Меры по преодолению долгового кризиса. Необходимые меры по преодолению кризиса лесного сектора Явное и неявное принуждение

Приложение 3

I . Меры по преодолению последствий

мирового финансового кризиса, предпринимаемые

в государствах – участниках СНГ

Мировой финансовый кризис в разной степени затронул финансовые рынки государств – участников СНГ, что объясняется различиями в уровне развития экономики этих государств, их финансовых рынков, степенью интеграции в глобальную экономику, глубиной экономических связей, в том числе в валютно-финансовой сфере, как с другими государствами участниками СНГ, так и с третьими странами.

В настоящем разделе приводятся сведения о влиянии кризиса на экономическую ситуацию в некоторых государствах - участниках СНГ и мерах, предпринимаемых в этих государствах по преодолению его негативных последствий.

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Резкое ухудшение во второй половине 2008 года конъюнктуры на мировых товарных и сырьевых рынках привело к снижению ценовых индексов и падению спроса на основные товары белорусского экспорта (нефть и нефтепродукты, металлы, удобрения, сельскохозяйственная техника и др.). С учетом прогнозируемого международными экспертами подорожания импорта энергоносителей для Беларуси в 2009 году, а также рецессии в основных развитых странах мира (США, ЕС, Япония) ожидается сохранение давления на текущий счёт платёжного баланса Беларуси.

Кроме того, в настоящих условиях существенно ограничено привлечение внешних финансовых средств в Беларусь на долговой основе. Принятие Концепции управления внешним долгом Республики Беларусь, предусматривающей систему мониторинга и ограничений на внешние заимствования предприятий и организаций всех форм собственности, как ожидается, будет способствовать повышению экономической безопасности страны.


Меры по поддержке финансового рынка

В настоящий момент в банковском секторе Беларуси наблюдается довольно стабильная ситуация. Нормативы ликвидности банками республики соблюдаются.

В качестве превентивных мер по поддержанию стабильной ситуации с внутренней ликвидностью и привлечением средств нерезидентов Национальным банком предприняты следующие меры:

повышена ставка рефинансирования (с 15 октября 2008 года на 0,25 % до 10,75 % годовых, с 12 ноября 2008 года еще на 0,25 % до 11 % годовых);

увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тыс. тенге до 5 млн. тенге. Данная мера будет введена на определенный период времени (на 3 года);

дальнейшее снижение нормативов минимальных резервных требований с 5 % по внутренним обязательствам и 7 % по иным обязательствам до 2% как по внутренним, так и по иным обязательствам, что позволит банковской системе высвободить дополнительную ликвидность в объеме около 400 млрд. тенге (около 3,3 млрд. долларов США).

Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор.

В этой связи в Республике Казахстан разработан План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на годы, который определяет комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в стране и обеспечение необходимой основы для будущего экономического роста.

Для достижения этих целей Правительство, Национальный Банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций сконцентрируются на следующих пяти направлениях:

стабилизация финансового сектора;

решение проблем на рынке недвижимости;

поддержка малого и среднего бизнеса;

реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов .

Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме 10 млрд. долларов США (1200 млрд. тенге).

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

На текущий момент в экономике страны отмечается ухудшение показателей платежного баланса , возросший дефицит торгового баланса требует больших средств в иностранной валюте для финансирования, соответственно возрастает спрос и укрепление доллара США. В этом случае осложняется ситуация с нехваткой иностранной валюты, например доллара США, внутри рынка, что может спровоцировать проблемы с ликвидностью.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Мировой финансовый кризис, перешедший в открытую стадию в августе 2008 года, кардинально изменил условия функционирования экономики и финансовой системы России. В условиях ухудшения ситуации на мировых финансовых рынках усилился чистый отток частного капитала из страны: только в августе - ноябре текущего года, по предварительным оценкам, он составил порядка 100 млрд. долларов США. Снижение золотовалютных резервов за этот период превысило 140 млрд. долларов США. В таких условиях резко обострилась ситуация с ликвидностью в банковской системе, которая переросла в полноценный кризис доверия среди коммерческих банков. Возникла угроза состоятельности частных финансовых компаний, банков и нефинансовых предприятий, в значительной степени зависящих от долгового финансирования. Дополнительным дестабилизирующим ситуацию фактором явились падающие цены на энергоносители. С июля по декабрь 2008 года российская нефть подешевела на мировых рынках в 4 раза. На этом фоне капитализация российского рынка акций за несколько месяцев упала почти в 5 раз.

Системность возникших проблем требовала разработки комплексного подхода к их решению, основанного на координации действий Правительства и Банка России. Таким образом, в августе-ноябре 2008 года был осуществлен широкий комплекс мер экономической политики, направленный на сглаживание негативных последствий глобального финансового кризиса для российских кредитных организаций, в первую очередь, на расширение их возможностей по получению необходимой ликвидности и формированию кредитных ресурсов для экономического развития страны.

Банк России, расширяя имеющийся инструментарий регулирования ликвидности в банковской системе, а также задействуя существующие регулятивные возможности, за последние месяцы осуществил:

Ключевыми проблемами аграрного сектора республики являются ограниченная доступность кредитных ресурсов, передовых технологий выращивания сельскохозяйственных культур, слабо развитая сельскохозяйственная инфраструктура и отсутствие современных методов промышленной переработки сельскохозяйственной продукции.

В этой связи Таджикистану необходимо внедрение современных агротехнологий с использованием элитного семенного материала и химических удобрений, инновационных методов ведения агробизнеса, освоение новых площадей орошаемых земель, эффективное использование водных ресурсов, сохранение окружающей среды.

Сильные морозы и маловодье в годах, недостаточность поступления электроэнергии и природного газа из соседних государств негативно повлияли на социально-экономическое положение страны.

Правительство Республики Таджикистан в связи с этим предприняло ряд действий, направленных на недопущение углубления кризисной ситуации. В частности, в стране был введен режим жесткого ограничения подачи электроэнергии и экономии воды в водохранилищах , ограничена подача электроэнергии крупным промышленным предприятиям, а также на объекты социального назначения.

Советом национальной безопасности и обороны Украины принято Решение «О безотлагательных мерах по усилению финансово-бюджетной дисциплины и минимизации негативного влияния мирового финансового кризиса на экономку Украины», которое введено в действие Указом Президента Украины. Указанные меры предусматривают сокращение бюджетных расходов на содержание органов управления , стимулирование инвестиционных расходов, в частности, на финансирование инфраструктурных проектов, приведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги к экономически обоснованному уровню, повышение прозрачности в корпоративном управлении банками , в частности, определение реальных владельцев банков и усиление их ответственности за поддержку финансовой стабильности банков, обеспечение стабильности на валютном рынке.

Кабинет Министров Украины в целях недопущения спада производства и роста безработицы принял постановление «О первоочередных мерах по стабилизации ситуации, сложившейся в горно-металлургическом и химическом комплексе», которое предусматривает введение моратория на повышение тарифов для горно-металлургических и химических предприятий на грузовые перевозки до конца текущего года, на повышение тарифов на электроэнергию и цен на коксующийся уголь; ускоренный механизм возмещения налога на добавленную стоимость для данных предприятий; установление до конца 2008 года нулевых ставок сбора в виде целевой надбавки к тарифу на природный газ.

В ноябре текущего года утверждены Порядок использования средств Стабилизационного фонда и Порядок участия государства в капитализации банков . В кратчайшие сроки были проведены переговоры с Международным валютным фондом для получения стабилизационного кредита.

Украиной подписан Меморандум об экономической и финансовой политике, разработанный Кабинетом Министров Украины и Национальным банком совместно с МВФ. Он нацелен на восстановление макроэкономической и финансовой стабильности в Украине. В первую очередь Меморандумом предусматривается необходимость решения проблем финансового сектора путем обеспечения поддержания ликвидности банков и увеличения объема гарантирования депозитов, предоставления финансовой помощи банкам, в том числе за счет бюджетных средств, решения проблем с кредитными долгами населения и субъектов предпринимательской деятельности . Все вышеперечисленное поможет адаптироваться к возможным внешним рискам (дальнейшее сокращение экспортно ориентированного производства в результате падения мирового спроса) и будет способствовать постепенному сокращению инфляции за счет адаптации макроэкономической политики . Это будет обеспечено за счет политики гибкого обменного курса; приведения доходов населения в соответствие с целевым показателем инфляции и одновременным обеспечением защиты наиболее незащищенных слоев населения; внедрения более жесткой фискальной политики и приведения цен в энергетическом секторе в соответствие с затратами.

В целях обеспечения макроэкономической стабильности и минимизации возможных убытков для экономики и финансовой системы Украины от финансового кризиса принят Закон Украины «О первоочередных мерах относительно предотвращения негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».

Нормы указанного Закона предусматривают также максимальное сохранение непрямой поддержки сельхозтоваропроизводителей за счет специальных режимов обложения налогом на добавленную стоимость , которые не противоречат требованиям ВТО. Указанное достигается путем распространения режима аккумулирования сельхозтоваропроизводителями средств налога на добавленную стоимость на все операции по реализации сельскохозяйственной продукции, включая продажу молока и мяса, на перерабатывающие предприятия.

10. Облегчить доступ банков к ресурсам центральных банков (расширение перечня предметов залога или его изъятие при кризисных ситуациях).

11. Установить максимальный уровень беззалогового доступа банков, принимая во внимание платежеспособность банка или величину его капитала.

12. После оценки потенциального спроса на ликвидность со стороны банков обсудить масштабы и механизмы возможной поддержки центральными банками и со стороны правительства каждого государства.

13. Проведение совместной фискальной политики, способствующей стимулированию спроса на внутреннем рынке.

14. Реализация приемлемых для каждого государства - участника СНГ и в целом для Содружества рекомендаций, предложенных странами – участницами саммита «Группы двадцати».

15. Воздержание от введения новых ограничений во взаимной торговле и инвестициях в течение последующих 12 месяцев.

16. Согласование подходов государств - участников СНГ к разработке и реализации мер денежно-кредитной и финансово-банковской политики:

По увеличению ликвидности кредитных организаций путем снижения нормативов обязательных резервов, повышения доступности для банков инструментов рефинансирования, включая увеличение сроков и уменьшение требований к обеспечению кредитов, повышения лимита на размещение средств бюджета на банковские депозиты и др.;

По укреплению устойчивости банковского и финансового сектора путем повышения требований к прозрачности и подотчетности кредитных организаций, а также координации политики государств-участников СНГ в сфере надзора и контроля на национальных финансовых рынках в целях защиты инвесторов и потребителей услуг, предупреждения финансовых рисков, связанных с мошенничеством и злоупотреблениями.

17. Координация политики по предупреждению банкротства кредитных организаций по следующим направлениям:

Выделение системообразующим банкам государственных финансовых средств на поддержку банковской системы путем предоставления субординированных кредитов;

Предоставление центральным банкам права компенсировать банкам часть убытков по сделкам на межбанковском рынке в результате кредитования банков, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;

Предоставление права специализированным государственным структурам, занимающимся страхованием вкладов физических лиц, оказывать финансовую помощь инвесторам, приобретающим акции/доли в уставном капитале банков с наличием признаков неустойчивого финансового положения.

18. Согласование политики государств участников СНГ в области валютного регулирования .

Следует ускорить заключение Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ.

19. Создание условий для дальнейшего расширения сферы использования национальных валют государств - участников СНГ для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей .

В целях дальнейшего увеличения внешнеэкономических связей предлагается заключить двусторонние соглашения между центральными (национальными) банками государств - участников СНГ об информационном обеспечении участников интегрированного валютного рынка в развитие Решения Совета глав правительств СНГ от 01.01.01 года о сотрудничестве и координации деятельности государств - участников СНГ в области организации интегрированного валютного рынка государств участников Содружества Независимых Государств

20. Формирование предпосылок для создания региональной резервной валюты на базе российского рубля.

Выполнение российским рублем роли региональной резервной валюты предполагает выполнение им таких функций в международном обороте, как валюта цены контрактов, средство международных расчетов, средство финансирования и инвестирования, а также средство накопления. Поэтому согласованные меры могут включать создание условий для расширения использования российского рубля в обслуживании внешнеэкономических отношений государств - участников СНГ в качестве:

а) валюты цены контрактов и средства платежа во взаимной торговле, в том числе по поставкам энергоносителей;

б) валюты предоставления кредитов и займов, финансирования инвестиционных проектов,

в) компонента международных резервов, наряду с долларом США, евро другими валютами, с учетом удельного веса Российской Федерации во взаимной внешней торговле государств - участников СНГ и доли российского рубля во взаимных расчетах .

21. Согласование мер по поддержанию экономической активности в целях преодоления негативных последствий финансового кризиса.

Данное направление совместных действий предполагает согласование подходов к внесению изменений в национальное законодательство государств-участников СНГ в целях оздоровления ситуации в финансово-банковском секторе, в отдельных отраслях экономики, стимулирования внутреннего спроса, социальной поддержки граждан.

В качестве согласованной позиции государств участников СНГ по мерам, разрабатываемым и реализуемым в рамках МВФ и других международных финансовых и нефинансовых организаций, целесообразно рассмотреть следующие меры:

22. Согласование позиции государств-участников СНГ по усилению требований к банкам при совершении кредитных сделок и к деятельности спекулятивных хедж-фондов в странах с развивающимися рынками.

Важной целью координации политики по данному направлению сотрудничества является обеспечение минимизации резких разрушительных перепадов в объемах притока и оттока спекулятивного иностранного капитала на рынки государств участников СНГ. Учитывая, что возникновению мирового финансового кризиса во многом способствовали такие факторы, как несовершенные методы управления рисками, постоянно растущий отрыв сложных и непрозрачных производных финансовых инструментов от базовых активов и связанные с этим чрезмерные заимствования для биржевых спекуляций , важно принять ограничительные меры при совершении кредитных сделок и для операций хедж-фондов, в том числе на рынках государств участников СНГ.

К числу таких мер можно отнести установление более высоких норм по размеру собственного капитала для банков при предоставлении структурированных кредитов и проведении операций по секьюритизации активов, а также для хедж-фондов, активно развивающих спекулятивную деятельность на финансовых рынках. Такие меры способствовали бы снижению волатильности притока/оттока капитала, особенно в странах с развивающимися рынками.

23. Выработка согласованных подходов государств ~ участников СНГ к реформированию мировой валютно-финансовой системы и роли Международного валютного фонда и других структур в новой финансовой архитектуре.

Признавая неадекватность новым реалиям сложившегося в последние десятилетия мирового финансово-экономического мироустройства, основанного на принципах Бреттон-Вудской валютной системы и в целях перестройки мировой валютно-финансовой архитектуры, включая реформирование международных финансовых институтов, предлагается:

Наделить Международный валютный фонд функцией надзора и контроля, прежде всего за транснациональными банками в целях создания системы раннего оповещения, позволяющей отслеживать все крупные международные сделки и появляющиеся на рынке новые производные финансовые инструменты;

Согласовать подходы государств участников СНГ по вопросу источников пополнения ресурсов МВФ с целью расширения его возможностей для поддержки государств с развивающимися рынками, наиболее пострадавших от мирового финансового кризиса;

Реформировать деятельность Форума финансовой стабильности путем расширения его состава за счет стран с развивающимися рынками и придания его деятельности нормотворческого характера, прежде всего по вопросам надзора и контроля за операциями на мировом финансовом рынке;

Согласовать позиции государств участников СНГ по вопросам перехода к многополярной мировой валютно-финансовой системе, формируемой на основе международных финансовых центров и региональных резервных валют;

Содействовать формированию внутренних и внешних условий для возобновления доступа стран с развивающимися рынками к ресурсам мирового финансового рынка на качественно новой основе, учитывая, что потоки долгосрочного частного капитала играют важную роль в достижении устойчивого экономического роста.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Меры по преодолению последствий кризиса и необходимые условия стабилизации экономики

финансовый мировой кризисный экономика

Я благодарен Высшей школе экономики за возможность выступить на этой конференции, она проходит уже не первый год и подтверждает свой высокий уровень и возможность проведения глубокого анализа тех процессов, которые происходят и в России, и в глобальной экономике. Я знаю, что на первом пленарном заседании уже было сделано несколько интересных докладов. Этот интерес объясняется тем, что мы живем, мы обсуждаем эти вопросы в условиях сильно изменившегося мира.

Еще год назад на такой же конференции в Высшей школе экономики мы обсуждали, как растет глобальная экономика, как растет экономика России, какие есть риски. Риски уже тогда были видны, хотя они казались достаточно ограниченными, как по масштабам, глубине, так и по времени. Я не думаю, что кто-то всерьез, за исключением единичных экономистов, обсуждал возможность глобальной рецессии в 2009 и в 2010 гг., возможность кризиса, который затронет не просто отдельные рынки и отдельные сектора экономики, но весь мир, все отрасли, фактически всех людей. Тем не менее, мы оказались сегодня именно в такой ситуации.

Начиная с осени прошлого года, мы переживаем период, в котором сочетаются тенденции, которые раньше казались несочетаемыми, которые, как казалось раньше, можно локализовать, как только они возникают в отдельном секторе экономики, в отдельном регионе мира, в отдельной стране. Да, кризис на рынке ипотечного кредитования Соединенных Штатов. Да, последствия для спроса со стороны американских домохозяйств. Но ведь американская экономика сильна, наверное, правительство справится.

Но в этот раз оказалось, что глобализация финансовых рынков, экономики в целом достигла таких масштабов, что остаться за рамками кризисных явлений, остаться за рамками кризисных тенденций не удалось никому - ни соседям Соединенных Штатов, ни Европе, ни Японии, которые традиционно жестко связаны с экономикой Соединенных Штатов, ни Китаю, экспорт которого, конечно же, сильно зависит от состояния спроса в США, ни России, которая, как в какой-то момент, казалось, может остаться тихой гаванью, островом стабиль-ности (много было разных эпитетов на эту тему, по-моему, и я ими злоупотреблял, в том числе на прошлой конференции в Высшей школе экономики). Но глобальный характер кризиса оттого и является глобальным, что не оставляет в стороне ни одну страну, ни одну компанию, ни один банк, фактически ни одного человека.

Мир изменился во многих отношениях. Мы стали свидетелями (мне это близко по роду работы) уже двух встреч лидеров стран так называемой «двадцатки». Конечно, это уже не двадцатка, а большее число стран. Президент США, другие лидеры говорили на только что прошедшем саммите в Лондоне - кто-то уже цитировал, в том числе президент России, - что трудно было себе представить, что 20-25 лет назад лидеры таких разных стран, как Россия, Китай, США, европейские страны, Япония, Бразилия, соберутся вместе и смогут принять совместное решение по вопросам, которые волнуют весь мир. Пусть не радикальное решение, пусть не решение, которое сразу исключает возникновение каких-то проблем в будущем, но решение, которое означает явный шаг вперед по сравнению с предыдущими периодами.

Трудно было себе представить, что президентом Соединенных Штатов Америки станет человек, который открыто говорит, что хочет изменить Америку и изменить отношение к Америке со стороны остального мира. Насколько я помню, предыдущие президенты США говорили о том, что нужно сохранить все, что есть в Америке, сохранить все те функции, роли, которые США играют в международной политике, в международной экономике, в международных отношениях. Это серьезное изменение, его заметили все, как по характеру поведения лидера США, так и по тем первым сигналам, а также решениям, которые принимаются. Я думаю, что многие решения еще готовятся. Конечно же, США будут стараться сохранить лидерство, в то же время показывая готовность вести диалог и вступая в этот диалог со своими партнерами. Это уже по сути происходит, это доказала последняя встреча лидеров США и России в Лондоне.

Разные страны по-разному реагируют на кризис. Конечно, есть много общего в тех программах, которые были опубликованы, в тех обещаниях, которые были даны своим налогоплательщикам, партнерам. Общее заключается в том, что выделяются громадные средства. Почему? Очевидно, почему. Потому что, во-первых, это самое простое решение - выделить деньги на борьбу с кризисом и, прежде всего, с его последствиями. Очевидно также, что такие решения следуют из логики самого кризиса.

Кризис характеризуется, прежде всего падением, спроса - частного спроса, и потребительского, и инвестиционного. Соответственно у правительств всех стран есть желание компенсировать, хотя бы частично, падение частного спроса, таким образом минимизировать последствия для глобального роста, минимизировать последствия для возможностей сохранять или получать новую работу. При этом средства выделяются как внутри каждой отдельной экономики, так и в рамках глобальной финансовой архитектуры. В Лондоне было принято решение о выделении более 1 трлн. долл. в качестве ресурсов Международного валютного фонда, Всемирного банка, региональных банков развития, экспортных агентств для поддержки стран, которые наиболее сильно пострадали от кризиса, для поддержки торгового финансирования.

Возникает вопрос: насколько такие меры будут эффективны не только для предотвращения самых отрицательных последствий этого кризиса, но и для выхода на устойчивую траекторию роста? Здесь, конечно, много вопросов. Пока что речь шла и идет о пополнении глобальной ликвидности, о том, чтобы сохранить работоспособными механизмы финансирования роста, сохранить хотя бы на минимально необходимом уровне потребительский спрос. Это характерно для любой страны.

Например, если говорить о Китае, где пока что правительство заявляет о возможности 8-процентного роста в этом году, а эксперты полагают, что интервал в 5-6% более реалистичен, действия правительства означают стабилизацию сегодняшней ситуации. Речь пока не идет всерьез о продолжении тех же темпов роста (если говорить о помесячной динамике), каковыми они были еще несколько месяцев назад. Переход от 10-процентного роста к 5-процентному, по сути, означает спад экономики, если говорить о помесячной динамике. 6% - это минимальный рост на уровне буквально 1-2% в течение ближайших нескольких месяцев. Для Китая это, конечно, ничего.

Наши компании, которые экспортируют в Китай сырье, уже сегодня ощущают, что никакого роста в Китае нет. По тому уровню спроса на наше сырье, который наблюдается сегодня в Китае, очевидно, что рост фактически прекратился, возможно, происходит спад экономики. Хотя, конечно, программы, которые были заявлены, в том числе инфраструктурные, позволяют надеяться на некоторое оживление и восстановление.

Но те меры, которые сегодня предпринимаются, в самом лучшем случае приведут к тому, что во II квартале мы не упадем слишком сильно (мы - я имею в виду весь мир). В лучшем случае. Пока еще риски значительного снижения спроса именно во II квартале этого года сохраняются, хотя есть более или менее широкий консенсус со стороны экспертов, что маловероятно дальнейшее падение мирового спроса в III-IV кварталах этого года, скорее, мы стабилизируемся на низком уровне.

В чем особенности борьбы с сегодняшним кризисом? Особенности состоят в том, что первоначальные условия, стартовые условия - разные. Если для тех экономик, которые обычно назывались развитыми, характерно наличие дефляционных тенденций, связанных с резким падением спроса, то для экономик, которые всегда было принято называть переходными, характерно все еще наличие довольно высокой инфляции. Это накладывает свой отпечаток на методы борьбы с кризисом. Если в ведущих экономиках мира, я имею в виду по объему ВВП на душу населения, центральные банки предпринимают меры для максимального сокращения процентных ставок, правительства наращивают бюджетный дефицит, не боясь - сегодня, по крайней мере - инфляции, то в других странах, где инфляция высока, напротив, процентные ставки повышаются. Это характерно в том числе и для России.

Также для этих стран характерно существенное снижение реальных обменных курсов. Это, конечно, связано и с состоянием платежного баланса, и, для нас в частности, с сохранившейся высокой зависимостью от экспорта сырья, и с возникшей в последние годы зависимостью от финансирования за счет привлечения внешних кредитов и за счет прямых иностранных инвестиций. В других странах это, может быть, в большей степени краткосрочные потоки капитала и также прямые инвестиции. В этих условиях сохранить устойчивость платежного баланса, сохранить минимально необходимые резервы можно только за счет снижения реального курса. Многие страны на это пошли. Снижение курса составило от 15 до 50% и чуть выше, мы находимся в верхнем интервале этого изменения. Конечно же, это позволило существенно повысить номинальную конкурентоспособность российских товаров по отношению к тому уровню, который наблюдался до этого, и позволило сегодня сохранять положительный торговый баланс, который компенсирует сохранение спроса на валюту, в частности для возврата внешних долгов.

Очевидно, что сохранение стабильности на валютном рынке сопровождается резким повышением процентных ставок, которые с точки зрения Центрального банка, с точки зрения правительства были необходимы и пока что необходимы для того, чтобы снизить привлекательность вложения в долларовые активы, сделать их слишком рискованными и повысить привлекательность вложения в рублевые активы. Но уровень процентных ставок сегодня настолько высок - вот я сегодня прочитал в журнале «Эксперт» интервью одного из руково-дителей иностранных банков, - что он создает риски того, что экономика может быть просто убита, убита потому, что по таким ставкам деньги брать нельзя. Такие ставки означают, что уровень прибыльности проектов, уровень рентабельности проектов должен быть запредельно высоким, но таких проектов просто слишком мало. Либо есть ожидания того, что удастся что-то продать, но чтобы что-то продать, надо иметь каких-нибудь покупателей, которые имеют деньги, чтобы это купить. Это слишком рискованное поведение. И сегодняшний рост кредитов, конечно же, будет сопровождаться и уже сопровождается ростом просрочек.

В связи с этим, у нас, по сути, одинаковые решения с другими странами. Не по форме - по форме они иногда различаются, - по сути одинаковые решения в отношении банковской системы. Все понимают, что реально пройти кризис, завершить кризисный период будет возможно только после расчистки балансов. Причем речь идет и о банковских балансах, т.е. о расчистке долгов, и о расчистке экономики как таковой от неэффективных элементов.

С одной стороны, хотелось бы ожидать - если говорить о России - быстрого падения процентных ставок в связи с тем, что ситуация на валютном рынке стабилизировалась, например, в связи с тем, что мы верим, что падения цен на нефть и другие российские экспортные товары уже не будет.

С другой стороны, пока сохраняются высочайшие риски в отношении вложения средств в любые активы, как в России, так и в других странах мира, снижение процентных ставок не обязательно приведет к существенному росту кредитования. Все равно премия за риск будет закладываться на максимально высоком уровне. Риск просто никто не может пока оценить адекватно, никто не может сказать, насколько он высок, пока еще не ясно, прошли ли мы все волны кризиса, в том числе на глобальной сцене. О волнах говорят многие, говорят, что нас еще ожидает, как минимум, одна волна кризиса, которая в России будет касаться прежде всего банков.

С точки зрения мировой экономики очевидно, что пока не все в полной мере раскрыли свои убытки, например, пенсионные фонды, страховые компании, фонды прямых инвестиций, для которых горизонты вложения более длинные и многим из них было не обязательно фиксировать все убытки в конце прошлого года. У нас это тем более очевидно, поскольку в России пока еще кризис все эти институты затронул на бумаге, и пока мы еще не увидели этого в реальности. Что касается банков, то мы день за днем, неделя за неделей постепенно переходим от бумажных потерь к реальным потерям, к реальным списаниям, к реальным потерям капитала. Поэтому, действительно, для нас и для других стран решение одинаковое - нужна капитализация.

Мы приняли сознательное решение о том, что наибольший объем средств выделяется именно банкам, а не напрямую предприятиям, поскольку считаем, что должна продолжать работать финансовая система. Самым плохим решением было бы подменить финансовую систему бюджетной системой, пытаться перераспределять финансовые ресурсы в экономике не через финансовую систему, не через банки, а через налогово-бюджетные механизмы. Они у нас и так довольно широко используются, и эффективность их использования всеми до сих пор признается как чрезвычайно низкая, хотя движение в правильном направлении есть и есть примеры отдельных хороших проектов, мы этим последние годы серьезно занимались. Тем не менее, подменять финансовую систему нельзя.

Мы рассчитываем, что сможем сочетанием мер по капитализации банков и разделению рисков с банками по кредитованию предприятий, по кредитованию потребительского спроса создать необходимые условия для стабилизации экономики. Сейчас принимаются поправки в бюджет. Я скажу об этом буквально два слова. Поправки в бюджет связаны с тем, что ситуация поменялась, бюджет в прошлом году принимался при абсолютно других макроэкономических предположениях. Мы предполагали рост, предполагали, что цены на нефть будут выше 90 долл. за баррель. В начале этого года необходимость пересмотра бюджета стала очевидной. Прогноз цен на нефть, который заложен в бюджет - 41 долл. за баррель, и пока мы угадали. Это не значит, что мы такие хорошие провидцы - цена на нефть может оказаться любой в этом году, она может оказаться как ниже 40 долл., так и выше 60. Но данные за последние 3 месяца свидетельствуют о том, что пока мы очень близки к реальности: 43 долл. по факту, 41 долл. в прогнозе.

Мы близки по оценкам доходов бюджета, мы близки к реальности по оценке спада в экономике. Мы ожидали, что I квартал будет самым тяжелым, мы не ожидаем, что II квартал будет легким, он также останется тяжелым. Но мы ожидаем, что годовые цифры снижения экономической активности могут быть менее отрицательными за счет того, что начнется оживление.

Как и другие страны, мы заложили значительные бюджетные стимулы для частичной компенсации падения частного спроса. Фактически наш стимулирующий пакет в относительном выражении к ВВП является одним из самых больших в мире. Пока еще рано говорить о том, что он самый большой, никто окончательные итоги не подвел, но он один из самых больших.

Если говорить об изменении дефицита, то это 12 процентных пунктов на федеральном уровне: от +4% профицита до дефицита, как минимум, 8%. Причем расходы по сравнению с утвержденным бюджетом в прошлом году увеличены, увеличены, прежде всего, на три основные цели. Как я уже сказал, это капитализация банков. Второе, это все, что касается поддержки людей. Я имею в виду повышение всевозможных социальных выплат, а также фактически создание активных программ занятости, переподготовки людей, создание возможностей для людей получать новую работу, находить новые рабочие места. Третье направление - это прямая поддержка так называемого реального сектора экономики, хотя под это понятие можно подвести всю экономику. Мы считаем, что такое сочетание мер может быть эффективным. Будет это так или нет - зависит от нас, от того, насколько эффективно мы будем работать. Это может быть эффективным, если будут консолидированы усилия всех институтов власти, бизнеса, институтов гражданского общества.

Последнюю категорию я имею в виду в первую очередь с точки зрения обратной связи: получение информации, насколько эффективно работает та или иная мера, какие изменения нужны в оперативном порядке для того, чтобы изменить ситуацию. Но эти краткосрочные меры не снижают значимости того, что мы задумали в прошлом году, того, что мы заявили до кризиса.

Я буквально три минуты назад сказал о том, что расчистка балансов подразумевает освобождение от неэффективных элементов экономики, и пока мы не будем понимать, что имеет шансы выжить в посткризисный период, а что фактически подлежит ликвидации, мы не завершим полноценный выход из кризиса.

В феврале прошлого года была заявлена идея «Стратегии 2020» и были объявлены ее приоритеты - повышение роста производительности труда и повышение энергоэффективности. Многие откровенно смеялись над нами, когда мы говорили о том, что производительность труда должна быть повышена в 4 раза в среднем по экономике, говорили о том, что энергоэффективность должна, как минимум, удвоиться. Для многих это было просто идеологическим заявлением. Никто не понимал, что имеется в виду. Имелась в виду очень простая вещь: подавляющая часть российской экономики настолько неэффективна, что не имеет шансов выжить в ближайшем десятилетии. Нам нужно создавать абсолютно новые, эффективные производства, технологии и рабочие места. Кредитовать нужно не старые неэффективные производства - это можно делать лишь в краткосрочном режиме, чтобы получить пространство для маневра, получить необходимое время для приятия стратегически правильных решений. Давать деньги нужно исключительно под создание новых эффективных ниш в экономике. Иначе мы проиграем, иначе у нас нет никаких шансов сохранить лидирующие позиции в экономическом росте, которые мы имели в последние годы, и тем более выйти на лидирующие позиции в мировой экономике. А без этого нет шансов участвовать активным образом в формировании новых международных правил игры.

Россия участвует в этом процессе. Как минимум, в вопросах международной безопасности Россия является активным игроком, и без нас принятие каких-либо решений просто невозможно. И этот процесс будет продолжаться. Что касается мировой финансовой системы, мы - члены клуба. Прислушиваются ли к нам? Прислушиваются, но, конечно же, основные решения пока принимаются не нами и зачастую без нашего участия. Почему? Очевидно, потому, что наша мощь недостаточно велика для того, чтобы активно влиять на процессы, происходящие в мировой экономике.

У нас есть каналы влияния. Это, прежде всего, энергетический сектор, но это - не оружие, а это наши конкурентные преимущества. Но других таких конкурентных преимуществ немного, их можно перечислить по пальцам. Космос? - Да. Вооружения? - Да, пока отчасти. Интеллектуальные услуги? - Да. Есть ниши, где наши специалисты, действительно, занимают лидирующие позиции. Очень трудно найти еще хотя бы 3-4 таких сильных конкурентных преимущества. Если мы не сформируем условия для нового экономического роста таким образом, чтобы мощь российской экономики быстро увеличивалась, то не достигнем такого необходимого уровня экономического развития, который позволит нам влиять на мировые правила игры.

Тем не менее, вопросы мы будем ставить, потому что мы считаем их справедливыми и правильными для всей мировой экономики. Это вопросы о резервных валютах, о глобальных институтах управления, о роли Международного валютного фонда в системе координации и мониторинга развития мировой финансовой системы. Сегодня, когда говорится о помощи странам, пострадавшим от финансового кризиса, мы все, по сути, уповаем на Международный валютный фонд, который пока что, хотя новые инструменты уже создаются, продолжает ставить условия лидерам стран, пострадавших от кризиса, относительно того, какие в стране нужно иметь пенсии и зарплаты. А это является прямым путем к отставке любого лидера уже через небольшой период времени. Мы должны менять эти элементы глобальной системы.

Что касается резервных валют, то в этой аудитории хотел бы еще раз пояснить нашу позицию. Мы не хотим сейчас, чтобы слабели доллар, фунт, евро или иена, мы не хотим сейчас потрясений, не хотим, чтобы завтра эти валюты были заменены на новые. Мы видим естественный тренд, естественную тенденцию к тому, чтобы усиливались роли новых валют, региональных валют, чтобы формировались новые монетарные союзы, естественную тенденцию интеграции на региональном уровне. Это неизбежно будет вести нас к формированию новой модели мировой валютной системы.

Мы считаем, что этот процесс должен лучше анализироваться и в какой-то степени координироваться, иначе волатильность курсов никак не станет меньше, более того, она может стать еще более опасной, чем раньше. Именно в этой связи мы считаем, что нужно провести дискуссию на академическом, профессиональном, политическом уровне относительно возможной роли наднациональной валюты.

Думаем, что Международный валютный фонд мог бы подготовить на эту тему соответствующий доклад. Это, действительно, серьезный профессиональный вопрос - выгоды и минусы такого решения нужно проанализировать и принять взвешенное решение. Но в любом случае считаю, что потенциал у такого решения есть. И специальные права заимствования уже сегодня могли бы более широко использоваться как валюта выпуска финансовых инструментов, валюта финансирования развития. Можно было бы более серьезно подумать о роли золота в качестве обеспечения такой валюты.

В заключение хочу сказать, что у нас нет раз и навсегда принятых решений относительно борьбы с кризисом, ни в России, ни в мире в целом; и нам придется по ходу корректировать принимаемые решения, как на российском, так и на глобальном уровнях. Нам как никогда важен постоянный анализ, постоянная коммуникация с экспертным сообществом, постоянная жизнь в экспертной среде, чтобы ощущать все тенденции, которые сегодня протекают в мире, чтобы не проглядеть возникновение чрезмерных рисков и для нас, и для мировой экономики. Поэтому рассчитываем на сотрудничество, рассчитываем на то, что будем вместе осуществлять эту работу. Желаю успеха этой конференции, надеюсь, что мы продолжим эту традицию.

Я.И. Кузьминов: мы имеем возможность задать 2 вопроса докладчику.

Вопрос №1: вы говорили о неэффективных отраслях, куда не имеет смысла вкладывать деньги, и говорили об эффективных отраслях, куда стоит вкладывать деньги. Вот такой институт, как госкорпорация, является ли он эффективным, является ли он прозрачным? Будет ли развиваться эта деятельность, если правительство считает это эффективным инструментом для новой экономики?

А.В. Дворкович: спасибо за вопрос. Думаю, что все-таки юридическая форма не является определяющей в эффективности или неэффективности экономической деятельности. Может быть эффективная и неэффективная госкорпорация, в зависимости от того, какие функции она выполняет, каким родом деятельности занимается. Возможно, мы слишком увлеклись развитием этой формы применительно к самым разным областям деятельности, иногда можно было принять другие решения. Но сейчас на ходу что-то менять, не получив конкретные результаты-либо положительные, либо отрицательные, - было бы неправильно и контрпродуктивно. Поэтому сейчас надо сконцентрироваться на том, чтобы максимально эффективно вести текущую деятельность этих компаний. Думаю, что среди госкорпораций такой же процент неэффективных субъектов, как и в других юридических формах, в других сферах. Поэтому вести погоню за ведьмами было бы сейчас просто потерей времени. Что нужно учи-тывать, так это то, что им выделены значительные ресурсы и возложена вполне конкретная ответственность. Оценивать результаты их работы будет легче. Думаю, что мы должны будем через небольшой период времени посмотреть, какие результаты получены, и принимать тогда соответствующее решение. Мне кажется, главное, чтобы корпорации, по крайней мере большинство из них, прежде всего, достигали цели стимулирования возникновения частного спроса и частного предложения в соответствующих сферах. Они должны быть триггером, элементом софинансирования, элементом инициирования в отдельных сферах тех или иных процессов, или субъектами, которые поддерживают эти процессы, но они не должны монополизировать эти сферы. Хотя есть специфические примеры, когда монополизация была целью, я имею в виду Росатом. Но в подавляющем большинстве других случаев функции должны быть другими. Если они смогут для себя даже психологически выстроить именно такую идеологию работы, тогда есть шанс на получение результата. Увидим.

Вопрос №2: если хотят поддерживать финансовую систему, финансовые институты, то, наверное, будет поддержка адресная. Будет ли обязанность финансового института, банка в частности, например, из 100 выделенных рублей 90 рублей направлять на кредитование реального бизнеса?

А.В. Дворкович: да, поддержка будет адресная, и адреса мы знаем. Если говорить серьезно, то речь идет не о поддержке финансового сектора, а о том, чтобы финансовая система продолжила исполнять свою роль связующей силы, кровеносной системы экономики. Нет никакой цели - поддерживать тот или иной банк. Это вообще не задача. Задача в том, чтобы финансовый институт продолжил выполнение своих прямых функций. Если сегодня это звено исчезнет, то вред будет нанесен экономике в целом - о чем мы, собственно, и вол-нуемся, - а далеко не только этому конкретному финансовому институту.

Второе. Что касается целевого характера предоставления средств. Конечно, сегодня все правительства мира, в том числе и мы, выделяя средства налогоплательщиков, хотели бы, чтобы эти деньги направлялись на поддержку производства внутри страны. Такие сигналы своим банкам дают все правительства и центральные банки. Здесь есть две серьезные опасности. Первая опасность, опасность международного уровня, заключается в том, что мы свалимся уже не в торговый протекционизм, а в финансовый протекционизм.

Очень легко сказать банку: твоя задача - все деньги направить на поддержку предприятий внутри страны. Но это, по сути, даже не шаг назад, а прыжок назад в другую реальность, в реальность, в которой банки носили национальный характер. Это даже не 20 лет назад, это, по-моему, 150 лет назад, экономические историки лучше знают, когда это было, но явно не при нас. Эта тенденция очень опасна. Нужно сохранить за банками самостоятельность в принятии этих решений, но сопровождать такую самостоятельность должна лучшая координация надзорных органов, чтобы надзорные органы одной страны понимали, какие риски несут эти банки при кредитовании компаний, людей, институтов в других странах. И такие решения уже сегодня принимаются на международном уровне, это надзорные коллегии и другие механизмы координации - без этого не обойтись. Иначе всегда будет ощущение, что мы даем куда-то деньги наших налогоплательщиков и не знаем, насколько эффективно эти деньги используются, будет ли отдача для нашего финансового института в виде дивидендов, в виде процентов, и, соответственно, выиграют ли наши налогоплательщики.

Что касается решений внутри страны, самым рискованным было бы определение конкретных получателей средств. У нас был риск свалиться и в эту реальность, в реальность централизованного распределения ресурсов. В октябре прошлого года в оперативном режиме такие сигналы банкам давались, потому что нам нужно было тушить пожар. Все-таки мы считаем, что банки должны, не отказывая никому с порога, тем не менее, серьезно анализировать положение каждого конкретного заемщика и принимать адекватные решения.

А задача Центрального банка и правительства - создать такие условия, чтобы банкам было просто невыгодно направлять деньги на какие-то зарубежные резервные, корреспондентские счета, просто держать сбережения в валюте, не используя их для кредитования в течение длительного периода времени. Если этот период слишком длительный, то банк перестает существовать. Если он просто не использует ресурсы для реальных целей, он перестает получать доход, продолжая тратить деньги на выплаты процентов по вкладам и другим ресурсам. Но нельзя заставлять банки давать деньги пресловутому реальному сектору. Пресловутому потому, что иногда это понятие трактуется очень узко.

Мы говорим, что реальный сектор - это предприятия, производящие промышленную продукцию. А если кредитуется человек, который покупает эту продукцию? Это поддержка реального сектора? Содержательно, очевидно, да. Тем не менее иногда эти процессы оказываются за бортом. У нас ипотека практически остановилась, остановилась по объективным причинам. Мы сейчас будем выделять дополнительные ресурсы на то, чтобы этот процесс перезапустить, чтобы люди опять получили возможность брать ипотечные кредиты, потому что это - создание спроса в конечном счете для того же реального сектора экономики. Думаю, что поскольку подавляющий объем ресурсов идет в небольшое количество банков, то целевой характер использования средств, фактическое использование средств банками на поддержку экономической активности будет обеспечено. Обеспечено не потому, что мы этого хотим, а потому что для банка это правильно, потому что банк в конечном счете от такого кредитования получает свой доход и имеет возможность оставаться конкурентоспособным.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие финансовой глобализации, ее функции в макроэкономике. Феномен финансовой глобализации и стабильность национальных финансовых систем. Тенденции развития финансовой глобализации в мировой экономике. Оценка влияния финансовой глобализации на России.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2010

    Циклическое развитие экономики. Причины и показатели экономического кризиса. Роль государства в процессе всемирного экономического кризиса. Оценка макроэкономических показателей Российской Федерации. Мероприятия по минимизации кризисных последствий.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2009

    Эволюция кризисов и их причины. Характеристика принимаемых мер по стабилизации финансово-экономической системы в России. Оценка влияния финансовой глобализации на уровень системного риска мировой экономики, подверженности стран финансовым кризисам.

    дипломная работа , добавлен 14.12.2013

    Сущность экономического кризиса. Причины возникновения экономических кризисов. Цикличность экономического кризиса. Антикризисная политика. Меры по преодолению и предотвращению кризисных ситуаций. Особенности современного мирового экономического кризиса.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2016

    Причинно-следственные связи возникновения кризисных явлений в экономике. Пути эволюции цивилизационного развития человеческого сообщества. Направления политического реформирования посредством создания оппозиционных партий. Социальное неравенство.

    статья , добавлен 01.05.2016

    Сущность малого бизнеса и его значение в экономике страны. Динамика развития малого предпринимательства России за последние годы и влияние на него кризисных явлений. Меры, направленные на снижение воздействия кризиса на малое предпринимательство.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    История и причины мирового финансового кризиса 2008 года. Общая цикличность развития экономики, "перегрев" рынка кредитов (ипотечный кризис), рост цен на сырье, ненадежные финансовые методики. Основные последствия мирового кризиса для экономики России.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2012

    Теория экономического роста и экономического развития. Рецессия как следствие кризисных явлений в развитии экономики России на современном этапе, ее суть и содержание. Причины создания сложившейся ситуации в российской экономике, пути решения проблем.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2013

    Современные следствия действия финансово-экономического кризиса на состояние социальной сферы Украины. Государственное влияние на экономические и социальные процессы. Предложение адекватных мероприятий по минимизации последствий кризисных явлений.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2009

    Направления совершенствования механизма государственной поддержки малого предпринимательства в сфере услуг. Модель механизма его регулирования. Система мониторинга состояния малого бизнеса. Меры, направленные на снижение влияния кризисных явлений на него.

Понятие, формы и виды противодействия расследованию преступлений.

Внутреннее и внешнее противодействие расследованию преступлений.

Современные способы противодействия расследованию преступлений, их признаки.

Меры по преодолению противодействия расследованию преступлений.

Профилактическая деятельность следователя

Понятие, формы и виды профилактической деятельности следователя.

Использование помощи населения и средств массовой информации впрофилактике преступлений.

Раздел 4. Криминалистическая тактика

Тема 18. Общие положения криминалистической тактики

Система криминалистической тактики.

Требования, предъявляемые к тактико-криминалистиче­ским приемам.

Тактическое решение и тактический риск. Тактические и оперативно-тактические операции и комбинации.

Конфликтные и бесконфликтные ситуации.

Тема 19. Тактика следственного осмотра

Понятие и сущность следственного осмотра. Цели осмотра. Его виды.

Общие положения тактики следственного осмотра.

Понятие, сущность, задачи осмотра места происшествия. Методы осмотра.

Этапы и стадии осмотра места происшествия. Работа сле­дователя на каждом из этапов.

Технические средства, применяемые при осмотре.

Использование специалистами поисковой и иной аппаратуры, непосредственное отыскание доказательственной информации.

Поиск запаховых следов человека и микрообъектов.

Фиксация хода и результатов осмотра места происшествия. Требования, предъявляемые к протоколу осмотра места происшествия.

Участие специалистов в фиксации хода и результатов осмотра места происшествия. Упаковка специалистом изымаемых следов и других объектов

Предварительное исследование следов и других объектов.

Тактические особенности других видов осмотра.

Освидетельствование как особый вид следственного осмотра.

Тема 20. Тактика задержания

Понятие и виды задержания лица, подозреваемого в совер­шении преступления.

Подготовка к задержанию.

Тактические приемы задержания.

Обнаружение и фиксация доказательств в ходе задержания.

Тема 21. Тактика допроса и очной ставки

Понятие и виды допроса.

Понятие очной ставки.

Общие положения тактики допроса.

Стадии допроса.

Понятие и значение установления психологического контакта следователя с допрашиваемым.

Подготовка к допросу. Планирование допроса.

Технические средства, используемые при допросе.

Тактические особенности допроса подозреваемых и обвиняемых (допрос в условиях конфликтной ситуации).

Приемы установления виновной осведомленности допрашиваемого, не желающего давать правдивые показания.

Тактические особенности допроса свидетелей и потерпевших (допрос в условиях бесконфликтной ситуации).

Особенности тактики допроса несовершеннолетних.

Фиксация хода и результатов допроса. Требования, предъявляемые к протоколу допроса.

Допрос с применением звукозаписи или видеозаписи.

Участие специалиста при допросе, его роль в фиксации хода и результатов допроса.

Тактика очной ставки.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Дефицит фед-го бюджета утверждается фед. законом о фед. бюджете на очередной фин. год и плановый период

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступат ь:

· Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

· Сокращение доходов гос бюджета в период эк-о кризиса.

· Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

· Неэффективность фин-й системы государства.

· Рост социальных программ, не обеспеченных фин-ми ресурсами.

· Коррупция в госу-м секторе.

· Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на фин-й год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Временный дефицит может длиться в течение недолгого срока. Он является не столь опасным для эк-ки и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым , то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:



циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Меры по преодолению

Мировая практика знает четыре главных способа решения проблемы дефицита:
– сокращение бюджетных расходов;

– отыскание источников дополнительных доходов;

– выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат;

– заимствование денег с граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

Эмиссионное . Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по гос-м цен. бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для эк-ки гос-ва, приводит к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, эк-му спаду. Помимо этого, в условиях инфляции гос-во вынуждено каждый новый выпуск гос-х цен.бумаг обуславливать более высокой %-й ставкой, а также вводить цен.бумаги с плавающей % ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.

Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Введение доп-х налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части эк-ки в теневой сектор. Т.о, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.



Секвестирование бюджета . Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.

В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, используются такие меры, которые с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов гос-ва. К ним так же относятся: a) повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей эк-и, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет; b) изменение направлений гос-х инвестиций в отрасли эк-ки с целью значительного повышения фин-ой отдачи бюджетных средств; c) привлечение в страну ин-го капитала; c) расширение базы для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;

33. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТОВ .

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представит-й) власти в законе о бюджете на очередной фин. год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение БР долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муницип-х образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования деф-та бюджета.

Источниками финанс-я деф-та феде-го бюджета явл:

1) внутренние источники в след-х формах: кредиты, полученные РФ от КО в валюте РФ;  гос займы, осуществляемые путем выпуска цб от имени РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюдж.системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в гос собственности; сумма превышения доходов над расходами по гос запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств фед бюджета;

2)внешние источники в след формах: гос займы, осуществляемые в ин валюте путем выпуска цб от имени РФ; кредиты правительств иностр-х государств, банков и фирм, международных фин-х организаций, предоставленные в ин валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах: гос займы, осуществляемые путем выпуска цб от имени субъекта РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюдж-й системы РФ; кредиты, полученные от КО; поступления от продажи имущества, находящегося в гос собственности субъекта РФ; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в след-х формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муницип-х цб от имени муниц-го образования; кредиты, полученные от КО; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюд. системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в муницип-й собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Важнейшим условием финансирования бюджетных дефицитов стал гос. кредит. Под гос кредитом понимается вся совокупность финансово-эк-х отношений, при которых гос-во выступает в качестве заемщика.

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении гос расходов, например, на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года. Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства.

В условиях реформирования экономики страны, перевода ее предприятий и организаций на рыночные отношения значительно ухудшилось финансовое положение государственных и негосударственных организаций, появились признаки кризиса финансовой системы РФ.

Признаки кризиса стали появляться с 1992 г., когда было отменено государственное планирование и управление предприятиями, отпущены розничные и оптовые цены, когда стало проводиться внедрение капиталистических организационно-правовых форм хозяйствования. Пик кризиса приходится на август 1998 г.

Признаками кризиса финансовой системы можно считать следующие явления :

1. Наличие с 1991 до 2000 г. ежегодного дефицита государственного бюджета. Бюджетный процесс предполагает сбалансирование государственных расходов и доходов. Однако на практике в 1991-1999 гг. (табл. 19.10) имело место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является бюджетный дефицит. На 2000 г. тоже планировался дефицитный бюджет, однако фактически (по отчету) он стал профицитным. В последующие годы он оставался профицитным что, конечно, тоже нельзя считать экономически оправданным положением (тем более в ситуации, в которой находилась и находится наша страна сейчас).

Причин, способствующих росту дефицита бюджета, много, но важнейшее значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни - на содержание армии и увеличение военных расходов, затраты на содержание возрастающей численности государственного аппарата, в том числе Администрации Президента РФ и др.

Возрастание бюджетных расходов не компенсирует увеличение налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный дефицит.

С 1991 по 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России использовалась в основном эмиссия денег, что послужило

Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1990-2007 гг.

(в фактических действующих ценах, млрд руб.)*

Дефицит (-), профицит (+)

Дефицит (-), профицит (+)

толчком к инфляции. С 1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ стало использовать государственные ценные бумаги (ГКО, КО, ОФЗ) и кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда. Государство стало жить в долг. В 1999 г. на покрытие дефицита федерального бюджета была направлена сумма доходов от государственных драгоценных металлов.

Бюджетный дефицит, будучи следствием несбалансированности государственных финансов, стал причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения.

2. Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги. Инфляция ведет к нарушению законов денежного обращения, падению покупательной способности денег. В международной практике принято различать следующие виды инфляции: ползучая -- когда средний темп роста цен составляет 5-10% в год; галопирующая - от 10 до 50% со скачками до 100%; гиперинфляция - рост цен на 100% и выше.

В России за годы реформ цены на товары и услуги возросли в тысячи раз, в том числе на продукты первой жизненной необходимости (хлеб, молоко и молокопродукты, соль и др.), обувь, одежду. Индексы цен за отдельные годы приведены в табл. 19.11.

Индексы цен в секторах экономики России (в разах к предыдущему году)

Таблица 19.11

Показатели

Индекс потребительских цен

Индекс производителей промышленной продукции

Индекс цен на сельскохозяйственную продукцию

Индекс цен в капитальном строительстве

Индекс тарифов на грузовые перевозки

Инфляция оказывает отрицательное влияние на общество в целом. При инфляции значительно ухудшается экономическое положение: падают объемы производства; происходит перелив капитала из производства в торговую спекуляцию, в посреднические операции (где можно получить большую прибыль и легче уклониться от налогообложения), обесцениваются финансовые ресурсы государства.

При инфляции возникает социальная напряженность в обществе в связи с тем, что инфляция перераспределяет национальный доход в ущерб менее обеспеченных слоев общества. Инфляция снижает реальные доходы населения, обесценивает сбережения граждан, ложится тяжелым бременем на социально незащищенные слои населения.

Происходит падение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Так, в 1960-1970 гг. 1 долл. США приравнивался к 0,90 руб. (округленно). В 1997 г. курс доллара достиг уровня 5,56 руб. В декабре 2000 г. Центральный банк РФ установил новый курс доллара США: 1 долл. США был приравнен к 28,16 руб., в июне 2001 г. - к 29,12 руб., в декабре 2003 г. - к 29,45 руб., в сентябре 2006 г. - к 26,78 руб., в декабре 2007 г. - 24,55 руб. и в декабре 2008 г. - 29,38 руб.

3. Рост неплатежей как государства, так и предприятий (организаций). Кризис неплатежей находит свое выражение в просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность - задолженность по расчетам с дебиторами за товары, работы и услуги, задолженность по расчетам с бюджетом, с персоналом по прочим операциям (задолженность работников предприятия по предоставленным им ссудам за счет средств предприятия или банковского кредита), задолженность подотчетных лиц и др.

Дебиторская задолженность предприятий и организаций, по данным Росстата, составляла в 1995 г. 362 млрд деноминированных рублей, в 2000 г. она возросла до 916 млрд руб., а на 1 января 2009 г. она составляла 13 783 млрд руб. Ее распределение по видам экономической деятельности приведено в табл. 19.12.

Кредиторская задолженность - задолженность по расчетам с кредиторами за товары, работы, услуги, в том числе задолженность поставщикам и подрядчикам за полученные материальные ценности, по выданным векселям, задолженность рабочим и служащим по оплате труда, по расчетам с бюджетом и целевыми государственными фондами, по полученным авансам. Частым явлением стала несвоевременная выплата заработной платы рабочим предприятий и работникам бюджетных учреждений (учителям, врачам, работникам культуры, высших и средних образовательных учреждений).

Таблица 19.12

Распределение кредиторской и дебиторской задолженности предприятий и организаций РФ по видам экономической деятельности на конец 2008 г. (%)*

Наименование показателей

Всего

В том числе

Обрабатывающие

производства

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Строительство

Транстпорт и связь

Оптовая и розничная торговля; ремонт автосредств и бытовых изделий

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Кредиторская

задолжен-

Дебиторская

задолжен-

Кредиторская задолженность предприятий и организаций, по данным Росстата, составляла в 1995 г. 483 млрд деноминированных рублей, в 2000 г. она составила 1517 млрд руб., а на 1 января 2009 г. - 13 353 млрд руб. Ее распределение по видам экономической деятельности приведено в табл. 19.12.

4. Внешняя задолженность государства. В 1985 г. внешняя задолженность составляла 23,8 млрд руб., в 1990 г. она увеличилась до 59,8 млрд долл., в 1993 г. - до 80 млрд руб. На конец 2000 г. общий внешний долг Российской Федерации достигал значительных размеров - 150 млрд долл. .

Государственный долг России существенно затрудняет ее выход из затянувшегося экономического кризиса.

Только ежегодная сумма выплаты процентов по внешним кредитам в последнее время составляла 17,5 млрд долл. .

5. Снижение валового внутреннего продукта.

Валовой внутренний продукт характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для потребления, накопления и экспорта.

Валовой национальный продукт в 2000 г. по сравнению с 1990 г. сократился в России более чем в два раза и в 2006 г. еще был ниже уровня 1990 г. (в 2008 г. - лишь 109% к уровню 1990 г.).

Проявление признаков кризиса финансовой системы негативно сказывается на развитии промышленного и сельскохозяйственного производства, жизненном уровне трудящихся.

Основными путями преодоления кризисных и иных негативных явлений в финансовой системе являются:

  • во-первых, необходимо принять решительные меры по обеспечению роста реального сектора экономики на основе задействования научно-технического и интеллектуального потенциала страны;
  • во-вторых, добиваться эффективного использования бюджетных средств, сокращения непроизводительных расходов, в том числе на содержание административно-управленческого аппарата (министерств, ведомств, Администрации Президента РФ), увеличения доходной части бюджета за счет упорядочения налоговой системы, уменьшения количества налогов и увеличения собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Упорядочение налоговой системы должно быть направлено на создание благоприятных условий для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства;
  • в-третьих, следует добиться укрепления денежного обращения в стране. С этой целью Правительство РФ должно выработать реальную антиинфляционную политику. В комплексе мер следует предусмотреть контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста. Определяющее значение в борьбе с инфляцией имеет, конечно, рост выпуска товаров с учетом спроса населения;
  • в-четвертых, следует добиться укрепления финансовой дисциплины, упорядочения расчетов между предприятиями. Необходимо навести порядок в банковской системе.

Необходимо добиться рентабельной работы предприятий промышленности и сельского хозяйства. Рентабельность предприятий характеризует эффективность их деятельности, что является необходимым условием рыночных отношений. Пока же убыточные предприятия составляют довольно большой удельный вес. По данным Росстата, удельный вес убыточных предприятий в 1995 г. составил 36%. На конец 2000 г. в стране убыточных предприятий и организаций было 40,8%, в том числе в промышленности - 39,1%, сельском хозяйстве - 52,7%, на транспорте - 47%; на 01.01.2004 г., соответственно: 43%, 44,5%, 52,8% и 49%; на 01.01.2009 г., хотя их количество и сократилось, однако составило, соответственно: 25,2%, 25,8%, 20,9%, 32,6%;

В-пятых, устранению кризисных явлений в финансовой системе будет способствовать своевременная выплата внешних долгов.

Одна из важных задач - добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта отечественного сырья и продукции, выработанной в России, которая, по сообщениям зарубежной печати, составляет от 15 до 20 млрд долл, ежегодно.

В целом, безусловно, преодоление кризисных явлений в финансовой системе может быть достигнуто на основе роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Для решения этой глобальной проблемы необходимы, как справедливо указывают ученые Академии наук России, корректировка курса экономического развития страны, разработка плана восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития на инновационно-инвестиционной основе.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы сущность интеграционных процессов и структура мирового хозяйства?
  • 2. Каковы формы международных экономических отношений между субъектами мирового хозяйства?
  • 3. В чем заключается роль финансов в развитии международной торговли?
  • 4. Какие страны СНГ имеют наибольший удельный вес во внешнеторговом обороте с Россией?
  • 5. Каковы основные формы вывоза капитала за рубеж?
  • 6. В чем заключается сущность международных валютных отношений?
  • 7. Какая валюта называется свободно конвертируемой валютой?
  • 8. Кто устанавливает курс валют в стране?
  • 9. Какова динамика курса доллара и рубля?
  • 10. Назовите денежную единицу стран Европейского сообщества.
  • 11. Какие наиболее крупные кредитно-финансовые организации функционируют в современном мире?
  • 12. В чем заключается роль Международного валютного фонда?
  • 13. В чем заключается роль Международного банка реконструкции и развития?
  • 14. Что понимается под платежным балансом?
  • 1992, 1993, 1994 гг. - в трлн руб. По данным Минфина РФ в IV кв-ле 2008 г. негосударственномусектору предстоит на погашение внешних долгов отдать минимум 50 млрддолл. И в начале 2009 г. предстоит выделить около 20 млрд долл. (Российская газета. 2008. 6 октября).