Февраль последний месяц зимы конспект занятия. Конспект по русскому языку на тему "февраль - последний месяц"

Тема: Характерные признаки зимних месяцев: декабрь, январь, февраль.

Образовательные области:

Приоритетная : формирование целостной картины мира

В интеграции : коммуникация, познавательно-исследовательская деятельность, музыка.

Цель : создание условий для изучения характерных признаков зимы в неживой природе, зимних явлений в природе.

Задачи:

1) Обучающие:

Изучить различать зимние явления природы; учить определять по признакам зимние месяцы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев;

Учить высказывать свою точку зрения, поддерживать беседу; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения

2) Развивающие : развивать умение обобщать, классифицировать, коммуникативные навыки.

3) Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе, эстетические чувства.

Планируемый результат: уметь поддерживать беседу по вопросам,высказывать свою точку зрения определить признаки зимнего времени года,сравнивать природные явления, рассуждать и давать необходимые пояснения.

Методы и приемы :рассматривание иллюстраций,наглядностей,беседа,объяснение создание проблемной ситуации,поощрение.

Предварительная работа:

1) Беседа о зиме;

2) Заучивание стихов о зиме.

Материалы и борудование для педагога : фланелеграф, иллюстрации с изображением зимушки-красавицы;

ЦОР: мультимедийная презентация "Зимние месяцы".

Оборудование для детей : мяч, иллюстрации зимнего пейзажа и признаков зимы,клей,детали снеговика из бумаги.

Виды детской деятельности: продуктивная,игровая деятельность,коммуникативная,музыкально-художественная,трудовая.

Формы работы с детьми :коллективная,индивидуальная.

Содержание организованной деятельности детей.

Вводная

Воспитатель: ребята, давайте с вами поиграем. Встаньте в круг, я буду бросать каждому из вас мяч и называть времена года, а вы в ответ должны назвать мне цвет, относящийся к этому времени года.

(Дети играют).

Основная

Воспитатель: Молодцы! А какое время года у нас сейчас?

(Ответы детей: Зима)

Воспитатель: 1) После какого времени года к нам приходит зима? (Ответы детей: после осени).

2) Как вы думаете, чем пахнет зима? (Ответы детей: снегом, елками, холодом.)

3) Какие признаки зимы вам знакомы? (Ответы детей: выпал снег, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее),

Воспитатель: К нам сегодня в гости пришла "Зимушка-красавица" (привлечение внимания детей к картине "Зимушка-красавица"), и принесла Вам загадки:

На поля и на луга

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год (Декабрь)

Воспитатель: (Слайд № 1). Ребята, вы знаете, что в давние времена Декабрь называли "студень". Как вы думаете почему? (Ответы детей). В декабре очень студено и холодно и поэтому мы тепло одеваемся. Что мы одеваем? (Ответы детей).

Щиплит уши, щиплит нос

Лезет в валенки мороз

Брызнет в воду, упадет.

Не вода уже, а лед. (Январь)

(Слайд №2) Январь называли "сечень", так как он делит зиму на 2 половины, он идет после месяца Декабря и перед месяцем Февралем, то есть находится посередине.

Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели (Февраль)

(Слайд №3)Месяц февраль называли "лютый" так как выпадает очень много снега, и часто дуют сильные метели, бураны, вьюги.

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали!

Физминутка: "Снежок"

Раз, два, три, четыре (наклон вперед за снегом)

Мы с тобой снежок лепили (показывают как лепят снежок)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают какой)

И совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем)

Раз - подкинем, два - поймаем,

Три - уроним и сломаем.

Воспитатель: А сейчас какой у нас зимний месяц? Кто ответит? (Ответы детей: январь). Кто расскажет стихотворение про месяц Январь? (ребенок читает стишок).

Открываем календарь

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снега во дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

Дидактическая игра: "Признаки зимы"

Ход игры

На столе вразноброс лежат картинки с признаками всех времен года. Ребята, посмотрите, что вы видите на столе? (ответы детей). Наша с вами задача найти картинки с признаками зимы и прикрепить их на фланелеграф. Дети поочередно выходят и прикрепляют картинки с признаками зимы на фланелеграф (музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Так что же нам приносит зима? (Ответы детей: ветер, снежинки, сосульки, сугробы, метель, бураны, вьюга, мороз.) Скажите, пожалуйста, на что похожи снежинки? (Ответы детей: звездочки, цветочки). Молодцы!

Воспитатель: Ребята а знаете что такое оттепель?(Предполагаемый ответ детей).Оттепель это когда греет солнышко и снег начинает таить,снег становится мокрый и липкий и тогда с него легко лепить снежки.А после оттепели ударит мороз и на снегу сразу же образуется твердая корочка-лед.на деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома-изморозь,все становится красивым.Чем тише морозная погода,тогда снежинки падают медленно и красиво.А если погода ветренная то снежинки смешиваются и образуются хлопья.

Посмотрите у меня есть конверт с пословицами от Зимушки-красавици,я сейчас вам их прочитаю, а вы скажите как вы их поняли.

Новый год к весне поворот.

Береги нос в большой мороз.

Мороз велик да стоять не велит.

И в сильный мороз работа согреет.

Молодцы!

Подведение итога:

Воспитатель: А теперь скажите чем мы сегодня с вами занимались? (ответы детей: играли, разгадывали загадки) Про какое время года говорили? Про какие месяца? Интересно было?Какие новые слова вы узнали? А теперь давайте сделаем подарок для «Зимушки -красавици".Все вмести мы склеим картину со снеговиком.

Тема урока: Зима: покой природы.
Задачи:

— познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;

— научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;

— воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Оборудование:

для учителя — презентация;

для учеников – учебник, тетрадь. Ход урока
I. Организационный момент.

Ночью в полях, под напевы метели.

Дремлют, качаясь березы и ели:

Месяц меж тучек над полем сияет, —

Бледная тень набегает и тает:

Кажется ночью: меж белых берез

Бродит в пушистом сиянье Мороз.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

— Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

Щиплет щеки, щиплет нос,

Но не страшен нам: (мороз)

На коньках я мчусь вперед,

Под ногами крепкий: (лед)

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а: (снежинки)

Зимние каникулы!

Веселые деньки!

Нужны ребятам санки,

Лыжи и: (коньки)

Наступили холода,

Превратилась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым,

Перестал медведь реветь,

В спячку впал в бору медведь

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

— С каким словом, связаны все отгаданные вами слова?

— Они связаны со словом «зима «.

— Отгадаете следующую загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

— Это зима и зимние месяцы.

— Кто назовёт зимние месяцы?

Декабрь — это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь — это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще декабрь это последний месяц года.

Январь — это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью — луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз — красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.

Февраль — последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Это последний месяц зимы.

В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.

— Возьмите карточки с предметами и обведите синим карандашом, предметы, которые встречаются только зимой.

— Давайте теперь проверим.

— Отгадайте загадки и назовите этот предмет.

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко,

Вставили морковку.

Глаза — угольки, губы — сучки.

Холодный, большой,

Кто я такой? (Снеговик)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет (Сосулька)

III. Совместное «открытие » новых знаний.

— Как вы думаете, когда отдыхает природа? Летом, осенью, весной или зимой?

— Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?

— Тема нашего урока «Зима: покой природы «.

— А почему зиму называют «покой природы»?

— Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какие изменения (признаки) происходят в природе с приходом зимы?

— Зимой становится холодно, природа надевает снежный наряд, реки замерзают, идёт снег. (Становится холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега, дни становятся короче, а ночи длиннее).

— Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,

Искристая, белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

— Так говорят о снежинке.

— А кто из вас знает, как образуются снежинки?

— Послушайте рассказ «Летят снежные пушинки » В. Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок.

Летят снежные пушинки.

Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

— А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

— Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.

— Откройте учебники на с. 88 самую настоящую красивую снежинку.

Физкультминутка.

— Встаньте и представьте, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце греет землю слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

— Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.

— Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

— Но не все деревья сбрасывают листья.

— Скажите, какие деревья не сбрасывают листья?

— Сосны и ели. Их иголки покрыты восковым налётом, поэтому им не страшен мороз.

— Какие трудности испытывают звери зимой, чем они питаются? (ученики рассказывают о белке, зайце, лисе)

— Не только звери подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

— Иволги, стрижи, ласточки улетают в тёплые края. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится трудно добывать корм.

— А вот снегири и клесты наоборот прилетают к нам зимовать. А как они зимуют расскажут нам…

— Какие птицы остаются зимовать?

— Воробьи, овсянки, сороки, синицы.

— Эти птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен.

— Так о чем же попросила синичка?

— Как мы можем им помочь?

Стихотворение «Покормите птиц зимой».

V. Итог урока. Рефлексия.

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц — все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, — не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь «. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

— Ребята, почему говорят, что «Зима — покой природы «, что «зимой природа спит «?

— Проверим ваши высказывания, прочитав вывод на с.87 учебника.

Поднимите руки те, кто:

работал в полную силу;

работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

— Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Конспект занятия на тему: «Уходит зима холодная».

Цель : уточнить и закрепить представления детей о зиме, о том, как животные и птицы приспособлены к жизни в холодное время года, развивать восприятие красоты зимней природы; обучение рассказыванию с использованием рисунков-схем.

Словарная работа : «белая скатерть», сугроб.

Оборудование : ежик, персонаж из крупного театра; наборное полотно с рисунками-схемами; картина осеннего леса.

1 Орг. момент .

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем собираться.

Раз, два, три, четыре, пять,

Сядем заниматься.

2 Воспитатель : «Сегодня мы с вами будем говорить о волшебнице. А что это за волшебница, догадайтесь:

Дел у меня немало,

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома.

Зовут меня… (зима).

Правильно, сегодня мы будем говорить с вами о волшебнице- зиме.

Какая же зима? (белая, морозная, снежная…)

А давайте вспомним с вами, что бывает только зимой: «белая скатерть все поле одело»- что это? (снег).

Снег какой? (белый, пушистый, мохнатый, чистый…).

А что такое сугроб? Какие бывают сугробы?

А на реке «мост как синее стекло» - что это? (лед).

Какой лед? (прозрачный, гладкий, хрупкий…).

Каким бывает лес зимой? (спящим, неподвижным, красивым…).

Стихотворение С. Есенина «Заколдован невидимкой…).

Зимние дни. Какие? (короткие, холодные, морозные, солнечные…).

Какие птицы остались у нас зимовать? (воробьи, синицы, вороны…).

Следы каких животных можно встретить в зимнем лесу на белом, снежном покрывале? (зайца, белки…).

3 Воспитатель: «Молодцы! Но кто это шевелиться, пыхтит у меня под столом?

Да ведь это ежик! (персонаж кукольного театра).

Здравствуй, ежик! Как ты здесь очутился?

Ежик - Здравствуйте! Рыжая плутовка- лиса разбудила меня, я вылез из своей норки и …совсем замерз. Вот и закатился к вам в детский сад погреться. Вот вы тут все про зиму говорили, а я всю зиму сплю и ничего о ней не знаю. Расскажите мне ребята, пожалуйста, о ней.

Воспитатель : «Ребята, расскажем ежику о зиме?».

Давайте мы не только расскажем, но и нарисуем ему зиму.

4 На доску вывешивается картина осеннего леса с прорезями. Рядом наборное полотно, на котором размещены рисунки- схемы животных и птиц.

Ежик, знаком тебе этот лес?

Ежик: «Таким он был, когда я ложился спать».

Воспитатель : «А сейчас ребята расскажут тебе каким он бывает зимой».

А знаешь ли ты, сколько месяцев гостит зима? И как называются зимние месяцы?

5 Игра . «У детей шапочки с номером на голове 1, 2, 3. Водящий называет месяц «декабрь»- выходят дети с карточкой под номером 1 и говорят об этом месяце.

Декабрь- первый месяц зимы.

Стынут ветви у берез,

По ногам трещит мороз,

Ну а мишке все равно:

Он в берлоге спит давно.

Декабрь- стужайло на всю зиму землю студит.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь- году начало, зиме середина.

В январе солнце сквозь слезы улыбается.

Замело в лесу пригорки

И овражки замело.

Зайка выскочил из норки-

Тихо. Холодно. Бело.

Февраль- последний месяц зимы.

В феврале зима с весной встречаются впервой.

Февраль месяц лютый, спрашивает как обутый.

Февраль три часа дня прибавит.

Февраль- вьюговей, февраль- бокогрей.

Февраль- воду подпустит, март подберет.

«Ходит грозный Вьюговей

В снежной шапке до бровей,

Даже волк, разбойник волк.

Испугался и примолк.

Ежик: «Оказывается я три месяца спал».

Ничего, ежик, ребята тебе сейчас все- все про зиму расскажут.

6 Дети поочередно проговаривают предложения и при этом вставляют в прорезь на картине соответствующий рисунок- схему.

Примерный рассказ .

«Зимой часто идет снег. Снежные шапки лежат на деревьях, крышах домов. В лесу выросли сугробы. Река покрылась льдом. Спят деревья в лесу, но не спят животные. Вот зайка дрожит под кустом. Мелькнула рыжая лиса. Пробежал волк. Белка вышла из дупла. Не слышно в лесу птиц. Они прилетели ближе к людям. Люди повесили им кормушку. Вот ворона, синица, воробей, сорока, дятел. Это зимующие птицы. Не страшен мороз ребятам. Они катаются на коньках, лыжах, санках, играют в снежки».

На наборном полотне остался медведь.

Воспитатель : «Почему остался медведь»? (он зимой спит, его мы не встретим в лесу).

7 Физкультминутка : «Зимние развлечения».

Мы в снежки играем смело,

Ах какое это дело!

Нам в снежки играть не лень.

Мы играем целый день.

Хлоп- хлоп! Не зевай!

Ты скорей в снежки играй!

Хлоп- хлоп! Не зевай!

А теперь в меня бросай.

Пусть мороз морозит нас,

Мы погреемся сейчас:

Ножками затопаем,

Ручками захлопаем.

8 Повторный пересказ .

Один ребенок начинает, следующий продолжает (3-4 детей).

9 Воспитатель : «Ежик, узнал теперь, что же такое зима? Понравилось тебе это время года? Сможешь ли ты рассказать другим ежам о зиме»?

Ежик повторяет рассказ ребятам и приглашает их в гости в весенний лес.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие по зимним месяцам» (средняягруппа)

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид деятельности: непосредственно -образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: «Путешествие по зимним месяцам»

Цель: Закрепить у детей представления о зиме. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы, через их отражение в произведениях русских поэтов, в народных пословицах и поговорках.

Программное содержание

Образовательные задачи: закреплять знания о зиме: название зимних месяцев, зимних игр, пословиц о зиме. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Расширять кругозор с помощью литературных произведений.

Развивающие: продолжать развивать внимание посредством игровой деятельности. Уметь устанавливать связи между явлениями природы.

Воспитательные: воспитывать любовь к русским народным произведениям.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про зимние месяцы, разучивание народных подвижных игр, чтение русских народных сказок, знакомство с устным народным творчеством, культурой и традициями русского народа.

Словарная работа: лютень, студень, просинец, пурга.

Материалы и оборудование: иллюстрации с зимним временем года, книга «Сказочные загадки», иллюстрации с изображением русских народных сказок.

Ход деятельности

В. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в зимнее время года. Но сначала мне понадобится ваша помощь.

Ребята, я забыла, а как называются зимние месяцы? Я буду называть месяцы всех времён года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите названия зимних месяцев.

Игровое упражнение «Угадай месяц»

В. Спасибо, что вы мне помогли вспомнить названия зимних месяцев: первый месяц - декабрь, второй – январь и последний – февраль. Теперь можно начинать наше путешествие.

(Воспитатель берёт иллюстрацию с изображением декабря, читает стихотворение)

У декабря полно забот –

Как всё успеть не знает

Он провожает старый год

И Новый год встречает!

В. Да, ребята, декабрь - первый месяц зимы. В старину называли этот месяц так: лютень, студень, стужайло. Люди говорили: «Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухом морозом колет. »

Как вы думаете, почему люди так говорили?

Д. В декабре наступают морозы, Одеваться нужно очень тепло. На окнах появляются морозные узоры.

В. Скажите, а в какой из дней, ветреный или безветренный, легче переносится мороз?

Д. В безветренный день мороз ощущается слабее.

В. С приходом декабря наступают самые короткие дни и самые длинные ночи. 22 декабря – самый короткий день в году. День длится всего семь с половиной часов. В народе есть пословица «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты. » Как вы думаете, о чем эта пословица?

Д. В декабре реки и озёра покрываются льдом.

Выпадает много снега.

В. Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о зиме? Какие?

Д. Зимой солнце светит, да не греет.

Февраль силен метелью, а март – капелью.

Как зима не злится, а весне покорится.

В. Все пословицы и приметы складывались народом и передавались из поколения в поколения. Кроме пословиц народ придумывал игры на все времена года, и сейчас мы с вами поиграем в одну из них. Игра называется «Золотые ворота».

Подвижная игра: «Золотые ворота» (Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают руки вверх – это «ворота». Остальные берутся за руки, получается цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз - запрещается,

Третий раз – не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, «ворота закрываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами.

В. Замечательно! Мы с вами немного повеселились, а теперь отправляемся в следующий месяц.

(Воспитатель берёт иллюстрацию с изображением января)

Январь – начало года

Силён его мороз.

Уснула вся природа.

Теперь нам не до гроз.

Под снежным покрывалом

Покоится земля.

В краю большом и малом

Все белые поля.

Бери скорее санки

Из дома выбегай.

Поедем спозаранку

Кататься в снежный край.

В. Январь – второй месяц зимы. В народе январь называют - просинец. Потому что впервые после хмурого неба декабря, появляются первые островки синего неба. Народные поговорки гласят: «Январь на пороге – прибыло дня на куриный шаг. »

Дети, что бы это значило?

Д. В январе день прибавляется очень медленно.

В. Правильно. Всего на два часа. А греет ли солнце?

Д. Нет, греет мало.

В. Ребята, а в какие зимние игры вы играете зимой на улице?

Д. Лепим снеговика. Катаемся на санках, коньках, лыжах. Играем в снежки.

В. Вы любите лепить снеговика? Давайте все вместе слепим необычного снеговика.

Физ. минутка. «снеговик». Давай, дружок, кати снежок, кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежок). Он превратился в толстый ком (останавливаются и «рисуют» двумя руками ком) И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трех комав) Его улыбка так светла (улыбаются) Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают глаза, нос, прикрывают руками голову, держат воображаемую метлу) Но солнце припечет слегка (медленно приседают) Увы! И нет снеговика (пожимают плечами и разводят руки в стороны)

В. В январе, очень сильные морозы, зимние вечера длинные и что бы не скучать русский народ придумывал и рассказывал сказки. Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?

Д. Колобок, Курочка Ряба, Маша и медведь, Снегурочка и т. д.

В. У меня тоже есть книга со сказками, но вот беда, там потерялись слова. Помогите мне закончить сказку и назовите её.

Викторина по русским сказкам.

«Колобок» «Волк и семеро козлят»

Из муки он был печен Жили семеро ребят

На сметане был мешен Белых, маленьких (козлят)

На окошке он студился Мама их любила

По дорожке (покатился) Молочком (кормила)

Был он весел, был он смел Тут зубами щёлк, да щёлк -

И в пути он песню (пел) Появился серый (волк)

Съесть его хотел зайчишка, Как коза запел тот зверь:

Серый волк и бурый (мишка) - Отворите, детки (дверь)

А когда малыш в лесу Ваша матушка пришла,

Встретил рыжую (лису) Молочка вам (принесла)

Что за сказка?. (Колобок) Кто сумел спасти ребят

Это знаем мы из сказки

«… .и … »

В. И вот последний месяц зимы - ветреный февраль. (Воспитатель показывает иллюстрацию на месяц февраль). В феврале зима с весной встречаются. В феврале стоят сильные морозы, лютует вьюга, дуют сильные ветры. Русская пословица говорит: «В феврале два друга – мороз, да вьюга». В феврале мы часто слышим слова: метель, вьюга, пурга. Как вы думаете, что такое метель?

Д. Когда дует ветер и метёт снег.

В. Правильно, ветер поднимает с земли снежинки, метёт как метлой. Иногда метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то можно услышать «Вьююуу-у. Я вью-ю-у-га. » Так метель сама себя назвала. Бывает что ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метёт по земле. Ничего не видно вокруг, воздух мутный. Это пурга.

В. Я – февраль, я младший сын,

Я метелей господин.

Всех вас ветром застужу,

В снежном вихре закружу,

Лица снегом залеплю

И в сугробах утоплю,

Снег насыплю без разбору

И в карманы, и за ворот!

Не боится детвора!

Не уходит со двора!

Бабу снежную катает

И вовсю в снежки играет!

В. Я приготовила вам загадки о зиме.

Головою вниз растёт Он прозрачный и холодный,

Лишь зимой, не целый год. Он загадочный и плотный,

С крыш свисает очень ловко А в тепле вдруг оживает,

Эта снежная морковка. Слёзы льёт и быстро тает.

Не снежинка, не свистулька Что водою слёзы льёт?

Это крупная (сосулька) Ну, конечно, это… .(лёд)

Налетит на землю вдруг Он слетает белой стаей

Белый вихрь из белых мух. И сверкает на лету.

Снег сугробом стелется Он звездой прохладной тает

Это что (метелица) На ладони и во рту. (снег)

Ранним утром во дворе Подышал он на окно –

Лёд улёгся на траве Вмиг покрылось льдом оно.

И весь луг стал светло-синий. Даже веточки берёз

Серебром сверкает (иней) Инеем укрыл… .(мороз)

Подведение итогов:

В. Ребята, какой последний месяц зимы?

Д. Февраль.

В. Правильно, Февраль. Именно в конце февраля, люди провожают зиму и зазывают весну, везде идут народные гулянья. В народе говорят в феврале зима с весной встречаются. Провожают зиму весёлым праздником, который называется МАСЛЕНИЦА. По традиции на масленицу пекут блины и поют песни.

В. Вот и закончилось наше путешествие по зимнему времени года. Мы вспомнили названия зимних месяцев, узнали новую игру, в которую можно играть зимой и выучили новые пословицы и поговорки о зиме.