Политика реформ и открытости китая проблемы. Главные особенности китайской политики реформ и открытости

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 323(510):316

Д.Б-О. Регзенова

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СУЩНОСТЬ РЕФОРМ ДЭН СЯОПИНА

В статье рассматриваются основные принципы и сущность реформ, начатые Дэн Сяопином в 1978 г. Решение социалистической модернизации было принято на третьем пленуме 11-го созыва ЦК КПК в декабре 1978 г. Реформа началась с самого слабого звена экономики - сельского хозяйства. Затем она распространилась на городской сектор. Государственная основа - социализм, но социализм в Китае строился с учетом национальной специфики.

Ключевые слова: коммунистическая партия Китая, диктатура пролетариата, социально-экономические реформы, социалистическая модернизация, социализм с китайской спецификой, рыночная экономика, общественная собственность, политика реформ и открытости.

D.B-O. Regzenova

THE MAIN PRINCIPLES AND THE ESSENCE OF DENG XIAOPING"S REFORMS

The article deals with the main principles and the essence of reforms, initiated by Deng Xiaoping in 1978. The decision of socialistic modernization was made on the third Plenum of the Central Committee of Chinese Communist Party of the 11-th convocation in December of 1978. The reform was started from the weakest sector of economy - agriculture. Then it was focused on the urban sector. The base of the state is socialism, but socialism in China has national characteristics.

Key words: Chinese Communist Party, dictatorship of proletariat, social-economic reforms, socialistic modernization, socialism with Chinese characteristics, market economy, public property, policy of reforms and openness.

Общеизвестны огромные успехи, достигнутые Китаем за последнюю четверть века, в подъеме экономики и жизненного уровня народа, развитии науки и техники, образования и культуры. Эти успехи неразрывно связаны с деятельностью выдающегося государственного деятеля Китая -Дэн Сяопина, сумевшего вывести самую многонаселенную страну мира из состояния политического хаоса, нищеты и отсталости и направить ее на путь устойчивого социально-экономического развития. Дэн Сяопин, провозгласив политику рыночных реформ внутри страны и ее открытости внешнему миру, выдвинул стратегию «социалистической модернизации с китайской спецификой» - ю

чжунго тэсэ дэ шэхуй чжуи сяньдайхуа) .

Дэн Сяопин (1904-1997) родился в одной из деревень провинции Сычуань в семье, хорошо понимавшей значение образования. Здесь он окончил начальную школу. В 1920 г. по предложению отца уехал за границу - во Францию, чтобы учиться и работать. Там, восприняв марксизм, вступил в 1924 г. в ряды Коммунистической партии Китая. В 1926 г., находясь под угрозой высылки из Франции, выехал в Москву, где начал обучение в Университете имени Сунь Ят-сена, специально созданном для учащихся из Ки-

тая. И хотя обучение в Университете Сунь Ятсе-на было рассчитано на два года, не прошло и года, как Дэн Сяопин был отозван домой для практического участия в революции. Это было в конце 1926 г. И через год, в ходе первой революционной гражданской войны в Китае, когда Компартия была вынуждена уйти в подполье, Дэн Сяопин становится управляющим делами ЦК КПК.

В восхождении Дэн Сяопина на политический олимп и пребывании на нем было немало драматических моментов и событий. Его трижды снимали со всех руководящих постов, а затем восстанавливали. Причем было это как в период национально-освободительной революции в Китае (в 1933 г.), так и после образования КНР.

В 1966 г., во время «культурной революции»

(^¥- вэнь гэ), развернутой по инициативе Мао Цзэдуна, его сняли с постов генерального секретаря ЦК КПК, заместителя премьера Госсовета КНР и всех других должностей.

В 1973 г. по предложению Мао Цзэдуна его восстановили в должности заместителя премьера Госсовета КНР, а в 1975 г. назначили заместителем председателя ЦК КПК, заместителем председателя Военного совета ЦК КПК и начальником Генерального штаба Народно-

освободительной армии Китая (НОАК). Но уже

через год, еще при жизни Мао Цзэдуна, его вновь сняли со всех постов. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) и разгрома «банды четырех» Дэн Сяопин был опять восстановлен на своих прежних должностях .

На этих постах Дэн Сяопин занялся претворением в жизнь принятого руководством КНР в январе 1975 г. курса на осуществление «четырех

модернизаций» (Щ^ВД^Ь- сы гэ сяньдайхуа)

Сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники. Но прежде всего приступил к проведению «всестороннего упорядочения» всей подорванной в результате «культурной революции» административно-хозяйственной жизни, поставив задачи по созданию эффективной структуры управления производством, реформированию системы взаимоотношений центра и мест на основе передачи части полномочий низовым организациям, упрощению военного и административного аппарата, восстановлению

нормативной базы, внедрению системы ответственности за руководство предприятиями и проведению в жизнь принципа распределения по труду.

Все эти решения в дальнейшем стали составной частью разработанной им программы модернизации Китая, что дает основания китайским исследователям считать 1975 г. началом формирования и проверки на практике основных идей Дэн Сяопина о проведении реформ и открытой политики, в первую очередь его центральной идеи о приоритете экономического строительства, сформулированной им еще в 50-е гг. .

В декабре 1978 г. в Пекине состоялся третий пленум ЦК КПК 11- го созыва. Он обобщил опыт предшествующего периода в строительстве социализма в Китае и осудил ошибки, допущенные главным образом во время «культурной революции» 1966-1976 гг. Было отмечено, что экономика страны более десяти лет топталась на месте, в результате чего в жизни населения Китая накопилось множество проблем. Пленум выработал установку на проведение указанных выше «четырех модернизаций» - сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники, что должно было привести к улучшению материального положения народа. Таким образом, третий пленум положил начало новому этапу в развитии КНР - этапу реформ. На пленуме Дэн Сяопин и его сторонники, выступавшие за реформирование Китая, существенно укрепили свои позиции в КПК. С этого момента Дэн Сяопин становится главным реформатором китайской экономики и фактически главным руководителем страны . После третьего пленума Дэн Сяопин сформировал ключевые теоретические и программные положения стратегии реформ.

Целью социалистической модернизации стало выведение Китая к середине XXI в. на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации - ускоренный экономический рост, качественное обновление экономики и повышение ее эффективности на базе развития научно-технического потенциала. Исходя из того, что наука есть «главная производительная сила»

Чжун яо шэнчаньли), он относил ее развитие к важнейшим задачам экономического строительства, одновременно призывая к заимствованию передовых зарубежных научнотехнических достижений. Постановка задачи по развитию науки и техники связывалась Дэн Сяопином с повышением роли интеллектуального труда в осуществлении модернизации и вообще положения интеллигенции в обществе.

Государственная основа - социализм, потому что он дает возможность обеспечить необходимую концентрацию материальных и людских ресурсов для ускоренного социальноэкономического развития и достижения всеобщего благосостояния, не допуская сосредоточения основной части общественного богатства в руках малой части общества. Но социализм в Китае строился с учетом национальной специфики, заключающейся в исторически сложившейся и объективно обусловленной социальноэкономической отсталости, в условиях дефицита пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. Поэтому с начала разработки стратегии модернизации Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой. Учитывая, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиально теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI в. .

Экономическую основу этой модели составляет общественная собственность на средства производства, при этом поощряется развитие несоциалистических секторов экономики, включая частный сектор. Дэн Сяопин отказался от буквалистского противопоставления плана и рынка, рассматривая и то, и другое лишь как средства в руках государства, не определяющие его сущность (поскольку при социализме, также как и при капитализме, используется и план, и рынок) и в период реформ 80-90-х гг. руководство КПК постепенно через ряд промежуточных этапов,

расширяло роль рыночных отношений как главного регулятора развития экономики.

Основные средства осуществления модернизации - реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствии с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы в конечном счете повысить мировую конкурентоспособность Китая .

Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы. Политико-идеологическая надстройка характеризуется в его теории как диктатура пролетариата под руководством Компартии Китая. Политическая жизнь страны строится в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя основными принципами» (

Сы сян цзибэнь юаньцзэ): следовать социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК и марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна ради обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ - политической стабильности. Никакие отклонения от этой линии в сторону политикоидеологической либерализации не допускались. Дэн Сяопин отказался от заимствования западной модели демократии с разделением трех ветвей власти и борьбой партий за власть, считая ее не подходящей для китайских условий. Содержание же реформы политической системы состоит в повышении эффективности существующей ныне системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами, и т.д. .

Проведение в жизнь курса Дэн Сяопина неразрывно связывается с превращением Китая в современное правовое государство, управляемое на основе закона, при сохранении руководящего статуса Компартии и существующей в КНР системы собраний народных представителей и многопартийного сотрудничества под руководством КПК. За годы реформ был разработан огромный массив законодательных актов, регламентирующий все стороны экономической, государственной и общественной жизни.

Особое значение и в проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации придается правящей партии как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, без которой невозможно успешное проведение курса на модернизацию, поэтому вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипартийного контроля постоянно находятся в центре внимания руководства КПК .

В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются развитие и мир, сохранение которого является гарантирует успешное проведение модернизации КНР. Особое значение для народов Китая и СССР имеет то, что взаимное преодоление прежних идеологических стереотипов и разногласий привело к нормализации советско-китайских отношений .

Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно

государство - два строя» (_НМ$У - и го лян чжи), предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване, после их воссоединения с КНР, существующего там капиталистического строя .

Так, 1 января 1979 г. КНР и США официально установили дипломатические отношения. США признали правительство КНР как единственно законное правительство Китая, а Тайвань как неотъемлемую часть Китая. 1 июня 1997 г. состоялась церемония перехода Сянгана под юрисдикцию КНР. 20 декабря 1999 г. правительство КНР осуществило восстановление суверенитета над Аомэнем .

При разработке программы социалистической модернизации Дэн Сяопин не имел готовых ответов на сложнейшие вопросы ее осуществления в столь огромной стране, какой является Китай. Разработка этой программы велась методом «переходить реку, нащупывая камни»

Мочжэ шитоу го хэ). Данный лозунг употребляется в Китае в качестве синонима осторожного подхода к решению экономических проблем. Одним из главных факторов, предопределившим успех китайских преобразований, является постепенный, эволюционный характер реформенного процесса.

Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая после окончания разру-

шительной «культурной революции», приведшей страну к такой опасной ситуации, когда, по сути, надо было решать проблему спасения нации и государства. Важнейшей особенностью политики Дэн Сяопина было то, что она всецело была подчинена задаче наращивания совокупной государственной мощи и улучшению жизни народа. Отсюда - взвешенный и ответственный подход к последовательности, глубине и темпам преобразований, стремление по возможности избегать радикализма в принятии решений .

Дважды смещавшийся со своих постов Мао Цзэдуном Дэн Сяопин никогда не пытался подорвать авторитет своего предшественника. Проводя реформы, строя сильное государство, он не чернил предшествующий период истории КНР, в то же время отмечал и критиковал негативные моменты этого периода, содержавшиеся как в практике социалистического строительства, так и в идеях иных руководителей.

Опыт двадцати лет реформ показал, что Дэн Сяопину удалось вывести страну из состояния политической, социально-экономической отсталости и обеспечить начало ее поступательного развития.

Дэн Сяопин проводил реформы в тяжелейших исходных условиях, но все же смог вывести страну из состояния отсталости на путь социалистической модернизации. Так как крестьянство составляет большинство населения Китая, Дэн Сяопин начал реформы, в первую очередь, в деревне, дав крестьянам свободу распоряжаться продуктами своего труда. Коммуны и производственные кооперативы были демонтированы, вместо этого в деревне был введен семейный подряд: крестьянам передавались в пользование (подряд, аренда) земли (обычно сроком на 3-5 лет); крестьяне должны были после выполнения обязательств по продаже части выращенного урожая государству по твердым ценам делать отчисления в пользу бригад, оставшейся частью продукции крестьянский двор вправе был распоряжаться по своему усмотрению.

Переход к системе семейного подряда привел к повышению эффективности и росту темпов производства, высвобождению значительных излишков сельской рабочей силы. Политика жесткой изоляции, преграждая возможность миграции в города, способствовала концентрации избыточного труда на селе. Это фактически положило начало формированию новых направлений модернизации, но за пределами системы семейного подряда. Бурный рост неземледельческих форм производственной и хозяйственной деятельности, известных в Китае как поселкововолостные предприятия, свидетельствовал о но-

вом этапе общественного разделения труда в деревне .

Затем стабилизировав ситуацию и создав основу для формирования рынка, в середине 80-х гг. приступил к широкому проведению реформы в городе. Он отбросил стереотипы уравниловки и призвал дать возможность на первом этапе достичь зажиточности части людей и части регионов, чтобы добиться ускорения общего экономического развития, которое позволит впоследствии подтянуть отстающие регионы, отрасли и т.д. Все предпринимаемые им шаги проходили в постоянном противодействии тем, кто оставался на позициях прежней модели социализма со всеобщим огосударствлением собственности и уравниловкой, а также тем, кто требовал отказа от социализма и заимствования западной системы демократии .

Важным фактором, предопределившим успех китайских реформ, является постепенный, эволюционный характер реформенного процесса. Дэн Сяопин уделял внимание активному изучению мирового опыта социально-экономического развития, он, тщательно изучив кризисную ситуацию в Китае, выявил особый социалистический путь развития для Китая. Дэн Сяопин взвешенно и ответственно подходил к последовательности, глубине и темпам преобразований, полагая, что реформы должны, прежде всего, проводиться в интересах общества.

Важной особенностью процесса модернизации являются сильная государственная власть. Эффективность реформ Дэн Сяопин видел в политической стабильности. Политическая система однопартийного доминирования обеспечивает, прежде всего, стабильность в обществе.

Также важной особенностью реформы Дэн Сяопина, которая определила ее успех, явились внешняя политика открытости и широкое привлечение иностранных инвестиций. Были созданы особые экономические районы (ОЭР), ориентированные на внешний рынок, также создавались открытые экономические зоны в приморских районах, беспошлинные зоны, открытые приморские города.

Дэн Сяопин начал экономическую реформу с самого слабого сектора экономики - сельского хозяйства, его подход к проблеме выбора пути и средств развития всегда носил комплексный характер, он основывался на учете общего баланса взаимодействия и взаимовлияния всех сфер жизни страны при принятии стратегических решений.

Другой важной особенностью китайской реформы называют отказ от одномоментной всеохватывающей либерализации цен и быстрой приватизации государственного сектора экономики.

Также достаточно длительное существование двух экономических систем - планово- распределительной и рыночной - явилось одной из характерных черт реформы. Происходило постепенное ослабление монопольного положения госсектора в промышленности, были созданы условия для относительно свободного доступа на рынок частных и коллективных предприятий, а также предприятий с участием иностранного капитала.

Дэн Сяопин в 1979 г. выделил две важнейшие особенности Китая, которые определяют специфику модернизации китайского типа - слабость экономической основы и многонаселенность. Одновременно он сформировал четыре основных идеологических и политических принципа: отстаивать социалистический путь, диктатуру пролетариата, руководство Компартии, марксизм-ленинизм - идеи Мао Цзэдуна .

На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли

«теории Дэн Сяопина» (- Дэн Сяо-

пин лилунь) на начальной стадии социализма. Она рассматривается в качестве нового этапа развития марксизма в Китае, второго теоретического достижения в Китае после «идей Мао Цзэдуна» (- Мао Цзэдун сысян) и на-

учной системы строительства социализма с китайской спецификой .

В условиях длительного реформирования всей экономической жизни страны на рыночной основе невозможно было избежать негативных явлений, таких как поляризация общества, разрыв в уровне развития города и деревни, возрастание коррупции на фоне бедности населения. Условия для этих явлений постоянно воспроизводятся самой рыночной средой и открытостью страны внешнему миру. Поэтому сохранение социально-политической стабильности во многом зависит от политической воли, умения и способности власти противодействовать негативным явлениям, ограничивая их масштабы и степень воздействия на экономику, общество и саму государственную власть, умения учитывать и регулировать интересы новых социальных слоев и решать возникающие в связи с этим противоречия.

В теории Дэн Сяопина китайские обществоведы выделяют учение о развитии, политическую идеологию, экономическую философию и другие аспекты. Сердцевиной учения о развитии является вывод о социалистическом характере модернизации КНР, единстве политики и экономики, гарантирующем, в отличие от СССР и стран Восточной Европы, социалистический

путь Китая. Дэн Сяопин вышел на новый уровень понимания социализма, стержнем которого становится освобождение и развитие производительных сил, а система организации нацелена на избавление общества от эксплуатации, имущественной поляризации и достижение всеобщего благосостояния. Экономическая философия Дэн Сяопина основана на комплексном подходе к проблемам модернизации, увязывая воедино производственные отношения, надстройку, политическую систему, культуру, мораль, развитие самого человека и т.д. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина признано философское осмысление возможностей «использования шанса» для подъема производительных сил Китая, что успешно претворено в жизнь. Ядро политической идеологии Дэн Сяопина составляет политическая стабильность как гарантия успеха модернизации .

Реформы, начатые и проводившиеся под руководством Дэн Сяопина и в целом успешно продолжающиеся и сейчас, уже состоялись. Именно за это время Китай совершил невиданный скачок в развитии экономики и приведения китайского общества к уровню «среднего достатка» (ФШ - сяокан), обретя прочный статус одной из сильных стран в мировой экономике.

Опыт проводившихся под руководством Дэн Сяопина реформ вызывает огромный интерес в России и в мире. Он основан на реальных успехах Китая, достигнутых в кратчайшие, по историческим меркам, сроки и на неизбежном сопоставлении китайского опыта реформ с реформами в последние годы существования СССР и постсоветской России.

Литература

1. Белов Е. 20 лет экономических реформ // Азия и Африка сегодня. - №12. - С. 11-17.

2. Зотов В.Д. Дэн Сяопин - реформатор китайского социализма // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - №2. - С.211-225.

3. Китай. - Пекин: Синьсин, 1999. - 288 с.

4. Михеев В. Эволюция социально-экономической модели развития Китая // Общество и экономика. - 2000. -№3-4. - С.148-188.

5. Смирнов Д. Дэн Сяопин и модернизация Китая // Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - №5. - С. 21-29.

6. Сизикова В.А. Политика социалистической модернизации в Китае после 1978 года: шансы и вызовы // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - №1. - С. 328-341.

7. Титаренко М.Л. Китай на пути модернизации и реформ. 1949-1999. - М.: Восточная литература, 1999. - 735 с.

Регзенова Дулма Бато-Очировна - аспирант кафедры философии, специальность «социальная философия», Бурятский гос. университет.

Regzenova Dulma Bato-Ochirovna - post-graduate of department of philosophy, Buryat State University.



Социально-экономическое обновление страны началось в декабре 1978 года. Оставаясь верным идеологии Коммунистической партии, Китай в то же время ослабил роль госсектора в экономике, открыл дверь иностранным инвестициям, вложил огромные средства в развитие современной инфраструктуры. Результатом преобразований, которые продолжаются по сей день, стала полная модернизация и переориентация китайской экономики и заметный рост благосостояния китайского населения.

Как выглядят последствия реформ для Китая в цифрах - НВ рассказывает на примере восьми трендов и графиков, подготовленных порталом Quartz

1. Резкое падение уровня бедности
В 1981 году, вскоре после того, как Дэн Сяопин начал воплощать свои реформаторские замыслы, почти 90% китайцев жили в условиях крайней нищеты (по определению Всемирного банка). К 2013 году этот показатель опустился ниже 2%.
По данным ООН, только за период с 1990 по 2005 года число жителей планеты, страдающих от крайней нищеты, сократилось более чем на миллиард - до 840 млн, причем на Китай пришлось около половины этого сокращения.
Многие исследователи полагают, что таких уникальных результатов Китаю удалось добиться благодаря проведению необходимых реформ в наиболее подходящее для них время - в эпоху глобализации, развития мировой торговли, электроники и высоких технологий.

2. Рост доходов населения
Китайцы не только избавились от нищенского существования, но и могут позволить себе вполне приемлемый уровень жизни - по крайней мере, многие из них. С 1978 по 2017 год ВВП на душу населения в Китае вырос почти в 24 раза.
Первые шаги к росту благосостояния были сделаны еще в 1978 году, когда Дэн Сяопин начал внедрять свою "политику реформ и открытости", сосредоточившись поначалу на прозябающем сельскохозяйственном секторе страны, составлявшем основу китайской экономики. На смену "коммунам" и "бригадам" Мао Цзэдуна пришла система семейных подрядов в сельском хозяйстве. Это привело к существенному росту доходов и сбережений в аграрном секторе, что способствовало дальнейшему финансированию промышленности и урбанизации.


Кроме того, сыграла свою роль открытость Китая иностранным инвестициям на фоне низких зарплат в стране относительно западных экономик. Предприятия и фабрики, открытые западными компаниями, создали миллионы рабочих мест. Этому процессу способствовала также образованность населения - в 1980-м около 80% взрослых мужчин в Китае имели базовое образование. В итоге ВВП на душу населения, составлявший менее $200 в 1980-м году (хуже Бангладеш), вырос до $8 тыс. сегодня.
Привлечению иностранных денег в Китай помогло и стремительное развитие инфраструктуры страны. В 1980-х годах Китай приложил огромные усилия для строительства автомагистралей, плотин, ирригационных проектов. Благодаря программе Продовольствие за труд, обспечившей бесплатное питание работникам, была построена обширная сеть шоссе в сельских районах. В период с 1994 по 2000 год за год строилось около 42 тыс. км сельских автомагистралей в год.

3. Увеличение социального неравенства
Коэффициент Джини в Китае - наиболее широко используемый показатель расслоения общества - вырос с 0,3 в начале 1980-х до почти 0,5 в 2010 (0 означает абсолютное равенство, 1 - абсолютное неравенство).

4. Изменение структуры китайской экономики
В 1980 году сельское хозяйство в составе китайской экономики преобладало над промышленностью (например, строительством и производством), и сферой услуг (к примеру, здравоохранением и образованием). Сегодня на сельское хозяйство приходится менее 10% экономики КНР.
Переориентации экономики КНР во многом способствовала поддержка частного предпринимательства с привлечением иностранного капитала. По инициативе Дэн Сяопина с начала 1980-х руководители предприятий получили гораздо большую автономность по сравнению с дореформенной эпохой.
К 1990-м годам крупномасштабная приватизация заметно увеличила долю частного сектора на рынке. Доля госсектора в промышленном производстве сократилась с 81% в 1980 году до 15% в 2005-м.
Будучи отсталой в плане промышленности страной в 1978-м, Китай на сегодня стал крупнейшим в мире производителем бетона, стали, кораблей и текстиля, а также имеет самый большой в мире автомобильный рынок.

5. Ускорение урбанизации
С уменьшением роли сельского хозяйства началася массовый приток китайцев в города. Доля населения, живущего в сельских районах, едва заметно уменьшилась с 1960 года до конца 1970-х, однако резко сократилась после 1978 года.
Приток прямых иностранных инвестиций создал огромные возможности для трудоустройства в крупных населенных пунктах, которые способствовали росту городского населения.
Процесс урбанизации продолжается и сегодня. По оценкам Министерства жилья, городского и сельского строительства КНР, с 2010 по 2025 год около 300 млн китайцев, проживающих в сельской местности, станут городскими жителями. Быстрые темпы урбанизации, как предполагается, приведут к созданию инвестиционных возможностей объемом более 1 трлн юаней в сфере строительства водоснабжения, переработки отходов, отопления и других коммунальных услуг в городах. КНР также озвучила цель, чтобы к 2025 году объединить в городах около 70% населения Китая - т. е. порядка 900 млн человек.


В 1979 году в Шэньчжэне, промышленном центре близ границы с Гонконгом, проживало менее полумиллиона человек. В 1980 году он стал первой специальной экономической зоной Китая, открыв иностранным инвестициям доступ в город. В настоящее время это один из крупнейших городов мира, где в 2016 году было построено больше небоскребов, чем в США и в Австралии вместе взятых. Город стал символом подъема прибрежных мегаполисов Китая.
Городской и промышленный "пояс" Китая сконцентрирован на юго-восточном побережье страны - от Харбина на северо-востоке, включительно с Пекином и до крупнейшего китайского города - Шанхая - на юге.

6. Разворот экономики на внешние рынки
Успех Шэньчжэня и других китайских промышленных центров стал результатом приверженности Дэн Сяопина идее глобализации. Экспорт увеличился с небольшой доли в экономике Китая в 1970-х годах до более чем одной трети ВВП в середине 2000-х.
С самого начала программы реформ в конце 1970-х годов Китай стремился децентрализовать свою систему внешней торговли, чтобы интегрироваться в международную торговую систему. Уже к 1988 году объем внешней торговли Китая впервые достиг $100 млн, а к 2013-му превысил $4 трлн.
Около 80% экспорта Китая приходится на товары промышленности, большинство из которых - текстиль и электронное оборудование, важную роль играют также сельскохозяйственные продукты и химикаты. Из пяти самых загруженных портов в мире три находятся в Китае.
В ноябре 1991 года Китай присоединился к группе Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, которая способствует свободной торговле и сотрудничеству в экономической, торговой, инвестиционной и технологической сферах.

7. Снижение уровня рождаемости
Вдобавок к реформированию экономики под руководством Дэн Сяопина в Китае также была введена политика одного ребенка - с целью снижения рождаемости, поскольку население Китая приблизилось к 1 миллиарду. (В 2015 году КНР смягчила это правило до политики двух детей). Политика одного ребенка, вероятно, обусловила значительное сокращение уровня рождаемости, хотя некоторые исследователи полагают, что он неотвратимо снижался бы в любом случае, поскольку семьи, как правило, реже рожают детей по мере того, как их благосостояние растет.
По данным китайского правительства, из-за политики одного ребенка на семью в стране не родилось примерно 400 млн детей. Для тех, кто хотел завести второго ребенка, были предусмотрены штрафы и другие виды наказания.

В мае 2018 года агентство Bloomberg сообщило, что вскоре Китай планирует снять все ограничения по рождаемости. Таким образом власти Китая хотят снизить темпы старения населения, отмечает издание. Из-за этого процесса многие семьи в Китае можно описать формулой 4:2:1 - четверо бабушек и дедушек, двое работающих родителей и один ребенок, что является чрезмерным бременем для работающих.

8. Рост выбросов CO2
Огромные экологические проблемы Китая на сегодняшний день являются результатом стремительного роста, толчком к которому послужили реформы Дэн Сяопина. Количество выбросов CO2 в пересчете на одного китайца с 1970-х годов увеличилось более чем в семь раз. Для решения этой проблемы современным лидерам КНР придется быть столь же радикально открытыми для перемен, как и Дэн Сяопин, отмечает Quartz.


Дэн Сяопин является одним из выдающихся политических деятелей коммунистического Китая. Именно ему пришлось иметь дело с губительными последствиями политики Мао Цзэдуна и "культурной революции", проводимой известной "бандой четырех" (это его сподвижники). За десять лет (с 1966 по 1976 гг.) стало очевидно, что ожидаемого "большого скачка" страна не совершила, поэтому на смену сторонникам революционных методов приходят прагматики. К ним и относил себя Дэн Сяопин, политика которого отмечена последовательностью и стремлением модернизировать Китай, сохранить его идеологические основы и самобытность. В данной статье хотелось бы раскрыть суть преобразований, осуществленных под руководством этого человека, а также понять их смысл и значение.

Приход к власти

Дэн Сяопин преодолел тернистый карьерный путь, прежде чем стал негласным лидером КПК. Уже к 1956 г. его назначили на должность генсека ЦК Однако он был смещен с поста после десятилетней службы в связи с началом "культурной революции", предусматривающей масштабную чистку как кадров, так и населения. Уже после смерти Мао Цзэдуна и ареста его приближенных реабилитируются прагматики, и уже в ходе 3-го пленума партии одиннадцатого созыва начинают разрабатываться и претворяться в жизнь реформы Дэн Сяопина в Китае.

Особенности политики

Важно понимать, что он ни в коем случае не отказывался от социализма, изменились лишь методы его построения, и возникло желание придать политическому строю в стране уникальность, китайскую специфику. Кстати, личные ошибки и злодеяния Мао Цзэдуна не афишировались - вина пала в основном на упомянутую "банду четырех".

Известные китайские реформы Дэн Сяопина базировались на проведении "политики четырех модернизаций": в промышленности, армии, сельском хозяйстве и науке. Ее конечным итогом должно было стать восстановление и оздоровление экономики страны. Специфической чертой курса этого политического лидера стала готовность контактировать с миром, вследствие чего к Поднебесной начали проявлять интерес иностранные инвесторы, бизнесмены. Привлекало то, что страна располагала огромной дешевой рабочей силой: преобладающее там сельское население было готово работать за минимум, но с максимальной производительностью, чтобы прокормить свои семьи. Китай также владел богатой сырьевой базой, поэтому моментально возник спрос на государственные ресурсы.

Аграрная сфера

Прежде всего, Дэн Сяопину было необходимо провести реформы в ведь ему жизненно важна была поддержка масс для закрепления своей фигуры у власти. Если при Мао Цзэдуне упор делался на развитие тяжелой промышленности и ВПК, то новый руководитель, наоборот, объявил о конверсии, расширении производства чтобы восстановить внутренний спрос в стране.

Были отменены и народные коммуны, в которых люди были равны, не имели возможности улучшить свое положение. На смену им пришли бригады и домохозяйства - так называемые семейные подряды. Преимущество таких форм трудовой организации заключалось в том, что новым крестьянским коллективам позволяли оставлять излишки продукции, то есть сверхурожай можно было реализовать на зарождающемся в Китае рынке и получить с него прибыль. Кроме этого, предоставлялась свобода в установлении цен на с/х товары. Что касается земли, которую крестьяне обрабатывали, она сдавалась им в аренду, однако со временем объявлялась их собственностью.

Последствия реформ в сельском хозяйстве

Эти нововведения способствовали значительному повышению уровня жизни в деревне. Помимо этого, был дан толчок к развитию рынка, а власти же на практике убедились в том, что личная инициатива и материальные стимулы к труду гораздо продуктивнее плана. Доказывали это результаты реформ: за несколько лет практически вдвое выросло количество выращиваемого крестьянами зерна, к 1990 г. Китай стал первым по заготовке мяса и хлопка, повысились

Конец международной изоляции

Если раскрывать понятие "открытость", стоит понимать, что Дэн Сяопин был против резкого перехода к активной внешней торговле. Планировалось плавное выстраивание экономических связей с миром, постепенное проникновение рынка в неизменную командно-административную экономику страны. Еще одна особенность заключалась в том, что все преобразования сначала тестировались в каком-либо небольшом регионе, и если они имели успех, их вводили уже на национальном уровне.

Так, к примеру, уже в 1978-1979 гг. в приморских районах Фудзянь и Гуандун открыли СЭЗ - специальные экономические зоны, представляющие собой некие рынки сбыта продукции местным населением, завязывались деловые связи с инвесторами из-за рубежа. Их стали называть "капиталистическими островками", и количество их росло довольно медленно, несмотря на благоприятствование государственному бюджету. Именно постепенное образование таких зон при выстраивании внешней торговли не позволило Китаю потерять львиную долю сырья, которое могло было быть моментально распроданным за очень высокую по китайским меркам цену. Также не пострадало и внутреннее производство, рискующее быть подавленным импортными и более дешевыми товарами. Выгодные связи с различными странами привели к знакомству и внедрению на производстве современных технологий, машин, заводского оборудования. Много китайцев отправлялись на обучение за рубеж, чтобы набраться опыта у западных коллег. Сложился некий экономический обмен Китая с другими странами, удовлетворяющий интересы обеих сторон.

Изменения в управлении промышленностью

Как известно, до того, как неофициальным руководителем КПК Китая был выбран Дэн Сяопин, экономические реформы которого сделали Китай мощнейшей державой, все предприятия были подчинены плану, строгому контролю со стороны государства. Новый же страны признал неэффективность такой системы и выразил потребность в ее обновлении. Для этого был предложен способ постепенной Со временем предполагался отказ от планового подхода и возможность создания смешанного типа управления хозяйством страны с преобладающим участием государства. Как результат - в 1993 году планы были сведены до минимума, государственный контроль уменьшился, а рыночные отношения набирали обороты. Таким образом, сложилась "двухколейная" система управления хозяйством страны, которая имеет место в Китае и по сей день.

Утверждение многообразия форм собственности

Проводя одну за другой реформы, преобразующие Китай, Дэн Сяопин столкнулся с проблемой собственности. Дело в том, что изменение организации ведения хозяйства в китайской деревне позволило новоиспеченным домохозяйствам иметь заработок, росли капиталы для открытия собственного дела. Кроме того, иностранные бизнесмены тоже стремились открыть филиалы своих предприятий в Китае. Эти факторы стали причиной формирования коллективной, муниципальной, индивидуальной, иностранной и иных форм собственности.

Интересно то, что власти не планировали вводить подобное многообразие. Причина его появления кроется в личной инициативе местного населения, располагающего собственными накоплениями, открывать и расширять самостоятельно созданные предприятия. Людям неинтересно было приватизировать госсобственность, они желали изначально вести свое дело. Реформаторы же, увидев в них потенциал, решили официально закрепить за гражданами право иметь частную собственность, вести индивидуальное предпринимательство. Тем не менее наибольшую поддержку "сверху" получил иностранный капитал: зарубежным инвесторам предоставлялся спектр различных льгот при открытии собственного дела на территории А что касается государственных предприятий, чтобы не позволить им резко разориться при появлении столь высокой конкуренции, план на них сохранялся, но сокращался с годами, и им тоже гарантировались разного рода налоговые вычеты, субсидии, выгодные кредитования.

Значение

Невозможно отрицать, что Дэн Сяопин провел вместе с единомышленниками огромную работу по выводу страны из состояния глубокого экономического кризиса. Благодаря их реформам Китай имеет значительный вес в мировой экономике и, как следствие, в политике. В стране сложилась уникальная "концепция двухколейного экономического развития", грамотно совмещающая командно-административные рычаги и элементы рынка. Новые коммунистические лидеры стабильно продолжают идеи Дэн Сяопина. Например, сейчас государством выдвинуты цели построения "общества средней зажиточности" к 2050 году и ликвидирования неравенства.

Задача совершенствования партийного и государственного руководства Китая была в принципиальном плане поставлена III пленумом ЦК КПК одиннадцатого созыва (1978 г.), от которого в КНР ведется отсчет реформенного процесса.

По мере осуществления в Китае радикальных экономических реформ в городе и деревне, раскрепощения сознания и инициативы трудящихся все в большей степени стало ощущаться и прогрессирующе обостряться противоречие между высокоцентрализованной политико-административной системой с весьма сильными феодально-бюрократическими проявлениями и динамично развивавшимися процессами становления социалистического товарного хозяйства в условиях растущей открытости страны внешнему миру.

Под реформой политической системы в КНР понимают необходимость опоры в этом процессе на «конкретные, весьма специфические» условия страны, сочетание основных положений марксизма с китайской действительностью, абстрагирование от книжных догм и отказ от копирования опыта других стран, не исключая «творческого» изучения последнего.

Принципиально важно, что концепцией реформы не предусматривается создание какой-либо новой модели политической системы. Речь идет именно о «самосовершенствовании и саморазвитии» социализма с сохранением сильной роли партии, государства, повышением эффективности их деятельности.

Стержневым элементом реформы названо разделение функций партийных и государственных органов. Надлежит уточнить место и роль компартии в общественной структуре и политическом механизме, формы и методы ее руководства, а также нормы внутрипартийной жизни. В документах XIII съезда указывается, что Компартия Китая «является руководящим ядром дела социализма». Резко отвергается как неприемлемая для Китая многопартийная система поочередного правления. Подчеркивается, что она может привести лишь к социальным волнениям и «создать помехи на пути политической демократизации».

Из реально осуществляемых мероприятий на этом направлении можно отметить процесс ликвидации отделов партийных комитетов, дублирующих работу органов государственного управления (в аппарате ЦК КПК отраслевых отделов нет). Упраздняются и должности секретарей-парткомов, ранее курировавших деятельность государственных учреждений. Аналогичным образом ликвидируются отделы территориальных партийных комитетов, курировавшие деятельность функциональных подразделений местных органов государственного управления.

В рамках реформы в министерствах и ведомствах упразднены так называемые группы руководства, которые раньше назначались вышестоящими партийными органами и, по существу, руководили всей повседневной работой. Вводится единоначалие руководителей учреждений при повышении роли их парткомов как проводников политики партии.

Происходят изменения и в других сферах партийной жизни, в том числе в работе руководящих органов КПК. Принято решение об увеличении числа ежегодно созываемых пленумов ЦК, заслушивании на них отчетов Политбюро. Новым моментом является публикация в китайской печати сообщений о заседаниях Политбюро ЦК КПК и принимаемых на них решениях.

Важным шагом в направлении демократизации внутрипартийной жизни явилось введение многомандатной системы выборов секретарей и членов бюро (комитетов) всех парторганизаций снизу доверху, вплоть до ЦК КПК.

Вместе с тем при всей значимости перечисленных мероприятий они дали пока ограниченный эффект.

Важным направлением реформы является перестройка правительственных органов с целью создания гибкой и высокоэффективной управленческой системы с рациональной структурой, отвечающей потребностям развития социалистической товарной экономики.

В рамках этой линии упрощается аппарат управления, ликвидируются его промежуточные инстанции, создаются укрупненные отраслевые хозяйственные органы, использующие преимущественно косвенные экономические (налоги, кредит, нормативы и т.д.) и правовые рычаги. Часть функций, ранее выполнявшихся государственными органами, передается отраслевым корпорациям или ассоциациям.

Перестройку политической системы в КНР связывают, прежде всего, с кадровой политикой. В 80-е годы взят курс на омоложение партийного и государственного аппарата, поиск эффективных форм обновления и сменяемости кадров. По словам Дэн Сяопина, мыслится полностью омолодить кадровый состав партии и государства в течение ближайших 15 лет. Ставка делается на 30-40-летних «сильных политических деятелей», хозяйственных руководителей, ученых, литераторов и других специалистов. В соответствии с этой линией состоявшегося в октябре-ноябре 1987 г. XIII съезда КПК на омоложение партийного руководства состав ЦК КПК претерпел существенные изменения. В подборе кадров, как указывалось на съезде, неизменно следует делать акцент на высокую квалификацию руководителя или специалиста, на поощрение состязательности, демократический и гласный контроль.

К числу основных направлений реформы относится повышение роли собраний народных представителей как главного политического института страны.

Поставлена задача создания «социалистического законопорядка», поставлена цель «постепенного и поэтапного строительства высокоразвитой социалистической политической демократии», обеспечения прав трудящихся как полновластных хозяев страны путем совершенствования форм представительной демократии, преодоления отчужденности институтов политической системы от массовой социальной базы, создания такой атмосферы в обществе, когда дисциплина сочеталась бы со свободой, а единая воля не препятствовала живой деятельности людей. Имеется в виду поставить социалистическую демократию на прочный фундамент законов, отладить механизм выявления и учета интересов и мнений всех общественных классов и групп.

Совершенствуется система «общественных консультаций и диалога» как механизм неформальной связи между руководителями и руководимыми, коммунистами и беспартийными, центральными и местными органам, как канал своевременного доведения социально значимой информации снизу вверх и сверху вниз. Придается значение также повышению авторитета и усилению контрольных функций профсоюзов, комсомола, федерации женщин, других массовых общественных организаций. Возникают и новые формы общественного контроля, например, общественные комитеты по контролю за неоправданным и произвольным повышением розничных цен.

III пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва также выдвинул задачу всемерного развития производительных сил. Несовместимость прежнего курса с задачами социалистической модернизации стала основной причиной, которая привела к пересмотру внешнеполитической стратегии КНР. Практика последующих нескольких лет показала: для решения внутренних проблем нужны соответствующие внешние условия - приглушение споров с зарубежными странами, обеспечение спокойной обстановки на границах КНР. Модернизация вызывала необходимость в диверсификации внешнеэкономических связей, ориентированных в то время в основном на капиталистический мир. Логичными новыми партнерами в этом плане представлялись Советский Союз и другие социалистические государства.

Потребность в сотрудничестве с социалистическим миром усиливалась по мере того, как накапливались негативные экономические и идеологические последствия контактов с Западом. Появилась необходимость пересмотра и регулирования внешнеполитического курса страны.

На состоявшемся осенью 1982 г. XII съезде КПК была официально закреплена новая стратегия Китая, которая в последующие годы развивалась и углублялась. Суть объявленных изменений сводилась к следующему:

1. Был снят тезис о том, что Советский Союз является «главным источником опасности новой мировой войны и угрожает всем странам, в том числе США».

2. Исключено положение о необходимости создания единого фронта во всемирных масштабах (включая Соединенные Штаты) для противодействия «советскому гегемонизму». Вместо этого было провозглашено, что КНР проводит независимую и самостоятельную внешнюю политику, не примыкает ни к какой крупной державе или группе государств, не вступает с ними в союз, не склоняется перед нажимом никакой крупной державы.

3. Заявлено, что Китай будет стремиться к нормальным отношениям со всеми странами на основе принципов мирного сосуществования, в том числе и с обеими «сверхдержавами» (СССР и США).

4. Сделан упор на важность развивающихся стран в китайской внешней политике.

5. Впервые за многие годы выражена готовность налаживать отношения с зарубежными компартиями. В качестве базы взаимоотношений положены четыре принципа: независимость и самостоятельность, полное равноправие, взаимное уважение, невмешательство во внутренние дела друг друга.

6. Поставлена задача направить внешнюю политику страны на «создание международного окружения», способствующего установлению прочного мира во всем мире, в условиях которого Китай мог посвятить всю свою энергию социалистическому строительству». Подчеркнуто, что КНР объективно заинтересована в разоружении и разрядке напряженности и считает возможным сохранение мира, предотвращение всеобщего конфликта.

В позициях китайского руководства сохранялись и некоторые прежние моменты. Так, борьба за мир неразрывно увязывалась с противодействием «гегемонизму двух сверхдержав». Оставалось различие в подходе Китая к СССР и США. Москва обвинялась в создании «серьезной угрозы» безопасности КНР, без устранения чего нормализация советско-китайских отношений не представлялась возможной. Речь шла о так называемых «трех препятствиях».

Тем не менее, не смотря на упомянутые моменты, изменения в китайской политике выглядели разительными. Был взят курс на переход от конфронтации к преодолению разногласий и сотрудничеству на мировой арене.

Установки XII съезда КПК открыли путь к осуществлению новой политической линии, но она закреплялась постепенно, в борьбе мнений, через мучительное преодоление стереотипов, трудное урегулирование конфликтов.

На американском направлении перемены выразились в ужесточении китайских позиций по спорным вопросам и в дистанционировании КНР от США на международной арене. Пекин перестал идти навстречу американским предложениям и призывам стратегического характера, все настойчивее фиксируя независимость и самостоятельность собственного внешнеполитического курса.

Параллельно намечались сдвиги и в советско-китайских отношениях. Осенью 1982 г. была достигнута договоренность о проведении политических консультаций между КНР и СССР. Объем двустороннего товарооборота вырос в том же году на 50 %, состоялись первые после длительного перерыва взаимные визиты делегаций. Пекин взял курс на расширение связей со всеми странами социалистического содружества (исключая Вьетнам), на восстановление связей с большинством коммунистических и рабочих партий. Было заявлено, что КПК строит свои взаимоотношения с зарубежными коммунистами независимо от их близости к КПСС. Компартия Китая признала, что в прошлом допускала в отношении других партий ошибки и промахи, которые повлекли за собой отрицательные последствия.

Энергичные усилия предприняло китайское руководство по укреплению позиций КНР в развивающемся мире. Китай все активнее взаимодействовал с движением неприсоединения, «группой 77», организовывал мероприятия по налаживанию сотрудничества «Юг -- Юг». Углублялись связи со странами АСЕАН, были внесены коррективы в подход к Индии. Улучшились отношения с рядом левых правительств и движений (Анголой, Эфиопией, Никарагуа, Африканским национальным конгрессом и другими).

Изменяя многие параметры своей политики, Китай не хотел, однако, портить связи с Западом. В 1983-1984 гг. КНР удалось добиться от США и их союзников важных уступок в политических и экономических вопросах. Отношения между сторонами стабилизировались и продолжали наполняться материальным содержанием. Контакты развивались в различных областях, в том числе и военной.

Однако, не смотря на перечисленные изменения, баланса в отношениях КНР и Западом и Востоком, а главное, с США и СССР, достигнуто не было. Основное препятствие заключалось в том, что в китайской столице Советский Союз все еще рассматривали как «главную угрозу» национальной безопасности КНР.

Ближе к концу 1988 г. китайское руководство выдвинуло концепцию нового международного политического порядка, предусматривающую перевод отношений между всеми государствами на принципы мирного сосуществования. На этом фоне развивались и укреплялись советско-китайские отношения. По словам Дэн Сяопина, больше всего КНР на тот момент интересовало смягчение напряженности в мире.

Трагические события весны 1989 г., произошедшие на площади Тяньаньмэнь, на несколько лет отодвинули решение проблемы демократизации китайского общества на задний план. Сдвиги наметились только в 1992 г., на XIV съезде Компартии, признавшей необходимость политических преобразований в КНР.

Однако многое из того, за что боролись студенты весной 1989 г., сегодня в Китае реализовано на практике. Экономические реформы шаг за шагом приближают Китай к реальному, пусть управляемому «социалистическому», но к рынку. Политические преобразования, пусть медленно, но осуществляются. Может быть, это и верно: здесь поспешность может только навредить. И что самое главное, жива и набирает силу консолидирующая китайское общество идея «возрождения Великого Китая», ради реализации которой, по мнению большинства китайцев, можно смириться с временными «недемократическими неудобствами».

Одержимая именно этой идеей китайская молодежь яростно протестовала в мае 1999-го против НАТО после ракетных ударов по Посольству КНР в Югославии. Ущемленное национальное достоинство, равно как и действия стран «подлинной демократии», затмили «демократические амбиции» китайской молодежи. А десятилетняя годовщина событий на площади Тяньаньмэнь была отмечена на удивление спокойно.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что политическая реформа в КНР началась значительно позднее социально-экономических преобразований. Важным направлением реформы явилась перестройка правительственных органов, упрощение аппарата управления, разделение функций партийных и государственных органов, кадровая политика и т. д. Однако трагические события 1989 г., ознаменовавшие кризис политической системы КНР, свидетельствовали как о развитии демократических тенденций в китайском социуме, так и о неудовлетворенности общества процессом политических преобразований.

Подводя итог третьей главе, важно отметить и тот факт, что концепцией реформы не предусматривалось создание новой модели политической системы, речь шла именно о «самосовершенствовании и саморазвитии» социализма с сохранением доминирующей роли партии, государства, повышением эффективности их деятельности. Политическая реформа КНР была вызвана объективной необходимостью, связанной с несоответствием требований динамично развивающейся исторической, социально-экономической действительности существующей политической системе.

С 1978 года в Китае началось проведение политики реформ и открытости, это одно из самых важных, величественных и приковывающих внимание событий с 70-х годов 20-го века. 30 лет проведения политики реформ и открытости в современной истории Китая стали годами, когда общественные производительные силы стремительно развивались, совокупная мощь страны небывало нарастала, народ получил огромные реальные выгоды, международное положение Китая явно повысилось, что позволило Китаю осуществить переход от плановой экономики к социалистической рыночной экономике, переход от крупной сельскохозяйственной страны к промышленной державе. Реформа и открытость Китая проводится под руководством теоретической системы социализма с китайской спецификой и имеется яркие особенности.

Во-первых, в характере реформ соблюдается самосовершенствование и развитие социалистической системы.

Реформа и открытости проводится в соответствии с основными реалиями страны, характеризующимися тем, что Китай находится и будет долговременно находиться на начальной стадии социализма. Это имеет два значения: во-первых, Китай уже создал социалистическую систему, мы должны твердо придерживаться этой системы и социалистического пути; во-вторых, Китай все еще находится на начальной стадии социализма, социалистическая система далека от совершенства, очень незрелая, укрепление и развитие социалистического строя потребуют прилежной и упорной борьбы нескольких поколений, десяти с лишним или даже нескольких десятков поколений людей.

Во-вторых, в направлении реформ придерживаться ориентирования на рынок.

В 1984 году на 3-м пленуме ЦК КПК 12-го созыва было выдвинуто, что социалистическая экономика -- это "плановая товарная экономика", что стало основным определением характера социалистической экономики. В 1987 году 13-й съезд КПК разработал новый механизм функционирования экономики -- "государство регулирует рынок, рынок ориентирует предприятия". В 1992 году 14-й съезд КПК четко определил цель реформы: создать систему социалистической рыночной экономики.

В-третьих, по модели целей реформы выбрано создание социалистической рыночной экономики.

Социалистическая рыночная экономика зиждется на основной экономической системе, при которой общественная собственность играет доминирующую роль и совместно развивается экономика, базирующаяся на нескольких формах собственности, эта система, обладающая основными характеристиками рыночной экономики, и твердо придерживающаяся социалистического направления, представляет собой органическое слияние социализма и рыночной экономики.
В-четвертых, по методам реформы придерживаться принципа от легкого к сложному, постепенно углублять, последовательно продвигать.

В-пятых, в общем плане реформы придерживаться единого и всестороннего планирования, налаживать ряд важных отношений.

Как следует наладить отношения между реформой села и городских реформ. Наладить отношения регулирования интересов и инновацией механизма, институциональной инновацией. Наладить отношения между реформой предприятий общественной собственности и развитием необщественного сектора экономики. Наладить отношения между внутренними реформами и внешней открытостью. Наладить отношения между реформой, развитием и стабильностью.

В-шестых, в движущей силе реформы полагаться на руководство партии и правительства, уважать дух народной инициативы, в полной мере развертывать роль теоретических кругов.

В-седьмых, в оценке мер, способов и результатов реформы твердо придерживаться критерий "трех благоприятствования" (благоприятствование развитию производительных сил социалистического общества, благоприятствование росту совокупной мощи социалистического государства и благоприятствование повышению жизненного уровня народа).

С помощью критерий "трех благоприятствования" оценивать меры, способы и результаты реформ -- это является важным опытом для преодоления препятствий одно за другим, для достижения победы за победой в реформах и открытости, а также является конкретным использованием принципа "практика является единственным критерием для проверки истины" .