Свято успенский космин монастырь. Шахматицы (Косьмо-Яхромский монастырь)

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь (Косми́н Я́хромской монастырь) - православный мужской монастырь Александровской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Небылом Юрьев-Польского района Владимирской области. Настоятель - игумен Серафим (Котенёв).

Основан в конце XV века: между 1482/1483 и 1493/1494 годами, хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века. По преданию, монастырь был основан преподобным Космой Яхромским, иноком Киево-Печерской лавры на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери. Позже Косма был избран игуменом, установил порядок иноческого жития, заложил храм Успения Пресвятой Богородицы. В XV-XVI веках строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались. В 1624 году монастырю было пожаловано село Небылое. В 1657 году в честь иконы Успения Божией Матери был построен Каменный храм. В середине XVII века возведён Успенский собор - самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек. В 1665 году по просьбе братии игуменом стал иеромонах Золотниковской пустыни Митрофан, будущий епископ Воронежский. За девять лет его игуменства Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр. Был построен новый каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного Образа (взамен ветхого деревянного), игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители. В 1690 году была возведена последняя монастырская кирпичная церковь - надвратный храм во имя Святителя Николая. В 1684 году Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома. После революции, в 1918 году, часть послушников покинула монастырь. В 1923 году монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич. После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. Уже после упразднения района монастырский комплекс привлёк внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980-х годов был отреставрирован Успенский собор. На основании Указа Президента от 20 февраля 1995 года монастырь получил статус памятника федерального значения. В 1996 году монастырь был возвращён Церкви. В 2004-2005 годах были произведены основные восстановительные работы. К монастырю приписаны 4 окрестных приходских храма, при одном из которых по благоволению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) предлагается устроить Православный центр реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Литература

Козмин-Успенский-Яхромский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907. Усачев А. С. О дате смерти Козьмы Яхромского // Ключевские чтения - 2010. История России: личность, общество и природа страны: материалы всероссийской научной конференции: сб. науч. тр. М., 2010. С. 402-404 Усачев А. С. Житие Козьмы Яхренского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2011. № 1(43). С. 89-106. Усачев А. С…

Дата публикации или обновления 14.10.2017

  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Города: Боголюбово . Владимир . Киржач . Муром . Покров . Суздаль . Юрьев-Польский
  • Храмы Владимирской области.
    Город Юрьев-Польской и Юрьев-Польский район.

    Косьмин Успенский монастырь

    Село Небылое.

    Косьмин Успенский монастырь, находился во Владимирском уезде, ныне это пос. Небылое. Обитель находится в 40 вер. от г. Владимира и расположена на р. Яхроме, в урочище, называемом Хвахматица. Основана обитель в 1494 г. преподобным Косьмой, бывшим и первым игуменом в этом монастыре. Преподорбный Косьма родился в благочестивой семье. Его родители жили на землях расположенных межу городами Владимиром и Юрьевом. Воспитав сына в благочестии, они не моги довершить его образование по недостатку материальных средств.

    Отрок должен был оставить родную семью и перейти в служение к одному соседу-помещику, который оказался человеком строгой благочестивой жизни. Он с усердием учил отрока грамоте. Господин Косьмы впал в тяжкий недуг, и надеясь на помощь Божию, не пренебрегая и помощью человеческою отправился в путешествие по городам земли Русской. Однажды, они остановились при источнике, у р. Яхромы. Здесь больной, утомленный дорогой, заснул. Отрок же, увидел свет, внезапно осиявший всё то место, и заметил, что лучи исходили от иконы Успения Божией Матери. Икона явилась ему на древе, он взял её и приложил к больному месту своего господина, который тотчас пробудился от сна совершенно здоровым.

    Когда окончилось время служения Косьмы своему господину, отрок взял явленную икону , и отправился в Киево-Печерскую обитель. Косьма стал иноком в знаменитом монастыре, непрестанна была его молитва, как непрестанны и постнические труды. Но однажды ему последовало видение, при котором ему велено было отправиться на родину и там насадить общину монахов. Косьма внял голосу откровения и, придя во Владимирский край, поселился в необитаемом месте, там, где ему явилась икона, и где находится теперь его обитель. Здесь он построил маленькую деревянную церковь Успения. Это было в 1482 г. Но отшельник недолго наслаждался своим уединением. Слава об его подвигах влекла к Косьме почитателей подвижника, которые нередко выражали желание навсегда остаться жить около него. Скоро уединенное место подвигов Косьмы превратилось в целое иноческое поселение. Братия умолила отшельника принять игуменство, и здесь основалась обитель. Установив порядок иноческого жития, преподобный почил 14 октября 1513 года. Честные мощи его почивают под спудом в соборном храме. Главную святыню Косьминской обители составляет Яхромский образ Божией Матери, чудесно явленный преподобному основателю монастыря.

    Из числа преемников Косьмы известны игумены: Пахомий (упоминается в 1477 г), Протасий (1500), Игнатий (1513), Артемий (1581), Иоасаф (1605), Иов (1608), Иона (1624), Иов определен настоятелем 21 октября 1625 г., Александр - 2июня 1627 г., Феодосии (1636), Киприан определен 23 мая 1644 г., управлял монастырём до 1659 г., Иона Минин, инок Иларион и святитель Митрофан, управлявший монастырём с 1665 по 1675 г. и переведенный в Мака-риев Унженский монастырь, бывший затем епископом в Воронеже. Этому святителю посвящен в Косьминском монастыре и особый придел в зимней церкви.

    В духовном завещании своем святитель Митрофан говорил: «Родился я от благочестивых родителей и был ими воспитан в непорочном благочестии Восточной церкви, в православной вере». Он родился в 1623 г. от родителей духовного звания, род его, записанный в синодик, начинается лицами, облеченными в иерейский сан. Мирское имя его было Михаил, и был он связан узами брака. У него был сын Иван Михайлов, половина жизни его прошла в быту семейном; потеряв жену, на 40 году отрекся он от мирской жизни и пришел в общежительную Золотниковскую обитель, близ Суздаля. Скоро стали говорить о строгой жизни инока. Братия соседней Яхромской обители просила духовное начальство назначить им в игумена доброго старца Митрофана. И Митрофан посвящен в игумена Крутицким митрополитом, блюстителем патриаршей кафедры. Игуменом Яхромской обители был Митрофан 10 лет. Заботясь о благолепии дома Божия, он приобрел для обители богато-украшенное Евангелие. Видя тесноту храма, с пособием благотворителей построил более просторный храм в честь Спасителя и снабдил его новою утварью.

    Эти памятники ревности его о доме Божием еще целы. В 1675 году патриарх Иоаким поручил ему более известную обитель, Унженскую, преподобного Макария. Здесь он пробыл 7 лет. Здесь попечением его сооружен теплый храм в честь Благовещения Богоматери с трапезою и колокольней.

    В 1682 г., когда было увеличено число епархий в России, его рукоположили во епископа во вновь открывшуюся воронежскую епархию. Он присутствовал при венчании на царство царевичей Иоанна и Петра. Будучи по сему поводу в Москве, видел беспорядки, которые производили раскольники, и явил себя строгим обличителем раскола. Святитель Митрофан был примерным пастырем. Дом его был открыт для всех, ищущих духовного совета, без различия звания и состояния. Весьма часто сам он отправлялся по городу и, входя в дома больных и бедных, утешал и помогал им. Святитель Митрофан был близок к императору Петру и, как верный сын отечества и почитатель царской власти, много помогал ему и словом и делом в его предприятиях на пользу государства.

    Однажды пожертвовал 6.000 р., а в другой 7.000 р. на сооружение флота против врагов. Святитель всегда говорил правду императору, не боясь гнева его за это. Император поставил в Воронеже, близ адмиралтейства, где строил корабли, деревянный дворец для себя и украсил его с языческих богов, из них некоторые имели соблазнительный вид. Однажды, когда император пригласил святителя, он, увидя соблазнительные изображения он не вошел во дворец, а воротился домой. Узнав причину неявки святителя, император разгневался, два раза посылал за ним и грозил казнью, если не явится. Святитель Митрофан отвечал, что не явится до тех пор, пока император не прикажет уничтожить соблазнительные для народа истуканы и что он не боится казни, лучше умереть, чем боязливо молчанием, ради человеков изъявить как бы свое согласие на поставление гнусных кумиров в честном месте, к соблазну младенствующего в вере провославного народа». Петр укротил свой гнев и приказал снять статуи. Тогда святитель явился к нему и благодарил за снятие статуй. Государь с этого времени еще больше полюбил Святителя. Почувствовав приближение смерти, Святитель Митрофан составил духовное завещание, где преподал наставление всякому из своей паствы. Скончался Святитель в 1703 г. приняв схиму пред смертью, узнав о смерти его император сказал: Не осталось у теперь подобного святого старца и сам нес тело его при погребении.

    Над гробом святителя совершилось много чудес, мощи его оказались нетленными и в 1832 г. они были открыты.

    В монастыре в 1657 г. была построена колокольня (разрушена в советское время). В 1909 г. на неё был поднят колокол в 311 пудов.

    В Козьмине монастыре в 1666-1675 гг. в настоятельство святителя Митрофана была построена каменная Спасская церковь и келейный корпус (каменный 2-хэ-тажный корпус соединяет Спасскую (Нерукотворного Образа) и Никольскую церкви, построен в 1669 г., надстроен в 1903 г. при игумене Вениамине). В 2-хэтажной теплой церкви Нерукотворного Образа Спасова, в трапезной было два придела: Святителя Митрофана Воронежского (устроен во 2-м этаже при игумене Амвросии (управлял монастырём с 1831 по 1848 г.), но в 1862 г. при игумене Герасиме (с 1862 по 1863,14 апреля этого года переведен в Вязников-ский Благовещенский монастырь) перенесен на первый, и придел Преподобного Косьмы (устроен в 1865 г., при игумене Науме (управлял с 1863 по 1869 г.), а в 1875 перенесен в Успенский собор при игумене Нифонте, по повелению епархиального начальства).

    В 1675 г. была построена на месте деревянной каменная соборная Успенская церковь (на месте явления Яхромской иконы Божией Матери). На строительство царь Алексей Михайлович пожертвовал 300 рублей денег и 100 пудов железа. В соборе под спудом почивали мощи преподобного Косьмы. Храм был поновлен в 1837 г. при игумене Киприане. В 1867 г. устроен новый иконостас , храм расписан при игумене Науме. В 1906 г. в Успенском соборе было устроено духовое отопление.

    После святителя Митрофана монастырём управлял с 1675 по 1677 г. игумен Кирилл. В 1694 г., при игумене Сергие (управлял монастырём с 1682 по 1693 г.), в монастыре была построена каменная Никольская церковь. В 1689 г. игумен Козьмина монастыря Сергий отправил прошение на имя патриарха Иоакима. Игумен просил освободить монастырь от пошлин с запустевшего села Небылого. До начала XVII в. в с. Небылом был самостоятельный приход. В селе стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В Смутное время село было разорено и церковь сожжена. Приходская церковь после Смутного времени уже не восстанавливалась, крестьяне села были приписаны сначала к церкви с. Лыково, потом к церкви с. Котлучино.

    С 1699 по 1700 г. монастырём управлял игумен Феоктист, в 1700 определён, и в 1701 г. - отрешен от управления монастырём игумен Герман. В 1702 г. - Лукиан, с 1702 по 1716 г. - Симон, в 1716 г. -отставлен, после находился в Пищуговской пустыни. С 1716 по 1722 г. - управлял Григорий Керженский, после был в Дудине монастыре. При игумене Карионе (1722-1725, после казначей в Московском Даниловском монастыре), в 1725 г., Косьмин Яхромский монастырь переводится в строения Волосова монастыря. В 1727 г., при игумене Викторе 1727-1729-умер), бывшем игумене Сновицком, снова возвращен в снова в Сновицы. С 1729 по 1748 г. Косьминым монастырырём управлял Иаков Польский. С 1758-1759 г.

    В монастыре установлено архимандричье правление. Первым архимандритои был Павел, определённый в монастырь в марте 1729 г., а в 1754 г сосланный на север в Крестный монастырь. После архимандрита Павла, управлял в 1758-1759 г. архимандрит Товия. При архимандрите Ефреме (управлял с 1761 по 1766 г.), монастырь лишился своих земельных владений, и был приписан к третьему классу. Манассия был последним управляющим (1766-1773) в сане архимандрита, в 1773 г. его сменил игумен Иринарх (управлял с 1773 по 1780), потом Сергий в 1780, Нифонт (с 1784 по 1788). В 1794 г. в Косьмин монастырь был переведен из Вязниковского Благовещенского игумен Арсений. После него управляли: Гавриил (1798), Вениамин (1802), Иоасаф (1806). С1811 по 1815 г. управлял игумен Иосиф Березин, переведен в Юрьевский Архангельский монастырь.

    В 1815 г. из Никольского монастыря в Переславле-Залвеском переведен в Косьмин монастырь, с возведением в сан игумена, строитель иеромонах Гедеон (1815). В Переславле он был смотрителем духовного училища. В 1830 г. - игумен Пахомий, с 1831 по 1848 г. - Козминым монастырём управлял игумен Амвросий, в 1849-1850 г. должность настоятеля монастыря была вакантной. С 1853 по 1858 г. монастырём управлял игумен Доримедонт, с 1859 по 1862 г. - строитель Аарон. В1862 г. настоятелем монастыря был игумен Герасим. 14 апреля 1863 г. он был переведен в Вязниковский Благовещенский монастырь.

    В 1863 г игуменом Наумом в монастыре заведено училище для окрестных крестьянских мальчиков. До 40 учеников обучали Закону Божию, чтению, письму и арифметике. Летом учеников оставалось не более 15 человек. При училище была хорошая библиотека, основу которой составили присланные в 1864 г. Комитетом Грамотности при Вольном Экономическом Обществе 160 учебных книг разного содержания.

    В 1875 г. монастырем управлял уже игумен Нифонт.

    В 1879 г. из Переславского Никольского монастыря был определен настоятелем Косьминой Яхромской обители иеромонах Мисаил (Смирнов). Дьяконский сын, он родился в Суздальском уезде, окончил Владимирскую Духовную семинарию, с 1866 по 1870 г. слушал лекции в Московской Духовной академии, что дало ему право занимать наставнические должности в семинарии. В 1854 г. поступил в Боголюбов монастырь, в 1855 г. посвящен в стихарь, в 1859 г. пострижен в монахи, в 1861 -рукоположен во иеродиакона, в 1862 - во иеромонаха. В 1866 г. уволен из монастыря для слушания лекций в Московской Духовной академии. В 1871 г. оказался в числе братии Курского Знеменского монастыря, награжден набедренником. В том же году принят в число братии Киево -Печерской лавры. В 1872 г. - награжден наперсным крестом. В 1878 г. определен настоятелем Переславского Никольского монастыря. В 1879 - переведен настоятелем Косьмина Яхромского монастыря и произведен в сан игумена. С 1883 г., в возрасте 54-х лет - архимандрит.

    В это время в монастыре кроме игумена и казначея, пребывали 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха, 8 послушников и 8 неуказных послушников. В 1898 г. из Николаевского монастыря в Переславле-Залесском в Косьмин настоятелем был переведен архимандрит Пимен (в миру Павел Васильевич Малиновский). В Николаевском монастыре он был настоятелем с 1896 г. В это время церковные здания Никольской обители нуждались в капитальной реставрации: например, пол и иконостас летнего Николаевского храма очень обветшали, пол и оконные рамы тёплого Благовещенского храма также требовали ремонта; ограда обители вся была в трещинах, башни её грозили падением; вообще, много требовалось забот для приведения обители хотя бы внешне в надлежащий благоустроенный вид.

    Братия Николаевского монастыря была в это время очень невелика: два иеромонаха, иеродиакон, два или три послушника. От довольно частой перемены настоятелей менялся часто и состав братии, а от этого до некоторой степени страдало и богослужение. Архимандритом Пименом было на всё это обращено должное внимание и заботы, но кратковременное настоятельство, продолжавшееся около двух лет, дало ему только возможность с помощью благотворителей - служащих фабрики Переславской мануфактуры и других - отчасти привести в устройство тёплый Благовещенский храм; а украситель летнего Николаевского храма, гражданин г. Переславля Алексей Варенцов, подал мысль для поддержания и благоустройства древней обители преобразовать Никольский мужской монастырь в женский.

    Было отправлено ходатайство в Святейший Синод, и в 1898 г. последовало распоряжение о переименовании Переславского Никольского монастыря в женский, причём настоятелю и братии предоставлено право выбора себе места в других монастырях. Архимандрит Пимен перешел в Косьмин Яхромский монастырь. В 1903 г. настоятелем Косьмина монастыря был игумен Вениамин.

    В 9-ю пятницу по Пасхе в монастыре было бденное служение Пресвятой Богородице и преподобному Косьме. У стен монастыря разворачивалась ярмарка. 14 октября праздновалось явление Яхромской иконы Божией Матери преподобному Косьме.

    В монастыре из строений кроме вышеперечисленных был: флигель, сарай для экипажей, мшенникдля коров, конюшня, баня, 2 мельницы. В советское время монастырь был закрыт и разорен, колокольня разрушена, как и каменная ограда с четырьмя башнями. Церкви обезглавлены. Была разрушена и часовня над колодцем, расположенным в 300 метрах к востоку от монастыря, ископанным своими руками основателем монастыря " преподобным Косьмой. Часовня была заново отстроена в 1881 г. при игумене Мисаиле.

    В 1970-х-1980-х гг. в монастыре Косьмы Яхромского были проведены реставрационные работы. В зданиях монастыря были размещены библиотека и музыкальная школа. В наше время в монастыре возродилась монашеская жизнь. На месте разрушенной колокольни устроена деревянная звонница, построена, но не восстановлена старая, каменная ограда, устроена каменная ограда вокруг Успенского храма. Восстановлена и часовня над колодцем преподобного Косьмы.

    Поблизости от монастыря, в с. Андреевском, стоящем на дороге из Косьмина монастыря в Суздаль, в память о разрушенной в советское время церкви, уже в наше время был построен деревянный храм-часовня. Древнее с. Андреевское стоит при речке Яхромке. Из трех «духовных завещаний великого кназя Василия Дмитриевича», относящихся к 1406 году, 1423 году и 1424 году, видно, что с. Андреевское в XIV в. (по крайней мере в конце его) и XV в. было великокняжеским. «Се аз худый раб Божий Василий», говорится в первом духовном завещании, «пишу грамоту душевную в своем смысле добр, здоров; даю ряд... княгине моей (Софье Витовтовне).. в Володимере Ондреевское село». В XVII и XVIII вв. в книгах патрхаршего казенного приказа Андреевское значится вотчиной разных помещиков; так, в 1644 г. - вотчиной вдовы Анны Плещеевой; в 1680 г. - вотчиной Михаила Плещеева. Михаил Львович Плещеев, боярин, сын Льва Афанасьевича Плещеева (ум. 1645), сторонника Тушинского вора, получивший от него сёла в Суздальском уезде, принадлежавшие Шуйским (в т.ч. Ивановское). Михаил Львович был стольником царя Алексея Михаиловича в бытность его еще царевичем, а при воцарениии Алексея Михаиловича (с половины 1645 г.) - стольником царским в 1647 г. он был рындою при приеме крымских послов, а в 1648 г. - рындою при прием голландского посла; находился в «походе» с царем на богомолье к Троице.

    В 1649 г., при приеме голландского посла, опять был назначен рындой и должен был стоять в «белом платье» по левую сторону царя, а князь Василий Хилков по правую сторону; вследствие этого он местничался с князем Хилковым и в «жилецком подклете» бит батогами. Уговоры думного дьяка от имени царя не подействовали на Плещеева, и он ответил: «Хотя смерть свою видеть, и ему в белое платье не одеватца, менши князя Василия Хилкова не быть». После такого ответа Плещеев отведен в Разряд и отдан за караул стрельцам, а на следующей день вторично бит батогами. В 1651г. он сопровождал царя в с. Покровское.

    В 1652 г. царь разобрал дело о местничестве князя Данилы Мышецкаого с Михаилом Плещеевым и за безчестье велел князя Мышецкаого бить батогами в Разряде и послать в тюрьму. В 1654 г. Плещеев смотрел в большой стол.

    В 1654-1655 гг., в походе против польского короля Яна Казимира, был в числе эсаулов в государевом полку.

    В 1655 г. Плещееву было поручено отпустить из Смоленска хлебные запасы, но он не исполнил этого дела и наклеветал на боярина князя И. Н. Хованского, как будто не мог отправить хлеб вследствие помехи с его стороны. Плещеев был присужден к наказанию кнутом, и к ссылке в Сибирь и отобрании поместий и вотчин, но для торжественного праздника Рождества Христова вместо битья царь Алексей Михаилович указал «написать Плещеева по Московскому списку вечным клятвопреступником и ябедником и бездушником, и клеветником». Несмотря на такой суровый приговор, Плещеев и в 1656 г. продолжал быть эсаулом в государевом полку, а затем назначен головой в 7-ю жилецкую сотню.

    В 1657 г. он смотрел в большой стол, в 1658 г. был приставом у кизильбашского посла, при приёме его царем, и участвовал во встрече грузинского царевича Теймураза, во главе своей 7-й жилецкой сотни. В 1658 и 1660 гг. он был одним из стольников, ставивших кушанья перед царем на обедах в Грановитой палате по случаю приема грузинского царевича Теймураза и отпуска грузинского царевича Николая Давидовича. В 1662 г., января 11-го, Плещеев был послан на Каширу и в Коломну собирать ратных людей, которые бежали из полка князя Григория Семеновича Куракина; февраля 19-го, после встречи шведских послов под Москвой, за Земляным валом, он ехал перед послами во главе своей сотни.

    В 1644 г. при приеме английского посла, был одним из стольников, ставивших кушанья перед царем на обеде в Грановитой палате, в 1667 г. смотрел в большой стол. В 1668 г. в Поместном Приказе разбиралось дело по тяжбе московского дворянина Силы Сеёновича Потемкина с М.Л. Плещеевым о насильственном завладении им вотчиною Потемкина, в Ве-невском уезде: Потемкин жаловался царю Алексею Михаиловичу, что дело решено неправильно, при чем обзывал Плещеева «злым разорителем, подговорщиком и составщиком», надеющимся на свое богатство и на дружбу с начальником Поместного Приказа думным дьяком Григорием Карауловым. Государь приказал перенести дело во Владимирский Судный Приказ, и там, по приговору начальника этого приказа Никиты Ивановича Шереметева, дело было перерешено в пользу Потемкина.

    В 1669 г. Плещеев дважды дневал и ночевал при гробе царевича Семена Алексеевича, а в 1670 г. - при гробе царевича Алексея Алексеевича. В 1671 г. он - воевода в Саранске. В1672 г. был назначен воеводой в Симбирск, но затем это назначение было почему-то отменено. В 1673 г. он голова у стольников при встрече под Москвой шведских послов, а в 1674 г. ведал разбойный приказ; в 1675 г., при торжественной встрече кизильбашских послов, Плещеев был в числе стольников выборной сотни во всем наряде, т.-е. лошадь его была с «гремячими чепми и с поводными»; во встрече участвовали наряду с дворовыми други служилых людей и дворовые Плещеева.

    В том же году, 11-го июня, во время большого пожара в Китае-городе сгорел двор Плещеева а менее чем через месяц после этого был послан из Поместного приказа межевщик князь Григорий Семёнович Шаховской, межевать по челобитью стольников князя Юрия Пожарского и М Л. Плещеева. Князь Шаховской бил челом о безчестье на Плещеева, что он его «хотел убить на земле с людьми своими, и безчестил всяким безчестьем, и Великого Государя указу силен чинился, и межевать земли не дал и говорил, что ты де межуешь для времени столника князь Ивана Борисовича Троекурова ему князь Юрью Пожарскому». Вследствие этого князь Троекуров тоже бил челом на Плещеева о безчестье, и царь Алексий Михаилович велел привезти дело в «поход» к себе на Воробьеву гору. Недолго спустя, на выходе, когда царь шел из Архангельского собора, два брата, князья Хованские, били челом на Плещеева в «земляном вотчинном деле»; вероятно от них было неправильно отмежевано в пользу Плещеева - на эту мысль наводят слова князей Хованских, что если их челобитье на него, Михаилу, ложно, то чтобы государь указал «тое вотчину бесповоротно взять на себя, Великого Государя». Царь велел думному дьяку сказать им, что скоро будетъ указ по их делу и челобитью. В царствование Феодора Алексеевича, в 1676 г., Плещеев был товарищем «сходного» воеводы в Путивле, князя Василия Васильевича Голицына; и был отпущен в Москву, а ратные люди его полка распущены по домам. В 1677 г. он -воевода в Казани. Плещеев усердно занялся распашкой вновь земель в государевых и дворцовык селах и должной обработкой прежней и новой в них пашни.

    В 1682 г., июня 24-го, в день венчания на царство царей Иоанна и Петра Алексеевичей, Плещеев был пожалован из стольников прямо в бояре, минуя чин окольничаего. В том же году, 14-го августа, накануне Успения, вместе с сибирскимъ царевичем Григорием Алексеевичем он провожал иконы из Благовещенского в Успенский собор, куда заранее сносили иконы из разных церквей и монастырей «к действу нового лета». В 1682-1683 гг. он был первым судьею в Приказе большой казны. Одно из важных распоряжений его за это время - объявление воеводам всех городов об отмене «торгов» в воскресные дни. В 1683 г., при отъезде царей из Москвы, он находился в числе тех лицъ которым было поручено иметь наблюдение над движением стрельцов.

    В 1710 г. с. Андреевское - вотчина кравчего Кирилла Алексеевича Нарышкина и князя Алексея Михайловича Долгорукова.

    Кирилл Алексеевич Нарышкин (ум. 1723) начал придворную службу комнатным стольником царя Петра в 1686 г. В отличие от просто стольников, которые служили при столах во время торжественных обедов, комнатные стольники служили царю в его кажднодневном обиходе, постоянно общаясь с царем, и выполняя его мелкие поручения. В 1690 г. когда молодой царь Пётр привыкал ко «всепьянейшим потехам», Кирилл Алексеевич был пожалован следующим придворным чином, стал кравчим (виночерпием). Когда летом 1693 г. Петр отправился в первую свою большую поездку к морю, в Архангельск, то среди сопровождавших его и наиболее близких к нему людей был и К. А. Нарышкин.

    В мае 1696 г. К.А. Нарышкин, хотя и пребывавший все в том же чине кравчего, но уже значившийся среди «морского флота начальных людей», сопровождал царя из Воронежа к Азову. В это время Кирилл Алексеевич становится одним из ближайших друзей Петра и его «соратников» по «всешутейшему и всепьянейшему собору». Он настолько близок царю, что всесильный фаворит Франц Яковлевич Лефорт просит в письме по дороге из Азова в Москву самого Петра: «Пожалуй, от меня поклонись святейшему патриарху, Кириллу Алексеевичу, да и всей нашей компании». Принимая участие в Азовском походе, Нарышкин исполнял весьма ответственную, хлопотную и связанную с многими трудами должность генерал-провиантмейстера флота. Не участвуя в боях непосредственно, он внес столь значительный вклад в успех кампании, что когда война под Азовом закончилась взятием крепости, то Петр особенным образом отметил заслуги своего любимца.

    Это произошло, когда 30 сентября 1696 г. победоносная армия Петра триумфально вошла в Москву, знаменуя взятие Азова. Многотысячное войско, растянулось на несколько верст. В первой карете ехал Н.М. Зотов, державший в руках щит и меч, подаренные Петру тогда его верным союзником и другом гетманом Иваном Мазепой, а рядом с ним - в той же карете - ехали генерал-комиссар Ф. А. Головин и К. А. Нарышкин. За каретой следовали запряженные шестеркой лошадей золоченые сани, в которых сидел страдающий от незажившей раны адмирал Лефорт. Он именно потому и ехал не в карете, а в санях, что из-за колесной тряски его рана сильно болела. И лишь за санями Лефорта шел « капитан» - Петр Алексеевич - в черном немецком платье, в черной шляпе с белым пером и алебардой. 5 марта 1697 г. К.А. Нарышкин, в звании ближнего кравчего, был послан во Псков воеводой и оставался в этой должности до 12 марта 1699 г. О делах Нарышкина во Пскове чаще всего сообщали русские послы, проезжавшие через город в европейские страны и обратно, а также посланники различных европейских дворов, ехавшие в Москву.

    Все побывавшие во Пскове дипломаты - и русские, и иноземные - отзывались о К. А. Нарышкине с похвалой, и это заставило Петра подумать об его отзыве в Москву. Однако когда псковичи узнали, что Нарышкина от них убирают, а взамен могут прислать невесть кого, то псковские посадские люди, искренне любившие своего воеводу, ударили царю челом и в челобитной грамоте нижайше и покорнейше просили царя, чтобы Нарышкина оставили у них хотя бы на один срок, чтобы им, «богомольцам и холопам, и сиротам твоим, и людишкам, и крестьянишкам нашим, от частых переменных воевод в тягости не быть». Однако Петр имел насчет Нарышкина свое мнение и отозвал его на службу в Москву.

    С началом Северной войны Нарышкин - на театре военных действий. Он руководит строительными и саперными работами: в 1702 г укрепляет волнолом в только что захваченной крепости Нотебург, переименованной Петром в Шлиссельбург, а в 1703 г. руководит работами по созданию пристани возле стен Петропавловской крепости и по строительству одного из бастионов, который был назван в его честь Нарышкинским4. Более того, Нарышкин был не только одним из главных строителей рождавшегося города, но и первым его комендантом. По мере того как русские войска брали новые города, Нарышкин и в них становился первым комендантом: в июле 1704 г. он был комендантом Дерпта, а в августе - Нарвы. Затем, до 1710 г., Нарышкин был еще и псковским обер-комендантом. Из переписки его с Петром Великим видно, что Нарышкин отличался умением кратко излагать свои мысли на бумаге, выражая их простым и ясным русским языком, что для его времени было чрезвычайной редкостью, и вместе с тем был замечательно исполнителен и энергичен.

    Поручения Петра Нарышкину были весьма разнообразны: присылка судов в Нарву, Юрьев и Гдов; отправка в Петербург полков и подвод; составление планов, чертежей и карт; строительство различных оборонительных сооружений. Сохранилось и несколько писем Петра к Нарышкину, где речь идет о подготовке в обороне Пскова и Дерпта, с конкретными приказами свозить из окрестностей хлеб и фураж, ставить мины и т. п. Пребывая в частых разъездах, постоянно жил он в Петербурге, более всего сил и времени отдавая службе в должности коменданта новой столицы. Комендантом Петербурга был Кирилл Алексеевич до января 1716 г., и конец его службе в этой должности положил перевод Нарышкина губернатором Москвы с января 1716 г. В новой должности Нарышкин столкнулся с традиционным противодействием «господ сената», не желавших упускать ни фана власти и продолжавших чинить всевозможные препятствия и козни честному и самолюбивому администратору, как было это и с М.Г. Ромо-дановским, и с B.C. Ершовым. Дело дошло до того, что решением Сената, бывшего высшей судебной инстанцией, у Нарышкина отписали дворы и деревни, после чего он вынужден был искать защиты у всесильного АД. Меншикова. Опасаясь усиления власти сенаторов, фаворит прибег к помощи одного из своих друзей А. В. Макарова - кабинет-секретаря Петра I.

    В 1717 г. Меншиков писал Макарову: «Просил нас слезно губернатор московский господин Нарышкин, что от господ сенаторов великие ему и несносные чинятся напрасные обиды, а именно приказали у него отписать дворы и деревни безо всякой причины, будто за ослушание, а более злясь на него за бывшего губернатора Салтыкова; могу я истинно засвидетельствовать, что они его ругают напрасно... учините ему вспоможение». Но хотя борьба с Сенатом и свидетельствовала, что московский губернатор далеко не всесилен, положение Нарышкина оставалось достаточно прочным. Во всяком случае, в 1718 г. мы находим его среди судей царевича Алексея. В бытность Нарышкина московским губернатором Петр начал одно из своих самых серьезных административных преобразований.

    В 1718-1721 гг. он провел реформу центрального управления, заменив приказы коллегиями. Вместо десятков приказов, часто дублировавших друг друга, было создано 12 коллегий, и только три из них формировались и находились в Санкт-Петербурге. Правда, это были важнейшие из всех: иностранных дел, воинская и адмиралтейская. Девять же других - юстиц-, ревизион-, камер-, коммерц-, берг-, мануфактур- и вотчинная коллегии, а также приравненные к коллегиям штатс-контора и главный магистрат оставались в Москве. То, что именно здесь оставались все финансовые, промышленные и торговые коллегии, убедительно доказывало то, насколько важную экономическую роль продолжала играть Москва в жизни России. Что же касается ссоры Нарышкина с Сенатом, то распря эта закончилась победой Сената, и 11 мая 1719 г. Кирилл Алексеевич с поста губернатора был уволен. Возвратившись в Петербург и практически оказавшись не у дел, бывший московский губернатор в 1721 г. втянулся в продолжительный и громкий судебный процесс, в который вовлекли его дворяне Плещеевы - родственники и свойственники Кирилла Алексеевича, Предметом тяжбы стали значительные земельные наделы. Нарышкин, потратив большие деньги, процесс проиграл и в 1723 г., в какой-то мере и из-за этого, скончался.

    Кирилл Алексеевич Нарышкин женился на дочери князя Якова Ефимовича Мышецкого (ум. 1700), Анастасии Яковлевне (на портрете она изображена с дочерьми Татьяной и Александрой. Татьяна Кирилловна Нарышкина (1704-1757), стала второй женой генерал-адмирала князя М.М. Голицына (1684-1764)). Сын Нарышкиных, Семён Кириллович (1710-1775), фаворит императрицы Елизаветы, первый щеголь своего времени, изобретатель оркестров роговой музыки, награжденный высшим орденом Российской империи - орденом св. апостола Андрея Первозванного, в 1744 г. встречал приехавшую в Россию принцессу Софию Ангальт-Цербтскую, избранную в невесты великому князю Петру Феодоровичу, будущую Екатерину II.

    В 1746 г. Андреевское значится вотчиной того же Долгорукова и стольника Ивана Дмитриевича Плещеева. В XIX в. принадлежало гг. Вадбольским.

    Церковь с. Андреевского, в книгах, патриаршего казеннаго приказа под 1644 г. значится так: «152 г. церковь архангела Михаила в селе Ондреевском в вотчине Ивановские жены Плещеева вдовы Анны дани двенадцать алтын и апреля в 26 день те деньги взяты, платил староста поп Яков». «164 году по новому дозору Семена Извольского положено дани рубль 15 алтын 2 деньги, заезда гривна». В 1726 г. ветхая деревянная церковь была разобрана и вместо неё поставлена была новая, деревянная же, которая существовала в селе до 1772 г. Одновременно с Архангельской церковью в с. Андреевском существовала церковь во имя святаго апостола Андрея Первозванного; эта церковь, вероятно, древнейшая, что подтверждается и самым названием села. В указанных патриарших книгах об Андреевской церкви говорится под 1710 годом, что она в этом году была построена вновь, вместо прежней ветхой деревянной, и освящена; но ни раньше, ни позже не упоминается в книгах, и не известно, когда она нарушена; вероятно, существовала вместе с Архангельскою церковью до 1772 г.

    В 1772 г. усердием прихожан была построена каменная церковь во имя Архангела Михаила, с каменною же колокольнею. В 1811 -1813 гг. церковь была расширена и с южной стороны её пристроен придельный теплый храм в честь Святителя и Чудотворца Николая; в 1888 г. в этом теплом храме усердием прихожан устроен придел во имя преподобного Серия Радонежского чудотворца.

    Копии метрических книг хранились в церкви с 1801 г., а копии исповедных росписей с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1880 г и хранилась в ризнице. Земли церковной было: усадебной одна десятина, пахатной и сенокосной 33 десятины. План и межевая книга на землю (кроме усадебной) хранились в церкви. Причта по штату было положено: священник, диакон и псаломщик. Годового дохода причт получал: от земли до 140 руб., за требоисправления до 450 рублей, от сбора зерновым хлебом до 50 руб., процентов с церковных билетов 35 рублей, а всего около - 675 руб. Дома причт имел собственные, на церковной земле. Приход составляли: с. Андреевское (148 дв.) и деревни: Тартышево и Мукино. Всех дворов в приходе 214; душ мужского пола 816, а женского пола 908. В 1876 г. в селе открыта церковно-приходская школа.

    Свято-Успенский Космо-Яхромский мужской монастырь находится в 40 км от Владимира, в старинном русском селе Небылое. Временем основания монастыря принято считать конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами), хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века.

    По преданию, монастырь был основан преподобным Космой Яхромским. Инок Косма (мирское имя его неизвестно) был сыном "боярина", жившего в "пределах владимирских". Видимо, из-за недостатка материальных средств этого обедневшего "боярина", отрок был отдан на воспитание "соседу-помещику". Будущий инок путешествовал с искавшим исцеления от болезни "господином-боярином" по городам и весям. Однажды летним днем во время отдыха на берегу речки Яхрени отроку явилась на дереве икона Богородицы. Благодаря этому чудесному явлению господин получил исцеление. По повелению Божией Матери он ушел в Киево-Печерскую лавру, где принял постриг.

    Через некоторое время он возвратился в родные края и на месте явления ему иконы, в безлюдном тогда урочище Шахматицы основал монастырь в честь ее Успения, а явленную ему икону поставил в монастырь. Чудесно явленный образ Пресвятой Богородицы почитался в монастыре в двух иконах - Успение и "Яхромская (Шахматица)". После кончины Преподобного в обитель стали стекаться паломники, получавшие у мощей святого Космы исцеления и утешения. В 1665 году игуменом монастыря стал иеромонах Митрофан, будущий святой епископ Воронежский. Именно в Космине монастыре прославленный архипастырь начал приобретать духовную зрелость, опыт окормления братии, что делает обитель привлекательной для почитателей Воронежского чудотворца.

    В советское время монастырь не избежал участи множества монастырей и храмов. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции, КПЗ. В Спасском - райисполком. В Успенском - склад. В келейном корпусе - ветеринарный пункт, родильный дом, больница, детский сад, потом -столовая и пекарня. По рассказам местных жителей, столовая вечерами превращалась в кабак. Старики вспоминают, как в 1936 году снимали и.разбивали колокола- «...Разбивали их: небыловские мужики. Колокол большой стопудовый ухал, а люди стояли и плакали...» Позже была разрушена и сама колокольня. были снесены главы, венчавшие храмы.

    В 1992 году Никольский храм первым был передан Русской Православной Церкви. В то время на храме не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье музыкальная школа и библиотека. В последние годы в обители ведутся восстановительные работы. Храмы увенчались святыми крестами, возведена колокольня.

    Но это только начало большого и трудного дела, которое может успешно совершаться только при поддержке неравнодушных к своему Отечеству и национальным святыням добрых сердцем россиян. Нужно восстановить Успенский храм (XVII в.), возвести монастырскую ограду, благоустроить территорию. Также к монастырю приписаны четыре окрестных приходских разрушенных и обезображенных храма, при одном из которых, по благословению епископа Владимирского и Суздальского Евлогия, предполагается устроить Православный Центр Социальной Реабилитации для лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

    Святыни монастыря: иконы XVII - XVIII вв., частицы мощей свт. Митрофана Воронежского, частицы мощей 12 Оптинских старцев, прп. Алексия, Зосимовского чудотворца, прп. Германа Зосимовского, Владимирского чудотворца.

    Адрес: 601810, Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Небылое, Свято-Успенский Космин монастырь

    Телефон: +7 (492 46) 5 41 55

    Как добраться: на общественном транспорте из Москвы до Владимира электропоездом или коммерческим автобусом (отправляется по заполнении) с Курского вокзала, далее рейсовым автобусом в направлении на Юрьев-Польской до села Небылое, 40 км. Возможен проезд из Юрьева-Польского рейсовым автобусом в направлении Владимира, 25 км.

    На личном транспорте от Владимира по трассе А74 Владимир-Юрьев-Польский

    Координаты: N56° 21.759" E39° 59.901"

    Жертвователям Банковские реквизиты:
    филиал "Ополье" ЗАО "Республиканский Банк" г. Владимир
    БИК 041708764
    ИНН 3326002552
    КПП 332601001
    р/с 40703810600010001156
    к/с 30101810100000000764

    Свято-Успенский Космин Яхромский монастырь - небольшая древняя монашеская обитель во Владимирской области, на берегу реки Яхромы.

    По преданию, монастырь был основан монахом Космой Яхромским на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери. Эта икона дала имя монастырю и стала его главной святыней. Косма Яхромский стал первым настоятелем монастыря и заложил первый, деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. Косма иногда покидал обитель ради проповеди и исцеления больных. Преподобный был похоронен в Успенском храме, у его мощей совершилось два документально зафиксированных чудесных исцеления.

    В 1666 году игуменом монастыря стал будущий святитель . При нем монастырь превратился в крупный центр духовной жизни, а храмовый комплекс приобрел вид, который сохранился до наших дней: были построены каменный Успенский собор, трапезный храм Спаса Нерукотворного, надвратный Никольский храм.

    В 1923 году монастырь закрыла советская власть. Первые реставрационные работы в Успенском храме были проделаны в конце 1980-х годов. Возвращен церкви монастырь был в 1996 году. В 2003-2005 годах в нем проводились серьезные восстановительные работы, ныне это уютная, красивая обитель. К ней приписаны четыре окрестных приходских храма.

    Интересные факты о Космином Яхромском монастыре

      По преданию, преподобный Косма обрел икону Божией Матери, еще не будучи монахом. Он служил у престарелого тяжело больного боярина, вместе с которым во время путешествия остановился на ночлег на берегу Яхромы. Там ему явилась икона, от которой больной тут же исцелился, а сам Косма после этого чуда постригся в монахи.

      Облик иконы, которую обрел преподобный Косма, ныне достоверно не известен: согласно житию, это была икона Успения, однако в наше время под именем Яхромской иконы Богородицы почитается совсем другое изображение.

    Косьмин Успенский монастырь находился во Владимирском уезде, ныне это пос. Небылое. Обитель расположена в 40 верстах от г. Владимира на р. Яхроме, в урочище, называемом Хвахматица. Основана обитель в 1494 г, преподобным Косьмой, который стал и первым её игуменом. Сначала он был иноком в Киево-Печерском монастыре. Но однажды ему последовало видение, при котором велено отправиться на родину и там насадить общину монахов. Косьма внял голосу откровения и, придя во владимирский край, поселился в необитаемом месте, где находится теперь его обитель. Но отшельник недолго наслаждался уединением. Слава о нём влекла почитателей подвижника, которые нередко выражали желание навсегда остаться жить около него. Скоро уединённое место подвигов Косьмы превратилось в иноческое поселение. Братия умолила отшельника принять игуменство, и основалась обитель. Косьма соорудил в ней храм Успения Богородицы. Установив порядок иноческого жития, преподобный почил 14 октября 1513 г. Честные мощи его почивают под спудом в соборном храме. Главную святыню Косьминской обители составляет Яхромский образ Божией Матери, чудесно явленный преподобному основателю монастыря. Из числа преемников Косьмы особенно известны инок Иларион и святитель Митрофан, бывший затем епископом в Воронеже. Этому святителю посвящён в Косьминском монастыре и особый придел в зимней церкви. В 1666-1675 гг., в настоятельство святителя Митрофана, были построены каменная Спасская церковь и келейный корпус - в 1669 г., в 1675 г. - соборная Успенская церковь (в 1906 г. при настоятеле архимандрите Науме в ней устроено духовое отопление). В 1694 г. появилась Никольская (построена при игумене Сергии). В 1657 г возведена колокольня, на которую в 1909 г. поднят колокол в 311 пудов. В советское время она разрушена, как и каменная ограда с четырьмя башнями. В двухэтажной Спасской церкви было два придела: Святителя Митрофана Воронежско го (устроен во 2-м этаже при игумене Амвросии, в 1862 г. при игумене Герасиме перенесён вниз) и Преподобного Косьмы (устроен в 1865 г., а в 1875 г. при игумене Нифонте перенесён в Успенский собор, построенный на месте явления Яхромской иконы Божией Матери и возобновлённый в 1837 г. при игумене Киприане). В 1863 г. игуменом Наумом в монастыре заведено училище на 40 крестьянских мальчиков. В 1879 г. настоятелем монастыря определён игумен Мисаил (Смирнов, в 1883 г. возведён в сан архимандрита). В это время в монастыре было братии: казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 3 монаха и 16 послушников. Корпус келий надстроен в 1903 г. при игумене Вениамине. В 9-ю пятницу по Пасхе в монастыре проводилось торжественное богослужение Божией Матери и преподобному Косьме. У стен монастыря открывалась ярмарка. В 1689 г. игумен монастыря Сергий отправил на имя патриарха Иоакима прошение о том, чтобы освободить монастырь от пошлин с запустевшего села Небылого. До начала XVII в. в с. Небылом был самостоятельный приход, стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В Смутное время село было разорено, церковь сожжена и уже не восстанавливалась, крестьяне села были приписаны сначала к церкви с. Лыково, потом к церкви с. Котлучино. В советское время монастырь закрыт и разорён, разрушена часовня над колодцем, ископанным преподобным Косьмой. "Наш край - информационно-развлекательный портал".