Закон российской федерации 164. Основные правовые аспекты Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Текущая страница: 1 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Елена Юрьевна Иванова
Комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (постатейный)

Комментарий к Федеральному закону

«ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


(в ред. федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 22 июля 2005 г. № 117-ФЗ, от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ)

Глава 1 Общие положения
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

3. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.

4. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, не применяются к:

1) услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;

2) услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;

3) финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон) определил основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом норм и правил Всемирной торговой организации (ВТО), разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности.

В части 1 комментируемой статьи определены основные цели принятия Закона:

обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности;

защита экономических и политических интересов Российской Федерации.

В Законе устанавливаются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности посредством методов таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений международной торговли услугами и интеллектуальной собственностью, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Законом. При этом использование иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускается.

Круг отношений, к которым применяется Закон, определен в ч. 2 комментируемой статьи:

отношения в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью.

К отношениям, непосредственно связанным с внешнеторговой деятельностью, относятся мероприятия, направленные на развитие внешнеторговой деятельности (кредитование участников, функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов, организация торговых выставок, ярмарок, специализированных симпозиумов, конференций и участие в них, проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки), а также информационное обеспечение внешнеторговой деятельности, ведение внешнеторговой статистики, обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки, обеспечение внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах и др.

При этом в ч. 4 комментируемой статьи из-под действия норм Закона выведены следующие виды услуг:

оказываемые при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;

оказываемые при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;

оказываемые при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов.

В части 3 законодатель определил особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности, т. е. особые правила, которые не противоречат основам, закрепленным в Законе, но уточняют, дополняют и развивают их применительно к отдельным направлениям внешнеторговой деятельности. Такие особые правила могут быт установлены в отношении продукции военного назначения, а также в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Специфика государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, разработки и производства продукции военного назначения определена в Законе от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (ред. от 7 мая 2009 г.). При этом к продукции военного назначения в упомянутом Федеральном законе № 114-ФЗ относятся вооружение, военная техника, системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой, взрывчатые вещества, инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники, системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, а также результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них и информация в военно-технической области.

Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, установлены в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» (ред. от 7 мая 2009 г.), а также в соответствующих международных договорах Российской Федерации (например, Соглашение от 8 октября 1999 г. о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами – участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли, Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 г. о создании зоны свободной торговли, Соглашение от 23 декабря 1993 г. о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов, Соглашение от 26 мая 1995 г. о перевозках специальных грузов и продукции военного назначения, Соглашение от 26 июня 1992 г. о координации работ по вопросам экспортного контроля сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки, Соглашение от 13 апреля 1999 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о едином порядке экспортного контроля).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) аналогичный товар – товар, который по своему функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам полностью идентичен другому товару, или в отсутствие такого полностью идентичного товара товар, имеющий характеристики, близкие к характеристикам другого товара;

2) взаимность – предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима;

3) внешнеторговая бартерная сделка – сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств;

4) внешнеторговая деятельность – деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью;

5) внешняя торговля интеллектуальной собственностью – передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу;

6) внешняя торговля информацией – внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях;

7) внешняя торговля товарами – импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами;

8) внешняя торговля услугами – оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона;

9) зона свободной торговли – таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 настоящего Федерального закона. При этом участники зоны свободной торговли не осуществляют какой-либо существенной координации в отношении применения таможенных пошлин и других мер регулирования внешней торговли товарами с третьими странами;

10) импорт товара – ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе;

11) иностранное лицо – физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами;

12) иностранный заказчик услуг – иностранное лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

13) иностранный исполнитель услуг – иностранное лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

14) коммерческое присутствие – любая допускаемая законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица. Российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранное лицо (иностранные лица) в силу преобладающего участия в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом;

15) международный транзит – перемещение через таможенную территорию Российской Федерации товаров, транспортных средств, если такое перемещение является лишь частью пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами таможенной территории Российской Федерации;

16) непосредственно конкурирующий товар – товар, который сопоставим с другим товаром по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить им другой товар в процессе потребления;

17) нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера;

18) орган предотгрузочной инспекции – российское или иностранное юридическое лицо, определенное Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 28 настоящего Федерального закона;

19) паспорт внешнеторговой бартерной сделки – документ, необходимый для контроля за внешней торговлей товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, осуществляемой на основании внешнеторговых бартерных сделок;

20) предотгрузочная инспекция – проверка качества, количества, цены, включая ее финансовые условия, и (или) правильности кодирования для таможенных целей товаров, предназначенных для импорта в Российскую Федерацию;

21) российский заказчик услуг – российское лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими;

22) российский исполнитель услуг – российское лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы);

23) российское лицо – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

24) таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин;

25) таможенный союз – единая таможенная территория, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в случаях, предусмотренных статьями 21, 32, 38 и 39 настоящего Федерального закона. При этом каждый участник таможенного союза применяет одинаковые таможенные пошлины и другие меры регулирования внешней торговли товарами с третьими странами;

26) товар – являющиеся предметом внешнеторговой деятельности движимое имущество, отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река – море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Транспортные средства, используемые по договору о международных перевозках, не рассматриваются в качестве товара;

27) участники внешнеторговой деятельности – российские и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью;

28) экспорт товара – вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

В статье 2 Закона определены основные, наиболее важные понятия, используемые в Законе: внешнеторговая деятельность, внешнеторговая бартерная сделка, экспорт, импорт товаров и т. д.

В целях регулирования отношений, составляющих сферу применения Закона, должны применяться определения понятий, содержащиеся в комментируемой статье. В случае если отдельные понятия определяются также в иных законодательных актах (например, понятие «товар» наряду с комментируемой статьей определяется также в ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации; понятия «аналогичный товар» и «непосредственно конкурирующий товар» определяются также в ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (ред. от 30 декабря 2006 г.), для государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяются определенные в ст. 2 Закона термины. Понятия, не определенные в комментируемой статье, но используемые в тексте Закона, приводятся в значениях, содержащихся в нормативных правовых актах таможенного, налогового, валютного, гражданского и иных отраслей законодательства Российской Федерации.

Отдельные понятия, определяемые в ст. 2 Закона, содержат ссылки на иные статьи Закона и в связи с этим заслуживают особого внимания. В частности, термин «орган предотгрузочной инспекции» (п. 18 комментируемой статьи) представляет собой российское или иностранное юридическое лицо, определенное Правительством Российской Федерации по итогам конкурса на оказание услуг по предотгрузочной инспекции, и осуществляет свою деятельность на основании соглашения с Правительством Российской Федерации.

Внешняя торговля услугами (п. 8 комментируемой статьи) представляет собой оказание услуг (выполнение работ), включающее производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое следующими способами:

с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;

с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;

на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;

на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;

российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;

иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;

российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.

Следует обратить внимание, что перечень способов осуществления внешней торговли услугами исчерпывающий, т. е. не содержащий упоминания об иных способах осуществления внешней торговли услугами, кроме тех, которые определены в ст. 33 Закона. При этом термин «внешняя торговля услугами» более емкий, включающий более разнообразные способы осуществления указанного вида торговли, чем термин «внешняя торговля товарами», который определяется лишь как импорт и (или) экспорт товаров.

Зона свободной торговли (п. 9 комментируемой статьи) представляет собой таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли происходящими с данных таможенных территорий товарами в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер в следующих случаях:

1) установления Правительством Российской Федерации определенных количественных ограничений:

временных ограничений или запретов экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определен в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 г. № 877 «Об утверждении Перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта»;

ограничений импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, если необходимо сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения, а также товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара; снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения; ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным. Продовольственные и сельскохозяйственные товары для указанных целей определяются Правительством Российской Федерации;

2) введения мер, не носящих экономического характера и затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов, если эти меры:

необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка;

необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; относятся к импорту или экспорту золота или серебра; применяются для защиты культурных ценностей; необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации;

необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации;

3) принятия Правительством Российской Федерации по представлению Центрального банка Российской Федерации мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации в случае, если необходимо:

остановить серьезное сокращение валютных резервов Российской Федерации или предотвратить угрозу серьезного сокращения валютных резервов Российской Федерации;

достигнуть разумного темпа увеличения валютных резервов Российской Федерации (если валютные резервы очень малы);

ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, связанное с мерами валютного регулирования или валютного контроля.

Следует отметить, что те же меры ограничения внешней торговли товарами могут быть введены и на территории таможенного союза, который представляет единую таможенную территорию, которой на основе международного договора заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с единой таможенной территории, в отношении практически всей торговли такими товарами в пределах этой таможенной территории, за исключением мер, которые указаны выше в отношении внешней торговли товарами в зоне свободной торговли.

Целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.

В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.

Глава I. Общие положения

№ 83-ФЗ в пункт 1 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Сферой применения настоящего Федерального закона является лизинг имущества, относящегося к непотребляемым вещам (кроме земельных участков и других природных объектов), передаваемым во временное владение и в пользование физическим и юридическим лицам.

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2, вступающим в силу с 1 января 2011 г.

2. В случае, если лизингополучателем является бюджетное учреждение, положения пункта 1 настоящего Федерального закона применяются с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливающих особенности правового положения бюджетных учреждений, положения абзаца второго пункта 2 статьи 28 настоящего Федерального закона на бюджетные учреждения не распространяются.

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;

договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем;

лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ в пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.

Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 130-ФЗ пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

2. Предметом лизинга не могут быть земельные участки и другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения, за исключением продукции военного назначения, лизинг которой осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" в порядке, установленном Президентом Российской Федерации, и технологического оборудования иностранного производства, лизинг которого осуществляется в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

1. Субъектами лизинга являются:

лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

2. Любой из субъектов лизинга может быть резидентом Российской Федерации или нерезидентом Российской Федерации.

1. Лизинговые компании (фирмы) - коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей.

2. Учредителями лизинговых компаний (фирм) могут быть юридические, физические лица (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации).

3. Лизинговая компания - нерезидент Российской Федерации - иностранное юридическое лицо, осуществляющее лизинговую деятельность на территории Российской Федерации.

4. Лизинговые компании имеют право привлекать средства юридических и (или) физических лиц (резидентов Российской Федерации и нерезидентов Российской Федерации) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Исключена

1. Основными формами лизинга являются внутренний лизинг и международный лизинг.

При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами Российской Федерации.

При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

2. Договор лизинга может включать в себя условия оказания дополнительных услуг и проведения дополнительных работ.

Дополнительные услуги (работы) - услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с реализацией договора лизинга.

Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг (работ) определяются соглашением сторон.

1. Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.

При передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга.

2. При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным является согласие лизингодателя в письменной форме.

Исключена

Глава II. Правовые основы лизинговых отношений

1. Права и обязанности сторон договора лизинга регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга.

2. При осуществлении лизинга лизингополучатель вправе предъявлять непосредственно продавцу предмета лизинга требования к качеству и комплектности, срокам исполнения обязанности передать товар и другие требования, установленные законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи между продавцом и лизингодателем.

1. Предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя.

2. Право владения и пользования предметом лизинга переходит к лизингополучателю в полном объеме, если договором лизинга не установлено иное.

3. Право лизингодателя на распоряжение предметом лизинга включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и договором лизинга.

Исключена

Статья 13. Обеспечение прав лизингодателя

1. В случае неперечисления лизингополучателем лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа их списание со счета лизингополучателя осуществляется в бесспорном порядке путем направления лизингодателем в банк или иную кредитную организацию, в которых открыт счет лизингополучателя, распоряжения на списание с его счета денежных средств в пределах сумм просроченных лизинговых платежей. Бесспорное списание денежных средств не лишает лизингополучателя права на обращение в суд.

2. Лизингодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора лизинга и возврата в разумный срок лизингополучателем имущества в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и договором лизинга.

В этом случае все расходы, связанные с возвратом имущества, в том числе расходы на его демонтаж, страхование и транспортировку, несет лизингополучатель.

Исключена

1. Договор лизинга независимо от срока заключается в письменной форме.

2. Для выполнения своих обязательств по договору лизинга субъекты лизинга заключают обязательные и сопутствующие договоры.

К обязательным договорам относится договор купли-продажи.

К сопутствующим договорам относятся договор о привлечении средств, договор залога, договор гарантии, договор поручительства и другие.

3. В договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным.

4. На основании договора лизинга лизингодатель обязуется:

приобрести у определенного продавца в собственность определенное имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю;

5. По договору лизинга лизингополучатель обязуется:

принять предмет лизинга в порядке, предусмотренном указанным договором лизинга;

выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором лизинга;

по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором лизинга, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи;

выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.

6. В договоре лизинга могут быть оговорены обстоятельства, которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга и изъятию предмета лизинга.

7. Договор лизинга может предусматривать право лизингополучателя продлить срок лизинга с сохранением или изменением условий договора лизинга.

Исключена

1. Лизингодатель обязан предоставить лизингополучателю имущество, являющееся предметом лизинга, в состоянии, соответствующем условиям договора лизинга и назначению данного имущества.

2. Предмет лизинга передается в лизинг вместе со всеми его принадлежностями и со всеми документами (техническим паспортом и другими), если иное не предусмотрено договором лизинга.

3. Лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание предмета лизинга и обеспечивает его сохранность, а также осуществляет капитальный и текущий ремонт предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

4. При прекращении договора лизинга лизингополучатель обязан вернуть лизингодателю предмет лизинга в состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или износа, обусловленного договором лизинга.

5. Если лизингополучатель не возвратил предмет лизинга или возвратил его несвоевременно, лизингодатель вправе требовать внесения платежей за время просрочки. В случае, если указанная плата не покрывает причиненных лизингодателю убытков, он может требовать их возмещения.

6. В случае, если за несвоевременный возврат предмета лизинга лизингодателю предусмотрена неустойка, убытки могут быть взысканы с лизингополучателя в полной сумме сверх неустойки, если иное не предусмотрено договором лизинга.

7. Произведенные лизингополучателем отделимые улучшения предмета лизинга являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором лизинга.

8. В случае, если лизингополучатель с согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, неотделимые без вреда для предмета лизинга, лизингополучатель имеет право после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости таких улучшений, если иное не предусмотрено договором лизинга.

9. В случае, если лизингополучатель без согласия в письменной форме лизингодателя произвел за счет собственных средств улучшения предмета лизинга, неотделимые без вреда для предмета лизинга, и если иное не предусмотрено федеральным законом, лизингополучатель не имеет права после прекращения договора лизинга на возмещение стоимости этих улучшений.

1. Лизингодатель может уступить третьему лицу полностью или частично свои права по договору лизинга.

2. Лизингодатель имеет право в целях привлечения денежных средств использовать в качестве залога предмет лизинга, который будет приобретен в будущем по условиям договора лизинга.

3. Лизингодатель обязан предупредить лизингополучателя о всех правах третьих лиц на предмет лизинга.

1. Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон.

2. Федеральным законом могут быть установлены случаи запрещения перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

1. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, права на имущество, которое передается в лизинг, и (или) договор лизинга, предметом которого является данное имущество, подлежат государственной регистрации.

Специальные требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к собственнику регистрируемого имущества (авиационной техники, морских и других судов, другого имущества), распространяются на лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению.

2. Предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.

3. По соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества. В случае расторжения договора и изъятия лизингодателем предмета лизинга по заявлению последнего государственные органы, осуществившие регистрацию, обязаны аннулировать запись о владельце (пользователе).

1. Предмет лизинга может быть застрахован от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждения с момента поставки имущества продавцом и до момента окончания срока действия договора лизинга, если иное не предусмотрено договором. Стороны, выступающие в качестве страхователя и выгодоприобретателя, а также период страхования предмета лизинга определяются договором лизинга.

2. Страхование предпринимательских (финансовых) рисков осуществляется по соглашению сторон договора лизинга и не обязательно.

3. Лизингополучатель в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.

4. Лизингополучатель вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора лизинга в пользу лизингодателя.

1. Ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением, преждевременной поломкой, ошибкой, допущенной при его монтаже или эксплуатации, и иные имущественные риски с момента фактической приемки предмета лизинга несет лизингополучатель, если иное не предусмотрено договором лизинга.

2. Риск невыполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга и связанные с этим убытки несет сторона договора лизинга, которая выбрала продавца, если иное не предусмотрено договором лизинга.

3. Риск несоответствия предмета лизинга целям использования этого предмета по договору лизинга и связанные с этим убытки несет сторона, которая выбрала предмет лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

1. На предмет лизинга не может быть обращено взыскание третьего лица по обязательствам лизингополучателя, в том числе в случаях, если предмет лизинга зарегистрирован на имя лизингополучателя.

2. Взыскания третьих лиц, обращенные на имущество лизингодателя, могут быть отнесены только к данному объекту права собственности лизингодателя в отношении предмета лизинга. К приобретателю прав лизингодателя в отношении предмета лизинга в результате удовлетворения взыскания в обязательном порядке переходят не только права, но и обязательства лизингодателя, определенные в договоре лизинга.

Исключена

Исключена

Утрата предмета лизинга или утрата предметом лизинга своих функций по вине лизингополучателя не освобождает лизингополучателя от обязательств по договору лизинга, если договором лизинга не установлено иное.

Глава III. Экономические основы лизинга

Исключена

1. Под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

2. Размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учетом настоящего Федерального закона.

Если лизингополучатель и лизингодатель осуществляют расчеты по лизинговым платежам продукцией (в натуральной форме), производимой с помощью предмета лизинга, цена на такую продукцию определяется по соглашению сторон договора лизинга.

Если иное не предусмотрено договором лизинга, размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца.

3. Обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

4. В целях налогообложения прибыли лизинговые платежи относятся в соответствии с законодательством о налогах и сборах к расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Исключена

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ пункты 3 и 4 статьи 34 настоящего Федерального закона признаны утратившими силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ действие пункта 3 статьи 34 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ действие пунктов 3 и 4 статьи 34 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Утратила силу

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке услуг по лизингу обеспечиваются федеральным антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Глава IV. Государственная поддержка лизинговой деятельности

Мерами государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленными законами Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, могут быть:

разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации или региона;

создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;

финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов (Бюджет развития Российской Федерации), в том числе с участием фирм-нерезидентов;

предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;

предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;

предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;

создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;

предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;

отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных;

создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.

Глава V. Право инспектирования и контроля

1. Лизингодатель имеет право осуществлять контроль за соблюдением лизингополучателем условий договора лизинга и других сопутствующих договоров.

2. Цели и порядок инспектирования оговариваются в договоре лизинга и других сопутствующих договорах между их участниками.

3. Лизингополучатель обязан обеспечить лизингодателю беспрепятственный доступ к финансовым документам и предмету лизинга.

1. Лизингодатель имеет право на финансовый контроль за деятельностью лизингополучателя в той ее части, которая относится к предмету лизинга, формированием финансовых результатов деятельности лизингополучателя и выполнением лизингополучателем обязательств по договору лизинга.

2. Цель и порядок финансового контроля предусматриваются договором лизинга.

3. Лизингодатель имеет право направлять лизингополучателю в письменной форме запросы о предоставлении информации, необходимой для осуществления финансового контроля, а лизингополучатель обязан удовлетворять такие запросы.

Глава VI. Заключительные положения

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Москва, Кремль

Импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров с одной части таможенной территории Российской Федерации на другую часть таможенной территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства не является внешней торговлей товарами;

1. Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.

5) устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

4. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи, может принять решение не проводить консультации в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи при наличии любого из следующих условий:

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3. Расходы на осуществление предотгрузочной инспекции несет импортер товара, в отношении которого вводится предотгрузочная инспекция. Правительство Российской Федерации одновременно с принятием решения о введении предотгрузочной инспекции снижает ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых такая инспекция вводится.

3. Товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения или непосредственно конкурирующим товарам российского происхождения в отношении продажи, предложения к продаже, покупки, перевозки, распределения или использования на внутреннем рынке Российской Федерации. Данное положение не препятствует применению дифференцированных платежей, связанных с перевозкой и основанных исключительно на стоимости эксплуатации транспортных средств, а не на происхождении товара.

4. Решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, указанных в части 1 настоящей статьи, принимается Правительством Российской Федерации по представлению Центрального банка Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8) внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в статье 33 настоящего Федерального закона;

2. Торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

6) определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

1) о мерах, предусмотренных проектом нормативного правового акта Российской Федерации, затрагивающего право осуществления внешнеторговой деятельности, не должно быть известно до момента вступления его в силу и проведение консультаций приведет или может привести к недостижению целей, предусмотренных таким нормативным правовым актом;

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством Российской Федерации;

4. Товарам, происходящим из иностранного государства или групп иностранных государств, которые не имеют международных договоров с Российской Федерацией о предоставлении товарам российского происхождения режима, предусмотренного частями 2 и 3 настоящей статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации может предоставляться иной режим регулирования.

8) необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих положениям настоящего Федерального закона нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе:

1. В случае установления в соответствии с настоящим Федеральным законом запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью такие запреты и ограничения применяются также в отношении внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, осуществляемой с использованием внешнеторговых бартерных сделок.

В связи со стремительным социально-экономическим развитием РФ, предпринимательская деятельность в области импорта и экспорта товаров, услуг и результатов интеллектуального труда требует постоянной реформации и контроля. С этой целью был создан действительный ФЗ о внешнеторговой деятельности.

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ (акт от 8 декабря 2003 г.) принят 21 ноября 2003 года, вступил в силу 26 ноября 2003 года . Положение действующего ФЗ употребляется в отношении официального упорядочивания внешнеторговых операций. Настоящий правовой акт регламентирует регулирование потоков импорта и экспорта и полномочия субъектов РФ в области внешнеторговой активности. В ФЗ-164 предусмотрены способы юридической защиты интересов Российской федерации в сферах экономики и политики.

ФЗ «Об основах гос регулирования внешнеторговой деятельности» в РФ не может применяться в отношении следующих видов деятельности:

  • Оказываемые представителями органов государственной власти некоммерческие и неконкурирующие услуги;
  • Услуги, предоставляемые Центральным Банком России (ЦБР) в соответствии с установленными Федеральными законами функциями;
  • Деятельность по оказанию услуг в рамках социального (в том числе и пенсионного) обеспечивания, при условии гарантии Правительства Российской Федерации, отсутствия конкуренции с другими органами соцобеспечения или при эксплуатации государственных финансовых ресурсов.

Основой для государственного упорядочивания внешнеторговой активности является Конституция Российской Федерации. Регулирование осуществляется посредством соответствия критериям, установленным действующим 164-ФЗ, общепринятыми нормативам международного права и принципам международной дипломатической договорённости.

В рамках осуществления внешнеторговых сделок субъекты Российской Федерации уполномочены переводить переговоры с субъектами иностранных государств. Переговоры с иностранным государственным правительством возможны только при согласии Правительства Российской Федерации (ст. 8, п. 1 ).

В ФЗ о внешнеторговой деятельности существуют понятия:

  • Аналогичный товар - соответствующий максимальному числу общих характеристик с другим объектом торговли, товар;
  • Взаимность - взаимная деятельность между субъектами РФ и иностранными субъектами по созданию взаимовыгодных условий и режимов внешнеторговой деятельности;
  • Бартерная сделка - соглашение об обмене товаров, услуг и плодов интеллектуального труда;
  • внешнеторговая деятельность - активность по осуществлению сделок в области внешней торговли;
  • Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - совокупность сделок между иностранными и российскими лицами по передаче прав на интеллектуальные активы;
  • Внешняя торговля информацией - осуществление информативных передач;
  • Внешняя торговля товарами - международный товарооборот между Российской Федерацией и иностранными государствами;
  • Зона свободной торговли - таможенные территории, на которых производится сбыт товара без таможенных пошлин.

Участниками внешнеторговой деятельности может стать любой гражданин РФ и иностранное лицо . Ограничения этого права предусмотрены рассматриваемым Федеральным законом и нормативами, установленными в международных договорах РФ.

Защита экономических интересов Российской Федерации осуществляется посредством наблюдения за внешнеторговой деятельностью с позиции компетентных органов государственной власти (ст. 52) . Контролируя процессы импорта и экспорта интеллектуальной, информационной и материальной продукции, данные органы обеспечивают соблюдение нормативов Федерального закона 164-ФЗ.

Согласно ст. 40 настоящего закона, при введении санкций со стороны иностранного государства, Российская Федерация уполномочена принимать меры. В случаях несоблюдения экономических интересов РФ, не предоставления юридической защиты торговых интересов, Правительством Российской Федерации принимается решение о режиме введения ответных мер.

Скачать ФЗ 164

В целях получения достоверной информации о международном товарообороте и внешнеторговой деятельности, необходимо ознакомиться с текстом «Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» N 164-ФЗ». Актуальный текст с последними поправками скачать

Текст ФЗ о техническом регулировании с изменениями на 2018 год

Последние изменения, внесенные в закон о внешнеэкономической деятельности

Последняя поправка в действительный закон была внесена «Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ (редактировался 3 июля 2016 года) . Изменения коснулись статьи 6 настоящего закона. В новой редакции с. 6 дополняется пунктом 6.1, определяющим последовательность передачи полномочий во внешнеэкономической области от органов государственной исполнительной власти органам местной исполнительной власти субъектов РФ. Соответственные полномочия во внешнеторговой деятельности передаются согласно букве Федерального закона N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принятого 6 октября 1999 года.

Ранее произошли не менее важные поправки в других статьях рассматриваемого закона. В ст. 4, вводящей в основные принципы федеральной стабилизации внешнеторговой деятельности, утратил силу пункт 3 (постановлением Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ) .

Согласно поправкам 2015 года, цель экономической политики Российской Федерации - обеспечение оптимальных условий для российской торговли, экспортёров, производителей и потребителей товаров и услуг (ст. 5 настоящего Федерального закона).

Обновлённый текст статьи 12 закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности раскрывает методику стабилизации действий в рассматриваемой сфере. Организация сдельной деятельности осуществляется посредством упорядочивания:

  • Таможенно-тарифного типа;
  • Нетарифного типа;
  • Санкций в отношении экспорта информационных, интеллектуальных и материальных услуг и товаров;
  • Административных и экономических мер, влияющих на развитие торговых отношений и предусмотренных Федеральным законодательством.

Иные методы федерального упорядочивания внешнеторговой деятельности недопустимы .

Елена Юрьевна Иванова

Комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (постатейный)

Комментарий к Федеральному закону

«ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


(в ред. федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 22 июля 2005 г. № 117-ФЗ, от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ)

Глава 1 Общие положения

Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.

3. Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.

4. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, не применяются к:

1) услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;

2) услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;

3) финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон) определил основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом норм и правил Всемирной торговой организации (ВТО), разграничил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности.

В части 1 комментируемой статьи определены основные цели принятия Закона:

обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности;

защита экономических и политических интересов Российской Федерации.

В Законе устанавливаются основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности посредством методов таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений международной торговли услугами и интеллектуальной собственностью, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных Законом. При этом использование иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускается.

Круг отношений, к которым применяется Закон, определен в ч. 2 комментируемой статьи:

отношения в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

отношения, непосредственно связанные с такой деятельностью.

К отношениям, непосредственно связанным с внешнеторговой деятельностью, относятся мероприятия, направленные на развитие внешнеторговой деятельности (кредитование участников, функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов, организация торговых выставок, ярмарок, специализированных симпозиумов, конференций и участие в них, проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки), а также информационное обеспечение внешнеторговой деятельности, ведение внешнеторговой статистики, обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки, обеспечение внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах и др.

При этом в ч. 4 комментируемой статьи из-под действия норм Закона выведены следующие виды услуг:

оказываемые при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг;

оказываемые при осуществлении деятельности Центрального банка Российской Федерации в целях исполнения функций, установленных федеральными законами;

оказываемые при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства Российской Федерации или с использованием государственных финансовых ресурсов.

В части 3 законодатель определил особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности, т. е. особые правила, которые не противоречат основам, закрепленным в Законе, но уточняют, дополняют и развивают их применительно к отдельным направлениям внешнеторговой деятельности. Такие особые правила могут быт установлены в отношении продукции военного назначения, а также в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Специфика государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, разработки и производства продукции военного назначения определена в Законе от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (ред. от 7 мая 2009 г.). При этом к продукции военного назначения в упомянутом Федеральном законе № 114-ФЗ относятся вооружение, военная техника, системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой, взрывчатые вещества, инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники, системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, а также результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них и информация в военно-технической области.

Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, установлены в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» (ред. от 7 мая 2009 г.), а также в соответствующих международных договорах Российской Федерации (например, Соглашение от 8 октября 1999 г. о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами – участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли, Соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994 г. о создании зоны свободной торговли, Соглашение от 23 декабря 1993 г. о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов, Соглашение от 26 мая 1995 г. о перевозках специальных грузов и продукции военного назначения, Соглашение от 26 июня 1992 г. о координации работ по вопросам экспортного контроля сырья, материалов, оборудования, технологий и услуг, которые могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки, Соглашение от 13 апреля 1999 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о едином порядке экспортного контроля).