Республики Дагестан», подписаны Соглашения между Правительством Дагестана и главами муниципальных районов и городских округов о достижении показателей (индикаторов) социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов на 2017-2019 годы. В течение 2017 года проводился ежеквартальный мониторинг исполнения указанных соглашений, с подготовкой соответствующих предложений.

    В 2018 году будет продолжен ежеквартальный мониторинг исполнения указанных соглашений, а также проведена оценка выполнения Соглашений по итогам 2017 года.

    В 2017 году в Дагестане проведен конкурсный отбор проектов местных инициатив муниципальных образований, по его итогам выделены субсидии – 29,3 млн рублей – на реализацию 15 проектов. Проектами предусматриваются мероприятия по водоснабжению, строительству автомобильных дорог, ремонту социальных объектов, благоустройству территорий.

    В 2018 году будет продолжена работа по расширению числа муниципальных образований – участников конкурсного отбора проектов местных инициатив.

    В 2017 году также проведена комплексная оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, определены городские округа и муниципальные районы Республики Дагестан, достигшие наилучших значений показателей деятельности. Подготовлен Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2016 года. По итогам проведенной работы Указом Главы Дагестана присуждены призовые места и выделены гранты из республиканского бюджета 15 муниципальным образованиям: 3 городским округам и 12 муниципальным районам.

    Обеспечено размещение в государственной автоматизированной информационной системе «Управление» значений показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный период, а также планируемых значений на трехлетний период.

    В 2018 году работа по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Дагестана продолжена.

    Заключение

    Для обеспечения роста основных экономических и социальных показателей в минувшем году в Дагестане проводилась работа по выполнению ряда мероприятий, направленных на рост экономики и повышение благосостояния населения. Реализовывались антикризисные меры, планы мероприятий по содействию импортозамещению в промышленности и агропромышленном комплексе республики. Обеспечивалось достижение целевых значений показателей социально-экономического развития субъектов РФ, установленных «майскими» указами Президента РФ.

    Кроме того, для максимального использования потенциала Дагестана реализовывались Планы мероприятий по выполнению ряда постановлений Правительства РФ.

    Кроме того, в рамках принятых в 2016 году на федеральном уровне решений, в республике проводилась работа по переходу к проектному управлению с учетом новых требований реализации стратегических задач, приоритетных проектов и программ. Все органы исполнительной власти ориентированы на участие в реализации федеральных проектов в рамках 11 направлений стратегического развития РФ. Координационной группой Совета при Главе Дагестана по устойчивому развитию и приоритетным проектам утверждены Паспорта приоритетных проектов развития РД. Из 11 основных направлений стратегического развития РФ Дагестан принимает участие в шести: безопасные и качественные дороги; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; образование; ЖКХ и городская среда; моногорода и реформа контрольной и надзорной деятельности.

    🔊 Прослушать новость

    О НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН за январь-декабрь 2016 года

    Валовой региональный продукт

    Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности за январь-декабрь 2016г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2015 года и составил 107,8% (январь-декабрь 2015г. – 105,9%).

    Промышленное производство

    Индекс промышленного производства за январь-декабрь 2016г. к соот- ветствующему периоду 2015г. составил 136,3%, против 105,2% в январе- декабре 2015г. На рост промышленного производства по сравнению с январем-декабрем 2015г. повлияло увеличение: производства машин и оборудования – в 2,5 раза (ОАО «Дагдизель»), производства транспортных средств и оборудования – в 1,8 раза (ОАО «Концерн КЭМЗ»), производства, передача и распределение электроэнергии – на 44,9% (Дагестанский Филиал ОАО «РусГидро») и производства пищевых продуктов, включая напитки и табака – на 5,7% (ОАО «Кизлярагрокомплекс», ОАО «Дербентский коньячный комбинат», ОАО «Рычал-Су»). В тоже время наблюдается снижение добычи топливно-энергетических полезных ископаемых – на 7,6% (ОАО «НК «Роснефть-Дагнефть»), производ- ства, передача и распределение пара и горячей воды – на 12% (ОАО «Махачка- ла теплоэнерго», ООО «Каспий тепло сервис», ООО «Дагестанэнерго»).

    Сельское хозяйство

    Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в январе-декабре 2016 года оценивается в 112454,6 млн. рублей в действующих ценах, и составил 104,7% (в том числе растениеводство – 104,7%, животноводство – 104,6%,) к соответствующему периоду 2015 года, против 105,2% в январе-декабре 2015 года.

    Строительство

    Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» за январь-декабрь 2016 г. составил 133440,1 млн. рублей и увеличился по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 4,0%. Крупными и средними строительными организациями за январь-декабрь 2016 года выполнено работ на 8841,6 млн. рублей, что составило 121,0% от уровня января-декабря 2015 года. В январе-декабре 2016 г. введено жилья общей площадью 1844,8 тыс. кв. метров, что на 1,9% больше, чем за соответствующий период предыдущего года, в том числе индивидуальных жилых домов – 1579,3 тыс. кв. метров, что на 12,5% больше.

    Торговля и услуги

    Оборот розничной торговли в январе-декабре 2016 г. составил 671214,4 млн. рублей, что в сопоставимых ценах больше аналогичного периода предыдущего года на 1,9%. Увеличение темпов роста оборота розничной торговли в январе-декабре 2016 года обусловлено увеличением физического объѐма продаж на рынках 3,9% против уровня соответствующего периода предыдущего года. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в январе-декабре 2016г. составил 52,4%, непродовольственных товаров – 47,6%. Объем платных услуг, оказанных населению республики через все каналы реализации, в январе-декабре 2016 года составил 116440,3 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 1,6% больше соответствующего периода 2015 года.

    Финансы

    Финансы . В январе-ноябре 2016 г. сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций в действующих ценах составил – 3750,2 млн. рублей убытка. Кредиторская задолженность обследуемых организаций республики составила на 1 декабря 2016г. 80517,6 млн. рублей, в том числе просроченная – 28027,1 млн. рублей или 34,8% от общей суммы (на 1 декабря 2015г. – 32,4%). Кредиторская задолженность по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилась на 3%, а с аналогичным периодом предыдущего года – увеличилась на 13,9%, а ее просроченная, соответственно – уменьшилась на 3,5% и увеличилась на 22,3%. Дебиторская задолженность на 1 декабря 2016г. составила 30085,9 млн. рублей, из нее просроченная – 6631,4 млн. рублей или 22% (на 1 декабря 2015г. – 18,3%). Дебиторская задолженность по сравнению с предыдущим месяцем уменьшилась на 2,1%, а с аналогичным периодом предыдущего года – умень- шилась на 1,5%, а ее просроченная – уменьшилась, соответственно на 7,9% и на 13,4%.

    Социальные вопросы

    Среднедушевые денежные доходы за январь- декабрь 2016 года, по оценке, составили 28 634,4 рубля. Реальные располагае- мые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, составили 102,6%. Среднемесячная номинальная заработная плата за январь-ноябрь 2016г. составила 19446,9 рублей и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 3,4%. Реальная заработная плата, за этот же период по сравнению с соответствующим периодом 2015г. уменьшилась на 2,8%.

    В Московском доме национальностей 1 декабря прошел IV Форум «Дагестан. Взгляд из Москвы», организованный Политическим клубом «Достоинство». Телемост между Московским и Махачкалинским отделениями клуба собрал дагестанцев, неравнодушных к судьбе родного края. Вел форум общественный деятель Хаджимурад Гаджиев, который отметил, что клуб объединяет экспертов, общественно-политических деятелей и всех, кто хочет изменить жизнь в Дагестане к лучшему.

    Эксперт-экономист Хаджи-Мурад Абашилов представил доклад «Оценка экономической ситуации в республике Дагестан», который «МК в Дагестане» публикует сегодня. Подробнее о форуме мы расскажем в следующем номере.

    Эквилибристика цифрами или надутые показатели

    Мой прошлогодний доклад, посвященный оценке социально-экономического положения республики, был посвящен показателям, которые были достигнуты или опубликованы в официальных источниках. Сомнение в их достоверности, указание на полнейшую зависимость цифр от политической воли, а не от экономических процессов, вызвало тогда бурную негативную реакцию.

    Надуваются пузыри во многих отраслях экономики, в том числе в сельском хозяйстве. Количество приписок по поголовью скота в животноводстве и завышение сумм расходов к возмещению по растениеводству не поддается даже ревизорскому исчислению. Управление отраслями сводится не к достижению новых высот, а к эквилибристике цифрами и освоению бюджетов.

    Этот механизм не починить. Его можно только сломать, разорвав все порочные связи внутри оного. Мы можем оценить это на примере столицы. Сложнейшая система управления городом под руководством Саида Амирова, завязанная на личных связях и коррупционном механизме, после его ареста дала критические сбои по всем направлениям – системы жизнеобеспечения, финансово-бюджетная сфера, коммунальная, транспортная сфера не раз попадали в коллапс.

    Исходить мы можем лишь из того, будут ли менять отдельные части скрипучей государственно-административной системы республики или все же будут выстраивать новый механизм? И мы опять приходим к тому, что экономикой управляет политика. 2017 год ознаменовался важнейшим политическим шагом, который резко изменил диспозицию. Не будем анализировать публичные отчеты с бездоказательными цифрами и искать в них очередные несоответствия. Попытаемся оценить – что из себя представляет экономика Дагестана и в каком направлении ей надо двигаться?

    Состояние экономики Дагестана

    Официальная статистика гласит о том, что за 1январь-октябрь 2017 года практически по всем направлениям наблюдается рост. Приведем данные по обороту организаций за 10 месяцев 2017 года, а по сальдированному финансовому результату – за 3 квартала 2017 года.

    Сельское хозяйство - 15,5 % валового регионального продукта. По обороту организаций показан рост 118%, по финансовому результату без учета субъектов малого предпринимательства - рост 173%.

    Добыча полезных ископаемых - 0,4 % ВРП с отрицательной динамикой в его структуре. По обороту организаций - рост 108,5%, по финансовому результату динамика нулевая.

    Обрабатывающее производство - 3,9 % ВРП. По обороту организаций - рост 112,7%, по финансовому результату - рост 104,4%.

    Энергетика - 2,0% ВРП. По обороту организаций - рост 104,8%, по финансовому результату - рост 102,1%.

    Строительство - 15,8% ВРП. По обороту организаций – рост 112,6%, по финансовому результату- рост 116,5%.

    Транспорт и связь - 7,5% ВРП. По обороту организаций - данные отсутствуют, по финансовому результату - снижение до 92,1%.

    Сектор госуправления - 6,4% ВРП. По обороту организаций - рост 116,6%, по финансовому результату данный сектор нет смысла оценивать.

    Торговля - 28,5% ВРП. По обороту организаций - рост 103,5%, по финансовому результату - снижение до 92,8%.

    Эти цифры означают, что Дагестан - сельскохозяйственная, торгово-ориентированная республика с небольшим промышленным производством, в основном, в сфере строительства и энергетики. По отчетным показателям динамика в 2017 году составляет в среднем 108 % относительно показателей прошлого года, что говорит о невероятных успехах!

    Однако, в разделе «Финансовые результаты деятельности организаций» отчета ТУ Росстата по РД указано: «В январе-августе 2017 года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организации) в действующих ценах составил 3 048,9 млн. рублей убытка. За этот же период предыдущего года, сальдированный результат составлял 2 855,5 млн. рублей убытка.»

    Организации массово в убытке. Субъекты малого предпринимательства (ключевой сектор в республике) даже не оцениваются - они только усугубляют статистику. То есть статистика в очередной раз играет цифрами, а экономика не растет.

    Причины слабости экономики Дагестана

    1. Инвестиционный климат , сложившийся в последние 4 года. Инвестиционный спрос натянут государственными инвестициями и госгарантиями приближенным к руководству республики организациям, и настроен не на долгосрочное инвестирование, а на получение субсидий и льгот от государства, что отлично показывает, например, сельское хозяйство. Весь прирост объемов сельского хозяйства обусловлен чуть ли не кратным приростом субсидий по конкретным направлениям деятельности - виноградарство, животноводство, по которым действуют одновременно несколько направлений государственного субсидирования. Все, что касается частных инвестиций без участия государство - мертво.

    2. Дефицитность собственных финансов республики. Ежегодное муссирование темы межбюджетных трансфертов приводит к очередному перетягиванию каната между субъектами РФ в борьбе за дотации. 75% республиканского бюджета сверстано за счет субвенций, субсидий и, самое главное, дотаций. Порядка 23 млрд. собственных доходов из практически 100 млрд. расходов с реально положительной динамикой увеличения налоговых доходов и сборов - это истинный показатель сбалансированности бюджета.

    В Дагестане рынок представлен Сбербанком и Россельхозбанком, действующими по налаженным схемам. Чем занимаются остальные дагестанские банки, мы узнаем, когда Центробанк раз объявит, что «данная кредитная организация не выполняла требования по капиталу и проводила сомнительные необоснованные финансовые операции».

    3. Огромный долг , искусственно повешенный на ключевые элементы топливно-энергетического комплекса республики . Долги газовиков и энергетиков будут кочевать из года в год в пугающей арифметической прогрессии с невменяемыми цифрами в 35 млрд. руб. по состоянию уже на 2017 год. Ежегодный прирост долга в более чем на 10% требует политического вмешательства руководства республики и жесткой позиции по урегулированию долговых обязательств.

    4. Отсутствие развитого промышленного производства . Флагманов республиканской экономики, таких как Азимут, Авиаагрегат, Электросигнал, КЭМЗ и регулярно дотируемый оборонзаказом Дагдизель, на российском рынке не видно абсолютно. Отсутствие собственной производственной базы формирует зависимость от внешних производителей по самым мелким номенклатурам деталей для сельского хозяйства, строительства и торговли.

    5. Высокая теневая составляющая экономики . Эта сфера поддается оценке, хотя и довольно приблизительной. Например, по итогам целого комплекса проверок, инициированных руководством города совместно с налоговиками, было выявлено более 3000 предпринимателей, осуществлявших свою деятельность без постановки на учет. Но «в чёрную» уже мало кто работает - весь бизнес, в основном, сосредоточен на «серых схемах». Ужесточение административного контроля и постоянное повышение ставок налогов, сборов, взносов стимулируют к уходу «в тень», что особенно характерно для субъектов малого предпринимательства.

    6. Административно-правоохранительный пресс . Это самый сложнооцени-ваемый показатель, который прямо коррелирует с первым пунктом и обратно ему пропорционален. Он запределен. Количество и объем проверок различных контрольных органов, инициация уголовных дел по малейшему поводу с квалификацией «мошенничество». Интересный факт - в 2017 год Минсельхозпрод РД проверяло одновременно 5 (пять!) контролирующих организаций. Бесконечный проверочный процесс дестабилизирует работу любого учреждения и нивелирует смысл его деятельности.

    Политика – концентрированная экономика

    Согласно определению Владимира Ленина, экономику определяет политика, политическая воля. Новое руководство Дагестана публично объявило о смене парадигмы - не «работать чуть-чуть на себя», а строго следовать закону, в особенности в части антикоррупционного законодательства. Для экономики важны правила и их соблюдение. Надо выбрать ключевые направления и сосредоточиться на них, не распыля-ясь.

    1. Решение вопроса с газовыми и энергетическими долгами. Республика не может выходить на рынок производства электроэнергии, с инвестиционными площадками по добыче и реализации полезных ископаемых с репутацией банкрота. Проведение переговоров с ключевыми кредиторами, фиксация обязательств республики с реальным дисконтированием, выставление жесткого графика погашения на срок до 5 лет с предельным объемом платежей не выше 1% ВРП в год.

    2. Создание регионального банка. Это именно политический вопрос решения финансово-экономической проблемы, лежащий в сфере надзора ЦБ РФ и под неукоснительным наблюдением Минфина России. Без оперирования внебюджетными источниками финансирования любые шаги региональной власти имеют слабые шансы в реализации оных. Региональный банк не может быть создан непосредственно органами государственной власти республики, поэтому это форма должна быть разработана совместно с руководством вышеупомянутых федеральных органов. Либо под чутким руководством ТУ ЦБ РФ по РД проведена консолидация оставшихся региональных банков с целью формирования такого коммерческого банка регионального значения.

    3. Определение сельского хозяйства в качестве локомотивной отрасли экономики. Решение проблем, связанных со сбором, хранением, сортировкой и транспортировкой урожая, формирование условий для круглогодичного цикла большинства подотраслей. Отказаться от формы государственных гарантий, так как это формирует нездоровую конкуренцию между крупными и мелкими производителями. Именно в данной сфере сработает экономический мультипликатор за счет расширения строительства большого количества сопутствующих элементов - складов, сортировочных центров, овощехранилищ, мини-консервных заводов и так далее.

    5. Отказ от прямого финансирования и предоставления государственных гарантий в инвестиционном проекте, не связанном с сельским хозяйством . Запредельные оценки и нереальные перспективы каждого отдельного проекта во всех случаях обернулись пшиком. В рамках жестких бюджетных параметров необходимо по минимуму соблюсти политес в отношении промышленного производства, которое в действительности является далеко не лучшим мультипликатором, но зато очень оперативно реагирует на изменения в экономике, что сразу отражается и на его показателях.

    6. Секвестирование бюджетных расходов в части расходов на госуправление . Провести оптимизацию муниципалитетов и районов республики с целью сокращения неэффективного управленческого аппарата. Расходы бюджетов поселений на зарплаты руководителям составляют иногда больше половины всего бюджета, что ломает весь смысл существования этих бюджетов. То же касается и бюджетов районов, которые необходимо объединить под конкретные количественные параметры с учетом, конечно, национально-исторического аспекта. Это даст существенную экономию бюджетных средств, высвобождающуюся под социальные либо инвестиционные расходы.

    7. Развитие столицы республики в агломерацию, прообраз современного мегаполиса. Объединение Махачкалы и Каспийска с добавлением территории под промышленное и жилищное строительство позволит сформировать инвестиционный потенциал для прорывного развития столицы как мощного образовательного, промышленного и финансового центра.

    Махачкала нуждается в трансформации - в новой транспортной парадигме, территориальном планировании и зонировании, расширении бюджетного потенциала с целью формирования ключевой базы развития республики, ее центральной финансовой, кадровой и организационной составляющей. Эффект масштаба в данном случае сыграет огромную роль, хотя о конкретных цифрах говорить рано. Вопрос стоит в стратегическом решении проблемы, которую простой оптимизацией расходов или борьбой за увеличение доходов не снять.

    Здесь перед нами вновь встает вопрос качества государственного аппарата и уровня должностных лиц. Любое экономическое решение в республике будет иметь эффект только при наличии политической воли и эффективной, настроенной команды. Мы ждем и готовимся!