Что такое ДРГ? Организация, тактика действий и вооружение ДРГ. Организация, вооружение и тактика действий дрг армий основных иностранных государств Виды засад применяемых дрг противника

Разделы: ОБЖ

Данное занятие проводится с учащимися 10-х классов на местности в период 5-дневных учебных сборов и призвано на практике обучить ведению противодиверсионной борьбы. Занятие является кульминацией подготовки учащихся в вопросах изучения тактической подготовки как одной из основных войсковых дисциплин. Предполагается, что предварительно, в течение года, учащиеся изучили основы тактической подготовки. К проведению занятия целесообразно привлечь двух преподавателей. Учащиеся, в зависимости от количества, делятся на взвода, в каждом из которых заранее определяются командиры взводов и отделений. До занятия каждому взводу выдается тактическое задание, которое предварительно под руководством преподавателя изучается в ходе сборов и уясняется. К моменту проведения занятия учащиеся должны четко представлять порядок своих действий, знать состав, вооружение и тактику действий предполагаемого противника, работу командиров (отделения, взвода, роты) по организации боя с диверсионно-разведывательными группами. Так же учащиеся должны представлять организацию, вооружение и тактику действий ДРГ. Занятие проводится на подобранном заранее загородном участке пересеченной местности, позволяющей наиболее полно отработать учебные вопросы.

Цели занятия:

  • Закрепить теоретические знания учащихся по тактике действий при ведении борьбы с диверсионно-разведывательными формированиями.
  • Совершенствовать выучку и командные навыки учащихся приведении боя.
  • Дать практику в управлении подразделениями, организации взаимодействия с другими войсковыми нарядами.
  • Воспитывать у учащихся физическую выносливость, инициативу, самостоятельность, решительность, любовь к профессии защитника Родины.

Место проведения занятия: пересеченная местность.

Время: 240 мин.

Материальное обеспечение, литература:

  1. Имитационные средства(макеты автоматов, ручных осколочных гранат, пиротехнические средства).
  2. Громкоговоритель для руководителя занятий.
  3. Карта, компас.
  4. Лопатки пехотные.
  5. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, часть 2, 2005г.
  6. Общая тактика. Работа командира мотострелкового взвода (отделения) по организации боя. Безуглов В. Н. МО РФ, 1996г.
  7. Строевая подготовка. В.В. Апакидзе. Воениздат, Москва, К-160, 1990г.
  8. Начальная военная подготовка. Ю. А. Науменко, Изд.9-е, Москва, Просвещение, 1987г.
  9. Справочные материалы по разработке плана-конспекта.

Учебные вопросы:

  1. Вводная часть –10 мин.
  2. Управление взводом в ходе совершения марша – 60 мин.
  3. Действия взвода в ходе поиска ДРГ противника в блокированном районе – 60 мин.
  4. Действия взвода при блокировании и уничтожении ДРГ противника – 100 мин.
  5. Заключительная часть – 10 мин.

На подобранную заранее пересеченную местность учащиеся следуют под командой командира взвода в сопровождении преподавателей. В ходе совершения марша учащиеся в составе взвода отрабатывают учебный вопрос №1 «Управление взводом в ходе совершения марша»
На выбранном участке местности учебные вопросы отрабатываются последовательно, от простого к сложному, на едином тактическом фоне с обязательным наращиванием тактической обстановки. Алгоритм занятий следующий: введение учащихся в тактическую обстановку, доведение боевого приказа на уничтожение ДРГ, разделение учащихся на две подгруппы и определение каждой подгруппе места для занятий. Руководителем в каждой группе является преподаватель.
На каждом учебном месте определяется командир взвода и командиры отделений. Действия учащихся оцениваются по результатам решения вводных и качеству руководства личным составом взвода в ходе занятия. В первую очередь оцениваются действия командиров по управлению своим подразделением. Практические действия отрабатываются в составе взвода по элементам с многократным повторением до их правильного выполнения. Тактическая обстановка наращивается путем доведения вводных. 2-й и 3-й вопросы, после отработки по элементам, отрабатываются в комплексе. Интерес занятию может придать использование имитационных пиротехнических средств только руководителем занятия. В ситуации, когда действия командиров неверны либо грубо нарушены меры безопасности, дается команда «Стой», все возвращаются на исходное положение, руководитель доводит ошибки и после этого действия обучаемых повторяются.
В конце отработки каждого учебного вопроса руководитель занятия коротко проводит разбор действий обучаемых, указывает на наиболее характерные ошибки. В ходе занятия руководители должны добиваться качественной отработки учебных вопросов и вводных до полного и правильного их решения, а так же требовать неукоснительного соблюдения правил и мер безопасности и осуществлять постоянный контроль за их выполнением.

Методические указания по проведению вводной части занятия:

Перед проведением занятий учебная группа учащихся выстраивается руководителем с полной экипировкой. Приняв доклад от командира взвода, руководитель:

– проверяет наличие учащихся, экипировку, наличие материального обеспечения;
– объявляет тему, цели, учебные вопросы занятия и порядок его проведения;
– доводит до учащихся особенности отработки учебных вопросов темы;
– проверяет подготовленность учащихся к занятию.

Теоретические занятия проверяются путем постановки 3-4 вопросов с последующим выставлением оценок учащимся. Такими вопросами могут быть:

1. Тактика действий ДРГ противника.
2. Силы и средства, выделяемые для борьбы с ДРГ.
3. Тактика действий при блокировании противника, его поиске.
4. Боевой порядок взвода при блокировании и поиске противника.
5 Боевой приказ командира, содержание его работы после получение задачи на блокирование.

Основная часть

Первый учебный вопрос: управление взводом в ходе совершения марша

Перед началом отработки первого учебного вопроса преподаватель рекомендует особое внимание обратить на качество выполнения следующих действий: движение взвода по азимуту, четкое доведение до каждого командира отделения времени прибытия отделений на рубеж начала поиска; входе марша, на скрытое передвижение отделений с учетом характера местности и возможного воздействия противника; передвижение на поле боя; на выбор способа скрытого передвижения по полузакрытой(лесистой) местности в предвидении встречи с противником; способа ведения разведки; организацию походного и боевого охранения. При отработке первого учебного вопроса руководитель следит за правильностью и своевременностью подачи команд командирами и действиями обучаемых.

Действия обучаемых

1. Разъясняет порядок перемещения взвода при совершении марша в район поиска и действий личного состава при внезапной встрече с противником или его нападении из засады;

2. Доводит обстановку на маршруте движения взвода.
Ставит боевую задачу взводу на совершение марша пешим порядком в район поиска диверсионно-разведывательных формирований противника, указывая при этом время начала движения с исходного пункта и время прибытия в район сосредоточения. Оценивает качество выполнения действий командиром взвода и его личным составом. Наращивает тактическую обстановку методом объявления вводных и руководства действиями имитационной команды. Вводные выдаются (объявляются) последовательно одна за другой по завершению решения ранее объявленной.

3. По завершению отработки приемов(действий) предусмотренных содержанием первого учебного вопроса, преподаватель проводит разбор действий командира взвода и его подчиненных, указывая наиболее целесообразные способы устранения недостатков.

1. Командир взвода, уяснив поставленную боевую задачу и оценив обстановку, подготавливает и доводит до личного состава боевой приказ на марш, после чего организует построение взвода в походный порядок и его марш.

2. После оценки обстановки принимает решение и доводит его до личного состава подразделения, руководит действиями подчиненных по решению задач в соответствие с возникшими изменениями обстановки.

Второй учебный вопрос: управление взводом в ходе поиска диверсионно-разведывательных формирований противника в блокированном районе

Перед началом отработки второго вопроса преподаватель акцентирует внимание на необходимости руководства назначенного командира взвода действовать в соответствии с методикой подготовки подчиненных – скрытно, как правило, вне дорог, перемещаться от одного наблюдательного пункта к другому тщательно осматривая местность, по которой возможно движение противника. При этом командир взвода должен учить командиров отделений умело выбирать места для наблюдения и подслушивания за противником, строжайше соблюдать маскировку, четко и полно докладывать обстановку, умело пользуясь картой. Особое внимание преподаватель обращает на тщательность отработки учащимися действий в составе поисковой группы, порядка действий при внезапной встрече противника. В качестве подготовки к качественному выполнению задач, предназначенных для изучения во втором вопросе, преподаватель организует отработку действий подчиненных по перестроению из походного порядка в боевой. В ходе отработки учебного вопроса преподаватель следит за правильностью и своевременностью подачи команд и действий учащихся, исполняющих обязанности командиров, в соответствие с последовательностью.

Действия руководителя занятий

Действия обучаемых

1. Доводит тактическую обстановку, приказ на поиск диверсионно-разведывательных формирований противника в блокируемом районе.

2. Уточняет порядок работы командира взвода при получении боевой задачи на поиск, организует работу командира взвода по подготовке схемы действий. В назначенное время заслушивает боевое распоряжение командира взвода, проводит разбор.

3. Руководитель дает команду на практическую отработку учебного вопроса.

4. Наращивает тактическую обстановку постановкой вводных, тренирует обучаемых практическим действиям, создавая ситуации в обстановке.

5. Проводит разбор действий командира взвода и его подчиненных, указывая наиболее целесообразные способы устранения недостатков.

1. Командир взвода, уяснив тактическую обстановку и поставленную боевую задачу, подготавливает и доводит до подчиненных боевое распоряжение на проведение поиска.

2. Командиры отделений готовят схему действий отделения на выполнение боевой задачи по поиску диверсионно-разведывательных формирований противника, доводят боевую задачу личному составу отделения, после чего учащиеся готовятся к практическому выполнению поставленных задач.

3. Учащиеся в поиске действуют по обстановке, выполняя боевую задачу по поиску диверсионно-разведывательных формирований в указанном командиром районе.

4. Действуют в соответствие с полученными распоряжениями.

5. Командир взвода организует проведение разбора командирами отделений действий учащихся, после чего докладывает о готовности к отработке третьего вопроса руководителю.

Третий учебный вопрос: действия взвода пи блокировании и уничтожении диверсионно-разведывательных формирований противника

Перед началом отработки третьего учебного вопроса преподаватель обращает внимание учащихся на правильность действий при развертывании в боевой порядок на рубеже блокирования, организацию наблюдения и охранения, проведение рекогносцировки, организацию взаимодействия, систему огня, порядок боевого управления, защиту от зажигательного оружия и инженерного оборудования опорных пунктов. Определяет порядок уничтожения противника в случае его внезапного нападения. В ходе отработки учебного вопроса преподаватель следит за правильностью и своевременностью подачи команд и действий учащихся, исполняющих обязанности командиров.

Действия руководителя

Действия обучаемых

1. Доводит боевой приказ на блокирование диверсионно-разведывательного формирования противника.

2. Уточняет порядок работы командира взвода, организует его работу по подготовке схемы действий по блокированию противника. Заслушивает командира взвода и проводит разбор схемы действий. Доводит порядок выполнения боевых задач.

3. Отдает команду на практическое выполнение учебно-боевой задачи. Наращивает тактическую обстановку постановкой вводных с использованием группы имитации.

4. Проводит разбор действий учащихся, оценивая качество отработки ими действий по выполнению учебно-боевых задач.

1. Командир взвода уясняет содержание и условия выполнения учебно-боевой задачи на блокирование противника с целью воспретить ему выход из блокируемого района.

2. Подготавливает решение на блокирование и рекогносцирует его на местности совместно с командирами отделений, уточняя размещение элементов боевого порядка взвода на местности.

3. Организует развертывание боевого порядка взвода на рубеж блокирования. Командиры отделений уясняют порядок выполнения боевых задач, доводят их до подчиненных и докладывают командиру взвода о готовности к блокированию противника.

4. Командир взвода на основании оценки действий взвода проводит разбор с личным составом взвода.

Методические указания по проведению заключительной части

После отработки всех учебных вопросов и сбора учащихся руководитель выстраивает их в двухшереножном строю, проверяет их наличие, сохранность имущества, подводит итог занятия. Отмечает степень достижения поставленных целей, наиболее существенные недостатки и меры по их устранению. Ставит в пример правильные действия учащихся. Организует совершение марша в учебное заведение для сдачи военно-технического имущества, использованного в ходе занятий.

Диверсионно-разведывательная группа – это специально подготовленные солдаты, которые отправляются в расположение врага, за линию фронта для уничтожения не только военных, но и гражданских объектов. Ликвидируются пункты тактического, стратегического назначения и сам командный состав. ДРГ – это специальное штатное военное подразделение.

Основная цель участников скрытно в максимально сжатые сроки преодолеть большие расстояния. Численность состава небольшая, что повышает ее шансы на положительный результат действий, маневренность и мобильность, делая ее совершенно незаметной для противника.

Для экипировки необходима военная одежда , отличающаяся высокой степенью прочности. Используются самое мощное и надежное оснащение, современные средства связи, подготавливаются места, склады для запасов (оружия, снаряжения, боеприпасов, еды).

Каждый член состава проходит подготовку:

  • физическую;
  • психологическую;
  • огневую;
  • подводную;
  • альпинистскую;
  • освоению минно-подрывного дела;
  • парашютно-десантную.

Состав группы действует долгое время в территориальном окружении противника.

Основные задачи ДГР

Тактика военных действий – это глубокий продуманный маневр на окружение и охват врага с разрезанием путей снабжения. В основные задачи разведывательной группы входит:

  • полная дезорганизация транспортного сообщения;
  • выведение из строя стратегически ценных объектов;
  • распространение паники для деморализации войск врага;
  • сбор важных стратегически данных (состав и количество войск, расположение военных объектов).

В ходе проведения операций их особенность заключаться будет в скрытности, качественной подготовки, внезапности, динамичности, мобильности, нанесении серьезного материального ущерба. Для совершения этих действий используются такие методы тактики, как: налеты, засады, рейды.

Для этого могут использоваться разные ухищрения вплоть до использования обмундирования Вооруженных сил разных стран, сотрудников МВД, фиктивных документов.

Действия ДГР не осуществляются против мирного населения, медицинских пунктов и объектов гуманитарного назначения.

Повышенная опасность

Оружие и боеприпасы используются группой в крайних случаях, подразделению нужно максимально долго оставаться в тени и не выдавать себя. Потери такая разведка противнику может принести довольно большие, как материальные, так и в численности гражданского и военного населения.

Деятельность такой группы имеет степень повышенной опасности, в случае захвата подразделения никаких действий по ее освобождению со стороны командования не принимается.

Одно из требований к экипировке – это форма с отличительными знаками государства, к которому группа принадлежит. В другом случае деятельность подразделения будет считаться незаконно сформированной. Тактическая одежда должна быть надежной и качественной, в Velmet вы найдете износостойкую прочную одежду по доступной цене.

В соответствии с руководящими документами Североатлантического альянса, под термином «специальная операция» понимается организованные и согласованные по цели, месту и времени действия специально сформированных, подготовленных и оснащенных частей и подразделений вооруженных сил по выполнению специальных задач в интересах достижения политических, военных и экономических целей.

Главным преимуществом ССО является их специальная подготовка и постоянная готовность к применению уже в мирное время, когда задействование формирований обычных вооруженных сил считается политически нецелесообразным или преждевременным, а также специфические способы и тактика их действий при выполнении поставленных задач.

В зависимости от складывающейся обстановки и поставленных задач силы специальных операций ВС иностранных государств могут проводить:

разведывательно-диверсионные действия;

подрывные действия;

специальные действия;

действия по обеспечению внутренней безопасности на территории другого государства;

психологическое воздействие;

информационные операции;

обеспечивающие действия.

К разведывательно-диверсионным действиям относятся: добывание сведений о противнике, проведение диверсий, определение координат различных объектов, наведение авиации, корректировка огня артиллерии и ракетных ударов, уничтожение высокоточного оружия противника, ведение радиотехнической разведки и РЭБ. В условиях примерного равенства сторон в обычных вооружениях командование армий стран НАТО такими действиями рассчитывает добиться превосходства над противником, лишив его значительной части военного потенциала, а также нарушив управление войсками и оружием.

Подрывные действия , основанные на использовании партизанской тактики, заключаются в организации повстанческого и партизанского движения на территории противника.

Специальные действия предполагают захват образцов оружия, военной техники, важных документов, а также видных политических, государственных и военных деятелей, освобождение военнопленных и заключенных, ведение антитеррористической борьбы. При этом антитеррористическая борьба предполагает как превентивные мероприятия, так и непосредственное уничтожение террористов и освобождение заложников.

Действия по обеспечению внутренней безопасности на территории другого государства предполагают прежде всего борьбу с партизанским и повстанческим движениями, то есть контрпартизанскую и контрповстанческую борьбу. Они являются составной частью программ по оказанию военной помощи иностранным государствам, с которыми блок НАТО связан договорными обязательствами.

Психологическое воздействие является одной из основных задач ССО, так как результаты его проведения существенно влияют на достижение успеха операции в целом. Меры психологического воздействия, проводимые частями и подразделениями сил специальных операций, предполагают: создание «благоприятной» политической обстановки; формирование международного общественного мнения; разложение боевого духа противника и подрыв его авторитета; работу с пленными и населением.



Силы специальных операций проводят психологические операции самостоятельно или в рамках операции на ТВД. Личный состав подразделений ССО, обладающий знанием языка, культуры и особенностей региона, в ходе проведения психологических операций разрабатывает и реализует программы психологического воздействия (содержание таких программ обычно включает общую информацию, предупреждение о наличии какой-либо опасности, призывы к сдаче в плен с соответствующими разъяснениями и обещаниями, заявления о готовности к оказанию населению помощи в ходе и после завершения военной операции и т.п.).

Информационные операции проводятся с целью дезинформации и введению противника в заблуждение, подавления его информационных потоков и систем, в том числе путем нанесения точечных ударов по ключевым носителям информации. С этой целью могут применяться разведывательно-диверсионные группы, оснащенные специальной аппаратурой, позволяющей подключаться к информационным каналам и быстро распространять информацию через спутники, «Интернет», телевидение, радио и другие средства массовой информации.

Обеспечивающие действия могут проводиться в условиях мирного и военного времени.



Эти действия включают:

ведение разведки в интересах действий сил специальных операций;

организацию вывода или заброски в тыл оперативных отрядов и их эвакуацию с территории противника;

боевое и тыловое обеспечение, эвакуация раненых и больных, развертывание госпиталей для партизан и повстанцев, подготовка боевых формирований сил сопротивления;

психологическое воздействие на население и войска противника.

По мнению военных экспертов стран-членов НАТО, на этапе эскалации военно-политической обстановки основные усилия сосредотачиваются на обеспечивающих действиях с целью создания благоприятных условий для перехода в последующем к активным подрывным и специальным действиям. За несколько суток до развязывания войны развернутая на территории противника группировка ССО переходит к разведывательно- диверсионным действиям в интересах создания благоприятных условий для ударных группировок войск.

Боевое применение сил специальных операций предусматривается осуществлять, прежде всего, в интересах первых сражений начального периода войны. В ходе военных действий силы специальных операций выполняют стратегические и оперативные задачи.

При организации подготовки сил специальных операций к выполнению задач по предназначению серьезное внимание уделяется тактике действий в прифронтовой и фронтовой зонах. По опыту современных конфликтов, руководством вооруженных сил США и других стран-членов НАТО отработаны вопросы использования разведывательно-диверсионных групп (ДРГ) сил специальных операций в интересах обеспечения войск первого эшелона, в том числе бригад на глубину до 40 км, дивизий – до 100 км, корпусов – в пределах 300 км и объединенных оперативных формирований – 700 - 800 км.

Вывод ДРГ в тыл противника может осуществляться:

по суше – путем перехода границы или линии фронта;

по воздуху – самолетами, вертолетами, дельтапланами, другими средствами;

по воде – с использованием катеров, лодок, легководолазного снаряжения и др.

Передвижение ДРГ в тылу противника осуществляется скрытно, преимущественно ночью или в условиях ограниченной видимости, с обязательным соблюдением мер безопасности и маскировки, в том числе на захваченной у противника боевой и другой технике. При этом пеший суточный переход может составить
30 - 50 км. Диверсионно-разведывательные группы способны находиться в тылу противника в течение 30 суток и более. В районах предназначения предусматривается действовать поодиночке, парами или небольшими группами, при этом широко применяются различные способы маскировки (от документов прикрытия до военной формы противника или гражданской одежды).

Диверсионно-разведывательным группам для поражения (уничтожения) обычно назначаются командные пункты и узлы связи, пусковые установки ракет, важные элементы аэродромов, объекты тыла и ПВО, узлы коммуникаций и другие объекты, вывод из строя которых обеспечивает нарушение работы систем управления противника. Они могут создавать зоны затоплений, разрушений и заражений, обеспечивать изоляцию отдельных районов.

Уничтожение (вывод из строя) объектов противника осуществляется: нанесением поражения огневыми средствами; подрывом с применением минно-взрывных средств; поджогом с помощью зажигательных и горючих веществ; механического, электромагнитного разрушения и повреждения; радиоэлектронным подавлением; затоплением, отравлением или загрязнением водоемов и источников воды.

ДРГ способна за сутки вскрыть (обнаружить и определить координаты) до двух объектов, поразить один крупный стационарный объект и уничтожить до трех подвижных целей. Вероятность выполнения задачи ДРГ по уничтожению типового объекта составляет 0,5-0,7, что ставит органы специальных операций по ударным возможностям в один ряд с высокоточным оружием.

В период, предшествующий боевым действиям, и с их началом на территорию противника может быть заброшено до 75 проц. от имеющегося состава группировки сил специальных операций. При этом в интересах подготовки к боевым действиям может быть использовано до 25 проц., при выполнении ближайшей задачи – до 60 проц., а в интересах выполнения конечной задачи – до 15 проц. создаваемых ДРГ.

Оптимальная глубина разведывательно-диверсионных действий – 50-150 км, а специальные и подрывные действия проводятся, как правило, в оперативной и стратегической глубине.

Основу тактических действий ДРГ составляют: налет; засадные действия; диверсии; поиск объекта; наведение высокоточного ракетного и авиационного оружия на цели с использованием радиомаяков и приборов лазерной подсветки; наблюдение.

Характерные черты этих тактических действий – внезапные кратковременные удары с использованием маневра и быстрым выходом из боя, как правило, в ночное время или в условиях ограниченной видимости.

Налет (схемы 1,2) является наиболее распространенным способом тактических действий ДРГ. Он предусматривает внезапное нападение на объект с целью его разрушения и вывода из строя, уничтожения личного состава и техники. Налет включает скрытый выход в намеченный район, стремительное нанесение огневого поражения, быстрый выход из боя и отход.

Налету предшествует тщательная разведка, в результате которой устанавливаются: расположение объекта; состав, вооружение и характер действий противника на нем; скрытные подступы к объекту и направление (место), обеспечивающее наибольшую внезапность нападения; наличие препятствий и заграждений на подступах к объекту; направление (район), откуда противник может оказать помощь объекту, какими силами и средствами; пути отхода.

Для осуществления налета из состава ДРГ, как правило, формируются три подгруппы: штурмовая, огневой поддержки и боевого обеспечения (воспрещения подхода подкреплений), а также наблюдатели (два разведчика - диверсанта). Во время налета ДРГ может осуществлять: дистанционный подрыв минно-взрывных и ядерных устройств посредством огнепроводных, электропроводных, радио- и лазерных каналов управления; ведение прицельного огня из различных видов оружия; наведение ударной авиации по целеуказаниям.

Засадные действия (схемы 3,4) заключаются в заблаговременном и скрытном расположении ДРГ на ожидаемых или вероятных путях движения противника для внезапного нападения на него с целью захвата пленных, документов, образцов вооружения, боевой техники и снаряжения, дезорганизации и задержки их продвижения, внесения паники и уничтожения (захвата) живой силы и боевой техники. Засады устраиваются на любой местности, в любое время года, суток и в различных метеорологических условиях.

Для осуществления засады из состава ДРГ, как правило, формируются следующие подгруппы:

огневая подгруппа – для уничтожения противника огнем из стрелкового оружия, гранатометов и ручными гранатами;

одна - две подгруппы минирования – для устройства минно-взрывных заграждений на выбранных участках местности (дороги) и подрыва их в назначенное время;

подгруппа захвата – для непосредственного нападения на противника с целью захвата пленных, документов, образцов вооружения и военной техники;

подгруппа обеспечения – для прикрытия огнем действий других подгрупп в ходе налета и при отходе их после выполнения задачи;

наблюдатели (два разведчика-диверсанта) – для своевременного предупреждения подгрупп ДРГ о приближении противника к месту засады.

Диверсия (схема 5) предусматривает скрытые, тщательно подготовленные действия ДРГ или отдельных разведчиков-диверсантов по выводу из строя наиболее важных объектов или их элементов с применением механического, химического и других методов разрушения, не связанных с ведением огневого боя для достижения поставленной цели. Диверсия может осуществляться при легальном или нелегальном проникновении на объект. Проведению диверсии, как правило, предшествует тщательная доразведка объекта, во время которой определяются порядок охраны и обороны, наиболее уязвимые места (элементы) объекта, скрытые подходы и пути отхода.

В ходе диверсионных действий предусматривается:

вывод из строя особо важных объектов противника или их уничтожение;

нарушение функционирования или вывод из строя линий коммуникаций;

захват физических лиц или образцов вооружения и военной техники, их переброска в назначенные районы;

уничтожение или вывод из строя элементов военной инфраструктуры;

нанесение ущерба объектам информационной инфраструктуры противника.

Поиск объекта (схемы 6,7) заключается в последовательном осмотре участков местности в заданном районе с целью обнаружения объекта, выявления его элементов, состояния и характера деятельности с последующим определением точных координат его местонахождения. При организации и проведении поиска радиоэлектронных средств противника используется специальная малогабаритная приемопеленгаторная аппаратура.

Поиск ведется несколькими разведывательными группами (РГ), назначаемыми от ДРГ, состав и количество которых зависят от площади района разведки, данных о противнике, наличия средств радиосвязи, условий местности и других факторов. В составе РГ могут действовать два и более разведчика-диверсанта со средствами связи.

Разведывательной группе назначается полоса или указывается направление ведения разведки. Командир ДРГ должен находиться с РГ, действующей на направлении наиболее вероятного расположения объекта поиска, или в составе основных сил ДРГ, поддерживая постоянную связь с РГ. Обнаружив объект, подлежащий уничтожению, РГ выходят в район сбора, осуществляет соответствующую подготовку, а затем ДРГ наводит авиацию или вызывает огонь артиллерии и ракетных войск.

Применение радиомаяков или осуществление лазерной подсветки выявленных объектов (целей) для наведения ударных средств (схемы 8,9). Данный способ тактических действий ДРГ осуществляться в следующем порядке: после обнаружения объекта определяются его координаты, скрытно устанавливаются средства наведения и лазерного целеуказания в непосредственной близости от объекта и организуется наблюдение. После нанесения удара осуществляется доразведка результатов поражения, а при необходимости уточняются координаты уцелевших (непораженных) элементов объекта (цели).

Наблюдение (схема 10) предусматривает визуальный осмотр местности с целью получения наиболее достоверных сведений о противнике. Наблюдение организуется и ведется непрерывно в любое время года и суток. Ночью и в условиях ограниченной видимости наблюдение дополняется подслушиванием. При организации наблюдения устанавливаются секторы наблюдения, ориентиры и условные наименования местных предметов. Ночью и в условиях ограниченной видимости наблюдение ведется с применением приборов ночного видения и иных технических средств. Глубина ведения разведки наблюдением зависит от характера местности, метеорологических условий, оптических и других технических средств разведки. При наблюдении за передвижениями противника, районами базирования их летательных аппаратов (армейской авиации) используется разведывательно-сигнализационная аппаратура.

Для ведения наблюдения назначаются наблюдатели или наблюдательные посты (НП) в составе не менее двух человек, один из которых – старший. Место для наблюдения выбирается с таким расчетом, чтобы это обеспечивало хороший обзор на большую дальность, маскировку и скрытые подходы. Задача наблюдателю (НП) ставится, как правило, на местности, но в отдельных случаях может быть поставлена и на базе (дневке) с последующим выходом к месту наблюдения. Сектор наблюдения делится по глубине на зоны: ближняя – до
400 м; средняя – до 1 км; дальняя – до пределов видимости. Границы зон намечаются условно по ориентирам и местным предметам.

Для ведения разведки подслушиванием назначаются разведчики-диверсанты, обладающие хорошим слухом, знающие язык противника и умеющие хорошо ориентироваться ночью. Подслушивание ведется в любое время суток, особенно ночью и в других условиях ограниченной видимости, без применения (с применением) технических средств и дополняет наблюдение. Подслушивание без применения технических средств разведки позволяет по звуковым признакам (на слух) обнаружить противника, определить его местоположение и характер деятельности. Глубина разведки подслушиванием зависит от характера местности, метеорологических условий и осуществляемой противником деятельности и может составлять от 100 м до нескольких километров. Подслушивание с применением технических средств ведут разведчики-диверсанты, действующие непосредственно в расположении противника.

Опыт военных конфликтов последних десятилетий, особенно их постконфликтной фазы, вызвал необходимость разработки концептуальных положений нового вида операций – стабилизационных. Впервые принципы ведения стабилизационных операций были изложены в полевом уставе СВ США FM 3-0 «Операции» в 2002 году, а в новой редакции устава в 2008 году теоретические основы данного вида операций были переработаны. Действия по стабилизации обстановки в настоящее время поставлены в один ряд с такими видами военных действий как оборона и наступление. Согласно положениям новых уставов, наряду со способностью к достижению военной победы над противником, армия должна быть в состоянии проводить стабилизационные операции с целью закрепления результатов военных действий и создания условий для развития в постконфликтный период.

Стабилизационные операции представляют собой совокупность как традиционных наступательных и оборонительных действий, так и различных мер невоенного характера по налаживанию контактов с местным населением, оказанию ему содействия в вопросах установления и поддержания стабильности в стране, восстановлению инфраструктуры, оказанию гуманитарной помощи, проводимых в тесном взаимодействии с другими силовыми структурами, международными неправительственными организациями и учреждениями.

Процесс стабилизации подразделяется на несколько этапов, характеризующихся различным соотношением и масштабами применения силовых и несиловых инструментов. По мере продвижения по пути стабилизации ситуации интенсивность применения военной силы должна неуклонно снижаться.

Наиболее активно силовые «инструменты стабилизации» применяются в период, непосредственно следующий за прекращением вооруженного конфликта.

Согласно уставам СВ США, при проведении стабилизационных операций для выполнения боевых задач создаются тактические группы на основе типовой структуры бригады, батальона, роты и взвода, усиленных подразделениями родов войск и специальных войск. Зачастую структура таких тактических групп существенно отличается от состава формирований СВ, участвующих в боевых действиях.

Все подразделения, входящие в состав боевой бригадной группы, участвующей в стабилизационной операции, действуют в пределах зоны ответственности соединения, границы которой обычно совпадают с границами местных административных единиц.

В ходе стабилизационных операций подразделениями применяются следующие основные способы тактических действий:

поиск и уничтожение противника;

блокирование и поиск;

рейдовые действия;

засадные действия;

патрулирование;

оборонительные действия.

Возможное вооружение и снаряжение диверсионно-разведывательных групп, подрывники, снайперы, парашютисты, дельтапланеристы, боевые пловцы, аналитики

Историческая справка
ОРУЖИЕ

Устройства или средства, применяемые в вооруженной борьбе для поражения и уничтожения противника. Служит как для нападения, так и для обороны, защиты. Наступательное оружие – рукопашное, метательное (бьющее, колющее, рубящее), стрелковое (огнестрельное, в котором для выбрасывания пули, снаряда, мины используется энергия взрывчатых веществ, например пороха). Оборонительное оружие также включает стрелковое и средства индивидуальной защиты – специальной части одежды и ручные заслоны для отражения ударов.

ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ

Оружие ближнего, рукопашного боя, применяемого в момент решительного броска в атаку. Разделяется на рубящее и колющее, обычно изготавливается с таким расчетом, чтобы им можно было и рубить и колоть.

ВООРУЖЕНИЕ

Совокупность оружия и технических средств, обеспечивающая его применения. Включает: боеприпасы и средства из доставки к целям; системы прицеливания, наведения, пуска и управления; устройства, специальные и технические приспособления для подготовки оружия к применению; совокупность средств защиты воина в бою.

СНАРЯЖЕНИЕ

Предметы, служащие приспособлением и тарой для переноски непосредственно воинами в любых условиях походно-боевой обстановки, положенного им оружия, боеприпасов, специального вооружения и имущества (противогаз, саперная лопатка и пр.), жизненно необходимых вещей и продовольственного запаса, предметов личной гигиены и хозяйственного обихода; предметы вооружения, носимые бойцом; полное походное снаряжение воина – вещевой мешок с предметами выкладки и штурмовая часть снаряжения (оружие, боеприпасы, средства защиты).

ДИВЕРСИОННО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Специально укомплектованное, подготовленное и оснащенное подразделение, создаваемое службами специального назначения и предназначенное для ведения разведки и совершения диверсий в тылу противника на период выполнения боевых задач для организации и проведения диверсионно-разведывательной и подрывной деятельности; используются как в мирное, так и военное время в целях сбора разведывательной информации, нанесения экономического, политического и военного ущерба проведением специальных операций.

Основные задачи диверсионно-разведывательных групп специального назначения: добывание разведданных, вывод из строя или уничтожение стратегических объектов противника, дезорганизация работы органов государственного и военного управления, работы учреждений тыла, снижение боеспособности вооруженных сил противника путем вывода из строя вооружения и военной техники, захват пленных, документов, образцов оружия и снаряжения.

Диверсионно-разведывательные группы специального назначения подготавливают условия для военно-силового обеспечения внешне-политического курса, организации и проведения специальных операций.

В зависимости от выполнения задачи в группу может входить от нескольких человек до нескольких десятков человек, оснащенных новейшими необходимым вооружением и диверсионными средствами – специальными взрывчатыми веществами, включая малогабаритные ядерные боеприпасы, минами, термитными смесями и т. п., обеспеченных необходимыми средствами связи с пославшим ее командованием и внутри группы, транспортными средствами. В состав группы входят специалисты по организации боевых действий, разведке, тяжелому и легкому вооружению, снабжению, боевые пловцы, радисты, инженеры, медики, специалисты по использованию ядерных боеприпасов. При необходимости в состав группы включаются специалисты, нужные для выполнения поставленной задачи.

Воины группы имеют высочайший уровень общей спецназовской, парашютно-десантной и диверсионно-разведывательной подготовки, обучены обращению со взрывчатыми веществами, включая ядерное, химическое и биологическое оружие, применению отравляющих веществ и наркотиков, способны действовать в любых климатических условиях, в любой местности и в любой обстановке.

Воины группы носят специальную униформу, а при выполнении задачи могут использовать форму одежды военнослужащих иностранных армий, действовать в гражданской одежде, имея соответствующие документы прикрытия.

Переброска или засылка группы в тыл противника осуществляется на стратегическую (более 300 километров) и тактическую (до 300 километров) глубину скрытым переходом линии фронта или государственной границы, выброской с воздушного средства – самолетов, вертолетов, планеров и дельтапланов, высадкой на побережье с подводной лодки или корабля, или другими способами.

Деятельность диверсионно-разведывательных групп специального назначения осуществляется тайно или открыто, в зависимости от целей, местных условий и международной обстановки.

Тактика действий диверсионно-разведывательных групп включает поиск, налет, засаду, разведку боем, рейд, диверсии, снайперскую работу.

Способ войсковой разведки, заключающийся в скрытном подходе группы на намеченный объект в целях захвата пленных, документов и образцов вооружения. В составе поисковой группы выделяются подгруппа для нападения и захвата и подгруппа для обеспечения действий первой подгруппы.

Внезапное нападение диверсионно-разведывательных групп, а также подразделений сухопутных войск в тылу противника на его объекты с целью их захвата или уничтожения.

Для налета характерны скрытный подход к намеченному объекту, стремительная атака с направлений, откуда противник не ожидает нападения.

Способ действий групп или войск, при котором они, располагаясь скрытно, выжидают противника, а затем внезапно нападают на него с целью уничтожения, захвата пленных, документов, образцов вооружения и военной техники.

Воинское подразделение, заблаговременно и скрытно расположенное на наиболее вероятном пути движения противника с целью разгромить его внезапным ударом.

Засады применялись с древнейших времен. Для действий из засады характерна внезапность, стремительность, быстрота.

РАЗВЕДКА БОЕМ

Добывание разведывательной информации о противнике боевыми действиями (наступлением) специально выделенными войсковыми формированиями; способ войсковой разведки. Проводится в случаях, когда другими способами получить необходимые сведения о противнике не представляется возможным.

ПОДРЫВНИКИ

Специалисты, применяющие различные взрывчатые вещества, средства взрывания (запалы, капсюли-детонаторы, электродетонаторы, взрыватели и т. п.).

СНАЙПЕРЫ (англ. sniper – стреляющий из укрытия)

Специально обученные стрелки, в совершенстве владеющие искусством меткой стрельбы, маскировки и наблюдения; как правило поражают цель с первого выстрела; вооружены винтовкой со специальным прицелом; для стрельбы оборудуют укрытую позицию.

Основная задача – уничтожение важных появляющихся, движущихся, открытых и замаскированных целей.

ПАРАШЮТИСТЫ

Специалисты по управлению парашютом (фр. parachute – против падения), устройством для торможения объекта, движущегося в воздушной среде; применяется для замедления скорости снижения, падения парашютиста, груза или иных предметов.

ДЕЛЬТАПЛАНЕРИСТЫ

Специалисты по управлению дельтапланом, мотодельтапланом (от греч. delta – название буквы, и лат. planum – плоскость), балансирным планером (фр. planeur – парить, безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха) с гибким крылом, имеющим форму греческом буквы «дельта» (в виде треугольника), управляемым пилотом, подвешенным к дельтаплану подобно маятнику с помощью специальной подвесной системы.

БОЕВЫЕ ПЛОВЦЫ

Легкие водолазы в составе военно-морского флота ряда государств, выполняющие диверсионно-разведывательные или противодиверсионные задачи; существуют и отряды борьбы с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС).

Боевые пловцы используются для уничтожения – подрыва кораблей, разрушения – вывода из строя гидротехнических сооружений и других важных объектов на воде, под водой и на берегу, разведки мест высадки десанта, для выполнения других разведывательно-диверсионных задач поиска и уничтожения мин, обеспечения безопасности стоянки кораблей.

Снаряжение боевых пловцов – маски, ласты, гидрокостюмы, дыхательные аппараты-акваланги, приборы разведки, навигации (компасы, глубиномеры), связи, вооружение (подрывные заряды, специальные мины, подводные ружья, пистолеты, автоматы, холодное оружие).

Боевые пловцы обучены водолазному, парашютному, подрывному делу, владению огнестрельным и холодным оружием, рукопашному бою и другим боевым искусствам. Действуют на глубине 40–80 метров и глубже в течение 6-12 часов и дольше. К району выполнения операции доставляются подводными лодками, надводными кораблями, по воздуху, специальными техническими средствами доставки.

Первое боевое применение боевых пловцов произошло в 1918 году.

ПОДВОДНЫЕ ДИВЕРСИОННЫЕ СРЕДСТВА

Технические средства доставки (сверхмалые подводные лодки, специальные подводные средства движения – самодвижущиеся одноместные и многоместные аппараты с дальностью плавания до 200 километров и более, скоростью до 30 километров в час и более, глубиной погружения до 100 метров и более), легководолазное снаряжение, специальные мины и заряды взрывчатых веществ, навигационные приборы, аппаратура разведки и связи, предназначенная для ведения разведывательно-диверсионных действий против морских и береговых объектов.

АНАЛИТИКИ (греч. analyo – разделяю, разрешаю)

Специалисты по научному исследованию, анализу (анализ – разделение объекта, вещественного или логического, на его составные части.

Офицеров «Вымпела» учили стрелять из всех видов обычного и специального отечественного и иностранного оружия – в любое время суток, на земле, в воде и воздухе, в движении и из-за укрытия – в результате воины попадали со стометрового расстояния в десятикопеечную монету.

Офицеры «Вымпела» проходили типовую подготовку армейского спецназа, разведывательную, горную, парашютную, дельтапланерную подготовку, изучали минно-взрывное дело, работу с местным населением, сбор информации, страну нахождения, иностранные языки.

Поначалу, признаться, мы не очень понимали, что нам делать. Все было расплывчато и очень секретно. Какие-то недомолвки, недоговоренности, аналогии, мол, вспомните войну, разведывательно-диверсионные группы. В общем, диспутов о наших задачах прошло немало. Литература практически отсутствовала. Некоторые задачи были вслепую перенесены из сороковых годов. А на дворе – начало 80-х.

Экипировка, оснащение – допотопное. Вот, к примеру, армейское обмундирование. Обычное. Можно в нем выжить на морозе в течение недели? Неделю я не пробовал, но пробовал трое суток. Очень сложно. Конечно, не умрешь, но для выполнения сложнейшей задачи уже малопригоден. Потом у нас было меховое летно-техническое обмундирование. Синяя роба, унты. Теплое, хорошее, если пройтись по городу или по лесу прогуляться, подышать свежим воздухом. А как в нем действовать? Помню, на мне тельняшка и сверху эта летная, меховая куртка. Пока прошли двадцать пять километров, она пять раз на мне вымокла и высохла. Что можно делать в этой куртке?

Питание. Я пробовал спецназовский армейский сухой поек в 1982 году на учениях. Пять дней прожил на этом пайке. Наешься, конечно, если «подметать» все до крошки, но работать тяжело. Так что если этот паек на три-пять дней, можно перетерпеть, если же на долгое время, то он не подходит. Зарубежные пайки, признаться, не пробовал. Но известно, что они не ограничивают своих бойцов в добывании мяса. А у нас – нельзя.

На учениях я никогда не ходил в армейских спецназовских ботинках. Ботинки первого образца хорошо держали удар, но это гири на ногах. Так что сами покупали кроссовки, зимой – лыжные ботинки, шили чехлы до колена, носили шерстяные спорткостюмы. Сломом, во многом рассчитывали на собственные силы.

Владимир Васильченко, офицер «Вымпела»

Оптимальная программа подготовки воинов «Вымпела» была отлажена к 1985 году и состояла из трехлетнего цикла. Один раз в квартал проводились учения от трех дней до месяца.

Некоторые сотрудники «Вымпела» прошли (естественно, нелегально) «стажировку» в подразделениях специального назначения НАТО.

Мы прекрасно знали, что наша боевая подготовка в некоторых случаях превосходит американскую по своей напряженности, остроте и, можно сказать, по результативности. Хотя возможностей для этого у американцев было гораздо больше.

Ю.И. Дроздов

ВОЕННЫЙ СОВЕТНИК

Военный специалист, офицер одного государства, направленный в соответствии с двусторонним соглашением в другое государство для оказания помощи в создании вооруженных сил, подготовке военных кадров, обучении войск, для помощи в организации и ведении боевых действий.

Офицеры группы «Вымпел» возможно работали в Афганистане, Мозамбике, Анголе, Никарагуа, Лаосе, Кубе, Вьетнаме, Ливане, Сирии, Иордании, Египте, других странах – планировали и проводили засады на караваны с оружием, проводили встречи с наиболее ценными агентами, участвовали в переговорах с главарями оппозиции, осуществляли и организовывали подготовку бойцов местных подразделений специального назначения страны пребывания, изучали иностранный опыт по проведению спецопераций в тылу противника, способы выживания в субтропиках и тропических условиях.

кл слова: война, разведка, упражнения, офп, нож, Адельбаев Вадим

Анонс
Пособие по подготовке военных разведчиков, действующих за линией фронта, в глубоком тылу врага, впервые выходит в открытой печати на русском языке. Его авторы, в прошлом бойцы спецназа ГРУ, дают здесь рекомендации, необходимые для начального обучения военнослужащих в подразделениях глубинной (силовой) разведки.

Авторы освещают вопросы психофизической и тактической подготовки разведчиков, следопытства и маскировки, оборудования укрытий и преодоления минно-взрывных заграждений, рукопашного боя, выживания в экстремальных природных условиях, а также многое другое.

Это пособие принесет пользу сержантам, прапорщикам и офицерам специальных войск, членам военно-спортивных и военно-патриотических клубов, учащимся школ выживания, туристам, охотникам, рыбакам и вообще всем, кто хочет научиться преодолевать любые опасности.

Сейчас очень много говорят и пишут о бойцах подразделений специального назначения армии, внутренних и пограничных войск. При этом речь обычно идет лишь об операциях бойцов спецназа, но не о том, благодаря чему они способны решать задачи, недоступные для основной массы военнослужащих.

Данная книга призвана заполнить этот пробел. Она представляет собой пособие по базовой подготовке армейских разведчиков-диверсантов (иногда такую подготовку называют «одиночной»). Книга рассчитана на сержантов, прапорщиков и младших офицеров (командиров взводов и рот), занимающихся подобной подготовкой. Книгу могут также использовать для работы с молодежью руководители военно-патриотических, военно-исторических и военно-спортивных клубов. Кроме того, она может быть полезной всем тем, кто интересуется вопросами выживания в экстремальных природных условиях, ту-ризмом и модным сейчас ниндзюцу.

Сразу же хотим подчеркнуть, что бойцов-универсалов не существует. Опыт реальных боевых действий убедительно доказал, что подготовка супер-разведчика требует такого человеческого материала, столь больших сроков и средств, что практически неосуществима. Именно поэтому каждый боец спецназа имеет свой профиль: один - снайпер, другой - подрывник, третий - радист, четвертый - водолаз и т.д. Но сначала все они проходят базовую подготовку.

В соответствии с методикой армейского спецназа ГРУ, базовая подготовка разведчика-диверсанта осуществляется тремя взаимосвязанными способами. Первый из них, это обучение в условиях казармы: занятия в классах, на «тропе разведчика», в городке физподготовки, на стрельбище. Второй - изучение приемов маскировки и следопытства, методов топографии и выживания, отработка тактико-специальных действий в учебно-тренировочном лаге- ре, «в поле». Третий - закрепление и совершенствование выработанных на- выков на соревнованиях разведывательно-диверсионных групп и на войсковых учениях.

Параллельно с базовой подготовкой (либо после нее) осуществляется изучение специальных предметов. Среди них такие, как стрелковое и мин- но-подрывное дело, радиосвязь, парашютно-десантная и горная подготовка, вождение транспортных средств, методы экспресс-допроса в полевых услови- ях, изучение вооруженных сил вероятного противника, иностранные языки и т.д. В данной книге дисциплины такого рода не рассматриваются, но указа- на соответствующая литература.

Необходимо отметить, что сведения, содержащиеся в предлагаемой книге, не являются секретными. Они неоднократно публиковались в открытой печа- ти, в том числе в десятках книг, изданных Военным издательством бывшего Минобороны СССР в 19451991 годах. Работа авторов заключалась в первую очередь в том, чтобы отобрать ту информацию, которая в самом деле необ- ходима и достаточна для базового обучения армейских разведчиков-дивер- сантов (при этом критерием отбора для авторов служил в первую очередь их собственный опыт). И в том, чтобы изложить отобранные сведения в доступ- ном виде.

Авторы предлагаемого пособия знакомы со спецификой деятельности войск спецназначения отнюдь не с чужих слов. Федор Заруцкий проходил службу в Чучковской бригаде армейского спецназа, имеет боевой опыт. Анатолий Тарас был членом одной из групп осназа (технической разведки), участвовал в нескольких боевых операциях в дальнем зарубежье.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РАЗВЕДЧИК

Разведчик должен уметь:

Совершать прыжки с парашютом, десантироваться по канату с зависшего вертолета, управлять дельтапланом, парапланом, катамараном, моторной лодкой;
- в совершенстве знать военную топографию, уметь ориентироваться на любой местности по компасу и карте, по местным предметам, быстро и правильно засекать нужные объекты, указывать координаты разведанного объекта по радио;
- определять по внешнему виду любое оружие вероятного противника, знать его тактико-технические данные, уметь своевременно определять под- готовку противника к применению ОМП;
- определять принадлежность личного состава противника по форме одеж- ды и знакам различия, а техники - по опознавательным знакам и внешнему виду, по звукам определять местонахождение, численность и характер действий противника;
- знать тактику действий подразделений вероятного противника, уметь пользоваться его оружием и техникой;
- отлично владеть техникой маскировки и способами бесшумного передви- жения на любой местности;
- владеть всеми способами ведения разведки: наблюдением, подслушива- нием, засадами, налетами, разведкой боем, умело действовать в дозоре и в охранении;
- скрытно и бесшумно преодолевать инженерные заграждения полевого и городского типа, вброд или на подручных средствах преодолевать водные преграды, хорошо плавать;
- совершать длительные марш-броски пешим порядком и на лыжах, метко стрелять, далеко и точно метать гранату и нож, искусно действовать прик- ладом и ножом, в совершенстве владеть приемами рукопашного боя;
- знать военную терминологию на языке противника, иметь навыки пере- вода документов, допроса военнопленных;
- умело применять ВВ и СВ, штатные мины и заряды, находящиеся на воо- ружении как своих войск, гак и противника, уметь изготавливать ВВ из подручтах материалов;
- знать и умело применять приборы оптической, радиолокационной, инженерной и химической разведки;
- владеть «военной альпинистикой»;
- владеть умениями и навыками обеспечения жизнедеятельности и выживания в экстремальных условиях;
- уметь работать на переносной радиостанции в телефонном и в телеграфном режиме;
- уметь водить колесную и гусеничную технику как свою, так и противника;
- уметь наводить авиацию на стационарные и движущие объекты противника, устанавливать радиомаяки;
- знать систему охраны и обороны объектов противника, контрразведывательные меры, применяемые противником, способы обмана противника для сохранения боеспособности…
Это лишь основные знания, умения и навыки. Да и невозможно предвидеть все, что потребуется от разведчика-диверсанта в глубоком тылу противника. На практике перечисленные знания, умения и навыки распределяются между всеми бойцами РДГ, но в идеале ими должен владеть каждый боец, независимо от того, кто он по своей штатной специальности: подрывник, снайпер и т.п.

А если копнуть глубже? Взять, например, минноподрывную подготовку. В требованиях по этой дисциплине говорится: умело применять ВВ и СВ, штат- ные мины и заряды. Это значит, что разведчик должен:

Знать характеристики взрывчатых веществ (ВВ) и средств взрывания (СВ);
- владеть огневым и электрическим способами взрывания;
- уметь готовить заряды и рассчитывать их для подрыва грунта, дерева, кирпича, камня, бетона, железобетона, металла.
Короче говоря, хотя разведчик-диверсант - не супермен, он должен знать и уметь многое, главное - как выполнять любые задания и оставаться при этом живым. Чем больше знает и умеет делать каждый боец, тем больше шансов выполнить поставленную РДГ задачу. Великая Отечественная война, Афганистан и Чечня убедительно подтверждают сказанное.

Полковник войск спецназа С.В. Бреславский, многоопытный профессионал специальной разведки, говорит следующее:

« …В Афганистане я убедился, что если солдат жалеют на учебных полях, если командиры сами не хотят пробежаться с полной выкладкой, если боевую подготовку заменяют хозяйственными работами, то в экстремальной ситуации доучиваться и наверстывать упущенное поздно, последний «неуд» ставит пуля…»

ОТБОР КАНДИДАТОВ В РАЗВЕДЧИКИ

Воинам, призванным вести разведку в глубоком тылу противника, осуществлять там диверсии, необходимо обладать высоким уровнем физической подготовленности и соответствующими психологическими качествами.

Среди физических качеств на первом месте стоит выносливость. Ведь вы- полнение практически любой боевой задачи требует от разведчиков соверше- ния марш-броска протяженностью до 30-50 километров. Если же объект уда- лось уничтожить, то уходить от преследования требуется только бегом, не менее чем 10-15 километров в максимальном темпе, не прекращая при этом «работать головой», чтобы «переиграть» противника.

Следовательно, предпочтительно отбирать для службы в армейском спец- назе тех ребят, которые занимались видами спорта, развивающими общую и силовую выносливость: плаванием, бегом на длинные и средние дистанции, велоспортом, греблей, лыжами, спортивными играми, борьбой и боксом. К сожалению, не всегда среди призывников (да и среди контрактников тоже) можно найти спортсменов. Поэтому следует рекомендовать использование простейших тестов, проверяющих степень общей и силовой выносливости у мужчин. Ниже мы приводим нормативы двух таких тестов.

Тест на общую выносливость основан на измерении того расстояния, которое пробегает боец за 12 минут:

Более 2,8 км - отлично,
-2,8-2,4 км - хорошо,
-2,4- 2,0 км - посредственно,
-менее 2,0 км - плохо.
Тест на мышечную работоспособность состоит из четырех упражнений, выполняемых одно за другим без перерыва, по 10 раз каждое (отжимания в упоре лежа; из упора присев пробросом ног назад перейти в упор лежа; подъем ног из положения лежа на спине; из седа на корточках прыжок вверх с полным выпрямлением ног и туловища, руки за головой). Четыре упражне- ния вместе составляют одну серию. 7 серий отлично; 5-6 серий хорошо; 3-4 серий посредственно; 1-2 серии плохо.

Вообще говоря, было бы хорошо, если бы отбором личного состава для службы в разведывательно-диверсионных подразделениях занимались специа- листы: психологи, врачи, инструкторы спецподготовки. На практике этим чаще всего занимаются сами командиры таких подразделений. В принципе, они обычно руководствуются в своем выборе следующими четырьмя критериями:

1. Учитывают личное желание молодого солдата служить в специальных войсках (если такого желания нет, то лучше найти кого-нибудь другого);

2. Учитывают физическую пригодность к этой службе (помимо приведенных выше тестов, обязательным является еще и выполнение всех без исключения нормативов военно-спортивного комплекса);

3. Учитывают интеллектуальную пригодность (она выявляется в ходе бе- седы с глазу на глаз, а также путем проведения простейших психологичес- ких тестов на сообразительность, вроде теста Ганса Айзенка, многократно опубликованного на русском языке);

4. Учитывают психологическую совместимость молодого солдата с другими солдатами и сержантами (с этой целью кандидата помещают на 2-3 дня в солдатский коллектив, а потом спрашивают мнение о нем у старослужащих воинов).

Надо сказать, что разведчики могут успешно решать поставленные перед ними задачи только в том случае, если способны самостоятельно принимать решения в соответствии со складывающейся ситуацией. Ведь заранее предус- мотреть все возможные случаи нельзя. А офицера может не быть рядом с бойцом в критический момент. Поэтому командир должен учить солдат и сер- жантов думать своей собственной головой, что для многих и трудно, и непривычно. И еще командир должен быть уверен в своих подчиненных, в их мо- рально-волевых качествах и психологической надежности.

Установлено в ходе специальных исследований, что идеальный боец спец-подразделений тот, кто имеет так называемый «пассивно-агрессивный тип» характера; интеллект выше средней нормы хотя бы на 10-15 баллов: склонен к риску (но не к авантюризму); в своих неудачах винит обычно себя, а не «обстоятельства» или других людей; ценит мужскую дружбу; самостоятелен в своих оценках и решениях; умеет быстро перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации.

Тем, кто думает, что эти и им подобные качества особого значения не имеют, следует напомнить, что бойцы спецназа действуют в отрыве от своих войск, на вражеской территории, причем не пару часов, а в течение нескольких дней или даже нескольких недель. При этом они постоянно «играют в прятки» с контрразведкой противника и лишены права на ошибку. За ошиб- ки разведчики платят своими жизнями, не считая проваленных заданий, означающих, в конечном счете, множество жизней других военнослужащих. Следовательно, разведчики действительно должны превосходить средний сол- датский уровень по всем показателям.

Вот что вспоминает об отборе бойцов в разведывательно-диверсионный отряд Северного флота его командир, дважды Герой Советского Союза) капи- тан 2-го ранга В. Н. Леонов:

«…Встал вопрос, кого же брать в отряд? Совершенно четко прояснилось одно - хорошо работать в тылу врага могут люди, обладающие прежде всего сильной волей… Мы брали в отряд только тех, кто понимал что разведка это не романтика, а труд. Тяжелый и очень опасный воинский труд… В дальнейшем мы старались понять, зачем человек просится к нам? То ли хо- чет воевать так, как воюют лучшие разведчики, то ли тянется к славе?»

Командир отдельной гвардейской разведроты, Герой Советского Союза ка- питан Дмитрий Покрамович решал вопрос отбора следующим образом:

«После сорокакилометрового перехода Покрамович вдруг разворачивал роту в цепь, по-пластунски она преодолевала пахоту, затем следовал маршбросок, потом опять переползание по-пластунски и когда у разведчиков в залитых потом глазах плыли красные и зеленые круги (казалось, еще метр - и дух вон), тогда следовала резкая, как выстрел, команда: «в одну шеренгу становись!» Разведчики выстраивались лицом к командиру, проводили перекличку по порядку номеров и число, названное последним бойцом, бесповоротно означало списочный состав роты на сегодня. Опоздавшие и отставшие отчислялись немедленно. Никаких объяснений Покрамович не принимал…»

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

Психофизические упражнения - это такие упражнения, которые тренируют психику и одновременно с этим человек развивается физически. Они предс- тавляют собой комплекс приемов и действий, выполняемых в условиях повышенной опасности (риска) и связанных со значительными физическими и пси- хическими напряжениями.

На физические показатели в условиях боя в большой степени влияет пси- хический фактор. В ВДВ проводились следующие испытания. Вначале боец строевым шагом проходил по широкой доске, лежащей на земле. Время прохождения засекалось. Затем боец проходил по той же доске, но на высоте в 5 метров. На высоте время затраченное на прохождение доски оказывалось намного больше. Высота давит на психику и скорость теряется, так как страх мешает быстроте выполнения упражнения. Это подтверждали и другие испытания: на той же высоте боец делал упражнения на гибкость и силу, прыжки. Их результат был ниже, чем при выполнении упражнений на земле. Все эти испытания показали: чем крепче боец психически, тем лучше у него физические показатели. И наоборот.

Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и рис- ком. Благодаря им, боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты.

Страх - это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Солдат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх - драгоценность, если боец умеет владеть ею.

Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это - врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с человеком начинают твориться такие чудеса - сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное - постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым уп- ражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение.

Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх.

Или возьмем горную подготовку. Цель горных тренировок простая - дать бойцу возможность психологически адаптироваться к высоте, проверить и увеличить свои возможности. В горах выясняется кто есть кто. На крутых головоломных спусках спускаться вниз психологически тяжелее, чем лезть вверх. С непривычки страшно пятиться назад или вниз, ища ногой опору, которая то ли выдержит тебя, то ли нет. Оглянешься через плечо и бездонная бездна, кажется магнитом тянет вниз в свою глубину. Конечно, быстрее осваиваются в первую очередь альпинисты, скалолазы, им как говорится «сам бог велел». А за ними все те, у кого есть опыт спортивной борьбы, для кого риск, азарт, полное напряжение сил - не пустые слова.

Без привычки к высоте человек то и дело застывает на крутом склоне, словно наколотый на булавку жук. Где ему воевать, ведь любая победа над врагом начинается с победы над самим собой, над своей слабостью и сомнениями. Начинать надо с того, что сажают бойцов над пропастью, на самом краю. Вначале новички просто цепенеют от ужаса. Боятся сдвинуться, поше- велиться. Но у человека есть прекрасное свойство - он не может долго жить в страхе. Вот один засвистел, другой начал делиться впечатлениями, третий потянулся что-то дать товарищу… По этим признакам командир чувствует: люди полностью пришли в себя. Первый шаг сделан, можно продолжать дальше «обкатку» высотой: форсировать крутые склоны (по принципу чем круче, тем лучше), вырабатывать навыки скалолазания.

Следует постоянно учить разведчиков преодолевать страх, подавлять инстинкт самосохранения. Это достигается разъяснительной работой и целе- направленными тренировками, в процессе которых надо сочетать упражнения по физподготовке усиленной сложности (переходы по канату над пропастью и т.п.) с элементами тактической и огневой подготовок. Помимо преодоления препятствий и заграждений под огнем «противника», и внезапных встреч с ним, надо широко практиковать приемы, воспитывающие дерзость в действиях разведчиков - типа внезапных налетов на важные объекты (штабы, узлы свя- зи, пусковые установки ракет и т.п.).

Маршруты РДГ следует выбирать по топким и труднопроходимым участкам (болота, густой лес, горы, водные преграды, располагая на них минные по- ля, мины - ловушки и «сюрпризы». Одновременно с этим разведчики должны отрабатывать задания на выживание: ночлег в открытом поле, в лесу, при- готовление пищи из местной растительности, дичи и живности, с маскиров- кой своего передвижения, длительным пребыванием без движения в одном по- ложении под палящим солнцем, под дождем и на холоде.

При воспитании психологической устойчивости главные усилия должны быть направлены на то, чтобы любые неожиданности для разведчиков стали привычными. Чтобы неожиданность стало правилом, сюрприз - закономерностью, а внезапное изменение ситуации - обычным делом.

Примерный набор некоторых упражнений психофизического характера:

Упражнения на «тропе разведчика»;
- «полоса риска», участок которой преодолевается под действительным огнем из стрелкового оружия;
- упражнения горной подготовки;
- упражнения из курса воздушно-десантной подготовки;
- переправа вплавь на подручных средствах через водную преграду с быстрым течением;
- преодоление проволочного забора под напряжением электрического то- ка;
- действия с ВВ и метание боевых ручных гранат;
- «борьба с танками» - «обкатка танками»;
- скрытное передвижение по труднопроходимой местности с попутным ре- шением тактических задач;
- упражнения по устранению боязни высоты, воды, огня, взрывов, замк- нутого пространства;
- переправа по канату через реку или горное ущелье в полном боевом снаряжении;
- плавание в обмундировании и с оружием;
- ныряние на глубину 3 м и освобождение там от оружия и снаряжения;
- ныряние в воду с высоты 3 м с оружием и с завязанными глазами;
- рукопашный бой с двумя-тремя противниками;
- сочетание лыжной подготовки с элементами выживания: марш по пересе- ченной местности со стрельбой на 2-х - 3-х рубежах и с ориентированием по карте и компасу;
- ведение рукопашного боя настоящим ножом, малыми лопатками, автома- том с прикрепленным к нему штык-ножом;
- уклоны и увертки от летящего в бойца боевого ножа;
- выдерживание ударов тупыми предметами;
- сопротивление болевым и удушающим приемам;
- адаптация к порезам, виду крови и к нанесению ранений живому су- ществу;
- специальное упражнение: поймать в петлю живого зайца, убить живот- ное ударом головы о дерево, привязать за задние ноги, быстро отрезать голову и задержав дыхание выпить хлынувшую кровь, затем сделать выдох;
- посещение моргов, с наблюдением за вскрытием трупов;
- метание боевой гранаты в окно, прыжок через окно в горящий дом и отработка там рукопашного боя с чучелами;
- преодоление маршрута 25-35 км по пересеченной местности ночью по азимуту.
(Характер препятствий должен соответствовать изучаемому театру военных действий).

Опытный офицер спецназа Сергей Козлов делится своими методами психо-физической подготовки разведчиков:

« …Мы изготавливали чучело - манекен, одевали его в старую прыжковую форму, покрой которой стилизован под полевую форму одежды армии США, в нагрудный карман прятали какой-либо документ. После этого обильно поливали манекен кровью, а в расстегнутую куртку помещали кишки и другие внутренности. Всю кровавую атрибутику заимствовали у бродячей собаки. Вот этот-то «труп» и предстояло обыскивать разведчикам.

Надо сказать, что далеко не каждый способен запросто возиться в кровавом месиве кишек, но преодоление этого психологического барьера просто необходимо. Не менее важно воспитать в подчиненных готовность убить врага любым из изученных способов, для чего также может пригодиться бродячая псина. Психологически очень тяжело «грохнуть» ни за что - ни про что невинную тварь, но гораздо тяжелее будет ломать себя при необходимости совершить убийство мирного жителя, случайно обнаружившего группу в тылу противника. Однако, если этого не сделать, то совершенно однозначно этот житель выдаст группу противнику.

Многие солдаты не способны видеть даже сцену убийства. Я вспоминаю, как в марте 1984 года мы полетели на один из наших первых «облетов». После столкновения с противником я решил после обыска добить ножом тяжело раненого «духа». При виде этого рядовой Максудян чуть не свалился в обморок. Боец этот не проходил отбора в Союзе и тем более не готовился по программе психологической устойчивости. Чуть позже из-за него чуть не погибла вся группа. Когда на Него вышла группа мятежников, совершивших обходной маневр, он и его напарник Мамедов бросили свои позиции и бежали.

Многие будут возражать по поводу убийства бродячих собак. Для того, чтобы убийство не было бесцельным, можно отработать еще один элемент воспитания психологической устойчивости. Мясо собаки вполне съедобно, и на полевом выходе возможно приготовление мясного блюда из собаки - однако не каждый сможет съесть это блюдо. Преодоление брезгливости - также немаловажный вопрос для выживания в экстремальных условиях. Чтобы выжить и продолжать выполнять поставленную задачу, солдат в мирных условиях должен научиться употреблять в пищу все, включая насекомых, лягушек и змей.

Среди людей, прошедших такую подготовку, значительно ниже процент подверженных поствоенному синдрому. Люди же, не готовые к мощному прессингу в виде лишений, смерти товарищей и необходимости убивать для того, чтобы не быть убитым самим, зачастую становятся пациентами психоневроло- гических диспансеров, либо попадают в исправительнотрудовые учреждения»

ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

В «Наставлении по физической подготовке» (НФП-87) говорится:

«Специальными задачами физической подготовки являются: для личного состава разведывательных частей и подразделений: преимущественное разви- тие общей выносливости, способности к совершению длительных маршей на лыжах и марш-бросков по пересеченной местности; совершенствование навыков в преодолении специальных препятствий; формирование готовности к рукопашной схватке с численно превосходящим противником; воспитание спло- ченности и совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших психических и физических нагрузок».

Дополнительно, физическая подготовка разведчиков должна способствовать повышению устойчивости к укачиванию и к ударным перегрузкам на опорнодвигательный аппарат, психической устойчивости к воздействию больших физических нагрузок, а также воспитанию смелости, решительности и уверенности в своих силах.

Перечень основных упражнений, включаемых в учебные программы по физи- ческой подготовке, выглядит следующим образом:

Для личного состава разведывательных частей и подразделений - 2, 3(4), 6(7), 10, II, 12, 13, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31.
Дополнительно военнослужащие изучают приемы рукопашного боя по специальной программе. В казармах оборудуются места для занятий рукопашным боем и силовой подготовкой. Они оснащаются простейшими устройствами для отработки ударов руками и ногами, ножом, лопаткой, автоматом, а также снарядами для развития силы мышц рук, ног и спины.

Упражнения, которые в НФП-87 перечислены, таковы:

Упражнение 1. Бег на 3 км.
Оценки:
«отлично» 12 мин. 30 сек.
«хорошо» 12 мин. 45 сек.
«удовлетворительно» 13 мин. 10 сек.
Упражнение 2. Лыжная гонка на 5 км.
Оценки:

«отл.» 28 мин.
«хор.» 29 мин.
«удовл.» 30 мин.
Упражнение 3. Кросс на 5 км (для бесснежных районов).
Оценка:

«отл.» 24 мин.
«хор.» 25 мин.
«удовл.» 26 мин.
Упражнение 4. Подтягивание на перекладине.
Оценка:

«отл.» 13 раз.
«хор.» 11 раз.
«удовл.» 9 раз.
Упражнение 5. Комплексное силовое упражнение.
Выполняется в течение 1 минуты: первые 30 сек. - максимальное количество наклонов вперед до касания руками носков ног из положения лежа на спине, руки на поясе, ноги закреплены (допускается незначительное сгиба- ние ног, при возвращении в исходное положение необходимо касание пола лопатками); затем повернуться в упор лежа и без паузы для отдыха выпол- нить в течение 30 сек максимальное количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа (тело прямое, руки сгибать до касания грудью пола).
Оценка:

«отл.» 48 раз (наклоны и отжимания вместе)
«хор.» 44 раза
«удовл.» 40 раз
Упражнение 6. Бег на 100 метров.
Оценка:

«отл.» 14, 1 сек.
«хор.» 14,6 сек
«удовл.» 15,6 сек
Упражнение 7. Прыжки ноги врозь.
- через гимнастического «козла» в длину - высота снаряда 125 см, мостик высотой 10-15 см устанавливается в 1м от снаряда; прыжок выполняется с разбега;
- через «коня» в длину - высота снаряда 115 см, мостик высотой 10-15 см устанавливается произвольно; прыжок выполняется с разбега толчком ру- ками о дальнюю половину снаряда.
Разрешается выполнять две попытки.

Упражнение 8. Комплексное упражнение на ловкость.
Проводится в любом помещении или на ровной площадке с травяным покрытием. По команде «Марш» пробежать с высокого старта 10 м, выполнить два кувырка вперед, прыжком сделать поворот кругом, два кувырка вперед, пробежать 10м в обратном направлении. При выполнении кувырков в зале разрешается применение матов.
Оценка:

«отл.» 10 сек
«хор.» 10,6 сек
«удовл.» 11,2 сек
Упражнение 9. Сгибание и разгибание рук с одновременными махами ног на брусьях.
Оценка:

«отл.» 9 раз
«хор.» 6 раз
«удовл.» 4 раза.
Упражнение 10. Марш на лыжах 10 км в составе подразделения.
Каждый участник стартует в полной боевой выкладке. На финиш подразделение должно прибыть в полном составе с растяжкой не более 100 м и без потери предметов вооружения и снаряжения. Взаимопомощь разрешается без передачи оружия, противогаза и других предметов экипировки. Время определяется по последнему участнику.
Оценка:

«отл.» 1 час 15 мин
«хор.» 1 час 20 мин
«удовл.» 1 час 25 мин.
Упражнение 11. Марш-бросок в составе подразделения. Условия те же, что и при броске на лыжах.
Оценка на 5 км:

«отл.» 27 мин
«хор.» 28 мин
«удовл.» 29 мин
Оценка на 10 км.
«отл.» 56 мин
«хор.» 58 мин
«удовл.» 1 час.
Упражнение 12. Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий.
Оценка:

«отл.» 2 мин 25 сек
«хор.» 2 мин 30 сек
«удовл.» 2 мин 40 сек.
Упражнение 13. Специальное контрольное упражнение на полосе препятствий.
Если предыдущее упражнение выполнялось без автомата, то это упражнение выполняется с автоматом, сумкой для магазинов, двумя магазинами и противогазом. Дистанция - 400 м. Исходное положение - стоя у борта БТРа (оружие в руке, противогаз в сумке): влезть в макет БТРа через борт, соскочить с противоположного борта, пробежать 200 м по дорожке по нап- равлению к первой траншее, обежать флажок, соскочить в траншею и надеть противогаз, выскочить из траншеи и пробежать по бревну через овраг, соскочить с бревна на землю, преодолеть завал, соскочить в ров, взять с заднего бруствера ящик весом 40 кг и перенести его на передний бруствер, затем снова на задний. Снять противогаз и уложить его в сумку, выскочить из рва, пробежать по проходам лабиринта, взбежать по наклонной доске на забор, перейти на балку, пробежать по ней, перепрыгивая через разрывы, и соскочить на землю с конца последнего отрезка балки, преодолеть разрушенную лестницу прыжками, наступая на каждую ступень, и соскочить с последней ступени на землю. Преодолеть стенку, соскочить в колодец, пробежать по ходу сообщения до траншеи, метнуть противотанковую гранату массой не менее 1 кг на 15 м по щиту размером 2х1 м, при непопадании в цель первой гранатой продолжать метание (но не более трех гранат) до поражения цели, выскочить из траншеи и преодолеть палисадник, влезть в нижнее окно фасада дома, с него - в верхнее окно, перейти на балку, пройти по ней, соскочить на первую площадку, с нее - на вторую, спрыгнуть на землю, перепрыгнуть через траншею.

Оценка: «отл.» 3 мин 25 сек
«хор.» 3 мин 30 сек
«удовл.» 3 мин 45 сек
Упражнение 14. Преодоление единой полосы препятствий в составе подразделения.
Командиры взводов, рот и их заместители выполняют упражнение в составе проверяемых подразделений. Выполняется в составе отделения.
Оценка:
до 4 чел.

«отл.» 3,50
«хор.» 4 ,15
«удовл.» 4,40
до 7 чел.
«отл.» 4 ,15
«хор.» 4 ,40
«удовл.» 5,05
до 10 чел.
«отл.» 4 ,40
«хор.» 5 ,05
«удовл,» 5,30
Упражнение 15. Бег с преодолением полосы препятствий в составе подразделения.
Те же условия, что и в N14, но сначала пробежать 1000 или 3000 метров и затем уже преодолеть полосу.

Упражнение 14. Плавание в обмундировании с оружием (автомат).
Выполняется в повседневной одежде, сапоги сняты и уложены за поясной ремень спереди или сзади. Упражнение считается невыполненным при утере оружия или предметов обмундирования.
Оценка:

«отл.» 100 м
«хор.» 75 м
«удовл.» 50 м
Или плавание на 100м в спортивной форме, если нет условий для плавания в обмундировании.
Оценка: брассом

«отл.» 2,05
«хор.» 2,20
«удовл.» 2,50
Оценка: вольным стилем

«отл.» 1,50
«хор.» 2,05
«удовл.» 2,35
Упражнение 16. Специальный комплекс приемов рукопашного боя.
Предназначен для уничтожения и пленения противника и включает приемы, предусмотренные комплексами РБ-1 и РБ-2, а также дополнительно следующие приемы:
1) Режущие и колющие (сбоку и прямо) удары ножом - наносятся быстрыми движениями вооруженной руки горизонтально, вертикально и по диагонали.
2) Загиб руки за спину.
3) Рычаг руки наружу.
4) Рычаг руки внутрь.
5) Задняя подножка.
6) Бросок через спину.
7) Освобождение от захватов и обезоруживание с применением бросков и болевых приемов, названных выше.