Технологическая карта урока «Падеж, падежные вопросы имен существительных. Предложный падеж единственного числа со значением места Что такое падеж существительных

Технологическая карта урока

Предмет : русский язык

Класс : 3А Учитель : Урасимова Любовь Николаевна

Тема урока : «Падеж имен существительных. Косвенные падежи»

Тип урока : открытие знаний и способов действий

УМК : «Начальная школа XXI века»; учебник : С.В.Иванов «Русский язык» 3 класс

Образовательная цель: способствовать ознакомлению с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении.

Планируемые результаты (предметные): применяют орфографические правила; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть речи, член предложения.

Личностные результаты: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы; осуществляют самоконтроль: соотносят собственный ответ с предложенным вариантом; обнаруживают умение преодолевать трудности; выражают желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в учебном тексте; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия, планируют свою деятельность; сопоставляют выполненную работу с образцом; вносят необходимые коррективы в действия.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге: слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация и самоопределение к деятельности

Я приглашаю вас на урок русского языка.

Сегодня мы работаем под девизом «Мудрым никто не родился, а научился».

Мы продолжаем знакомиться с тайнами русского языка.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные:

2.Чистописание

Достань слова из колодца.

Запиши слова по памяти. Найди лишнее слово: определение, дополнение, падеж, сказуемое, подлежащее. Какая орфограмма в этом слове? Подбери проверочное. На какие группы можно разделить остальные слова?

Выполняют работу

Называют лишнее слово падеж.

2 группы: главные и второстепенные члены предложения.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков.

3.Постановка учебной задачи и составление плана урока

Какую часть речи мы изучаем?

Работа с волшебной палочкой «Точная мысль»

Сформулируйте тему урока от лишнего слова в чистописании.

Чему мы будем учиться? Выводим цели урока.

Познакомиться с….

Учиться …

Развивать…

Составление плана действий (картинный план на магнитной доске)

  1. Падежи в русском языке
  2. Составление таблицы падежей
  3. Алгоритм «Как определить падеж имени существительного»
  4. Применение знаний на практике

Задают вопросы об имени существительном и передают волшебную палочку.

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.

Принимают участие в составлении плана.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4.Усвоение новых знаний

Физминутка

  1. Падежи в русском языке.

Прочитайте еще раз тему урока.

1.Работа по учебнику с. 10 №1

Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз?

Все ли слова из справок вы использовали?

Почему на месте пропусков необходимы определенные формы слова «река»?

Проверка по слайду.

Вывод. Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они должны употребляться в определенной форме, нужном падеже.

2.Сказка о падежах по слайдам

  1. Составление таблицы падежей.

Каждая группа получила стихотворение об одном падеже. Задание на слайде: прочитать стихотворение,

узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы,

найти слова- подсказки для облегчения определения падежа существительного.

Проверка у доски по слайдам.

1 группа.

На какие вопросы отвечает существительное в им. падеже? Почему этих вопросов 2? Каким членом предложения бывает в им. п.? Какое вспомогательное слово? Употребляется ли с предлогами? И т.д.

(на слайде постепенно появляется таблица падежей)

  • В каком падеже имя сущ. может являться подлежащим?

Все остальные падежи называются косвенными и сущ. в косвенных падежах являются второстепенными членами предложения.

Значение слова Косвенный по словарю Ушакова:
КОСВЕННЫЙ
косвенная, косвенное (книжн.).

Марданова Людмила Раисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 3
Населённый пункт: р.п.Октябрьский
Наименование материала: Технологическая карта урока "Предложный падеж имён существительных, 3 класс"
Тема: Предложный падеж имён существительных, 3 класс
Дата публикации: 31.08.2017
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока «Предложный падеж имён существительных, 3 класс»

Тема урока: Предложный падеж имени существительного.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: Создать условия для формирование представлений о предложном падеже через выявление особенностей данного падежа

(вопросы, предлоги, роль в предложении)

Задачи урока:

Организация работы класса

Организация принятия образовательной цели:

Актуализация имеющегося опыта (конкретно)

Актуализация имеющегося дефицита опыта (желательна визуализация для предъявления ее на рефлексивном

этапе урока)

Формулирование цели, предлагаемой ученикам для ее принятия

Предъявление плана достижения данной цели:

3.Первичное самостоятельное осмысление темы.

4.Самостоятельная работа с использованием мониторинга.

5.Коррекционная работа

6.Организация рефлексии (задание, позволяющее ребенку сделать вывод о том, что цель урока достигнута

Средства обучения: учебники, тетради, тетради на печатной основе, маршрутный лист, раздаточные карточки, оценочные листы

Методический прием

Используемые

Деятельность учителя

Действия ученика

работы/выполн

ения действий

Здравствуйте,ребята!

Свет солнца в ладони возьмем

И к сердцу положим

И станет все вокруг.

Добрее и светлее.

Дорогие дети, мне очень хочется, чтобы

Приветствуют учителя

Индивидуальн

Личностные УУД

вы не забывали, что нужно всегда с

уважением и добротой относится к

окружающим вас людям.

У вас на партах карточки

Ознакомьтесь с ними

Какое будет задание?

По каким признакам будем определять

Ветка осины (Р.п)

Слушаю музыку (В.п)

Цветет лепесток (И.п)

Цветы для мамы (Р.п)

Пирог с черникой (Т.п)

Ехал по дороге (Д.п)

Смотрел на море (В.п)

Идет с братом (Т.п)

Кружили над болотом (Т.п)

А теперь давайте проверим вашу работу.

А сейчас вашему вниманию предлагаю

одно интересное четверочтишие.

Смотрят карточки

Объясняют выполнение заданий

По вопросам, предлогам

Выполняют работу

Проверяют, оценивают

Слушают стихотворение

Фронтальная

Коммуникативны

Регулятивные

Познавательные

Посмотрите на доску. Что вы заметили?

И. п. кто? что?

Р. п. кому? чему?

Д. п. кого? что?

В. п. кого? чего?

Т. п. кем? чем?

Давайте наведём порядок. Вы

заметили, что какого-то падежа нет.

Какого? Как вы считаете?

Смотрят на доску, вспоминают

падежи русского языка, падежные

вопросы, правильно расставляют их по

Предложного падежа

Фронтальная

Какова тема нашего урока?

Что мы уже знаем о Предложном

Каковы наши цели на сегодняшний

Предложный падеж имен

существительного

Предложный падеж отвечает на

вопросы О ком? О чем?

Узнать о предложном падеже, с

какими предлогами употребляется, чем

является в предложении, научиться

распознавать предложный падеж

Фронтальная

Регулятивные

Коммуникативны

Посмотрите, перед вами маршрут

движения к новым знаниям

Давайте заполним пункты №1 и №3

Маршрут:

Название падежа

Вспомогательное слово.

Вопросы падежа.

Предлоги падежа.

Член предложения.

Смотрят, изучают маршрут движения

к новым знаниям

Заполняют пункты №1 и №3

Индивидуальн

фронтальная

Познавательные

Регулятивные

Итак, ребята, начинается самое трудное

на нашем уроке – исследование

предложного падежа

– Сейчас мы с вами работаем по пункту

№ 2 (вспомогательные слова.)

маршрутного листа

Я не случайно взяла эпиграфом к

уроку слова М. В. Ломоносова. Именно

М. В. Ломоносов дал название шестому

падежу русского языка.

Михаил Васильевич Ломоносов был

первым русским ученым-

естествоиспытателем, литератором,

историком, художником.

В древнеславянском языке этот падеж

называли воспитательным, потому что

он призывал заботиться, думать о ком-то,

предлагать помощь. Затем его назвали

местным, так как предложный падеж

указывал на место действия.

Почему Ломоносов назвал этот падеж

предложным?

Какое вспомогательное слово помогает

отличить этот падеж от других?

Итак, мы выяснили, что

вспомогательным словом является слово

«думать», записываем его во второй

пункт нашего маршрутного листа

Смотрят пункт №2

Слушают учителя

Он призывал заботиться, думать о

ком-то, предлагать помощь

Записывают второй пункт плана

Личностные УУД

Коммуникативны

А сейчас откройте учебник на странице

Прочитайте характеристику

существительных, стоящих в

предложном падеже.

Найдите ответы на пункты 3, 4, 5

маршрутного листа

Чем характеристика существительных,

стоящих в форме предложного падежа

отличается от характеристики

существительных, стоящих в форме

творительного падежа?

Какой падеж имён существительных

всегда употребляется без предлогов?

А какой только с предлогами?

Записываем в маршрутный лист

оставшиеся пункты

Физкультминутка. (подвижная под

музыку «Четыре шага»)

Открывают учебник

Читают характеристику

существительных стоящих в

предложном падеже

Находят ответы на пункты 3,4,5

маршрутного листа

Отвечают на вопросы учителя

Заполняют маршрутный лист

Выполняют физкультминутку

Индивидуальн

Регулятивные

Познавательные

Продолжаем работать по учебнику,

страница 54 , упражнение №97

Работаем «цепочкой». Указать падеж

всех выделенных существительных.

В каком падеже стоят все выделенные

имена существительные?

С какими предлогами употреблены?

Какого предлога не хватает?

Молодцы, ребята»

А сейчас у нас с вами работа в парах по

карточкам.

Задание:

Найти имена существительные,

стоящие в предложном падеже. Указать

падеж и подчеркнуть предлоги.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице,

выбрались из чащи, построил дачу.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью,

идём по дороге, видел белку.

Проверьте работу своего товарища.

Если согласны, поставьте рядом со

словосочетанием «+», если не согласны

Перед вами девочка. Как вы думаете, о

чём она мечтает?

Восстановим предложения и узнаем, о

чём она думает.

Я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю,

Очень я люблю мечтать,

Работают с учебником

В предложном падеже

При, в,на

Выполняют задание на карточках по

вариантам, затем обмениваются и

выполняют самопроверку по эталону.

(вывешивается на доску после

выполнения задания)

Отвечают на вопросы учителя

Слушают стихотворение, изменяют

Индивидуальн

ая, парная

Личностные УУД

Коммуникативны

Регулятивные

Ребята, какие учебные задачи стояли на

Можете ответить на поставленные

Оценочный лист:

Мне понравилось работать на уроке.

Мне было трудно.

У меня остались пробелы в знаниях.

Домашнее задание:

Карточки с дидактическим материалом.

Поставь существительные в форму

предложного падежа с использованием

предлогов (о (об), в, на, при), при

необходимости воспользуйся

маршрутным листом, выдели окончания.

Близнец, горец, умелец, любимец,

трубач, циркач, гостиница, горчица,

Саша, Даша, смерч, владелец, беглец,

гордец, больница, певица, задача, удача.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают себя

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Коммуникативны

«Именительный и винительный падеж» - Кого? Мои вопросы – кто? и что? Падеж имен существительных. За чем? Предложный падеж. Винительный и предложный падежи. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу. Лишь только я могу сказать. Кто? Именительный и винительный падежи. Вот такие падежи. Меня легко все узнают И в подлежащие зовут. Где?

«Изменение по падежам и числам» - Словарь школьника. Проявлять расположение. Газопровод. Различия в образовании форм. Будни. Эскадрон гусар. Брелоки. Армия. Богиня. Гектары. Родительный падеж. Родительный падеж множественного числа. Существительные мужского рода. Полынья. Растительный мир. Гулянье. Выборы. Бронхи. Военнослужащий. Именительный падеж.

«Падежи» - Буря. Бухта. Падежи имен существительных. От слов до дела целая верста. Аннотация. -Я Творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Фрегат склонений. А я падеж предложный, со мною случай сложный! Именительный падеж - Кто?Что? Имя предмета – начальная форма наименования. Винительный падеж - Кого?Что?

«Падежи русского языка» - Классификация падежей: «грамматические»: именительный (номинатив), винительный (аккузатив), дательный (датив), родительный (генитив) и т.п. «семантические» («обстоятельственные»): пространственные непространственные. Какие падежи бывают в других языках? Откуда взялся порядок И-Р-Д-В-Т-П? Что могут означать падежи?

«Падежи 4 класс» - Вошёл (ВО ЧТО?) в облако. Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных.» 4 класс. По/аж.лейте п.рнатых друзей! Кому и в чём подчиняются имена существительные? Торчат из (чего?) облака. Слова для справок: горы, пое.., п.льто, гр.бы, Поезд. Как узнать падеж имени существительного?

«Родительный падеж» - Задание: определи падеж, поставь ударение, выдели окончание. Сведения о родительном падеже. Задание записано в виде схемы. «Остров открытий». Акв рель, д рога, б лото, ллея, б лкон, б седка, ш ссе, т традь. Алгоритм. Задание: приведи примеры к каждой группе. Срезовая работа. Работа с таблицей. «Остров родительного падежа».

Всего в теме 16 презентаций

Что такое падеж, сколько падежей существует в русском языке и как правильно определить падеж у имён существительных? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Мы расскажем об особенностях склонения существительных по падежам, приведём наглядные примеры, научим определять падежную форму не только у склоняемых, но и у несклоняемых форм слов.

Что такое падеж существительных?

Падеж существительных в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.

Склонение существительных по падежам изучается в 4 классе.

Склонение существительных по падежам

В русском языке существует шесть падежей – один прямой (именительный) и пять косвенных. Изменение имен существительных по падежам осуществляется с помощью системы падежных окончаний (флексий).

Примеры падежей существительных в таблице :

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Падеж Вопросы к падежам Примеры существительных
Ед. число Мн. число
Именительный Кто? Что? Приятель , ветка , озеро Приятели , ветки , озера
Родительный Кого? Чего? Приятеля , ветки , озера Приятелей , веток, озер
Дательный Кому? Чему? Приятелю , ветке , озеру Приятелям , веткам , озерам
Винительный Кого? Что? Приятеля , ветку , озеро Приятелей , ветки , озера
Творительный Кем? Чем? Приятелем , веткой , озером Приятелями , ветками , озерами
Предложный О ком? О чем? О приятеле , о ветке , об озере О приятелях , о ветках , об озерах

Несклоняемые существительные не имеют падежных форм. У таких слов падежная принадлежность выражается не грамматически (через окончания), а синтаксически (через слова, с которыми они согласуются).

Примеры: новое пальто (И.п), мечтать о пальто (П. п), пришить пуговицу к пальто (Д. п.).

Как определить падеж у существительного?

Определить падеж существительного можно несколькими способами:

  • По окончанию слова (солнца – Р. п., отцу – Д. п., о грозе – П. п.);
  • Поставив к существительному вопросы (дорога (кто? что?) – И. п.; вареньем (кем? чем?) – Т. п.; о метро (о ком? о чем?) – П. п);
  • Определить падеж по словам, с которыми существительное согласуется в словосочетании или в предложении (заказать крепкий кофе – В. п., мечтать о новом велосипеде – П. п., белая кошка умывается – И. п.).