Программы начальной школы сравнительная таблица. Системы и программы начальной школы

Традиционная система обучения строится так: учитель объясняет новый материал, в классе он подробно разбирается. Потом ученики его заучивают, дома повторяют, и учитель проверяет их знания во время контрольных работ или ответов у доски. Рассчитана на детей, которые до школы совсем не умели читать. Обучение чтению и письму идет параллельно. На математике больше внимания уделяется навыкам счета, меньше развитию логического мышления. Содержание материала постоянно обновляется.

Программа “Школа 2100”

Близка к традиционной по методам обучения. Основной принцип: развитие личности ребенка, индивидуальный подход. Каждый ребенок имеет свой минимум и максимум заданий. Обучение построено по схеме “от простого к сложному”. Каждый раз детям предлагают выполнить не принципиально новые задания, а похожие на предыдущие, но на более сложном уровне. Цель программы: научить детей ориентироваться в любой ситуации и легче адаптироваться к новым условиям.

Программа “Гармония”

Основная идея программы: всестороннее развитие ребенка, сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка. Ориентированная на творчество ребенка, программа построена на традиционной отечественной культуре. В процессе обучения сочетаются разные виды деятельности: игровая, познавательная, речевая, конструирование, природоведение, математика и др. Много внимания уделяется изобразительному искусству. Структура программы предусматривает работу по двум направлениям: накопление социального опыта познания себя и окружающего мира (увидеть, услышать, обыграть) и реализацию этого опыта в условиях самостоятельной творческой деятельности ребенка (сделать, создать). Обучение на занятиях проводится с небольшими по количественному составу подгруппами детей (5 – 8 человек) с определением обязательного минимума программного материала, который может усвоить ребенок с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей.

Вальдорфская программа

Программа Вальдорфских школ сочетает академические предметы с художественно – практическими навыками. Широко используются и художественные приемы, нет системы соревновательных оценок и показателей. В начальных классах академическим предметам уделяется немного внимания. Чтению не учат до 2 класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1 – 8 классы) у учеников есть классный учитель (основной) , который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом на все 8 лет школы.

Основными занятиями в Вальдорфских школах являются искусство, музыка, садоводство, иностранные языки (обычно 2 в средней школе). В младшей школе предметы вводятся постепенно из художественной среды, поскольку дети лучше реагируют на эту среду, чем на сухие лекции и зубрежку. Все дети учатся игре на флейте и вязанию.


Обязательно участие родителей в школьной жизни.

Программа Л. В. Занкова

Развивающая программа очень высокого уровня сложности. К ребенку предъявляются повышенные требования. Он должен быть абсолютно здоровым и развитым интеллектуально. Ребенку нужны хотя бы начальные навыки чтения и счета, хорошие внимание и память. При этой программе успех обучения гораздо больше, чем при традиционной системе зависит от личности и профессионализма учителя. Домашние задания рассчитаны так, что ребенку наверняка потребуется помощь родителей. Программа Занкова развивает мышление, учит рассуждать, самому добывать информацию и делать выводы. Упор делается на преподавание естественных наук и математики. Недостатки программы в том, что она разработана только для начальной школы, и в старших классах детям приходится адаптироваться к другой системе обучения.

Программа “Сообщество”

Это международный проект института “Открытое общество”. С каждым классом работают два учителя: основной и ассистент. Главная цель программы: развитие способностей ребенка, которые помогли бы ему адаптироваться в жизни, постоянно учится, критично мыслить, уметь делать выбор и нести за него ответственность, ставить и решать проблемы, заботиться о людях, проявлять изобретательность. Вначале оценок детям не ставят, но успехи отмечают. Класс делится на несколько “Центров” творчества, науки, письма, чтения. Есть “Уголок уединения”. В начале каждого учебного дня ребенок сам решает, чем он хочет сегодня заниматься. В учебном процессе обязательно принимают участие родители.

Программа “Школа завтрашнего дня”

Эта программа включает интенсивное обучение английскому языку. Основа программы: индивидуализированное обучение. Каждому ребенку дается возможность изучать такое количество учебного материала, какое он сможет усвоить в соответствии с его способностями. После того, как в первом классе начальной школы ребенок научится читать и писать по английски, он переходит к основной программе. В программу входят 5 основных предметов: математика, английский, общественные науки, естественные науки, словообразование, русский язык и литература. Ребенок имеет свое рабочее место, называемое ” офис”, где перед ним всегда находится карта его продвижения (успехов) и карта целей (заданий) с которой он работает каждый день. Приходя утром, ученик проверяет, какие цели он поставил себе на сегодня, и начинает работать самостоятельно. Перед тем, как уйти домой, ученик ставит себе цели на завтрашний день.

В первую очередь, при выборе школы родителям будущего первоклассника нужно разобраться в современных образовательных программах для начальных классов. В отличие от советского времени, когда все учились по одним учебникам, теперь у учителей и родителей есть выбор, каким именно образом ребёнок получит все необходимые знания. И зависеть это будет от той системы обучения, по которой будет учиться школьник в начальных классах.

Что выбрать, когда рядом с домом обязательно найдётся несколько школ, обучающих детей по разным системам? Даже в рамках одной школы сами учителя начальных классов выбирают, по какой программе работать, и дети из параллельных классов могут обучаться по разным учебно-методическим комплексам.

В настоящее время одновременно существует несколько образовательных систем, отвечающих требованиям ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов). У каждой из них есть свои особенности, но в целом системы делятся на традиционные и развивающие. Большинство школ выбирают традиционные программы обучения, такие как "Школа России", "Начальная школа XXI века", "Школа 2010", "Гармония", "Перспективная начальная школа", "Классическая начальная школа", "Планета знаний", "Перспектива". Но будьте готовы к тому, что, возможно, вашему ребёнку предложат учиться по развивающим программам Занкова или Эльконина-Давыдова. Разумеется, не стоить думать, что традиционные программы не занимаются развитием школьника, название это скорее условное. В общих чертах, можно сказать, что данные виды систем отличаются подходом: традиционные программы предлагают объяснительно-иллюстративный подход к обучению ребёнка, развивающие — деятельный.

Все упомянутые выше программы ориентированы на единый образовательный стандарт, однако способ подачи информации и приоритеты у каждой системы свои. Они отличаются самой учебной программой, степенью загруженностью ребёнка, вовлеченности родителя в процесс обучения, а также общей сложностью. Каждая система предлагает свой учебно-методический комплекс, проще говоря, комплекты учебников, рабочих тетрадей и дидактических материалов по всем предметам.

Наибольшей популярностью среди школ пользуются такие учебно-методические комплексы, как "Школа России", "Перспектва", "Школа 2100", "Планета знаний" и "Гармония".

УМК "Школа 2100" построен так, что дети смогут учиться на разных уровнях сложности. Все учебные материалы содержат максимум дополнительной информации, которую ребёнок сможет усвоить при такой потребности. Эта программа даёт возможность учителю без перехода на другой УМК корректировать уровень сложности подачи материала и применять индивидуальный подход в обучении.

Программа "Планета знаний" считается довольно сложной, так как изначально была разработана и применялась в прогимназических классах, однако тоже пользуется большой популярностью у учителей и родителей. Основное преимущество этого УМК — нацеленность на ребёнка. Активно стимулируется его способность рассуждать, будь то акцент на логику при изучении математики или литературное чтение, предполагающее возникновение диалога между ребёнком и взрослым. Как и в "Школе 2100" учебные пособия "Планеты знаний" содержат разноуровневые задания: от базовых до творческо-поисковых.

Основным принципом УМК "Гармония" является комфортное обучение на стыке традиционных и развивающих методов обучения. У детей изначально развивают навыки анализа, классификации, сравнения и обобщения. На уроках даётся много проблемных развивающих заданий, формирующих у школьников способность к мышлению, умение самостоятельно делать выводы. Одним из главных плюсов программы является целенаправленная подготовка к плавному переходу из начальной в среднюю школу.

Понять наглядное отличие одной образовательной системы от другой можно, изучив предлагаемые программой УМК в одном месте. На сайте книжного интернет-магазина "Лабиринт" существует специальный раздел "Школьный гуру" , в котором можно сделать выборку товаров по образовательной программе, по предметам, типам учебного материала (учебники, рабочие тетради, наглядные пособия) или по классам. С помощью этого раздела можно как изучить предлагаемые материалы программ, так и собрать нужный комплект литературы, когда вопрос с выбором образовательной системы будет уже решён.

Нужно иметь в виду, что все программы УМК регулярно перерабатываются с учетом актуальных тенденций, так что даже если вы отдаёте в школу не первого ребёнка, учтите, что за несколько лет могли поменяться авторы учебников или концепция преподавания в целом. Сами учебные материалы могут существенно меняться, поэтому, как правило, возникает необходимость с нуля покупать все материалы учебно-методического комплекса на класс. С уверенностью сказать, как именно выглядит УМК на данный момент и какие учебники и рабочие тетради нужно приобрести для ребенка, вам сможет учитель, который в данный момент работает по программе.

Обсуждение

Я выбрала систему школа 21 века, слышала о ней много хороших отзывов от подруг, у некоторых дети уже закончили 4 класс, перешли в 5, и хорошо учатся. Программа заточена на то, чтобы заинтересовать ребенка и мотивировать его учиться, развить логику, научить высказывать собственное мнение, а не просто механически выполнять задания.

Жаль, что мало слов про систему начальной школы 21 века. У меня ребенок сейчас проходит обучение по ней. Я скажу, что очень довольна результатами. Вижу, как у ребенка растет эрудированность, любовь к получению знаний. Эта система мне нравится тем, что в первую очередь создает подход к ребенку, как к личности.

03.05.2018 16:32:40, Ника099

Здравствуйте! Спасибо за статью. было очень интересно познакомится с мнением о различных образовательных системах России.
Хочу сказать, что самая простая и понятная образовательная программа России младших классов - это Перспектива, намного сложнее "Школа России". Остальные вообще очень сложные как для маленького ребенка.
По роду своей деятельности активно ищу ответы на окружающий мир и другие предметы и просто поражаюсь как сейчас сложно учиться даже в 1 классе. А родителей как грузят различными поделками и другим творчеством...

Как тут "Гармонию" расхвалили-то...
Математика просто ужасна, точнее, это не математика. От нормальной в моем понимании программы отстает на полгода-год... Если так же учиться потом в средней школе и старшей, то при должном старании квалификацию дворника получить можно, да).
Русский язык несколько своеобразен, есть моменты, с которыми я не согласна, наша учительница тоже, а у нее уже большой опыт.
Чтение порой интересное, таких произведений не было в нашей программе,но половина программы для первых 3 классов все-таки годится для 6-7 лет, а не школьников. По чтению у учителя тоже замечания. Учебник окружающего мира сделан красочно весьма и интересен, может быть, для ребенка, без сложных вывертов. Но при этом тоже на год отстает, если честно. Например, в первом классе про птиц говорится, что у них 2 ноги, 2 крыла и они летают, это уже дети лет 3-4 знают, да и детский сад не дремлет), к школе готовит.
Труд неоднозначен тоже, взять бы из 3 классов самое интересное и запустить за 2 года, а не 3, детский сад исключить.
Других программ я близко не видела, там наверняка есть куча недостатков тоже). Говорю про то, что видела. В итоге математику поменяли на Петерсон, там тоже есть недостатки, но это хотя бы математикой можно назвать. "Гармония " в целом, пожалуй, гармонична в том смысле, что рассчитана на детей, к школе не готовых, с любыми, даже скромными способностями, плюс которые считать и читать и прочее совсем до школы не учились. И 2 крыла у птиц для них откровение.

Комментировать статью "Образовательные системы в начальной школе: как определиться"

Еще по теме "Программа образования начальной школы":

Ребенок учится в 1 классе, учитель очень молодой и не опытный, по ее словам она "ищет себя". Я против того, чтобы на моем ребенке учились и искали себя, к тому же учитель к сожалению не стал авторитетом у детей и картина складывается плачевная. Решила я перевести ребенка к другому учителю, там программа Школа 2100, по отзывам учитель очень хороший и при личном общении мне понравилась. Расскажите, очень дурная программа нас ждет?

Начальная школа, посоветуйте, бывалые. Выбор школы. Образование детей. Образовательные системы в начальной школе: как определиться. Образование детей. И с другими программами.

Просветите меня пожалуйста, какие сейчас программы в началке и чем они отличаются. Готовимся к 1-му классу, хочу понимать что меня ждет))) У нас в школе у учителей разные программы. В школе программы "Школа России" и "Школа 2100". Гимназия 1517.

Обучающие программы. Образование детей. И с другими программами. Программа обучения в начальной школе +. ШКОЛА РОССИИ. На минуточку, по новому ФГОСу именно эта программа настоятельно рекомендуется в начальной школе.

После начальной школы грамотность была, все диктанты писались на 4-5, все вступительные были пройдены с легкостью, а к концу 7-го класса она пропала. Образовательные системы в начальной школе: как определиться. Программа 21 век (Виноградова).

Девочки, я запуталась окончательно. У разных подруг дети в разных школах по совершенно разным программам учатся. Откуда вообще такие программы берутся - мне не понятно. Ну да ладно, это все равно старшие классы. А меня интересует программа началки, есть ли какие-то рбщие требования? Где почитать об этом, ткните, плиз. Ну, скажем, техника чтения (ск слов в минуту), что и как писать должны, математика в пределах 20 или десятка? Что ещё там есть? Окружающий мир?

Сын идёт в первый класс в следующем году. Существует вероятность, что в школе будут набирать класс по системе 1-3 (то есть, началка будет 3 класса, как раньше). Также с большой долей вероятности там будет сильный учитель. Стоит идти? Если да, то какие соображения превалируют: сама система 1-3 или сильный учитель? Будет и класс 1-4 тоже с хорошим учителем.

Образовательные системы в начальной школе: как определиться. Начальная школа: школа России, школа XXI века, система Занкова - школьные программы, стандарт ФГОС В начальной школе в 57-ой такие же программы, как и у всех остальных. Петерсон или Гейдман.

Тема создана для обсуждения статьи Образовательные системы в начальной школе: как определиться. Жаль, что мало слов про систему начальной школы 21 века. У меня ребенок сейчас проходит обучение по ней. Я скажу, что очень довольна результатами.

В начальной школе в 57-ой такие же программы, как и у всех остальных. Петерсон или Гейдман. 21.05.2013 14:14:04, Красно Солнышко. Но вообще это был ответ не о программе, а о том, что система образования в СССР была не самой плохой.

5. Школа России. Программа начальной школы очень растянута. Сейчас, когда сын в 5-ом классе 11-летней школы, я думаю, что он даже старше, чем я была в 4-ом классе 10-летней Домашние задания в Образовательные системы в начальной школе: как определиться.

В начальной школе в 57-ой такие же программы, как и у всех остальных. Теперь внимательно читаем тему топика: "Единая программа в _ начальной Образовательные системы в начальной школе: как определиться. Даже в рамках одной школы сами учителя начальных...

Рискую показаться банальной, но... у меня деть в 1 классе. Идут по математике по Петерсон. Ребенку нравится, увлекает, решает все легко. Сейчас уже решает простейшие уравнения с неизвестной. Но при всем том очень озадачивает шквал негативных отзывов и в Сети, и очно. Побаиваюсь - а вдруг во втором классе будет сложно совсем? Я ведь понимаю, что чтобы оказать грамотную помощь ребенку, мне придется штудировать, как минимум, методическое пособие.. учебника явно будет мало. Кто что скажет?

Поделитесь отзывами по программе 21 век (Виноградова), пож-та. Мы пойдем в 1 класс по ней. Если ребенок уже хорошо подготовлен к школе по ней не скучно будет заниматься? В чем ее плюсы и минусы, на что надо обратить внимание и кчему бы хорошо еще до школы подготовиться чтобы успешно заниматься по этой программе. Спасибо.

начальная, средняя школа и матклассы это совсем разные системы... Среди двух (или 3?) матклассов в параллели был лишь 1 ученик из По каким учебникам преподают русский, математику, английский? Образовательные системы в начальной школе: как определиться.

Образовательные системы в начальной школе: как определиться. Школьная программа для первоклассника: чем отличаются и как выбрать. Поделитесь впечатлениями от программ начальной школы: - школа россии - школа 2100 - гармония.

Посмотрите другие обсуждения: Образовательные системы в начальной школе: как определиться. Начальная школа: школа России, школа XXI века, система Занкова - школьные программы, стандарт ФГОС, Министерство образования. Экстернат: Быстро- школа.

у меня тетя - учительница начальных классов - уже второй раз набирает на Виноградову, считает эту систему лучшей, но при условии, что у учителя достаточно опыта, чтобы все связать. Образовательные системы в начальной школе: как определиться.

Начальная школа - программа образования. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Такая ситуация: долго мучалась выбором школы (детенышу на 1 сентября 6,6 лет - девочка). Пришла к выводу что я хочу получить от школы: 1. Хороший, любящий и уважающий детей...

В чем состоит принципиальное отличие российской начальной школы 1-3 и 1-4 класса. Заранее спасибо.

От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

В.А. Сухомлинский

Поступление ребенка в первый класс - одно из важнейших и волнующих событий в жизни каждого родителя. Поэтому необходимо серьезно подойти к решению этого вопроса: выбрать хорошую школу, обязательно познакомиться с учителем. Ведь именно в начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение находить общий язык со сверстниками, происходит дальнейшее развитие определенных способностей (технических или гуманитарных) и многое другое. Очень важно обратить внимание еще на такой вопрос - программа обучения или учебно-методический комплекс (УМК), по которым будет учиться ребенок. Так как по этим учебникам и рабочим тетрадям ему и, возможно, родителям придется осваивать материал, получать базовые знания. А от их качества будет зависеть то, насколько легко и быстро ребенок втянется в процесс обучения, и с какими знаниями он придет в среднюю школу.

В настоящее время действует приказ Минпросвещения России от 28.12.2018г. N 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». В федеральный перечень учебников (далее - перечень) включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие определенным требованиям.

В федеральный перечень учебников включены (все или выборочно) завершенные предметные линии учебников, входящие в состав следующих учебно-методических комплексов для начальной школы:

Школа России 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Перспектива 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Начальная школа XXI века 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Перспективная начальная школа 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Планета знаний 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Гармония 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
РИТМ 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Начальная инновационная школа 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Школа 2000 ... (математика Л.В.Петерсон) 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Система Л.В.Занкова (издательство «Развивающее обучение») 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Сферы (издательство «Просвещение») 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

(издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

В перечень не вошли учебники следующих УМК:

Школа 2100 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
(издательство «ВИТА-ПРЕСС»)
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Система Л.В.Занкова (издательство «Федоров») 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Диалог 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

При этом необходимо отметить, что образовательные организации вправе в течение трех лет использовать приобретенные учебники из федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253.

Особенностью перечисленных образовательных программ для начальной школы является то, что они включают в себя учебно-методические комплекты (УМК) по всем или нескольким предметам начального общего образования (например, русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир и т.д). Каждая программа или система обучения имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, с которыми можно подробно ознакомиться в пояснительных записках. Информацию можно найти на официальных сайтах программ начальной школы или издательств, выпускающих тот или иной УМК. У каждой программы или системы обучения есть свой научный руководитель, а также коллектив авторов, работающий над созданием УМК. Учебно-методический комплект обычно включает в себя: учебники, рабочие тетради, наглядные и дидактические пособия, самостоятельные и контрольные работы, мультимедийные приложения, методические рекомендации и поурочные планы.

Кроме того, существуют завершенные предметные линии учебников , которые не входят в УМК перечисленных ранее систем и программ начальной школы, но также включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников.

В связи с переходом образовательных учреждений на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) с 2011/2012 учебного года все образовательные программы начальной школы были доработаны, учебники прошли Государственную экспертизу на соответствие ФГОС второго поколения.
Существенной особенностью всех образовательных программ для начальной школы стала направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Главный принцип модернизации учебников - усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность. Таким образом, все программы и системы обучения направлены на достижение результатов образования, определенных ФГОС НОО, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» .
Таким образом, нет "плохих" и "хороших" программ. Все они одобрены Министерством образования и составлены так, чтобы дети к концу начальной школы получили уровень знаний, предусмотренный государственным стандартом, то есть обязательный минимум. И развивающая система обучения ничем не лучше и не хуже традиционной. Более того, сегодня практически во всех программах начальной школы реализованы идеи развивающего обучения. Задания повышенной сложности, которые ассоциируются только с развивающими системами, есть во всех комплектах, но не являются обязательными для усвоения. На самом деле, каждая система обучения рассчитана на определенный склад ума, или, иначе говоря, способ восприятия и умственной обработки информации. А эти процессы у каждого ребенка индивидуальны. Авторство же проявляется в способах подачи материала, дополнительной информации, организации учебной деятельности.

Практически у всех авторских образовательных программ есть как достоинства (о которых активно говорится), так и недостатки (информация о которых менее доступна). Если учитель прошел обучение, сертифицирован, взаимодействует с методистами и имеет доступ к пособиям, вероятность получения качественного результата выше. Программы составлены так, что за четыре года обучения ребенок получит все базовые знания. Однако материал изложен и распределен по годам в разной последовательности. Кроме того, некоторые программы перегружены материалами, которые дети (а, порой, и родители) понимают и осваивают с большим трудом. А итоговые контрольные работы за четверть и за год все пишут одинаковые. И здесь многое зависит от учителя. Хорошо, если в школе соблюдается программная преемственность между начальным и средним звеном, совместно работают педагоги-предметники. Иначе, отзанимавшись четыре класса начальной школы по нестандартным учебникам, ребенок перейдет в пятый класс на стандартные образовательные "рельсы" и потеряет интерес к учебе.

Согласно статье 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" "К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: ...определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями."
Согласно статье статье 47 Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют "право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании".

Таким образом, сегодня учителя начальных классов могут выбирать не только образовательную программу (систему), но, в первую очередь, учебники, создающие благоприятную и комфортную среду для обучения, прививающие детям любовь к познанию с первых дней их пребывания в школе. При этом учитель вправе выбрать УМК только в соответствии с утвержденной основной образовательной программой начального общего образования образовательного учреждения. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года. В одной школе начальные классы могут обучаться по разным программам. При этом один из классов чаще всего учится по УМК "Школа России". На сегодняшний день это самая распространенная образовательная система. Кроме того, возможен вариант образовательной программы, состоящей из завершенных предметных линий учебников, не входящих в определенные системы и программы. Главное условие выбора - учебники должны входить в "Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

Немного истории...

Согласно приказу Минобрнауки России от 21 октября 2004г. N 93 начальное общее образование включало в себя:
- традиционную систему обучения (программы "Школа России", "Гармония", "Школа 2000...", "Школа 2100", "Начальная школа XXI века", "Классическая начальная школа", "Перспективная начальная школа", "Планета знаний");
- развивающие системы обучения (система Л.В.Занкова и система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова).
Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчились, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения, на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей. Разделение учебников по системам (традиционная или развивающая) и комплектам (программам) в Федеральных перечнях рекомендованных (допущенных) учебников убрали с 2006/2007 учебного года (правда, тогда об этом говорилось в дополнительной информации издательств к каждому учебнику), а с 2008/2009 учебного года такой информации в перечнях не стало.

В Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Минобрнауки России № 2080 от 24 декабря 2010 г.) в разделе "Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования" были выделены четыре системы учебников:
- "Начальная школа XXI века"
- "Перспектива"
- "Школа России"
- "Школа 2100"

Эти системы (учебно-методический комплексы - УМК) включали в себя завершенные предметные линии учебников уже по всем предметам начального общего образования : русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), основы духовно-нравственной культуры народов России (4-5 кл.). Особенностью статуса "система учебников" было и то, что каждому предмету соответствовла только одна завершенная предметная линия учебников.
Учебники остальных вышеперечисленных программ или завершенных предметных линий также включены в Федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников на 2011/2012 учебный год в разделы "Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования" или "Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования".

В Федеральных перечнях учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2885 от 27 декабря 2011 г.) разделение учебников по системам (программам) вновь отсутствовали. Учебники, принадлежащие к завершенным предметным линиям, были сгруппированы только по предметам начального общего образования.

На основании информации, размещенной на официальных сайтах издательств и авторов-разработчиков программ, и в соответствии с Федеральным перечнем учебников на 2013/2014 учебный год (Приказ Минобрнауки России №1067 от 19 декабря 2012 г.) можно было выделить следующие УМК:

- "Школа России"
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Многие родители детей, собирающихся в первый класс, не понимают разницу между программами обучения, которые сегодня предлагает начальная школа. Всего в перечне Минобрнауки России восемь программ. Так какую школьную программу выбрать для первоклассника? Автор «Летидора» поговорила о самых популярных из них с известным автором пособий для начальной школы, педагогом-практиком Ольгой Узоровой.

Программа «Школы России»

Ольга, что вы о ней можете сказать?

  • Это классика. По «Школе России» учились еще родители нынешних первоклассников. Дети, которые идут в школу по этой программе, имеют полное право прийти в 1 класс, не зная вообще ничего. Конечно, они видели буквы и цифры, но пока не обращали на них особого внимания. Зато у таких детей, как правило, хорошо развита речь. До школы родственники и близкие вместе с ними пекли пирожки, катались на велосипеде, много гуляли, и все это обсуждали.

В наше время программа «Школы России» идет по системе 1–4, когда начальная школа состоит из четырех лет обучения. На мой взгляд, лучшие учебники – этой же программы, но по системе 1–3. Именно в них более логично строятся и раскрываются темы.

Вообще, «Школа России» – это такая база, на которую можно нанизать любую из программ, предлагаемых Министерством образования и науки России.

Правильно я понимаю, что переход из школы в школу на другую программу обучения со «Школы России» легче?

  • Да, легче, если учитель дает хорошую базу. Однако для педагога почти невозможно брать чистую программу и заниматься только по одному учебнику. Я, например, чередую классическую программу с математикой по Л.Г. Петерсон. Еще добавляю немножко из «Гармонии», немножко из «Системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова».

Большинство методистов говорят, что этого делать нельзя ни в коем случае. Но у меня большой опыт работы в школе. И, как показывает практика, не бывает универсальных решений для разных детей. Из трех моих выпусков в начальной школе мы ни разу не повторили наборы учебников. И темы, которые я выбирала по той же Петерсон, для каждого класса сильно отличались.

Сама знакома с некоторыми родителями, которые говорили: «Ну, не умеет он до школы читать и ладно. В школе научат!»

  • Да, такая принципиальная позиция некоторых родителей встречается все чаще. Правда, одно дело, когда они говорят «Пусть школа учит!» и ведут на программу «Школа России». Но когда они говорят то же самое и ведут ребенка на «Систему Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», совершают ошибку. Потому что эта программа рассчитана на подготовленного к школе ребенка. Программа «Перспектива» также рассчитана на то, что ребенок умеет читать, придя в 1 класс.

Я говорила с некоторыми составителями школьных программ начальной школы, и они уверены, что ребенок обязательно приходит в 1 класс подготовленным. Они удивлялись: «Что, он не умеет считать в пределах 10? Мы, конечно, это даем в наших учебниках, но постольку-поскольку…» А я им отвечала, что, имея опыт работы в английской гимназии, лично видела детей, которые шли в 1 класс, не умея считать вообще. Хотя в эту школу был отбор, ребят смотрели и учитель, и логопед, и психолог.

Что делать учителю, если в его классе разношерстные в плане знаний дети?

  • Допустим, в классе из 25 человек – 20 отлично подготовленные, а пять не умеют считать – такая ситуация не редкость. В «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова», например, большую часть начальной базы (счет в пределах десятка, чтение, письмо, если речь идет о первом классе) проходят пунктиром, и у учителя нет времени вытягивать отстающих. Тогда отработка ложится на родителей.

Предварительная подготовка нужна только к «Системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»? Расскажите об особенностях других программ.

  • Нет, не только в «Системе Эльконина-Давыдова». Возьмем программу «Перспектива». Автор азбуки – Климанова Л. Ф., учебника по математике – Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н. Дорофеев пришел к нам из средней школы. Специфика преподавания там другая, не как в начальной. И он, например, считает, что запоминать состав числа «3» – издевательство над учеником и учителем. Соответственно, этот этап в «Перспективе» пропущен, хотя он очень важный.

Эта программа предполагает обучение семимильными шагами, а потом в средней школе дети делают ошибки в базовых примерах. Есть, конечно, ученики, для которых эта система подходит, они прямо на генетическом уровне знают, что 3 – это 1 плюс 2, а если сложить 8 и 5, то получится 13.

Но 80% детей этого не знают! Опять же кто-то сильнее мотивирован на учебу и быстрее это все схватывает. А кому-то совершенно все равно, что 3=1+2, и чтобы его зажечь, учителю надо приложить немало труда.

«В программе «Начальная школа XXI века» (математика – В. Н. Рудницкая) текстовые задачи по математике начинают давать в апреле-мае, почти по окончании 1 класса, а это поздно. Но опытные учителя корректируют программу и начинают давать их гораздо раньше».

«В программе «Перспективная начальная школа» автор учебника по математике тоже из средней школы. Так что подход схож с «Перспективой».

Какую программу выбираете вы как опытный педагог?

  • Даже если мы набираем класс сильных детей, мы не можем на 100% сказать, как они будут успевать в школе. Потому что мы не знаем, как они усваивают материал. Сколько времени им понадобилось, чтобы добиться одного результата? Один, готовясь к первому классу, все освоил за полгода, с другим с 3 лет занимались… Моя задача – выучить всех детей, которые пришли в класс, а не скидывать программу на родителей. Поэтому я все-таки приверженец классики, которая доступна для детей любого уровня подготовки.

: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Школа России», «Гармония», «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Перспектива», «Планета знаний». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

В традиционных программах учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им. Именно эта методика обучения подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично - ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Однако, ни у кого не вызывает сомнений многолетний опыт и результативность обучения по традиционным программам.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова до сих пор вызывают множество вопросов и обсуждений. Причин этому чаще всего две. Первая - в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая - мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно. Структура этих программ не предполагает четкого деления на темы, нет привычного выделения правил, которые нужно выучить, нет однотипных заданий, расположенных подряд. Эти программы обучения подразумевают совершенно новый подход к процессу обучения - более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих программ - научить ребенка мыслить нестандартно.

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Итак, рассмотрим все программы.

Программа «Школа России»

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. «Школа России» - это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения - то, что она устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Программа решает следующие задачи:

· личностное развите младших школьников;
· гражданско-ориентированное образование младших школьников;
· формирование глобально-ориентированного мышления;
· обеспечение экоадекватного образования.

Учебники программы “Школа России”:

Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

Русский язык (2 линии). Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Литературное чтениe. Климанова Л.Ф.

Математика. Моро М.И. и др.

Окружающий мир. Плешаков А.А.

Изобразительное искусство (2 линии):

· 1-я линия. Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс).

· 2-я линия. Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).

Программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Плюсы этой программы: идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Программа "Гармония" успешно решает такие задачи как:

· формирование приемов умственной деятельности - анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение;
· приоритет самостоятельной работы учащихся;
· активное включение в познавательную деятельность путем наблюдения, выбора, преобразования, конструирования;
· соблюдение баланса между интуицией и знанием;
· опора на опыт ребенка;
· единство интеллектуальных и специальных умений.

Учебники программы «Гармония»:

Русский язык, Обучение грамоте, Букварь. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.

Литературное чтение. О.В. Кубасова.

Математика. Н.Б. Истомина.

Окружающий мир. О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин.

Технология. Н.М. Конышева.

Английский язык. М.З. Биболетова, Е.А. Ленская, Н.В. Добрынина и др.

Изобразительное искусство. Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев

Музыка. М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева

Физическая культура. Р.И. Тарнопольская, Б.И. Мишин

Программа «Начальная школа 21 века»

Эта программа является результатом многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО (ныне ИСМО), а также ряда сотрудников Российской академии образования. Руководитель проекта – Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

В этой программе очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является - научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть.

Задачи, которые решает программа «Начальная школа 21 века»:

· использование наглядно-образного мышления, соответствующего детям этого возраста;
· включение игровых методов обучения.

Учебники программы «Начальная школа 21 века»

Учитывая все вышеизложенное, авторский коллектив создал средства обучения для учащихся – учебники, рабочие тетради. А для учителя книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др. Здесь предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».

Программа «Школа 2100»

«Школа 2100» под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Задачи, решаемые в рамках программы "Школа 2100":

· непрерывность и приемственность образования по всем школьным предметам;
· самостоятельное открытие детьми нового знания;
· формирование единой картины мира;
· ориентация на творческое начало в учебной деятельности;
· возможность для каждого ребенка продвигаться в своем темпе.

Учебники программы «Школа 2100»:

Информатика в играх и задачах. А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова.

Букварь, Русский язык, Прописи. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, М. А. Яковлева.

Окружающий мир. А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, О. А. Куревина.

Литературное чтение. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

Детская риторика. Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина.

Математика. Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких; и т.д.

Программа «Классическая начальная школа»

В основе программы «Классическая начальная школа» - целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе - классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Классическая начальная школа - это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

Задачи, решаемые в рамках программы «Классическая начальная школа»:

· сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.

Учебники программы «Классическая начальная школа»:

Литературное чтение. Чтение и литература. Джежелей О.В.

Русский язык. Рамзаева Т.Г.

Математика. Александрова Э.И.

Окружающий мир. Мир и человек. Вахрушев А.А. и др.

Окружающий мир. Введение в историю (3-4 класс). Саплин А.И., Саплина Е.В.

Изобразительное искусство. Кубышкина Э.И., Кузин В.С.

Технология. Своими руками. Малышева Н.А.

Музыка. Кичак Т.Н., Алеев В.В.

Программа «Перспективная начальная школа»

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Учебники программы «Перспективная начальная школа»:

Азбука. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

Русский язык. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

Литературное чтение. Чуракова Н.А.

Математика. Чекин А.Л.

Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

Музыка (1-2 класс). Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

Технология. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.

Информатика (2-4 класс). Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа «Перспектива»

Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования. Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

Задачи образовательной системы «Перспектива»:

· формирование умения учиться, включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
· изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный;
· развитие логического и образного мышления, воображения, интуиции;
· формирование системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации в жизни.

Учебники программы «Перспектива»:

– Русский язык. Азбука. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

– Литературное чтение. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Английский язык 2-4 класс «Английский в фокусе» («Spotlight») и «Звездный английский» (“Starlight”). Дули Д., Быкова Н.И., Эванс В., Поспелова М.Д., Баранова К.М., Копылова В.В., Мильруд Р.П.

Немецкий язык 2-4 класс. Рыжова Л.И., Фомичева Л.М., Бим И.Л.

Испанский язык 2-4 класс. Бухарова Ю.А., Воинова А.А., Морено К.В.

Французский язык 2-4 класс. Белосельская Т.В., Касаткина Н.М., Береговская Э.М.

– Математика. «Учусь учиться». Гусева А.В. Петерсон Л.Г.

– Информатика. Семёнова А.Л., Рудченко Т.А.

– Окружающий мир. Новицкая М.Ю., Плешаков А.А.

– Музыка. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.

Программа «Планета знаний»

Основная особенность этой программы заключается в ее целостности - в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий.

Задачи образовательной системы «Планета знаний»:

· умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций;
· работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами;
· овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации;
· самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
· определять способы контроля и оценки деятельности;
· определять причины возникающих трудностей и пути их устранения;
· умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Учебники программы «Планета знаний»:

– Обучение грамоте и чтению. Букварь. Андрианова Т.М.

– Русский язык. Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс), Желтовская Л.Я. (2-4 класс) –

– Литературное чтение. Кац Э.Э.

– Математика. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

– Окружающий мир. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс), Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплин А.И., Саплина Е.В. (3-4 класс) .

– Английский язык (2-4 класс). Ларькина С.В., Горячева Н.Ю., Насоновская Е.В.

– Музыка. Бакланова Т.И.

– Изобразительное искусство (1-2 класс). Сокольникова Н.М., Ломов С.П.

– Технология (1 класс). Нефедова Е.А., Узорова О.В.

Система Занкова

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы - это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали».

Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Задачи обучения по системе Занкова:

· формирование целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства;
· создание условий для осознания процесса учения каждым школьником;
· реализация активных форм познания: наблюдение, опыты, дискуссия;
· актуализация практической значимости изучаемого материала для обучающихся;
· развитие информационной культуры – проведение исследовательских и проектных работ.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения.

Уровень преподаваемых предметов - предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче.

Задачи, решаемые системой Эльконина-Давыдова:

· создание комфортной атмосферы обучения (отсутствие отметок: оценка работы учеников происходит на качественном уровне в виде рекомендаций);
· дети не переутомляются, перегружая память многочисленными новыми сведениями;
· развитие способности необычно, глубоко мыслить.