Как заинтересовать ребенка в изучении иностранного языка. Сравнение с другими детьми

В последний месяц перед школой у родителей ещё есть шанс изменить отношение ребёнка к английскому. Мы расскажем, что нужно сделать уже сейчас, чтобы уроки иностранного языка в новом году приносили только удовольствие, а не висели дамокловым мечом над раздражённым ребёнком.

1. Ищем практическое применение языка сейчас, а не в перспективе

Распространенное заблуждение - ждать, что ребенка вдохновят рассказы о том, сколько возможностей откроет для него знание английского языка в будущем: путешествия по миру, высокооплачиваемая работа, свободное общение с иностранцами. Безусловно, это важно! Только все эти «плюшки» будут когда-то потом, а садиться за зубрежку и отрываться ради неё от любимых дел надо уже сейчас.

Так что нужно работать с тем, что есть. Может, ваш ребенок - поклонник зарубежных музыкантов: постоянно слушает песни любимых групп, обвешивает комнату постерами с их изображениями и мечтает попасть на концерт? Тогда без английского языка тут не обойтись. Ведь только зная его хорошо, можно наслаждаться игрой слов в текстах песен или смотреть интервью в оригинале. А может, он сутками смотрит сериалы и мультфильмы и с нетерпением ждет выхода новых сезонов? Дубляж на русский ждать долго, так что проще начинать смотреть всё в оригинале.

2. Учим английский язык в игровой форме

Тут даже придумывать ничего не надо! Просто вспомните, во что вы любили играть с ребёнком, когда он был маленьким: кто назовет больше слов на букву «А», игра в антонимы, я знаю пять названий деревьев - во все эти игры отлично играть на английском. Особенно актуально такое развлечение в пробках, очередях или других ситуациях вынужденного безделья.

Кроме того, можно купить домой настольные игры на английском и собирать всех за большим столом.

Это не только полезное образовательное занятие, но и хороший повод провести время с семьей и друзьями, что не менее важно!

3. Устраиваем соревнования и поощряем победителей

Участвовать в соревнованиях детям нравится иногда даже больше, чем играть в игры. Они вносят азарт, и учить английский становится веселее! Кто быстрее освоит новые правила грамматики? Сколько новых слов максимально можно узнать за день? Кто выучит больше стихотворений на английском языке к сентябрю? Конечно, победителя должна ждать награда, за которую хочется побороться. А для остальных участников стоит предусмотреть утешительные призы.

4. Пусть английский язык поможет ребенку стать увереннее в себе

Создавайте ситуации, в которых ребенок может применить знания на практике: попросите его перевести инструкцию к новой технике или помочь найти на зарубежных сайтах сведения, которые вам нужны по работе. Только делайте это по-настоящему, когда вы действительно в этом нуждаетесь. Не стоит выдумывать такие задания искусственно. Дети считывают фальшь и могут воспринять это как манипуляцию.

5. Ищем хороших преподавателей и языковую среду

Учитель сильно влияет на желание или нежелание учиться. Английский язык - не самый простой предмет, и от того, как подается материал, сильно зависит увлеченность им. Согласитесь, когда тебе объясняют правило, а ты чувствуешь, что не понял ни с первого, ни с десятого раза, то чаще всего это вызывает злость и желание бросить учёбу. Некоторых людей это, конечно, раззадоривает. Но всё-таки давайте не будем создавать лишние преграды и позаботимся о том, чтобы найти преподавателя, чьи уроки будут понятными и интересными.

Также стоит обратить внимание на языковые клубы, где собираются в неформальной обстановке, чтобы пообщаться, обсудить новый фильм или, например, поиграть в мафию.

Знание английского языка в современном мире невозможно переоценить. Он пригодится в отпуске во время отдыха за границей и поможет найти общий язык с иностранцами. Молодые люди, владеющие английским языком, имеют возможность просматривать англоязычные вебинары и посещать иностранные сайты, заниматься саморазвитием и владеть более полной информацией о событиях в мире. Больше выбора в поисках работы.

С каждым годом все больше родителей понимают значимость знания английского языка и хотят, чтобы их дети овладели им в совершенстве. Но как мотивировать ребенка, который не понимает, зачем ему непонятный язык, если все вокруг говорят только на русском?

Пробудить должный интерес

Первое, что необходимо, это вызвать интерес. Бесспорно, интерес у ребенка к чему-либо, как правило, краткосрочный. Но ведь это только начало. Обратите внимание на его любимые мультфильмы. Объясните, что это русский перевод, а настоящий голос любимых героев звучит на английском языке. Попробуйте перевести вместе англоязычный мультфильм. Услышав непонятную речь, малыш захочет узнать, о чем говорят главные герои. Любопытство - уже хороший признак.

Расскажите о людях, которые населяют нашу планету. Ребенку интересно будет узнать, что не у всех такой же цвет кожи как у него. А кроме того, все разговаривают на разных языках, и понять друг друга смогут, только посещая уроки английского языка .

Малышу интересно будет узнать, что он уже овладел многими иностранными словами. И в этом нет никакого обмана, ведь телефон, ноутбук, телевизор и интернет имеют иностранное происхождение. Многие любимые герои, такие как Бэтмен и Супермен тоже английские. Расскажите, что их имена означают и почему их назвали именно так.

Постепенно и постоянно прививать любовь к языку

Не думайте, что однажды проявив любопытство, ваш ребенок начнет изъявлять желание изучать английский регулярно. Любовь к нему нужно прививать постоянно, не оказывая давления и не нагружая большим объемом информации. Уроки не должны вызывать неприятные чувства. Иначе ребенок будет капризничать, и пропускать мимо ушей все, чему его пытаются научить.

Ежедневно употребляйте английские слова в общении, особенно те, которые ребенок чаще всего слышит в вашей семье. Если любимая игрушка ребенка машинка, расскажите ему, как она звучит на английском. Какой у нее цвет. Как звучит домашний питомец или любимое занятие.

Английский язык должен ассоциироваться с чем-то приятным

Дети любят играть. Им в радость скорее играть, чем учиться. И если английский язык у них будет вызывать ассоциации с интересной игрой, это придаст маленькому будущему полиглоту дополнительный интерес. Главное найти идею как сделать английские слова элементом игры.

Дети любят рисовать, танцевать, петь. Чередуйте слова с русского на английский, и не забывайте подбадривать и хвалить, когда ребенок угадывает зверушку на карточке по-английски, или запоминает, как звучат нарисованные вещи. Очень познавательным будет посещение зоопарка. Вы сможете вместе не только посмотреть на экзотичных животных, но и выучить их название.

Узнайте, о чем поют в песенках любимых мультфильмов. Или попробуйте перевести вместе. Подпевайте, когда песенка звучит вновь. Разумеется, тут не стоит акцентировать внимания на произношении или чем то еще. Важен проявленный интерес и приятные ассоциации.

Ни в коем случае нельзя показывать раздражение или злость, если он забыл или неправильно ответил на вопрос.

Проявите фантазию, индивидуальный подход даст малышу лишний интерес к языку, ведь родители других детей не придумывают таких игр, какие придумываете вы. Развивающие занятие для детей подготовят их к школьным занятиям, которые не всегда бывают настолько интересными, чтобы самостоятельно проявлять рвение.

Не забывайте проявлять интерес. Спросите, что он выучил, что запомнил, а что не смог. Хвалите, это важно. Если вы решили нанять репетитора, то выбирайте тех, кто любит детей и имеет большой опыт работы с ними. Почитайте отзывы, просмотрите рекомендации, в интернете есть вся необходимая информация. Обязательно поинтересуйтесь у ребенка, нравится ли ему педагог и его занятия. Если ответ отрицательный, то лучше найти другого репетитора. Методы преподавателей должны быть не менее интересными, чем ваши домашние занятия. Так ребенок не растратит интерес к урокам в дальнейшем.

Не забывайте об играх. С возрастом у ребенка меняются игры, но поход к ним должен оставаться неизменным - разбавочное использование английских слов во время игры.

Очень помогает в развитие интереса к языку хорошая литература. Понятная и красочно оформленная книжка с английскими словами станет неизменным атрибутом для ребенка перед сном. Однако, не всем детям интересны популярные сказки. Если ваш ребенок не любит одну их них, замените ее на ту, которая ему интересна.

Если в течение часа вы будете заниматься одним и тем же, будьте уверены, это надоест. Дети большие непоседы, в них полно энергии. Поэтому уроки не должны быть однообразными. Каждые 15 - 20 минут необходимо менять вид деятельности. Чтение сказок на протяжении часа только усыпит дитя. Прекрасно, если вы добивались именно этого эффекта. Но если вашей целью было привить ребенку некие знания английского, то занятия должны отличаться разнообразием.

Итоги

Будет или не будет ваш ребенок проявлять интерес к английскому языку, во многом зависит от вас. Главное, подойти творчески к процессу и исключить любую академичность. Этим он займется после школы, в высшем учебном заведении. Проявляйте такой же интерес, какой хотите видеть в своем чаде. Ведь дети очень чувствительны к фальши. Будьте заинтересованы сами, и ваш ребенок непременно проявит собственную заинтересованность. И помните, задача изучения языка на первых этапах не ставится. Ребенок сам поставит ее перед собой, когда подрастет, если вы сумеете в этом его заинтересовать.

Павел Буртовой

Видеодизайнер питерского медиаканала «Первое популярное телевидение». Увлекается кинематографом, анимацией и всем, что с этим связано.

Сын изучает в школе английский язык уже второй год. Недавно я выяснил, что знания его в этой области просто ужасны. Проблемы обнаружились даже с алфавитом. Надо было что-то делать.

Метод запоминания слов при помощи двухсторонних карточек в нашей ситуации почему-то не работал. Наверное, из-за плохого знания алфавита. О разных программах для смартфона я вообще молчу: к изучению языка у ребёнка не нулевая, а, скорее, отрицательная, чтобы этими программами можно было его заинтересовать.

Пришлось, опираясь на опыт предшественников, разработать и обкатать свой метод. Ну и лично руководить процессом обучения.

Немного теории

Запоминание можно свести к циклическому процессу из трёх компонентов:

  1. Восприятие.
  2. Повторение.
  3. Тестирование.

Когда мы хотим, чтобы информацию запомнил ребёнок, задача усложняется: непонятно, насколько качественно он её воспринял, сколько раз повторил, а тестирование ученика приводит к стрессу и отрицательным эмоциям в случае плохого результата.

Рассмотрим все три составляющие процесса запоминания и то, как их можно улучшить.

Восприятие

Для качественного восприятия желательно задействовать как можно больше видов памяти: слуховую, зрительную, моторную. Можно ещё добавить такую разновидность, как вербальная память.

Повторение

При повторении материала, как это ни странно, действенным методом оказалась многократная запись изучаемых с одновременным их произношением.

Об этом способе я прочитал в мемуарах одного советского разведчика. Он называл такую методику самой эффективной для увеличения словарного запаса.

Объяснить эффективность сочетания многократного переписывания слов с одновременным их произношением можно тем, что в процессе задействованы все возможные виды памяти.

Переписывание позволяет автоматизировать процесс , обезличить его. Кроме того, записанные слова документально подтверждают факт повторения и позволяют выяснить, какой материал запоминается лучше, а какой - хуже.

Тестирование

При проверке знаний было бы хорошо скрыть от ребёнка сам факт тестирования, но оставить награду при его успешном прохождении. То есть спрятать кнут, но всячески выпятить пряник.

Если подтверждаются, то цикл «восприятие - повторение - тестирование» прерывается. Если нет - повторяем. Так появляется стимул быстрее выучить весь материал.

При этом знания получаются порционно и проверяются порционно, а не так: «Садись, сейчас я проверю, как ты выучил то, что вам сегодня задали».

Как работает метод

Так как алфавит сын знал не очень хорошо, мы начали именно с него. Я нашёл в интернете самые простые прописи, похожие на эти:

Сначала добился от сына полной ассоциации произношения каждой буквы с её написанием: это будет очень важно в дальнейшем. После алфавита перешли к словам. Для этого использовал и продолжаю использовать обычную ученическую тетрадь в линейку либо листы из такой тетради. На полях пишу русские значения слов (выражений), которые предстоит выучить.

На соответствующих строчках надо написать эти слова . Так как каждое слово новое, разрешаю первый раз переписать его из учебника. Затем сын пишет слово столько раз, сколько поместится в строке.

При этом он не только пишет, но и каждый раз произносит слово вслух.

По окончании лист переворачивается, а там сюрприз! На полях те же самые русские слова, а их английскими аналогами нужно заполнить все строчки, но без подглядывания в учебник.

Три важных момента:

  1. Я на ребёнка , не упрекаю его за ошибки.
  2. Если он не помнит написания, то я произношу его по буквам (вот где пригодится хорошее знание алфавита).
  3. Если ребёнок написал и произнёс слово без подсказок с первого раза, то между нами есть уговор, что он не повторяет его на всей строке. В дальнейшем слово из списков изымается. Считается, что оно выучено и цикл «восприятие - повторение - тестирование» для него завершён.

Процесс повторяется, пока все слова из первоначального списка не будут исключены. На фото внизу примерно четвёртая итерация.

Таким же образом мы ранее учили с сыном алфавит. Я на полях писал по-русски «эй», «би», «си», «ди» и так далее, а сын заполнял строки английскими прописными и строчными буквами.

Плюсы и минусы метода

У метода есть несколько сильных сторон. Задействованы практически все виды памяти: слуховая, зрительная, вербальная и моторная. Обучение обходится без стресса, ученика не страдает.

Правила игры простые и честные. Можно сказать, что метод работает автоматически и результат появляется как бы сам собой. Яркая демонстрация диалектического принципа перехода количества в качество. Алгоритм применим для повторения забытого материала и легко масштабируется для разных объёмов слов.

Метод даёт ученику объективные критерии достижения цели. Появляются реальные стимулы побыстрее всё выучить и пойти гулять.

Минусы такого способа обучения тоже очевидны: нужно много бумаги и «надсмотрщик».

Написание и произношение английских названий дней недели сын выучил за вечер. На следующий день получил на проверочной работе пять, похвалу и удивление учителя. И это не единственный успех.

Ещё интересно было наблюдать, как материал, если его не повторять. Первым делом улетучивается способность писать без ошибок, потом начинает страдать произношение, в последнюю очередь забывается звучание слова. Но вот способность узнавать его в тексте сохраняется надолго.

Не думаю, что метод является идеальным, но, используя описанные механизмы запоминания, всегда можно придумать что-нибудь своё.

Маленькие дети обладают удивительной особенностью: быстро воспринимать и запоминать полученную новую информацию. Данные и сведения, которые с трудом запоминаются и даются взрослому человеку, маленькими мальчиками и девочками «схватываются на лету».

Иностранный язык для современного успешного человека играет важную роль. Именно по этой причине родители стремятся обеспечить получение знаний по английскому, французскому или немецкому в раннем возрасте.

Чтобы занятия были эффективными, необходимо вызывать у сына или дочери искренний интерес. Только в этом случае уроки дадут желаемый результат.

Полезная информация

Для детей школьного возраста иностранный язык – это просто очередной предмет в школе, где происходит лишь формальное его изучение. Ребенок ощущает необходимость в изучении так же, как в решении математических примеров или написании сочинения. Поэтому ученики не ощущают энтузиазма и не заинтересованы в изучении английского, французского или другого языка. Формальная атмосфера провоцирует малую эффективность от учебного процесса.

Стоит отметить, что согласно официальным данным и проведенным исследованиям юные ученики лучше усваивают знания в возрасте от трех до десяти лет. Именно в этот период у них развивается правое полушарие. Как же в этом возрасте вызвать интерес к иностранному языку?

1. Репетиторы. Целесообразно воспользоваться услугами репетиторов, которые предлагают проведение уроков по специально разработанным методикам для юных учеников. Именно индивидуальные занятия помогут получить требуемый результат, так как педагог разрабатывает специальную программу с учетом способностей будущего ученика и других немаловажных факторов.

Очень важно, чтобы выбранные педагог имел большой опыт работы с детской аудиторией, например, обладал стажем в школе. При выборе необходимо обратить внимание на отзывы бывших учеников и их родителей.

Немецкий, французский и английский по скайпу – прекрасный современный вариант дистанционного обучения, помогающей сэкономить время и деньги.

2. Общение. Очень важно погрузить детей в языковую среду. Чтобы закрепить знания, полученные от репетитора, необходимо регулярно просматривать с ним вместе мультфильмы и видео, которое интересно «юному вундеркинду». При просмотре необходимо общаться: задавать вопросы или отвечать на них.

3. Создайте активную языковую среду. Если родители владеют иностранным языком, то необходимо постараться постоянно общаться на нем. Дети любят выглядеть «умными», поэтому можно интересоваться у них, как будет звучать на французском, немецком или английском тот или иной предмет, вещь или изделие, делая вид, что вы не знаете правильный ответ.

4. Игра. Любой малыш в несколько раз лучше осваивает иностранную речь, если обучение происходит в игровой форме. Поэтому важно, чтобы и репетитор, и родители преподносили необходимые знания с помощью игрушек и т.д.

5. Искренний интерес. Ребенок часто не показывает, что у него чего-то не получается и из-за этого могут возникнуть комплексы, которые в будущем будут очень мешать. Родители нередко видят это, но в определенных ситуациях не замечают. Поэтому очень важно аккуратно поинтересоваться у своей дочери или сына: что у него не получается, что дается с трудом, какие у него проблемы при обучении иностранному языку. Не при каких обстоятельствах нельзя повышать голос или ругаться. Это приведет к негативному воздействию на детскую психику и закрытости.

Опытный репетитор, регулярное просматривание мультфильмов и прослушивание детских песен на английском, немецком или французском, активное участие родителей в процессе обучения приведут к желаемому результату.

Многие спорят о том, в каком возрасте стоит начинать обучение ребенка английскому языку. Если Вы хотите развивать двуязычие, стоит начать уделять внимание обоим языкам.

Обратим внимание на то, что два языка должны использоваться абсолютно равное количество времени. Если уделяете 30 минут русскому, уделяйте 30 минут и английскому. Если такая задача кажется Вам непосильной, начинайте обучать ребенка иностранному языку тогда, когда он хорошо говорит на родном.

Итак, как увлечь ребенка английским языком?

Маленькому ребенку вся деятельность, в которую он вовлечен, напоминает игру. А поэтому в такой игре должны использоваться карточки, цветные картинки, игрушки, посуда, стихи, рифмы, и, конечно же, фантазия преподавателя. С точки зрения маленького карапуза, с ним происходит все то же самое, что и раньше, только на ином языке. Погружаясь в игру, ребенок невольно повторяет все, что ему говорят. Но главной задачей является постоянная смена деятельности, чтобы ребенку не стало скучно.

  • Младший школьный возраст, или Через компьютер - к английскому

Дети младшего школьного возраста стремятся к получению интересной информации. Не стоит записывать ребенка на курсы, напоминающую школу. Таким образом желание выучить английский язык только снизится к минимуму. Найдите , где будут использоваться многочисленные виды работы, такие, как имитация, проектная и изобразительная деятельность, сюжетно-ролевые игры, настольные игры, игры с карточками и прочее.

Задача родителей дома – поддерживать стремление ребенка к получению новых знаний. Если ребенок хочет прочесть книгу на английском языке, необходимо найти ту самую книгу и помочь ребенку освоить ее. Задействуйте также видеоигры, аудиокниги, песни на английском языке. Используйте всю силу интернет-паутины для того, чтобы ребенок мог реализовать полученные знания: читать, переводить, пересказывать. Влияние родителя в маленьком возрасте достаточно высоко, поэтому используйте его во благо.

  • Вижу, слышу, повторяю, или

Еще одним способом заинтересовать ребенка английским языком является онлайн-обучение. С помощью таких занятий ребенок может освоить язык вместе с родителем, не выходя из дома. Современные методики позволяют максимально вовлечь ребенка в изучение языка, благодаря чему уже через короткий промежуток времени Вы заметите результаты.

  • Hello! Hi! How are you doing? Путешествуем и изучаем язык

Возможность путешествовать является еще одним способом привлечь внимание ребенка к иной культуре. Не стесняйтесь объяснять вашему чаду, что мир полон открытий. Расскажите, что среди 7 миллиардов человек на Земле английский язык знают более 46% людей (включая носителей языка). Объясните ребенку, что для того, чтобы его поняли, он должен вместе стандартного «Привет» сказать «Hello», а вместо «Пока» сказать «Bye-bye». В ситуации, когда ребенок находится в иноязычном окружении, ему легче подстроиться, понять и повторить, чем, находясь дома, найти истинную причину изучать английский язык.

Фредерико Феллини говорил: «Другой язык – это другое видение жизни». (A different language is a different vision of life). Прививайте ребенку это другое видение, и он вырастет хорошим человеком.