Детские общественные организации и объединения. Детские общественные объединения: понятия, сущность О ключевых понятиях

Альтернативные скаутские организации были и есть порождением групп энтузиастов. Трудно определить черты, одинаково присущие всем им. Если в 1920-х гг. они не получили массовой поддержки в обществе из-за отрицания господствовавших церквей, совместного воспитания мальчиков и девочек (что в английском обществе не очень приветствовалось), участия в мероприятиях политических партий, то сегодня альтернативные движения и организации в сновном выступают за сохранение старых (“консервативных”) традиций, против модернизма, чрезмерной социализации скаутского движения. Хотя, конечно, это присуще далеко не всем группам (особенно новомодным). Сегодня трудно однозначно заявить, что обязательно победит это “новаторство”. Но в условиях, когда новолиберальные идеи завоевывают все больше сторонников (и не только в США), скаутинг вынужден будет либо измениться в очередной раз или резко и кардинально разделиться организационно. Так или иначе, и тогда и сейчас ни одно детское и подростковое движение не смогло противостоять массовому распространению скаутинга. Все эти группы не были и не являются какой-либо серьезной альтернативой скаутингу, существующему на принципах ВОСД или ВАГГГС.

ДОО – добровольное, закрепленное формальным членством объединение детей и подростков, построенное на принципах самоуправления, самодеятельности и организационной самостоятельности.

Деятельность детской общественно организации регламентируется следующими государственными нормативными актами: Гражданский Кодекс РФ; Закон РФ “О некоммерческих организациях”; Закон РФ “Об общественных объединениях”; Закон РФ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”.

По своему юридическому статусу детская общественная организация обладает следующими важнейшими признаками: наличие добровольного, официально оформленного членства. участие членов организации в управлении ее делами: выборы руководящих органов, контроль за их деятельностью, выработка программ деятельности организации и т.п. участие в обеспечении имущественной основы организации и организационно-структурная самостоятельность.

Цель деятельности ДОО можно рассматривать в 2-х аспектах. С одной стороны – как цель, которую ставят перед собой дети, объединившиеся в организацию, с другой стороны как сугубо воспитательную цель, которую ставят взрослые создавшие эту организацию для детей.

Детская общественная организация Свердловской области «Соболята» работает на территории Свердловской области 2,5 года. Главная цель организации - помочь юным жителям Свердловской области в гражданском становлении. Благодаря ее деятельности Свердловская область должна получить социально-полезные дела детей сегодня, и самостоятельных и активных взрослых граждан завтра.

Ежедневная деятельность отряда "соболят" планируется таким образом, чтобы дети имели возможность приобретать необходимые им знания по тем или иным специальностям не только теоретически, но и через участие и организацию различных мероприятий, акций, праздников, сборов, походов и т.д.

Каждый отряд (территориальная организация "Соболята") сдает план своей деятельности, принятый на совете отряда (организации) в областной совет детской общественной организации Свердловской области "Соболята", 1 раз в три месяца. Кроме того, к плану прикладывается информационный отчет о работе отряда (организации) за предыдущие три месяца.

Изучив ценностей детей и подростков как основы эффективного функционирования детских общественных объединений на примере ДОО «Соболята» мы пришли к выводам:

־большинство членов первичной организации идеалами своего

־объединения считает Правду и Добро;

־законы деятельности первичной организации и свое участие в ней основывает прежде всего на Дружбе;

־реализацию своих прав видит в существовании Равенства и Справедливости;

־из всех обязанностей и поступков членов объединения наиболее ценит Дела;

־основными нормами объединения считает Добровольность и Творчество;

־принципами деятельности первичной организации - Духовность и Гуманизм;

־ориентирами для деятельности - Милосердие и Миротворчество;

־заботами для своих дел и размышлений - Семью и Общество;

־организационная структура и деятельность первичной организации БРСМ построена, по мнению ее членов, прежде всего на принципе Сотрудничества.

Участие в деятельности детских объединений дает детям и молодым людям богатый неповторимый опыт общения, романтики, приключений, а также формирует активную гражданскую позицию, ответственность, инициативность и целеустремленность, знакомит с демократическими и правовыми нормами. Волонтерская деятельность на благо других людей, природы формирует в активистах детского движения нравственные ценности, гуманные качества. Такие дети и молодые люди могут принести много пользы обществу и своей стране.

Список использованных источников и литературы

2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24июля 1998г. .№124-ФЗ)Закон РФ об образовании (12.05. 1995)

4. Закон РФ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” (28 июня 1995г. №98 –ФЗ).

5. Актуальные проблемы современного детства: Сб. научных трудов. Вып. 4.

6. Богомолова Л.В., Голубева Т.Л. Подростковая культура. На подступах к диалогу. - М., 1992.

7. Борисова Л.А. Детское движение в современном обществе: концепция развития и воспитательные возможности // Народная школа. 1995. №6.

8. Быков А.К. // Социальные Технологии, Исследования, №2,2005. - с. 58-63

9. Детское движение. Вып.4Под руководством Т.А.Васильевой.Сост. и ред.:Т.В. Трухачева – М.,2004

10. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. - Н. Тагил, 1995.

11. Детское движение Москвы Ресурсы развития. Материалы социологического исследования. Сборник статей / под редакцией М.Е Кульпединовой. - М.: ИСПС РАО, 2005.

12. Детское движение. Вып.1. Сост. Т.В. Трухачева – М.,2004

13. Дымовска М., Колодзейчик У., Лимановска Б., Секутович К., Ставицка Б. Как эффективно действовать в организации - Варшава: Центр Инф. Жен. Об-в ОСЬКА, 1999. -164 с.

14. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. - М.: Голос, 2001.

15. Кабуш В. Т. Моральные ценности детского объединения. / Проблемы выживания. 2003. №6.- С.73-83.

16. Кон И.С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива).- М., Наука, 1988.

17. Крупская Н.К. РКСМ и Бойскаутизм // Вожатый. 1990. №1-2.

18. Кудинов В.Т. Общественное движение и организации детей и молодежи в России в XX веке: Афтореферат дис... д-ра пед. наук. -СПб., 1994.

19. Кульпединова М.Е. Детские общественные объединения как субъект воспитания. - М., 2002

20. Лебедев Д.Н. Подготовка юных организаторов. - М., 1993.

21. Максимова И.А., Федорова М.И. Что хотят школьники от детских общественных организаций. Воспитание школьников.2004, №6.

22. Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков. Монография. – Ижевск: ГОУВПО «УдГУ», 2005. – 352 с.

23. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Развитие социального партнерства в детском общественном движении // Зависимость, ответственность, доверие: в поисках субъектности: Материалы Международной научно-практической конференции 24-26 июня 2004 г.: В 2 кн. Кн. 1. Ежегодник Российского психологического общества / Отв. ред. Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин. М.-Ижевск, 2004. С. 139-144 (50%)

24. Мальцева Э.А. Детская общественная организация и социальное воспитание // Социальные инициативы и детское движение. Материалы международной научно-практической конференции 1-4 декабря 2005 г. / Отв. ред. Э.А. Мальцева, О.А. Фиофанова. Ижевск: УдГУ, 2005.

25. Мальцева Э.А. Законы детских объединений и организаций. ТИМ, 5-й выпуск. - М.: «Пресс-Соло», 1999. С. 72-74.

26. Мальцева Э.А. и др. Принципы деятельности детских общественных объединений. ТИМ, 5-й выпуск. - М.: «Пресс-Соло», 1999. С. 77-78.

27. Мальцева Э.А. Цель детского объединения. ТИМ, 5-й выпуск. - М.: «Пресс-Соло», 1999. С. 83-84.

28. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Детские общественные организации как объект и субъект социальной работы. Социально-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 16-17 декабря 2004 года / Под ред. Вострокнутовой Т.Ф., Сунцовой А.С. Ижевск: Издательство Министерства социальной защиты, 2005. С. 15-20.

29. Мальцева Э.А. Детская общественная организация // Детское движение. Словарь-справочник. – М., 2005. С. 54. (20%)

30. Мальцева Э.А., Костина Н.М. Концепция взаимодействия государства и детского общественного объединения // Детское движение. Словарь-справочник. – М., 2005. С. 140.

31. Мальцева Э.А. и др. Принципы деятельности детских общественных объединений // Детское движение. Словарь-справочник. – М., 2005. С. 250-251. (75%)

32. Мальцева Э.А. Социальное воспитание в деятельности педагога и детских общественных организаций // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова: серия гуманитарные науки: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика». - 2006. - Т. 12. - № 1. - С. 85-87.

33. Молодежь России: общественные объединения, органы государственной власти по делам молодежи. - М., 1997.

34. Никитина А.Е., Тетерский СВ. Общественные объединения социальных и молодежных институтов: Сб. док. и матер. - М.: АСОПиР, 1997.

35. О работе государственных органов по делам молодежи с детскими и молодежными объединениями: Сб. мат. и докл. Вып. 1. - М., 1995.

36. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации (Национальный план действий в интересах детей). - М.: Синергия, 1997.

37. Пятков А.Г. Оппозиция в молодежном движении в 20-х годах: мифы и реалии: Автореф. дис... канд. истор. наук. - М.: Знамя, 1974.

Детские организации современной России

Де́тские организа́ции совреме́нной Росси́и - совокупность различных общественных организаций, объединений и неформальных сообществ граждан Российской Федерации в возрасте до 18 лет.

Описание

Современные детские организации различны по форме, структуре, степени скоординированности, целям, содержанию и направлениям деятельности. Детские организации условно можно разделить на общественные и неформальные.

Детские общественные организации часто предполагают сложную структуру и документальное оформление, разработку устава, создание системы руководящих органов. К общественным организациям относятся ассоциации, федерации, союзы, лиги, фонды и т. п. Неформальными организациями называют стихийно возникающие группы детей. Как правило, но не всегда они стоят в стороне от общественных проблем, часто возникают на основе любительских интересов или групп интересов, развлекательных предпочтений. Есть и антисоциальные неформальные организации, например криминальные группировки, хулиганские шайки и пр.

Границы понятий «детский», «подростковый» и «юношеский» определяют по-разному. В современной педагогике и возрастной психологии исследователи наиболее часто выделяют детство (ранее, дошкольное, младшее школьное) - возраст с 1 года до 10-12 лет, подростковый возраст с 11-12 до 15-16 лет и раннюю юность с 15 до 18 лет. Однако Конвенция ООН о правах ребёнка и конституция Российской Федерации считают детьми всех граждан от рождения до 18 лет - именно в 18 лет наступает гражданское совершеннолетие. Поскольку детские организации относятся к сфере общественной деятельности, к ним применяют юридическое определение детского возраста - до 18 лет.

До революции

В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения. Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а работали на производстве. К 1917 году в России было 17 значительных детских организаций.

Майские союзы

На рубеже XIX и XX веков в зарубежной Европе активно действовали Майские союзы по охране птиц и животных, идею создания которых предложил финский сказочник Захарий Топелиус (Zacharias Topelius ). В собственно России первый Майский союз был организован в мае 1898 года в селе Елисаветино Псковской губернии вернувшейся из Великого княжества Финляндского помещицей Е. Е. Вагановой.

Благодаря публикациям в детских журналах, уже через год Майские союзы стали создаваться на базе многих российских школ и объединять детей 9-11 лет. Эмблемой союза была летящая ласточка. Движение детских Майских союзов по охране и защите птиц после Октябрьской революции прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов» (юннатов).

Сетлементы

В начале 1900-х годов в Москве, Санкт-Петербурге, Томске и других городах получило распространение международное движение сетлементов, посёлков культурных людей среди бедного населения (от англ. settlement ), зародившееся в 1860-е годы в Англии. В Москве общество «Сетлемент» организовал в 1906 году педагог Станислав Шацкий.

В 1908 году общество было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а в 1909 году возобновило работу под названием «Детский труд и отдых». Общество занималось организацией дополнительного образования, детских клубов и мастерских, загородной летней трудовой колонии «Бодрая жизнь».

Скауты

Однако официальной датой основания детского движения в России принято считать 30 апреля 1909 года. В этот день в Павловске под Петербургом гвардейский офицер Олег Пантюхов организовал первый российский отряд скаутов. Движение скаутов было основано в Великобритании в 1907 году Робертом Баден-Пауэллом (Robert Baden-Powell ). Его книга-учебник скаутинга «Юный разведчик» (англ. « Scouting for boys » ) была издана в России в 1908 году.

Движение скаутов стало первым массовым детским движением в России. Наиболее интенсивно оно развивалось в годы Первой мировой войны. Осенью 1917 года насчитывалось 50 тыс. скаутов в 143 городах России. В 1910 году Баден-Пауэлл приезжал в Россию и беседовал о перспективах скаутинга с императором Николаем II. Скаутом был и царевич-наследник Алексей. В 1926 году, однако, скаутские организации были официально запрещены - им пришли на смену пионеры.

Для воспитания пролетарских детей в первые дни после революции 1917 года в различных городах страны стали создаваться детские клубы. Зародилась система внешкольного воспитания. Были открыты детские художественные и спортивные школы, станции юных натуралистов и юных техников. Дети становились активными участниками многих общественно-политических явлений.

Возникновение пионерии

Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена. В ноябре 1921 года было принято решение о создании всероссийской детской организации. Несколько месяцев в Москве действовали детские группы, в ходе эксперимента были разработаны пионерские символы и атрибуты, принято название новой организации - отряды юных пионеров имени Спартака. 7 мая 1922 года в Сокольническом лесу в Москве был проведён первый пионерский костёр.

19 мая 1922 года II Всероссийская конференция Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ) решила распространить этот опыт на всю страну. Этот день стал днём рождения пионерской организации. Весной 1923 года в Москве, а летом-осенью и в других регионах страны, при пионерских отрядах стали возникать группы младших детей - октябрят. 21 января 1924 года пионерская организация получила имя Владимира Ленина, а с марта 1926 года она стала всесоюзной. С 18 по 25 августа 1929 года в Москве состоялся первый всесоюзный слет пионеров.

Изначально заложенная вариативность программ детских и молодежных общественных организаций предопределяет возможность и стимулирует разработку каждым объединением собственных планов, отвечающих запросам и способностям конкретных детей, условиям объединения и социальной среды, в которой действует эти организации.

Позитивные изменения в структуре детского движения и содержании деятельности объединений (организаций) обусловили значительное расширение возможностей выбора воспитательных стратегий, и это важное условие формирования демократического общества, обеспечивающего свою целостность благодаря разнообразию и вариативности подходов, форм и способов деятельности. Однако возникшая свобода выбора ребенком, подростком подходящей для себя организации сегодня проявляется главным образом как свобода не выбирать ни одну из них. По данным социологических исследований, лишь немногим более 17% детей соответствующего возраста являются членами детских и молодежных общественных объединений (организаций). Фактически охват детей различными формами самоорганизации упал до критически низкой отметки, что существенно затрудняет диалог государственных и общественных структур с молодежью.

В свое время комсомол и пионерская организация успешно вели работу, связанную с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, организацией досуга по месту жительства, помогали противопожарной, пограничной службам и т.п. В результате перестройки эти направления почти исчезли из поля зрения новых объединений и организаций, став объектом дополнительных забот государственных органов и затрат из госбюджетных средств. Заметим, что современные подростки по-прежнему испытывают естественную тягу к разнообразным видам внеурочной деятельности в кругу сверстников и более 60% 11-15-летних ребят выражают желание быть членами детских объединений. Есть немало и других фактов, свидетельствующих о незаменимости детского и молодежного движения как особого института социализации.

Анализ современной практики позволяет классифицировать детские объединения по следующим критериям.

С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются объединения:

1) ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал представлены прежде всего объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);

2) социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские организации);

3) связанные с начальной профессиональной подготовкой детей («Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т.д.);

4) детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.);

5) культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов);

6) борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристические).

Решающую роль в молодежном и детском общественном объединении играет личность взрослого лидера (организатора, руководителя, вожатого). От его взглядов, гражданской позиции, увлечений и профессионализма зависит судьба детского объединения (в первую очередь это касается тех, что возникают вне школ и учреждений дополнительного образования). Взрослым в этом отношении фактически предоставлена почти полная свобода. При этом резко снижается роль профессиональных педагогов, конкурентами (или союзниками) им становятся служители церкви, представители финансово-монопольных и частных структур.

Зарегистрированные общественные объединения детей и молодежи в РФ распределяются по чрезвычайно широкому спектру уставных целей и задач, статусу (международные, национальные, межрегиональные, муниципальные и др.), профилю деятельности, организационно-правовой форме. Многообразие социальных инициатив детей и молодежи, их направленность на конкретные практические проблемы людей демонстрируют позитивную прагматичность и социальный оптимизм подрастающих поколений современной России.

Значительное место среди молодежных и детских объединений занимают малые, временно действующие группы, создаваемые по инициативе детей и их взрослых лидеров для конкретной цели и деятельности. Это самоуправляемые, самоорганизующиеся структуры с высоким уровнем самостоятельности.

Некоторые детские общественные объединения перерастают в организации менее демократичные, в структуры со строго определенными правами и обязанностями членов, жесткой иерархией управления, возрастными ограничениями, подражанием взрослым государственным структурам. «Золотая середина» представлена многочисленными объединениями досугового характера, доступными для каждого ребенка: самодеятельными клубами, студиями, союзами, содружествами, лигами, в которых ребята выступают преимущественно в качестве активных участников. Здесь царит дух сотрудничества детей и взрослых, проявляется увлеченность общим делом, все основано на взаимопонимании, уважении, доверии. Это подлинные «оазисы» детской жизнедеятельности, относительно самостоятельные мини воспитательные системы.

По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются:

а) относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнеры;

б) существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций (многие из них зарегистрированы как «детские») или взрослых неполитических движений (например, экологического).

Исторически «сложилась взаимосвязь детского движения и внешкольных учреждений. В нашей стране эти две уникальные системы воспитания зародились практически одновременно. На базе детских самодеятельных объединений были созданы первые государственные внешкольные учреждения (в 2003 г. они отметили свое 85-летие) . В свою очередь, внешкольные учреждения являются центром детского движения (дворцы, дома пионеров и школьников), его научно-методической базой, «кузницей кадров» организаторов, руководителей детского. движения. Что объединяет эти формы государственного и общественного воспитания? Во-первых, специфическая сфера их деятельности - «досуговое пространство» детей, его педагогически разумное наполнение в интересах личностного развития. Во-вторых, цели, содержание, форма деятельности ребенку предлагаются (и вовсе не обязательны); ему предоставляется возможности выбора, «проб и ошибок», смены занятий, проявления своего «Я» в различных ролях, условия для творчества, самодеятельности, установления широких социальных связей со сверстниками и взрослыми.

Возникновение неформальных, чаще протестных, организаций связано с неприятием молодежью социальных и духовных ценностей. В 90-е гг. XX в. появились своеобразные объединения детей и подростков, предпочитающих уйти от обыденной жизни в созданную силой своего воображения новую реальность. Пример такого современного объединения - движение «толкинистов», распространившиеся во многих странах мира. Оно образовано поклонниками творчества английского писателя Д. Толкиена, в произведениях которого существует специфический фантазийный мир со своей идеологией, философией, населенный хоббитами, эльфами и другими сказочными существами. В крупных городах мира и в России появились группы скинхедов -фашиствующие подростковые банды, объединяющихся на основе ксенофобии, расизма, национализма и шовинизма. В подростковой среде скинхеды воспринимаются как современные борцы за социальную справедливость и как идейные герои, их количество растет. К относительно новым можно отнести антиглобалистские, а также виртуально-компьютерные молодежные объединения.

Следует отметить, что в современном детском движении упрочилась база правового регулирования сферы деятельности детских общественных объединений, которые впервые в истории России получили правовой статус. Федеральные законы «Об общественных объединениях» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) определили основные понятия молодежного и детского общественного объединения и примерные направления их деятельности. При этом выделена и закреплена законодательно новая защитная функция; установлены гарантии создания детских объединений на базе образовательных учреждений; предусмотрены основные направления государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, Определены меры ответственности органов исполнительной власти и руководителей объединений за исполнение принятых законов.

На нормативно-правовом уровне закрепляется приоритет молодежных и детских объединений в государственной поддержке проектов и программ, направленных на развитие и воспитание детей и молодежи. По состоянию на начало 2002 г. в систему государственной поддержки включались 48 организаций, в том числе 32 молодежных и 16 детских; 20 организаций были общероссийскими, 26 - межрегиональными и 2 - международными. Произведенные изменения в порядке проведения конкурса на соискание государственных грантов расширили возможности молодежных и детских объединений по представлению своих проектов и программ. В целом за последние 4 года проведения конкурса рассмотрено 350 проектов и программ, из них 120 рекомендовано на предоставление государственной поддержки на сумму около 4 млрд. рублей.

Принципы партнерства, договорного характера отношений, активного участия молодежных и общественных объединений в реализации государственных программ и мероприятий включены в концептуальные основы деятельности государственных органов. Данная позиция на нормативном уровне представлена в ряде федеральных законов, но ее реализация остается пока не всегда эффективной.

Наряду с неформальными течениями молодежи сегодня в стране существу­ет ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов социализации детские организации, работа которых строится прежде всего с учетом интересов детей и предполага­ет их инициативу и общественную активность, занимают особое место.

Детское движение - объективное явление, порождение общественной жизни. В определенном возрасте, примерно от 9 до 15 лет, развивается по­требность подростков в значительном расширении контактов и в совместной Деятельности. Дети стремятся к социальной деятельности наряду со взрослы­ми и вместе с ними. Своего рода законодательным подтверждением наличия этого явления стала Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.), провозгласив­шая свободу ассоциаций и мирных собраний как норму жизни детей (ст. 15.1).


Ученые отмечают, что социальная активность детей и подростков в по­следние годы возрастает, и формы ее проявления становятся разнообраз­нее. Детям и подросткам нужны такие объединения, где каждому помогут удовлетворить свои интересы, развить способности, где создана атмосфера доверия, уважения к личности ребенка. Все исследователи отмечают, что большинство подростков высказывают пожелание состоять в детской орга­низации, при этом почти 70% из них предпочитают быть членами органи­зации по интересам; 47% утверждают, что организация нужна, чтобы инте­ресно проводить свободное время; более 30% - чтобы лучше подготовить­ся к взрослой жизни.

В России дети в силу распада массовых пионерской и комсомольской организаций оказались в социальном вакууме. Между тем детские органи­зации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных стра­нах, они - реальная разновидность социальных движений. Кроме удовлет­ворения потребностей детей и подростков в общении, совместной деятель­ности по интересам, эти организации выполняют и другие социальные функции. Они включают подростков в жизнь общества, служат средством формирования социальных навыков, защиты интересов и прав детей. Учас­тие в детских организациях позволяет приобрести социальный опыт, спо­собствует формированию гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе. Трудно переоценить роль детских и подрост­ковых общественных организаций в социализации личности ребенка.

Законодательной базой развития детских общественных объединений являются Законы Российской Федерации «Об общественных объединени­ях» и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (1995). Закон РФ «Об общественных объединениях» (ст. 7) определяет, что формами детских общественных объединений могут быть детская организация, детское движение, детский фонд, детское обществен­ное учреждение*.

Наиболее распространенной формой сегодня является детская обще­ственная организация - самодеятельное, самоуправляемое объединение, созда­ваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирую­щие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

В России более 200 молодежных общественных организаций и объеди­нений (спортивные, скаутские, творческие и др.). Некоторые из них назы­ваются ассоциациями, лигами, союзами 2 . Современный этап развития дет­ского движения характеризуется переходом от одной в прошлом детской организации к многообразию (по целям, содержанию, формам и методам деятельности, степени включенности в социальную практику) обществен­ных формирований, отличающихся динамичностью, определенной неза­висимостью от государственных и общественных структур и личностной ориентацией. Они отражают все те инновационные процессы и явления,

1 Закон РФ «Об общественных объединениях», 1995 // Вожатый века. 2001. № 1.

2 Детские и молодежные общественные объединения России: Справочник. М.,
1995; Теория, история, методика детского движения. Вып. 4. М., 1998.


которые происходят в сферах жизни нашего общества. Но, будучи явлени­ем социальным, детское движение выступает как фактор развития личнос­ти, как педагогическое средство.

В детском движении сложились на основе опыта некоторые принци­пы, определяющие его влияние на молодежь. Среди них следует выделить принцип самоорганизации, что обусловливает особенность детских форми­рований - создание и становление их по инициативе «снизу», их дея­тельность основывается на волеизъявлении членов, программы носят по­исковый характер, отражая результаты самодеятельности и коллективного творчества.

Ведущим направлением, целью детского общественного объединения является развитие личности посредством включения в деятельность, спо­собствующую вхождению, адаптации, интеграции личности в социальную среду. Этим определяются основные функции, задачи детской организации:

Широкое разностороннее включение личности в систему обществен­ных отношений, в социальную жизнь;

Организация жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию и возраст­ным особенностям;

Защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;

Корректировка различных влияний на личность, ее сознание и пове­дение (формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, по­требностей).

Особые социально-педагогические возможности детского общественно­го объединения обусловлены открытостью и добровольностью членства, эмоционально-нравственной атмосферой, наличием более широких соци­альных прав (по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможно­стью выбора разных видов и форм деятельности. Специфику воспитатель­ного потенциала определяют сущность и структура детского объединения. Оно открыто, демократично, не является государственным учреждением, создается добровольно, может пользоваться финансовой, кадровой, техни­ческой поддержкой различных государственных учреждений.

В управлении самодеятельным детским объединением нет жестких ра­мок, органы управления определяются самими членами, подвижны, взрос­лые и дети тесно сотрудничают, в управление периодически включают по возможности всех членов объединения.

Вместе с тем могут создаваться детские организации, имеющие более жесткую структуру: органы управления, подчиненность, первичные кол­лективы, источники финансирования - все то, что определяется законом об общественных организациях.

Сравнительно новым явлением в современном детском движении явля­ется членство взрослых в общественных объединениях детей. Статус взрос­лого предполагает его педагогическую, воспитательную, защитную функ­цию (создание условий для развития личности и объединения, охрана прав и интересов, здоровья и безопасности) и функцию организационную. Взрослый, руководящий организацией, выступает источником социального опыта детей, их знаний и предметно-практических, коммуникативных, со-


циальных умений, он является образцом человека, гражданина, помощни­ком и другом.

В сущности, союз взрослых и детей, их совместная и свободная дея­тельность являются мощным социально-педагогическим средством воспи­тания и имеют давнюю историю. Еще в начале XX в. С. Т. Шацкий с дру­зьями организовал детскую колонию, такое полуформальное объединение старших и младших для образования, развития последних. В то же время в Англии возникает скаутское движение, распространившееся по всему миру. В России оно тоже было, но после 1917 г. прекратило свое существо­вание, вместо него возникло пионерское движение.

Вот что пишут об этом специалисты. В 1906 г. полковник Р. Бадей Па­уль, создатель скаутского движения в Англии, издал книгу «Юный развед­чик», которую перевели на русский язык. Общество решило, что подобные формы воспитания приемлемы и для русской молодежи.

До появления этой книги подобные детские объединения были и в на­шей стране. Как вспоминает один из первых скаутов А. М. Вязьмитинов, подростки в городах объединялись в группы, уходили за город в самые глу­хие места, строили шалаши, пели песни, обсуждали таинственные истории, искали клады, помогали нуждающимся. Это было стремление молодежи к чистой правдивой жизни на лоне природы, стремление к благородному. «Мы и раньше, - пишет Вязьмитинов, - правда, ощупью и неуверенно, шли тем же путем».

В 1909 г. штабс-капитан Олег Иванович Пантюхов в районе Царского Села организовал первое скаутское звено, вскоре разросшееся в отряд. На эмблеме отряда были написаны слова, которые стали девизом всего движе­ния: «Вера в Бога, Верность Царю, Помощь Ближнему» и далее - «Будь готов».

Покровителем русских скаутов был избран святой Георгий Победоно­сец, изображенный на стяге. Походы за город назывались «разведкой»; что­бы не терять ни минуты, даже на марше велись «беседы» о жизни великих людей, о событиях из русской истории.

Руководителем отряда - «скаутмастером» - мог быть человек, хорошо подготовленный настолько, чтобы иметь право сказать детям: «Смотрите на меня. Делайте, как я. Следуйте за мной». Во время похода поощрялись скауты, которые первыми увидят какие-то малозаметные предметы, расте­ния или птиц, или человека, нуждающегося в помощи. Каждый день скаут должен был оказывать кому-нибудь помощь. Отряд организовывал также новогодние елки для детей из бедных семей.

Скауты называли себя «разведчиками», носили спортивную форму за­щитного цвета, шляпу «бурского» типа, имели посох. Новички, вступавшие в отряд, младшие по возрасту, назывались «волчатами». Формой руковод­ства в отрядах были «приказы». Например, «Приказ № 150. Беседа о Суво­рове», «Приказ № 149. Беседа о храбрости и правдивости». Руководители отрядов назывались вожатыми.

С первых лет возникновения скаутских отрядов появились их стихи и песни. Одной из песен, причем самой любимой, была «Картошка». В 1910 г. преподаватель латинского языка 1-й Петербургской гимназии Василий Григорьевич Янчевский организовал большой отряд скаутов. О Петроград-


ской дружине скаутов в 1915 г. вспоминал старший скаутмастер К. А. Пер-цов. Отряд под командой прапорщика состоял из юношей 16-18 лет и де­лился по 10 человек. Каждый носил свой цвет галстука.

Во время рождественских каникул 1915 и 1916 гг. проходили съезды (в 1917 г. «летний лагерь») скаутов со всей России. Скауты выезжали на летние сельскохозяйственные работы. На приобретение инвентаря для этих работ им выделялись кредиты. Выезжал отряд до 200 человек. Петроград­ские отряды ехали на юг России, в Херсонскую губернию.

В Москве скаутские отряды возникли в 1911 - 1912 гг. В 1915 г. они на­ходились под покровительством великой княгини Елизаветы Федоровны и адмирала И. И. Чайковского (брата композитора). Было организовано Об­щество содействия Организации юных разведчиков города Москвы. В 1917 г. несколько отрядов объединились в дружину. В августе 1921 г. скаутские дружины Москвы были разгромлены комсомолом. Скаутов избивали, гро­мили их квартиры и лагеря, арестовывали, высылали скаутмастеров 1 .

Дружины скаутов были во многих городах России: Киеве, Анапе, Астра­хани, Архангельске, Воронеже, Гомеле, Евпатории, Ереване, Керчи, Кис­ловодске и др.

Н. К. Крупская, создавая пионерскую организацию, имела перед собой прецедент, эталон - скаутское движение, воспитательное значение кото­рого оценивала очень высоко.

Типология детских объединений в настоящее время возможна по направ­ленности и содержанию деятельности, по формам организации, по длительно­сти существования. Так, имеются объединения познавательной, трудовой, общественно-политической, эстетической и другой направленности: клубы по интересам, военно-патриотические, военно-спортивные, туристические, краеведческие, юнкоровские, экономические, объединения по оказанию помощи старикам и работе с малышами, миротворческие и другие про­фильные детские объединения.

Имеются также организации и объединения, работающие на основе различных ценностей: религиозные детские объединения, национальные детские организации, скаутские организации и объединения, коммунар-ские группы (пионерские организации и объединения).

Самым крупным детским объединением является Союз пионерских орга­низаций - Федерация детских организаций (СПО - ФДО). Она является независимым международным добровольным формированием, в состав ко­торого входят самодеятельные общественные объединения, ассоциации, организации с участием детей или в их интересах.

В состав СПО - ФДО входят региональные, территориальные органи­зации в статусе республиканских, краевых, областных, детские объедине­ния по интересам, профильные организации и ассоциации. Среди них Фе­дерация детских организаций «Юная Россия», детские организации стран СНГ, региональные детские организации и объединения - детская органи­зация Москвы «Радуга», Воронежская областная организация, детско-юно­шеская организация «Искра» и др.; организации республик России - детс-

1 Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М., 1999. С. 194-195.


кая общественная организация «Пионеры Башкирии», детская обществен­ная организация Удмуртии «Родники» и др.; профильные организации раз­личного уровня - Молодежная морская лига, Союз юных авиаторов, Лига малой прессы, Детский орден милосердия, Ассоциация детских творческих объединений «Золотая игла» и др. 1

Цели СПО - ФДО имеют вполне педагогический характер:

Помочь ребенку познавать и улучшать окружающий мир, развивать свои способности, стать достойным гражданином своей страны и мирового демократического сообщества;

Оказывать всестороннюю помощь и поддержку организациям - чле­нам Федерации, развивать детское движение гуманистической направлен­ности в интересах детей и общества, укреплять межнациональные и между­народные связи.

Основными принципами СПО - ФДО являются:

Приоритет интересов ребенка, забота о его развитии и соблюдение его прав;

Уважение религиозных верований и национальной самобытности детей;

Сочетание деятельности по реализации общих целей и признание прав членских организаций осуществлять самостоятельную деятельность на основе собственных позиций;

Открытость для сотрудничества во имя детей.

Высшим органом СПО - ФДО является Ассамблея. СПО - ФДО - прообраз единого гуманитарного пространства, которое столь трудно созда­ется взрослыми на просторах СНГ. О характере деятельности СПО - ФДО свидетельствуют его программы. Назовем только некоторые из них: «Дет­ский орден милосердия», «Золотая игла», «Хочу сделать свое дело» (начина­ющий менеджер), «Древо жизни», «Свой голос», «Игра - дело серьезное», «Мир красотой спасается», «Алые паруса», «От культуры и спорта к здорово­му образу жизни», «Школа демократической культуры» (движение юных парламентариев), «Каникулы», «Экология и дети», «Лидер» и др. Всего более 20 программ 2 . В ряде регионов страны действуют скаутские организации.

Детские объединения по длительности существования могут быть пос­тоянными и временными. Типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, туристические группы, экспедиционные отряды, объединения для проведения какой-либо акции и т. п. Временные объединения обладают особыми восстановительными возможностями: со­здаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ре­бенка со сверстниками, предоставляются разнообразные возможности для творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ребенку изменить свои представления, стереоти­пы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском

1 Детские общественные организации, объединения, движения. Вып. 1. М., 1991;
Вып. 2. М., 1993.

2 Будем работать вместе!: Программы деятельности детских и подростковых
организаций. М., 1996.


объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жизнь и деятельность, занимая при этом позицию от робкого наблюдателя до ак­тивного организатора жизнедеятельности объединения. Если процесс об­щения и деятельность в объединении проходят в доброжелательной обста­новке, внимание уделяется каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную модель поведения, способствует эмоционально-психологи­ческой реабилитации.

Школа и детские общественные объединения могут и должны действо­вать согласованно. В жизни сложились различные варианты взаимодей­ствия школы с детскими общественными объединениями. Первый вариант: школа и детское объединение взаимодействуют как два самостоятельных субъекта, находя общие интересы и возможности их удовлетворения. Вари­ант второй предполагает, что детская организация является частью воспи­тательной системы школы, имея определенную долю автономии.

Учитывая особую значимость детских и молодежных объединений для воспитания детей, Министерство образования РФ разработало методиче­ские рекомендации в адрес руководителей учреждений образования и уч­реждений дополнительного образования о необходимости широкого взаи­модействия с ними (детскими молодежными объединениями)". Рекоменду­ется создавать скоординированные совместные программы, проекты, формировать позитивное общественное мнение о деятельности детских и молодежных объединений, привлекать к этому педагогическую и родитель­скую общественность. В штате образовательного учреждения или учрежде­ния дополнительного образования следует предусмотреть ставку куратора детских организаций (педагог-организатор, старший вожатый и др.); выде­лить помещения для работы этих объединений во внеурочное время; созда­вать условия для проведения занятий и различных мероприятий (сборы, встречи и др.); предусмотреть совместные акции, проекты, мероприятия в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Все это дает ребенку возможность выбирать объединения по интересам, пере­ходить из одного объединения в другое, участвовать в созвучных ему обра­зовательных программах, проектах, что способствует конкурентности про­грамм детских и молодежных объединений и улучшению их качества.

Целесообразно ежегодное обсуждение результатов деятельности обще­ственных объединений на педагогических советах школы с участием заин­тересованных лиц. Такая работа требует соответствующей квалификации, педагогических кадров, методических служб, работающих в детских объ­единениях и в системе образования, педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей и др.

4. Учреждения дополнительного образования для молодежи

В стране, кроме обязательного для всех образования, действует система внешкольных учреждений, которая в соответствии с Законом Российской Фе-

" О детских и молодежных объединениях: Методические рекомендации Минис­терства образования РФ // Народное образование. 2000. № 4-5.


дерации «Об образовании» называется системой дополнительного образова­ния. Имеется также проект отдельного закона о дополнительном образовании. Систему дополнительного образования составляют разнообразные детско-юношеские учебно-воспитательные учреждения и общественные организации:

Дома, центры детского и юношеского творчества;

Специализированные школы и студии (музыкальные, художествен­ные, спортивно-туристические и др.);

Многопрофильные клубы по месту жительства;

Творческие объединения детей и молодежи при музеях, театрах;

Научные общества школьников;

Туристическо-краеведческие, экологические, культурологические и другие экспедиции;

Досуговые непрофильные объединения.

К учреждениям дополнительного образования относятся также летние и каникулярные лагеря разного типа: труда и отдыха, оздоровительные, юных математиков, геологов, спортивные и др.

Учреждение дополнительного образования - это тип образовательного уч­реждения, основное предназначение которого состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образова­тельных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Согласно Типовому положению об учреждениях дополнительного обра­зования в них могут создаваться детские и юношеские общественные объ­единения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями. Администрация учреждения оказывает содействие в рабо­те таких объединений и организаций.

Деятельность внешкольных учреждений прежде всего связана с досугом и свободным временем школьников, это в основном определяет их цель и задачи. Целью учреждений дополнительного образования является создание условий для самореализации, развития творческой индивидуальности мо­лодежи в избранной ими сфере деятельности на основе их интересов, по­требностей. Главными задачами являются следующие:

Выявление интересов, склонностей, способностей молодежи к раз­личным видам деятельности;

Формирование системы знаний, умений и навыков в избранном на­правлении деятельности и создание условий для их реализации (отчетные концерты, смотры, конкурсы, выставки, конференции и др.);

Помощь в общем социальном развитии, решение коммуникативных и других проблем в жизни ребенка, оказание психологической поддержки, психотерапевтической помощи;

Решение вопросов профессионального самоопределения школьни­ков, помощь в выборе профессии и получении первоначальных знаний по профессии;

Развитие творческих способностей, научных интересов детей, адап­тация их к жизни в обществе, формирование обшей культуры, организация содержательного досуга.

Работа учреждений дополнительного образования имеет в некоторых аспектах выгодные отличия от обучения по обязательной государственной программе. Ее отличает:


Добровольность в выборе деятельности, содержания и форм органи­зации;

Свободный, творческий характер деятельности педагогов и детей;

Многопрофильность (в одном учреждении разные по форме и содер­жанию работы позволяют подростку выбирать занятия по интересам, пере­ходить к другим занятиям, общаться с разными людьми);

Отсутствие обязательного контроля и оценок;

Опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с творческими личностями, сверстниками,

Опыт содружества поколений.

В практике дополнительного образования имеются самые разные по це­лям и содержанию учебные программы и формы организации обучения, об­щения с детьми. Вот пример одной из образовательных программ учрежде­ния дополнительного образования Детский парк «Усадьба Трубецких в Хамов­никах» - Программа «Мир русской усадьбы», курс по дополнительному образованию. Данная программа является пропедевтической к разрабатывае­мым в детском парке курсам: «История России и русская усадьба», «Знаме­нитые Трубецкие», «Великая усадебная литература», «Музыкальная культура русской усадьбы», «Усадьба - колыбель русского искусства», «Зодчество русской усадьбы», «Столица и усадьба», «Садоводство», «Зверинец в русской усадьбе», «Мир цветов», «Оранжерея в русской усадьбе», «Организация празд­ников и забав», «Практическое экологическое образование», «Экология го­рода», «Бальные танцы и русская усадьба», «Верховая езда», «Культура Рос­сии и французский язык» и др. По перечню видно, что дети могут получать не просто информацию по интересующим их вопросам, но имеют возмож­ность заниматься историко-культурной, экологической деятельностью, в про­цессе которой получают шанс для гармоничного восприятия и построения собственной жизни в гармонии с природой и культурой 1 .

Учреждения дополнительного образования и общеобразовательные школы могут по-разному взаимодействовать. Дополнительное образование может быть составной частью образовательной системы школы. Чаще,же их отношения строятся как партнерские отношения двух субъектов образо­вательной деятельности: проводятся совместные акции, проекты, меро­приятия. Может быть и такой вариант, когда общеобразовательная школа функционирует в составе учреждения дополнительного образования. При­мер тому средняя школа «Аничков лицей», обучающая детей, склонных к научной, творческой деятельности, находящаяся в составе Санкт-Петер­бургского дворца творчества юных. Можно сказать, что появление такой школы в структуре Дома творчества детей в известной степени - есте­ственное явление: чтобы не ходить в два разных учреждения, которые им одинаково нужны, дети стали учиться и заниматься углубленно по своим интересами в одном доме. Это потребовало разработки содержательных и организационных вопросов. Сегодня лицей имеет образовательные про­граммы, отвечающие самым серьезным требованиям 2 .

1 Дополнительное образование детей / Под ред. О. Е. Лебедева. М., 2000. С. 104.

2 Там же. С. 78-83.


Итак, мы видим, что воспитание молодежи осуществляется под воздей­ствием многих факторов, которые действуют на детей неодинаково, порой несогласованно и противоречиво, что усложняет и одновременно обогаща­ет возможности воспитательной системы общества. Это обстоятельство на­кладывает ответственность на профессиональных педагогов в первую оче­редь. Однако ответственность за растущие поколения лежит и на всех со­циальных институтах, на каждом гражданине страны.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте молодежную среду и ее влияние на формирование подростка.

2. Опишите характер девиантного поведения подростков и методы ра­боты с ними.

3. В чем проблема межнационального общения в молодежной среде и каковы пути ее решения?

4. Какова роль детских общественных объединений в воспитании школьников?

5. Раскройте роль учреждений дополнительного образования в форми­ровании молодежи.

Основная литература

1. Гасанов 3. Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999.

2. Рожков М. И., Волохов А. Б. Детские организации: возможность вы­бора. М., 1996.

3. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе. М., 1991.

Дополнительная литература

1. Волохов А. В., Рожков М. И. Концепция социализации личности ре­бенка в условиях деятельности детской организации. М., 1991.

2. Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учеб. пособие. М., 1999.

3. Шнекендорф 3. К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаи­мопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. № 2.

4. Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятная молодежь. Проблемы нефор­мальных молодежных объединений. М., 1990.

5. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие / Под ред. О. Е. Лебедева. М.,2000.

Глава 12. Семейное воспитание

Люди, воспитанные без родитель­ской ласки, часто искалеченные люди. А. С. Макаренко

1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспита­ния личности.

Основные понятия

Общее дело начинается с обсуждения, диалога. При этом чаще всего непонимание друг друга связано с тем, что употребление понятий сторонами неоднозначно.

Пусть ключевые понятия станут ориентиром для участников фестиваля «Берега детства» и, надеемся, в последующей деятельности организаторов детских общественных объединений.

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ – совокупность состояний жизнедеятельности общественных формирований, обеспечивающих вхождение, адаптацию и интеграцию личности в социальную среду (И.А.Валгаева, В.В.Ковров, М.Е.Кульпединова, Д.Н.Лебедев, Е.Л.Рутковская).

ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – формирование детей, объединившееся на основе общности интересов для реализации целей саморазвития по инициативе и при педагогическом управлении взрослых (А.В.Волохов).

СПО-ФДО – Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций», учрежденный 1 октября 1990 года делегатами Х Всесоюзного слета пионеров, объединяет юридические лица - детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах.

СПО-ФДО – правопреемник Всесоюзной пионерской организации – является некоммерческим негосударственным общественным объединением, независимым от каких-либо партий и политических движений, и действует на основе законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательствами иностранных государств, где имеются члены СПО-ФДО, и Уставом СПО-ФДО.

Являясь частью международного детского движения, СПО-ФДО участвует в работе различных международных и общероссийских общественных объединений и некоммерческих организаций.

СПО-ФДО стремится создать благоприятные условия для реализации интересов, потребностей детей и детских проектов, познания детьми окружающего мира, воспитания гражданина своей страны и мирового демократического сообщества, защиты прав и интересов детей и детских организаций, укрепления межнациональных и международных связей.

СПО-ФДО помогает детям ориентироваться в условиях экономических реформ, жить в обществе на демократических основах; сочетать добро и справедливость, милосердие и гуманность с уважением к каждому члену организации.

Девиз СПО-ФДО: «За Родину, Добро и Справедливость!» (В.Н.Кочергин)

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СПО-ФДО (НПЦ СПО-ФДО) - структурное подразделение Аппарата управления Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), призванное:

  • формировать основы содержания деятельности СПО-ФДО;
  • стимулировать создание новых детских и подростковых объединений как базы развития СПО-ФДО;
  • инициировать и отрабатывать элементы механизма государственной молодежной политики;
  • определять перспективы развития СПО-ФДО;
  • разрабатывать приоритетные направления и новые модели деятельности СПО-ФДО;
  • проводить научные исследования и мероприятия; выполнять заказы и создавать научно-методическое обеспечение деятельности организаций – субъектов СПО-ФДО;
  • организовывать подготовку и переподготовку организаторов детского движения; устанавливать контакты с общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации, укреплять и расширять эти связи.

На базе созданной в НПЦ СПО-ФДО Концепции социализации ребенка в деятельности детских организаций были разработаны программы «Детский орден милосердия», «Школа демократической культуры», «Хочу делать свое дело», «Игра – дело серьезное», «Древо жизни», «Мир красотой спасется», «От культуры и спорта – к здоровому образу жизни», «Сотрудничество», «Алые паруса», «Свой голос», «Каникулы», «Лидер», «Познай себя», «Я и мы», «Экология и дети», «Дети есть дети», «Рост», «Золотая игла», «Аленка» и другие.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ представляет собой объективные резервы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат как с государственной точки зрения, так и с позиции личностного роста юного гражданина (Т.А.Лубова).

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – добровольное, самодеятельное, самоуправляемое на основе Устава (и других документов) равноправное объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся (А.В.Волохов).

ФУНКЦИИ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ – это те однородные задачи, которые определяют содержание деятельности детских организаций, раскрывают и развивают цель, реализуемую участниками объединения.

Социально-педагогические функции детских организаций – это функции, регулирующие социальные отношения детей и способствующие созданию условий для их социального благополучия.

К социально-педагогическим функциям относятся:

  • функция социальной защиты;
  • функция формирования социальной грамотности;
  • функция коррекции социального поведения и социальных связей;
  • функция профилактики асоциального поведения;
  • функция социальной реабилитации (Е.Е.Чепурных).

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Принцип (лат.principium основа, начало) – 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутренне убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; 3) основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки. (Словарь иностранных слов. – М., Рус.язык, 1985, с.400).

Принципы социализации личности в детском общественном объединении:

  • включенность детей в различные виды социальной практики на основе осознанного выбора средств и способов удовлетворения социальных, предпрофессиональных, личностных склонностей, приобщение детей и подростков к богатству человеческого опыта с его использованием в конкретных социальных условиях;
  • реализация интересов личности и общества, их сочетание, взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообогащение;
  • освоение демократических форм личного гражданского участия в общественных делах на основе конституционных норм и законов;
  • формирование системы открытых для молодежи социальных и культурных ценностей, сопровождающееся воспитанием потребности в выборе ценностных приоритетов для себя, своей социальной группы.

Стержень совокупности принципов - обеспечение социальной защищенности детей и подростков как граждан, субъектов социального творчества, носителей и проводников многообразия человеческих ценностей (А.В.Волохов).

САМОУПРАВЛЕНИЕ – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами (Советский энциклопедический словарь. Гл.ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд., М., 1988).

Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения целей. Составляют это определение следующие ключевые слова:

  • развитие самостоятельности – поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирование готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации деятельности групп;
  • принятие и реализация управленческих решений – признак развивающегося самоуправления, вовлеченности детей в управление делами коллектива;
  • групповые цели наполняют самоуправление реальным содержанием, способствуют объединению детей на основе совместных интересов (М.И.Рожков).

СИМВОЛИКА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ - совокупность знаков, опознавательных примет, образов, выражающих значимую для коллектива идею, указывающих на принадлежность к какому-либо объединению, организации, значимому событию. (Н.И.Волкова).

ПРОГРАММЫ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ – Документы, отражающие последовательную систему действий, направленных на достижение социально-педагогической цели.

В новейшей истории детского движения СССР и России мощный программный бум был связан с решениями IX Всесоюзного слета пионеров (1987 г.), отменившего единую пионерскую программу – Всесоюзный марш юных ленинцев.

В ноябре 1988 года в Москве состоялась научно-практическая конференция «Программы в пионерской организации: назначение, научно-методические основы разработки и внедрения», на которой были представлены программы практиков из различных регионов страны – Челябинска, Харькова, г.Красноармейска Донецкой области и др. Журнал «Вожатый» опубликовал ряд программ, ориентированных на личностный рост ребенка в пионерской организации: «Помни! Узнай! Научись! Участвуй! «Действуй!» (автор: доктор педагогических наук А.П.Шпона), «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!» (автор доктор педагогических наук М.Г.Казакина), «Компас» (авторский коллектив – Г.Иващенко, Е.Титова, Е.Бойко и др.).

В 1991 году Научно-практическим центром СПО-ФДО на основе вариативно-программного подхода к деятельности детских объединений (автор –А.В.Волохов) создан первый пакет программ, таких как «Детский Орден милосердия», «Школа юных парламентариев» (Школа демократической культуры), «Каникулы», «Свой голос», «Дети есть дети», «Древо жизни», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Игра – дело серьезное», «Мир красотой спасется», «Алые паруса». В разработке этого пакета программ приняли участие 57 ученых и практиков из 15 регионов страны.

Стратегия вариативно-программного подхода ориентировала руководителей детских общественных объединений на поддержку различных региональных программ, гибкость в отношении к перспективам их развития, на учет социально-экономических, политических изменений окружающей среды, на предоставление каждому ребенку реальной возможности попробовать себя в различных социальных ролях (журналист, парламентарий, патронажная сестра, лидер) и сделать выбор вида деятельности в соответствии со своими потребностями и опытом.

Многие из программ стали основой либо для создания профильных детских объединений, либо для разработки разнообразных территориальных профильных программ самых различных коллективов, объединений, организаций.

В деятельности многих детских организаций (как отечественных, так и зарубежных) существует иной подход к программам. Так, у скаутов они носят прагматический характер и имеют целью получение конкретного результата – навыка, качества. В деятельности детской образовательной организации «4-Н» (США, Канада) программы разрабатываются специалистами университетов на уровне штата в зависимости от результатов социологического исследования интересов и потребностей детей и подростков, которое проводится раз в пять лет. Базовые программы обеспечиваются мощнейшим методическим оснащением. Ребенок считается участником программы (М.Р.Мирошкина).

Фришман Ирина Игоревна, доктор пед. наук, зам. директора ИППД РАО, директор НПЦ СПО - ФДО, профессор.