Логистический подход к управлению системой предприятия. Курсовая работа: Специфика логистического подхода к управлению предприятием Логистический подход к управлению логистическими процессами

Александр Николаевич Митин

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и практики управления Уральской государственной юридической академии, главный редактор-директор Издательского дома «Уральская государственная юридическая академия»

Никита Геннадьевич Кормин

Финансовый директор ООО «ТрансЛогистик», аспирант кафедры теории и практики управления Уральской государственной юридической академии

Логистический подход к управлению персоналом организации

В последние годы в хозяйственной практике произошли существенные преобразования -увеличение скорости изменений в социальной сфере, постоянное усложнение взаимосвязей с окружающей средой. Необходимость все более точно реагировать на эти изменения привели к появлению концепции логистики, которая стала новой экономической категорией, отражающей современную реальность, характеризующуюся непрерывностью изменений, объединяемых в поток.

Быстрое развитие логистики обусловлено тем, что эта наука оказалась в центре современных проблем российского бизнеса. Переход от периода обретения предпринимателями самостоятельности к этапу развития рынка, заключающемуся в необходимости комплексного использования ресурсов, требует изменения предпринимательской философии. Основой ее становится объединение логистических партнеров в сквозном управлении материальными и другими потоками в организации на всем протяжении их движения. Кроме ускорения изменений не менее важной стороной современной предпринимательской деятельности являются усложнение отношений, повышение взаимозависимости в бизнес-деятельности - с партнерами: поставщиками и клиентами. Следует отметить, что термином «логистика» обозначают несколько понятий:

логистика как наука, объектом изучения которой является движение экономических потоков с целью их оптимизации;

логистика как управление хозяйственным процессом, обеспечивающее применение научных достижений на практике;

логистика как комплекс инфраструктурных элементов в экономике, связанный с обеспечением движения материальных потоков.

Логистику воспринимают как часть современной философии бизнеса, предпринимательского мировоззрения, концепции оптимизации деятельности предприятий в конкурентной борьбе.

По степени охвата объектов изучения и управления различают два подхода к пониманию логистики:

узкий, в соответствии с которым логистика охватывает операции по физическому перемещению товаров от поставщиков к потребителям и обеспечивает их доставку в требуемое время, место, в нужном количестве и с наименьшими затратами;

широкий, в соответствии с которым объектом логистики являются потоки разных видов (материальные, информационные, финансовые, кадровые), но при определяющем значении материальных.

Практика подтверждает правомерность расширенного понимания объекта логистики. Появляются такие направления, как банковская, транспортная, информационная логистика и др. Термин «логистика» используется в самых разных сферах деятельности и ситуациях, требующих точного согласования действий, строгой последовательности выстраивания операций.

Анализ определений, предлагаемых разными авторами в многочисленных публикациях, позволяет дополнить приведенное выше определение следующими аспектами:

логистика изучает и оптимизирует потоки всех видов в их взаимосвязи;

логистика способствует адаптации, устойчивости предприятий в быстро меняющейся рыночной среде;

логистика рассматривает всю цепь движения экономических потоков: «закупка сырья -производство - распределение - продажа - потребление» (логистика может рассматриваться как алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с требованиями потребителя);

логистика направлена на оптимизацию деятельности на основе координации и интеграции действий, участвующих в цепи фирм.

Сегодня преобладает взгляд на логистику как на транспортно-складскую технологию. С точки зрения формализации, этот подход содержит специфические множества логистических операций, которые образуют определенные совокупности технологий, таких как заготовительная, внутрипроизводственная и распределительная логистики. Однако, по мнению авторов, такой подход идет в ущерб многим другим сферам, где логистика оказывается очень эффективной. В основу транспортно-складской логистической деятельности положен этап воспроизводственного цикла, поэтому логистику данного вида можно характеризовать как функциональную. Технологии, связанные с продуктом на различных стадиях его изготовления, отображаются на множество технологий ресурсной логистики, представленной такими составляющими, как материальная (транспортно-складская), информационная, финансовая и кадровая логистики.

Если в разрезе системного подхода рассматривать предприятие как объект логистического воздействия, то управление им предполагает работу и с материальным, и с информационным, и кадровым, и, конечно, финансовым потоками. Тогда весь ресурсный потенциал фирмы (материальный, финансовый, информационный, кадровый, имиджевый и т.д.) можно показать в развитии, т.е. в каждый фиксированный момент времени организация будет представлена совокупным запасом из этих ресурсов.

Таким образом, логистика как совокупность алгоритмов и технологий может рассматриваться в системе координат трех и более измерений, отражающих основные направления и образующих главные составляющие логистической деятельности.

Логистика изучает особенности процессов, связанных с потоками, поэтому операционные термины непосредственно основываются на группе потоковых терминов: поток, материальный поток, информационный поток, финансовый поток, кадровый поток, поток услуг, поток основной, поток сопутствующий. В этой связи использование логистики дает новый угол зрения на деятельность фирмы и стратегию ее развития, изучая не ресурсы, а их движение в пространстве и во времени, под которым понимается непрерывное изменение состояния ресурсов - их количества, качества, места нахождения, принадлежности собственнику и т.д.

Если учесть, что движение имеет направленность, то можно уточнить: логистика исследует возникновение, преобразование и выход потоков за пределы экономических объектов (логистических систем).

Материальные потоки, безусловно, являются основными в производственной сфере бизнес-процесса. Основные понятия и концепции логистики очень хорошо соответствуют и такому сложному и важному виду ресурсов, как кадры, которые характеризуются высокой подвижностью. Поэтому понятие «кадровый поток» достаточно раскрывает необходимость постоянного отслеживания и управления изменениями в человеческих ресурсах. При таком подходе необходимо помнить обо всех особенностях, присущих человеческим ресурсам. Кадровые ресурсы не являются собственностью предприятия. Работники в кадровой логистике рассматриваются как партнеры,

заключившие с предприятием договор о найме. Как и с любыми другими логистическими партнерами, предприятие должно выстраивать отношения с ними, используя логистические принципы интеграции, компромиссов и др. Кадровая логистика должна обеспечить соответствие между имеющимися на фирме рабочими местами, предъявляющими определенные требования к работникам (квалификация, личные качества), и работниками, обладающими различными качествами, профессиональной подготовкой, квалификацией. Достижение этого соответствия происходит в условиях постоянных изменений требований, предъявляемых к работникам, так и требований, предъявляемых работниками к условиям и содержанию их труда. В связи с этим формирование движения кадровых потоков на предприятии предполагает постоянный выбор наиболее эффективных вариантов с учетом всех факторов и обстоятельств. Чтобы правильно осуществлять этот выбор, необходимо четко понимать целевую направленность фирмы в области кадров.

Во взаимодействие с фирмой работник вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумный и сознательный индивид, обладающий устремлениями, желаниями, эмоциями, моралью. Это взаимодействие всегда имеет более широкую область, чем выполнение определенных работ на определенном рабочем месте. В любом предприятии кроме трудовых операций и функций, обеспечивающих движение материальных, финансовых, информационных, сервисных потоков, работники вступают в личные взаимоотношения, создавая тем самым культурную среду, социальный климат фирмы.

Кроме того, человеческим ресурсам присущ долгосрочный характер использования и, что самое главное, возможность развития в процессе использования. Развитие кадров через обучение в процессе их трудовой деятельности - важная отличительная особенность данных ресурсов по отношению ко всем остальным.

Кадровая логистика предприятия имеет три основных логистических функции: оптимизация входящих кадровых потоков в соответствии с потребностями фирмы, оптимизация внутренних кадровых потоков - использование кадров, развитие кадров и оптимизация выходящих кадровых потоков - высвобождение кадров (см. таблицу).

Структура кадровой логистики

Оптимизация Оптимизация внутренних потоков Оптимизация

входных потоков использование (обучение) развитие выходных потоков

Анализ обеспеченности кадрами Организация труда Обучение Планирование высвобождения работников

Планирование персонала Мотивация Планирование служебной карьеры Высвобождение (увольнение)

Отбор Оплата труда Социальное развитие Анализ обеспеченности кадрами

Прием Контроль Формирование культуры и имиджа фирмы

Адаптация Оценка работников

При таком подходе логистика должна обеспечить оптимальный баланс между входящими и выходящими кадровыми потоками, чтобы кадровый потенциал предприятия развивался в соответствии с развитием этого предприятия. Оптимизация и рационализация кадровых потоков являются главной целью и содержанием кадровой логистики. При этом, говоря об оптимизации, необходимо указать цель движения кадровых потоков. Только в таком случае можно судить об эффективности ее достижения.

При традиционном подходе управление каждым предприятием или его структурным подразделением, через которые проходит кадровый поток, осуществляется обособленно и задача оптимизации управления параметрами сквозного потока не ставится. В этом случае отдельные улучшения на пути движения кадрового потока, которых добивается какое-то предприятие (подразделение), могут не только не получить дальнейшего развития, но и быть разрушены. Таким образом, результирующие показатели движения кадрового потока (скорость, стоимость, качество составляющих его единиц и т.д.) складываются случайно и поэтому далеки от оптимальных.

При логистическом подходе управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и миссии организации. Определяя то, для чего создана и существует фирма, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше понимать не только то, что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Миссия - это

философия фирмы. Она определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми фирма осуществляет свою деятельность. Поэтому миссия связывает, ориентирует интересы и ожидания людей, имеющих к ней отношение. Смысл существования фирмы формулируется как отражение взаимосвязанных целей и интересов различных групп людей, заинтересованных в ее функционировании и оказывающих влияние на содержание и направленность ее деятельности. Такими группами являются:

собственники, создающие и развивающие фирму для того, чтобы за счет результатов ее деятельности удовлетворять свои потребности;

работники, которые своим трудом обеспечивают ее деятельность, получают оплату и удовлетворяют за счет этой оплаты свои потребности;

покупатели, которые приобретают продукцию фирмы и удовлетворяют с ее помощью свои потребности;

деловые партнеры, которые оказывают фирме услуги и получают за это плату; общество, получающее от фирмы в виде налогов часть создаваемой ею прибыли.

Субъектам внешней среды - покупателям, деловым партнерам и обществу в целом - миссия дает представление о фирме, способствует формированию ее имиджа. Для собственников и работников миссия создает возможность установления непротиворечивых целей деятельности, способствует выработке корпоративной культуры. Таким образом, миссия определяет целевые ориентиры кадровой логистики. При этом выстраивается необходимая последовательность, согласованность и взаимоувязка действий различных предприятий (подразделений), участвующих в едином потоке движения кадров: от приема на работу к его использованию, развитию и высвобождению. То есть выстраивается логистическая система управления сквозными потоками. В логистической системе управления происходит согласование отдельных кадровых процессов, осуществляемых различными подразделениями организации. При этом управленческие функции выполняются подразделениями самостоятельно, но при условии, что удовлетворяется общий критерий - оптимизация кадрового потока как единого целого.

Цель кадровой логистики можно сформулировать на основе общего логистического правила «семи Н»: обеспечить предприятие Нужными кадрами Необходимой квалификации в Нужное время (учитывая потребность в людских ресурсах на данный момент и на перспективу) в Необходимом количестве в Нужном месте (для выполнения конкретных работ) Необходимыми структурным подразделениям фирмы, с Наилучшими затратами (на оплату труда и другие расходы по содержанию персонала).

Управление кадровыми потоками требует выполнения функций управления (прогнозирования, планирования, организации, контроля, анализа, регулирования, мотивации), что возможно только в определенных организационных структурах. Это предполагает использование в логистике группы структурообразующих терминов, к которым следует отнести: логистическое звено, логистическую цепь, логистическую сеть, логистическую систему, микрологистическую систему, макрологистическую систему, мезологистическую систему, элемент логистической системы. Логистическое звено (отдельный работник) является неделимой минимальной единицей логистических структур и лежит в основе определения значений таких терминов, как «логистическая цепь» (связанные между собой линейной зависимостью подразделения), «логистическая сеть» (подразделения, имеющие функциональные и перекрестные связи), «логистическая система» (организационная структура), «элемент логистической системы» (подразделение, цех, участок).

Таким образом, логистика как бизнес-концепция базируется на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов компании и может рассматриваться как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить ресурсы компании. Следовательно, логистическая оптимизация, не разрушая конкурентных преимуществ и уникальных достоинств каждого предприятия, должна обеспечить «связывание границ» разных и самостоятельных субъектов рынка; снижение затрат в результате оптимизации движения кадровых потоков как внутри, так и за пределами фирмы; повышение эффективности использования кадровых ресурсов за счет согласованности действий подразделений внутри фирмы и взаимодействия фирмы с партнерами; повышение качества предоставляемых потребителям услуг на основе более полного учета их интересов на всех стадиях прохождения продукции от замысла до потребителя.

Логистическая кадровая система предприятия может считаться результативной, если:

все работники четко понимают и активно участвуют в реализации целей и задач фирмы, подразделения, в котором работают;

выполнение персоналом должностных обязанностей четко соответствует предъявляемым требованиям;

персонал всех структурных подразделений фирмы эффективно взаимодействует друг с другом;

эффективно осуществляется взаимодействие с внешними партнерами; работники постоянно повышают знания и применяют их в практической деятельности; уделяется необходимое внимание гуманизации процесса труда (улучшение условий труда и профессионального роста сотрудников, справедливое материальное и моральное поощрение, развитая социальная политика и т.д.).

Управление кадровой логистикой предприятия - это системное, планомерно организованное воздействие на процессы формирования, распределения, перераспределения кадров предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работников в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития его кадров.

Таким образом, инвестиции в человеческие ресурсы и развитие кадрового потенциала, основанные на логистическом подходе, становятся одним из наиболее важных факторов конкурентоспособности предприятий, поскольку хорошо обученный персонал, с высоким уровнем мотивации на качественную работу имеет не меньшее значение, чем новейшие технологии и оборудование. Затраты, способствующие повышению квалификации и результативности труда работников, рассматриваются в современном бизнесе как инвестиции, которые будут многократно компенсированы возросшими доходами. Такой подход к управлению содержит новые возможности для оптимизации деятельности и повышения эффективности ее результатов.

Логистика включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций изучается в соответствующей дисциплине. Логистика - междисциплинарное научное направление. Принципиальная новизна логистического подхода -- органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Материальный поток - ключевое понятие логистики. С материальными потоками тесно связаны информационные потоки.

Цель логистического подхода -- сквозное управление материальными потоками Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособие. М.: Маркетинг, 2006. 432 с. - с.25. На первый взгляд, логистика несколько упрощает экономические процессы, останавливая свое внимание лишь на материальных потоках. Выделение материального потока в качестве объекта исследования и управления позволяет проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогнозировать их поведение, открываются новые возможности формализованного исследования экономических процессов.

Логистика должна рассматривать вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учеб. пособие. ГАС - Ростов, 2005. 298 с. - с.12

В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики: к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились термины - банковская логистика, информационная логистика и ряд других.

В настоящее время метод логистики начинает выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.

Логистика - это организация бизнес процессов на предприятии, призванная повысить эффективность управления материальными потоками и сопутствующими ему информационными потоками.

Логистика решает следующие задачи Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика: учеб. пособие для студентов вузов. М: Гардарики, 2006.153 с. - с.74:

  • - прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;
  • - определение необходимой мощности производства и транспорта;
  • - разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;
  • - разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;
  • - построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;
  • - разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, др. задачи.

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий.

Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится. В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток. При этом обособленность предприятий в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учеб. пособие. ГАС - Ростов, 2005. 298 с. - с.113

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия.

При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика: учеб. пособие для студентов вузов. М: Гардарики, 2006.153 с. - с.114:

  • - в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;
  • - в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

При логистическом подходе к управлению материальными потоками продолжают применяться общеизвестные методы планирования и управления. Однако переход от рассмотрения отдельных самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам требует расширения методологической базы управления материальными потоками.

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики.

Система (от греч. -- целое, составленное из частей; соединение) -- множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой Логистика: учеб.пособие для студентов вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Гардарики, 2006.463 с. - с.23.

Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

Третье свойство (организация). Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Цель логистической системы -- доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

  • - система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с окружающей средой, а затем внутри своей структуры;
  • - принцип согласования информормационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
  • - принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

Сравнение классического и системного подхода к формированию систем приведено в таблице 1 Логистика: учеб.пособие для студентов вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Гардарики, 2006.463 с. - с.22.

Таблица 1 - Сравнение классического и системного подхода к формированию систем

формирования

Классический подход

Системный подход

На первом этапе

Определяются цели функционирования отдельных подсистем

определяются цели функционирования системы

На втором этапе

Анализируется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем.

на основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система.

На третьем этапе

формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.

на базе этих требований формируются некоторые подсистемы

На четвертом этапе

осуществляется синтез системы через анализ различных вариантов подсистем и организацию их в единую систему

Формирование системы при классическом подходе к этому процессу происходит путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно

Системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система

  • > цель подсистемы
  • >требования к подсистеме
  • >формирование подсистем, которые в совокупности составляют систему
  • >цель системы
  • >требования к системе
  • >формирование подсистем
  • >система

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены: нужный товар - необходимого качества - в необходимом количестве - доставлен в нужное время - в нужное место - с минимальными затратами.

Известно, что на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ (ПРТС) на предприятиях приходится 80-90% времени, что обусловливает их значительную долю в себестоимости выпускаемой продукции.

Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. По данным фирм Samsung , Siemens , «Мицубиси», General Motors , 1% сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта.

Благодаря применению логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии:

Становится возможным эффективный переход на малосерийное

и индивидуальное производство;

  • налаживаются партнерские отношения с поставщиками;
  • сокращаются простои оборудования;
  • улучшается качество выпускаемой продукции;
  • сокращается производственный цикл и минимизируются затраты.

Основные проблемы логистики:

  • 1) оптимизация запасов. Содержание запасов требует отвлечения финансовых средств, использования значительной части материально-технической базы, трудовых ресурсов. Анализ опыта ряда фирм Западной Европы, использующих современные логистические методы организации производства (систему «канбан»), показывает, что применение логистики позволяет уменьшить производственные запасы на 50%;
  • 2) сокращение численности вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ;
  • 3) снижение потерь материалов. Любая логистическая операция - это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций - это сокращение потерь;
  • 4) улучшение использования производственных и складских площадей. Неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади, в частности при проектировании торговых оптовых баз неопределенность потоковых процессов вынуждает на 30% увеличивать площади складских помещений;
  • 5) снижение травматизма. Логистический подход органически вписывается в систему безопасности труда .

В логистической системе деятельность на стадиях производства материальных ресурсов и эксплуатации готовой продукции может также оцениваться и другими показателями.

Коэффициент отказа (брака) материальных ресурсов в процессе производства характеризуется уровнем качества материальных ресурсов, выявляемого на стадии производства готовой продукции:

где K QT - коэффициент отказа (брака) материальных ресурсов; ®пр К - процент брака материальных ресурсов, поставляемых данным поставщиком, выявленный в процессе производства; Б™" - минимальный процент брака, выявленный в процессе производства.

Коэффициент эксплуатационного брака характеризует количество рекламаций от потребителей по отказу готовой продукции в процессе эксплуатации в связи с браком материальных ресурсов:

где - процент брака материальных ресурсов, поставляемых

данным поставщиком, выявленный в процессе анализа рекламаций; - минимальный процент забракованной продукции по анализу рекламаций.

Эффективность хозяйственной деятельности современного предприятия зависит также от достижения управляемого резонанса логистической цепи - результата синхронизации его внутренних потоковых процессов и потоковых процессов логистических цепей, участником которых оно является.

Ключевые показатели управления логистической системой связаны с выполнением триады взаимосвязанных целей «быстрее - лучше - дешевле», обеспечивающих увеличение сбыта продукции и получение прибыли, к чему стремится любая предпринимательская деятельность. Поэтому в качестве обобщающего показателя эффективности функционирования логистической системы можно использовать общесистемный критерий эффективности производственнохозяйственной деятельности, получаемый с помощью стоимостных оценок результатов и затрат на ведение бизнеса.

Стоимостная оценка результатов складывается из показателей объемов реализации продукции и цены за единицу продукции. Затраты производственно-хозяйственной деятельности за определенный период времени складываются из затрат на трудовые, материальные, финансовые и информационные ресурсы, обусловленные выполнением заказов потребителей.

Стремление управлять эффективностью, оптимизировать издержки в течение всего жизненного цикла товара (от разработки до потребления) требует системного подхода к определению и снижению логистических издержек. Вследствие отклонения технико-экономических факторов от принятых при разработке планов возникают определенные потери или так называемые зоны выявления логистических издержек.

Уровень логистических затрат определяется их отношением к другим экономическим показателям, которыми характеризуется деятельность предприятия:

  • 1) объемы продаж изделий (товаров) и услуг;
  • 2) совокупные расходы предприятия;
  • 3) другие относительные показатели, например:
    • затраты на запасы - к среднему объему запасов на предприятии;
    • логистические затраты в фазе закупки (снабжения) - к объемам закупки материалов;
    • логистические затраты в фазе дистрибуции - к объемам продаж изделий (товаров) и услуг.

Среди показателей уровня логистических затрат различают показатели уровня:

  • совокупных логистических затрат (отношение величины логистических затрат к обороту предприятия, умноженное на 100%);
  • затрат запасов (отношение затрат на запасы к объему запасов, умноженное на 100%).

Величина издержек обращения может быть представлена абсолютной суммой (стоимостный показатель), объемным показателем (площадь помещений) либо относительным показателем - уровнем, который рассчитывается как удельный показатель.

Уровень издержек обращения представляет собой процентное отношение суммы издержек к объему товарооборота (уровень издержек отечественной розничной торговли составляет 18-20% при уровне рентабельности 4-6%). Он характеризует долю издержек в цене товаров и показывает, во что обходится доведение товаров от производства до потребителей (или обслуживание потребителей).

Зависимость между объемом товарооборота и издержками обращения можно выявить путем вычитания суммы издержек обращения за отчетный год из суммы издержек обращения за предшествующий год, пересчитанной на фактический товарооборот отчетного года. Для пересчета издержек предшествующего года необходимо сумму зависимых от товарооборота статей затрат умножить на темп роста товарооборота и к полученному результату прибавить сумму затрат по статьям расходов, независимых от товарооборота (условно-постоянных). Тогда сумму экономии можно определить как произведение фактического товарооборота на разность уровней издержек обращения (между отчетным и предшествующим годами), деленное на 100 (рассчитывается в сопоставимых ценах).

Для отдельных предприятий уровень издержек обращения зависит от структуры товарооборота. Так, для оптовых предприятий уровень издержек обращения определяется в процентах к оптовому товарообороту, в который включается как складской, так и транзитный оборот с вложением дополнительных средств (транзитный оборот без вложения средств при расчете уровня издержек обращения во внимание не принимается). Для розничного предприятия уровень текущих затрат определяется в процентах к розничному товарообороту.

Эффективность логистики может также проявляться в прямом повышении коэффициента возврата на активы предприятия, который является одним из основных показателей деятельности предприятия. Повышение эффективности дистрибуции и производительности снижает инвестиции в материалы и оборудование (уменьшение активов) и в то же время повышает прибыль, связанную с действующими дистрибутивными центрами. Положительное влияние оказывается одновременно на числитель и знаменатель коэффициента возврата.

Эффективное управление логистическими затратами предполагает увеличение одних из них и сокращение других. Однако существует часть логистических затрат, рост которых приведет к повышению общей эффективности коммерческой деятельности предприятия. В связи с этим систему показателей эффективности логистизации можно дополнить показателями дополнительного товарооборота:

где Т д - дополнительный товарооборот под воздействием затрат на логистизацию, руб.; Т с - среднедневной товарооборот до логистизации, руб.; П - прирост среднедневного товарооборота под влиянием логистизации, %; Д - количество дней учета товарооборота в период логистизации.

Экономический результат определяется соотношением между прибылью от дополнительного товарооборота, полученного под воздействием логистизации, и расходами на нее:

где Э 2 - экономический эффект от увеличения логистических затрат, руб.; Н г - торговая надбавка на товар, в процентах к цене реализации, %; Е - расходы на логистизацию, руб. Рентабельность логистизации:

где Р - рентабельность логистизации.

Таким образом, с помощью указанных выше критериев можно оценить уровень использования логистики на предприятии, а по результатам калькуляции издержек - их снижение от применения логистических технологий и концепций.

  • Гаджинский Л. М. Логистика: Учебник. - 16-е изд. - М.: Дашков и К°, 2008.С. 195-196.

Объектом изучения в "Логистике" как научной и учебной дисциплине, а также объектом управления в деятельности логиста является материальный поток и связанные с ним информационные, финансовые и иные потоки.

Логистический подход к управлению выделяет такую категорию как "сквозной материальный поток".

Отличия разных подходов к управлению материальными потоками можно выделить как на макро, так и на микро уровне и показать схематически:

Рассматривая микро уровень, необходимо заменить на схемах предприятия на подразделения (отделы) одного субъекта хозяйствования, а "картина", отражающая отличия, останется прежней.

В целом, отличие логистического подхода к управлению от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками - управление "сквозным материальным потоком".

Дополнительно прочитайте в учебниках:

1. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.- 2-е изд.- М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999. - стр. 22 - 24

1.3. СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ

МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ЭКОНОМИКЕ

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен. Общепризнанного же определения, которое отражало бы специфику логистики, пока не выработано. Поэтому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода

к управлению материальными потоками, как на микро-, так и на макроуровне.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 2). При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне

При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.



На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне

(уровень отдельного предприятия)

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.

Показатели материального потока на выходе (точка В)

управляемы и имеют заранее заданное значение

Рис. 5. Логический подход к управлению материальным потоком на микпоуровне (уровень

отдельного предприятия)

В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками. *

_________________________________________________

* В настоящее время в Российской Федерации за практической деятельностью по управлению материальными потоками начинает закрепляться название «логистика» вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.

3. Корсаков А.А. ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. - стр. 10 -11

1.5. Основные принципы логистики

Специфика существует как на микро, так и на макроуровне.

На макроуровне цепочка, через которую проходит материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 1). При этом, задача

управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. В результате такие показатели этого потока, как себестоимость и надежность, далеки от оптимальных. Сквозное управление материальными потоками, позволяет видеть и управлять всей системой в целом.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 2). При этом, предприятия согласованно управляют сквозным материальным потоком.

Например, нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в небольшом количестве, необходимого качества. В следствии этого, движение материального потока по всей цепочке осуществляется с минимальными затратами.

На микроуровне цепочка, через которую проходит материальный поток, состоит из различных служб одного предприятия (служб снабжения, производства, сбыта). При традиционном подходе задача оптимизации материального потока не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели на выходе из предприятия далеки от оптимальных и складываются случайно.

При логистическом подходе на предприятии выделяется задача управления сквозными материальными потоками. В результате показатели материального потока на выходе становятся управляемыми.

В целом, отличие логистического подхода к управлению от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками.

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками. Однако эта деятельность осуществлялась человечеством с давних времен. Об­щепризнанного же определения, которое отражало бы специфику логистики, пока не выработано. Поэтому остановимся несколько подробнее на специфике логистического подхода к управлению материальными потоками, как на микро-, так и на макроуров­не.

На макроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, состоит из нескольких са­мостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно (рис. 2). При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

Показатели сквозного материального потока на выходе

(точка А) складываются случайно

Рис. 2. Традиционный подход к управлению материальным потоком на макроуровне

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток (рис. 3).

На выходе (точка А) сквозной материальный поток

имеет заранее спроектированные, контролируемые

показатели

Рис. 3. Логистический подход к управлению материальным потоком на макроуровне

При этом обособленность предприятий - звеньев материалопроводящей цепи в значитель­ной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает по­ступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.

На микроуровне цепь, через которую последовательно прохо­дит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из раз­личных служб одного предприятия (рис. 4). При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального по­тока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели матери­ального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптималь­ных.


Рис. 4. Традиционный подход к управлению материальным потоком на микроуровне (уровень отдельного предприятия)

При логистическом подходе на предприятии выделяется и по­лучает существенные права служба, приоритетной задачей ко­торой является управление сквозными материальными потока­ми, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю (рис. 5). В результа­те показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми.


Показатели материального потока на выходе (точка в) управляемы и имеют заранее заданное значение

Рис. 5. Логический подход к управлению материальным потоком на микпоуровне (уровень отдельного предприятия)

В целом, принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от тра­диционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными по­токами; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечива­ющую эффективное управление сквозными материаль­ными потоками. *

* В настоящее время в Российской Федерации за практической деятельно­стью по управлению материальными потоками начинает закрепляться на­звание «логистика» вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.