Система пво в годы вов. Войсковая противовоздушная оборона Красной Армии

Гонка вооружений - это не атрибут нескольких последних десятилетий. Она началась давно и, к сожалению, продолжается в настоящее время. Вооружение государства - один из основных критериев его обороноспособности.

В конце девятнадцатого - начале двадцатого века стремительно начало развиваться воздухоплавание. Осваивались воздушные шары, а чуть позже - дирижабли. Гениальное изобретение, как часто бывает, было поставлено на военные рельсы. Беспрепятственно попадать на территорию противника, распылять над позициями противника отравляющие вещества, забрасывать диверсантов в тыл врага - предел мечтаний военных деятелей того периода.

Очевидно, что для успешной обороны своих границ любое государство было заинтересовано в создании мощного оружия, способного поражать летающие цели. Именно такие предпосылки и обозначили необходимость в создании зенитной артиллерии - вида вооружения, способного ликвидировать воздушные объекты противника, не позволяя им проникнуть на свою территорию. Следовательно, неприятель лишался возможности нанести войскам серьезный урон с воздуха.

В статье, посвященной зенитной артиллерии, рассматривается классификация этого вооружения, основные вехи его развития и совершенствования. Описаны установки, состоявшие на вооружении Советского Союза и Вермахта в годы Великой Отечественной войны, их применение. Также рассказывается про разработку и испытания этого зенитного оружия, особенности его использования.

Возникновение артиллерии для борьбы с воздушными целями

Представляет интерес само название данного вида вооружения - зенитная артиллерия. Свое название данный вид артиллерии получил благодаря предполагаемой зоне поражения орудий - воздуху. Следовательно, угол обстрела таких орудий, как правило, составляет 360 градусов и позволяет вести огонь по целям, находящимся в небе над орудием - в зените.

Первые упоминания о данном виде вооружения относятся к концу девятнадцатого века. Причиной появления такого вооружения в российской армии была потенциальная угроза атаки с воздуха со стороны Германии, с которой у Российской империи постепенно обострялись отношения.

Не секрет, что Германией давно велись разработки летательных аппаратов, способных участвовать в боевых действиях. Фердинанд фон Цеппелин, немецкий изобретатель и конструктор, значительно преуспел в этом деле. Результатом плодотворной работы стало создание в 1900 году первого дирижабля - цеппелина LZ 1. И хоть данный аппарат еще был далек от совершенства, определенную угрозу он уже представлял.

Дабы иметь оружие, способное противостоять немецким аэростатам и дирижаблям (цеппелинам), Российская империя начала свои разработки и испытания. Таким образом, в 1891 первом году проходят первые испытания, посвященные стрельбе из имеющегося в стране оружия по крупным воздушным целям. В качестве мишеней для таких стрельб выступили обыкновенные воздушные баллоны, перемещаемые с помощью лошадиных сил. Несмотря на то что стрельбы имели определенный результат, все военное командование, задействованное в учении, было солидарно в том, что для эффективной противовоздушной обороны армии необходимо специальное зенитное орудие. Так начались разработки зенитной артиллерии в Российской империи.

Пушка образца 1914-1915 годов

Уже в 1901 году отечественные оружейники вынесли на обсуждение проект первой отечественной зенитной пушки. Тем не менее высшее военное руководство страны отвергло идею создания такого оружия, аргументируя свое решение отсутствием в нем крайней необходимости.

Однако в 1908 году идея зенитной пушки получила "второй шанс". Несколько талантливых конструкторов разработали техническое задание к будущему орудию, а реализовывать проект доверили конструкторской группе под руководством Франца Лендера.

В 1914 году проект был реализован, а в 1915-м подвергся модернизации. Причиной тому послужил закономерно возникший вопрос: как перемещать такое массивное орудие в нужное место?

Решение было найдено - оснастить пушкой кузов грузового автомобиля. Таким образом, к концу года появились первые экземпляры пушки, смонтированные на автомобиль. Колесной базой для перемещения пушки послужили российские грузовики "Руссо-Балт-Т" и американские "Уайты".

Так была создана первая отечественная зенитная пушка, получившая в народе название "Пушка Лендера" по фамилии ее создателя. Оружие неплохо зарекомендовало себя в сражениях Первой мировой войны. Очевидно, что с изобретением самолетов данное оружие постоянно утрачивало свою актуальность. Тем не менее последние образцы этого орудия были на вооружении до конца Великой Отечественной войны.

Применение противовоздушной артиллерии

Зенитные орудия использовались при ведении боевых действий для достижения не одной, а нескольких целей.

Во-первых, стрельба по воздушным объектам противника. Это то, ради чего и создавался этот вид вооружения.

Во-вторых, ведение заградительного огня - специального приема, используемого неожиданно при отражении атаки либо контратаки неприятеля. В таком случае орудийному расчету давались конкретные участки, которые должны были простреливаться. Такое применение также оказалось достаточно эффективным и наносило значительный урон личному составу и технике противника.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации зенитной артиллерии. Рассмотрим наиболее распространенные из них: классификацию по калибру и классификацию по способу размещения.

По типу калибров

Принято различать несколько типов зениток в зависимости от размера калибра ствола пушки. По такому принципу выделяют оружие мелкого калибра (так называемая малокалиберная зенитная артиллерия). Он варьируется от двадцати до шестидесяти миллиметров. А также среднего (от шестидесяти до ста миллиметров) и крупного (более ста миллиметров) калибров.

Для данной классификации характерен один закономерный принцип. Чем больше калибр пушки, тем она массивнее и тяжелее. Следовательно, крупнокалиберные пушки сложнее перемещать между объектами. Зачастую крупнокалиберные зенитки размещались на неподвижных объектах. Мелкокалиберная зенитная артиллерия, напротив, обладает наибольшей мобильностью. Такое орудие легко транспортируется при необходимости. Следует отметить, что зенитная артиллерия СССР так и не пополнилась крупнокалиберными пушками.

Многие орудия времен Великой Отечественной войны стоят в музеях, парках и скверах, посвященных Победе. Часть зениток до сих пор используется в горной местности как противолавинные орудия.

В истории противовоздушной обороны СССР самым выдающимся и значительным событием является оборона Москвы 1941—1942 гг. Тот опыт организации системы ПВО столицы по-прежнему имеет огромную ценность, ибо он преподнес нам ряд важнейших уроков, которые актуальны не только сегодня, но останутся базовыми и при создании воздушно-космической обороны России. Кроме того, изучение этих весьма интересных исторических событий имеет неоценимое познавательное и воспитательное значение, тем более что многие об этих событиях сейчас уже просто не знают.

К началу войны в 1941 году, осознав всю опасность угрозы воздушного нападения из опыта завоевания Германией европейских государств, Советское Правительство, Наркомат обороны и Генеральный штаб приняли ряд неотложных мер для усиления ПВО территории страны.

На специальном заседании ЦК ВКП(б), посвященном этому вопросу, И.В. Сталин потребовал: «Что касается войск противовоздушной обороны, то здесь первоочередная задача — организовать надежное прикрытие наших промышленных центров, не дать противнику в случае войны уничтожить наш экономический потенциал. О том, как ведется работа в этом направлении, Наркому обороны с начальником Генштаба докладывать мне еженедельно». Напомним, что в то время все постановления и решения ЦК ВКП(б) и правительства, указания И.В. Сталина выполнялись неукоснительно.

И вот — начало войны. Суровым испытанием для страны явилась битва за Москву в 1941 году. Силы ПВО Москвы были приведены в готовность к отражению налетов к 18.00 23 июня 1941 года.

170 дивизий вермахта, отмобилизованных и имеющих опыт войны, нанесли сильнейший удар по Советскому Союзу на фронте протяженностью около 3000 км. Враг атакует Прибалтику, Белоруссию, Украину, практически круглосуточно бомбит войска Красной Армии и советские города. Взяты Минск, Барановичи, Бобруйск. Обозначилось направление главного удара германской армии — на Москву, а не на Киев, как ошибочно полагало советское военно-политическое руководство. По этой и другим причинам пограничные сражения сухопутных войск и в целом начальный период войны Красной Армией и, прежде всего, войсками Западного фронта, были проиграны с большими потерями.

Принято считать, что битва за Москву началась 30 сентября 1941 года операцией вермахта «Тайфун». Однако захват столицы СССР изначально являлся ключевым политическим пунктом всего плана войны («Барбаросса»). Однако вернее было бы считать её началом воздушную стратегическую операцию по уничтожению Москвы, к осуществлению которой люфтваффе приступили в самый разгар Смоленского сражения. Напомним, что главным итогом сражения, развернувшегося на фронте 650 км и в глубину до 250 км, стал срыв расчетов гитлеровского руководства на безостановочное продвижение к Москве.

Воздушная стратегическая операция по уничтожению Москвы. Соотношение сил и средств

Для осуществления этой операции в составе 2-го воздушного флота Германии (более 1600 боевых самолетов) заранее была создана специальная авиационная группа в составе 300 бомбардировщиков новейших типов: Хейнкель-111, Юнкерс-88 и Дорнье-215. Преобладающее большинство летчиков этой группы неоднократно бомбили столицы и крупные центры европейских государств, многие командиры экипажей были в звании «полковник», большинство имело высшие награды Германии.

Подготовка к этой операции велась буквально с первых дней войны: в тыл наших войск забрасывались специальные группы, оснащенные небольшими вращающимися прожекторами и переносными радиомаяками для обозначения направлений пролета немецких бомбардировщиков по заранее намеченным маршрутам налета на Москву.

С 1-го по 21 июля посты ВНОС зафиксировали в границах Московской зоны ПВО полеты 89 вражеских самолетов-разведчиков, 9 из них с большой высоты произвели разведку подходов к Москве и объектов столицы СССР.

Подготовка гитлеровской Ставкой массированного авиационного наступления на Москву на широком воздушном фронте от Северо-Западного до Южного операционных направлений не была неожиданной для военного руководства СССР и командования Московской зоной ПВО. Слишком очевидны были характер проводимой немецкой авиацией разведки, перебазирование бомбардировочных эскадр и групп 2-го воздушного флота из глубокого тыла на аэродромы, приближенные к линии фронта и обеспечивающие минимальное время полета к объектам удара, в основном, без сопровождения самолетов-истребителей.

Наконец, руководство располагало показаниями сбитых и плененных летчиков-разведчиков, а также диверсантов, засланных в тыл Красной Армии для разрушения линий связи управления войсками и обозначения бомбардировщикам маршрутных направлений на Москву и другие спланированные для разрушения объекты.

В таких полетах немецкие летчики, как правило, в воздушные бои не вступали, а заметив советские истребители или будучи обстрелянными с земли, круто разворачивались и уходили на запад, считая задачу выполненной: аэрофотосъемки и наблюдения проведены, рубежи перехвата истребителей и границы зоны обстрела зенитной артиллерии определены.

Однако на самом деле все обстояло не так просто. Вспоминая эти дни, командир 1-го корпуса ПВО Д.А. Журавлев отмечал: «Успешная борьба с вражескими разведчиками не давала возможности командованию 2-го воздушного флота противника детальнее узнать характер построения противовоздушной обороны Москвы. Уничтожая воздушных разведчиков малыми силами и, в основном, на дальних подступах к городу, вне зоны действия зенитной артиллерии, мы не позволяли неприятелю вскрыть наши боевые порядки».

А гитлеровцы в это время уже конкретно готовили воздушное наступление на Москву. 13 июля 1941 года командир 8-го авиакорпуса люфтваффе генерал В. Рихтгофен высказал убеждение, что воздушные налеты на Москву, в которой проживало свыше четырех миллионов человек, ускорят катастрофу русских. На следующий день, 14 июля, Гитлер сформулировал цель предстоящих бомбардировок Москвы: «Нанести удар по центру большевистского сопротивления и воспрепятствовать организованной эвакуации русского правительственного аппарата».

19 июля в директиве N 33 «О дальнейшем ведении войны на востоке» он уже конкретно потребовал «...развернуть воздушное наступление на Москву...». Была определена и дата наступления. 20 июля командующий 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршал А. Кессельринг провел совещание с командирами бомбардировочных соединений в связи с предстоящей воздушной операцией. Во исполнение директивы N 33 ответственным за организацию и проведение налетов был назначен командир 2-го авиакорпуса генерал Б. Лерцер. Ему были оперативно подчинены все авиагруппы, выделенные для бомбардировки Москвы. Это были большие силы: из пяти действовавших на восточном фронте авиакорпусов только 4-й не участвовал в налетах на Москву.

Ударным силам 2-го воздушного флота Германии противостояла система противовоздушной обороны столицы СССР в составе 1-го корпуса ПВО и 6-го истребительного авиационного корпуса (ИАК) ПВО, имевшего к 19 июня 1941 года, за два дня до начала войны, 11 истребительных авиационных полков.

Московской зоной ПВО в то время командовал генерал М.С. Громадин. Командиром 6-го ИАК был назначен полковник И.Д. Климов. Командиром 1-го корпуса ПВО и одновременно начальником пункта ПВО Москвы являлся генерал-майор артиллерии Д.А. Журавлев. Это были замечательные и профессионально подготовленные, с боевым опытом командиры, огромна их заслуга в организации ПВО столицы и четких, слаженных боевых действий летчиков и зенитчиков. В состав 1-го корпуса входили шесть зенитно-артиллерийских полков среднего калибра, 1 зенитно-пулеметный полк, 2 зенитных прожекторных полка, 2 полка аэростатов заграждения, 2 полка воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), отдельный радиотехнический батальон ВНОС и ряд других подразделений.

Зенитно-артиллерийские полки среднего калибра занимали позиции в шести пространственных секторах относительно Москвы, прикрывая соответствующие сектора воздушного пространства. Каждый полк стопушечного (!) состава обеспечивал трехкратное огневое воздействие по самолетам противника с высокой плотностью огня.

Истребительные авиационные полки имели задачей уничтожать самолеты противника на рубежах перехвата от 250 км до Москвы и в световых прожекторных полях (СПП) в непосредственной близости от зон сплошного огня зенитно-артиллерийских полков 1-го корпуса ПВО.

ВОЙСКА ПВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941- 1945) Преподаватель: Выполняли: Вернохаева А. Н. и Ткаченко А. Ю.

Противовоздушная оборона - комплекс мер по обеспечению защиты (обороны) от средств воздушного нападения противника 8 апреля День войск противовоздушной обороны (День войск ПВО)

Война застала войска ПВО в период их перевооружения. В зенитной артиллерии ещё мало было новых 37 -мм автоматических и 85 -мм зенитных пушек. В войсках было недостаточно высокоскоростных истребителей ЯК-1 и МИГ-3, 46 % самолётного парка составляли устаревшие самолёты. Ускоренными темпами стали предприниматься меры по оснащению войск новой техникой. ЯК-1 МИГ-3

В составе этих соединений к началу массированных налетов фашистской авиации имелось свыше 600 истребителей, более 1000 орудий среднего и малого калибров, около 350 пулеметов, 124 поста аэростатов воздушного заграждения, 612 постов ВНОС, 600 зенитных прожекторов Транспорт газа для аэростата

аэростат-летательный аппарат легче воздуха, использующий для полёта подъёмную силу заключённого в оболочке газа (или нагретого воздуха) с плотностью меньшей, чем плотность окружающего воздуха аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, заводов, правительственных зданий военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Для точного бомбометания самолёты вынуждены опускаться довольно низко и пролетать непосредственно над объектом. Именно в подобных местах, прямо над крышами зданий, над мостами, над заводскими трубами и запускались аэростаты заграждения, не позволяя вражеским бомбардировщиками обрушить на объект шквал огня. Высота «зависания» аэростата рассчитывалась весьма точно. Вражеский самолёт не мог подлететь под аэростат: при бомбометании с такой малой высоты машину бы просто накрыло взрывной волной от собственных бомб. А если самолёт сбрасывал бомбы сверху, они уничтожали аэростат (он же поглощал и осколки), который мягко обрушивался на объект или рядом с ним. Даже когда аэростат висел на большой высоте высоко, лётчик не мог пролететь под ним: мешали тросы, удерживающие воздушного гиганта.

Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Что вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.

По типу наполнения аэростаты делятся на: газовые - шарльеры, тепловые - монгольфьеры, комбинированные - розьеры. зенитных орудий почти всегда не хватало - особенно в городах, подверженных постоянным бомбёжкам. Кроме того, аэростаты заграждения представляли собой сильное оружие именно в сочетании с зенитками. Они поднимались чаще всего ночью, когда зенитные орудия «слепли» . Днём же, пока вражеский пилот пытался облететь или расстрелять аэростат, самолёт отслеживали и расстреливали из наземных орудий.

Катюша - неофициальное советское собирательное название отечественных боевых машин реактивной артиллерии. 1941 - прогремел первый залп знаменитых «катюш» По названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша» . Версия убедительная, поскольку впервые батарея стреляла 14 июля 1941 года (на 23 -й день войны). Стреляла с высокой крутой горы прямой наводкой - ассоциация с высоким крутым берегом в песне. Красноармеец Каширин, прибыв после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: «Вот это песенка!» «Катюша» , - ответил Андрей Сапронов (из воспоминаний А. Сапронова в газете «Россия»). Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20 -й армии, а через её командование - и всей страны. По сокращению «КАТ» - есть версия, что полигонщики именно так называли БМ-13 - «Костиковские автоматические термические» по фамилии руководителя проекта, Андрея Костикова (правда, учитывая секретность проекта, возможность обмена информацией между полигонщиками и фронтовиками сомнительна). Ещё один вариант, что название связано с индексом «К» на корпусе миномёта - установки выпускались заводом имени Калинина (по другому источнику- заводом имени Коминтерна). А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой» , пушку-гаубицу МЛ-20 - «Емелькой» . Да и БМ 13 поначалу иногда именовали «Раисой Сергеевной» , таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд).

Ещё одна, экзотичная версия. Направляющие, на которые устанавливались снаряды, назывались скатами. Сорокадвухкилограммовый снаряд поднимали два бойца, впрягшиеся в лямки, а третий обычно помогал им, подталкивая снаряд, чтобы он точно лёг на направляющие, он же сообщал державшим, что снаряд всталзакатился-накатился на направляющие. Следует также отметить, что установки были настолько засекречены, что даже запрещалось использовать команды «пли» , «огонь» , «залп» , вместо них звучали «пой» или «играй» (для запуска надо было очень быстро крутить ручку электрокатушки), что, возможно, тоже было связано с песней «Катюша» . Да и для нашей пехоты залп «катюш» был самой приятной музыкой.

Многие бомбардировщики были оснащены устройствами для разрезания тросов аэростатов заграждения. немцы очень старались оградить собственные самолёты от «атак» аэростатов. В частности, на бомбардировщики устанавливались так называемые параваны. Параван представлял собой треугольник тросов, соединяющий нос самолёта (удлинённый специальным шестом) и концы его крыльев. Таким образом, трос аэростата просто соскальзывал с самолёта, не цепляясь за пропеллеры или другие выступающие детали. Впрочем, удержать самолёт в воздухе после подобного столкновения мог только очень умелый пилот. Помимо параванов, существовали и другие решения. На крылья устанавливали лезвия для перерезания тросов (помогали они, прямо сказать, слабо), а самолёты оборудовали пиропатронами для поджигания аэростатов.

«Ночные ведьмы» 46 -й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3 -й степени ночной бомбардировочный авиационный полк (46 гв. нбап) - женский авиационный полк в составе ВВС СССР во время Великой Отечественной войны. За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза

Войска ПВО, оборонявшие Москву, уничтожили 738 вражеских самолётов. Кроме того, 6 истребительный авиационный корпус нанося штурмовые удары, уничтожил 567 самолётов на аэродромах противника. В целом Войска ПВО уничтожили 1305 самолётов, в боях с наземным противником было уничтожено 450 танков и 5000 машин.

9 ноября 1941 года была введена должность Командующего Войсками ПВО территории страны и на неё, был назначен генерал-майор Громадин.

Для улучшения взаимодействия сил и средств ПВО в январе 1942 года командованию ПВО была подчинена истребительная авиация. В апреле 1942 года образован Московский фронт ПВО, а в Ленинграде и Баку созданы армии ПВО. Появились первые оперативные объединения Войск ПВО.

В июне 1943 года Управление командующего Войсками ПВО территории страны было расформировано. После проведённых реорганизаций к апрелю 1944 года были созданы Западный и Восточный фронты, а также Закавказская зона ПВО, которые в этом же году были реорганизованы в Северный, Южный и Закавказский фронты ПВО. Войска ПВО, защищавшие Москву, были реорганизованы в Особую Московскую Армию ПВО. На дальнем востоке в марте 1945 года были созданы три армии ПВО: Приморская, Приамурская, Забайкальская.

В ходе войны организационно оформились как рода войск ПВО зенитная артиллерия и истребительная авиация. В годы ВОВ Войска ПВО успешно справились со своими задачами. Они обеспечили оборону промышленности и коммуникации, допуская прорыв к объектам лишь отдельные самолёты, вследствие чего имели место кратковременные остановки предприятий и нарушения в движении поездов на отдельных участках железных дорог.

Выполняя свои задачи, Войска ПВО территории страны уничтожили 7313 самолётов немецкофашистской авиации, из которых 4168 силами ИА и 3145 зенитной артиллерии, пулеметным огнем и аэростатами заграждения. Свыше 80. 000 солдат, сержантов, офицеров и генералов Войск ПВО были награждены орденами и медалями, а 92 воина удостоены высокого звания Героя Советского Союза и 1 - дважды. За успешные боевые действия 11 соединений и частей Войск ПВО были удостоены почётных наименовании и 29 звания гвардейских.

История русской противовоздушной обороны (ПВО ) берет начало с зимы 1914 года, когда во время Первой мировой войны впервые в Российской империи были применены пушки и легкие пулеметы для обстрела австрийских и немецких аэропланов. В ноябре 1914 года штаб 6 армии разработал специальный документ под названием “Инструкция по воздухоплаванию в районе 6 армии “. Командующий армии подписал секретный приказ № 90 , утвердивший инструкцию и определил сроки ее введения в действие - 8 декабря 1914года. Именно этот день и принято считать Днем рождения системы противовоздушной обороны России .

Тогда она включала в себя специально сформированные артиллерийские подразделения, приспособленные для стрельбы по воздушным целям. Авиационное прикрытие осуществлялось специально подготовленными экипажами Гатчинской авиашколы. Этим же приказом начальником воздушной обороны г. Петрограда и Царского Села, первым командующим ПВО, был назначен генерал-майор БУРМАН Г.В., начальник Офицерской электротехнической школы .

Основы, заложенные при создании воздушной обороны в царской армии, продолжали совершенствоваться и развиваться и совершенствоваться после Великой Октябрьской социалистической революции. В мае 1918 года было создано управление начальника ПВО г. МОСКВЫ, в подчинении которого находилось 25 самолетов и 8 артиллерийских батарей. За 4 месяца до начала войны, в феврале 1941 года, Генеральный штаб Красной Армии во главе с генералом армии ЖУКОВЫМ Г.К. официально закрепил разделение зенитных средств ПВО на ПВО страны и средства войсковой ПВО. Это была первая попытка перехода от объектового к территориальному построению ПВО СССР.

На 22 июня 1941 года Войска ПВО страны имели в своем составе 13 зон ПВО, 3 корпуса, 2 бригады, 39 бригадных районов ПВО. Численность личного состав войск ПВО составляла 182 тыс. человек. Для прикрытия важных экономических и административных центров страны было выделено 40 истребительных авиаполков, насчитывавших 1500 боевых самолетов и 1206 экипажей.

ОГНЕННЫЙ ЩИТ СТОЛИЦЫ

Начальный период Великой Отечественной войны вскрыл серьезные недостатки в управлении войсками, их подготовке и оснащении. Проявляя массовый героизм, воины ПВО в тяжелейших условиях начального этапа войны сбили 2500 немецких самолетов.

Свой достойный вклад в копилку победы внесли и воины Московского округа ПВО . Они уничтожили 7313 самолетов фашистской авиации, из них 4168 самолетов было сбито истребительной авиацией и 3145 - зенитной артиллерией.

В ходе битвы под Москвой высокую выучку показали воины частей ПВО МОСКВЫ, в том числе 54, 55, 59 зенитные артиллерийские дивизии ПВО и 25 истребительно-авиационный полк (иап ), которые находились на территории Ленинского района Московской области. Ранее этот район входил в зону ответственности 1 Корпуса ПВО ОН 1 Армии ПВО ОН, затем 5 бригады ВКО. С 1 декабря это зона ответственности 5 дивизии ПВО. Наконец-то ветераны дождались, что справедливость и разум возобладали у нынешних военачальников и восстановлена истинно наша армейская структура. Командующим Московской зоны ПВО был назначен

Ни одна столица Европы не имела такой мощной ПВО, как столица СССР - г. МОСКВА.

Одну из ярких страниц в оборонительных боях на подступах к Москве вписали воины 1 корпуса ПВО, 193 и 329 зенитных артиллерийских полков, принимавших участие в отражении первого налета фашистской авиации на Москву. В первых налетах участвовало около 200 - 250 самолетов. К столице смогли прорваться лишь единицы.

В отражении первого налета принимали участие уроженцы дер. Петровское ГОЛОВИН В.С., дер. Жуково - БОБЫРЕВ В.П., пос. совхоза им. Ленина - ПАЛИЦКИЙ М.А.

На территории Ленинского района на территории нынешних Горкинского и Молоковского поселений размещался 1203 зенап для защиты Москвы с юга и юго-востока. В октябре в районе деревень Власьево и Пыхчино был размещен полк ночных бомбардировщиков в составе 57 самолетов. В мае 1942 года в Молоковской школе размещался штаб 1203 зенап , обеспечивавший воздушную оборону Москвы на западном направлении линии Видное-Пуговичино-Домодедово. Об этом напоминает памятная доска на бывшем здании Молоковской школы.

Личный состав ПВО Москвы показал яркие примеры мужества и героизма при выполнении своего воинского долга перед Родиной. Ночной таран совершил летчик 28 иап (Внуково) лейтенант ЕРЕМЕЕВ В.П., удостоенный звания ГЕРОЯ (посмертно) за свой подвиг.

За мужество и героизм при защите Москвы 6 частей стали гвардейскими,11-награждены орденами СССР. Более 25 тысяч солдат, сержантов, и генералов награждены правительственными орденами и медалями,32 - удостоены звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА , 7 воинов навечно зачислены в списки воинских частей.

В память о героических подвигах воинов ПВО 7 мая, в канун 65-летия Великой Победы, в городе Видное был создан военно-исторический памятник и установлено зенитное орудие.

Валерий Яковлевич Голяс, из материалов форума Московского округа ПВО, специально для сайт

Противовоздушная оборона является специальным комплексом мер, которые направлены на отражение любой воздушной угрозы. Как правило, это воздушное нападение противника. Система ПВО России делится на следующие виды:

  • Войсковая противовоздушная оборона. Это особый вид СВ России. Войска противовоздушной обороны сухопутных войск РФ являются самым многочисленным видом ПВО России;
  • Объектовые ПВО, которые с 1998 года вошла в состав ВВС России, а с 2009-2010 года являются бригадами воздушно-космической обороны;
  • Корабельная система ПВО или ПВО военно-морского флота. Ракеты ПВО, которыми вооружены корабельные ЗРК (например, ЗРК «Шторм»), способны не только защищать корабли от воздушных атак противника, но и поражать надводные корабли.

День ПВО был введён в СССР 20 февраля 1975 года, как специальный праздник для военных, которые имели отношение к противовоздушной обороне страны. Тогда день ПВО праздновался 11 апреля. С 1980 года день ПВО в СССР стали отмечать каждое второе воскресенье апреля.

В 2006 году специальным Указом Президента РФ от 31 мая день ПВО официально объявили памятным днём. Праздник также отмечается каждое второе воскресенье апреля.

История появления войск ПВО в России

Необходимость появления зенитной артиллерии осознали ещё в конце 19 века. В 1891 году состоялись первые стрельбы по воздушным целям, в качестве которых использовались воздушные шары и аэростаты. Артиллерия показала, что может вполне успешно справляться с неподвижными воздушными целями, хотя стрельба по движущимся целям была неудачной.

В 1908-1909 годах состоялись опытные стрельбы по движущимся целям, в результате которых было вынесено решение о том, что для успешной борьбы с авиацией необходимо создание специальной пушки, предназначенной для стрельбы по движущимся воздушным целям.

В 1914 году Путиловский завод изготовил четыре 76 мм пушки, которые предназначались для борьбы с самолётами противника. Данные пушки перемещались на специальных грузовых автомобилях. Несмотря на это, перед началом Первой Мировой войны, Россия оказалась совершенно не готовой к ведению боя с воздушным противником. Уже осенью 1914 года командованию пришлось в срочном порядке формировать специальные артиллерийские подразделения, основной задачей которых являлась борьба с вражескими самолётами.

В СССР первые подразделения противовоздушной обороны, состоящие из прожекторных рот и пулемётных установок, впервые приняли участие в военном параде 1 мая 1929 года. К параду 1930 года войска ПВО пополнились зенитной артиллерией, которая перемещалась на автомобилях:

  • Зенитные пушки калибра 76 мм;
  • Пулемётные установки;
  • Прожекторные установки;
  • Звукоулавливающие установки.

Войска ПВО во время Второй Мировой войны

Вторая Мировая война продемонстрировала, насколько важна авиация. Возможность нанесения стремительных воздушных ударов стало одним из залогов успеха военных операций. Состояние ПВО СССР перед началом ВОВ было далеко от совершенства и совершенно не годилось для отражения массовых налётов немецкой авиации. Хотя перед началом ВОВ советское командование уделяло немало времени и средств на развитие систем ПВО, данные войска оказались совершенно не готовы к отражению современных немецких самолётов.

Вся первая половина ВОВ характеризуется огромными потерями советских войск именно из-за вражеских воздушных налётов. Сухопутные войска СССР совершенно не располагали необходимой системой ПВО. Оборона корпуса от воздушных атак осуществлялась штатным количеством средств ПВО, которые на 1 км фронта были представлены следующими огневыми средствами:

  • 2 зенитных орудия;
  • 1 крупнокалиберный пулемёт;
  • 3 зенитные счетверённые установки.

Кроме того, что данных орудий было явно недостаточно, на фронте была огромная потребность в истребительной авиации. Система воздушного наблюдения, оповещения и связи находилась в зачаточном состоянии, и совершенно не справлялась с возложенными на них задачами. Долгое время войска даже не имели своих средств подобного типа. Для осуществления данных функций, планировалось усилить армии радиоротами ВНОС. Данные роты совершенно не соответствовали техническому развитию немецкой авиации, так как могли обнаружить самолёты противника только визуально. Подобное обнаружение было возможно только на расстоянии 10-12 км, а современные немецкие самолёты преодолевали подобное расстояние за 1-2 минуты.

Отечественная теория развития войск противовоздушной обороны до начала ВОВ не делала никакого серьёзного упора на развитие данной группы войск. Исходя из догм данной теории, войска ПВО, как бы сильно развиты они не были, не в состоянии обеспечить полную защиту фронта от налёта авиации противника. В любом случае, небольшие группы противника всё равно смогут долететь и уничтожить цель. Именно поэтому серьёзное внимание войскам ПВО командование СССР не уделяло, а построение противовоздушной защиты строилось на том, что системы ПВО отвлекут противника, давая возможность авиации вступить в бой.

В любом случае, истребительная авиации СССР в первые годы войны была не в состоянии дать какой-либо серьёзный отпор вражеской авиации, именно поэтому немецкие лётчики в те годы устраивали настоящую развлекательную «охоту» за наземными целями.

Поняв свои ошибки, советское командование сосредоточило усилия на развитии средств ПВО, особый упор делая на совершенствовании истребительной авиации и зенитной артиллерии.

Развитие ПВО после окончания ВОВ

В 1946 году началась новая эра в развитии войск противовоздушной обороны – создали новый отдел, задачей которого было проведение испытаний зенитных ракет. На протяжении 1947-1950-х годов данный отдел, который располагался на полигоне «Капустин Яр», проводил испытания немецких зенитных ракет, одновременно курируя разработку зенитных ракет советского производства. Вплоть до 1957 года данный комитет занимался испытанием зенитных неуправляемых ракет отечественной разработки.

В 1951 году испытания зенитных ракет стали настолько масштабными, что потребовалось создать специальный полигон для испытаний зенитных ракет. Данный полигон был образован 6 июня 1951 года. В качестве личного состава на данный полигон были направлены испытатели-ракетчики со всей страны.

Первый запуск управляемой зенитной ракеты состоялся именно на этом полигоне в 1951 году. В 1955 году на вооружение Войск ПВО была принята первая в СССР зенитная ракетная система С-25 «Беркут», которая оставалась на вооружении вплоть до 90-х годов.

В период с 1957 по 1961 годы был разработан и принят на вооружение новый подвижный зенитно-ракетный комплекс С-75. Данная ЗРК в течение 30 лет оставалась главным оружием советских войск ПВО. В дальнейшем ЗРК С-75 получила множество модификаций и поставлялась в качестве военной помощи дружественным странам. Именно зенитно-ракетный комплекс С-75 сбил американский самолёт У-2 в 1960 году под Свердловском. Во время Вьетнамской войны ЗРК С-75, который поставлялся в качестве военной помощи Вьетнаму, сбил множество американских самолётов. По самым грубым подсчётам, данный ЗРК уничтожил более 1 300 единиц американских самолётов различных систем.

В 1961 году на вооружение был принят новый зенитно-ракетный комплекс малой дальности С-125. Данный ЗРК показал себя настолько эффективным, что до сих пор находится на вооружении российских ПВО. В ходе арабо-израильских войн комплекс С-125 смог уничтожить несколько десятков сверхзвуковых самолётов, принадлежащих США и Израилю.

Великая отечественная война показала, что именно системы противовоздушной обороны обладают огромными перспективами. Развитие ПВО второй половины 20 века велось в правильном направлении, что неоднократно доказывалось в ходе многочисленных арабо-израильских конфликтов. Тактика применения средств противовоздушной обороны теперь строилась на совершенно других принципах. Новые системы ПВО обладали следующими характеристиками:

  • Мобильность зенитно-ракетных комплексов;
  • Внезапность их применения, для чего они тщательно маскировались;
  • Общая живучесть и ремонтопригодность ЗРК.

На сегодняшний день основой противовоздушных средств Сухопутных войск Российской Федерации являются следующие комплексы и системы:

  • С-300В. Данная система способна эффективно защищать войска не только от вражеских самолётов, но и от баллистических ракет. Данная система могла вести огонь двумя типами ракет, один из которых был класса «земля-земля»;
  • «Бук-М1». Данный комплекс был разработан в 90-е годы, а на вооружение его приняли в 1998 году;
  • «Тор-М1». Данная система в состоянии самостоятельно контролировать обозначенное воздушное пространство;
  • «ОСА-АКМ». Данная система ЗРК является очень мобильной;
  • «Тунгуска-М1», которая была принята на вооружение в 2003 году.

Все эти системы являются разработками известных российских конструкторов и не только вобрали в себя все лучшие качества своих предшественников, но и оснащены современной электроникой. Данные комплексы эффективно защищают войска от всех типов воздушных атак, обеспечивая тем самым надёжное прикрытие армии.

На различных военных выставках, отечественные зенитно-ракетные комплексы не только не уступают зарубежным аналогам, но и превосходят их по целому ряду параметров, начиная от дальности действия, заканчивая мощностью.

Основные перспективы современного развития войск ПВО Сухопутных войск

Основными направлениями, на которые направлено развитие современных войск ПВО, являются:

  • Изменение и реорганизация всех структур, так или иначе связанных с ПВО. Основной задачей реорганизации является максимальное использование всех ресурсов и боевой мощи ракетного оружия, которое поступает сейчас на вооружение. Ещё одна задача первостепенной важности заключается в том, чтобы наладить максимальное взаимодействие войск ПВО с другими группами войск армии РФ;
  • Разработка вооружения и военной техники нового поколения, которые будут в состоянии бороться не только с существующими средствами воздушного нападения, но и с последними разработками в сфере гиперзвуковых технологий;
  • Изменение и совершенствование системы подготовки кадров. Особое внимание следует уделить изменению программы обучения, ведь она не менялась на протяжении многих лет, хотя на вооружение давно уже приняты новые ЗРК.

В приоритете по-прежнему остаются проведения плановых разработок новейших моделей ПВО, модернизация более старых моделей и полная замена устаревших ЗРК. В целом, современная система ПВО развивается в соответствии со словами знаменитого маршала Жукова, который говорил о том, что только мощная система войсковой ПВО способна отразить внезапные удары противника, дав тем самым возможность Вооружённым силам вступить в полномасштабный бой.

Современные ЗРК и ЗРС в российских войсках ПВО

Одной из основных систем ЗРС, которые состоят на вооружении войск ПВО, является система С-300В. Данная система способна поражать воздушные цели на расстоянии до 100 км. Уже с 2014 года ЗРС С-300В стали постепенно заменяться новой системой, которая получила название С-300В4. Новая система улучшена по всем параметрам, она является улучшенной модификацией С-300В, отличаясь от него увеличенным радиусом действия, более надёжной конструкцией, которая отличается улучшенной защитой от радиопомех. Новая система способна более эффективно бороться со всеми типами воздушных целей, которые появляются в радиусе его действия.

Следующим по популярности комплексом является ЗРК «Бук». С 2008 года на вооружение войск ПВО поступает модификация комплекса, которая называется «Бук-М2». Данная ЗРК может одновременно поражать до 24 целей, а дальность поражения целей достигает 200 км. С 2016 года на вооружение принят комплекс «Бук-М3», который представляет собой сделанную на базе «Бук-М2» и серьёзно доработанную модель.

Ещё одной популярной ЗРК является комплекс «ТОР». В 2011 году на вооружение стала поступать новая модификация ЗРК, получившая название «ТОР-М2У». Данная модификация имеет следующие отличия от базовой модели:

  • Она может вести разведку в движении;
  • Обстреливать сразу 4 воздушные цели, тем самым обеспечивая всеракурсное поражение.

Новейшая модификация называется «Тор-2». В отличие от предыдущих моделей семейства «ТОР», данная модификация имеет увеличенный в 2 раза боезапас и способна вести огонь в движении, обеспечивая полную безопасность войск на марше.

Кроме того, на вооружении российских ПВО имеются и переносные зенитно-ракетные комплексы. Простота обучения и применения данного вида оружия делает его серьёзной проблемой для воздушных сил противника. С 2014 года в подразделения ПВО Сухопутных войск начали поступать новые ПЗРК «Верба». Их применение оправдано, когда приходится действовать в условиях мощных оптических помех, которые затрудняют работу мощных автоматических ЗРК.

В настоящее время доля современных ЗРК в войсках ПВО составляет около 40 процентов. Новейшие российские системы ЗРК не имеют аналогов в мире, и способны обеспечить полную защиту от внезапных воздушных нападений.