Суды против штрафа за непредставление в налоговую аудиторского заключения. Годовой баланс, когда аудит обязателен Куда сдавать аудиторское заключение за

Сроки сдачи отчетности и аудиторского заключения в статистику не поменялись

Если бухгалтерская отчетность фирмы подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение представляется в орган статистики (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"):

  • либо вместе с данной отчетностью (не позднее трех месяцев после окончания отчетного года) по 31 марта 2016 года;
  • либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

То есть аудиторскую проверку отчетности за 2015 год фирма вправе проводить в течение всего 2016 года.

В 2016 году аудиторское заключение в налоговую инспекцию не сдается

С 2013 г. организации не обязаны представлять аудиторское заключение в ИФНС вместе с годовой отчетностью, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности (Письмо УФНС по г. Москве от 20.01.2014 N 16-15/003855). Соответственно, оштрафовать налогоплательщиков по ст. 126 НК РФ за непредставление аудиторского заключения налоговики не вправе.

В действующем КоАП увеличится штраф за грубое ведение бухучета

Госдума РФ 4 декабря 2015 года приняла в первом чтении поправки в ст. 15.11 действующего КоАП РФ (Законопроект № 890123-6). Расширяется понятие грубого нарушения требований к бухучету. К данному деянию будет отнесено:

  1. Занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета (этот пункт присутствует и сейчас)
  2. Искажение любого показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10% (сейчас это "искажение любой статьи (строки) формы бухотчетности не менее чем на 10%")
  3. Регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни, мнимого, притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухучета
  4. Ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета
  5. Составление бухгалтерской отчетности не на основе данных регистров бухучета
  6. Отсутствие у организации первичных учетных документов и (или) регистров бухучета и (или) бухотчетности и (или) аудиторского заключения о бухотчетности в течение установленных сроков хранения таких документов

Перечисленные в пунктах 3-5 виды нарушений в ныне действующей редакции статьи 15.11 КоАП РФ не предусмотрены.

Штраф на должностных лиц предлагается установить в пределах от 5 до 10 тыс. руб. (сейчас - от 2 до 3 тыс. руб.).

За повторное нарушение в течение календарного года предлагается установить штраф от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (в ныне действующей редакции санкций за повторное нарушение не предусмотрено).

Напоминаем, что указанная ответственность не будет применяться если отчетность будет своевременно исправлена, в том числе через подачу уточненной налоговой декларации (пересмотренной бухгалтерской отчетности).

В новом КоАП появится штраф за несвоевременную сдачу аудиторского заключения и отчетности в статистику

Законопроект № 957581-6 «КоАП РФ» внесен в Госдуму 18 декабря 2015г. Статьей 29.30 проекта нового КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление (представление не в полном составе) обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности в органы статистики и другие нарушения порядка ее представления, предполагаются ввести штрафы в размере:

  • на ИП от 2 до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юрлиц - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;

Там же предусмотрено, что не представление (несвоевременное представит) в Росстат аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту , планируется наказывать штрафами в размерах:

  • на ИП от 25 до 40 тыс. руб.;
  • на должностных лиц от 50 тыс. до 100 тыс. руб.;
  • на юрлиц от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Напомним, что сейчас в КоАП прямых санкций за отсутствие (несвоевременную сдачу аудиторского заключения) нет. Штраф взимается органом статистики в силу нормы ст. 19.7 КоАП РФ - непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

Указанное деяние влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц - от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц - от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Кроме того, в настоящее время установлены внушительные административные штрафы (до 1 млн руб.) за нарушения, связанные с представлением и раскрытием информации о компании (п. 1, 2 ст. 15.19, п. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ).

Государством взят курс на повышение требований к бухучету, квалификации бухгалтерского персонала, пресечению грубых нарушений при ведении бухучета и составлении отчетности на фоне многочисленных банкротств предприятий и банков, борьбы с фирмами однодневками, ожидается усиление административной ответственности за нарушения в сфере бухгалтерского законодательства, представления бухотчетности и аудиторского заключения. Поэтому нельзя исключать, что вышеперечисленные поправки в КоАП, будут приняты уже в 1 квартале 2016 года.

Аудиторы и эксперты компании «Правовест Аудит» осуществляют ежедневный мониторинг законодательных актов с целью своевременного информирования наших клиентов о важных изменениях налогового и бухгалтерского законодательства.

Минэкономразвития России предложен порядок представления в органы статистики пересмотренной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Проект Приказа, которым устанавливается порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением в органы статистики, предусматривает новые положения, касающиеся пересмотренной отчетности.
Определено, в частности, что пересмотренная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется в органы государственной статистики не позднее 3 рабочих дней после ее утверждения.
При этом новое или измененное аудиторское заключение о пересмотренной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется вместе с отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой нового или измененного аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Порядок предоставления
1. Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением (далее – Порядок) распространяется на лиц, обязанных представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее – экономические субъекты) в орган государственной статистики в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон).
2. Экономические субъекты представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.
В случае если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, то наряду с экземпляром годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности также представляется аудиторское заключение о ней в соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона (далее – аудиторское заключение).
3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность и аудиторское заключение, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
4. Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также аудиторское заключение могут быть представлены:
непосредственно в территориальные органы государственной статистики;
в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с форматами представления данных в электронном виде, действующими на отчетный период, информация о которых размещена на официальном сайте Росстата и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Представляемая бухгалтерская (финансовая) отчетность экономического субъекта должна сопровождаться контактной информацией (номер контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии), позволяющей при необходимости органам государственной статистики оперативно связаться с представителями экономического субъекта.
5. В составе обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта (за исключением некоммерческой организации) согласно части 1 статьи 14 Федерального закона представляется бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним.
В составе обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации согласно части 2 статьи 14 Федерального закона представляется бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.
Представление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде допускается при использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи.
6. В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
В тех случаях, когда последний день срока представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения совпадает с выходным или нерабочим (праздничным) днем, то днем окончания срока представления отчетности и (или) аудиторского заключения считается следующий за ним рабочий день.
Пересмотренная годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется в органы государственной статистики не позднее 3 рабочих дней после ее утверждения в установленном порядке. При этом новое или измененное аудиторское заключение о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, в которую были внесены изменения, представляется вместе с пересмотренной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой нового или измененного аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
7. Днем представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (представления пересмотренной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности) и аудиторского заключения в органы государственной статистики считается:
для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения, которые представлены в органы государственной статистики непосредственно, – дата, указанная в отметке органа государственной статистики об их принятии;
для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения, которые направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, – дата направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения, которые представлены в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, – дата отправки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения экономическим субъектом, зафиксированная органом государственной статистики или оператором связи и указанная в извещении о получении.

В территориальное отделение статистики и налоговую инспекцию обязательно сдавать только годовую бухгалтерскую отчетность. Срок – не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Формы отчетности утверждены приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Форма 1 Кто сдает
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс (упрощенная форма) и другие организации, которые применяют упрощенные способы ведения бухучета
Отчет о финансовых результатах Все коммерческие организации, в т. ч. малые предприятия, которые приняли решение применять общеустановленные формы бухгалтерской отчетности
Отчет о финансовых результатах (упрощенная форма) Малые предприятия и другие организации, которые применяют упрощенные способы ведения бухучета
Отчет об изменениях капитала
Отчет о движении денежных средств Все коммерческие организации 2
Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (в текстовой и (или) табличной формах) Все коммерческие организации 1

1 Можно использовать машиночитаемые формы (актуальные для всех организаций и для тех, кто применяет упрощенные способы ведения бухучета), хотя это не обязательно.

2 Не представляют организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (например, малые предприятия) при отсутствии данных, без знания которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Как, куда сдавать годовую отчетность - баланс, отчет о финансовых результатах 2018 - 2019

Все компании, независимо от системы налогообложения должны сдать в статистику (Росстат) только за 2018 год и в налоговую ИФНС бухгалтерскую отчетность за 2018 год. И даже те компании, которые на упрощенке (УСН).

Для вновь созданных, новых организаций , согласно закона 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в случае, если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября , первым отчетным годом является, если иное не установлено экономическим субъектом, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.


Бухгалтерскую отчетность будут принимать только через интернет

Организациям и предпринимателям, которые обязаны вести бухучет, не придется представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Росстат. Сдавать бухгалтерскую отчетность нужно будет только в налоговые органы, причем только через интернет (по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота). Соответствующие поправки в закон о бухучете внесены Федеральным законом от 28.11.18 № 444-ФЗ.

Начиная с отчетности за 2019 год обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в налоговую необходимо будет сдавать только через интернет (по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота). Для субъектов малого предпринимательства предусмотрено исключение: за 2019 год данная категория организаций и ИП сможет отчитаться как в электронном виде, так и на бумажном носителе, но начиная с отчетности за 2020 год - только через интернет.

Бухгалтерскую отчетность в Росстат отменят с 2020 года

С 2020 года организациям и предпринимателям не придется представлять балансы в Росстат. Обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности нужно будет сдавать только в налоговую инспекцию по месту нахождения экономического субъекта.

КУДА нужно сдавать бухгалтерскую отчетность?

Сдавать необходимо пока в два адреса, места.


1 . Обязанность сдать обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики (Росстат ) только за 2018 год по месту государственной регистрации возникает согласно закона о бухгалтерском учете 402-ФЗ.

2 . А вот второй экземпляр бухгалтерской отчетности - баланса и отчета о финансовых результатах необходимо сдавать в налоговую инспекцию - ФНС РФ. Эта обязанность возникает согласно . Где сказано в п/п 5 п.1 , что налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года

Примечание : За исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет. К ним, в частности, относятся ИП - предприниматели.

Когда АУДИТ бухотчетности ОБЯЗАТЕЛЕН, кто может проводить аудит

Обязательная аудиторская проверка проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных организаций (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400000000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60000000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • если такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ .

Минфин опубликовал перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности

Примечание : Информация Минфина от 20.01.2016 № ИС-аудит-1

Обязательный аудит бухотчетности-2018: кто должен проходить

Новый перечень насчитывает 73 случая, в которых проводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. В частности, аудит бухотчетности за минувший год обязаны пройти акционерные общества, государственные компании, банки, страховщики, клиринговые организации, НПФ, операторы лотерей, организаторы азартных игр, застройщики, туроператоры и др.

Проводить обязательный аудит вправе только аудиторские организации

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России www.minfin.ru

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Как действовать организации, не подлежащей обязательному аудиту, если Росстат запросил у нее аудиторское заключение

Если в соответствии с действующим законодательством бухгалтерская (финансовая) отчетность не подлежит обязательному аудиту, то организация не обязана давать пояснения. НО... Вместе с тем, если территориальный орган Росстата все же запросил аудиторское заключение, то игнорировать данный запрос не стоит . Как заявили авторы письма от 04.12.17 № 04-4-04-4/136-СМИ, в такой ситуации организация должна предоставить в статистику соответствующие разъяснения (о том, что у нее отсутствует обязанности направлять аудиторское заключение).

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно согласно части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Примечание : если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Могут ли организации, которые обязаны проводить аудит, составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам

Организациями, которые подпадают под обязательный аудит , например, это акционерные общества (в т. ч. малые предприятия) и ООО с суммой активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года больше 60 млн руб. не могут составлять бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам .

Причина в том, что отчетность любых акционерных обществ (как публичных, так и непубличных) и ООО с валютой баланса свыше 60 млн руб. подлежит обязательному аудиту. А те организации, которые обязаны проводить аудит, не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности. Данные требования закреплены в Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункте 1 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Срок сдачи бухгалтерской отчетности: баланс, отчет о финансовых результатах?

Обязанность по представлению годовой бухгалтерской отчетности в налоговые органы закреплена за организациями подпунктом 5 пункта 1 НК РФ. По общему правилу, документы необходимо подать не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Но Налоговый кодекс не определяет способ представления бухотчетности (на бумаге или в электронном виде) и не обязывает ФНС России разрабатывать электронные форматы такой отчетности. Тем не менее, налоговики подготовили рекомендуемые форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме. Они утверждены приказом ФНС России от 20.03.17 № ММВ-7-6/228@ .


Сдавать Баланс за 2016 г. для статистики нужно будет только электронно

Крупные и средние компании смогут сдать баланс за 2015 год в Росстат только через интернет. Это следует из законопроекта, который ведомство вынесло на всеобщее рассмотрение (regulation.gov.ru). Поправки скорее всего будут приняты.

По планам Росстата баланс и аудиторское заключение за 2015 год (если оно нужно) организации с выручкой более 800 млн в год и численностью от 100 человек будут обязаны подавать в электронном виде.

Малые компании с выручкой от 150 до 800 млн рублей и штатом от 15 до 100 человек на сдачу электронного баланса перейдут начиная с отчетности за 2016 год.

Микропредприятия:24: , где трудится менее 15 человек и чья годовая выручка не превышает 150 млн рублей, и дальше смогут сдавать балансы в Росстат на бумаге.


Статья поможет узнать, кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат на сайт статистики. Порядок и сроки представления статотчетности. Какими способами можно сдать статистическую форму.

В каком составе сдавать бухгалтерскую отчетность в отделение Росстата и налоговую?

Бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и все приложения к ним. Сдать формы необходимо в то отделение Росстата - статистики, где зарегистрирована организация. Срок - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, как и в налоговую инспекцию. То есть за 2018 год - до 31 марта 2019 года включительно.

Сервис раскрытия информации: финансовая отчетность, бухгалтерские балансы и все другие формы бесплатно.


Статья поможет составить баланс, рассмотрены подробно остатки и обороты, по каким счетам составляют Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства (Форма КНД 0710098). Скачать бланки баланса и отчета о финансовых результатах. Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий. Скачать программу Налогоплательщик версии 4.45.2

Отчетность через интернет. Контур.Экстерн

ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН. Сервис не требует установки и обновления - формы отчетности всегда актуальны, а встроенная проверка обеспечит сдачу отчета с первого раза. Отправляйте отчеты в ФНС прямо из 1С!


  • Приведены формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах субъектов малого предпринимательства. Бухгалтерская отчетность 2018 - 2019 , малые предприятия.

  • Формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению в формате Excel и Word за 2018 - 2019 г. в Госкомстат: 1-натура-БМ, 1-ВЭС, МП(микро), 1-ИП, 4-ТЭР, 11-ТЭР, 6-ТП, 1-алкоголь, ПМ-пром, 1-НАНО, 5-З, П-5(м) .
  • В законодательстве нет четких сроков, когда проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности. Раз отчетность годовая, логично проверять ее после окончания года и до того, как баланс и другие формы утвердят собственники компании. Происходит это на очередном ежегодном собрании участников (акционеров). Так, ООО проводят такое мероприятие в марте-апреле года, следующего за истекшим отчетным периодом. АО проводят собрание акционеров в период с марта по июнь (ст. 34 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 1 ст. 47 Закона от 26.12.2014 № 208-ФЗ).

    При этом сдать бухотчетность в ИФНС и отделение статистики надо не позднее трех месяцев по окончании года. То есть за 2015 год следовало представить отчетность в эти ведомства до 31 марта 2016 года включительно (подп. 5. п. 1 ст. 23 НК, ст. 18 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Причем сдать отчетность можно было и не утвержденную собственниками организации. Главное – уложиться в срок.

    Когда обязательно проводить аудит и кто это делает

    Давайте разберемся, какие организации подпадают под обязательный аудит. В частности, проводить его должны любые акцио­нерные общества (как публичные, так и непубличные), страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и кредитные организации.

    Также аудит обязателен, если фирма публикует консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда). Тоже самое касается компаний с объемом выручки за предшествующий отчетному год свыше 400 млн рублей. Обязательно проводить аудит и организациям, у которых сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 млн рублей.

    Обратите внимание

    ГУПы, МУПы, государственные корпорации и компании заключать договоры на проведение аудита могут только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

    Полный перечень случаев обязательного аудита в части 1 статьи 5 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Имеет смысл дополнительно заглянуть в сводную таблицу Минфина России (размещена на официальном сайте ведомства) с полным перечнем случаев обязательного аудита бухотчетности за 2015 год. Вдобавок в таблице указаны: вид аудируемой отчетности и возможные проверяющие.

    А кто может проводить обязательный аудит? Это вправе делать как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

    Однако в некоторых случаях поручить обязательный аудит можно исключительно аудиторской компании. Например, это актуально для организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Аналогичное требование действует для банков, страховых компаний, государственных корпораций и фирм с долей госсобственности не менее 25 процентов. Так предусмотрено частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

    При выборе аудитора убедитесь, что он является членом саморегулируемой организации аудиторов. Для этого запросите у потенциального ревизора документы о членстве в СРО. Нелишне будет и заглянуть на сайт Минфина России – информация о том, есть ли аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в СРО, приведена в разделе «Аудиторская деятельность».

    Еще один момент. Аудитор должен быть независимым по отношению к вашей компании. В частности, если аудитор восстанавливал учет, он не вправе проверять отчетность. Полный перечень запретов на проведение аудита приведен в части 1 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

    Кстати, если подпадающая под обязательный аудит бухгалтерская отчетность публикуется, вместе с ней придется опубликовать и аудиторское заключение. Такое правило закреплено в части 10 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

    Принципы аудита и составления заключения

    Базовые принципы аудита установлены Правилами (утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696). Также принципы аудита изложены в стандартах ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденных приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Эти документы являются обязательными для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Также при проверке отчетности аудиторы руководствуются рекомендациями Минфина России.

    Теперь про аудиторское заключение. Это официальный документ, в котором подробно описаны результаты проверки. Заключение предназначено для пользователей бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

    В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей отчетности. В документе может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухотчетности (п. 14 ФСАД 1/2010).

    Обратите внимание

    Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и проводить внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

    Если аудитор признал отчетность достоверной (то есть в балансе, отчете о финрезультатах и других формах отражено правдивое положение фирмы), он выражает немодифицированное мнение.

    Модифицированное мнение аудитор выражает, если на основании получен­ных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения. Аналогичный результат будет, когда аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

    Более того, модифицированное мнение делится на три категории. Рассмотрим их в порядке ужесточения, если можно так выразиться.

    Вариант № 1. Мнение с оговоркой

    Таковым мнение будет, если получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным. Но это не затрагивает большинство значимых элементов отчетности.

    Также мнение с оговоркой аудитор озвучит, если у него отсутствует возможность получить достаточные аудиторские доказательства, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затра­гивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Вариант № 2. Отказ от выражения мнения

    Аудитор должен отказаться выражать мнение, если у него нет возможности получить достаточные доказательства, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор считает, что влияние необнаруженных искажений существенно и затрагивает большинство значимых элементов отчетности.

    Вариант № 3. Отрицательное мнение

    Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов.

    Все это предусмотрено пунктами 1, 13, 15, 16 ФСАД 1/2010.

    По результатам аудита могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности аудиторы описывают в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники проверяемой организации должны исправить ошибки. Если аудируемая компания отказывается устранить нарушения, аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение.

    Куда сдавать аудиторское заключение

    Фирмы, подпадающие под обязательный аудит, должны представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это можно двумя способами. Во-первых, сдать документ одновременно с бухгалтерской отчетности. Во-вторых, представить документ отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения. Конечно, эта дата может оказаться раньше 31 марта (срок сдачи бухотчетности). Поэтому законодатели прописали самый крайний срок сдачи аудиторского заключения – не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Таковы требования части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

    Обратите внимание

    Организации, которые подпадают под обязательный аудит, не вправе применять упрощенные формы бухгалтерского учета и отчетности (ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

    Будьте внимательны – если проигнорировать обязанность по сдаче в Росстат аудиторского заключения (равно как и сдать его с опозданием), будет административный штраф по статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А именно, руководителя компании как должностное лицо оштрафуют на сумму от 300 до 500 рублей, а саму организацию накажут на сумму от 3000 до 5000 рублей. Об этом предупреждает Росстат в письме от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ.

    А вот в налоговую инспекцию подавать аудиторское заключение не нужно. Ведь этот документ не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию (письма Минфина России от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31.03.2014 № 13-11/030545).

    Возможен ли добровольный аудит

    Помимо обязательного бывает еще и добровольный аудит. Его проводят по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходима информация о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.

    Давайте разберемся, может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации.

    Важна организационно-правовой форма компании. В ООО решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). При этом отдельный участник вправе инициировать проверку, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). При таком раскладе решение общего собрания не нужно (подп. 10 п. 2 ст. 33, п. 2 ст. 48 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, постановление ВАС РФ от 13.05.2008 № 17869/07).

    В акционерных обществах ситуация немного иная. Выбирает аудитора общее собрание акционеров, а определяет размер оплаты совет директоров или наблюдательный совет. Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 2 ст. 86, п. 3 ст. 85 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

    Как учесть расходы на аудит

    В бухучете затраты организации на проведение внешнего аудита отразите в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

    По общему правилу расходы на проведение внешнего аудита признаются в том отчетном периоде, в котором были произведены (т. е. в день подписания акта об оказании услуг), независимо от факта оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).

    Исключение – малое предприятие ведет бухучет кассовым методом. В таком случае как выручку, так и все расходы (в т. ч. на аудиторские услуги) признают по мере оплаты.

    Проводки такие:

    ДЕБЕТ 26 (44)   КРЕДИТ 60 (76)
    – отражены расходы на аудиторские услуги.

    Если аудиторская организация (индивидуальный аудитор) является плательщиком НДС, входной НДС отразите проводкой:

    ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60 (76)
    – учтен предъявленный НДС.

    Если организация компенсирует своему учредителю расходы на проведение аудита, отразите эти расчеты на отдельном субсчете счета 75 (например, 75-3 «Расчеты с учредителями по прочим операциям»). В зависимости от источника финансирования этих затрат в учете сделайте следующую проводку:

    ДЕБЕТ 84 (26, 44)   КРЕДИТ 75-3
    – отражены расходы, связанные с выплатой учредителю компенсации расходов на оплату услуг аудитора за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (расходов по обычным видам деятельности).

    При расчете налога на прибыль расходы на аудиторские услуги включите в состав прочих расходов (подп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это касается как обязательного, так и добровольного аудита.

    Если организация применяет кассовый метод, то в состав расходов затраты на аудит включите только после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

    В налоговом учете расходы на аудит являются косвенными расходами (п. 1 ст. 318 НК РФ). Если организация применяет метод начисления, то затраты на аудиторские услуги включите в состав расходов в один из следующих дней:

    • в день, установленный для оплаты аудиторских услуг в соответствии с условиями договора;
    • в последний день отчетного (налогового) периода;
    • на дату предъявления акта об оказании услуг.

    Об этом сказано в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

    Фирмы на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» также могут учесть расходы на аудит по общим правилам. То есть услуги должны быть оказаны и оплачены (подп 15 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

    Налоговый консультант Тамара Петрухина

    Журнал "Главбух", 25 Апреля 2014

    Аудиторское заключение к годовой бухгалтерской отчетности в ИФНС сдавать не надо. Об этом сообщает столичное управление в письме от 31.03.2014 г. № 13−11/030545.

    Чиновники напоминают об изменениях, которые в закон о бухучете внес Федеральный закон от 21.12.2013 г. № 357−ФЗ. Так, в ч.2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ теперь говорится, что аудиторское заключение нужно сдать либо вместе с отчетностью, либо в течение 10 рабочих дней после даты заключения (но не позднее 31 декабря). При этом указанное требование относится к обязательному экземпляру бухотчетности, который компании сдают в статистику, а не в налоговую.


    Другие документы по запросу: Уплата налогов, взносов, сборов Разделы налогообложения


    МРИ ФНС России №22 по М.О., 19 Сентября 2011
    МРИ ФНС РФ N13 по М.О., 26 Июля 2011
    МРИ ФНС РФ N7 по М.О., 19 Июля 2011

    Код вида доходов предусматривает следующие группы :

    • 1 - налоговые и неналоговые доходы;
    • 2 - безвозмездные поступления.

    В группу Доходы включаются следующие подгруппы :

    • 01 - налоги на прибыль, доходы;
    • 02
    • 03 - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
    • 04 - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
    • 05 - налоги на совокупный доход;
    • 06 - налоги на имущество;
    • 07 - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
    • 08 - государственная пошлина;
    • 09 - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
    • 10 - доходы от внешнеэкономической деятельности;
    • 11 - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    • 12 - платежи при пользовании природными ресурсами;
    • 13 - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
    • 14 - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
    • 15 - административные платежи и сборы;
    • 16 - штрафы, санкции, возмещение ущерба;
    • 17 - прочие неналоговые доходы.
  • Код Статьи вида доходов производит дальнейшую детализацию кода Подгрупп вида доходов.

    Код подСтатьи вида доходов производит дальнейшую детализацию кода Статьи вида доходов.

    Код элементов доходов :

    • Для налоговых доходов код элемента доходов соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
    • Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов.
    • Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.

    Устанавливаются следующие коды элементов доходов :

    • - федеральный бюджет;
    • - бюджет субъекта Российской Федерации;
    • - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • - бюджет городского округа;
    • - бюджет муниципального района;
    • - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
    • - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
    • - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
    • 09 - бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
    • - бюджет поселения.
  • Код Подвидов доходов бюджетов (14 - 17 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) состоит из 4-х знаков.

    Детализация кодов осуществляется Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, финансовыми органами местного самоуправления.

    Классификация подвидов доходов кодируется четырьмя знаками .

    По доходам от взимания налогов, сборов, регулярных платежей за пользование недрами (ренталс), таможенных пошлин, таможенных сборов и доходам от взимания государственной пошлины Код подвидов используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору), поэтому налогоплательщик должен самостоятельно выбрать этот код в зависимости от вида платежа. При этом администраторы указанных доходов обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации в соответствии со следующей структурой кода подвидов доходов, в частности:

    • 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
    • 2100 - пени;
    • 2200 - проценты по соответствующему платежу;
    • 3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации.

    ОМС : Для страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов 000 1 02 02101 08 0000 160 "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования" примененяются следующие коды подвида доходов бюджетов:

    • - "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков";
    • - "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшиеся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)";
    • 2011 - "Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающие от плательщиков";
    • 2012 - "Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)";
    • 3011 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, поступающим от плательщиков";
    • 3012 - "Суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, ранее зачислявшимся в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2012 года)".

    ПФР : Администрирование платежей, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" от застрахованных лиц и работодателей, отражаемых в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляется по коду классификации доходов бюджетов 000 1 02 02041 06 0000 160 "Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации" с применением следующих кодов подвида доходов бюджетов:

    • - дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;
    • - взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Госрегистрация : В целях учета поступлений, администрируемых федеральными государственными органами..., по видам доходов бюджетов подгрупп доходов... 113 - доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, ... применяются следующие коды подвида доходов бюджетов: - федеральные государственные органы... (Например, Плата за предоставление информации, содержащейся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП).

    Полный перечень Кодов подвида доходов бюджетов .

  • Классификация операций сектора государственного управления , относящихся к доходам бюджетов определяется трехзначным кодом (18 - 20 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) классификации операций сектора государственного управления, предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию, и представлена следующими позициями:

    • 110 - налоговые доходы;
    • 120 - доходы от собственности;
    • 130 - доходы от оказания платных услуг;
    • 140 - суммы принудительного изъятия;
    • 150 - безвозмездные поступления от бюджетов;
    • 151 - поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • 152 - поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
    • 153 - поступления от международных финансовых организаций;
    • 160 - страховые взносы на обязательное социальное страхование;
    • 170 - доходы от операций с активами;
    • 180 - прочие доходы;
    • 410 - уменьшение стоимости основных средств;
    • 420 - уменьшение стоимости нематериальных активов;
    • 430 - уменьшение стоимости непроизведенных активов;
    • 440 - уменьшение стоимости материальных запасов.