Танковый прицел т 72. Отечественное оружие и военная техника

Наличие в более чем тридцати странах мира около десятка тысяч танков типа Т-72, а также огромный модернизационный потенциал машины подталкивает многие конструкторские бюро к разработке программ модернизации этого танка. В России такие программы разработаны в нижнетагильском УКБТМ. Высокую активность в разработке и реализации программ модернизации Т-72 проявляют также компании Украины и Израиля. Немало программ разработано в Чехии, Словакии, Польше и даже в ЮАР.

Реализация комплексных программ модернизации, согласованных с компанией разработчиком, обеспечивает значительное повышение боевых характеристик машин, выводя модернизированные Т-72 на один уровень с танками последних западных разработок. Другие же программы, предполагающие замену на танках отдельных приборов прицеливания, агрегатов силовой установки, установку систем навигации, как правило, позволяют незначительно повысить лишь отдельные показатели боевой эффективности, и то не всегда. Известны случаи, когда после установки на Т-72 новейших автоматизированных систем управления огнем (АСУО) итальянской разработки, показатели точности стрельбы стали ниже, чем на базовом варианте машины. Это происходит ввиду того, что часто разработчики таких АСУО не имеют полного комплекта технической документации для обеспечения сопряжения СУО с приводами наведения и стабилизации оружия комплекса вооружения танка. В результате ошибки стрельбы, возникающие при наводке оружия в цель не уменьшаются, а только увеличиваются.

В Республике Беларусь в настоящее время утвержден новый облик белорусского танка, который стал результатом осуществления программы модернизации танка Т-72Б разработанной специалистами 140 БТРЗ совместно с инженерами ОАО «Пеленг». Эти предприятия еще с советских времен занимались производством капитального ремонта машин типа Т-72 и разработкой систем управления огнем для всех танков советской и российской разработки.

Предполагается, что в ходе модернизации находящегося на вооружении танка Т-72Б будут улучшены и выведены на более высокий уровень огневая мощь, защищенность и командная управляемость. Для этого на машину устанавливаются современные системы управления огнем, средства связи и навигации. В частности вместо ППН 1К13-49 в танке Т-72Б устанавливается разработанный ОАО «Пеленг» прицельный комплекс «Сосна-У», который также успешно используется и при модернизации российских танков Т-72Б и Т-90. Многоканальный прицельный комплекс «Сосна-У» объединяет в себе визирный оптический канал, тепловизионный канал, лазерный дальномерный канал и лазерный канал управления комплекса управляемого вооружения. Кроме того, в состав новой высокоавтоматизированной СУО модернизированного в Беларуси танка Т-72Б включены баллистический вычислитель и автомат сопровождения цели. Штатный прицельный комплекс 1А40-1 теперь выполняет роль дублирующего прицельного приспособления.

Установленная на танке в ходе модернизации современная СУО с многоканальным прицелом позволяет обнаружить цель и вести огонь по ней как наводчику-оператору, так и командиру танка из основного оружия всеми типами боеприпасов. В том числе и управляемой ракетой с места и с ходу, днем и ночью, на дальность до пяти километров. А наличие автомата сопровождения цели значительно повышает вероятность попадания при стрельбе по движущимся целям и с ходу.

Для повышения защищенности танка реализуется комплекс мер, включающий в себя установку новых броневых модулей, автоматической системы постановки аэрозольных завес.

На прошедшей в столице Казахстана в мае 2012 г. были продемонстрированы еще две модернизации танка Т-72 – одна разработанная украинскими инженерами киевского танкоремонтного завода, вторая – израильскими и казахскими специалистами.

Украинская модернизация танка представлялась под наименованием Т-72UA4. Машина имеет усовершенствованный прицельно-наблюдательный комплекс командира с зенитной пулеметной установкой закрытого типа позаимствованный от танка Т-80УД, выпускавшегося в середине 80-х гг. на заводе им. Малышева в г. Харькове. Командир получил в свое распоряжение комбинированный прицел ТКН-4С со стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, с помощью которого имеет возможность ведения прицельного огня из зенитного пулемета по наземным целям с ходу. Судя по тому, что в составе СУО модернизированного Т-72UA4 поменялся только ночной прицел (вместо ТПН1-49 установлен ТПН4), возможность ведения огня из основного оружия танка с места командира отсутствует. Основным прибором прицеливания наводчика остался прицельный комплекс 1А40-1 ТПД-К1. Комплекс управляемого ракетного вооружения отсутствует.

Главной особенностью этого танка является модернизированная силовая установка с турбопоршневым двухтактным дизелем 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. при сохраненной оригинальной вентиляторной системе охлаждения, существенным образом улучшающая характеристики подвижности модернизированного танка.

Также на Т-72UA4 повышены показатели защищенности машины за счет установки комплекса оптико-электронного противодействия «Варта», включающего в себя систему постановки завес и станцию оптико-электронных помех, являющиеся аналогами российской системы оптико-электронного подавления «Штора-1». Элементы навесной динамической защиты корпуса «Контакт-1» остались без изменений.

Вообще-то странно, почему в Казахстан украинские разработчики привезли именно эту модернизацию Т-72 – Т-72UA4? Вряд ли она может составить достойную конкуренцию казахстанской модернизации Т-72, не говоря о российской. Машина имеет практически худшую огневую мощь по сравнению со штатным Т-72Б, состоящим на вооружении армии Казахстана. Странно, тем более, что Украина годом ранее в Нижнем Тагиле демонстрировала более продвинутую версию модернизации Т-72 – Т-72АГ.

На Т-72АГ СУО идентична той, что установлена на танке Т-90 (прицельный комплекс наводчика 1Г46, ночной прицельный комплекс ТПН4-49, командирский прицельный комплекс ПНК-4Г, возможность дублированного управления огнем с места командира танка, баллистический вычислитель, стабилизатор оружия 2Э42М), имеется комплекс управляемого ракетного вооружения 9К119 с управляемой ракетой «Комбат».

Силовая установка такая же, как и на Т-72UA4 – с турбопоршневым двухтактным дизелем 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. Однако на Т-72АГ установлена еще и вспомогательная силовая установка ЭА-10 мощностью 10 кВт.

Комплекс средств защиты танка Т-72АГ включает в себя такой же, как и на Т-72UA4 комплекс оптико-электронного противодействия «Варта», новый комплекс встроенной динамической защиты «Нож», систему защиты от напалма, новую быстродействующую противопожарную систему.

Для повышения работоспособности экипажа, особенно в боевых условиях, машина оснащена системой кондиционирования воздуха.

По-своему интересен проект модернизации танка Т-72 – Т-72KZ «Шыгыс» (восток), разработанных казахскими, израильскими и турецкими инженерами.

По схеме модернизации Т-72KZ близок к печально известному грузинскому варианту T-72 SIM-I, которые так и не смогли показать каких бы то преимуществ перед штатными российскими Т-72А и Т-72Б во время войны в Южной Осетии в 2008 г., но внешне отличающийся установкой новых элементов динамической защиты на башню и лобовую деталь корпуса. Борта корпуса прикрыты резинотканевыми и усилены дополнительными решетчатыми экранами. Однако противокумулятивные решетки на бортах никаким образом должным образом работать не будут, поскольку установлены вплотную к резинотканевому экрану.

При модернизации танк Т-72KZ «Шыгыс» сохранил свой штатный 840-сильный двигатель В-84 танка Т-72Б, которого вполне хватает для обеспечения достаточной подвижности машины такой весовой категории (первоначально предполагалась установка на модернизируемые в Казахстане танки Т-72 финские дизели Wartsila). Показатели подвижности ночью повышены за счет установки тепловизионного прибора механика-водителя (аналогичного применяемому на разработанном в Турции варианте модернизации танка Leopard 2), обеспечивающего дальность видения ночью, а также в сложных условиях видимости (туман, снег, пыль, дым и т.д.) до 400 м. Установка на штатную гусеницу Т-72 с последовательным РМШ асфальтоходных башмаков снижает и без того невысокие показатели проходимости старой гусеницы.

Для повышения огневых возможностей на танке установлена новая система управления огнем с использованием новых приборов прицеливания и наблюдения производства турецкой компании Aselsan. СУО включает в себя комбинированный круглосуточный прицел наводчика с тепловизионным каналом с дублированием «картинки» с него на месте командира танка, а также баллистический вычислитель. Это обеспечило возможность ведения прицельного огня с места командира танка в режиме «Дубль». Однако, модернизированный в Казахстане вариант Т-72 потерял такое огневое преимущество, как возможность стрельбы управляемой ракетой. Стабилизатор оружия остался прежним – 2Э28М.

Что значительно повышено на казахско-израильско-турецком варианте модернизации Т-72, так это показатели командной управляемости. Они повышены за счет установки на машину навигационной системы, новых цифровых средств связи, системы управления подразделением в бою на основе бортового компьютера BMS, способной интегрироваться в автоматизированную систему управления войсками тактического звена.

В качестве навигационной системы на Т-72KZ «Шыгыс» используется израильская навигационная система Azimuth Comet с характерной удлиненной антенной приемника GPS на кормовой части башни (как и на грузинских танках Т-72 SIM-I), при этом дополненную приемником ГЛОНАСС. Системы радиосвязи включают израильские двухблочную УКВ радиостанцию CNR-990 и цифровую систему внутренней связи VIC-500 разработки компании Tadiran.

Для обеспечения работы возросшего количества потребителей электроэнергии на машине установлена вспомогательная силовая установка израильского производства мощностью 7,5 кВт.

Официально в модернизации Т-72KZ «Шыгыс» принимали участие пять компаний, все казахские или совместные: «Единый центр внедрения систем управления вооружением» (разработка концепции, выработка ТЗ), «Семей Инжениринг» (производство ремонта, установка ДЗ), «Казахстан Аселсан Инжениринг» (СУО, прибор ночного видения механика-водителя), «Казахстанско-израильское совместное предприятие «Delta IT» (системы связи, навигации, управления подразделениями в бою, энергоснабжения), «811 Авторемонтный завод КИ» (производство и установка гусениц с асфальтоходами).

Как бы ни были привлекательны программы модернизации танка Т-72, разработанные зарубежными коллегами, наиболее современным вариантом модернизации этого танка стал вариант, разработанный в Уральском КБ Транспортного машиностроения (УКБТМ) – колыбели Т-72. К модернизации машины в этом КБ подошли комплексно.

На модернизированном танке удалось существенно повысить: огневую мощь (точность и дальность действительной стрельбы), защищённость, подвижность и командную управляемость. Кроме того, значительно улучшены эксплуатационные характеристики модернизированной машины.

Повышение огневой мощи обеспечено за счёт внедрения новой СУО, установки новой 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М-5, применения новых более могущественных боеприпасов и ЗПУ закрытого типа с дистанционным управлением.

Усовершенствованная 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5 вместе с доработанным автоматом заряжания под применение нового бронебойно-подкалиберного выстрела, обеспечивает стрельбу всеми новейшими образцами 125-мм выстрелов повышенного могущества.

СУО модернизированного танка Т-72 стала автоматизированной с цифровым баллистическим вычислителем и системой контроля изгиба ствола. Даже по сравнению с пушкой 2А46М точность стрельбы из пушки 2А46М-5 повысилась на 15-20%, а суммарное рассеивание при стрельбе сходу понизилось в 1,7 раза.

В состав СУО модернизированного Т-72 включен многоканальный (оптический, тепловизионный, лазерные дальномерный и управления ракетой каналы) прицел наводчика «Сосна-У» с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях. Новый прицел обеспечивает эффективное поражение целей на дальностях свыше 3000 м днем и ночью, а также в условиях плохой видимости (пыль, туман, снег и т.д.). Появилась возможность ведения огня управляемой ракетой в ночных условиях и сходу.

С целью обеспечения высокой эффективности стрельбы из танка с ходу на машину установлен новый стабилизатор вооружения 2Э42-4 с электромашинным усилителем. Помимо повышения точности стрельбы, такой стабилизатор еще снижает пожароопасность из-за отсутствия гидравлических приводов с высоким давлением пожароопасной рабочей жидкостью.

Новая ЗПУ позволяет командиру танка вести прицельную стрельбу из зенитного 12,7-мм пулемета «КОРД» (НСВТ-12,7) с использованием приводов дистанционного управления по воздушным, а в стабилизированном режиме – по наземным целям, оставаясь под надежной защитой брони. Это также повышает живучесть танка на поле боя, особенно в сложных условиях боя (в городе, в лесу, в горах) за счет своевременного подавления или уничтожения танкоопасной живой силы.

По желанию заказчика возможно размещение на модернизированном танке Т-72 ЗПУ открытого типа с ручным наведением.

Значительно повышена защита танка за счет установки новой ДЗ «Реликт» модульного типа. Она имеет ряд преимуществ по противодействию современным противотанковым боеприпасам по сравнению с комплексами ДЗ, применявшимися ранее. Для защиты бортовых и кормовой проекций танк комплектуется специальными экранами с элементами ДЗ и решетчатыми экранами. Решетчатые экраны обеспечивают разрушение БЧ попадающих в них кумулятивных боеприпасов снижая вероятность пробития ими брони на 70-100%.

Для защиты от противотанковых мин с магнитными взрывателями на модернизированном танке Т-72 устанавливается система электромагнитной защиты (СЭМЗ), обеспечивающей преждевременный подрыв таких мин.

Маскировочный комплект «Накидка», очередное «ноу-хау» российских разработчиков, делает танк практически неуязвимым при попытке его поражения современными средствами высокоточного оружия западного производства. Вероятность и дальность обнаружения танка оснащенного «Накидкой» средствами обнаружения современного высокоточного оружия в радиолокационном диапазоне обнаружения снижется в 6 и более раз. В ИК диапазоне вероятность обнаружения и захвата инфракрасными ГСН танка в «Накидке» снижается в 2-3 раза.

На модернизированном Т-72 установлена автоматизированная система постановки завес комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1». Она обеспечивает защиту боевой машины от высокоточного оружия с полуактивной лазерной ГСН, предупреждение экипажа о лазерном облучении танка (при замере дальности лазерными дальномерами и подсветке лазерными целеуказателями). Система осуществляет постановку многоспектральных аэрозольных завес, скрывающих положение танка и ослепляющих системы управления противотанковых комплексов и другого высокоточного оружия.

С целью повышения подвижности машины на танк установлен многотопливный дизель В-92С2 мощностью 1000 л.с. и усовершенствованная система охлаждения.

Доработаны узлы ходовой части. Машина получила новые гусеницы с траками с параллельным резинометаллическим шарниром, обеспечивающие ей лучшее сцепление с грунтом и хорошую управляемость. Усилены, а также повышена жесткость амортизаторов, усилены бортовые коробки передач.

Командная управляемость повышена за счёт оснащения танка новой УКВ радиостанцией Р-168-25УЕ-2, аппаратурой внутренней связи и коммутации Р-168 АВСК-У и комбинированной (спутниковой и одометрической) навигационной аппаратурой.

Таким образом, разработанная в России программа модернизации танка Т-72 является наиболее отработанным и сбалансированным вариантом повышения боевых свойств танков типа Т-72. При этом в зависимости от пожеланий заказчиков, на машине могут быть осуществлены не все сразу доработки, а только часть их, по выбору, что может расширить круг потенциальных клиентов. При этом необходимо учесть, что программа модернизации Т-72 разработанная российскими конструкторами учитывает все нюансы конструкции машины и не ограничивается полумерами, предлагаемыми многими зарубежными разработчиками.

Еще одну модернизацию танка Т-72Б представили на прошедшей в июне – июле 2012 г. в подмосковном Жуковском специалисты компании «Оборонсервис». В результате проведенной компанией модернизации повышены огневая мощь и командная управляемость танка.

Огневая мощь повышена за счет установки нового прицельного комплекса наводчика и панорамного многоканального прицельного комплекса командира. По всей видимости, усовершенствованы и другие элементы системы управления огнем (СУО). Понятно одно – командир получил возможность эффективного онаружения целей днем и ночью, а также ведения прицельного огня из основного и дополнительного оружия всеми видами боеприпасов, включая управляемую ракету, днем и ночью, с места и с ходу.

Командная управляемость повышена за счет установки нового комплекса средств связи и системы топографического ориентирования «Трона» использующую GPS/ГЛОНАСС и инерциальную подсистемы, разработанную на Ковровском электромеханическом заводе «КЭМЗ», установки новых цифровых средств связи, автоматизированной системы управления войсками тактического звена.

В целом, если рассмотреть предлагаемые в настоящее время на мировом рынке программы модернизации танка Т-72, только российскими инженерами разработаны и реализованы наиболее взвешенные, комплексные и отвечающие современным требованиям боя программы.

Сравнительные ТТХ танков Т-72Б и модернизированного Т-72


Параметр

Т-72 модернизированный

Боевая масса, т

не более 46

Пушка, марка

Калибр, мм

Зенитная пулемётная установка

открытого типа

закрытого типа с дистанционным управлением

Модульная ДЗ

«Контакт-V»

«Реликт»

Автоматизированная система постановки завес

Система электромагнитной
Защиты

Дневной прицел

Прицельный комплекс 1А40-1

Многоканальный прицел наводчика «Сосна-У» с визирным и ТПВ-каналами, лазерным дальномером и лазерными каналом управления ракетой

Ночной прицел

ППН 1К13-49 электронно-оптический монокулярный перископический

Дальность обнаружения и распознавания цели типа «танк» ночью, м

не менее 3300

Режим дублированного управления вооружением с места командира

Прицел-дублёр

прицел-дальномер
ТПД-К1

Баллистический вычислитель

электронный цифровой с комплектом датчиков

Автомат сопровождения цели

электронный цифровой с обработкой видеоизображения от ТПВ-канала прицела «Сосна-У»

Информационный канал управления ракетой

входит в состав ППН 1К13-49

входит в состав многоканального прицела наводчика «Сосна-У»

Максимальная дальность стрельбы управляемой ракетой, м

до 4000
(днем, с места)

до 5000
(днём и ночью, с места и
с ходу)

Радиостанция, марка

Наличие заранее подготовленных частот

Режим технического
Маскирования

Режим ППРЧ (программная перестройка рабочей частоты)

Скорость передачи и приёма цифровой информации, бит/с

цифрового канала связи нет

Навигационная аппаратура, тип

комбинированная (GPS и одометрическая)

Аппаратура внутренней связи и коммутации, марка

Р-168 АВСК-Б

Словесная разборчивость, %

Максимальное число абонентов, подключаемых в сеть внутренней связи

Двигатель, марка

Мощность, л.с.

Удельная мощность, л.с./т

не менее 21,8

Максимальная скорость
по шоссе, км/ч

В отношении новых модификаций ОБТ Т-72 в последние годы ходит множество слухов, причем некоторые из них откровенно восторженные, а в другом случае доходит дело едва ли не до откровенной ругани. А когда в конце 2013 года было принято решение об отказе закупки Т-72Б3 для нужд армии, сообщение это произвело эффект разорвавшейся гранаты.

Здесь следует упомянуть, что решение это было принято на основании реального опыта эксплуатации опытных образцов в частях, где до того использовались танки Т-80. Танкистам важнее реальная работа техники, а на мнение «экспертов» им откровенно плевать. Итак, чем же хорош или не слишком хорош Т-72Б3? Отличия от предыдущих модификаций - в нашем материале.

Труды Сердюкова не будут забыты…

Заказ вооружения для армии в настоящее время - громадное действо, в котором каждая из сторон норовит урвать кусок прибыли побольше. Вот основные интересы:

  • КБ пытаются сбыть свои разработки и получить гранты на дальнейшие изыскания.
  • Промышленности вообще все равно, что предстоит производить, лишь бы имелся долговременный государственный заказ и были средства для оплаты труда рабочих.
  • Армия. Раньше она просто желала получить надежную технику в больших количествах, но во времена Сердюкова все несколько изменилось, причем далеко не в лучшую сторону.

Впрочем, довольно лирики. Нам нужен Т-72Б3. Что за зверь все же начнет поступать в наши войска (решение этого года)?

Основные измененные узлы

Давайте остановимся на тех узлах, которые действительно были модернизированы:

  • СУО, изменившиеся наблюдательные приборы и средства прицеливания для экипажа.
  • Новая система радиосвязи.
  • Обновленное вооружение.
  • Улучшения в механизмах пожаротушения.
  • Танк Т-72Б3 получил гусеницы с новым РМШ.

Что нового для наводчика?

В роли прицела для наводчика выступает прибор «Сосна-У». Изначально был разработан белорусским «Пеленгом». На сегодняшний день выпускается вологодскими предприятиями. Основные характеристики следующие:

  • Стандартный оптический канал для дневных условий.
  • Тепловизор для ночного прицеливания.
  • Стандартный дальномер с лазерным каналом.
  • Дальномер лазерный для наводки при стрельбе ракетами.
  • Обнаружение вражеских танков в дневных условиях - до 5 километров, в ночных - до 3,5 км.
  • Стабилизация изображения в двух плоскостях.
  • Возможность использования КУВ (это комплекс управляемого вооружения) с ходу, без необходимости остановки машины в условиях боя.
  • Имеется автоматическое сопровождение цели.
  • Отображение режима работы и типа использованного боеприпаса.
  • Есть аппаратура, позволяющая вносить поправки при боевой стрельбе.

Отрицательные моменты

Сам этот прицел в наших войсках знают уже давно, причем он заслужил немало положительных отзывов. Вот только тепловизор изготовлен на базе французской камеры Catherine-FC, выпуском которой занимается компания Tomcon-CSF. Как можно оснащать ОБТ Т-72Б3 «Буревестник» комплектующими из страны, чья политическая воля подобна флюгеру под сильным ветром? О сегодняшнем положении нет точных сведений, но в 2014 году французские комплектующие продолжали поступать... Саму модернизацию приборов для наводчика выполнили весьма… скажем так, конструкторы постарались максимально сэкономить:

  • Вытащили хорошо зарекомендовавший себя прицел ППН 1К-13-49 (который ранее являлся комплектующим КУВ 9К120 «Свирь»).
  • Поставили на освободившееся место «Сосну».

Минусов у столь странного подхода много, причем все они серьезные:

  • Линия прицеливания и линия канала ствола сильно смещены по отношению к самому прицелу, что в полевых условиях крайне затрудняет нормальную наводку орудия на цель.
  • Очевидно, что никто не подумал о работе наводчика, которому стало еще более неудобно пользоваться прицелом. Танкисты говорят, что для нормального использования «Сосны» приходится сильно «косить» на левую сторону, попутно выгибая спину.
  • Видеосмотровое устройство наводчика расположили «на авось», отчего в войсках постоянно требуются новые: танкист попросту разбивает его левым ботинком при посадке в машину.
  • Напоследок - самое «вкусное». Внешний оптический блок закрыт… добротной металлической крышкой, которая привинчивается (!) сразу четырьмя болтами.

Последнее обстоятельство для основной боевой машины, которой является танк Т-72Б3, - полный сюрреализм. Да, оптику на следует беречь, но какой ценой? Конечно, крышку гипотетически можно снять перед началом боя… Вот только когда этот самый бой начнется? Или танкисты должны крутить ключом болты, пока противник вежливо согласится их подождать!? Ведь на всех ОБТ мира открытие бронезаслонки происходит дистанционно, с рабочего места наводчика. Да и в отечественных танках такое решение использовалось неоднократно! Что мешало установить такой механизм сюда?

Положительные решения

К счастью, есть и положительные моменты. В СУО оставили (в полном комплекте) прицел типа ТПД-К1, входящий в состав 1А40, и даже оснастили его защитой от лазерного излучения. Проще говоря, Т-72Б3 оснащается сразу двумя основными прицелами. Если даже в бою будет поврежден один, то танкист всегда сможет воспользоваться вторым.

За люком наводчика наконец-то установили то, что там давно должно было стоять: датчики температуры окружающего воздуха и характеристик ветра (скорость и направление). Отныне наводчику больше не нужно рисковать жизнью, высовываясь из люка и выполняя работу Гидрометцентра. К слову, многие специалисты высказывают вполне обоснованное мнение о том, что «аховая» стрельба на танковом биатлоне 2013 года была обусловлена именно отсутствием этих приспособлений. Так что Т-72Б3, характеристики которого мы рассматриваем в рамках этой статьи, на биатлонах до сей поры демонстрировал далеко не все свои способности, которые он может проявить.

О сложностях работы командирской

Увы, но конструкторы по каким-то только им ведомым причинам оставили в танке настоящий антиквариат - ТКН-3 (комбинированный перископический бинокулярный прицел). Напомним, что когда его уже устанавливали в 1991 году на новейшую по тем временам БМП-3, это выглядело настоящим анахронизмом! Да, в «старичка» воткнули электронно-оптический преобразователь (ЭОП), относящийся ко второму поколению, но лучше он от этого стал совсем немного. Для чего было устанавливать это чудо на Т-72Б3?

И еще. Уже при первых полевых испытаниях были зафиксированы повреждения глаз у зазевавшихся танкистов. «Рогатка» при выстреле бьет с такой силой, что пара минут головокружения обеспечена (если вовремя не убрать голову). У него есть и положительная особенность. Если нажать на торец, то башня танка автоматически развернется в ту сторону, куда «смотрит» ТКН-3. При этом на рабочем месте наводчика загорится индикатор «командир». В общем-то, больше этот самый командир Т-72Б3 в бою ничего сделать не сможет.

Абсурд при наводке на цель

Очень интересен тот факт, что при ночной работе наводчик танка будет видеть на 3,5 км, а вот командиру придется довольствоваться или той же самой дублированной картинкой, или пытаться «пронзить» ночь своим ТКН-3МК, который позволяет видеть аж на целых 500 метров. Какие ценные команды он при этом даст экипажу, если условия работы у него столь неполноценные? Ведь есть варианты модернизированного ТКН от отечественных компаний, в которых командир может хотя бы дальность до цели измерять! В любом случае, наш основной боевой танк продолжает сверкать не хуже елки в ИК-приборах наблюдения, что, вне всякого сомнения, радует потенциальных противников.

Модернизация системы связи

Вот здесь все веселее. На танк поставили УКВ-радиостанцию Р-168-25У-2 «Акведук». Ее уже давно просили военные. Имеет независимые каналы отправки и передачи данных. Может проводить открытые, скрытые и секретные сеансы связи. В последнем случае требуется использование внешних ЗАС. В заводском комплекте поставки идет два независимых приемопередатчика.

Радует, что танкисты наконец-то получили кодированную связь. Выпуск данной модели был начат Рязанским радиотехническим заводом еще в 2005 году. Стоит отметить, что разработчики станции предусмотрели прекрасный задел для модернизации этого оборудования: уже сейчас можно подключать выносной пульт для набора данных, который также может использоваться в качестве основного средства управления, если повреждены основные приборы контроля. Увы, но и здесь не обошлось без «дегтя» - танкисты говорят, что в войсковых условиях эта станция частенько барахлит. Видимо, ее еще не довели до абсолютно надежного состояния.

Тангенты с индивидуальной регулировкой громкости также зарекомендовали себя не слишком хорошо. Они и сами-то по себе не слишком надежные, так еще и отличаются повышенной хрупкостью. А ведь это - основной боевой танк. Из железа. Твердого. Танкисты говорят, что старыми тангентами можно было даже люк подпереть, а вот новую нежелательно даже ронять... Что еще предполагает модернизация Т-72Б3?

Основной калибр

До сих пор официальные источники пишут, что на модернизированную версию ставится пушка 2А46М или 2А46М-5. Остается надеяться, что в базе будут ставить именно последний вариант. Это орудие - не что иное, как глубокая модернизация прекрасно себя зарекомендовавшей модели Д-81ТМ (2А46М). При этом была значительно повышена жесткость самой конструкции, что обеспечивает лучшую точность. Кроме того, при ее изготовлении намного жестче ОТК, что обеспечивает поступление только тех орудий, разность толщины стенок которых не превышает 0,4 мм.

Цапфенные обоймы отныне крепятся обратным клином. Опора откатных частей размещается в задней части люльки, горловину которой увеличили на 160 мм. Сама она при этом также стала намного жестче. Направляющие для люльки имеют форму призмы. Все это позволило снизить рассеивание при стрельбе сразу на 15%. При стрельбе сходу разброс снарядов снизился почти в два раза. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Т-72Б3, ТТХ которого мы рассматриваем, может намного точнее и быстрее поражать все доступные цели.

Предусмотрено крепление отражателя для учета степени изгиба ствола. Полученные данные передаются на место наводчика в изначально цифровом виде, что опять-таки обеспечивает лучшую точность стрельбы, нивелирует последствия различных помех, которые неизбежно возникают в процессе боевой эксплуатации машины. Следует отметить, что все эти сведения напрямую идут в баллистический вычислитель. Этот прибор значительно облегчает работу наводчика и позволяет ему быстрее навести пушку на выбранную цель.

Усиление стандартного боекомплекта

Были введены сразу несколько типов «длинных» снарядов. Были разработаны ЗВБМ22 с БПС ЗБМ59 «Свинец-1» и «Свинец-2». При одновременном увеличении дистанции предельной стрельбы повышается степень бронепробиваемости на всех расстояниях. Чтобы обеспечить нормальное заряжание новых снарядов, автомат заряжания был несколько изменен. Впрочем, аналогичный механизм уже ставили на наши танки, начиная с Т-72БА, так что ничего нового здесь нет.

Спаренный пулемет и ЗПУ

В этом отношении никаких изменений нет - ПКТ/ПКТм. Была информация о танковых «Печенегах», но подтверждения пока что нет. Вот только до сих пор нет данных о нормальном механизме сбора стрелянных гильз. Дело в том, что разрыв стандартного брезентового мешка с последующим рассыпанием раскаленных гильз на контейнер АЗ (автомата заряжания) может привести к крайне печальным результатам. Видимо, на этом энергия конструкторов (и деньги) полностью закончилась, потому как придумать что-то более неподходящее для боевого танка, нежели открытую всем ветрам ЗПУ, сложно…

Судя по всему, в экипаже нужен штатный смертник, который будет прикрывать Т-72Б3. Отзывы самих танкистов вообще лучше не приводить ввиду их полной непотребности.

Основные выводы по системе вооружения

  • На этот раз модернизация действительно улучшает показатели машины: новая пушка и улучшенные боеприпасы. Все эти составляющие дают шанс на быстрое и гарантированное подавление противника.
  • ПКТ - без комментариев, хит на все времена.
  • ЗПУ без дистанционного управления - неприкрытое пренебрежение жизнью членов экипажа. Так как вес танка Т-72Б3 все равно увеличился до 46 тонн (42 тонны весит простой Т-72), то можно было бы выделить еще пару сотен килограммов для нормальной дистанционно управляемой установки.

Системы автоматического пожаротушения

НПО «Электромашина» специально для данной модернизации разработало систему «Иней». Это автоматическая установка для обнаружения и тушения пожаров, которые могут возникнуть в боевом и моторном отделениях. Основные характеристики:

  • Двукратное действие.
  • В комплекте идет четыре баллона с «Хладоном».
  • Для обнаружения очага возгорания используются оптические и термические датчики.

Силовая установка и трансмиссия

В-84-1 был оставлен на месте. Конечно, привыкших к Т-80 танкистов «убивают» все дизели, но этот мотор действительно хорош. В-84 очень надежен и проверен боевой эксплуатацией. В действующих частях полно специалистов, которые прекрасно знают этот мотор. В-92, который изначально предполагалось ставить, еще нуждается в разносторонних испытаниях. Так как силовая установка осталась прежней, то и трансмиссия изменениям никаким не подверглась. БКП не подвергалась усилению, число пар трения в элементах фрикциона не увеличивали. Так что двигатель и трансмиссия остались практически теми же.

Ходовая часть

Использована гусеница с последовательным расположением РМШ. Данный вариант используется как на Т-72БА, так и на Т-90 уже с 1996 года. Соответствующим изменениям подвергается и ходовая часть, которой оснащаются российские Т-72Б3. О каких-то иных новшествах в этой области не сообщается.

Основные выводы

  • Возможности наводчика действительно впечатляют: к его услугам два прицела, новая пушка с улучшенными системами контроля изгиба ствола, а также прочие «изюминки».
  • Увы, но из-за откровенно архаичных средств наблюдения командир нового танка попросту не в состоянии нормально вести бой ночью.
  • Системы связи хороши, но их следует доводить.
  • «Иней» хорош, вот только двукратного срабатывания мало, да и баллонов со смесью желательно иметь больше.
  • Защита башни и корпуса - полный провал.
  • Двигатель, ходовая и трансмиссия - никаких изменений.

Остается устойчивое впечатление, что модернизацию попросту забросили на полпути. Многие недоработанные элементы можно улучшить, не затрачивая на это феноменальных средств. Вот, в общем-то, и все. В принципе, модернизация танка получилась весьма неплохой, но некоторые моменты откровенно режут глаз.

Командование Западного военного округа (ЗВО) подготовило доклад Сергею Шойгу и Главному автобронетанковому управлению (ГАБТУ) Минобороны с просьбой отказаться от закупки модернизированных танков Т-72Б-3. Источник в ЗВО сообщил «Известиям», что в документе подводятся итоги войсковой эксплуатации этих машин, в том числе на учениях и во время повседневной боевой подготовки.

Начальнику ГАБТУ генералу Александру Шевченко результаты войсковой эксплуатации уже доведены, а нынешний доклад дополнен развернутым обоснованием для отказа от Т-72Б-3. Надеемся, что министерство примет меры и предпочтет новые Т-90А, - сказал он.

Модификация Т-72Б-3 идет на смену танков Т-80. Первой их получила 138-я отдельная мотострелковая бригада в поселке Каменка Ленинградской области и почти сразу обнаружила недостатки при ходовой эксплуатации, особенно на стрельбах.

Собеседник в ЗВО говорит, что Т-72Б-3 не оправдывает свою стоимость с учетом дополнительного оборудования на 52 млн рублей, что в бригаде надеялись увидеть более мощную и совершенную машину. Танк может бороться с противником образца начала 1990-х годов, а современная бронетехника, в том числе грузинские модификации Т-72, которые доводили до ума израильтяне, просто разорвет его на части, считает офицер.

Из всех новшеств в танке появились только хороший белорусский прицел «Сосна-У» и современные цифровые системы связи, все остальное от базовой модели, то есть 30-летней давности, - добавил он.

По его словам, в «новых» танках нет приемников ГЛОНАСС/GPS, по которым танкисты могли бы определять свое местоположение в условиях визуальной слепоты (у танка очень ограниченный обзор). Также нет практически обязательной в современных условиях системы автоматического сопровождения цели, которая автоматически держит машину или танк противника на мушке, даже во время движения. Кроме того, у танка старые метеодатчики, датчики износа ствола и другие важные механизмы.

В частности, вместо новых двигателей В-92С2 мощностью 1 тыс. л.с. стоят «откапиталенные» старые моторы В-84 на 840 л.с., а вместо современного комплекса динамической защиты «Реликт» - старый «Контакт-5», не спасающий от тандемных боеприпасов.

Представитель «Уралвагонзавода» пояснил «Известиям», что военные сами выбрали комплектацию, которой теперь недовольны.

У нас более 15 опций модернизации - можно поменять практически всё, от ходовой части до вооружения и защиты. Российские военные выбрали далеко не всё. Всё, что они выбрали, мы установили. Решение принимал еще Владимир Поповкин, когда был начальником вооружения, и Николай Макаров, экс-глава Генштаба, - пояснил представитель единственного производителя танков.

Он отметил, что тогдашнее руководство Минобороны посчитало, что выбранная комплектация является идеальной с точки зрения соотношения цены и качества. Теперь выясняется, что офицеры этим недовольны.

Представитель УВЗ подчеркнул, что из 52 млн рублей, которые стоит модернизация Т-72Б-3, около 30 млн уходят на капитальный ремонт танка - машины полностью разбирают, обследуют все детали и меняют устаревшие на новые. Остальные деньги тратят на модернизацию - закупку и установку нового оборудования и других комплексов, которые выбрал заказчик.

Полный набор модернизационных опций делает Т-72 почти таким же, как Т-90, а по некоторым параметрам и лучше. Однако стоимость такой модернизации сравнима с постройкой нового Т-90. При этом остаточный ресурс и модернизационный потенциал новой машины намного больше, чем у отремонтированной.

Мы еще два года назад убеждали военных, что если они хотят качественно новый танк, то им нужно покупать Т-90, а не модернизировать 20–30-летние Т-72. Но нас никто не слушал, считали, что мы пытаемся продать старый танк за новые деньги, хотя, подчеркиваю, Т-90 - это другой танк, довести до его уровня Т-72 стоит ненамного дешевле по объективным причинам, - пояснил представитель УВЗ.

В 2014 году мы сможем начать его серийное производство. Будем надеяться, что новое руководство Минобороны пересмотрит решение своих предшественников. Мы готовы выполнять заказ военных и на производство, и на их модернизацию, - отметил представитель УВЗ.

По информации ГАБТУ, срыв поставок Т-72Б-3 с новыми двигателями произошел из-за позднего заключения контракта с «Уралвагонзаводом», так что пока в округа поступают танки со старыми моторами.

В войсках удивляются, что модель Т-72М1, предназначенная для Алжира по цене тоже 50 млн, оснащена системой автоматического сопровождения цели, цифровыми датчиками поправок и метеоусловий, дистанционной зенитной установкой и кондиционером. В российских же моделях электроника «на уровне прошлого века».

Даже в заокеанских рейтингах Леопард-2 нередко опережает американский Абрамс М1А2. У военных экспертов, разумеется, есть основания выводить немецкую машину на первое место. Но к званию «лучший танк мира» надо относиться с долей здорового скепсиса. Взгляните на башню Леопарда-2, зенитный пулемет вам ничего не напоминает? Все правильно, это МG3A1 - прямой потомок, точнее адаптированный под современный патрон MG-42 времен Второй мировой войны. Понимаю, весьма удачная «машинка», но не для третьего же тысячелетия! Лишь совсем недавно на танках бундесвера пулемет-легенду стали заменять на современный Heckler & Koch MG5 или дистанционно управляемый модуль со «стволом» 12,7 мм.

В животном мире крупная кошка леопард относится к роду пантер, так же как и тигр. Забавно - в немецкой бронетехнике легко прослеживаются эти звериные родовые черты. Леопард-2, как и танки вермахта времен Второй мировой, отличается вертикальной установкой бронелистов. Рациональных углов наклона брони на корпусе и на башне минимум, особенно на ранних модификациях. Мало того, громадный Леопард переразмерен в ширину и достаточно тяжел - типичные «тигриные» проблемы, затрудняющие транспортировку по железной дороге.

Получается, немцы с завидным упорством наступают на те же грабли? Не во всем. Во время войны с СССР были у машин кошачьего племени проблемы с ресурсом, мощностью двигателей и, главное, немцы не смогли наладить ремонт своих сложных танков в полевых условиях. Так вот, пробег Леопарда-2 до капитального ремонта составляет 10 тысяч километров. Силовая установка - турбодизель мощностью 1500 л.с., объединенный в единый блок с гидромеханической трансмиссией. Помимо высокой энерговооруженности такое техническое решение дает еще хорошую ремонтопригодность - силовую установку в сборе даже в полевых условиях можно поменять за 35 минут. Отличный показатель!

Есть у танка и другие плюсы. Леопард-2 обладает приемлемой подвижностью. Вооружение мощное: 120-мм гладкоствольная пушка Rheinmetall с современными боеприпасами и два пулемета. Орудие стабилизировано в двух плоскостях. А вот автомата заряжания не предусмотрено. Поэтому в обитаемой башне танка находятся 3 человека: командир, наводчик и заряжающий. И это не все - в корме башни расположена часть боекомплекта. Ниша, где лежат снаряды, оборудована вышибными панелями. Считается, что при попадании снаряда в «пороховой погреб» такой конструкции у людей выше шансы уцелеть (кстати, остальной боеприпас и топливо хорошо изолированы от экипажа). Минус один - неимоверный размер башни и сопутствующий этому вес.

А после того, как плоская маска пушки (начиная с модификации 2А5) уступила место модернизированному варианту с рациональными углами наклона брони, пришлось электрогидравлический привод башни менять на электрический. И все равно, скорость поворота башни не фигурирует в числе главных добродетелей Леопарда-2. Зато танк оборудован прекрасным цейссовским прицелом, эффективной системой управления огнем, тепловизорными камерами, обеспечивающими круговой обзор всем членам экипажа, системой пожаротушения, многослойной броней, подбитой с внутренней стороны противоосколочными матами.

Леопард-2 стоит на вооружении с 1979 года и относится к танкам третьего поколения. За годы эксплуатации его не раз улучшали, переоснащали и даже подвергали «фейслифтингу». Наиболее свежие и актуальные модификации 2А5, 2А6, 2А7+. Последняя анонсирована в 2010 году и, скорее всего, радикальных улучшений в дальнейшем не будет - модернизационный потенциал танка на этом исчерпан.

Наследник тридцатьчетверки

Наш T-72 меньше, ниже и существенно легче Леопарда-2. Принят на вооружение в 1973 году и являет собой почти идеальный пример простого и, главное, массового танка. За годы производства неоднократно модернизировался. Последняя версия под индексом Т-72Б3 принята на вооружение в 2011 году и на сегодняшний день успела обрасти рядом дополнительных улучшений 2014 и 2016 года. Для чего возятся с танком старого образца? Насыщение армии боевыми машинами четвертого поколения -дело не одного дня и даже года. Лучший способ сохранять боеспособность бронетанковых войск в переходный период - подтягивать к современным требованиям машину с хорошим модернизационным потенциалом.

В сравнении с «немцем» отечественный танк - воплощение совсем другой концепции: низкий силуэт, мощное вооружение на компактном и маневренном шасси. Российская гладкоствольная пушка 2А46М-5 калибром 125 миллиметров, пожалуй, даст фору леопардовской. Это самая свежая модернизация орудия 2А46М с улучшенной на 20 процентов кучностью и уменьшенным в 1,7 раза рассеиванием при стрельбе с ходу. Автомат заряжания доработан под новые бронебойные подкалиберные снаряды Свинец 1,2.

Вот здесь требуется отступление. Благодаря автомату заряжания в башне только два человека - командир и наводчик. Значит, башня меньше и легче, чем в немецкой боевой машине. Добавьте сюда округлую форму, оптимальную для рикошета вражеских снарядов, хорошее бронирование, динамическую защиту (на ранних модификациях Контакт-5, на поздних - Реликт) и зенитный пулемет калибром 12,7 мм. Таким образом, по части «верхов» Т-72БЗ как минимум не хуже Леопарда. И это при том, что для достижения достойной огневой силы на нашем танке не пришлось городить огромную «мансарду» с электроприводом.

С цейссовскими прицелами и зарубежной электроникой тягаться, конечно, трудно. Но модернизация значительно улучшила оснащение нашего танка. Он получил новый прицел наводчика Сосна-У с тепловизионным каналом, автомат сопровождения цели, современный цифровой баллистический вычислитель, дисплейный комплекс механика-водителя с камерой заднего обзора. На самых свежих модификациях появился и панорамный стабилизированный прицел командира.

К сожалению, вживление нового оборудования не обошлось без досадных ляпов, связанных с эргономикой и удобством использования. Но в целом точность стрельбы как с места, так и в движении стала лучше, приборы наведения надежно работают при любой погоде и в любое время суток. Да и дальность стрельбы на уровне лучших мировых образцов. Будем считать, что в плане оптики и электроники с Леопардом у Т-72Б3 свежих модификаций наметился паритет.

Защита нашей машины во многом даже лучше, чем у немецкой. Меньший вес Т-72Б3 означает не «жиже» броня, а суммарно меньший объем защищаемого пространства (сам танк не такой слоноподобный). Система пожаротушения на нашем танке тоже есть. Вот с динамической защитой до последнего времени дело обстояло хуже - комплекс Контакт-5 откровенно устарел. Ситуацию исправила защита Реликт, которую устанавливают на свежие модификации Т-72Б3. Особенно хороши бортовые панели с интегрированными модулями динамической защиты и решетчатыми экранами, укрывающими моторно-трансмиссионное отделение. Мало того, в составе штатных принадлежностей танка есть дополнительные модули и экраны для установки на башню вместо ящиков ЗИП.

И, наконец, . Займемся забавной математикой. Удельная мощность Леопарда-2 с 1500-сильным двигателем составляет 23,8 л.с. на тонну. Т-72Б3 ранних образцов со старым добрым дизелем В-84-1 мощностью 840 лошадей имел показатель 18,3. Заметное отставание! Последние модификации машины оснащают новым двигателем В-92С2Ф мощностью 1130 л.с., что дает удельную мощность 24,5 л.с./т. В таких случаях принято говорить - догнали и обогнали.

А теперь картина в целом. В общем, Леопард-2 и T-72Б3 равные соперники, несмотря на разные концепции и не младенческий возраст конструкции. Трудно предсказать, кто окажется сильнее при очной встрече - у каждого есть свои достоинства и недостатки. Но, как водится, при равенстве сил успех боевого применения больше зависит от уменья больших командиров и конкретных экипажей толково распорядиться имеющейся матчастью.

Что касается успеха коммерческого, то оба танка стоят на вооружении множества стран. Но соотношение «цена-качество» явно за нашей машиной. За все время производства Леопарда-2 разных модификаций сделано чуть меньше 3,5 тысяч экземпляров. Тираж Т-72 - около 30 тысяч!

Характеристики танков России и Германии

Т-72Б3

Leopard 2А6

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Длина/ширина/высота 6860/3460/2226 мм
Дорожный просвет 490 мм
Экипаж 3 чел.
Масса 46000 кг
Максимальная скорость 65 км/ч
Запас хода по шоссе 500–700 км

Т-72Б «объект 184» представляет собой усовершенствованную модификацию танка Т-72А, серийное производство началось в 1984 г.

Машина оснащалась навесной динамической защитой, дизелем В-84-1 (В-84М) мощностью 840 л.с, комплексом управля-емого вооружения 9К120 «Свирь» с лазерным наведением ракеты на цель.

Уже на момент своего создания Т-72Б оказался устаревшим по показателям комплекса управления огнем (1А40-1).

Автоматизированная СУО на нем вообще отсутствовала. Т-72Б отставал как от зарубежных танков «Леопард-2» и «Абрамс» так и отечественных Т-80БВ, Т-64БВ, Т-80У и Т-80УД.

Защита танка разрабатывалась с учетом испытаний в СССР израильских БПС М111 пробивавших верхнюю лобовую деталь танка Т-72А. В конструкции отказались от стеклотекстолита заменив его на конструкцию из набора стальных плит. В дальнейшем применили и т.н. «полуактивное» бронирование с «отражающими» листами.

Подвижность танка также возросла весьма незначительно (с 760 л.с. на Т-72А до 840 л.с.)

В целом рост показателей танка по защите от БПС составил 20% по сравнению с Т-72АВ, мощности двигателя - 10%. Из-за ограничений по росту массы танка и отсутствия современного двигателя, слабого потенциала самого КБ совершенствование танка Т-72А шло очень медленно. В результате в середине 80-х годов на вооружение поступил морально устаревший танк. Основным достижением новой модификации Т-72 был комплекс управляемого вооружения.

Комплекс представлял собой эффективное и простое ракетное вооружение танка, которое по характеристикам было сравнимо с «Коброй», но по конструкции и эксплуатации было значительно проще.

Компоновка

Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя. Компоновка полностью повторяет принятую на танках Т-72, Т-72А которая была заимствована у Т-64.


Корпус. Вид спереди справа: 1 - лист носовой верхний; 2 - бонки для установки контейнеров ДЗ; 3 - кронштейн ограждения фары; 4 - крюк буксирный передний; 5 - лист носовой нижний; 6 - кронштейн балансира.


Корпус. Вид сзади слева: 1 - планка защитная подбашенная; 2 - отбойник гусеничной ленты; 3 - патрубок выпускной; 4 - скобы и упоры для укладки тросов; 5 - балка с выходными жалюзи; 6 -кронштейн крепления бочек; 7 - кронштейн крепления ящика ЗИП тралам и кассет ПСК; 8 - кронштейн крепления бревна; 9- бонки крепления запасных траков; 10 - крышка люка вентилятора; 11 - лист кормовой; 12 - крюк буксирный; 13 — корпус аварийной розетки и габаритного фонаря; 14 - отбойник пальцев гусеницы; 15 - картер КП; 16 - упор балансира; 17 - кронштейн поддерживающего катка; 18 - кронштейн гидроамортизатора; 19 - кронштейн кривошипа направляющего колеса.


Башня: 1 - башенка командирская; 2 - надбой; 3 - крыша; 4 - корпус для установки прибора наблюдения наводчика; 5 - фланец для установки прицела 1К13-49; 6 - трубки для электропроводов;

7, 25 - кронштейны крепления фар; 8 - головка защитная прицела-дальномера; 9, 15, 18, 27 -крюки монтажные; 10 — планка; 11 -щеки дуговые; 12, 13 -желобок для крепления наружного защитного чехла пушки; 14 - кронштейн прожектора Л-4А; 16-хомут крепления коробки с боеприпасами для пулемета НСВ; 17, 19, 22, 24-кронштейны крепления ящиков ОПВТ; 20 - фланец крепления антенны; 21,

26 — копиры; 23 — люк выброса и удаления поддона; 28 -кронштейн установки пусковых установок дымовых гранат; 29 - люк наводчика; а - отверстие для задней подвески прицела—дальномера; б - расточка под цапфу; в — амбразура пулемета ПКТ; г - отверстие для установки десантной розетки.

Огневая мощь

Основным вооружением является 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А46М. Конструкция орудия позволяет производить замену ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника.


Танковая пушка 2А46М: 1 - термозащитный кожух; 2 - ствол; 3 - люлька; 4 - затвор; 5 - ограждение; 6 - подъемный механизм; 7 - тормоз откатных частей; 8 - накатник; 9 - планка; 10 - винт; 11 - проволока; 12 - компенсирующий груз; Б - зазор 8- 13 мм; В - зазор 8- 12 мм.


Стрельба ведется выстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет кумулятивную боевую часть.

Автомат заряжания аналогичен применяемому на Т-72, механизированный боекомплект составляет 22 выстрела.

Это меньше чем

и расположен в весьма уязвимом минами месте, что при подрыве выведет из строя танк без возможности восстановления


Расположение узлов A3: 1 - досылатель; 2 - механизм подъема кассет; 3 - люк выброса; 4 - ловушка; 5 - привод люка выброса; 6 - привод к улавливателю; 7 - рукоятка ручного привода к стопору ВТ; 8 - стопор ВТ электромагнитный; 9 - настил ВТ; 10 - ролик; 11 - каркас; 12 - ролик опорный; 13 - погон верхний; 14 - погон нижний; 15 - стакан; 16-кассета; 17-захват; 18 - упор поддона; 19 - рамка; 20 - электромагнитный стопор улавливателя; 21 - трос.


Циклограмма характеризует процесс полного цикла автоматического заряжания танковой пушки.

Из циклограммы видно, что для сокращения продолжительности цикла, а следовательно, для повышения технической скорострельности действие некоторых механизмов частично или полностью совмещается по времени. Например, приведение пушки к углу заряжания, ее стопорение и вращение ВТ.

На циклограмме видно, что полный цикл заряжания и выстрела при подвороте ВТ на две кассеты длится < 8 с.

Если очередные выстрелы будут находиться на линии заряжания, то техническая скорострельность будет выше, так как в этом случае полный цикл заряжания и выстрела без подворота ВТ будет > 7 с.

Боекомплект к пушке составляет 45 выстрелов и укладывается следующим образом: 22 выстрела во вращающемся транспортере автомата заряжания, 23 - в немеханизированных укладках.

В ВТ выстрелы по типам могут укладываться в любом соотношении. В немеханизированную укладку выстрелы укладываются незави-симо от их типа, за исключением мест, оговоренных особо. По мере использования боекомплекта из ВТ экипаж пополняет ВТ выстрелами из боеукладок, если позволяет обстановка, или производит заряжание пушки вручную непосредственно из боеукладок.

Выстрелы размещены:

5 снарядов в башне, из них: 2 - на вращающемся полу сзади сиденья командира, 1 - бронебойный подкалиберный на вращаю-щемся полу сзади под пушкой и 2 — бронебойных подкалибериых в нише башни за сиденьем наводчика;

18 снарядов в корпусе, из них: 3 - осколочно-фугасных или кумулятивных — в переднем баке-стеллаже, 4 - в укладке на пе-регородке МТО со стороны правого борта, 4 - в укладке на пере-городке МТО со стороны левого борта, 3 - на левом борту сзади сиденья наводчика, 1 - бронебойный подкалиберный сзади стел-лажа АБ, 3 - на левом борту сзади стеллажа АБ;

4 заряда в башне, из них: 1 - перед сиденьем командира, 2 - сзади сиденья командира, 1 - перед сиденьем наводчика;

19 зарядов в корпусе, из них: 1 — у переднего бака-стеллажа на правом борту, 3 — в переднем баке-стеллаже, 12 — в среднем баке-стеллаже у перегородки МТО и 3 — сзади стеллажа АБ.

Боекомплект к пулемету ПКТ составляет 2000 патронов (8 лент по 250 патронов в каждой).


Боекомплект к автомату АКМС-74 составляет 300 патронов, 120 из которых снаряжены в четыре магазина по 30 патронов в каждом и уложены в штатной сумке. 180 патронов находятся в ящике на правом борту башни снаружи. Ручные гранаты Ф-1 (10 шт.) уложены в пяти сумках. Боекомплект зенитного пулемета НСВ-12,7 составляет 300 пат-ронов.


Схема размещения боекомплекта:1- заряд; 2 - снаряд; 3 - коробка с патронами к пулемету ПКТ; 4 -патроны к автомату АКМС-74; 5 - сумка с ручными гранатами Ф-1; 6 - коробки для 120 патронов к пулемету НСВ-12,7; 7 - размещение патронов в ящике для патронов и вещевого имущества - 180 шт.; 8 - патронташ с патронами к сигнальному пистолету


В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка). Зенитный пулемет не имеет дистанционного управления, командир танка для его применения вынужден вылезать по пояс из танка, подвергая себя опасности.


Зенитно-пулеметная установка: 1 - пулемет НСВ-12,7; 2 - уравновешивающий механизм; 3 -люлька; 4 - лентосборник; 5 - коробка прицела; 6 - рукоятка взвода пулемета; 7 - цапфы; 8 - вилка; 9 - чека крепления пулемета; 10 - пружина гашения отката; 11 - зубчатый сектор люльки; 12 - зажимной винт гнезда люка; 13 - болт фиксации вилки в гнезде; 14-магазин для патронов; 15 -рукоятка вертикального наведения; 16 - рычаг спуска пулемета; 17 - стопор рукоятки; 18 - трос; 19 - клавиша спуска пулемета; 20 - рукоятка горизонтального наведения; 21 - стопор люльки; 22 - стопор среднего погона; 23 - клавиша тормоза маховика.

Прицельный комплекс 1А40-1

На танке Т-72Б устанавливается прицельный ком-плекс 1А40-1, основу которого составляет лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, используемый на танках Т-72А, с полем зрения, стабилизируемым в вертикаль-ной плоскости.


1 - прицел-дальномер (прибор управления); 2 - блок индикации; 3 - блок ввода дальности; 4 - электроблок; 5 - блок питания; 6 - защитное стекло; 7 - пластина (номограммы); 8 - одиночный комплект ЗИП; 9 - влагопоглотитель; 10 - потенциометр поправок; 11 - параллелограммный механизм.

В прицельный комплекс включен баллистический поправочник, кото-рый автоматически вводит поправки на температуру заряда и воздуха, атмосферное давление, угловую скорость цели и танка, скорость движения танка и дру-гие условия стрельбы, что повышает ве-роятность попадания первым выстрелом. Однако бал-листический поправочник не учитывает все изменяю-щиеся условия стрельбы, как это происходит при на-личии в танке автоматизированной СУО с баллистиче-ским вычислителем, т.к. учитывает только суммарную поправку, которая вводится в него вручную перед на-чалом стрельбы, вычисляемую по номограммам, за-крепленным на казенной части пушки у командира танка.

Стрельба в ночных условиях ведется с использова-нием комбинированного прицела 1К13-49, который может работать в активном или пассивном режиме.

Обнаружение целей ночью в пассивном режиме (при ЕНО 0,005 ЛК) обеспечивается на дистанции не менее 500 м, в активном при подсветке цели инфракрасным прожектором - до 1200 м.


Прожектор Л-4А: 1 - основание; 2 - кронштейн; 3 - гнездо посадочное; 4 - цапфа; 5 - тяга регулируемая; 6 - тяга нерегулируемая; 7 -бонка; 8 — ось; 9 - муфта сгонная; 10, 12 - контргайки; 11 - болт установочный; 13 - винт установочный; 14 - болт; 15 - крышка задняя; 16 - рама передняя; 17 - винт; 18 - крышка защитная; 19, 21 - винты; 20 - перемычка; 22 - лампа ДК с Л-250; 23 - патрон; 24 - ИК фильтр; 25 - кольцо прижимное; 26 - болт невыпадающий; 27 - отражатель зеркальный параболический.


Прицел-прибор наведения 1К13-49

Бронирование корпуса

Верхняя деталь корпуса Т-72Б первых модификаций состояло из разнесенных преград из стали повышенной твердости. В дальнейшем применялся более сложный вариант бронирования с использованием «отражающих листов» по принципу функционирования аналогичных пакету, применяемому в башне танка. Эквивалентная стойкость пассивной брони выросла по сравнению с Т-72А с 360 до 490 мм.


Фото сборки корпусов Т-72С в Иране. Виден пакет наполнителя ВЛД.

Начиная с 1988 года ВЛД и башня была усилена комплексом ДЗ «Контакт-V» обеспечивающего защиту не только от кумулятивных ПТС а и от БПС.


На борта Т-72 контейнеры ДЗ устанавливалась непосредственно на резинотканевые экраны. Это негативно сказывалось на ее эксплуатации, контейнеры ДЗ на бортовых экранах в ходе эксплуатации отваливались, экраны деформировались.

Уязвимые зоны

Габариты брони башни танка Т-72Б возросли по сравнению с Т-72А из-за установки массивного наполнителя. Это повело к увеличению ослабленных зон крыши башни.


Схемы ослабленных зон основного бронирования лобовой проекции Т-72Б: 1 - ослабленная зона при обстреле 100-мм БПС БМ-8; 2 - ослабленная зона при обстреле 125-мм БПС БМ-26

Стойкость ослабленных зон значительно ниже стойкости основных броневых деталей, поэтому пробитие их происходит с больших дистанций и с большим запасом бронепробиваемости, что приводит к тяжелым, часто безвозвратным поражениям боевой машины. Как показали испытания обстрелом корпуса и башни танка Т-72Б, проведенные снарядами БМ-26 с бронепробиваемостью 200 мм стальной брони средней твердости под углом 60° с дистанции 2 км и БМ-22 с бронепробиваемостью 170 мм/60° с 2 км, ослабленные зоны пробивались с дистанций:
Зона водителя (по средней линии ослабленной зоны) - 1 700 м.
Крыша башни - 3 700 м.
Командирский люк - 3 900 м.
Зона, ослабленная цапфами пушки - 1 650 м.


Амбразура пушки защищена только от бронебойной пули Б-32 калибра 12,7 мм с дистанции 100 м.

Динамическая защита

Повышение стойкости от кумулятивных боеприпасов достигнуто установкой комплекса навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах - 96.

Причем контейнеры установлены непосредственно на башню без предания им угла обеспечивающего максимально эффективную работу ДЗ.

Известно, что эффективность воздействия на кумулятивную струю устройства динамической защиты существенно зависит от угла соударения кумулятивной струи с контейнером. При углах встречи (угол отсчитывается от нормали к поверхности контейнера) 60…70 град достигается наибольшая эффективность воздействия движения металлических пластин контейнера на кумулятивную струю.

При углах встречи, близких к нормали к поверхности контейнера, устройство теряет большую часть своей эффективности и, как правило, не может обеспечить защиты основной броневой преграды от кумулятивной струи. В результате этого эффективность ДЗ установленной на башне была значительно снижена.


Встроенная универсальная ДЗ «Контакт-5»

С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая защита. Танки, оснащенные встроенной динамической защитой «Контакт-5» по данным НИИ Стали обеспечивают защиту от бронебойного подкалиберного снаряда М829.


Установка динамической защиты на башне: 1, 2 - блоки; 3, 4, 12, 16 - крышки; 5 - болт М8; 6 - болт М16; 7 - бонка; 8 - болт М12; 9 - прокладка; 10 - элемент динамической защиты; 11 - корпус; 13 - пулезащитная планка; 14 - ось; 15 - шплинт.

Установка динамической защиты на носовом листе танка: 1, 2 ,3, 4, 5, 6, 7, 8 - секции динамической защиты; 9, 10 - крышки; 11 - элемент;

12 - поддон; 13 - гайка, 14 - винт;15 - резиновый упор; 16, 20 - пробка; 17 - пружинная шайба; 18 - болт; 19 - про-кладка

Установка динамической защиты на борту: 1 - экраны; 2 - щитки бортовые; 3 - петля; 4 - поддон; 5 - броневая крышка; 5 - элемент; 7 - пробка;

8 - болт; 9 - торсион; 10 - ось стопора; 11 - кронштейн; 12 - пружинный шплинт; 13 - планка; 14 - ось.

Подвижность

На танке устанавливается двигатель В-84-1, представляющий собой модернизацию применяемого ранее двигателя В-46-6. Оба двигателя взаимозаменяемы по установке.

Двигатель В-84-1 отличается повышенной мощностью, дополнительным инерционным наддувом за счет разделения каждого впускного коллектора на две секции и конфигурацией поршня.

Двигатель В-84-1 многотопливный, основным топливом является дизельное. Двигатель работает также на топливах Т-1, Т-2 и ТС-1, низкооктановом бензине.

Двигатель установлен в силовом отделении танка перпендикулярно его продольной оси на фундаменте, приваренном к днищу. Лапы двигателя прикреплены к фундаменту восемью болтами с гайками. Первый левый болт и гайка удлиненные. Под лапы могут быть установлены прокладки различной толщины, с помощью которых носок коленчатого вала двигателя центрируется с ведущей шестерней гитары.

Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.

Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов.

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Общая емкость топливной системы с двумя с двумя бочками емкостью 275 л. составляет 1750 л. Емкость внутренних топливных баков составляет 705 л.


Система питания топливом: 1 - правый носовой бак; 2,4- заправочные горловины; 3, 6, 7, 11, 14 - наружные баки; 5 - передний бак-стеллаж; 8 - топливный насос подогревателя; 9 - топливный фильтр подогревателя; 10 - кран отключения наружных баков; 12 - расширительный бачок; 13 - поплавковый клапан; 15 - переходник для подключения бочек; 16 - оборудование для подключения бочек; 17 - бочки; 18 - форсунка; 19 - трубопровод высокого давления; 20 - трубопровод объединенного слива топлива из форсунок; 21 - топливный насос НК-12М; 22 - топливный фильтр тонкой очистки; 23 -топливоподкачивающий насос НТП-46; 24 - средний бак-стеллаж; 25 - топливный фильтр грубой очистки; 26 - левый носовой бак; 27 - ручной топливоподкачивающий насос; 28 - топливоподкачивающий насос БЦН-1; 29 - топливораспределительный кран; 30 - сливной штуцер; 31 - клапан выпуска воздуха; 32, 36 - шланги; 33 - штуцер; 34 -шланг слива отстоя; 35 - тройник; 37 -измеритель топлива

Средства связи

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи «Абзац», который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Тактико-технические характеристики Т-72Б

Тактико-технические характеристики Т-72 Б

Параметр

Единица измерений

Полная масса

4 4,5+2%

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

18,876

Двигатель В-84МС

л.с.

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

0,8 98

Температурный режим работы

°С

40…+ 4 0

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9530

корпуса

мм

6860

Ширина танка

по гусенице

мм

по съемным защитным экранам

мм

высота по крыше башни

мм

длина опорной поверхности

мм

4270

дорожный просвет

мм

428…470

ширина колеи

мм

2730

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

4, 18

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

300…450

По дороге с твердым покрытием

л, до

170…200

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

225…360 (500…600)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

310…450 (700)

Емкость баков

1270 + 370

Боекомплект

Выстрелов к пушке

шт

(из них в конвейере механизма заряжания)

шт

Патронов:

к пулемету (7,62 мм)

шт

к пулемету (12,7 мм)

шт

Аэрозольных гранат Модернизация

Танк Т-72Б, созданный более трех десятилетий назад до сих пор остается основой танкового парка России, где разработаны программы модернизации этого танка, которые могут компенсировать его отставание от танков стран НАТО (М1А1, Леопард-2 и пр.).

Предлагается применение модернизированной пушки 2А46М5, автомата заряжания с возможностью применения БПС с повышенным удлинением, моторно-трансмиссионная установка с двигателем В-92С2 (1000л.с.), ходовой частью применяемой на Т-90А, а также динамической защиты «Реликт».


На танке предлагается установить СУО с прицелом «Сосна-У» разработки белорусского ОАО «Пеленг», прицельный комплекс 1А40-1 сохраняется в качестве резервного прицела